Научная статья на тему 'Особенности подготовки специалистов для сельского хозяйства в современных условиях'

Особенности подготовки специалистов для сельского хозяйства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова В.Ф., Федосеева Н.А., Бушкарева А.С., Пивоварова Е.А.

В статье проведен анализ современного состояния подготовки специалистов для сельского хозяйства. Эффективность работы специалистов аграрного сектора зависит от их интеллектуального потенциала и способности применять на практике полученные знания. Практическое обучение базируется на получении теоретических знаний и приобретения профессиональных навыков на учебной и производственной практиках в сельскохозяйственных предприятиях. Изучены и проанализированы требования работодателей к выпускникам сельскохозяйственных вузов, а также причины небольшого количество выпускников, которые остаются работать в сельском хозяйстве. Необходимо осуществлять тесное сотрудничество высших учебных заведений с передовыми хозяйствами для подготовки специалистов аграрного сектора с хорошими теоретическими знаниями, профессиональными навыками и социальным интеллектом. В заключение рассматриваются действия правительства и руководителей агропромышленного комплекса, способствующие более успешной адаптации молодых специалистов на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Позднякова В.Ф., Федосеева Н.А., Бушкарева А.С., Пивоварова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалистов для сельского хозяйства в современных условиях»

Особенности подготовки специалистов для сельского хозяйства в современных условиях

сч сч £

Б

а

2 ©

Позднякова Вера Филипповна,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой биотехнологии, ФГБОУ ВО «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия», 7ега-pozdnyakova@yandex.ru

Федосеева Наталья Анатольевна

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, заведующий кафедрой зоотехнии, производства и переработки продукции животноводства, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», nfedoseeva@yandex.ru

Бушкарева Анна Сергеевна

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия», a.bushkareva@yarcx.ru

Пивоварова Екатерина Андреевна

кандидат сельскохозяйственных наук, ФГБОУ ВО «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия», e.nikolaeva@yarcx.ru

В статье проведен анализ современного состояния подготовки специалистов для сельского хозяйства. Эффективность работы специалистов аграрного сектора зависит от их интеллектуального потенциала и способности применять на практике полученные знания. Практическое обучение базируется на получении теоретических знаний и приобретения профессиональных навыков на учебной и производственной практиках в сельскохозяйственных предприятиях. Изучены и проанализированы требования работодателей к выпускникам сельскохозяйственных вузов, а также причины небольшого количество выпускников, которые остаются работать в сельском хозяйстве. Необходимо осуществлять тесное сотрудничество высших учебных заведений с передовыми хозяйствами для подготовки специалистов аграрного сектора с хорошими теоретическими знаниями, профессиональными навыками и социальным интеллектом. В заключение рассматриваются действия правительства и руководителей агропромышленного комплекса, способствующие более успешной адаптации молодых специалистов на селе. Ключевые слова: сельское хозяйство, молодой специалист, профессиональные навыки, работодатель, программа

Введение. Эффективность работы специалистов, работающих в аграрном секторе, зависит от их интеллектуального потенциала и способности применять на практике знания, полученные во время обучения в высших и средних учебных заведениях. Исследованиями установлено, что достижение конкурентных преимуществ зависит от человеческих ресурсов, обладающих более высоким уровнем квалификации и способности применить свои знания на практике. Поэтому в современных условиях интенсификации сельскохозяйственного производства качество специалистов, реализующих себя в аграрном секторе, должно постоянно повышаться.

В настоящее время аграрный сектор экономики ориентируется на производство и переработку сельскохозяйственной продукции, хранение и реализацию готовых продуктов, что подтверждается стратегией развития аграрного образования в Российской Федерации. Аграрный специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения рынка сельскохозяйственной продукции, с глубокими знаниями инноваций в технике и технологиях любого производства. Важными направлениями формирования кадров для АПК является постоянное обновление знаний, совершенствование профессиональных компетенций [1]. Аграрная отрасль нуждается в специалистах, обладающих компетенциями и навыками, соответствующими всему производственному циклу.

