Научная статья на тему 'Поликультурная подготовка педагога - актуальная проблема современной высшей школы'

Поликультурная подготовка педагога - актуальная проблема современной высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / POLYCULTURAL EDUCATION / POLYCULTURAL TRAINING OF TEACHERS / POLYCULTURE / POLYCULTURAL SPACE / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Лидия Владимировна

Рассматривается проблема подготовки педагогов для работы в поликультурном образовательном пространстве. Обосновывается актуальность пересмотра целей, задач и содержания педагогического образования с учетом запросов современного поликультурного общества, выявлены требуемые поликультурные знания и умения педагога на основе анализа трудов российских ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Лидия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of training teachers for working in polycultural educational space. There is substantiated the topicality of reconsidering the aims, tasks and the content of the pedagogical education taking into account the requirements of modern polycultural society. There are revealed the required polycultural knowledge and skills of teachers on the basis of analyzing the works of the Russian scientists.

Текст научной работы на тему «Поликультурная подготовка педагога - актуальная проблема современной высшей школы»

педагогические науки

Brief view on the history of the dictation

The article deals with the methodology of the dictation used in the West European didactics during the XVII - the second half of the XVIII century). There are defined the chronological frameworks of the implementation period in the native linguistic and methodological practice and the adaptation of the dictation. There are revealed the deep historical bases that determine the appearance of linguistic and methodological binary opposition "copying vs dictation".

Key words: dictation, copying, brothers Leikhoudis, military schools.

(Статья поступила в редакцию 17.07.2019)

л.в. осипова

(Волгоград)

поликультурная подготовка

педагога - актуальная

проблема современной

высшей школы*

Рассматривается проблема подготовки педагогов для работы в поликультурном образовательном пространстве. Обосновывается актуальность пересмотра целей, задач и содержания педагогического образования с учетом запросов современного поликультурного общества, выявлены требуемые поликультурные знания и умения педагога на основе анализа трудов российских ученых.

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурная подготовка педагога, поликультурность, поликультурное пространство, критическое мышление.

В настоящее время педагогическое образование в России отмечено интенсивной модернизацией вследствие требований современного российского общества и мира в це-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

О Осипова л.в., 2019

лом. Процессы глобализации, происходящие во всех сферах деятельности современного человека - социальной, культурной, информационной, образовательной, экономической, политической, вызывают трансформацию его сознания и выдвигают перед педагогической наукой и практикой новые цели и задачи, в соответствии с которыми необходимо осуществлять подготовку педагога нового типа, способного жить и работать в условиях поликультурного пространства, успешно обучать и воспитывать учащихся независимо от их идентичностей. Таким образом, профессиональная деятельность педагога становится специфичной из-за культурного многообразия образовательной среды. Поликультурная направленность современного образования признается сегодня многими исследователями (И.С. Бессарабова [1], М.Б. Богус [2], A.A. Васильева [3], Л.Л. Супрунова [20] и др.) одним из главных условий реализации данных положений, а поликультурность становится неотъемлемой частью профессионализма педагога, что также находит подтверждение на федеральном уровне. Наример, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. указаны цели и задачи поликультурного характера: необходимость воспитания граждан, которые способны проявлять уважение к свободе, интересам и правам личности, религиозному, культурному, языковому и национальному многообразию в стране и мире [13]. ФГОС ВО 3++ по направлению «Педагогическое образование» указывает на необходимость формирования универсальной компетенции выпускника, также имеющей поликультурный характер: способность восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах [14].

