• овладение слушателями этикой и философией управления, которые бы отвечали требованиям времени;
• овладение обучаемыми методологией общей теории управления; получение слушателями навыков контроля собственных отрицательных качеств характера и управления собственными негативными психическими состояниями;
• структуризация представлений о современных взглядах, касающихся режима дня и образа жизни руководителя.
Целесообразно в курс обучения включить следующие разделы: методологические аспекты управления (не менее 40% времени, выделяемого на занятия); психология управления (до 30%); особенности складывающейся социально-экономической политической и ситуации (ориентировочно 10% времени); текущие проблемы руководства коллективом (до 20%).
Литература
1. Одинцов А.А. Менеджмент организации: введение в специальность. М.: Академия, 2007.
2. Одинцов А. А. Основы менеджмента. М.: Колосс, 2006.
3. www.edu.ru —Федеральный портал «Российское образование».
УДК 379.85
Развитие туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкал» в Республике Бурятия: подготовка кадров
Р.И. Пшеничникова, Б.Д. Жалсараева, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, Улан-Удэ
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкал», в которой предполагается развивать большое количество видов туризма, в том числе и событийный. Байкальский регион может стать связующим звеном между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с тем, что турбизнесу необходимы специалисты, которые бы владели конкретными навыками и
технологиями возникает проблема по подготовке таких специалистов для туристско-рекреационных зон. На сегодняшний день основным ВУЗом, который занимается подготовкой специалистов в этой области, является Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств. У Академии есть опыт сохранения и экстраполяции традиционных этнических культур в современном мире, опыт, который является уникальным и чрезвычайно актуальным, своеобразным ноу-хау в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: туристско-рекреационная особая экономическая зона; система подготовки кадров; Академия культуры и искусств
В условиях глобализации современного мира большую актуальность приобретают поездки, путешествия с целью знакомства с культурой и традициями этносов, народов и стран. Это диктует особые требования к организации туристского бизнеса, в котором участвуют производители услуг и потребители.
Создание условий для развития туристского бизнеса — задача государства, и немаловажная роль в процессе решения этой задачи отводится подготовке кадров. В связи с определением семи туристско-рекреационных особых экономических зон в России, и в том числе, в Бурятии, подготовка кадров приобретает свою значимость.
3 февраля 2007 г. постановлением Правительства РФ № 68 принято решение о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны (ОЭЗ) «Байкал» на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия площадью более 700 кв. км. В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля
2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особые туристско-рекреационные зоны — это определенная Правительством РФ часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, связанной с созданием, реконструкцией, развитием объектов и оказанием услуг в сфере туризма, отдыха и санаторно-курортной деятельности.
Для выбора территории будущей зоны были привлечены российская компания «ЭКТИС» и международный эксперт в области проектирования горнолыжных курортов — канадская компания Ecosign Mountain Resort Planners Ltd. На счету этой компании планирование более 250 крупных горных курортов в 32 странах мира. Специалисты компании сформулировали основные требования к территории, которая могла бы стать особой экономической зоной туристско-рекреационного типа:
1) количество туристских посещений — не менее 1 млн чел.-дней в год;
2) компактность, универсальность и всесезонность. Должны быть представлены круглогодичные, зимние и летние виды отдыха и спорта;
3) близость к аэропорту и столице республики.
4) наличие относительно близко расположенной автодороги, связывающей планируемую зону со столицей республики и аэропортом, а также основные планируемые объекты внутри этой зоны между собой. [2]
В результате предварительного анализа картографических материалов и последующей визуальной оценки с воздуха, наиболее подходящим местом для создания туристско-рекреационной ОЭЗ в Бурятии была признана территория в Прибайкальском районе. По оценкам канадских экспертов, местность обладает прекрасными характеристиками для создания всесезонного курорта международного уровня: две горные вершины, одна из которых высотой более 1500 м; участок для строительства морского курорта, включая порт для круизных теплоходов; минеральные и термальные источники; реки, удобные для сплава; озеро Котокельское с лечебными грязями; интересная флора и фауна; этнокультурные особенности местного населения.
Признанию Бурятии в качестве туристско-рекреационной зоны способствовали положительные основные показатели сферы туризма республики за последние годы. По данным Республиканского Госкомстата, за 2004—2006 годы число посетивших республику туристов увеличилось на 13%. В 2006 году количество туристских прибытий в Бурятию составило 162,5 тыс. человек, из них доля визитов иностранных туристов составила 11%. Оборот предприятий сферы туризма возрос почти в 2 раза и составил в
2006 г. 574,7 млн руб. Доля туризма в структуре ВРП Республики Бурятия составляет
0,64%. [3] По экспертным оценкам Республиканского агентства по туризму, в 2007 г. туристское обслуживание получили свыше 192 тыс. чел.
