ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Постановление Правительства РФ от 31.052014 № 941-р.
2. Ефремцева Т.Н. Качество профессиональной языковой подготовки в туристском вузе: реальность и перспективы // Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе: доклады и материалы II Международной научно-практической конференции. М.: Логос, 2013. 208 с.
3. Ефремцева Т.Н. Стратегии развития профессионально-ориентированной языковой подготовки в РМАТ// Квартальновские научные чтения. М.: Логос, 2012. 304 с. (Научный альманах. Вып. 5.)
4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000.316 с.
5. Gates Bill. Business @ the Speed of Thought: Succeeding in the Digital Economy. Grand Central Publishing, 2009. P. 496.
6. URL: http://strateg.org
УДК 378:001.891
Д.В. ЕРМИЛОВА
ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА ЗА РУБЕЖОМ
Исследуются некоторые тенденции и вызовы профессионального туристского образования XXI в. Основываясь на идеях Лейфа Эдвинссона о человеческом капитале, подчеркивается необходимость и экономическая значимость высокообразованных кадров в туризме и растущий спрос на них. Рассматриваются зарубежные школы туризма и гостеприимства с их отличительными чертами, разнообразными программами и уровнями подготовки.
Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный капитал, тенденции туристского образования, высокообразованные кадры, зарубежные школы туризма и гостеприимства.
The overview studies tourism education trends and challenges in 21st century with emphasis on human capital based on Leif Edvinsson's ideas. The paper underlines that in modern tourism economic prosperity depends on an educated workforce thus the increasing demand for further expansion of tourism education. The profound review of tourism and hospitality schools all over the world and a wide variety of different education levels is made in the paper. Key words: human capital, intellectual capital, tourism education trends, educated workforce, tourism and hospitality schools abroad.
Успех сектора туризма и гостеприимства основан на непрерывно усложняющейся задаче «продать неосязаемое».
© Ермилова Д.В., 2014
Следовательно, человеческий фактор становится первостепенным. Туруслу-ги, продаваемые турцентрами и компаниями, должны максимально отличаться от реальных продуктов. Дру-
гими словами, именно человеческий фактор и создает их конкурентное преимущество, а также то, из чего возникает или не возникает туристский опыт. Из-за потребности в большом количестве человеческих ресурсов туризм постоянно ощущает острый дефицит высококвалифицированных кадров. В современном мире уже статистически подтверждено предположение, что экономическое процветание бизнеса зависит от образованных сотрудников [4, 7, 8]. Для эффективной работы и дальнейшего развития индустрии туризма необходим интеллектуальный капитал [7, 8] - люди: профессионалы, специалисты. Многие туристические продукты учитывают людей, будь они непосредственными исполнителями или участниками культурного пространства, как важнейшую составляющую предлагаемого потребителю качества. В отрасли растет понимание того, что трудовые ресурсы не следует рассматривать только как переменную стоимость. Интеллектуальный капитал - высококлассные опытные работники - обеспечивают конкурентоспособность и инновации, улучшают показатели бизнеса и облегчают процесс адаптации к меняющемуся рынку [5, 7, 8].
Сектор путешествий и туризма продолжает расти, невзирая на экономические трудности в мире. Более 235 млн человек заняты сегодня в мировой индустрии туризма и путешествий [10], предоставляя широкий выбор рабочих мест выпускникам туристских учебных заведений. Выпускники туристских вузов очень важны для отрасли и ее успешного устойчивого развития [1-3]. Привнося свежие идеи и молодой задор, они помогают бизнесу приспособиться к изменениям рынка и
меняющимся потребностям клиентов. Турцентры, стремящиеся закрепить свою позицию на мировом рынке в будущем, должны прикладывать значительные усилия для постоянного улучшения качественного состава занятого в отрасли персонала. Эта задача решается созданием «устойчивой» рабочей силы как посредством специального образования и профессиональной подготовки, так и внедрением соответствующей образовательной стратегии во все организации туризма [3, 11].
