Научная статья на тему 'Особенности подготовки школьников 9-11 классов к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету "Физическая культура"'

Особенности подготовки школьников 9-11 классов к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету "Физическая культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ 9-11 КЛАССОВ / ALL-RUSSIAN OLYMPIAD ON THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION" / PREPARATION OF STUDENTS OF GRADES 9-11

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мачканова Елена Вячеславовна, Федотова Анастасия Александровна

Статья представляет исследование эффективности подготовки школьников 9-11 классов к выступлению на всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура». В исследовании проводится целесообразность выбора средств подготовки, а также анализ объема различных направленностей подготовки школьников за период цикла подготовки 2017-2018 уч. г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мачканова Елена Вячеславовна, Федотова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of preparation of school-students of 9-10 grades to All-Russian Olympiad on the subject "Physical education"

The article presents the study of the effectiveness of the preparation of the school students of grades 9-11 for the performance at the all-Russian Olympiad on the subject "Physical education". The study presents the feasibility of the choice of the training tools, as well as the analysis of the volume of different directions of training of school pupils for the period of the training cycle 2017-2018 academic year.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки школьников 9-11 классов к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету "Физическая культура"»

университете должно быть издано не менее 30 статей в международных системах, а издано 36, то общий индекс выполняемости по вузу равен 1,2. Но известно, что каждое структурное подразделение должно быть успешным, в том числе в исследовательской деятельности; недопустимы ситуации, когда для "подтягивания" норматива по вузу передовые кафедры "перекрывают" аутсайдеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, предложенный набор критериев продуктивности управления исследовательской деятельностью нуждается в уточнении и дополнении (совершенствовании); но уже на данном этапе его возможно применять для апробации и оценки эффективности технологий мониторинга исследовательской деятельности. Перспективы работы - создание информационно-вероятностных моделей продуктивности управления исследовательской деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романов, Д.А. Современные модели и методы диагностики исследовательской деятельности в образовательных учреждениях : монография / Д.А. Романов, А.Н. Дроздов ; Кубанский гос. технол. ун-т. - Краснодар : [б.и.], 2018. - 210 с.

2. Bonaccorsi, A. The determinants of research performance in European universities: a large-scale multilevel analysis / A. Bonaccorsi, L. Secondi // Scientiometrics. - 2017. - Vol. 112. - Р. 1147-1178.

3. Guan, J. The impact of collaboration and knowledge networks on citations / J. Guan, Y. Yan, J. Zhang // Journal of Informetric. - 2017. - № 11. - P. 407-422.

REFERENCES

1. Romanov, D.A. and Drozdov, A.N. (2018), Modern models and assessment methods of investigate activity in educational establishments, Krasnodar.

2. Bonaccorsi, A. and Secondi, L. (2017), "The determinants of research performance in European universities: a large-scale multilevel analysis", Scientiometrics, 112, pp. 1147-1178.

3. Guan, J., Yan, Y., and Zhang, J. (2017), "The impact of collaboration and knowledge networks on citations", Journal of Informetric, 11, pp. 407-422.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2019

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 9-11 КЛАССОВ К

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Елена Вячеславовна Мачканова, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Александровна Федотова, методист ГАОУ ДПО г. Москвы «Центр педагогического мастерства», старший преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Статья представляет исследование эффективности подготовки школьников 9-11 классов к выступлению на всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура». В исследовании проводится целесообразность выбора средств подготовки, а также анализ объема различных направленностей подготовки школьников за период цикла подготовки 2017-2018 уч. г

Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура», подготовка школьников 9-11 классов.

FEATURES OF PREPARATION OF SCHOOL-STUDENTS OF 9-10 GRADES TO ALL-RUSSIAN OLYMPIAD ON THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION"

Elena Vyacheslavovna Machkanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anastasiya Alexandrovna Fedotova, the methodologist of "Center of Pedagogical Skills", senior teacher, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The article presents the study of the effectiveness of the preparation of the school students of grades 9-11 for the performance at the all-Russian Olympiad on the subject "Physical education". The study presents the feasibility of the choice of the training tools, as well as the analysis of the volume of different directions of training of school pupils for the period of the training cycle 2017-2018 academic year.

Keywords: all-Russian Olympiad on the subject «Physical education», preparation of students of grades 9-11.

