Научная статья на тему 'О магистратуре и подготовке магистров уголовно-правового профиля в Республике Беларусь'

О магистратуре и подготовке магистров уголовно-правового профиля в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О магистратуре и подготовке магистров уголовно-правового профиля в Республике Беларусь»

УДК 378.22

Лукашов А.И.

О МАГИСТРАТУРЕ И ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОФИЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1. Магистратура как вторая ступень высшего образования

Магистратура получила закрепление в образовательной системе Республики Беларусь почти двадцать лет назад на заре становления ее как самостоятельного государства, когда в соответствии со ст. 32 Закона Республики Беларусь от 29.10.1991 № 1202-ХП «Об образовании» в структуру высшего образования были включены такие ступени, как бакалавриат и магистратура [1]. Однако фактически институт магистратуры «заработал» лишь в конце 90-х гг. прошлого века после окончания переходного периода от советской к нынешней системе высшего образования, сочетающей в себе элементы европейской системы высшего образования, основанной на Лиссабонской конвенции 1997 г. и Болонской декларации 1999 г., а также советской системы высшего образования.

В настоящее время институт магистратуры регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3, вступающим в силу с 1 сентября 2011 г. [2], а также рядом иных нормативных правовых актов.

Согласно этим нормативным правовым актам магистратура является II ступенью высшего образования, во время которого осуществляется углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.

Лица, обучающиеся в магистратуре, именуются магистрантами и имеют статус студентов, обучающихся на II ступени высшего образования.

На II ступени высшего образования реализуется образовательная программа высшего образования II ступени двух видов:

1) образовательная программа II ступени, формирующая знания, умения и навыки научнопедагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра,

2) образовательная программа II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра.

Из предусмотренных в законодательстве об образовании учреждений высшего образования правом на подготовку магистров наделены только

следующие учреждения высшего образования, прошедшие государственную аккредитацию:

1) классический университет - учреждение высшего образования, которое реализует: образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по разным профилям образования, направлениям образования; образовательную программу высшего образования II ступени, формирующую знания, умения и навыки научно-педагогической и научноисследовательской работы и обеспечивающую получение степени магистра; образовательную программу высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающую получение степени магистра, по разным профилям образования, направлениям образования; образовательные программы послевузовского образования; образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов; программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, функции научно-методического центра по соответствующему профилю (профилям) образования, а также может реализовывать образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированную с образовательными программами среднего специального образования, по соответствующим профилям образования, направлениям образования; образовательные программы дополнительного образования взрослых (за исключением образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов); образовательную программу среднего образования; образовательные программы профессионально-технического образования; образовательные программы среднего специального образования по отдельным специальностям; образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

2) профильный университет (академия, консерватория) - учреждение высшего образования, которое реализует образовательную программу

высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по одному или нескольким профилям образования; образовательную программу высшего образования II ступени, формирующую знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающую получение степени магистра; образовательную программу высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающую получение степени магистра, по одному или нескольким профилям образования; образовательные программы послевузовского образования; программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, функции научнометодического центра по соответствующему профилю (профилям) образования, а также может реализовывать образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированную с образовательными программами среднего специального образования, по соответствующему профилю (профилям) образования; образовательные программы дополнительного образования взрослых; образовательную программу среднего образования; образовательные программы профессионально-технического образования; образовательные программы среднего специального образования по отдельным специальностям; образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

3) институт - учреждение высшего образования, которое реализует образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по одной или нескольким близким специальностям одного или нескольких профилей образования; программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по соответствующей специальности (специальностям) одного или нескольких профилей образования, а также может реализовывать образовательную программу высшего образования II ступени, формирующую знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающую получение степени магистра; образовательную программу высшего образования II ступени

с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающую получение степени магистра, по одной или нескольким близким специальностям одного или нескольких профилей образования; образовательные программы послевузовского образования; образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированную с образовательными программами среднего специального образования, по одной или нескольким специальностям одного или нескольких профилей образования; образовательные программы профессионально-технического образования; образовательные программы дополнительного образования взрослых; образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи. В институтах, находящихся в подчинении Национальной академии наук Беларуси, реализация образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, не является обязательной.

Подготовка магистров осуществляется на базе нескольких видов учебных программ, иерархия которых выглядит следующим образом.

Главенствующей является типовая учебная программа по соответствующей учебной дисциплине. На базе типовой учебной программы по соответствующей учебной дисциплине формируются учебные программы названных выше видов учреждений высшего образования. Допускается использование экспериментальных учебных программ по учебным дисциплинам.

Наконец, предусмотрено принятие программ-минимумов кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам и программ-минимумов кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) по общеобразовательным дисциплинам.

