В деле туристского развития в Республике Армения самым сложным пока еще является решение проблем инвестиций, это должно быть принято во внимание в связи с высоким уровнем риска инвестиций в республике и недостатком финансовых средств.
Принимая во внимание своеобразные условия Республики Армения и зарубежный опыт, целесообразно для финансирования туризма и сохранности инвестиций использовать долгосрочные ссуды, получаемые от ВТО, других международных организаций, льготные ссуды, денежные средства, получаемые от приватизированных объектов туристского значения, средства всеармянского фонда «Айастан», а также средства, образуемые от получаемой прибыли туристских предприятий, лизинга и грамотной инвестиционной политики, проводимой крупными банками страны, в конечном итоге, развитие индустрии туризма в Армении является общегосударственной прерогативой и для дальнейшей активации процесса должны быть приложены все возможные финансовые и человеческие ресурсы страны.
Таким образом, в Армении уже заложены основы развития туризма и превращения Армении в привлекательную для гостей страну. А честная, добросовестная конкуренция только стимулирует развитие важнейшего рынка услуг в Армении.
Литература
1. Джанджугазова Е. А. Маркетинг туристских территорий. М.: Академия, 2006.
2. Амирджанян Р. Развитие туризма в Армении // Интерньюс Армения. Ереван, 2003. Вып. № 253.
3. Web:http://www.armenia2020.org
4. Kiesling B., Kojian R. Rediscovering Armenia. —Yerevan: Tigran Mets Pub., 2001
5. Krkoryan O. Tourism in Armenia.//Blogir, September 2004. Web:http://www.blogrel.com
6. Walters M. Armenia's Tourism Sector Develops. //BISNIS Bulletin, May 2001
УДК 658.3 Особенности подготовки топ-менеджмента в сфере туризма и гостеприимства
А.А. Одинцов,
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Методологическая подготовка руководителей должна быть ориентирована на изучение мировоззренческих аспектов управления, этики и философии руководства, общей теории управления, мировых религий и философских традиций, нетрадиционных
взглядов на управление коллективами, отраженные, в частности, в различных эзотерических учениях, политологию, историю, национальные идеи и их влияние на осуществление руководства коллективами в крупнейших странах мира, новые социальные идеи (экология, здоровый образ жизни и т.д.), современные взгляды на режим дня и образ жизни руководителя.
Методологическое образование, подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей могло бы рассматривать в качестве своих целей повышение эффективности и результативности руководства в сфере профессиональной деятельности и работы с кадрами за счет привития руководителям методологического мышления.
Ключевые слова: топ-менеджмент, методологическая подготовка руководителей
Содержание обучения, объем учебного времени, отводимого для изучения комплекса управленческих дисциплин, а также методы преподавания сильно различаются, в зависимости от контингента обучаемых и целей обучения. Контингент обучаемых можно со значительной долей условности разделить на следующие основные группы [3]:
• бывшие школьники, получающие первое высшее образование;
• специалисты, впервые назначенные на должность руководителя;
• руководители, повышающие уровень своей квалификации или проходящие переподготовку.
Для всех категорий учащихся в основе преподавания менеджмента должны лежать философия и этика управления, методология и мировоззренческие аспекты руководства коллективами людей.
Бывшие школьники, получающие первое высшее образование, как правило, не имеют опыта практической работы и тем более руководства людьми. Для этой категории учащихся в равной степени важны циклы общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин, общих математических и естественно-научных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин, дисциплин специализации.
Специалисты имеют какое-либо базовое высшее образование, а также опыт практической работы в туристических фирмах, гостиницах, коммерческих организациях, общественных объединениях, возможно в государственных учреждениях. Для указанной категории слушателей наиболее важным является изучение, с одной стороны, общих закономерностей и инструментария управления, а с другой — специфики руководства коллективами людей определенной профессиональной направленности с опорой на уже имеющиеся у слушателей высшее образование и практический опыт [1, с. 45].
Руководители имеют опыт практического руководства людьми, прежде всего, в сфере туризма и гостеприимства. Нередко они имеют и профильное высшее образование. Их интересуют современные достижения в области управления, новые управленческие идеи, конкретные методики и практические рекомендации по решению возникающих проблем, особенности практики управления в соответствующих отраслях, в различных странах, организациях с различной формой собственности, в условиях повышенного риска, в кризисных ситуациях, нетрадиционные взгляды на управление и т.д. В процессе подготовки указанной категории слушателей целесообразно большее внимание уделять управленческим концепциям, этическим проблемам руководства, образу жизни руководителя.
