Научная статья на тему 'Поликультурное образование в молодежной среде аграрного вуза'

Поликультурное образование в молодежной среде аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / MULTICULTURAL EDUCATION / UNIVERSITY / INTERNATIONAL ACTIVITY / VALUE ORIENTATIONS / MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

Актуальность данной статьи обусловлена рассмотрением проблемы поликультурного образования в период значительного влияния процесса глобализации на развитие системы высшего образования, особенно в тех университетах, где активно развивается экспорт образовательных услуг. Анализ зарубежной и отечественной литературы указывает, что целью поликультурного образования выступает формирование человеческой культуры, творческой личности, способной к продуктивной деятельности в поликультурной среде. Результаты проведенного анкетирования позволяют заключить, что для успешного развития поликультурного образования необходимо выявить ценностные ориентиры современной студенческой молодежи, которые помогут преподавателю в организации воспитания студентов на толерантной основе. Авторы статьи выражают уверенность в том, что процесс активного взаимодействия всех субъектов поликультурного образования во всех видах деятельности должен быть целенаправленным и систематическим, успешно разрешая проблемы современной студенческой молодежи, которые ставит перед ней современная действительность.The relevance of this article is due to the consideration of the problem of multicultural education during the period of the significant impact of globalization on the development of the higher education system, especially in those universities where the export of educational services is actively developing. Analysis of foreign and domestic literature indicates that the purpose of multicultural education is the formation of human culture, a creative personality capable of productive activity in a multicultural atmosphere. The results of the questionnaire make it possible to conclude that for the successful development of multicultural education it is necessary to identify value guidelines of modern student youth, which will help the teacher in the organization of students’ education on a tolerant basis. The authors of the article express confidence that the process of active interaction of all subjects of multicultural education in all types of activities should be purposeful and systematic, successfully solving the problems of modern student youth, which are put before them by modern reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование в молодежной среде аграрного вуза»

товности к выступлению, а затем, соревновательный, решающий задачу реализации достигнутой готовности.

После выступления на заключительном этапе ВсОШ в 9-11 классах традиционно начинаются экзамены, подготовка к которым зачастую перемещает на задний план занятия физическими упражнениями, и в основном двигательная активность в течение всего летнего периода связана с активным отдыхом. Эти изменения воздействий на организм, связанные со снижением нагрузки и отказ от специфических упражнений, отражают задачи переходного периода годичного макроцикла подготовки юношей и девушек к выступлению на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура». На рисунке 2 представлена структура макроцикла подготовки школьников к выступлению на олимпиаде. Макроцикл имеет одноцикловую структуру, мезоциклы, представленные в каждом периоде, решают четкие задачи, которые отчасти решаются каждым микроциклом.

ВЫВОДЫ

1. По итогам исследования была определена динамика нагрузки в различные периоды подготовки школьников 15-17 лет к ВсОШ по предмету «Физическая культура». Она соответствует принципу волнообразности динамики нагрузки - с целью повышения уровня тренированности она увеличивается, а затем, непосредственно перед выступлением в том или ином этапе, снижается для наилучшей реализации своей подготовленности.

2. В процессе исследования был разработан примерный макроцикл подготовки юношей и девушек 15-17 лет к выступлению на ВсОШ с детализацией величины нагрузки в основных структурных объектах большого цикла подготовки. Его целесообразно использовать как структурную основу ежегодной подготовки школьников для выступления в олимпиаде по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мачканова, Е.В. Особенности подготовки школьников 9-11 классов к всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / Е.В. Мачканова, А.А. Федотова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 204-208.

2. Подготовка подростков 15-17 лет г. Москвы к выступлению на всероссийской олимпиаде школьников по учебному предмету «Физическая культура» / Е.В. Мачканова, А.А. Федотова, Н.А. Гуделева, А.В. Кучерявенко // Спортивно-педагогическое образование. - 2019. - № 3. - С. 3846.

