Научная статья на тему 'Актуальная тема: новые возможности развития туристского образования. Интервью с Дусенко С. В. '

Актуальная тема: новые возможности развития туристского образования. Интервью с Дусенко С. В. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальная тема: новые возможности развития туристского образования. Интервью с Дусенко С. В. »

Актуальная тема: новые возможности развития туристского образования

Интервью с Дусенко С.В.

В настоящий период Россия вступила в десятилетие крупномасштабных мероприятий и уже через несколько лет страна станет одной большой спортивной ареной, на которой один за другим пройдут соревнования самого высокого мирового уровня. Совершенно очевидно, что такие события требуют серьезной аналитической работы в области прогнозирования количества и качества необходимого персонала. Вместе с тем необходима и структурная модернизация объектов туристской индустрии, что повлечет за собой выработку новых подходов к формированию кадровой стратегии. Очевидно, что для решения подобных задач необходимо соединить идею системной подготовки кадров через создание кадровых ресурсных центров с возможностями и технологиями проектной деятельности, позволяющей широко

использовать инновационные образовательные технологии, а также применять возможности сетевого взаимодействия при подготовке и проведении профессиональных образовательных программ.

О новых возможностях современного туристского образования мы беседуем с проректором РГУ-ТиС, руководителем Ресурсного центра подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса, к. с. н., доцентом Дусенко Светланой Викторовной.

Уважаемая Светлана Викторовна, возглавляемый вами ресурсный центр успешно действует уже более 2-х лет и занял заметное место в системе дополнительного образования. Расскажите, пожалуйста, о целях, задачах и перспективах развития центра.

В настоящее время государство придает особое значение развитию инфраструктуры туризма, обеспечению качества и доступности предоставляемых туристских услуг. Однако основным сдерживающим фактором стремительного и широкомасштабного развития туризма и гостеприимства является чрезвычайно низкий уровень квалификации кадров туристической и гостиничной сферы.

В рамках координации деятельности в области кадрового обеспечения индустрии туризма Минобрнаукой России и Минспорттуриз-мом России в 2008 году проведена совместная коллегия Рособразования и Ростуризма, принявшая решение о создании на базе ФГОУ ВПО «Российский государственный университет ту-

Проблемы и перспективы профессионального туристского образования

97

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ризма и сервиса» (РГУТиС) Ресурсного центра подготовки, повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса.

Основной целью Ресурсного центра явилось создание опорной информационно-методической площадки для распространения системы дополнительного профессионального образования в сфере туризма и сервиса, создание на этой основе региональных ресурсных центров и активное внедрение образовательных программ, основанных на методической модели «Обучение обучающих».

В качестве основных задач можно выделить следующие:

• Разработка новых практико-ориентированных программ на основе лучших мировых практик и их реализация с привлечением специалистов из сферы туризма и гостеприимства; постоянный мониторинг потребностей в новых программах; сотрудничество с ведущими научно-методическими международными школами.

• Распространение передового опыта на Региональные центры дополнительного профессионального образования, обеспечение их современными программами и методиками.

• Повышение квалификации преподавателей и в том числе с использованием современных технологий дистанционного обучения.

• Внедрение модели непрерывного профессионального образования в регионах РФ, позволяющей обеспечить каждого желающего необходимыми условиями, самостоятельно формировать индивидуальную образовательную траекторию для дальнейшего профессионального и личностного роста.

В настоящее время Ресурсный центр работает в тесном сотрудничестве с Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма, Ассоциацией вузов туризма и сервиса, Российской гостиничной ассоциацией, Российским союзом туриндустрии, Федерацией рестораторов и отельеров, МО-

СТУРОТЕЛЕМ, Клубом Гостеприимства и рядом управляющих компаний, что, несомненно, расширяет его возможности.

В 2010 году Центр уверенно приступил к реализации масштабных региональных проектов по комплексной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для индустрии туризма и гостиничного сервиса. В течение прошедшего года в обучающих программах Ресурсного центра приняли участие более 500 слушателей только гостиничной сферы.

Следует подчеркнуть, что уже формируется система подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в общероссийском масштабе, так как Ресурсный центр организует свою деятельность на базе региональных центров дополнительного профессионального образования, созданных в 16 филиалах РГУТиС с привлечением лучших предприятий сферы туризма и гостиничного бизнеса, работающих в этих регионах.

Ресурсный центр организует комплексную переподготовку и повышение квалификации кадров в регионах, включая служащих туристских администраций, руководителей гостиниц, турфирм, линейного персонала, профессорскопреподавательского состава вузов, тьюторского корпуса.

У нас уже накопился полезный опыт по проведению подобных мероприятий во многих уголках нашей страны, таких как Южно-Сахалинск, Курск, Сочи, Пятигорск, Махачкала и других.

Ресурсный центр обеспечивает подготовку кадров для новых туристских объектов, сдающихся «под ключ». В этом случае на основе учета региональной специфики разработаны различные виды занятий, включая семинары, мастер-классы, которые проводятся с использованием современных интерактивных форм обучения непосредственно на предприятиях туризма и гостеприимства.

В 2010 году была подготовлена группа тьюторов в Международном институте гостеприимства г. Парижа, который сотрудничает

98

№ 3/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Интервью с Дусенко С.В.

с отельными сетями гаммы люкс по программе «Инновационные образовательные технологии подготовки управленческих кадров для сферы гостеприимства». И здесь следует отметить, что выпускники этой программы — десять преподавателей нашего университета — сегодня очень востребованы, и их в качестве тренеров приглашают в разные регионы нашей страны. Так, например, мы готовим программу повышения квалификации преподавателей, которая будет реализована в сентябре этого года во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском с привлечением наших тьюторов.