ВВЕДЕНИЕ

Долгие годы мы являемся свидетелями высокой роли всероссийских олимпиад по различным предметам для школ, учеников и их учителей. И если олимпиады по физике, химии, литературе и др. давно и бесспорно обладают высокой значимостью, то Всероссийская олимпиада школьников (далее олимпиада) по предмету «Физическая культура» относительно недавно вошла в реестр и только набирает популярность. Изначально у школьников физическая культура - любимый предмет, он приносит позитивные эмоции, дает разрядку так необходимую школьникам. В связи с этим отношение к данному предмету не совсем серьезное, и деятельность, производимая в рамках занятий физической культурой, зачастую ассоциируется с развлечением. На самом деле победителями олимпиад по физической культуры становятся школьники разносторонне и гармонично развитые, ведь физическая культура предъявляет требования не только в отношении уровня физической подготовленности участников, но и к уровню знаний по предмету и возможности их применить на практике. Физическая подготовленность должна отвечать высокому уровню развития всех физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), а также школьники должны иметь широкий набор двигательных умений и навыков, в том числе прикладного характера.

Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» проводится в четыре этапа. Форма проведения каждого из них - два тура - теоретико-методический и практический. Практический тур представлен выполнением испытаний, включающих упражнения из базовой части Примерной программы по физической культуре. Теоретико-методический тур проводится в виде тестовых заданий, представленных в различной форме. Для успешного выступления в олимпиаде необходимо проводить разностороннюю подготовку школьников, однако четкой обоснованной системы подготовки на современном этапе не существует. До недавнего времени учащиеся проводили подготовку индивидуально с учителем физической культуры, выбор средств и методов, объема нагрузки зачастую был интуитивен, и результаты выступлений школьников оставляли желать лучшего. Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования - определить содержание и объем подготовки школьников 9-11 классов к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура».

Задачи исследования: 1. провести ретроспективный анализ практических испытаний заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»; 2. определить направления подготовки школьников 9-11 классов к всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура»; 3. проанализировать объем подготовки школьников 9-11 классов к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» 2017-2018 уч. г.

Методы исследования: анализ научно-методических, учебно-методических и информационных источников; педагогические наблюдения; методы математической

статистики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на группах подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» в 2017-2018 уч. г. Количество школьников изменялось по мере их прохождения на тот или иной этап олимпиады - от 55 человек перед школьным этапом до 22 после регионального этапа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изначально, когда группа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» начала свою деятельность, для определения содержания практических занятий был проведен анализ практических испытаний на заключительном этапе олимпиады за последние 8 лет (таблица 1). Каждое из испытаний было отнесено к одному из разделов Примерной программы по физической культуре в школе.

Таблица 1 - Практические испытания на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» за период 2010-2018 гг._

Учебный год

Раздел программы Испытания 2010/ 2011/ 2012/ 2013/ 2014/ 2015/ 2016/ 2017/

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Баскетбол + + + + + + + +

Футбол + + + + +

Спортивные игры Флорбол + + + + +

Бадминтон +

Волейбол +

Гимнастика с элементами Гимнастика + + + + + + + +

акробатики Многократные кувырки +

Бег на средн. и длин. дистанции + + + + + + +

Бег на короткие дистанции +

Легкая атлетика Прыжки в длину с места / разбега + + + +

Спортивная ходьба +

Метание мяча / гранаты + + +

Плавание + +

Стрельба + + +

Прыжки через нарты +

Бег по бревну + + + + +

Бег с палкой +

Прикладная физическая Ползание +

Бег змейкой + +

Подтягивание / отжимание +

Наклон вперед +

Поднимание туловища +

Скандинавская ходьба +

Подлезание + +

Прыжки по отметкам +

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что чаще остальных испытаний на заключительном этапе олимпиады предлагаются к выполнению упражнения из разделов гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, реже - двигательные действия прикладного характера. В связи с полученными данными было определены разделы подготовки к практическому туру олимпиады школьников. Учитывая, что теоретических занятий по физической культуре в школах либо совсем нет, либо они проводятся в крайне малом объеме, данное направление было обязательным на всех этапах подготовки.

Данные рисунка 1 указывают, что объем подготовки учащихся четко связан со сроками этапов Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», перед каждым из которых нагрузка повышается для достижения качественных сдвигов с целью повышения уровня подготовленности, а непосредственно перед выступлением

объем подготовки уменьшается, чтобы была возможность проявить свои возможности.