REFERENCES

1. Machkanova, E.V. and Fedotova, A.A. (2019), "Feature of preparation of school-students of 9-10 grades to all-Russian Olympiad on the academic subject of "Physical Education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 204-208.

2. Machkanova, E.V., Fedotova, A.A., Gudelyova, N.A. and Kucheryavenko, A.V. (2019), "The training of adolescents aged 15-17 for the performance at the all-Russian Olympiad on the academic subject of "Physical Education", Sport and pedagogical education, No. 3, pp. 38-46.

Контактная информация: shalnoj_opossum@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.04.2020

УДК 378

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ АГРАРНОГО

ВУЗА

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Капиталина Алексеевна Рокитянская, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский госу-

дарственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

Аннотация

Актуальность данной статьи обусловлена рассмотрением проблемы поликультурного образования в период значительного влияния процесса глобализации на развитие системы высшего образования, особенно в тех университетах, где активно развивается экспорт образовательных услуг. Анализ зарубежной и отечественной литературы указывает, что целью поликультурного образования выступает формирование человеческой культуры, творческой личности, способной к продуктивной деятельности в поликультурной среде. Результаты проведенного анкетирования позволяют заключить, что для успешного развития поликультурного образования необходимо выявить ценностные ориентиры современной студенческой молодежи, которые помогут преподавателю в организации воспитания студентов на толерантной основе. Авторы статьи выражают уверенность в том, что процесс активного взаимодействия всех субъектов поликультурного образования во всех видах деятельности должен быть целенаправленным и систематическим, успешно разрешая проблемы современной студенческой молодежи, которые ставит перед ней современная действительность.

Ключевые слова: поликультурное образование, университет, международная деятельность, ценностные ориентиры, поликультурная среда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p306-312

MULTICULTURAL EDUCATION AMONG THE YOUTH OF AGRARIAN

UNIVERSITY

Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kapitalina Alekseevna Rokityanskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecture, The Vavilov

Saratov State Agrarian University

Abstract

The relevance of this article is due to the consideration of the problem of multicultural education during the period of the significant impact of globalization on the development of the higher education system, especially in those universities where the export of educational services is actively developing. Analysis of foreign and domestic literature indicates that the purpose of multicultural education is the formation of human culture, a creative personality capable of productive activity in a multicultural atmosphere. The results of the questionnaire make it possible to conclude that for the successful development of multicultural education it is necessary to identify value guidelines of modern student youth, which will help the teacher in the organization of students' education on a tolerant basis. The authors of the article express confidence that the process of active interaction of all subjects of multicultural education in all types of activities should be purposeful and systematic, successfully solving the problems of modern student youth, which are put before them by modern reality.

Keywords: multicultural education, university, international activity, value orientations, multicultural environment.

ВВЕДЕНИЕ

Россия исторически объединила в своем составе множество стран и народов, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию. Полиэтнический состав населения, свободное сосуществование и активное взаимовлияние разных этнических традиций и языков придают общему культурно-цивилизационному потенциалу России особую устойчивость и открытость.

Развитие процессов глобализации оказывает существенное влияние на все сферы человеческой жизни и является одним из значимых факторов, оказывающих воздействие на развитие системы высшего образования в России. С каждым годом все больше иностранных граждан приезжает в Россию для получения высшего образования. Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013— 2020 гг., доля иностранных студентов, обучающихся в России, должна вырасти с 2,3% в 2011 г. до 10% к 2020 г. [1]. В настоящее время в университетах Российской Федерации