Также есть понимание того, что рост признания экономического значения самого туризма все больше способствует необходимости расширения и углубления образования в этой индустрии. Конкурентное преимущество стран в условиях глобальной экономики все сильнее зависит от наличия квалифицированных опытных специалистов. Это так же верно и для сопутствующих и поддерживающих туризм отраслей. Следовательно, структура и содержание как государственного, так и частного образования и профессиональной подготовки в туризме сегодня чрезвычайно важны. В настоящий момент аналитиков беспокоит то, что недостаток профессионально грамотных и подготовленных сотрудников снизит способность отрасли удовлетворять уже созданные туристской рекламой уровни ожидания и качество предоставления услуг. Устойчивый спрос на туристские услуги, соответствующие международным стандартам качества обслуживания, привел к тенденции нанимать на работу хорошо подготовленных и опытных специалистов. Однако, несмотря на то что гуманитарные ресурсы являются самым ценным активом отрасли, как ни парадоксально, желание инвестиро-
вать в сферы образования и профессиональной подготовки в основных секторах отрасли все еще слишком низкое по сравнению с другими отраслями. С одной стороны, наблюдается стремительный рост уровня образования в обществе с одновременным распространением и доступностью информационных технологий, с другой - усиление спроса на углубленное и всестороннее профессиональное образование. Тем не менее качественные изменения гуманитарных ресурсов и технологий наряду с улучшением управленческих навыков выступают важнейшим требованием для дальнейшего развития отрасли туризма [3, 9, 11].
Слишком часто планирование кадровой политики определяется краткосрочным мышлением и сиюминутными интересами, что противоречит оценке интеллектуального капитала как стратегического актива [5, 8, 9].
В основном диалог между преподавателями и разработчиками программ обучения фокусируется на соотношении профессиональных и академических аспектов, часто сосредотачивается на соответствии программы обучения ежедневным рабочим операциям, не уделяя должного внимания ценности учебы как функции профессионального развития, как долгосрочным инвестициям в человеческий капитал. Очевидно, что потенциальная готовность к работе конфликтует с целью подготовки выпускника, обладающего критическим мышлением. При прагматическом подходе преподавателям следует учить студентов тому, как быть востребованными на рынке труда. Теоретический подход требует от преподавателя обучить студентов более высокому уровню компетенций, научить планированию, привить навы-
ки самоанализа и в целом выработать у выпускников понимание того, что их способность управлять своими знаниями обязательно отразится на будущем отрасли туризма и гостеприимства [4, 9].
Глобальность туризма, преодолевшего государственные границы, и появление уникального поколения молодых людей, известного как «У»-поколение, ставит перед образованием ряд трудных задач в сфере управления и использования технологий. В глобальном мире, стирающем границы между формальным, неформальным и виртуальным, обучение может происходить в любое время в любом месте. Следовательно, в «мобильном» обществе необходимо включать в систему образования громадный потенциал электронных технологий и устройств, масштабное использование которых в учебном процессе бросает вызов преподавательскому корпусу [2, 3, 9, 10, 13].
Разнородность студенческого контингента и социально-этнические изменения заставляют преподавателей применять новые системы учебной и студенческой поддержки для успешной интеграции учащихся в учебный процесс. По мере роста признания важности отклика на современное состояние туризма и гостепри-имств, увеличивается количество педагогической литературы, отражающей развитие и применение инновационных педагогических подходов и методов в обучении туризму и гостеприимству. Опыт показывает, что преподаватели стремятся разрабатывать развивающие, информационно насыщенные и развлекательные лекции с поучительными примерами. Однако особенностью туризма сегодня являются его масштаб и размах, а также скорость
происходящих в нем изменений. Как и в других отраслях, в туризме постоянно изменяются модели потребления, сменяются применяемые технологии, внедряются инновации, что заставляет сферу образования меняться в соответствии с изменениями самой отрасли, внедряя в обучение и развивая подход «образование в течение всей жизни» [1, 6, 9, 10].
Превратившись в ведущую глобальную индустрию, туризм все еще испытывает необходимость в эффективной и соответствующей его потребностям структуре образования, учитывающей и использующей передовые педагогические и бизнес-тенденции.
