Научная статья на тему 'Опыт организации повышения квалификации кадров в профильном туристском вузе'

Опыт организации повышения квалификации кадров в профильном туристском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
the tourism industry / skills development of the personnel in the tourism industry / профессиональное образование / индустрия туризма / повышение квалификации кадров индустрия туризма / professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дусенко Светлана Викторовна, Кирилина Наталья Анатольевна

В статье анализируется опыт организации повышения квалификации кадров в профильном ту- ристском вузе. Рассматриваются проблемы и перспективы профессионального туристского об- разования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the experience of skills development of tourism in high school. The author reveals the problems and prospects of professional tourism education.

Текст научной работы на тему «Опыт организации повышения квалификации кадров в профильном туристском вузе»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

3) оптимизировать информационные потоки, формируемые на различных уровнях региональной образовательной системы;

4) разработать и использовать единые нормативные материалы, методики диагностики;

5) создать механизм мониторинговых исследований на всех уровнях;

6) подготовить программное и инженернотехническое обеспечение мониторинга на основе современных научных достижений и информационно-вычислительной техники;

7) совершенствовать технологии информационно-аналитической деятельности;

8) своевременно выявлять изменения в исследуемой сфере и вызвавшие их факторы для принятия оперативных управленческих решений;

Литература

9) обеспечить органы управления, организации, заинтересованных граждан общественно-значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга. Развитие мониторинга ДПО даст значительный материал для совершенствования системы управления ДПО. Материалы мониторинга позволят исследовать закономерности образовательных процессов, выявить и установить типологию проблем управления, отследить и оценить эффективность последствий и вторичных эффектов принятых решений, совершенствовать программы и условия образовательного процесса, вывести на рынок те или иные востребованные услуги, выявить недостаточность ресурсов для реализации программ ДПО.

1. АнисимовП.Ф.. ПлатоноваН.А., ТанееваЕ.Ш., Кривошеева Т.М. Мониторинг дополнительного профессионального образования: отечественный опыт: Учебное пособие. М.: ФГОУВПО «РГУТиС». М., 2008.

2. Васильев В.Н. Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образовательных ресурсов Российской Федерации на период до 2015 года / В.Н. Васильев, В.А. Гуртов, Е.А. Питухин, Л.М. Потупалова // Образовательная среда сегодня и завтра. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 27—30 сентября 2006 года). М.: Рособразование, 2006.

3. Вапнярская О.И. Разработка методики мониторинга дополнительного профессионального образования // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 2 (9).

4. Зарипова Н.Ш. Совершенствование системы мониторинга, изерения в организациях дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. 2009. № 6.

5. Крутий И.Н. Дополнительное образование и рынок труда // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 1 (89).

6. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты /Науч. рук. А.Е. Карпухина. М.: Макс Пресс, 2006.

УДК 371:351.851; 374.02; 316.334:37

I ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ I В ПРОФИЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

Дусенко Светлана Викторовна, кандидат социологических наук, доцент, начальник Ресурсного

центра повышения квалификации кадров для индустрии туризма,

зав. кафедрой «Организация и технологии в гостиничном бизнесе», svd337@list.ru,

Кирилина Наталья Анатольевна, начальник Учебно-методического центра, kirilinana@inbox, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article considers the experience of skills development of tourism in high school. The author reveals the problems and prospects of professional tourism education.

В статье анализируется опыт организации повышения квалификации кадров в профильном туристском вузе. Рассматриваются проблемы и перспективы профессионального туристского образования.

76

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Опыт организации повышения квалификации кадров в профильном туристском вузе

Keywords: professional education, the tourism industry; skills development of the personnel in the tourism industry

Ключевые слова: профессиональное образование; индустрия туризма; повышение квалификации кадров индустрия туризма

Профессиональное образование — одно из приоритетных направлений социально-экономического развития страны и ее конкурентоспособности. В условиях индустриального общества советская система профессионального образования успешно выполняла свои задачи, реализуя и в полной мере удовлетворяя потребности страны. В последнее время вопрос модернизации системы профессионального образования вызывает пристальное внимание и дискуссии в науке и профессиональной среде.

Вхождение России в постиндустриальную эпоху привело к резкому отставанию профессионального образования от потребностей рынка труда и запросов современного общества. На наш взгляд, основной недостаток профессионального образования — неспособность быстро и гибко реагировать на изменения в экономике и социальной сфере страны. Профессиональное образование оказалось не готово к переменам на рынке труда и в результате не справляется со своими задачами в условиях современной жизни.

