Научная статья на тему 'Особенности подготовки магистров уголовно-правовой специализации'

Особенности подготовки магистров уголовно-правовой специализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки магистров уголовно-правовой специализации»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ОСОБЕННОСТЯМ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОФИЛЯ

Бойко А.И.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Для кафедры уголовно-правовых дисциплин бывшей Северо-Кавказской академии государственной службы (СКАГС), а теперь ЮжноРоссийского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ стало правилом один раз в аккредитационное пятилетие проводить значимые для вузовской среды мероприятия. На этот раз, 2728 июня 2011 года, кафедра организовала и провела международный научно-методический семинар, посвященный особенностям подготовки магистров уголовно-правовой специализации. Патронировался он Учебно-методическим объединением по уголовному праву Минобрнауки РФ, которое в Ростове представлял проф. В.П. Коняхин. К участию в семинаре официально приглашались, чаще после получения с их стороны предварительного согласия, заведующие кафедрами, известные ученые и методисты Беларуси (проф. В.М. Хомич и доцент А.И. Лукашов из Белорусского университета), Казахстана (проф. Е.О. Алауханов - Казахский национальный университет им. аль-Фараби), Украины (проф. П.П. Андрушко - Киевский университет, проф. В.А. Навроцкий - Львовский университет внутренних дел, проф. В.А. Туляков - Одесская национальная юридическая академия, проф. В.И. Тютюгин - Украинская национальная юридическая академия из г. Харькова) и, разумеется, России (из Волгограда - В.Г. Беляев и Л.В. Лобанова, Воронежа - С.В. Векленко, Краснодара - В.П. Коняхин, Москвы - Н.Г. Иванов, А.Э. Жалинский, В.И. За-жицкий, А.И. Рарог, В.Ф. Цепелев, Нижнего Новгорода - А.П. Кузнецов, Самары - В.К. Дуюнов и Т.В. Кленова, Саратова - Б.Т. Разгильдиев, Ставрополя - А.Г. Кибальник, Ярославля - Л.Л. Кругликов). К сожалению, не всем удалось приехать.

Принимающий вуз и его структурное подразделение, отвечающее за подготовку юристов, были представлены гостям форума первым проректором СКАГС, доцентом О.В. Локота и директором

Юридического института СКАГС, профессором Д.Ю. Шапсуговым. Во время двухдневных баталий участники семинара последовательно ознакомились с технологией разработки и согласования учебных планов, макетом Индивидуального плана обучения магистров, документационным и архивным сопровождением учебного процесса, организацией учетной работы с документами по магистрам (методист Юридического института СКАГС Г.В. Заводынская), нормативной основой и опытом обучения магистров в Республике Беларусь (доцент БГУ А.И. Лукашов), координационной деятельностью отраслевого УМО (проф. В.П. Коняхин), впечатлениями трех магистров СКАГС, обучающихся по программе «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право» (последние выступили с краткими сообщениями, смысл которых можно передать так: 1) за и против приема в магистратуру лиц без профильного образования; 2) ожидания и реальность после первого года обучения; 3) представление научно-исследовательской работы об итогах рассмотрения в Европейском суде по правам человека жалоб россиян по уголовным делам).

Центральный доклад на семинаре сделал заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин СКАГС, руководитель магистерской программы «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право», д.ю.н., проф. А.И. Бойко. В нем он осветил наиболее сложные и важные участки магистерской подготовки, а именно: а) особая роль и ответственность руководителя магистерской подготовки по Федеральному образовательному стандарту; б) требования данного нормативного акта и проблемы его реализации;

в) предпочтительные технологии по обеспечению связи нескольких ступеней образования (бакалавриат - специалитет - магистратура - аспирантура);

г) программы вступительных испытаний для про-фильников и непрофильников (неизбежность абитуриентов без юридического образования, позиция

50

А.И. Бойко

Стандарта, различие в требованиях, адаптационные курсы); д) перечень дисциплин из учебного плана СКАГС - с учетом уровня подготовки магистров в структуре высшего образования и компетенций по Стандарту (комментарий необходимости предметов, их согласования с компетенциями, формы их реализации); е) представление разработанных по программе и изданных в вузе учебно-методических комплексов (координирующее письмо руководителя программы другим кафедрам - назначение - структура - визуальная демонстрация изготовленных комплексов, целесообразность тестов); ж) программы НИР и практик (назначение и наполнение содержанием, комментарий); з) тематика магистерских диссертаций (требования к их содержанию и оформлению, объяснения тем, их соответствие увлечениям и возможностям профессорско-преподавательского состава, отличие от обычных кандидатских диссертаций); и) итоговые испытания (содержание, подгонка под индивидуальный характер обучения, согласование с требованиями по аспирантуре).

Организаторы отмечают особенно активное участие в дискуссии со стороны прибывших на семинар представителей Южного федерального университета (доценты А.М. Разогреева и Н.Г. Шим-барева) и Таганрогского института управления и экономики (Карягина А.В.).

Большинство положений, мыслей и предложений по улучшению качества подготовки магистров хозяева семинара представили в форме компьютерных презентаций, что оживляло их восприятие в аудитории и влекло значительное число вопросов. С особым интересом опытный преподавательский состав воспринял выступления магистров кафедры уголовно-правовых дисциплин - охватывающие различные аспекты обучения, содержательные по существу, искренние по форме. В соответствии с правилами южного гостеприимства гостям семинара была предложена экскурсионная поездка на теплоходе по Дону в древнюю столицу вольного казачества - станицу Старочеркасскую.

Ниже читателям предлагаются тексты выступлений участников семинара. Редакция журнала уверена, что столь обильный материал будет полезен юристам различных вузов, готовящих магистров по различным программам, ведь переход к двухуровневой подготовке кадров только начался и, как любое новое дело, вызывает множество вопросов и сомнений, часть из которых может быть разрешена либо развеяна посредством ознакомления с первым опытом, преданным огласке в форме семинара.

Бойко А.И.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОФИЛЯ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для подготовки магистров (в том числе по направлению подготовки 030900 - «Юриспруденция») особая ответственность возложена на руководителей магистерских программ (п. 7.17 Стандарта) в форме «общего руководства». Это значит, что руководитель: а) подбирает кадры; б) в первую очередь готовит и согласует учебный план; в) контролирует методическую составляющую процесса обучения;

г) в первоочередном режиме ищет и поддерживает контакты с потенциальными работодателями окончивших обучение магистров; д) вырабатывает концепцию понимания и формирует содержательную часть НИР и практик; е) обеспечивает высокое

качество учебного процесса; ж) должен помнить о видах профессиональной деятельности, предписанных Стандартом (раздел IV); з) ориентирует преподавательский состав на общекультурные и профессиональные компетенции (раздел V Стандарта); и) обеспечивает органичное сочетание общенаучного и профессионального цикла при составлении и реализации основной образовательной программы магистров; к) не выпускает из поля внимания требования Стандарта к условиям реализации «своей» программы... И т.д., и т.п.

Понятно, что все эти и прочие направления руководства и влияния на процесс подготовки магистров сам руководитель программы не может выполнить, а потому он должен опираться на профильную кафедру, обладать координационными

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК, 2011, №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.