Научная статья на тему 'Проблемы развития туризма в Армении и пути их решения'

Проблемы развития туризма в Армении и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3070
959
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / сфера / концепция / инвестиция / маркетинг / tourism / sphere / concept / investment / marketing

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Петросян Саяд Амбарцумович

Туризм является одной из ведущих отраслей экономики Армении и признан приоритетным направлением на всех официальных уровнях. Сфера туризма является той исключительной отраслью экономики, которая как непосредственно, так и косвенно влияет на развитие многих других отраслей экономики страны. В статье автор, исходя из подробного анализа развития туризма в Армении, делает ряд предложений для решения проблем в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN ARMENIA AND THE WAYS OF ITS SOLUTION

Tourism is one the main branches of the economy of Armenia. It is accepted as the prior direction in all official levels. Tourism directly and indirectly has influence on the development of many economic spheres of the country. In the article the author did an analysis of tourism in Armenia and offers some important suggestions for solving the problems in that sphere and notifies.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития туризма в Армении и пути их решения»

УДК 338.48 (479.25)

СА. Штросян ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АРМЕНИИ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. Туризм является одной из ведущих отраслей экономики Армении и признан приоритетным направлением на всех официальных уровнях. Сфера туризма является той исключительной отраслью экономики, которая как непосредственно, так и косвенно влияет на развитие многих других отраслей экономики страны. В статье автор, исходя из подробного анализа развития туризма в Армении, делает ряд предложений для решения проблем в этой сфере.

Ключевые слова: туризм, сфера, концепция, инвестиция, маркетинг.

Sayad ^rosyan THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT

OF TOURISM IN ARMENIA AND THE WAYS OF ITS SOLUTION

Annotation. Tourism is one the main branches of the economy of Armenia. It is accepted as the prior direction in all official levels. Tourism directly and indirectly has influence on the development of many economic spheres of the country. In the article the author did an analysis of tourism in Armenia and offers some important suggestions for solving the problems in that sphere and notifies. Keywords: tourism, sphere, concept, investment, marketing.

Приоритетность отрасли туризма, как принцип государственной политики, зафиксирована в законе Республики Армении «О туризме и туристической деятельности» [1]. Доля туризма во внутреннем валовом продукте (ВВП) составляет около 8 %, по объему экспорта - 15,4 %. За последние годы, благодаря осуществлению государственной политики в сфере туризма, а также сотрудничеству между органами государственного управления и местного самоуправления, частным сектором и местным населением сохраняется рост числа международных туристов. В среднем прирост составляет около 25 % в год. Расходы туристов ежегодно составляют 290 млн долл. В 2001 г. число посетивших Армению зарубежных гостей составило 123 тыс. чел., в 2010 г. - 684 тыс., в 2013 г. - 1,0 6 млн, в 2014 г.- 1,2 млн [2].

В отрасли занято 1,7 % рабочей силы Республики. Общую долю въездного туризма в ВВП, согласно концепции развития туризма до 2030 г., планируется увеличить в 5-7 раз, а туристические посещения до 3 млн чел. Ежегодная прибыль от туризма составит 826 млн долл. Если в 2003 г. каждый турист ежедневно тратил 68 долл., то в 2010 г. эта сумма составила 94 долл., а в 2020 г. достигнет 112 долл. По данным всемирной торговой организации (ВТО), 3-4 туриста, посещающие страну, создают одно рабочее место в сфере туризма и 5-6 рабочих мест в смежных сферах. Принятие решения Республикой Армения об отмене визового режима со странами Европейского союза (ЕС) в октябре 2013 г. дает новый стимул к увеличению посещаемости туристов [2].

Сфера туризма относится к тем областям экономики в развитие инфраструктуры, которых вкладываются значительные инвестиции. За последние годы в Армении построены новые гостиницы и рестораны, автобусный парк пополнен туристическими автобусами, соответствующими международным стандартам. По данным управления туризма, Министерства торговли и экономического развития Армении, в 2010 г. в Республике действовало 117 объектов размещения [3].

Обеспечение роста числа международных и внутренних туристов является основным направлением государственной политики в сфере туризма. Для обеспечения стабильного роста числа международных туристов первоочередной задачей является продвижение армянского туристического продукта на международном туристическом рынке, путем формирования представления о Республи-

© Петросян С.А., 2016

Вестник университета № 9, 2016

ке Армения как о стране, благоприятной и привлекательной для туризма, а также интеграции в международный туристический рынок. С целью осуществления маркетинговой политики в сфере туризма в 2001 г. было создано ЗАО «Армянское агентство развития туризма» (ААРТ), основной функцией, которой является маркетинг и продвижение туристического потенциала Армении. Обеспечение активного участия в международных туристических выставках, разработка и издание рекламных и информационных материалов, организация познавательных туров для иностранных журналистов и туроператоров, организация и проведение традиционных празднеств - также являются основными задачами ААРТ.

С целью предоставления информационных и консультационных услуг туристам, в 2001 г. был создан первый туристический информационный центр «Армения», в котором размещено множество рекламных материалов и необходимой информации об армянском туристическом продукте, что повышает детальную информированность туристов и облегчает возникающие проблемы. За последние годы создана подробная информационная база данных о сфере туризма Армении. В рамках осуществления маркетинговой политики, армянский туристический продукт представляется на крупных международных туристских выставках и ярмарках, что особенно важно для стабильного роста числа международных туристов. Основной проблемой в сфере туризма в Армении является отсутствие целенаправленной и перспективной инвестиционной политики. Государство должно попытаться скоординировать деятельность вкладчиков, заинтересованных в осуществлении инвестиций в сфере туризма. Инвестиции в сфере туризма должны быть долгосрочными, т.к. первый период приносит небольшую прибыль. Государство должно выступить гарантом для вкладчиков.