Сегодня вряд ли кто-нибудь усомнится в том, что успех любого бизнеса определяют человеческие ресурсы. Проблема нехватки квалифицированных кадров актуальна для различных отраслей, а для динамично развивающейся индустрии туризма, она вероятно, важнейшая. Причем проблема гораздо серьезнее, чем просто недостаточное число выпускников.

В профессиональном туристском образовании существует ряд проблем:

• неэффективность использования федеральных ресурсов в результате некачественной подготовки кадров по туристским специальностям в непрофильных образовательных учреждениях, что снизило качественные и количественные показатели конкурентоспособности российского профессионального образования;

• незнание реальных количественных потребностей и качественных характеристик выпускников (обучающихся) в профессиональных туристских вузах приводит к дефициту квалифицированных кадров в туристской индустрии;

• отставание содержания профессионального туристского образования от потребностей экономики страны, ее социальной сферы и рынка труда, тенденций развития мировой экономики, что делает систему профессионального туристского образования и экономику страны неконкурентоспособной, вызывает неудовлетворенность российских работодателей отрасли и как следствие — порождает безработицу;

• отсутствие тренинговых центров, оснащенных современным и постоянно обновляющимся оборудованием, для проведения практических занятий, прохождения практик студентами;

• слабая материально-техническая база образовательных учреждений, а также научнометодическая база;

• отсутствие возможности у преподавателей систематически повышать свою квалификацию.

Актуальным остается вопрос взаимодействия бизнес-сообщества и преподавателей, которые готовят будущих выпускников. Выпускники туристских вузов обладают серьезной фундаментальной базой общетеоретических знаний и дисциплин. Однако наблюдаются серьезные проблемы в специализации, практическом опыте, знании современных технологий и недостаточной языковой подготовке. Очевиден разрыв между образовательными программами подготовки кадров для отрасли и ее реальными потребностями. Имеют место недостаточная компетентность молодых специалистов и отсутствие адаптационных навыков, которыми они должны обладать в динамично развивающейся конкурентной среде.

С целью качественной организации повышения квалификации кадров для индустрии туризма необходимо принять комплекс мер по устранению вышеуказанных проблем, целесообразно также изучить ведущие зарубежные системы, основанные на различных принципах подготовки кадров.

Без радикальных изменений системы профессионального туристского образования,

77

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

придания ей должного уровня мобильности и гибкости, соответствия потребностям современного рынка труда, непрерывного повышения профессионального уровня работников туристской индустрии невозможно обеспечить конкурентоспособность страны на международном туристском рынке.

Перед профессиональным туристским образованием и бизнесом встают вопросы: как в данных условиях организовать повышение квалификации, какова роль государства, где найти источники финансирования, каким должно быть учебно-методическое обеспечение и многие другие. В современных рыночных отношениях приобретает новое значение повышение квалификации кадров для индустрии туризма. В широком плане квалификация понимается как фактор изменения социально-экономических систем. С другой стороны, квалификация становится необходимым и все более значимым условием профессионального успеха, карьерного роста и повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Современная ситуация в экономике и социальной сфере диктует переход к новой парадигме профессионального туристского образования. Работодатели с большим удовольствием берут на рабочие места выпускников профессиональных колледжей, понимая, что их квалификация порой выше, чем у выпускника вуза. Но даже этот путь не позволяет удовлетворить дефицит высококвалифицированных кадров для индустрии туризма.

Сегодня сформированы условия для быстрого и гибкого реагирования системы профессионального образования на потребности страны, туристского рынка и запросы рынка труда, а значит, появляется возможность постоянного повышения квалификации и переподготовки кадров, путем выстраивания системы непрерывного профессионального образования для индустрии туризма.

Целью туристской образовательной политики является обеспечение внедрения образовательных технологий путем организации повышения квалификации кадров в современных условиях в соответствии с требованиями рынка труда:

• в широких масштабах (в преддверии проведения крупномасштабных мероприятий в г. Сочи, в г. Казани и в г. Владивостоке);

• в сжатые сроки (от потенциальных сотрудников сегодня работодатели ожидают ком-

петентности и готовности с первой минуты включиться в рабочий процесс);

• на имеющейся базе (не строить и не открывать новые университеты);

• при имеющемся финансировании.

Однако предприятия по-прежнему ищут

специалистов, в то же время выпускники ищут работу. Рынок труда можно сравнить с большим организмом, живой системой. Появляются новые, модные профессии, а в рамках существующих профессий — новые компетенции, некоторые специальности исчезают, другие развиваются циклически.

