Научная статья на тему 'Анализ и оценка туристского потенциала Армении'

Анализ и оценка туристского потенциала Армении Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3830
685
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АРМЕНИИ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Оганян Н.

В статье дается представление о туристском потенциале Армении, рассматриваются некоторые преимущества и недостатки региона. В качестве объекта исследования была выбрана Республика Армения как наиболее интересный для туризма регион Закавказья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка туристского потенциала Армении»

Социально-гуманитарный характер туризма во многом определяет сущность, смысл и цель профессиональной туристской деятельности. Менеджер по туризму является носителем, создателем и распространителем гуманистических ценностей и, таким образом, реализует свой вклад в развитие культуры общества. Поэтому особое значение приобретает уровень его этической культуры.

Литература

1. Глобальный этический кодекс туризма.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.:

Академия, 2004.

3. Коржуев А.В., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М.: Изд-во МГУ, 2003.

4. Федцов В.Г. Культура сервиса. М.: ПРИОР, 2001.

УДК 658.3 Анализ и оценка туристского потенциала Армении

Н. Оганян,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

В статье дается представление о туристском потенциале Армении, рассматриваются некоторые преимущества и недостатки региона. В качестве объекта исследования была выбрана Республика Армения как наиболее интересный для туризма регион Закавказья.

Ключевые слова: туристский потенциал Армении, индустрия туризма.

Армения — страна с красивейшей природой и прекрасными возможностями для сохранения здоровья людей, это обеспечивает Армении хорошие перспективы для развития туристской индустрии, однако надо вести большую работу, чтобы природноклиматические ресурсы полностью были использованы для поддержания здоровья людей и организации их отдыха.

Обобщение теоретических основ и исследований тенденций развития туризма, а также комплексный анализ развития туризма в Армении позволяют сделать некоторые

выводы. Для того чтобы достигнуть современного уровня развития туризма, необходимо провести гигантскую работу во всех сферах экономики и многих других направлениях.

Существующие проблемы в республике так многочисленны и разнообразны, что, по сути, без комплексного подхода невозможно найти их плодотворное решение. В Армении есть множество недостроенных гостиниц и других объектов, которые оставались долгое время под открытым небом, подвергаясь при этом воздействию неблагоприятных атмосферных факторов, и, конечно же, сегодня никак не могут быть использованы в туристской индустрии.

С другой стороны, археологические и исторические памятники, которые должны составлять основу «культурного» туризма, требуют основательной реставрации и восстановления. На местах не действуют службы ознакомления с памятниками (гиды и экскурсоводы), служба приема гостей и безопасности, в плачевном состоянии находятся коммунальные и другие удобства.

По отдельным территориальным единицам, туристским возможностям и привлекательностью всю территорию Армении можно разделить на несколько поясов.

Действующие туристские объекты и сеть дорог пребывают в сравнительно хорошем состоянии в Центральном, Араратском и Севанском поясах. На должном уровне здесь обслуживание и коммунально-бытовые услуги. Следует отметить, что в этих регионах находится большинство достопримечательностей и зон отдыха.

В других поясах туристские объекты и соответствующие инфраструктуры распределены относительно равномерно и в основном используются для нужд внутреннего туризма. Особенность Тавушского и Ширакского поясов состоит в том, что через них проходят автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие республику с внешним миром, однако в данный момент они бездействуют. Джермукский и Зангезурский пояса как туристские регионы являются перспективной областью, здесь в последние годы наблюдаются тенденции роста и развития.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, сложившуюся вокруг крупнейшего в Армении водолечебного и климатического курорта Джермука, он находится на юго-востоке Армении, в верховьях реки Арпа, в 173 км от Еревана. Веками эти живительные воды текли бесцельно, не принося никому пользы. Только после установления в Армении советской власти (29 ноября 1920 года) вопрос об изучении и использовании минеральных вод в лечебных целях был поставлен на государственном уровне. В 1940 году сдан в эксплуатацию первый санаторий и заложена основа строительства города-курорта.