Среди проблем в сфере туризма надо отметить отсутствие развлекательных центров за пределами столицы, высокую стоимость авиаперевозок, заметны и недостатки в общем уровне гостиничного сервиса. В столице Армении - Ереване, согласно заключению маркетинговой компании M-Info, нет ни одного отеля без серьезного изъяна. В частности, большинство опрошенных туристов выразило недовольство по поводу качества и ассортимента еды. Из 55 туристов, которые остановились в отеле Armenia Marriot, лишь 18 % выразило удовлетворение всем. В отеле «Ani Plaza» недовольство туристов было по поводу маленьких комнат и тонких перегородочных стен, из-за чего при шумных соседях трудно уснуть [2]. Туристы отметили важный недостаток, который свойственен почти всем отелям Еревана: в них нет специальных удобств для инвалидов.

Обобщение теоретических основ и исследований тенденций развития туризма, а также комплексный анализ развития туризма в Армении, позволяют сделать некоторые выводы. Для того, чтобы достичь современного уровня развития туризма, необходимо провести гигантскую работу во всех сферах экономики и многих других направлениях. Существующие проблемы в Республике так многочисленны и разнообразны, что, по сути, без комплексного подхода невозможно найти их плодотворного решения. В Армении есть множество недостроенных гостиниц и других объектов, которые оставались долгое время под открытым небом, подвергаясь при этом воздействию неблагоприятных атмосферных факторов, и, конечно же, сегодня никак не могут быть использованы в туристической индустрии. С другой стороны, археологические и исторические памятники, которые должны составлять основу «культурного» туризма, требуют основательной реставрации и восстановления. На местах не действуют службы ознакомления с памятниками (гиды и экскурсоводы), службы приема гостей и безопасности, в плачевном состоянии находятся коммунальные и другие удобства. Сегодня гостиничная индустрия является сферой серьезной конкуренции. В гостиничной индустрии слово «сервис» означает целую систему средств, которые обеспечивают высокую степень удобств, т.е. бытовые, физические и духовные потребности гостей. Международные бренды несут с собой уже устоявшиеся и оправдавшие себя традиции, слияние которых с национальными особенностями сервиса еще более поднимут конкурентоспособность гостиничных комплексов. Тем более что вход разных

международных брендов на местный рынок способствует оживлению конкурентных взаимоотношений и приводит к новому толчку в развитии отрасли.

Одним из первых шагов развития туризма в Республике должно стать решение теоретико-методологических проблем этой области, основным направлением, которой является исследование как туризма в целом, так и его инфраструктуры и отдельных видов научных и маркетинговых служб, в частности. В этом деле необходима правительственная поддержка и финансирование основательного изучения этого направления за счет начислений из госбюджета. В Армении есть множество интересных и красивых мест, которые могут быть привлекательны для иностранцев, но по сегодняшний день многие из них не достигаемы для туристов из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.

Одним из перспективных видов туризма в Армении является рекреационный туризм. Рекреационные ресурсы Республики базируются на богатом медикооздоровительном потенциале, целебные свойства которого давно уже научно доказаны и могут стать основой для создания широкой сети оздоровительных туристических предприятий. В частности, на основе указанных ресурсов целесообразно создание комплексов отдыха и оздоровительных комплексов в Ехегнадзорском, Сисианском, Мегринском районах, поскольку они находятся в живописных местностях, богаты полезными и качественными минеральными источниками, пригодными для лечения всевозможных болезней.

Принимая во внимание своеобразные условия Республики и зарубежный опыт, целесообразно для финансирования туризма и сохранности инвестиций использовать долгосрочные ссуды, получаемые от других международных организаций, льготные ссуды, денежные средства, получаемые от приватизированных объектов туристического значения, средства всеармянского фонда «Айастан», а также средства, образуемые от получаемой прибыли туристических предприятий, лизинга и грамотной инвестиционной политики, проводимой крупными банками страны. В конечном итоге, развитие индустрии туризма в Армении является общегосударственной прерогативой и для дальнейшей активации процесса должны быть приложены все возможные финансовые и человеческие ресурсы страны.

Необходимо осуществлять такую налоговую политику, которая позволила бы в полной мере привлечь средства среднего класса. Одним из решений могло бы стать внедрение прогрессивной налоговой системы для имеющих различные параметры объектов отдыха и гостиничных комплексов. Государство должно содействовать, чтобы мотелям среднего ценового сегмента были доступны кредитные ресурсы по низким процентным ставкам. Правительство должно установить критерии, позволяющие зонировать туристические объекты и способствовать выработке оптимального варианта ценообразования.

При успешном решении вышеприведенных проблем, можно ожидать притока в 2030 г., в Армению 3 млн иностранных и 1,5 млн внутренних туристов, и по прогнозу консалтинговой организации «Маккинзи», доля туризма в ВВП Армении возрастет в 6 раз, а полученные доходы от туризма составят 3 млрд долл, будет создано 22300 рабочих мест, что составит 2 % от общей занятости [1].

Библиографический список

1. Деловой экспресс // Экономическая газета № 16. - 2015 г.

2. Оганян, А. Н. Анализ и оценка туристического потенциала Армении / А. Н. Оганян. Ереван, 2009. - 152 с.

3. Товмасяи, Г. Р. Применение туристического налога как источника инвестиций для развития курортного туризма в Республике Армения / Г. В. Товмасян. - Ереван, 2014. - 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.