активно развивается экспорт образовательных услуг. Это одно из приоритетных направлений международной деятельности университетов. Под экспортом образовательных услуг понимается деятельность вуза по привлечению и обучению иностранных граждан [3]. В настоящее время развитие высшего образования диктует свои правила, и любой вуз, желающий сохранить за собой лидирующие позиции на современном рынке образовательных услуг, просто не может и не имеет права их игнорировать [4]. Совсем недавно институт международных образовательных программ Саратовского аграрного университета, который вошел в состав консорциума опорных образовательных организаций - экспертов Российского образования, переименован в Институт международных связей. С появлением нового названия институт продолжает заниматься образовательной деятельностью, но теперь в его работу входит развитие международного сотрудничества, экспортирование технологий, продуктов научного труда вуза, а также организация работы подготовительных курсов для студентов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Таким образом, расширение масштабов межкультурного взаимодействия нуждается в углубленном понимании национальных и глобальных вопросов, в развитии поликультурных составляющих высшего образования. Поликультурное образование является неотъемлемой, органической частью единой системы образования и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации. Отсюда следует, что проблема развития поликультурного образования актуальна для всех регионов и территорий России.

МЕТОДИКА

Анализ природы поликультурного образования, экспликация его места и значения в системе человеческой жизнедеятельности, роли как культурной ценности, взаимоотношений с другими формами и типами мироориентации представляет в последнее время одну из наиболее интенсивно обсуждаемых тем как в зарубежной (Р. Акуна, Б. Байглоу, Б. Петерсен, Дж. Бэнкс, К. Бэннет, М. Гибсон. К. Грант, П. Лимерик, Д. Милнер и др.), так и в отечественной (О.В. Аракелян, М.Л. Воловикова, О.В. Гаганова, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, С.У Наушабае-ва, Н.П. Цыбанев, А.В. Шафрикова и др.) литературе. Например, О.В. Гукаленко определяет «поликультурное образование» как «процесс формирования и развития у учащейся молодежи представлений о многообразии культур в мире и своей стране, воспитания у них позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развития умений и навыков гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями других культур» [2]. Г.В. Палаткина обозначает «поликультурное образование» как «инновационное движение в образовании». Она исходит из того, что «это идея, процесс и инновационное движение в образовании, которое обеспечивает равные права и возможности в получении образования для всех расовых, этнических и социальных групп, функционирующих в обществе, путем системного изменения образовательной среды таким образом, чтобы она отражала их интересы и потребности, если они не входят в противоречия с законом. Оно направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия, а также и инновационных новообразований молодому поколению» [6] В целом анализ заявленной проблемы показывает, что для ее решения необходим особый диалогический способ мышления. Он не задан человеку изначально, его необходимо формировать и развивать. В условиях непростой этнокультурной ситуации, в которой существуют сегодня Россия и весь остальной мир, особое значение приобретает сама возможность поликультурных диалогов с другими. Представляется, что поликультурный аспект современной цивилизации может стать мощной гуманистической парадигмой межкультурного диалога. Диалог и толерантность - не противники поликультурности, это ее базис [5]. Именно на поликультурное образование нацелено большинство международных образовательных

программ и проектов Совета Европы, Европейского Союза и ЮНЕСКО, в которых говорится о важной, значимой роли на международном уровне учебных учреждений высшего образования. Поэтому в настоящее время, оценивая эффективность работы вуза, Министерство образования и науки в первую очередь рассматривает его международную деятельность. Так, например, 15 ноября состоялся ознакомительный визит в Саратовский ГАУ Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра Посольства Японии в России гражданина Аики Тосихиро. В ходе встречи врио ректора Д.А. Соловьев представил гостю основные проекты и экспозиции университета. Аики Тосихиро посетил музей истории, центр инновационных разработок, учебные классы компаний «Subaru», «Полесье», «Rehau» и «Агросигнал», учебно-выставочный класс компании «Stihl», инновационный центр тракторостроения «Belarus». В ландшафтном центре была организована выставка икебана и чайная церемония. На встрече обсуждалось создание международной академии при агропредуниверсарии. Предложено пригласить преподавателя японского языка, который мог бы вести занятия для студентов в данной академии. Это необходимо для создания возможности обмена студентами, что очень заинтересовало гостей. Ими был проявлен интерес к сотрудничеству в сфере аграрного образования и аграрной науки, эти вопросы также обсуждались на встрече. Кроме того, в рамках Платформы подготовки кадров для японо-российского экономического сотрудничества и гуманитарных обменов были предложены организация семинаров, летних школ и обменных программ на базе площадок университета, открытие филиала Японской кулинарной школы на кафедре «Технологии продуктов питания», в целях обучения студентов искусству японской кухни и подготовки дипломированных специалистов для японо-азиатских ресторанов, а также организация факультетов, дополнительных образовательных программ и курсов японского языка.