Как правило, высшие учебные заведения, ведущие подготовку специалистов туристской отрасли, называются школами. Школы могут быть как самостоятельными учебными заведениями, имеющими государственную лицензию и аккредитации престижных международных и национальных туристских организаций, так и учебными подразделениями университетов или колледжей. Сегодня за рубежом обучают всем составляющим современной индустрии туризма и путешествий: гостеприимству, туризму и гостиничному делу, а также управлению и бизнес-администрированию в каждом из этих секторов. Обычно образовательные программы делятся на две большие группы: образовательные программы в сфере туризма и гостеприимства и образовательные программы в области гостиничного дела. В каждой группе имеются программы «Менеджмент» или «Бизнес-администрирование», например «Событийный менеджмент», «Гостиничный менеджмент» и т.д. Для программ гостиничного дела характерны различные кулинарные курсы и
курсы организации общественного питания [10, 11, 13].
Система высшего образования в США имеет четкое разделение. Во-первых, колледжи и университеты предлагают традиционное 4-летнее образование с присвоением степени бакалавра. Эти учебные заведения часто имеют дипломные программы с присвоением степени магистра и могут также выдавать диплом об окончании курса обучения без степени. Во-вторых, коммунальные колледжи и младшие колледжи реализуют 2-го-дичные учебные программы с получением диплома и присвоением степени ассоциата. (Ассоциат - в некоторых университетах и колледжах лицо, прослушавшее неполный курс, требуемый для получения степени.)
Обучение направлено на выработку, развитие и совершенствование практических умений и навыков. Выпускники часто становятся шеф-поварами или управленцами среднего звена в гостиницах и ресторанах. Эти программы выбирают те, кто желает открыть свой ресторан или отель. Часто, но не всегда, крупные гостиничные цепочки или сети общественного питания нанимают на управленческие позиции выпускников 4-годичных колледжей и университетов. В системе высшего образования реализуются программы дипломированного специалиста, бакалавра, магистра, доктора с присуждением соответствующей степени. Существуют кратковременные и длительные курсы повышения квалификации, получения дополнительной квалификации и переподготовки, летние [13].
В США наиболее востребованы среди образовательных программ в области туризма и гостеприимства - кулинарные курсы. Кулинарное искусство,
как полагает Государственный департамент труда США, является областью высокого творчества, что создает уверенность в востребованности на рынке труда. Согласно статистическим данным, устойчивый спрос на квалифицированных кулинаров будет сохраняться в следующем десятилетии. Слово «квалифицированный» здесь главное. Высокую квалификацию можно получить в кулинарном колледже, затем, пройдя сертифицированную практику на рабочем месте или в первоклассной кулинарной школе. В кулинарных колледжах США представлены 2- и 4-летние программы профессиональной подготовки. Всего насчитывается около тысячи программ. Успешное выполнение 2-летней программы предусматривает присвоение звания ассо-циата. Четырехгодичное обучение заканчивается присвоением степени бакалавра. Дипломные программы с присвоением степени направляют студентов в сферу управления различными секторами индустрии: размещение, ресторан, гостеприимство, организации питания, туризм и путешествия, включая клубы, курорты и казино. Даже самые низкие управленческие должности предполагают более высокую зарплату. Следует подчеркнуть, что будущим студентам настоятельно рекомендуется перед поступлением в школу устроиться на лето на работу в гостиницу или ресторан, чтобы понять, правильно ли сделан их выбор.
Программы производственного обучения традиционны в кулинарном искусстве уже несколько веков. Самыми востребованными сегодня в США являются кулинарные программы Американской кулинарной федерации (AFC). Трудоемкость программы составляет 6 тыс. учебных часов. Про-
должительность очной формы обучения - три учебных года. Профессиональная подготовка проходит в условиях действующей кухни под руководством высококвалифицированного шеф-повара. Ученик-кулинар стажируется в каждом из 10 отделов кухни, ученик-кондитер - в 6 подразделениях. Ученикам выплачивается «прогрессивное» вознаграждение по мере того, как за три года обучения они из новичков превращаются в помощников шеф-повара. Программа имеет минимум 192 часа аудиторных занятий в год по техническим дисциплинам, которые обычно проходят в близлежащем колледже. Некоторые ученики посещают дополнительные занятия с целью получения диплома ассоциата. Студенты получают сертификат Департамента труда и сертификат ЛСР [6, 9, 10].