200

150

100

50

■ ■ ■ I ■ I

сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль

март

апрель

теория

гимнастика

спортивные игры

легкая атлетика

стрельба

Рисунок 1 - Объем и удельный вес каждого из разделов подготовки школьников в 2017-2018 уч.г. по месяцам

подготовки

Теоретическая подготовка из-за большей доступности проведения занятий и низкого уровня знаний школьников по физической культуре проводится в значительном объеме каждый месяц - от 8 часов в сентябре до 60 часов в марте. Объем занятий по гимнастике увеличивается постоянно до 36 часов в месяц к заключительному этапу, т.к. требования к сложности выполняемых упражнений повышаются, и появляется необходимость более детально отрабатывать элементы техники двигательных действий. Такая же тенденция наблюдается в разделе «Спортивные игры». Занятия легкой атлетикой направлены на воспитание выносливости, а также на обучение техники естественных и прикладных видов деятельности. В связи с особенностями деятельности и невозможности косвенно воздействовать общедоступными упражнениями на уровень результатов в стрельбе и плавании, данные средства также должны присутствовать как отдельные разделы подготовки школьников.

В общем, подготовка школьника к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» внешне похожа на подготовку спортсмена в многоборьях, только с наличием теоретических занятий. Кроме того, процесс подготовки усложняется в связи с невозможностью заранее узнать, какие упражнения будут в испытаниях (практические испытания сообщаются школьникам не раньше, чем за сутки до выступления).

Объем подготовки по каждому из разделов различается. Распределение объема нагрузки во всем периоде подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» представлено на рисунке 2.

Данные рисунка 2 показывают,

4% 1%

теория ■ гимнастика

спортивные игры ■ легкая атлетика

плавание ■стрельба

Рисунок 2 - Распределение объема нагрузки за период подготовки к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»

мету «Физическая культура» за последние годы.

что в целом за период подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» самый большой объем нагрузки распределился на теорию и составил треть от общего объема, далее по мере уменьшения - гимнастика (25%), затем - спортивные игры (21%), затем легкая атлетика (16%), а затем плавание и стрельба (4% и 1% соответственно). В таблице 2 представлены результаты выступлений на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по пред-

0

плавание

Таблица 2 - Количество представителей г. Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура»_

Учебный год Участники Победители Призеры

2014/15 9 1 6

2015/16 7 4 3

2016/17 9 5 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017/18 22 12 8

Целенаправленная подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» в Москве началась с 2014 г., и за этот период количество участников, победителей и призеров заключительного этапа олимпиады, увеличилось, а в этом году достигла лучших показателей за все время выступлений, поэтому представленный анализ подготовки является показательным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чесноков, Н.Н. 18 Всероссийская олимпиада школьников по учебному предмету "Физическая культура": теоретико-методические испытания / Н.Н. Чесноков, В.Ф. Балашова // Физическая культура в школе. - 2018. - № 2. - С. 2-9.

REFERENCES

1. Chesnokov, N.N. and Balashova V.F. 18 (2018), "18 The All-Russian Olympic Games of school students on the subject "Physical culture": theoretical-methodical tests", Physical culture at school, No. 2, pp. 2-9.

Контактная информация: machkanova@rambler.ru; shalnoj_opossum@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2019

УДК 794

КИБЕРСПОРТ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

Илья Сергеевич Миронов, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановская государственная медицинская академия (ИвГМА); Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Ивановский государственный университет «Шуйский филиал» (ИвГУ), Шуя; Галина Николаевна Митрофанова, старший преподаватель, Ивановская государственная медицинская академия (ИвГМА)

Аннотация

В данной статье представлен анализ отношения студентов технического и гуманитарного вузов к киберспорту. Определены степень популярности и условия для его развития в вузе. Показано, что для развития киберспорта среди студентов в системе физкультурно-спортивной деятельности должны функционировать специальные секции, и создано научно обоснованное программно-методическое сопровождение тренировочного процесса подготовки киберспортсменов.

Ключевые слова: киберспорт, компьютерные игры, студенты, спортивная подготовка.

CYBERSPORT IN THE STUDENT ENVIRONMENT: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Ilya Sergeevich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivanovo State Medical Academy; Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ivanovo State University "Shuya branch", Shuya; Galina Nikolaevna Mitrofanova, the senior teacher, Ivanovo State Medical Academy

Annotation

This article presents the analysis of the attitude of the students of technical and humanitarian universities to cybersport. It determines the degree of popularity and conditions for its development at higher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.