От переизбытка на рынке труда некоторых специальностей, таких, как экономист, юрист, наблюдается нехватка рабочих мест. Для выпускников туристских вузов в 2010 году ситуация на рынке труда была благоприятна, рынок труда восстановился после кризиса, идет активный прирост вакансий.

Правительством Российской Федерации разработана стройная система повышения качества трудовых ресурсов. Эта система, в частности, предусматривает следующие мероприятия.

1. Опережающее профессиональное обучение

высвобождаемых работников и работников,

находящихся под риском увольнения.

В СССР в 50 годы прошлого века была разработана система переподготовки кадров для слушателей, уже имевших профессию, с целью получения новой. Переподготовка была организована для обучения специалистов, высвобождаемых на предприятиях по разным причинам. Обучение осуществлялось без отрыва и с отрывом от производства. Разработкой учебных планов и программ для переподготовки кадров, определением сроков обучения занимались сами предприятия применительно к учебным планам и программам для подготовки специалистов по соответствующим профессиям. При этом допускалось сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, навыков и умений обучаемых.

Опережающее профессиональное обучение может проводиться в случаях, когда работнику необходимо повысить квалификацию; работник высвобождается с предприятия в связи с сокращением объемов производства, и его необходимо переориентировать на получение новой профессии, востребованной на рынке труда.

78 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Опыт организации повышения квалификации кадров в профильном туристском вузе

Основные ожидаемые результаты от данных мер по профессиональному обучению, прежде всего, касаются социальной сферы:

• выработка механизма адаптации профессионального образования к новой социально-экономической ситуации, к сложившимся в регионах трудовым отношениям;

• обеспечение стабильности занятости экономически активного населения в регионах;

• преодоление ведомственной замкнутости и обеспечение принципа партнерства органов государственной и муниципальной власти, учебных заведений, работодателей, населения, общественности;

• обеспечение доступности предприятий и населения к информационным ресурсам, дистанционному образованию.

2. Разработка практико-ориентированных программ подготовки и повышения квалификации.

В 2009 году в рамках реализации мероприятия «Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий» Российский государственный университет туризма и сервиса осуществил подготовку и повышение квалификации более 2,5 тыс. слушателей по 80 программам дополнительного образования. В рамках этого проекта были достигнуты следующие результаты.

1. Разработаны практико-ориентированные образовательные программы подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятий (КММ) и учебно-методические комплексы современных учебных материалов практико-ориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для обеспечения проведения КММ.

2. Проведена общественно-профессиональная экспертиза разработанных практикоориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для КММ и комплекса современных учебных материалов.

3. В целях апробации разработанных практико-ориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для КММ и ком-

плекса современных учебных материалов проведена конференция.

4. Разработаны программы и методические материалы для повышения квалификации преподавателей в целях последующей подготовки и профессиональной переподготовки кадров для проведения КММ.

5. Разработана программа повышения квалификации преподавателей для последующей реализации практико-ориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для проведения КММ.

6. Сформированы критерии отбора преподавателей и сформирована база данных участников повышения квалификации с применением информационных и коммуникационных технологий в количестве более 500 человек.

7. Проведено обучение 560 преподавателей по 20 программам на базе университета и его филиалов в 8 регионах Российской Федерации: Москва, Московская область, Самарская область, Волгоградская область, Ставропольский край, Смоленская область, Краснодарский край, Свердловская область.

8. Проведен опрос мнений участников программ повышения квалификации.

Сейчас на передний план выходит проблема формирования высокоэффективной системы профессионального туристского образования, отвечающей современным требованиям и базирующейся на долгосрочных прогнозах потребности в туристских кадрах в рамках отдельных крупномасштабных мероприятий. Для успешного решения этой задачи в рамках выполнения данного контракта были разработаны методические основы прогнозирования и мониторинга рынка туристических услуг.

Результатами работы явилось выполнение работы по реализации данных образовательных практико-ориентированных программ в системе высшего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации для категорий специалистов, занятых в процессе подготовки и проведения крупномасштабных международных мероприятий в Российской Федерации.