Высокий целебный эффект имеют также ландшафтно-климатические условия курорта и его окрестностей. Преобладание солнечных дней, целебной воды, мягкий

климат, ультрафиолетовые лучи, богатство растительности, умеренная влажность и другие условия способствуют тому, чтобы Джермук считался первоклассной курортной зоной и зоной активного отдыха.

Город Джермук завоевал популярность благодаря высокому качеству минеральной воды. Воды Джермука по составу и свойствам относятся к углекислым, гидро-карбонатосульфатно-хлоридным, натрийно-калийным, магнезиумным. По химическому составу они похожи на минеральные воды Железноводска и Карловых Вар.

Функциональное значение и специфические черты выделенных туристских поясов повлияли также на распределение объектов гостеприимства. Описанное нами распределение предприятий гостиничного типа является серьезным препятствием для развития туризма, а решение проблемы требует крупных вложений не только для построения новых гостиниц, но и для восстановления и ремонта действующих. Задачи туристских инвестиций стали для данной области первичными и довольно сложными в решении проблемами, и, естественно, требуют срочного разрешения. Поэтому перед вложением крупного капитала для создания туристских комплексов следует заранее серьезно изучить туристские ресурсы Республики Армения, материально-техническую базу и спрос. Политику построения туристских объектов целесообразно вести по двум направлениям. Политика инвестиций в Ереване должна четко отличаться от других областей. В Ереване следует строить красивые и комфортабельные гостиницы (отели), соответствующие мировым критериям, а в других районах — отели в виде горных изб и домиков, а также туристские деревни, используя при этом местный стройматериал и рабочую силу. Целесообразность построения одно- или двухэтажных пристанищ в Армении обусловлена возможностью свести к минимуму необходимость использования дорогостоящей, сложной зарубежной техники сводится к минимуму.

Сегодня гостиничная индустрия является сферой серьезной конкуренции. В гостиничной индустрии слово “сервис” означает целую систему средств, которые обеспечивают высокую степень удобства, т.е. бытовые, физические и духовные потребности гостей.

Из года в год требования к услугам повышаются. Чем выше культура обслуживания гостей и качество услуг, тем привлекательней для потребителя гостиница, выше ее рейтинг. Таким образом, гостиница обеспечит себе высокую конкурентоспособность и, как результат, приобретет высокую прибыль и устойчивое процветание. Высокое качество обслуживания обеспечивается усилиями всех работников гостиницы под постоянным и действенным контролем администрации, в результате повышения квалификации работников, совершенствования методов обслуживания,

внедрения передового опыта, применения новых технологий и техники, расширения списка предлагаемых услуг и благодаря другим многочисленным методам.

Анализ положения на рынке, исследование возможностей конкурентов и запросов потребителей, разработка новых гостиничных услуг, сохранение равновесия между спросом и сбытом и связанные с ними операции осуществляются отделом маркетинга. К сожалению, можно констатировать, что маркетинговые отделы почти всех гостиниц Еревана мало занимаются настоящей исследовательской и аналитической работой и часто в словосочетании “Sale and Marketing” акцентируют внимание только на первом слове, хотя маркетинговая деятельность может стать гарантией достижения мощных конкурентных преимуществ.

Международные бренды несут с собой уже устоявшиеся и оправдавшие себя традиции, слияние которых с национальными особенностями работы еще более поднимут конкурентоспособность гостиничных комплексов. Тем более что вход разных международных брендов на местный рынок способствует оживлению конкурентных взаимоотношений и приводит к новому толчку в развитии отрасли. В Армении уже действует три знаменитых международных гостиничных бренда: Марриотт Инт, Голден Тьюлип, Голдн Палас.