В нашей стране Концепция поликультурного образования в общеобразовательной школе (1999) [10] и высшей школе (2003) [9] разработана исследователями Пятигорского государственного лингвистического университета. В последние годы идеи ученых активно развивались в теоретическом и практическом плане: особенности становления поликультурного образования в России (Г.Ж. Да-утова, С.М. Федюнина и др.), педагогическая поддержка учащихся-мигрантов (О.В. Гука-ленко и др.), особенности поликультурного пространства образовательного учреждения (А.М. Буттаева, И.В. Колоколова и др.), подго-

товка педагога к работе в поликультурном образовательном учреждении (В.В. Мирошниченко, Л.Ю. Зинова, A.A. Терсакова, Л.Т. Ткач и др.), концепции языкового поликультурного образования (В.М. Еремина, П.В. Сысоев, Т.Ю. Тамерьян и др.).

В научной литературе отсутствует универсальное определение поликультурного образования. Исследователи делают акцент на разных аспектах данного направления образовательной политики:

- образование, нацеленное на подготовку человека, который способен активно и эффективно функционировать в поликультурном обществе, понимать и уважать другие культуры (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супруно-ва) [12];

- образование, которое призвано сохранять и развивать многообразные культурные ценности, нормы, образцы и формы деятельности с последующей передачей этого богатства подрастающему поколению (А.В. Шафи-кова) [22];

- инновационное движение, направленное на обеспечение равноправия в сфере образования для всех представителей этнокультурных и социальных групп посредством внесения системных изменений в образовательную среду с целью отражения интересов и потребностей граждан, не противоречащих закону (Г.В. Па-латкина) [16];

- образование, которое принимает во внимание национальные и культурные различия и включает разнообразные типы, модели и ценностные педагогические ориентации, адекватные мировоспритятию и потребностям этнокультурно многообразного населения (А.Н. Джуринский) [6];

- процесс формирования и развития необходимых умений и навыков, позволяющих распознавать различные виды дискриминации в обществе и противостоять им, чтобы не допустить повторения подобных случаев в будущем (Г.Д. Дмитриев) [7];

- создание условий, разработка технологий для интеграции человека в мировую культуру посредством системы образования (М.Н. Сираева) [18];

- особый образ мышления, в основе которого заложены идеи свободы, равенства и справедливости; образовательная реформа, требующая преобразования традиционной образовательной системы так, чтобы она удовлетворяла интересы, образовательные потребности и возможности учащихся независимо от идентичностей; междисциплинар-

ный процесс; процесс приобщения учащихся к мировому культурному наследию посредством овладения знаниями о родной и общенациональной культурах, вооружения учащихся умением критически мыслить, а также воспитания толерантности к культурным различиям - качеств, которые важны для жизни в поликультурном обществе и мире (И.С. Бессара-бова) [1].

В исследованиях отечественных ученых часто встречается такое понятие, как «поликультурное пространство» (О.В. Гукаленко, Н.М. Васильченко и др.). По мнению Н.М. Ва-сильченко, поликультурное пространство создает условия для диалога культур, культурной рефлексии, саморазвития личности [4]. о.В. Гукаленко подчеркивает, что пространство становится поликультурным только тогда, когда субъекты учебно-воспитательного процесса, взаимодействуя, порождают новые значения, смыслы и ценности и, таким образом, преобразуют учебную и социокультурную деятельность. Находясь в поликультурном пространстве, человеку необходимо, с одной стороны, стремиться сохранить свою культурную идентичность, а с другой - адаптироваться к условиям поликультурной среды. По словам ученого, это способен осуществить человек, который не ограничивается рамками своего культурного опыта, открывает для себя новые культурные модели и способы их освоения [5].

Некоторые исследователи (С.В. Иванова, С.В. Кривых, Г.В. Палаткина и др.) обращают внимание на разграничение понятий «пространство» и «среда» [8; 11; 16]. Данные понятия объединяют наличие условий, которые способствуют овладению обучающимися знаниями и умениями, а также приобретению педагогами образовательного опыта. В отличие от пространства, образовательная среда не существует независимо от обучающихся, предполагая присутствие человека в среде, взаимодействие и взаимовлияние окружения и субъекта. образовательная среда диктует необходимость проектирования образовательного пространства. При этом пространство может включать в себя несколько сред, которые сосуществуют и взаимодействуют в нем.