Для студентов университета образовательное учреждение - это та среда, где человек проводит много времени и формируется как личность. Каждый иностранный студент проходит процесс социальной адаптации к жизни в России и к процессу обучения в университете. Этот процесс активно изучается в отечественной науке с позиций социологии, социальной психологии, педагогики, где анализируются закономерности и особенности, обусловленные национальными и культурными различиями иностранных студентов для их интеграции в российское студенческое сообщество с целью успешной адаптации и качественного прохождения образовательной программы. Изучив аналитические обзоры проведенных по этой проблеме исследований (С.И. Моднов, Л.В. Ухова, И.О. Кривцова, И.А. Поздняков и др.), согласимся, что у каждого обучающегося свой внутренний мир, свое видение и оценка разных аспектов социальных явлений. Это порождает широкий диапазон взглядов и противоречий. Их разрешение возможно только с помощью поликультурного подхода.

Студенты имеют возможность обучаться на всех направлениях подготовки в СГАУ. Для того чтобы определить ценностные ориентиры современной студенческой молодежи была разработана анкета, где в качестве респондентов были выбраны студенты 1-2 курсов направления подготовки «Пожарная безопасность» и «Агроинженерия», именно здесь с русскими студентами учится большая часть иностранных студентов из стран Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Вопрос анкеты должен был выявить - какие поступки могут быть оправданы, иногда допустимы и недопустимы никогда, среди представленных вариантов: употребление наркотиков, публичное проявление неприязни к другим национальностям, обогащение за счет других, уклонение от службы в армии. Согласно результатам, отрицательное отношение сложилось к проявлению неприязни к другим национальностям, которое говорит о взаимоуважении и личностных ценностях молодежи. Ответы на вопрос о целесообразности и эффективности создания смешанных студенческих групп позволяют сделать вывод о том, что в целом среди студентов складываются неконфликтные, благоприятные отношения. Полученные данные

следующих вопросов свидетельствуют о необходимости вовлечения, как русских, так и иностранных студентов в совместные культурно-массовые, спортивные и научные мероприятия, проводимые в университете; респонденты ответили да - 78%; не знаю - 17% и нет - 5%. Что касается критериев, согласно которым оцениваются люди и их положение в обществе, респондентам необходимо было разместить по шкале предпочтений следующие категории: честность, доброта, успешность в карьере, интеллект, обеспеченность, внешняя привлекательность, положение в обществе, щедрость, самостоятельность. Однозначно было отдано предпочтение честности (1-2 место - 83%), доброте (1-2 место -64%), интеллекту (с 1 по 3 место отметили 56%). На последних позициях рейтинга оказались обеспеченность, успешность, положение в обществе. Из этого следует, что, прежде всего, оценивают других людей по их личным моральным качествам и способностям. На вопрос «считаете ли вы себя патриотом?» были получены следующие ответы: «да» -82%, «нет» - 8%, затруднились ответить - 10%. Большинство респондентов считают, что нам есть, чем гордиться - к примеру, традициями и историей своего народа. Так, 27 февраля в СГАУ прошла концертная программа, посвященная Дню Туркменистана. Иностранные студенты рассказали о своей Родине настолько подробно и наглядно, что зрители словно совершили путешествие в эту прекрасную страну. Ресурсы, природные красоты, животный мир, музыкальные инструменты, национальные блюда, костюмы Туркменистана - обо всем этом пели, танцевали, рассказывали стихи, показывали фильмы. Конечно, иностранные студенты волновались, но они не были одни, чувствовали поддержку со стороны русских студентов и преподавателей, которые им активно помогали и в подготовке, и в проведении праздника. Создание поликультурной среды в вузе предполагает взаимную ответственность всех участников воспитательного процесса.