Гостеприимство и туризм обладают практически неограниченным диапазоном карьерных возможностей отрасли. Согласно данным Всемирного совета путешествий и туризма (WTTC), в мировом масштабе на отрасль приходится 8% рабочих мест. Индустрия туризма и путешествий обладает самым высоким потенциалом роста. Один только международный туризм охватывает 840 млн туристов в год. Экономическое, социальное и экологическое воздействие туризма настолько значительно и жизненно важно, что способно создавать устойчивую занятость и улучшить качество жизни [10]. Отметим, что в США термин «туризм и путешествия» определяет реально действующий бизнес, например авиа- и круизные компании, фирмы, занимающиеся организацией поездок, например тур по Большому Каньону. В Европе и Южной Америке туризм и путе-
шествия - две области, наиболее широко представленные в образовании.
Сектор гостеприимства и туризма -это среда с необыкновенно высокой и острой конкуренцией. Тем, кто нацелен сделать карьеру в секторе гостеприимства и туризма, необходимы глубокая теоретическая подготовка и навыки обслуживания клиентов. Сегодня конкуренция в этом секторе требует от выпускников не только наличия высшего образования, но и опыта: жизненного, межличностного общения и профессионального [1, 2, 4, 9-11].
Для удовлетворения требований отрасли частные и государственные университеты, коммунальные колледжи и профессиональные школы предлагают разнообразные программы: от профессионально-ориентированных краткосрочных сертификационных до дипломных и постдипломных. Программы менеджмента туризма и гостеприимства уровня бакалавра и выше реализуются колледжами и университетами и готовят студентов к управленческим должностям. Профшколы в основном предлагают программы освоения практических навыков и умений на рабочем месте. Однако все больше молодых американцев поступают в коммунальные колледжи, также называемые младшими колледжами или 2-годичными, где наряду с сертификационными и дипломными программами имеются программы подготовки перехода в университет для получения степени бакалавра. Плата за обучение в коммунальных колледжах существенно ниже, чем в 4-годичных колледжах и университетах, поэтому многие студенты обучаются в таком колледже по 2-летней программе «Диплом ассоциа-та», затем переходят в университет на 2-годичную бакалаврскую программу.
Если целью карьерных устремлений студента является управление крупным отелем или высокая руководящая должность в престижной компании, то для этого необходима степень бакалавра. В отрасли сочетание учебных достижений, управленческих умений и производственного опыта считается важным квалификационным преимуществом факультета. Часто учебные программы факультетов менеджмента гостеприимства и туризма реализуют продвинутые дипломные курсы в области бизнеса, образования или других дисциплин, не связанных с туризмом, поскольку учебное заведение в обязательном порядке должно получить государственную региональную аккредитацию, а также специализированную профессиональную аккредитацию [1, 4, 10].
На сегодняшний день менеджмент гостеприимства - самая крупная деловая сфера в мире. То, как работает этот бизнес, и то влияние, которое он оказывает на местную экономику, разное в каждой стране, но его значение невозможно отрицать. Заметим, что «гостеприимство» - это относительно новый термин. Под гостеприимством понимают совокупность всех видов услуг питания, гостиничный бизнес, организацию путешествий и туризма. Сектор гостеприимства огромен. Только в США находятся 300 тыс. гостиниц. Всего в мире насчитывается свыше 1 млн гостиниц и более 7 млн предприятий питания [11, 13]. Большинство наикрупнейших компаний гостеприимства размещают штаб-квартиры в США, и там же, в североамериканских школах гостеприимства, почти все ведущие мировые компании набирают персонал. Размер сектора предполагает устойчивый спрос на выпускников программ
гостеприимства. США считаются инновационным лидером в секторе гостеприимства. Многочисленные ресторанные и гостиничные цепочки, впервые возникшие там, распространились по всему миру. Между отраслью и образованием существует тесная связь. Поскольку успешные карьеры выпускников являются примером для абитуриентов и дополнительным стимулом к поступлению в школу, учебные заведения не теряют выпускников из виду, приглашают их для встреч со студентами, гордятся ими, размещая отчет об их успехах на сайтах. Такие всемирно известные компании, как «Хай-ат», «Хилтон», «Старвуд», «Мариотт» и сотни других, ежегодно посещают ведущие школы гостеприимства и из лучших студентов набирают управленческие кадры, поскольку североамериканские школы гостеприимства считаются лучшими в мире [6, 11, 12].