Вопрос о целях и задачах поликультурного образования исследуется многими современными учеными (Г.Д. Дмитриев, Г.В. Палаткина, Л.Л. Супрунова и др.). Систематизация подходов исследователей к данному вопросу позволяет выявить ряд ключевых целей и задач при подготовке педагога к работе в по-

ликультурной среде. Так, данный процесс подготовки должен быть ориентирован на достижение следующих целей:

- развитие планетарного (глобального) сознания педагога;

- знание, понимание, умение и владение педагогом разными способами ведения диалога (на родном и иностранном языке) с представителями различных этносов и культур как внутри страны, так и за ее пределами;

- способность педагога к организации своей профессиональной деятельности и деятельности обучающихся, принимая во внимание этнокультурные особенности группы;

- способность педагога к созданию условий, способствующих овладению обучающимися поликультурными знаниями и умениями с целью их эффективного функционирования в национальной и мировой культурах.

К задачам поликультурной подготовки педагога следует отнести:

- овладение педагогом образцами и ценностями родной, общенациональной и мировой культур, познание культурно-исторического опыта народов разных стран;

- стремление к постоянному профессиональному и личностному развитию с вниманием к качествам, которые адекватны потребностям поликультурного общества;

- умение определяться со своей культурной идентичностью и сохранять ее при активном инокультурном взаимодействии;

- умение оказывать помощь учащимся в определении их культурной идентичности;

- умение критически воспринимать получаемую информацию;

- желание постоянно совершенствовать свои навыки межкультурной коммуникации, повышать уровень владения иностранными языками; мотивировать воспитанников к изучению иностранных языков для того, чтобы учащиеся увидели своеобразие родной и других культур, тем самым обогащая свою культурную идентичность, формируя навыки межкультурного общения.

Реализации поставленных задач должно способствовать содержание поликультурной подготовки педагога, которое также нуждается в обновлении для соответствия запросам поликультурного общества. Отечественные исследователи (М.С. Полежаева [17], Н.В. Чека-лева [21] и др.) рекомендуют пересмотреть содержание дисциплин педагогического цикла с учетом следующих критериев:

- учебный материал должен отражать поликультурные идеи современного общества,

кие науки -

включая этнопедагогические особенности воспитания, характеристики межгруппового взаимодействия;

- учебный материал должен показывать самобытные черты, присущие народам, проживающим в России и в мире, при этом выявлять общие элементы традиций, которые способствуют мирному существованию народов и их взаимодействию.

содержание педагогического образования, направленное на формирование у педагогов готовности решать профессиональные задачи в поликультурной среде, должно способствовать:

- развитию социокультурной идентификации педагога как необходимого условия для вхождения в поликультурную среду;

- овладению педагогом базовыми понятиями из области поликультурного образования;

- формированию позитивного отношения к поликультурному составу класса или группы учащихся;

- формированию умений, которые составляют поведенческую культуру мира.

Модернизация педагогического образования требует разработки нового предметного содержания образовательных программ, которые должны учитывать не только культурно-образовательные традиции российской и зарубежной школы, но и современную культурную, конфессиональную и межэтническую политику. Необходимо также интегрировать предметную, психолого-педагогическую, методическую подготовку с учетом новейших научных достижений, взаимосвязи теории и практики.

в процессе поликультурной подготовки педагога исследователи (С.А. Павлова [15], Н.В. Чекалева [21] и др.) рекомендуют применять технологии проектного и рефлексивного обучения, технологии критического мышления. с помощью технологий проектного обучения студенты учатся проводить анализ конкретных педагогических ситуаций, предлагать свои подходы к разрешению проблемы без эгоистических мотивов, выслушивать противоположное мнение без антипатии к говорящему, давать оценку различным вариантам и подбирать наиболее подходящий в данном случае с обоснованием своего выбора, прогнозировать возможные риски при достижении результата. Технологии рефлексивного обучения помогают студентам осуществлять рефлексию как в устной (вести диалог, дискуссию и т. п.), так и в письменной (написание педагогического эссе и др.) форме, при этом помнить, что дис-