При этом необходимо учитывать, что важнейшими факторами, определяющими в настоящее время содержание и технологии обучения топ-менеджмента, являются:
1) повышение требований, предъявляемых к руководителям индустрии и гостеприимства в условиях динамики политических и социально-экономических процессов в нашей стране и за рубежом;
2) накопление сложных проблем руководства коллективами людей, которые свойственны в равной мере подавляющему большинству управленцев народного хозяйства.
Перечислим некоторые из этих проблем [2, с. 87]:
• шаблонность мышления и руководства, преобладание в деятельности управленцев типовых, стандартных решений. Утвердившиеся в сознании руководителей не всегда бесспорные стереотипы в решении практических вопросов требуют серьезной корректировки;
• недостаточно прочные мировоззренческие позиции менеджеров-чиновников, неосведомленность о философии и этике управления и администрирования, не позволяющие осуществить обоснованный, уверенный выбор управленческих решений в нестандартной, нештатной, выходящей за привычные рамки профессиональной деятельности ситуации. Боязнь ответственности, ожидание конкретных указаний “сверху”;
• чрезмерный прагматизм практических руководителей, отсутствие стратегического видения проблем, недостаточность представлений о макропроцессах общественного развития, в частности, о геополитике.
Проблемы руководства коллективами людей, с одной стороны, имеют тенденцию к обострению по мере повышения руководителя в должности или с возрастом, а с другой — усугубляются в условиях реформирования общества.
Указанные проблемы не решаются, но, наоборот, во многом закрепляются сложившейся традиционной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей. Дело в том, что большинство существующих в настоящее время систем образования направлены на то, чтобы передать обучаемым как можно больше информации, в лучшем случае, конкретных знаний.
Программы обучения и учебные планы время от времени перестраиваются, реформируются, но все сводится, как правило, к изменению номенклатуры и содержания традиционного набора учебных дисциплин, конкретных рассматриваемых узкопрофессиональных вопросов. Излагаются, главным образом, отдельные, пусть даже весьма интересные факты. Практически не уделяется внимания рассмотрению хронологии событий и, тем более, методологии решения проблем. Материал преподносится в виде готового знания, которое необходимо понять, усвоить и запомнить. Таким образом, доминирует фактологическое образование.
Так, учебная программа профессиональной подготовки «Менеджмент индустрии туризма и гостеприимства» включает в себя 16 учебных курсов, в их числе: «Организация деятельности предприятий индустрии туризма», «Организация деятельности гостиничных предприятий», Организация питания туристов», «Правовое регулирование туристской и гостиничной деятельности», «Управление качеством», «Экономика в индустрии туризма и гостеприимства. Экономический анализ», «Менеджмент в индустрии туризма и
гостеприимства», «Маркетинг в индустрии туризма и гостеприимства», «Реклама в индустрии туризма и гостеприимства. РЯ», «Управление персоналом», «Психология делового общения», «Финансовая деятельность предприятий туризма и гостеприимства», «Налогообложение в индустрии туризма и гостеприимства», «Бизнес-планирование на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», «Информационные технологии в туризме», «Информационные технологии в гостиничном хозяйстве», «Безопасность в индустрии туризма и гостеприимства», «Профессиональная лексика на английском языке»
[1, 89].
Как представляется, действующие учебные программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, в том числе в сфере туризма и гостеприимства, имеют сугубо прикладной, информационный характер, недостаточно работают на расширение картины мира, развитие масштабности мышления руководителей и самостоятельности управленческих решений.
Характерные черты фактологического образования проявляются в следующих нежелательных тенденциях:
• стремление в ограниченное время обучения втискивать все больше
разноплановых, “лоскутных” сведений, наращивать количество узко
профессиональных учебных предметов;
• попытки превратить процесс обучения в служебное совещание либо обмен практическим опытом и в свободные рассуждения на профессиональные темы.
Иногда наблюдается стремление в основу подготовки руководителей положить западные технологии менеджмента. Однако несмотря на важность и даже эффективность некоторых новейших частных техник и технологий управления, они все же являются вторичными по отношению к мировоззрению руководителя, этике руководства, философии управления. Кроме того, западные технологии менеджмента предполагают манипулирование личностью, опираются, главным образом, на негативные состояния и отрицательные качества личности подчиненных.