Так, большинство школ в США называются школами гостеприимства или школами гостиничного и ресторанного администрирования. В них основное внимание уделяется подготовке студентов к управлению сектором размещения (гостиницы, мотели, курорты, и т.д.) или к руководству/владению предприятиями питания (рестораны, бары и ночные клубы, как самостоятельные, так и являющиеся частью круизных лайнеров, отелей и пр.). Только несколько из 10 лучших программ в области гостеприимства базируются за пределами страны. Многие программы гостеприимства фокусируются на том, как организован и функционирует местный бизнес, что позволяет школе привлекать ведущих менеджеров для обучения студентов. Важной особенностью школы гостеприимства является нацеленность
программ на конкретный сектор индустрии. Некоторые программы готовят специалистов только для гостиниц, обучая различным аспектам работы отеля. Другие всесторонне учат приготовлению и подаче пищи, ее сервировке и обслуживанию клиента.
Почти в каждой стране Евросоюза есть учебные заведения, ведущие подготовку в сфере менеджмента туризма. Некоторые из них завоевали популярность уникальностью программ обучения, необычностью построения курсов и подачей предметов, напряженным темпом и большой насыщенностью занятий. Эти вузы предлагают все типы дипломов: ассоциат, сертификат, диплом, бакалавр, магистр, а также аспирантуру и преддипломные программы. Из лучших европейских школ в сфере туризма в 2010 г. во Франции первой считается Международная бизнес-школа гостиничного и туристского менеджмента Ватель, уважаемая в отрасли за высококлассную подготовку линейных менеджеров среднего звена. Продолжительность обучения в зависимости от программы составляет от 3 до 5 лет. Самыми престижными являются программы «Бакалавр международного гостиничного менеджмента» и «Магистр международного менеджмента гостеприимства» [6, 11-13].
В Швейцарии Международная школа гостиничного менеджмента «Ле Ро-ше» знаменита программой Диплома Ассоциации гостиниц Швейцарии в области менеджмента, MBA гостеприимства, финансов и маркетинга, BBA гостеприимства, постдимпломными программами и программами профессионального роста в области международного гостеприимства. В Ирландии колледж гостиничного менеджмента «Шеннон» известен высокими об-
разовательными стандартами и качеством подготовки выпускников. Колледж располагает высококлассным преподавательским корпусом и превосходно организованным практическим обучением, что делает его бакалаврскую программу изучения бизнеса чрезвычайно востребованной. В Испании Международный университет Шиллера в Мадриде известен космополитической атмосферой, высоким качеством традиционного испанского образования с широким выбором программ университетской и постуниверситетской подготовки [4, 12, 13].
В 2010 г. онлайн-журнал "Asian Correspondent" опубликовал список 10 лучших учебных заведений туристского профиля в мире [6, 11, 13]. Первым в этом списке стоит Институт «Уильям Англисс» в Мельбурне, Австралия. Сэр Уильям Чарльз Ан-глисс основал это учебное заведение в 1940 г., и с тех пор институт превратился в крупнейший ведущий центр профессиональной подготовки в сфере гостеприимства. За современную технологически продвинутую образовательную среду и передовые программы вовлечения студентов в учебный процесс институт награжден несколькими престижными международными и национальными премиями и наградами. Каждый год свыше 18 тыс. студентов получают профессиональную подготовку в области гостеприимства, туризма и кулинарного дела. Этот специализированный профессионально-ориентированный учебный центр предоставляет все виды подготовки от краткосрочных курсов до 4-годичного диплома. Студенты имеют возможность получить двойной диплом, если выберут два направления подготовки из трех взаимосвязанных:
гостеприимство и туризм, кулинарное производство, кондитерское дело.