куссии о культурных различиях должны приводить не к отчуждению и вражде, а к поиску положительных путей коммуникации. Технологии критического мышления способствуют формированию и развитию умений критического восприятия любой информации, сравнительного анализа разных подходов к оценке одного и того же события, противостояния политической пропаганде, поиска альтернативных источников мнения, выявления односторонности и предвзятости суждений. По мнению ученых (Е.Г. Соловьева, Г.Ж. Фахрутди-нова [19]), следует наполнять учебные тексты информацией, отличающейся тенденциозностью, которая подменяет факты личным мнением, чтобы студенты учились выявлению стереотипов, эмоционально окрашенных слов и оценок, обобщений, ведущих к разжиганию межэтнической вражды, тем самым развивали навыки критического мышления на таких примерах.

По справедливому замечанию Г.Д. Дмитриева, критическое мышление является одним из способов интеллектуальной деятельности современного человека независимо от его профессии [7]. Следовательно, поликультурный педагог обязан непрерывно совершенствовать у себя навыки критического мышления, т. к. оно объединяет в себе элементы диалектического, диалогического, альтернативного, рефлексивного и других видов мыслительной деятельности.

Резюмируем изложенное выше. Культурное многообразие образовательной среды требует от современного педагога постоянного развития у себя следующих знаний и умений: изучение этнопсихологических и этнокультурных особенностей обучающихся; умение определять свою культурную идентичность и оказывать в этом помощь учащимся; умение рефлексировать, переоценивая учебный материал, методы обучения для включения новых вопросов культурного плюрализма в план своей работы; умение анализировать свои взгляды по многокультурным вопросам, освобождаться от неверных культурных стерео-типов; умение создавать и поддерживать благоприятную рабочую атмосферу в классе, не допускать случаев дискриминации среди учащихся, мотивировать обучающихся к обсуждению проблемных ситуаций, проявлять тактичность, чтобы каждый мог высказывать свое мнение, не боясь быть осмеянным или униженным; умение вовлекать обучающихся в совместную деятельность, используя культурное многообразие в классе как источник вза-

имообогащения и взаимообмена опытом и знаниями. Таким образом, процесс поликультурной подготовки педагога является длительным и непрерывным, диктует пересмотр целей, задач, содержания педагогического образования с учетом запросов современного поликультурного общества.

Список литературы

1. Бессарабова И.С. Поликультурное образование в России: современное состояние проблемы // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2012. № 5(69). С. 12-15.

2. Богус М.Б. Поликультурное образование в контексте мирового опыта // Вестн. Адыг. гос. унта. 2006. № 2. С. 83-84.

3. Васильева А.А. Поликультурное образование в вузе как средство формирования личности студента // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 13. С. 30-35.

4. Васильченко Н.М. Этнорегиональный компонент в поликультурном образовательном пространстве // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 2(40). С. 93-94.

5. Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как фактор социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи // Ценности и смыслы. 2014. № 4. С. 123133.

6. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

7. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Нар. образование, 1999.

8. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015. № 6(40). С. 23-28.

9. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации / сост. Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003.

10. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России / сост. В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999.

11. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Изв. Алт. гос. ун-та. 2010. № 1(2). С. 14-18.

12. Макаев В.В., Малькова З.А., Супруно-ва Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3-10.

13. о национальной доктрине образования в Российской федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 4 окт. 2000 г. № 751 // Рос. газ. 2000. 11 окт.

педагогические науки

14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.rU/fgosvo/6/4/24/94 (дата обращения: 26.07.2019).

15. Павлова С.А. Реализация концепции развития поликультурного образования в вузе // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2015. № 4. С. 71-79.

16. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 2(97). С. 32-36.

17. Полежаева М.С. Подготовка студентов -будущих учителей к работе в поликультурном образовательном пространстве: моногр. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2017.