Предложение президента Путина В.В. отметить подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны путем присвоения городам, внесшим наибольший трудовой вклад в Победу над фашистской Германией статуса «Город трудовой доблести», вызвало широкий отклик у саратовцев. К этой акции, в поддержку нашего города подключились преподаватели и студенты Саратовского ГАУ, организовав работу по сбору необходимых материалов (фотографии, архивные материалы, награды) о трудовом героизме саратовцев в военные годы. Много сведений остается в семьях. Так, студент 2 курса познакомил куратора и свою группу со своей семьей, своим прадедом, ветераном Великой отечественной войны, Почетным гражданином России Трушиным Василием Ивановичем, которому в этот день исполнилось 96 лет.

Получив серьезное ранение в бою под Москвой, он возвращается в Саратов и направляется военкоматом на авиационный завод, который в годы войны был известен всей военной авиации своими самолетами-истребителями Як-1 и Як-3. Семейной ценно -стью были 2 фотографии - на одной молодой Трушин с рабочими своей бригады на заводском аэродроме отправлял на фронт Як-1 со словами «Защитникам Сталинграда»; на другой, которая осталась от погибшего друга-фотокорреспондента, - завод в руинах после немецкой бомбежки. Рассказал ветеран о стахановских вахтах среди молодежи завода, всеобщим лозунгом, было - пока не выполнишь задания, не уходи домой. Помогали друг другу выполнить и перевыполнить сменные задания, жили единой верой в победу. Поздравляли ветерана с днем рождения не только студенты, но и представители городской администрации и Совета ветеранов войны и труда. Очень трогательно было в конце встречи, когда с согласия Василия Ивановича, в поддержку присвоения города высокого статуса, семья передала одну из своих ценных семейных фотографий. Иностранные студенты внимательно слушали рассказ героя-ветерана, на вопрос знают ли они какие-нибудь военные песни, один из студентов спел песню «В землянке» при поддержке всех присутствующих. В далеком Ашхабаде на день Победы собирается вся большая семья этого студента и в память о своем прадеде, погибшем под Сталинградом, поют эту песню. Эта встреча осталась незабываемой для молодежи.

Современный этап развития поликультурного образования наполнен противоречиями и проблемами. Он требует от преподавателя высшей школы организацию воспитания студентов на толерантной основе, т.е. - наполнение ненасильственным отношением межличностных взаимодействий внутри студенческого коллектива, обучение бесконфликтному общению, сотрудничеству, принятие альтернативных решений в процессе возникающих вопросов. Очень важную роль играет активное взаимодействие по проблемам поликультурного воспитания педагогов с родителями.

ВЫВОДЫ

Подводя итог, стоит отметить, что поликультурное образование позволяет совместно и иностранным, и русским студентам активнее проявлять себя во всех видах деятельности университета: учебной, воспитательной, культурно-массовой, научно-исследовательской, информационно-коммуникативной, стирая границы национальностей и популяризуя русский язык как язык международной коммуникации, это должен быть целенаправленный, систематический процесс. Тогда задачи поликультурного воспитания молодежи, которые ставит современная действительность перед образованием можно решить благодаря взаимной ответственности всех участников воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 // Гарант : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения: 12.03.2020).

Гукаленко, О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве : дис. ... д-ра пед. наук / Гукаленко Ольга Владимировна. - Ростов-на-Дону, 2000. - 494 с.

О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 -2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р // КонсультантПлюс : [сайт]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения: 12.03.2020)

Мизюрова, Э.Ю. Формирование творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета / Э. Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 148-152.