Ни одно кулинарное учебное заведение в мире не может сравниться с репутацией и объемом рабочих сетей «Ле Кордон Блю». Это самое крупное образовательное учреждение профиля гостеприимства, имеющее 15 студенческих городков по всему миру. Во многих аспектах «Ле Кордон Блю» устанавливает стандарты кулинарного искусства и гостиничного менеджмента XXI в. Основанный в Париже институт продолжает традиции высокой французской кухни. Студенты могут записаться на краткосрочные курсы или на полный сертификационный курс. Имеются очные программы с присуждением степени бакалавра и магистра гостиничного менеджмента, посвященные технологиям стратегического менеджмента и управлению корпоративными гостиницами. Специфической чертой вуза является профессиональное обучение студентов под руководством специалистов в базовых учебных ресторанах, управляемых самими студентами.
Институт гостеприимства и управления «Корнелл-Найанг» выступает одним из самых успешных примеров динамичного партнерства в гостеприимстве, совмещая всемирно известную экспертизу гостиничного администрирования Университета «Корнелл» и престижную МВА-программу Технологического института «Найанг». Так как обе школы лидируют в своих областях, студенты получают возможность учиться у ведущих специалистов двух частей света. Интенсивный курс обучения длится 12 месяцев, разбит на три семестра и проходит на двух континентах. Серии целевых элективных курсов вырабатывают у студентов
устойчивые навыки лидерства и учат профессиональной экспертизе. Программа «Магистр менеджмента гостеприимства» половину учебного времени преподается в Сингапуре.
Уже более 30 лет ведет подготовку шеф-поваров, гостиничного обслуживающего персонала, работников кухни, гостиничных управленцев Ассоциация гостиничного обучения в Квинсленде, Австралия. Практическая стажировка проходит в гостиничных предприятиях Австралии в режиме реального времени.
Первая в мире и самая старая Гостиничная школа Лозанны пользуется заслуженным уважением и признанием профессионалами отрасли [1, 12]. Ее выпускники занимают самые высокие должности в ведущих гостиничных и туристских организациях по всему миру. Школа соперничает со Школой гостиничного администрирования «Корнелл». Школа в Лозанне предлагает уникальный подход к гостиничной индустрии, рассматривая ее как средство выхода из экономических затруднений для развивающихся стран. В 2006 г. школа была удостоена Этического приза Швейцарии за деятельность в области устойчивого развития, поскольку многие ее выпускники стали ведущими специалистами устойчивого туризма. Школа имеет аккредитацию в Швейцарии и за рубежом. Главная программа подготовки - «Бакалавр гостиничного менеджмента». Программа совмещает глубокое изучение науки управления и практическое развитие лидерских умений. Эта комбинация жизненно важных компетенций и теоретической подготовки будущего руководителя крупного бизнеса выводит школу на лидирующие позиции в индустрии.
Институт «Шатек» - один из ведущих в Азии. Туристская палата Сингапура признала его заслуги как наиболее выдающиеся в деле подготовки специалистов для туристской индустрии страны. Открывшийся в 1962 г. Институт высшего образования «Гли-он» располагается в здании гостиницы «Бельвю» на берегу Женевского озера. Он стал первой частной гостиничной школой в Швейцарии. Входит в тройку сильнейших гостиничных школ мира по программе гостиничного менеджмента [3, 4, 6]. Примерно 95% студентов - иностранцы. Обучение начинается с освоения азов гостиничного дела. Каждый семестр представители 40-60 крупнейших гостиничных компаний приезжают в институт для отбора потенциальных кадров. Крупнейшее высшее образовательное заведение на американском западе - Университет Невады (Лас-Вегас) силен программами в области гостеприимства и туризма, поддерживаемыми мощным бизнесом Лас-Вегаса. В 2006 г. вуз открыл международный филиал в Сингапуре, где реализует магистерскую программу администрирования гостеприимства, которая совмещает практику в гостиницах с получением профессиональных навыков и умений.
Cal Poly Pomona как учебное подразделение Политехнической школы Калифорнии в США специализируется на образовании в области гостиничного менеджмента. В этой сфере немногие вузы США могут сравниться с Cal Poly Pomona, где студентов обучают новейшим достижениям и разработкам гостиничного менеджмента XXI в. Передовая учебно-материальная база, преподаватели-практики, консультанты и управленцы отрасли делают Cal Poly Pomona лидером образования.