Подготовка квалифицированных специалистов для сельского хозяйства, имеет большое значение для разработки программ эффективного импортозамещения продуктов питания животного и растительного происхождения. Обучающийся может стать хорошим специалистом только тогда, когда теория будет подкреплена качественным производственным опытом. Практическое обучение строится на получении знаний, умений и навыков, которые молодой специалист получает на практике.

В настоящее время основными видами практик являются учебная и производственная практика, в том числе преддипломная практика. Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков. Производственная практика предполагает более основательное накопление профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по профилю направления подготовки. Результатом прохождения такой практики должно быть закрепление теоретических знаний и приобретение профессиональных навыков по соответствующему направлению подготовки и получение навыков самостоятельного проведения исследований с участием в выполнении конкретных научных разработок [1].

Для достижения выше указанных результатов и соответствия уровня профессиональной компетенции выпускников требованиям работодателей, необходимы прочные деловые связи образовательных учреждений с руководителями сельскохозяйственных предприятий. Многолетний опыт образовательных учреждений доказывает, что такая связь позволяет стимулировать обучающихся к практической работе специалистов предприятий, приобретать навыки выполнения служебных обязанностей должностных лиц, получать навыки коллективного взаимодействия и решения проблемных ситуаций. Важным является и то, что обучающийся одновременно может быть частью предприятия-работодателя и учебного заведения.

В числе перспективных направлений сотрудничества должно стать создание базовых кафедр, осуществляющих практическую подготовку обучающихся на сельскохозяйственных предприятиях. Возможно и привлечение работодателей к разработке примерных образовательных программ опережающего обучения [2]. Работодатель также должен принимать активное участие в подготовке специалистов совместно с профессиональными учебными заведениями.

К сожалению, не все руководители предприятий понимают, что молодых специалистов и работников животноводства, механизаторов нужно заинтересовать, стимулировать заработной платой, создавая им благоприятные условия для работы и жизни. Но и молодые специалисты тоже должны понимать, что не сразу можно добиться успеха и завоевать авторитет у работников, а научиться терпеливо применять свои знания и умения в выполнении должностных обязанностей.

Проведение практики должно проходить на платформах, сформированных на базе лучших современных предприятий. Результатом обучения должно стать формирование у обучающихся компетенций, отвечающих за способность использования информационных ресурсов и технологий, повышающих эффективность производства, обеспечивающих успешность управления сельскохозяйственным предприятием

Таблица 1

Мониторинга трудоустройства выпускников ВУЗов

Год Наименование области Количество трудоустроен 1(1,14 выпускников. % Количество индивидуальных пре дп ри н и мателей, % Количество "фудОустро йс пи выпускников в региоие

2015 Ярославская область 85 2,3 68

Тверская область 80 2,8 66

Костромская область 85 3,3 70

Ивановская область 75 2,7 55

Уолотодская область 85 3,1 76

2016 Ярославская область 85 3,0 65

Тверская область 80 3,1 61

Костромская область 85 3,7 65

И ва но некая область 80 3,1 50

Вологодская область 85 3,5 69

2017 Ярославская область 85 3,2 63

Тверская область 80 3,5 60

Костромская область 85 4,5 64

Ива но некая область 80 3,8 49

Уологодская область 85 3,7 68

[3].

При изучении особенностей подготовки специалистов для сельского хозяйства, необходимо обратить внимание на контингент обучающихся в сельскохозяйственных вузах. Только 20-25% обучается из деревень, сел и небольших районных городов. По данным статистики за период с 2011 по 2017 год в деревнях и селах России было закрыто 3600 школы. В аграрные ВУЗы выпускники сельских школ идут неохотно, особенно на специальности, связанные с животноводством и растениеводством. В результате большинство выпускников аграрных ВУЗов идут работать не по специальности, к тому же профессии агронома, зоотехника, ветеринарного врача считаются не престижными и мало оплачиваемыми. Исключение составляют крупные животноводческие холдинги с современным оборудованием, техникой, площадями.

В таблице 1 представлены сведения о трудоустройстве выпускников.

Анализ полученных данных показывает, что более 80 % выпускников трудоустраиваются и более 60 % остаются работать в своем регионе. К сожалению, нет статистики, сколько выпускников высших и средних учебных заведений остаются работать в сельском хозяйстве. Поработав несколько месяцев, столкнувшись с производством, они часто уходят с этой работы.