Появляются проблемы в связи с колебанием сезонного наплыва туристов. В более напряженный период года малые гостиницы пользуются повышенным спросом, однако не настолько большим, чтобы покрыть этой прибылью издержки всего года, так как вне сезона большая часть из них пустует.

Целый ряд ныне действующих домов отдыха и санаториев, в том числе комплексный оздоровительный центр ''Джермук'' (1431 кровать), санатории ''Арзни'' (1258 кроватей), ''Армения'' (484 кровати), ''Анкаван'' (512 кроватей), ''Аревик'' (390 кроватей), а также 9 домов отдыха (4125 мест), составляют достаточно большой потенциал, особенно для быстрого развития рекреационного туризма. Задача заключается в том, чтобы был проявлен комплексный подход для направления этих ресурсов на увеличение объема въездного туризма. Указанная проблема носит принципиальный характер, особенно в настоящий момент, когда бюджетная прибыль в республике имеет малые размеры, в условиях недостаточного использования возможностей объектов предприятий гостиничного типа, преобладания выездного туризма и в условиях активного вытекания валютных ресурсов.

Одним из первых шагов развития туризма в республике должно стать решение теоретико-методологических проблем этой области, основными направлениями которой должны стать исследования как туризма в целом, так и его инфраструктуры и отдельных

видов научных и маркетинговых служб в частности. В этом деле необходима правительственная поддержка и финансирование основательного изучения этого направления за счет начислений из госбюджета. Маркетинговые исследования должны включать изучение спроса и предложения, относящихся к туристскому сервису, обеспечения между ними равновесия, рынка туристских служб, их возможностей и предпосылок, а также осуществление иных возможных маркетинговых функций.

Государство, используя свои дипломатические представительства в разных странах, а также имеющиеся связи с диаспорой и пр., может решить задачи развития туризма, выявления возможностей расширения внешних рынков, представления предложений и рекламы туризма Республики Армения, оценки спроса, обеспечения участия отечественных субъектов в программах международного туризма, упорядочение и распространение в республике информации, относящейся к мировому рынку, и других аналогичных задач. Будет целесообразным периодическое проведение социологических и экспериментальных исследований среди туристов. Эти исследования позволят не только быстро отреагировать на изменения спроса, но и составить некоторое представление о тенденциях развития туристских услуг в Республике Армения.

Уровень обслуживания туристов в Армении (дороги, транспорт, коммунальные услуги, средства связи) пока далеки от международных стандартов. Сейчас осуществляются конкретные мероприятия по преодолению недостатков. Так, в аэропорту «Звартноц» внедряется автоматическая система управления воздушными маршрутами, что позволит следить за полетами самолетов с дальних расстояний (с расстояния 450 км), обеспечивая безопасность полета. Внедрение этой системы будет иметь большое стратегическое значение для республики, учитывая, что в данный момент над территорией Армении совершаются 40 транзитных авиамаршрутов, и их число постепенно возрастает. Для введения системы есть квалифицированные кадры, способные плодотворно использовать существующее оборудование.

В Армении важнейшей проблемой является восстановление и сохранение археологических и историко-архитектурных памятников. Предполагается, что перспектива развития туризма в Армении в основном будет обусловлена наличием иностранных туристов, интересующихся ее культурой, которые познакомятся с памятниками и уникальными историческими достопримечательностями, расположенными по всей республике. Следовательно, важно, чтобы достопримечательности Армении были представлены зарубежным туристам в наилучшем возможном состоянии. Несмотря на то, что туристов в первую очередь интересуют природные живописные местности Армении, можно их сделать участниками всевозможных национальных празднеств, экскурсий,

конкурсов, а также познакомить с национальными блюдами, что придаст больший интерес и привлекательность путешествию, а также добавит изюминку восточной экстравагантности, что сегодня пользуется большой популярностью в мире. Каждая историческая или природная достопримечательность должна быть реставрирована, приведена в порядок и представлена иностранцам как одна из самых привлекательных сторон их визита, обеспечивая, конечно, вместе с тем, соответствующие удобства и услуги.