45 топ-менеджеров гостиничного бизнеса преподают в школе, донося до студентов последние тенденции рынка и новейшие достижения отрасли. Главным учебным подразделением Cal Poly Pomona является Колледж гостиничного управления «Коллинз». По оценке экспертов ресторанного бизнеса, этот колледж в Калифорнии сегодня находится в тройке лучших школ гостиничного менеджмента США.
Замыкает список упомянутая выше швейцарская Школа гостиничного менеджмента «Ле Роше», в которой обучаются всего 850 студентов. В индустрии престиж «Ле Роше» очень высок. Она выпускает высококлассных, востребованных на рынке профессионалов. Входит в тройку лучших управленческих школ мира. Диплом школы открывает многие двери в индустрии, являясь залогом успешной карьеры и высокооплачиваемой должности. В процессе обучения студенты проходят три практики в известных компаниях и получают 18 месяцев производственного опыта [4, 12, 13].
В апреле 2012 г. авторитетный онлайн-журнал "Asian Correspondent" провел исследования международного рынка образовательных услуг. Эксперты журнала составили новый список десяти лучших международных школ гостеприимства [4, 6, 12, 13]. На этот раз первое место занял Институт высшего образования «Глион» в Швейцарии, колыбели современного гостеприимства.
«Глион» тесно сотрудничает с индийской Taj Group. Институт высшего образования «Глион» также является одним из 5 претендентов на звание «Лучшая в мире школа гостеприимства». Второе место присудили Гостиничной школе «Бреда» в Нидерлан-
дах. Школа приняла первых студентов в 1960-х гг., предложив бакалаврскую программу в туризме и поддерживающих областях. С тех пор «Бреда» превратилась в одну из самых сильных школ гостеприимства в Нидерландах. Сегодня в ней обучаются более 7 тыс. студентов из 70 стран. Дипломная программа «Международный менеджмент дорожного движения», которая делает акцент на инженерно-технической компоненте обучения, является визитной карточкой «Бреды».
Международная гостиничная школа в Южной Африке благодаря широкому спектру обучающих и образовательных программ, предоставлению рабочих мест выпускникам и возможностью продолжать учебу привлекает студентов из Азии. Со дня основания в 1929 г. Отельная школа «Гаага» в Нидерландах стала международной школой, специализирующейся в области управления гостиницами. Школа предлагает международную 4-годичную бакалаврскую программу. Диплом бакалавра можно получить, выполнив интенсивный ускоренный 2-летний курс. Школа является независимым некоммерческим учебным заведением, частично финансируемым государством.
В 2007 г. в Сингапуре начала подготовку более 3 тыс. специалистов из 20 стран Школа туризма и гостеприимства МБ18. Школа предлагает три бакалаврских диплома, диплом магистра и диплом в гостеприимстве, туризме и смежных с туризмом отраслях. Эти дипломные программы реализуются в партнерстве с университетами Австралии и Великобритании. За последние 20 лет Университет Йоханнесбурга в Южной Африке добился значительных успехов в обучении туризму и гостеприимству, получив международ-
ное признание специалистов отрасли. Университетский центр Швейцарии IMI предлагает программу MBA международного гостеприимства и гордится тем, что с легкостью трудоустраивает выпускников. «Ле Роше Марбелла» совмещает традиции швейцарского гостеприимства и курортную атмосферу испанской Андалусии, считаясь лучшей школой гостеприимства в Испании. Австралийский «Ле Кордон Блю» с обширной международной сетью, возможностью проводить стажировки в пятизвездочных отелях и отличной репутацией остается самым известным кулинарным институтом в мире. Академия менеджмента гостеприимства Эмиратов «Дубаи» своим современным оснащением, инновационными программами и ведущими специалистами бизнеса, привлеченными к преподаванию, соответствует высокому положению страны в области международного туризма и торговли.
Швейцарская школа гостиничного менеджмента специализируется на программах гостеприимства в спа и на курортах. Репутация и престиж швейцарских школ настолько велики, что их дипломы являются залогом профессионального успеха [1, 2, 4, 6, 9, 12, 13].