18. Сираева М.Н. Поликультурное образование студентов - будущих педагогов в условиях лингвистического клуба: моногр. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2016.

19. Соловьева Е.Г., Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурное образование в системе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов // Казанская наука. 2013. № 2. С. 186-189.

20. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование как важное направление модернизации школы в постиндустриальном обществе // отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 3(18). С. 81-88.

21. Чекалева Н.В. Специфика подготовки будущего педагога в условиях поликультурного образования // Яросл. пед. вестн. 2018. № 4. С. 80-88.

22. Шафикова А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: дис. ...

канд. пед. наук. Казань, 1999.

* * *

1. Bessarabova I.S. Polikul'turnoe obrazovanie v Rossii: sovremennoe sostoyanie problemy // Izv. Vol-gogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 5(69). S. 12-15.

2. Bogus M.B. Polikul'turnoe obrazovanie v kon-tekste mirovogo opyta // Vestn. Adyg. gos. un-ta. 2006. № 2. S. 83-84.

3. Vasil'eva A.A. Polikul'turnoe obrazovanie v vu-ze kak sredstvo formirovaniya lichnosti studenta // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2012. № 13. S. 30-35.

4. Vasil'chenko N.M. Etnoregional'nyj kompo-nent v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranst-ve // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2011. № 2(40). S. 93-94.

5. Gukalenko O.V. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo kak faktor social'no-pedagogicheskogo obespecheniya bezopasnosti detej i molodezhi // Cennosti i smysly. 2014. № 4. S. 123-133.

6. Dzhurinskij A.N. Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonacional'nom sociume: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Yurajt, 2016.

7. Dmitriev G.D. Mnogokul'turnoe obrazovanie. M.: Nar. obrazovanie, 1999.

8. Ivanova S.V. Obrazovatel'noe prostranstvo i obrazovatel'naya sreda: v poiskah otlichij // Cennosti i smysly. 2015. № 6(40). S. 23-28.

9. Koncepciya polikul'turnogo obrazovaniya v vysshej shkole Rossijskoj Federacii / sost. Yu.S. Da-vydov, L.L. Suprunova. Pyatigorsk: Izd-vo PGLU, 2003.

10. Koncepciya polikul'turnogo obrazovaniya v sovremennoj obshcheobrazovatel'noj shkole Rossii / sost. V.V. Makaev, L.L. Suprunova. Pyatigorsk: Izd-vo PGLU, 1999.

11. Krivyh S.V. Sootnoshenie ponyatij «sreda» i «prostranstvo» v sociokul'turnom i obrazovatel'nom aspektah // Izv. Alt. gos. un-ta. 2010. № 1(2). S. 14-18.

12. Makaev V.V., Mal'kova Z.A., Suprunova L.L. Polikul'turnoe obrazovanie - aktual'naya problema so-vremennoj shkoly // Pedagogika. 1999. № 4. S. 3-10.

13. O nacional'noj doktrine obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 4 okt. 2000 g. № 751 // Ros. gaz. 2000. 11 okt.

14. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/6/4/24/94 (data obrashcheniya: 26.07.2019).

15. Pavlova S.A. Realizaciya koncepcii razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya v vuze // Vestn. Buryat. gos. un-ta. 2015. № 4. S. 71-79.

16. Palatkina G.V. Mul'tikul'turnoe obrazovanie: ravnye vozmozhnosti i ravnye prava // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2015. № 2(97). S. 32-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Polezhaeva M.S. Podgotovka studentov - bu-dushchih uchitelej k rabote v polikul'turnom obra-zovatel'nom prostranstve: monogr. Vladikavkaz: Izd-vo SOGPI, 2017.

18. Siraeva M.N. Polikul'turnoe obrazovanie stu-dentov - budushchih pedagogov v usloviyah ling-visticheskogo kluba: monogr. Izhevsk: Izd. centr «Udmurtskij universitet», 2016.