Одним из перспективных видов туризма в Армении является рекреационный туризм. Рекреационные ресурсы республики базируются на богатом медикооздоровительном потенциале, целебные свойства которого давно уже научно доказаны и могут стать основой для создания широкой сети оздоровительных туристских предприятий. В частности, на основе указанных ресурсов целесообразно создание комплексов отдыха и оздоровительных комплексов в Ехегнадзорском, Сисианском, Мегринском районах, поскольку они находятся в живописных местностях, богаты полезными и качественными минеральными источниками, пригодными для лечения всевозможных болезней.

Важной задачей Армении в области туризма является развитие инфраструктур туристской индустрии. Разработка и осуществление соответствующих мероприятий должны быть направлены на решение таких проблем, как расширение сетей туристских маршрутов, упорядочение сезонных колебаний, ремонт и строительство объектов для размещения туристов, обеспечение гарантий личной, медицинской и экологической безопасности туристов, создание возможностей современной связи, обеспечение быстрого денежного перевода, широкое использование дорожных чеков и других способов оплаты, финансовых операций, снижение тарифов воздушного транспорта и пр.

Процесс эффективной организации туризма в республике находится на начальной стадии развития. В Армении еще не полностью сформировались туристские субъекты, организации, предоставляющие различные туристские услуги, органы, организующие и упорядочивающие их работу. Недостаточно эффективна нормативно-правовая база, регламентирующая и упорядочивающая туристскую деятельность. Необходим государственный орган, упорядочивающий деятельность туристской индустрии, предоставляя ему право лицензирования и аттестации организаций, занимающихся туристской деятельностью. Важны также создание организаций, готовящих и усовершенствующих кадры для данной области, подписание межгосударственных договоров о сотрудничестве со странами, имеющими большой опыт в сфере туристкой индустрии и пр.

В деле туристского развития в Республике Армения самым сложным пока еще является решение проблем инвестиций, это должно быть принято во внимание в связи с высоким уровнем риска инвестиций в республике и недостатком финансовых средств.

Принимая во внимание своеобразные условия Республики Армения и зарубежный опыт, целесообразно для финансирования туризма и сохранности инвестиций использовать долгосрочные ссуды, получаемые от ВТО, других международных организаций, льготные ссуды, денежные средства, получаемые от приватизированных объектов туристского значения, средства всеармянского фонда «Айастан», а также средства, образуемые от получаемой прибыли туристских предприятий, лизинга и грамотной инвестиционной политики, проводимой крупными банками страны, в конечном итоге, развитие индустрии туризма в Армении является общегосударственной прерогативой и для дальнейшей активации процесса должны быть приложены все возможные финансовые и человеческие ресурсы страны.

Таким образом, в Армении уже заложены основы развития туризма и превращения Армении в привлекательную для гостей страну. А честная, добросовестная конкуренция только стимулирует развитие важнейшего рынка услуг в Армении.

Литература

1. Джанджугазова Е. А. Маркетинг туристских территорий. М.: Академия, 2006.

2. Амирджанян Р. Развитие туризма в Армении // Интерньюс Армения. Ереван, 2003. Вып. № 253.

3. Web:http://www.armenia2020.org

4. Kiesling B., Kojian R. Rediscovering Armenia. —Yerevan: Tigran Mets Pub., 2001

5. Krkoryan O. Tourism in Armenia.//Blogir, September 2004. Web:http://www.blogrel.com

6. Walters M. Armenia's Tourism Sector Develops. //BISNIS Bulletin, May 2001

УДК 658.3 Особенности подготовки топ-менеджмента в сфере туризма и гостеприимства

А.А. Одинцов,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Методологическая подготовка руководителей должна быть ориентирована на изучение мировоззренческих аспектов управления, этики и философии руководства, общей теории управления, мировых религий и философских традиций, нетрадиционных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.