Указанные недостатки и, прежде всего, отсутствие методологической, мировоззренческой составляющей, имеет особое значение для подготовки руководителей. Дело в том, что фигура руководителя, уровень его мировоззрения и культуры управления определяющим образом воздействуют как на эффективность решения профессиональных задач любой организационной структуры, так и на складывающуюся в организации социальную микросреду, формирование корпоративной культуры.
В качестве альтернативы фактологическому образованию предлагаются, зачастую, различные обобщенные педагогические технологии, которые предполагают изменение подходов к представлению содержания обучения (проблемное обучение, концентрированное обучение, модульное обучение); учитывают внутренние запросы обучаемых (развивающее обучение, дифференцированное обучение); изменяют способы деятельности в процессе обучения (контекстное обучение, игровое обучение).
Указанные педагогические технологии, при всей их эффективности и привлекательности, все-таки вторичны по отношению к содержательным аспектам обучения, к целям и задачам, структуре проблематики обучения, конкретным рассматриваемым учебным вопросам.
В определенной мере компенсировать негативное действие указанных выше факторов, значимых для содержания и технологии обучения менеджеров-чиновников, можно за счет усиления фундаментальности образования, минимизации содержания образования при сохранении его функциональной полноты, реализации методологического образования.
Методологическое образование руководителей предполагает, что знания систематизируются и структурируются в соответствии с иерархией познаваемых объектов (этика, философия руководства, управленческие технологии, конкретные умения и навыки, применение полученных информации, умений и навыков в управленческих ситуациях и т. д.).
Структура предъявления знаний при методологическом образовании такова, что обучаемые могут уяснить генезис этого знания не только в хронологической последовательности, но, главным образом, как неизбежный итог разрешения противоречий при возникновении нового его элемента. Сами знания при методологическом образовании становятся не объектом, а средством обучения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания, простой репродукции и организуется в различных формах мыслительной творческой деятельности как продуктивный творческий процесс.
Методологическая подготовка руководителей должна предполагать преимущественное изучение следующих элементов: мировоззренческие аспекты
управления, этику и философию руководства, общую теорию управления, мировые религии и философские традиции, нетрадиционные взгляды на управление коллективами, отраженные, в частности, в различных эзотерических учениях, политологию, историю, национальные идеи и их влияние на осуществление руководства коллективами в крупнейших странах мира, новые социальные идеи (экология, здоровый образ жизни и т. д.), современные взгляды на режим дня и образ жизни руководителя.
Только после рассмотрения указанных методологических элементов подготовки руководителей целесообразно переходить к изучению конкретных, хотя и сложных проблем экономического, организационного, социального и, возможно, политического характера. При этом обсуждать такого рода проблемы лишь как иллюстрацию изложенных теоретических, методологических подходов к управлению. Освещение текущих проблем должно вестись преимущественно с рассмотренных ранее этических и философских позиций.
Методологическое образование, подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей могло бы рассматривать в качестве своих целей повышение эффективности и результативности руководства в сфере профессиональной деятельности и работы с кадрами за счет привития руководителям методологического мышления.
В число задач обучения следует включить:
• развитие творческих способностей руководителей;
• овладение слушателями этикой и философией управления, которые бы отвечали требованиям времени;
• овладение обучаемыми методологией общей теории управления; получение слушателями навыков контроля собственных отрицательных качеств характера и управления собственными негативными психическими состояниями;
• структуризация представлений о современных взглядах, касающихся режима дня и образа жизни руководителя.
Целесообразно в курс обучения включить следующие разделы: методологические аспекты управления (не менее 40% времени, выделяемого на занятия); психология управления (до 30%); особенности складывающейся социально-экономической политической и ситуации (ориентировочно 10% времени); текущие проблемы руководства коллективом (до 20%).
Литература
1. Одинцов А.А. Менеджмент организации: введение в специальность. М.: Академия, 2007.
2. Одинцов А. А. Основы менеджмента. М.: Колосс, 2006.
3. www.edu.ru —Федеральный портал «Российское образование».
УДК 379.85
Развитие туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкал» в Республике Бурятия: подготовка кадров
Р.И. Пшеничникова, Б.Д. Жалсараева, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, Улан-Удэ
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкал», в которой предполагается развивать большое количество видов туризма, в том числе и событийный. Байкальский регион может стать связующим звеном между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с тем, что турбизнесу необходимы специалисты, которые бы владели конкретными навыками и