Новолодская, С. Л. Философский аспект поликультурного образования / С. Л. Ново-лодская // Научное обозрение. - 2009. - № 6. - С. 130-135.

Палаткина, Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования : дис. ... д-ра пед. наук / Палаткина Галина Владимировна. - Москва, 2003. - 400 с.

REFERENCES

1. Government program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020, available at: http: //window.edu.ru/resource/823/76823.

2. Gukalenko, O.V. (2000), Theoretical and methodological foundations ofpedagogical support for the protection of migrant students in a multicultural educational space, dissertation, Rostov-on-Don.

3. Government of the Russian Federation (2014), Order of the of December 29, 2014 N 2765-r On the Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016 - 2020, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677//

4. Mizyurova, E.Yu. (2017), "Creative approach formation to the students' professional training at agrarian university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp 148-152

5. Novolodskaya, S. L. (2009), "The Philosophical aspect of multicultural education", Scientific review, No. 6, pp 130-135.

6. Palatkina, G. V. (2003), Ethnopedagogical factors of multicultural education, dissertation, Moscow.

Контактная информация: Elvmiz@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2020

УДК 796.015:612

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИВЕРЖЕННОСТИ К РАЗНЫМ МЕТОДАМ АЭРОБНОЙ РАБОТЫ У СПОРТСМЕНОВ СИЛОВЫХ ВИДОВ СПОРТА С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ: РАНДОМИЗИРОВАННОЕ КОНТРОЛИРУЕМОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Александр Борисович Мирошников, кандидат биологических наук, доцент, Александр Дмитриевич Форменов, аспирант, Андрей Вадимович Смоленский, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Москва

Аннотация

Гипертоническая болезнь является частым диагнозом у спортсменов силовых видов спорта, а аэробная высокоинтенсивная и равномерная работа, рекомендуется специалистами, как немедикаментозное средство в профилактике и лечении повышенного артериального давления. В исследовании предпринимается попытка оценить приверженность к разным методам неспецифичной аэробной работы, которая применяется для спортсменов силовых видов спорта с артериальной ги-пертензией.

Ключевые слова: приверженность, гипертония, артериальная гипертензия, пауэрлифтинг, высокоинтенсивная интервальная тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p312-320

COMPARATIVE ANALYSIS OF ADHERENCE TO DIFFERENT METHODS OF AEROBIC WORK IN POWER SPORTS AMONG THE ATHLETES WITH ARTERIAL HYPERTENSION: THE RANDOMIZED CONTROLLED TRIAL

Aleksandr Borisovich Miroshnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksandr Dmitrievich Formenov, the post-graduate student, Andrey Vadimovich Smolensky,

the doctor of medical sciences, professor, department chairman, Russian State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Moscow

Abstract

Hypertension is a frequent diagnosis among the athletes of power sports, and aerobic high-intensity and uniform work is recommended by specialists as a non-medicinal agent in the prevention and treatment of high blood pressure. The study attempts to assess adherence to various methods of nonspecific aerobic work, which is used for power sports athletes with arterial hypertension.

Keywords: adherence, hypertension, arterial hypertension, powerlifting, high-intensity interval training.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно эпидемиологическим данным, сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти и инвалидности во всем мире [16]. Люди, у которых развивается ССЗ, не только имеют ряд хронических заболеваний, которые ведут к снижению качества жизни, но и создают тяжелое экономическое бремя для своих семей и общества. Исторически гипотеза «Спортивного сердца» поощряла дихотомический взгляд на адаптацию сердца к спортивным тренировкам, в зависимости от того, была ли физическая активность динамической (бегуны и пловцы), приводящей к «кардиомегалии» или изометрической (спортсмены силовых видов спорта) с четкими периферическими адап-тациями, очевидным увеличением размера сердца и артериальным давлением (АД) [21].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.