Полученные результаты позволили создать эффективную учебно-методическую базу для развития системы дополнительного профессионального образования в области подготовки,

79

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для проведения крупномасштабных мероприятий, а также для успешной реализации методов сетевого (дистрибутивного) обучения с использованием современных комплектов учебно-методических материалов и инструментальных средств обучения, которые выполняют следующие функции:

• выявление образовательных потребностей в профильной подготовке кадров для индустрии туризма;

• консультирование преподавателей профильных вузов, системы дополнительного образования и руководителей предприятий индустрии туризма, оказание им информационно-методической поддержки;

• организацию повышения квалификации педагогических кадров с использованием в практике работы новейших достижений в области профессионального образования, по оперативному овладению передовым педагогическим опытом, инновационными методами обучения;

• ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемым направлениям, распространение передового педагогического опыта.

Бизнес-сообщество должно формировать профессиональный заказ на будущих специалистов [1]. В связи с этим Президент Дмитрий Медведев поручил подготовить комплексные программы развития профессионального образования в каждом регионе, эти региональные или межрегиональные программы должны быть направлены на достижение стратегических целей инноваций.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2016 годы)» будут реализовываться мероприятия, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки туристских кадров [2]. Предусмотрено федеральное финансирование на развитие системы подготовки кадров для индустрии туризма.

В 2010 году на базе Российского государственного университета туризма и сервиса создан Ресурсный центр подготовки, повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса. Целью деятельности Ресурсного центра является создание опорной информационно-методической площадки для распространения системы дополнительного

профессионального образования в сфере туризма и сервиса, создание сети региональных центров дополнительного образования, активное внедрение образовательных программ, основанных на модели «Обучение обучающих» — программы ТТТ.

Ресурсный центр объединяет региональные центры дополнительного образования для совместного решения следующих задач:

• организация и проведение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса в регионах;

• изучение передового отечественного и зарубежного опыта;

• вовлечение в образовательный процесс представителей бизнеса;

• учет региональной потребности в профессиональных кадрах.

В региональных филиалах университета открыты центры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров различного профиля для туристской индустрии. Ситуация на динамичном рынке образовательных услуг подталкивает структурные подразделения дополнительного образования к радикальным преобразованиям, чтобы лучше отвечать новым требованиям, которые выдвигаются к образованию и задачам, возникающим в условиях конкуренции.

В Ресурсном центре создано большое количество программ повышения квалификации кадров для следующих категорий слушателей индустрии туризма:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• государственные служащие региональных туристских администраций;

• руководители туристского и гостиничного бизнеса;

• эксперты в системе классификации гостиниц, пляжей и горнолыжных трасс;

• линейный персонал;

• профессорско-преподавательский состав профессиональных учебных заведений;

• тьюторы;

• студенты профессиональных учебных заведений.

Актуален и вопрос подготовки тьюторов — «обучение обучающих». Основное преимущество образовательных программ подготовки тьюторов заключается в том, что в них сочетаются традиции западного образования с современными технологиями и методиками российского преподавания.

80

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Опыт организации повышения квалификации кадров в профильном туристском вузе

В Российском государственном университете туризма и сервиса введены программы обучения тьюторов на основе программ ведущих гостиничных школ Франции, Австрии, США и др. В данном направлении университет работает давно, а в 2010 году заключил договор с Международным институтом гостеприимства ICI (г. Париж, Франция) на подготовку тьюторов по программе «Инновационные образовательные технологии подготовки управленческих кадров для сферы гостеприимства».

Международный институт гостеприимства более 25 лет является одним из ведущих учебных заведений для обучения и повышения квалификации персонала в сферах гостеприимства и эксклюзивного обслуживания, имеет официальный статус во Франции. Институтом разработаны программы — от линейного персонала до топ-менеджмента. ICI был создан в 1983 году президентом международной организации «Золотые ключи консьержей». Международный институт гостеприимства стал ведущим специализированным учебным заведением для обучения и повышения квалификации персонала в сферах гостеприимства и эксклюзивного обслуживания, осуществляет услуги консалтинга, организует программы обучения и повышения квалификации персонала компаний сферы гостеприимства класса «люкс». ICI работает с мировыми лидерами индустрии гостеприимства, сетями отелей (Concorde, Four Seasons, Hilton, Marriot), авиакомпанией (Singapore Airlines), бутиками (Guerlain), шопинг-моллами и другими предприятиями сферы обслуживания.

Первая группа преподавателей университета прошла подготовку в Международном институте гостеприимства, подготовлены тьюторы для обучения управленческих кадров сферы гостеприимства на основе французской системы подготовки кадров, которая включает последовательность стажировок и обучения. Сегодня готова первая группа тьюторов, которые транслируют свой опыт через курсы повышения квалификации для руководителей высшего и среднего звена управления.