Согласно прогнозам Республиканского агентства по туризму общий поток туристов в Бурятию к 2026 г. составит 1,91 млн чел. В ТР ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: горнолыжный, спортивный, spa и welness туризм с использованием накопленного в Бурятии опыта тибетской медицины, культурнопознавательный, экологический, водный, приключенческий. В целом для Бурятии перспективны культурно-познавательный, религиозный, экологический, событийный виды туризма. На территории зоны предполагается строительство гостиниц различного класса обслуживания, от 3* до 5*, коттеджей, заведений общественного питания с Байкальской кухней и национальными меню. Будут построены горнолыжные трассы различной сложности, от любительских до профессиональных. Крытый аквапарк, яхт-клуб, конноспортивный комплекс, теннисные корты, поле для гольфа, конференц-залы,
залы для проведения концертов, музыкальных фестивалей, художественных выставок будут пользоваться неизменным успехом.
Определение, формирование и развитие туристско-рекреационных зон, а в Байкальском регионе их две (в Иркутской области и Республике Бурятия), — только начальный этап на пути создания единой туристско-рекреационной системы, объединяющей Республику Бурятию с соседними областями России и соседними зарубежными государствами.
Байкальский регион с двумя туристско-рекреационными зонами может стать связующим звеном между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Ближайшие зарубежные соседи Монголия и Китай имеют большой опыт в приеме туристов, число которых гораздо больше, чем в Бурятии и Иркутской области. По информации агентства МОНЦАМЭ, в 2008 г. только Монголия планирует принять 440 тыс. туристов. Несмотря на значительные успехи в развитии туризма, государственные органы по туризму Монголии и Китая, тем не менее, с энтузиазмом восприняли инициативу агентства по туризму Республики Бурятия об организации и продвижении трансграничных проектов «Чайный Путь» и «Восточное кольцо». Эти проекты, в первую очередь, расширяют диапазон программ и маршрутов культурно-познавательного, этнокультурного, экологического туризма территории Восточной и Центральной Азии, включают озеро Байкал с его рекреационным и природным потенциалом в туристский оборот многих стран. Во-вторых, транснациональные проекты способствуют более глубокому восприятию культуры монголоязычных народов, к коим относится и бурятский. Современная культура Бурятии многонациональна и состоит из культуры старообрядцев, сохранивших допетровские традиции, культуры казаков-первопроходцев, русских переселенцев, эвенков и многих других национальностей, религиозных особенностей шаманизма, буддизма, православия. Особенности этих культур, запечатленные в музейных экспозициях, фольклорных представлениях, музыкальных и художественных фестивалях, изделиях художественного творчества и составят ту яркую туристскую мозаику Бурятии с «изюминками» или брендами той или иной местности. Именно самобытная местная культура, а также богатая история и археология являются сегодня не меньшим туристским ресурсом, чем природные объекты Байкальского региона.
Формирование единой туристско-рекреационной системы, является необходимым условием устойчивого развития территорий в условиях глобализации. Эффективная работа туристско-рекреационной зоны невозможна без высококвалифицированных кадров. Уже сегодня туристская индустрия Бурятии нуждается в специалистах по гостиничному и ресторанному хозяйству различного профиля, квалифицированных гидах-
переводчиках, экскурсоводах, аниматорах, мастерах по декоративно-прикладному искусству.
Структура подготовки специалистов для сферы туризма в целом по России складывалась спонтанно, исходя из потребностей отрасли в период перехода экономики страны на рыночные отношения. До сих пор система подготовки кадров для туристской отрасли в России не сформировалась окончательно, идет работа над профессиональными стандартами и учебными планами. Сегодня наблюдается картина, когда образование в области туризма дает знания, а турбизнесу нужны навыки. Турбизнес нуждается в специалистах, владеющих конкретными навыками и технологиями. В связи с этим проблема подготовки специалистов для туристско-рекреационных зон приобретает все большую актуальность, поскольку уровень обслуживания на таких территориях должен равняться мировым стандартам. С другой стороны, зоны признаны быть модельными площадками для непрерывного туристского образования.
Однако каждый регион сам определяет свои приоритеты и действия, исходя из экологических, социо-культурных, экономических условий и соответствующих путей решения проблемы.
В Бурятии складывается комплексный подход по обеспечению кадровой подготовки в сфере туризма, Здесь можно выделить несколько групп. Первая группа — это специалисты самой индустрии гостеприимства; вторая группа — обслуживающие данный бизнес; третья группа — специалисты декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, экскурсионной работы.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования — Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (ВСГАКИ) — вуз, открытый третьим в евразийском центре России после Санкт-Петербурга и Москвы, выступает сегодня в роли своеобразного центра по изучению процессов, влияющих на трансформацию культуры, искусства, образования в новых социально-экономических условиях. У Академии есть опыт сохранения и экстраполяции традиционных этнических культур в современном мире, опыт, который является уникальным и чрезвычайно актуальным, своеобразным ноу-хау в образовательном процессе вуза.
По данным исследований, в XXI веке интересы молодых путешественников будут направлены на изучение самого человека в его этнической среде. Национальная культура связана с психикой, психологией человека, его экологической, исторической, религиозной и культурной средой. В республике ярко представлены традиции шаманизма и буддизма,
что позволяет создавать туристские программы, направленные на умение видеть более тонкий мир человека.