Но для поддержания молодых специалистов правительство страны создает программы по закреплению молодежи на селе. Одной из самых популярных программ федерального уровня, выступает социальный проект «Молодой специалист на селе». Разработана Федеральная целевая программа «Устойчивое раз-

витие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года», Постановление Правительства Российской Федерации «Устойчивое развитие сельских территорий на 2017 - 2018 годы и на период до 2020 года», в которых отражены все преимущества, которыми может воспользоваться молодой специалист, желающий работать в сельском хозяйстве. Согласившимся на участие в программе выплачивается значительная сумма в качестве пособия. Выделяемой суммы достаточно для приобретения строящегося или вторичного жилья. Взамен выпускники обязаны отработать в выбранном ими сельском населенном пункте не менее пяти лет по полученной специальности. Статус молодого специалиста присваивается только один раз и действует весьма короткое время [4].

Таким образом, совершенствование учебного процесса обучающихся необходимо рассматривать как комплексный инновационный процесс, включающий решение проблем повышения качества образования, связи его с производством и с приоритетными направлениями развития сельского хозяйства и сельских территорий.

Литература

1. Астапенко, Е. В. Педагогическое обеспечение формирования конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза. ЬНр://паика-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/ dissertaciya-pedagogicheskoe-obespechenie-formirovaniya-konkurentosposobnosti-lichnosti-studenta-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza#ixzz2x9x1AZOE

2. Малиновский, А.С. Подготовка резерва руководящих кадров аграрных предприятий в учебном заведении / А.С. Малиновский //Птица и птицепродукты. -2007. - № 5. - С. 18-19.

3. Позднякова, В.Ф. Проблемы и перспективы развития малых сельскохозяйственных предприятий / В.Ф. Позднякова, Е.А. Лебедева // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2012. № 4.006-007. 4. Источник: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/ programma-molodoj-spetsialist-na-sele.htmlB

Features of training specialists for agriculture at present conditions

Pozdnyakova V.F., Fedoseeva N.A., Bochkareva A.S., Pivovarova E.A.

Russian state agrarian correspondence University, Yaroslavl State Agricultural Academy

The current article provides the analyzes of the current state of training for specialists in agriculture. The effectiveness of the agricultural sector depends on their intellectual potential and ability to bring the gained knowledge to the practice. Education of is based on theory studying and professional skills development gained at university and practices in agricultural farms. It is studied and analyzed the requirements of employers to graduates of agricultural universities, as well as the reasons for the small number of graduates who remain to work in agriculture. It is necessary to carry out close cooperation of higher educational institutions with advanced farms for development of specialists in agriculture, who will have good theoretical knowledge, professional skills and social intelligence. In conclusion, we consider the actions of the government and the officials from the agricultural industry, contributing to a more successful adaptation of young professionals at countryside.

Key words: agriculture, young specialist, professional skills, the employer, the program

References

1. Astapenko, E. V. Pedagogical support of

formation of competitiveness of the student's personality in the educational process of the University. http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskoe-obespechenie-formirovaniya-konkurentosposobnosti-lichnosti-studenta-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza#ixzz2x9x1AZOE

2. Kastornov N. P. Problems of formation of

economic conditions for the development of dairy cattle breeding / N. P. Kastornov // Bulletin of Michurinskiy state agricultural UNIVERSITY. - 2018. - №1. - P. 125-12

3. Malinowski, A. S. preparation of a reserve of the managerial personnel of agricultural enterprises in educational institution / A. S. Malinovsky //Poultry and poultry products. -2007. - № 5. - P. 18-19.

4. The order of organization and practice of students

in the main professional educational programs of higher education - bachelor's and master's programs in the Yaroslavl state agricultural Academy. - 2018.

5. Khamidova, L. L. State regulation of employment

and organization of reproduction of labor resources in agriculture / L. L. Khamidova // Bulletin of Michurinsky GAU. - 2018. - №2. -P. 187-194

6. Source: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/programma-molodoj-spetsialist-na-sele.htmlB

О À

BS

I

i? N

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.