Сегодня в условиях перехода на уровневую систему профессиональной подготовки кадров возрастает роль дополнительного образования. Как Вы думаете, помогут ли дополнительные образовательные программы выпускникам бакалавриата получить специальные знания, умения и навыки?

Сегодня базовое образование не является судьбоносным, и это уже ни для кого не секрет. По мнению экспертов, в магистратуре за рубежом обучаются только 3%, а значит, роль дополнительного образования для бакалавриата возрастает, так как именно оно формирует профессиональные навыки выпускников.

Сегодня созданы все условия для быстрого и гибкого реагирования системы профессионального образования на потребности туристского рынка и запросы рынка труда, а значит, появляется возможность выстраивания целостной системы непрерывного профессионального образования для индустрии туризма и сервиса. В свою очередь у студентов появилась прекрасная возможность получать широкую профессиональную подготовку как на основе государственных образовательных стандартов, так и по дополнительным образовательным программам и в том числе выбирать как разные программы, так и сроки обучения. Это, несомненно, повышает профессиональную ценность молодого специалиста, делает его карьеру более успешной и предсказуемой.

Нельзя не отметить тот факт, что ресурсный центр обеспечивает подготовку кадров

для индустрии туризма по инновационным образовательным программам дополнительного профессионального образования, которые аккумулируют в себе наиболее важные подходы к проведению профессиональной подготовки основных категорий работников и дают возможность закрепить базовые профессиональные компетенции, формирующие готовность обучающегося выполнять основные виды работ.

Реализацию программ осуществляют высококвалифицированные специалисты, ученые, практики, эксперты туристской индустрии и зарубежные партнеры-тренеры. Создание новой модели системы профессионального образования показывает, что она способна обеспечить студентов знаниями и умениями, которые требуются на реальном производстве, приблизив образовательный процесс к потребностям конкретного работодателя.

Расскажите, пожалуйста, об инновационной составляющей работы ресурсного центра.

Ресурсный центр объединяет 10 профильных центров: центр туризма, гостеприимства, сервиса, языковой подготовки, информационных технологий, центр повышения квалификации ППС, центр подготовки экскурсоводов, гидов-переводчиков и другие.

Программы формируются исходя из потребности региона или заказчика. К участию в подобных образовательных программах привлекается только высококвалифицированный преподавательский состав, владеющий современными методами и образовательными технологиями. Очень часто проводятся круглые столы, открытые дискуссии и в том числе с использованием современных информационных технологий. Мы считаем, что обмен мнениями и информацией — очень важная составляющая современного образовательного процесса. Мы активно включаем в образовательные программы практические занятия, которые проводятся на предприятиях туризма и гостеприимства, используем в этих целях свой собственный тренинговый центр (мини-гостиницу) и конечно предлагаем нашим слушателям экскурсионные

Проблемы и перспективы профессионального туристского образования

99

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

программы, которые особенно важны для тех, кто приезжает из других регионов в столицу.

Сегодня много говорят о необходимости последовательного формирования личного портфолио, начиная со студенческой скамьи. Как Вы относитесь к подобным программам?

Обучение через всю жизнь — такой девиз должен быть у каждого современного молодого человека. Необходимо постоянно накапливать знания, умения и навыки через получение дополнительной квалификации посредством семинаров, тренингов, практики и стажировок. У нас для студентов есть отдельный центр, где мы предлагаем программы, начиная от получения рабочей профессии, до программ переподготовки с получением дополнительной квалификации, также предлагается много зарубежных образовательных программ и стажировок, что, несомненно, способствует формированию весомого «портфеля доказательств» Или так называемого профессионального портфолио.

Судя по результатам работы центра можно отметить, что постепенно расширяется его география. Какие новые региональные и зарубежные программы готовит центр?

Планов у нас много, планируем программы в Москве в рамках наших профессиональных выставок, например, в период недели туризма пройдет программа для профессорско-преподавательского состава вузов, где у слушателей будет возможность посетить занятия наших ведущих преподавателей, стать участником всех праздничных мероприятий в нашем университете.

Также в сентябре в период празднования 20-летия международного дня Хаускипера совместно с Клубом Гостеприимства готовимся провести программу повышения квалификации для руководителей служб хаускипинг, и здесь хочется обратить внимание на то, что у слушателей будет возможность пройти сертификацию в двух компаниях «Эколаб» и «Дайверси».

Ежегодно с Российской Гостиничной ассоциацией (РГА) в октябре мы проводим целую серию мероприятий для членов РГА в г. Сочи и этот год тоже не будет исключением. Планируем в ноябре провести повышение квалификации по программе «Классификация горнолыжных трасс» в Алтайском крае, на базе уникальных горнолыжных комплексов «Манжерок», «Бирюзовая катунь», «Семинский перевал» — школа олимпийского резерва биатлонистов.

Центр располагает обширным предложением в области зарубежных образовательных программ в целом ряде стран: Франции, Австрии, Испании, США, Голландии, Венгрии, Израиле, Италии, Германии и др. С каталогом наших образовательных программ можно ознакомиться на сайте ФГОУВПО «РГУТиС».

Надеемся, что наши совместные усилия по развитию дополнительного профессионального образования в сфере туризма и гостиничного бизнеса позволят повысить в конечном итоге качество предоставляемых услуг и обеспечить высокий уровень проведения крупномасштабных международных мероприятий.

100

№ 3/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.