Для академии стали традиционными такие встречи, как «Культурное пространство Сибири и Монголии» (с 1997 г.), научный симпозиум и фольклорный фестиваль «Байкальские встречи» (с 1996 г.). Гостей, в том числе зарубежных, привлекает общение с необычной многонациональной культурой Бурятии. ВСГАКИ готовит кадры для Бурятии, Саха (Якутия), Тывы, Калмыкии, Горного Алтая, Хакасии, Читинской и Иркутской областей по различным специальностям, востребованным в туризме и в сопряженных с туризмом областях: информационная деятельность, прикладная
информатика, специалисты в области менеджмента и маркетинга гостиничного и ресторанного хозяйства, музейного дела, экологического туризма, режиссура театрализованных представлений и праздников, художники декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Академия активно сотрудничает с администрациями муниципальных образований: ведется работа по созданию учебно-производственной лаборатории академии «Саяны» в горном Тункинском районе, идет работа над проектом трех типов этнокультурного ландшафта сойотского, бурятского и старожильческого населения, разрабатываются новые туристские продукты в рамках этнического туризма, проводятся семинары по организации обслуживания туристов в сельских домах и частных мини гостиницах. Разработана программа подготовки инструкторов по оздоровительным методикам, что крайне актуально при наличии тибетской медицины и большого числа минеральных источников. Завершается работа по проекту «Артплощадка» на курорте Аршан. Идут переговоры по созданию при Академии бизнес-инкубатора по культурно-познавательному туризму. Именно этим объясняется поступление многочисленных заявок на научные разработки по развитию культурно-познавательного туризма. Академия выиграла тендер, объявленный Республиканским агентством по туризму по разработке туристских маршрутов по республике в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 50690—94 «Туристко-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования».
Современная образовательная стратегия Академии ориентирована на воспитание будущего специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством уважения к представителям разных этнических групп.
В современном мире культура и искусство, как и туризм, становятся доминирующими в развитии новых интеграционных процессов, в решении проблем с бедностью, локализацией этнических конфликтов, гармонизации проблем государства и
рынка. Вуз, опираясь на свои научные, исследовательские и творческие проекты, ведет активный поиск и нарабатывает механизмы деятельности с различными пространствами: инновационным, культурным, информационным, образовательным, экономическим; всеми уровнями власти и их структурами, общественными организациями различными слоями общества. Это необходимо для осмысления и формирования модели интеграции в общемировую непрерывную образовательную среду подготовки кадров для сферы туризма.
Главная идея деятельности ВСГАКИ — единение, объединение людей на основе сохранения и развития многообразия культур как одной из основ устойчивого развития культуры и туризма не только в рамках туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкал», но и по всей территории Сибири. Для совершенствования профессионального образования в сфере туризма нужны отраслевые заказы, совершенствование материально-технической базы, проведение научного мониторинга развития культуры и туризма, более тесное сотрудничество с практиками турбизнеса. Все эти действия окажут существенное влияние на качество подготовки специалистов.
«Рынок не в состоянии сам подготовить для него человеческий капитал — этим должно заниматься государство, семья, общество», — такой вывод обозначен во Всемирном докладе по культуре ЮНЕСКО. К нему можно добавить, что именно культура выступит в качестве стратегической составляющей будущего развития туризма в нашем регионе.
Литература
1. Максанова Л.Б.-Ж. Опыт подготовки проекта создания туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкал» (на примере Республики Бурятия)// Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации Материалы II международной научно-практической конференции: Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2007.
2. Мэтью П., Макдугал Б., Чухломин А. Концепция туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкал» в Республике Бурятия, методика и средства разработки. Краткое описание концепции // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации. Материалы II международной научно-практической конференции // Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2007. С. 56—57.
3. Статистический бюллетень № 05-12-20 «Сведения о приеме и обслуживании туристов» /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия.
4. Федеральный закон № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
УДК 658.3 Взаимодействие вуза и бизнес-сообщества в инновационной системе профессиональной подготовки специалистов индустрии сервиса и туризма С.Г. Пяткова,
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
В статье рассмотрены основные направления взаимодействия образовательного учреждения и предприятий туриндустрии в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы сервиса и туризма. Предлагаемые модели и подходы к сотрудничеству предполагают активное участие бизнес сообщества в разработке и реализации инновационной системы обучения и подготовки специалистов туриндустрии.
Ключевые слова: инновационные модели взаимодействия, практико-
ориентированный и компетентностный подход в сервисной и туристской сфере.
Развитие современной мировой и отечественной экономики направлено на создание общества, основанного на знаниях, где благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» происходит организация инновационного образования и инновационных учебных заведения [4, с. 3].
Наибольшее распространение имеют инновации в организации учебного процесса и внедрении новых образовательных технологий, профилизация и специализация. Освоение и внедрение инноваций в вузе позволит усилить конкуренцию в сфере образовательных продуктов и услуг, увеличить число потребителей и спрос, предложение образовательных продуктов и услуг. Вступление современного общества в постиндустриальную стадию повлекло за собой ускоренные темпы развития сферы сервиса и туризма. Значительно увеличивается роль услуг в удовлетворении