Трудно переоценить важность качественного обучения в туризме и гостеприимстве и роль учебных заведений в подготовке профессионально грамотных кадров. Наличие первоклассных учебных заведений туристского профиля необходимо любой стране, делающей ставку на развитие туризма и привлечение большого количества путешественников. Чтобы обслуживать туристов в соответствии с принятыми мировыми стандартами индустрии, необходимы специалисты, подготовленные по соответствующим программам, и учебные заведения, которые их реализуют [1, 3, 12].
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Ермилова Д.В. Английский язык в основах экономики туризма: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. С. 69 - 70.
2. Ермилова Д.В. Профессиональная подготовка в туризме за рубежом и в России: монография. М.: Советский спорт, 2005. С. 28-41.
3. Ермилова Д.В., Коржанова А.А. Туризм в начале XXI века: социокультурный и экокуль-турный аспекты: монография. Ярославль: Канцлер, 2010. 180 с.
4. Alan Furlong. Tourism Education Trends and Challenges in 21st Century. URL: http://www. tourism- review. com/travel-tourism - magazine -trends-and-challenges-of-tourism-education-article1566#YXH5TtuxLT7ROeZt.99
5. Juergen Daum's Interview with Leif Edvinsson: Intellectual Capital: the new wealth of corporations // The New Economy Analyst Report. 2001, November 13.
6. Leading international hospitality schools for Asian students // Asian Correspondent. 2011, Apr. 10.
7. Leif Edvinsson. Corporate Longitude: Navigating the Knowledge Economy. 2002.
8. Leif Edvinsson. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Brainpower. 1997.
9. Mohamed Derouiche. Future trends in the tourism industry // TTGmena.online. 2012, Jun.
10. Sue Gunn. Job Opportunities for Graduates of Tourism Training// World Guide Tourism And Travel. 2013.
11. TNS Global Survey. 2010, September.
12. Top Tourism Management Schools In Europe. URL: http://studydiscussions.com/best-tourism-m...
13. URL: http://Study-tourism-abroad.co/
УДК 330:17
Т.В. КВАРТАЛЬНОВА, О.В. ЧАБАНЮК
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ
Рассмотрены проблемы становления этических норм в России в контексте кризисных явлений в экономической и социальной системах.
Ключевые слова: этика, образование, заимствование, западный образ жизни, русский язык, ценность, чувственное восприятие.
In this article author reviews the problematic of ethical norm integration in Russian Federation in the context of crisis in the economical and social spheres.
Key words: ethics, education, borrowing, western way of life, Russian language, value, emotional perception.
Нам представляется интересным и значимым анализ тех перспектив, которые несут в себе перемены в экономической и социальной системах и их представленность в системе этики гражданского общества, современного социума. В те периоды, когда общественное развитие достигло такого этапа, что нужна смена старых стереотипов, она должна происходить и в обществе в целом, и в его группах, слоях, и в головах отдельных людей. Причем в то время, когда старые установки уже не действуют, а новые еще не выкристаллизовались, не укрепились в общественном масштабе, очень велика роль той теоретической базы, которая и обосновывает выбор парадигмы.
Например, П. Сорокин в своих работах [2] приводит набор классических норм чувственных систем: «Лови день», «Высшая цель - наслаждение», «Купи автомобиль и будь счастлив» и т.п. Нельзя не согласиться, ведь таковы вечные китайские, индусские, гре-
© Квартальнова Т.В., Чабанюк О.В., 2014
ческие, итальянские, английские, американские, прошлые и настоящие постулаты более грубых и более утонченных чувственных систем этики: «После меня хоть потоп», которая как нельзя лучше идеологически входит в когорту высказанных выше положений. Чувственный склад ума рассматривает все с точки зрения эволюции и прогресса. Это приводит к вытеснению вечных истин и замещению их временными соображениями. Чувственное общество живет в настоящем и ценит только настоящее, то, что Дейл Карнеги [1] называет «живи в отсеке сегодняшнего дня». Отсюда - быстро обогащайся; захвати власть; завтрашнее призрачно. Рядом все больше расцветает доктрина релятивизма с ее лозунгом «все относительно» и его вульгарными трактовками. Философия все в большей степени становится порицателем или апологетом той или иной системы взглядов, а система образования в целом все в большей степени ставит своей задачей подготовку удачливых ремесленников, будь то медик или инженер. Практиче-