В планах деятельности Ресурсного центра — активное сотрудничество с Министерствами и департаментами по образованию и туризму субъектов Российской Федерации, муниципальными органами исполнительной власти, региональными центрами занятости,

региональными профессиональными учебными заведениями, туристскими и гостиничными ассоциациями, общественными организациями и объединениями, гостиницами и другими средствами размещения, туроператорами и турагентами.

Выстраивая план проведения повышения квалификации кадров в регионах, особое внимание уделяется таким городам, как Сочи и Владивосток. Для поиска ответа на вопрос, кто и как будет готовить кадры для зимних Олимпийских игр 2014 года, университет начал работу сразу после того, как город выиграл право на проведение Зимних Олимпийских Игр в 2014 году.

Очевидно одно — для успешного проведения Олимпиады потребуются кадры разных специальностей, в том числе для гостиничного сервиса. Причем работники нужны высококвалифицированные. Поэтому одной из главных задач сегодня остается подготовка линейных сотрудников и персонала среднего и высшего звена управления средств размещения, от которых в первую очередь зависит качество гостиничных услуг, а также имидж города Сочи и России в целом.

Сегодня вузам необходимо более активно начать готовить специалистов для Олимпиады (законодательные акты, госзаказ и т. п.). Вопрос этот непростой и многоплановый. Для обеспечения результативной работы вузов требуются изменения по ряду направлений:

• объединить усилия при реализации стратегии подготовки кадров;

• разработать детализированный прогноз потребности в подготовке и переподготовке квалифицированных кадров для обеспечения подготовки, проведения и функционирования инфраструктуры объектов Олимпиады;

• разработать единую всероссийскую программу по подготовке кадров для Олимпиады, причем государственного статуса;

• разработать комплексную программу привлечения кадров в гостиницы;

• на основе лучших международных практик разработать систему стандартов качества обслуживания в гостинице;

• организовать систему обучения руководителей высшего и среднего звена управления, линейного персонала всех гостиниц и других средств размещения;

• сформировать профессиональные квалификационные группы обслуживающего персо-

81

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

нала для специализированной подготовки или повышения квалификации до уровня требований, соответствующих качеству обслуживания международных мероприятий; это, прежде всего, служба размещения; переводчики; работники call-центров, информационных служб и т.д.;

• обучающие сборники должны готовиться при участии экспертов гостиничного сервиса;

• должны быть выработаны направления подготовки кадров;

Литература

• обучающие программы должны регулярно обновляться и дополняться;

• важно организовать программы обучения и сертификации персонала гостиниц всех уровней.

Ресурсный центр продолжает активную работу в этом направлении и уже наметил проведение мероприятий в рамках программы «Неделя сибирского гостеприимства» в г. Томске и недели «Гостеприимный Сахалин» в г. Южно-Сахалинске и во многих других городах Российской Федерации.

1. http://news.mail.ru/politics/4361732/ (Дата обращения: 27.12.2010).

2. Распоряжение от 19 июля 2010 г. об утверждении программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2016 годы)». http://www.government.ru/gov/results/11494/ (Дата обращения: 27.12.2010).

УДК 338.467.6

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Кобяк Марина Викторовна, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Гостиничный и туристический сервис», mkobyak@yandex.ru,

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

The article deals with issues related to improving efficiency and human resource potential of hotel enterprises. The author highlights the creating of a system of personnel management in the staff policy of hotel enterprises, because the structure of human resources depends on the concept of hotel business, functions and tasks, as well as on the system of requirements for the production staff that is directly involved in the rendering of services

В статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением эффективности управления и кадрового потенциала гостиничных предприятий. Освещены проблемы создания системы управления персоналом в гостиничном предприятии кадровой политики: структура кадрового состава зависит от концепции развития гостиничного предприятия, функций и задач и от системы требований, предъявляемых к производственному персоналу, непосредственно участвующему в процессе оказания услуги.

Keywords: hotel enterprise, human capacity, skills, motivation, professional standards, development, efficiency

Ключевые слова: гостиничное предприятие, кадровый потенциал, квалификация, мотивация, профессиональные стандарты, развитие, эффективность

Термин «потенциал» означает «скрытые возможности, мощность, силу». Смысловое понятие «потенциал» заключается в источнике возможностей, средств, которые могут быть

использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели, возможности отдельного лица, трудового коллектива, общества в определенной области. Категория

82 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.