19. Solov'eva E.G., Fahrutdinova G.Zh. Poli-kul'turnoe obrazovanie v sisteme professional'noj podgotovki studentov - budushchih pedagogov // Ka-zanskaya nauka. 2013. № 2. S. 186-189.

20. Suprunova L.L. Polikul'turnoe obrazovanie kak vazhnoe napravlenie modernizacii shkoly v postindustrial'nom obshchestve // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014. № 3(18). S. 81-88.

21. Chekaleva N.V. Specifika podgotovki bu-dushchego pedagoga v usloviyah polikul'turnogo ob-razovaniya // Yarosl. ped. vestn. 2018. № 4. S. 8088.

22. Shafikova A.V. Mul'tikul'turnyj podhod k ob-ucheniyu i vospitaniyu shkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 1999.

Polycultural training of teachers -an urgent problem of modern higher school

The article deals with the issue of training teachers for working in polycultural educational space. There is substantiated the topicality of reconsidering the aims, tasks and the content of the pedagogical education taking into account the requirements of modern polycultural society. There are revealed the required polycultural knowledge and skills of teachers on the basis of analyzing the works of the Russian scientists.

Key words: polycultural education, polycultural training of teachers, polyculture, polycultural space, critical thinking.

(Статья поступила в редакцию 04.08.2019)

Е.А. ОПФЕР (Волгоград)

профессиональная

самоидентификация

студентов педагогического

вуза (сравнительный анализ опроса студентов вгспу 2008 и 2018 гг.)*

Проблема профессиональной самоидентификации будущих педагогов актуальна в свете изменений в законодательной базе системы образования, в социальных условиях существования педагогической профессии в России. Сравнительный анализ анкетирования студентов педагогических специальностей 2008 и 2018 гг. позволил выявить тренды в отношении будущих педагогов к их профессии.

Ключевые слова: профессиональная самоидентификация, педагогическое образование, педагогическая профессия, мониторинг мнений студентов.

Современная система высшего образования на протяжении многих лет находится в процессе непрерывного реформирования. Сокращение педагогических вузов в стране, не-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

прерывная смена образовательных стандартов, введение профессиональных стандартов при попытке приблизить российскую систему высшего образования к европейской модели, не потеряв при этом национальной уникальности, - это далеко не полный перечень факторов, которые оказали как позитивное, так и негативное влияние на качество высшего образования в целом и педагогического в частности.

Неоднозначность положения педагогического образования в России состоит в том, что под вопрос поставлена, во-первых, его самоценность как особого «способа» подготовки педагогических кадров; во-вторых, целесообразность овладения профессией педагога в рамках бакалавриата, а затем магистратуры [7]. Такая ситуация привела к значительному сокращению числа педагогических вузов в России. По разным данным, сегодня около 250 вузов реализуют программы по направлению «Педагогическое образование». В связи с этим возникает и социальная проблема, связанная с имиджем педагогической профессии в российском обществе. В частности, набор на педагогические профили подготовки последние годы в целом по России не имеет большого конкурса, а выпускники педагогических специальностей либо не идут работать по профессии, либо уходят из профессии после 12 лет работы.

Позиция государства по данному вопросу ясна, руководители государства и органов управления образованием неустанно говорят о возрастающей роли профессии педагога, ее значимости для воспитания современных граждан для российского общества. Однако отношение самих студентов педагогических специальностей к своей будущей профессии и их готовность работать по специальности не всегда очевидны. В поисках ответа на данный вопрос Центр мониторинга качества подготовки специалистов Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ), членом которого является автор статьи, провели лонгитюдное исследование особенностей профессиональной самоидентификации студентов педагогических специальностей ВГСПу.

В основу исследования была положена теория заинтересованных сторон [9]. Проектирование мониторингового обследования осуществлялось в соответствии с результатами исследований по проблеме мониторинга в сфере образования [5; 6; 8]. Для разработки анке-

О Опфер Е.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.