В программах-минимумах кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине и программах-минимумах кандидатского зачета (дифференцированного зачета) по общеобразовательной дисциплине определяются цели и задачи изучения соответствующей общеобразовательной дисциплины, ее содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности магистранта, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. Указанные программы-минимумы кандидатского экзамена (кандидатского зачета) по общеобразовательным дисциплинам являются тех-

ническими нормативными правовыми актами. Они разрабатываются и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

На основе названных учебных программ, а также учебного плана учреждения высшего образования по специальности (направлению специальности, специализации) готовится индивидуальный план работы магистранта, в котором предусматриваются мероприятия по освоению образовательной программы высшего образования II ступени первого или второго вида и устанавливается перечень и последовательность изучаемых учебных дисциплин, объем учебной нагрузки, включающий программу подготовки магистерской диссертации, прохождения практики, осуществления научноисследовательской работы, формы и сроки отчетности.

Индивидуальные планы работы магистрантов разрабатываются учреждениями высшего образования и утверждаются их руководителями.

Деятельность магистранта по освоении содержания образовательных программ подвергается контролю. Этот контроль осуществляется в виде текущей и итоговой аттестации.

Формами текущей аттестации магистрантов при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени первого вида являются:

- зачет (дифференцированный зачет);

- экзамен по учебной дисциплине;

- кандидатский зачет (дифференцированный зачет) по общеобразовательной дисциплине;

- кандидатский экзамен по общеобразовательной дисциплине.

Перечень общеобразовательных дисциплин, по которым сдаются кандидатские зачеты (дифференцированные зачеты) и кандидатские экзамены, устанавливается Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь.

Формами текущей аттестации магистрантов при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени второго вида являются:

- зачет (дифференцированный зачет);

- экзамен по учебной дисциплине.

Результаты текущей аттестации магистрантов

оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале либо отметками «зачтено» или «не зачтено». Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов и «зачтено».

Итоговая аттестация магистрантов при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени обоих видов проводится в форме защиты магистерской диссертации.

Удивительно, но Кодекс об образовании не определяет требования, предъявляемые к содержанию и форме магистерской диссертации. В самом общем виде они представлены в Положении о второй ступени высшего образования (магистратуре), утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2008 № 68 [3]. Согласно пункту 19 этого Положения магистерская диссертация «является самостоятельным научным исследованием, направленным на формирование методологических представлений и методических навыков обучающегося в избранной области деятельности (научно-исследовательская, научнопедагогическая, инновационная) и содержащим аналитический обзор по теме, соответствующей специальности и отрасли науки, по которым планируется обучение в аспирантуре (адъюнктуре)».

Результаты итоговой аттестации магистрантов оцениваются отметками «защитил(а)» с отметкой в баллах по десятибалльной шкале или «не защитил(а)». Положительной является отметка «защитил(а)» с отметкой не ниже 4 (четырех) баллов.

Магистрантам, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительной причины или получившим по ее результатам отметки «защитил(а)» с отметкой ниже 4 (четырех) баллов или «не защитил(а)», предоставляется право прохождения итоговой аттестации во время работы государственной экзаменационной комиссии, но не ранее чем через десять месяцев в течение двух лет после отчисления из учреждения высшего образования, если они осваивали содержание образовательной программы высшего образования II ступени обоих видов.

Студенты, успешно завершившие курс подготовки и освоившие содержание образовательной программы высшего образования II ступени первого или второго видов, получают диплом магистра. Вместе с дипломом магистра выдаются приложения к ним в виде выписки итоговых отметок (выписки из зачетно-экзаменационных ведомостей), которые без соответствующего документа об образовании недействительны.

Магистратура является ступенькой для дальнейшего повышения образования. Диплом магистра дает его владельцу право на продолжение об-

разования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

Следует отметить, что до недавнего времени существовали ограничения на использование материалов магистерской диссертации в кандидатской диссертации. Так, предусматривалось, что они не могли включаться в положения, выносимые на защиту, и в выводы, а их объем не должен был составлять более одной пятой объема основной части кандидатской диссертации (см. п. 25 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2004 № 560 [4]). Однако Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2009 № 556 указанное правило было исключено из названного нормативного правового акта [5]. Как следствие, результаты исследования, отраженные в магистерской диссертации, могут без каких-либо ограничений использоваться в кандидатской диссертации вчерашнего магистра, а ныне соискателя ученой степени кандидата наук.

2. Подготовка магистров уголовно-правового профиля

Как представляется, профильная подготовка магистров по уголовно-правовой специальности должна осуществляться по теме, которая может стать впоследствии темой кандидатской диссертации. В особенности такой подход заслуживает всяческой поддержки в случае, когда магистрант обучается по первому виду образовательной программы высшего образования II ступени, направленной на формирование знаний, умений и навыков научнопедагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра. Именно при этом виде образовательной программы магистрант сдает кандидатские экзамены и зачеты по общеобразовательным дисциплинам в целях последующего обучения в аспирантуре (адъюнктуре). И в период подготовки кандидатской диссертации ему останется сдать лишь кандидатский экзамен по специальности и сосредоточиться исключительно на диссертационном исследовании.

В начальной стадии магистратуры велика роль руководителя магистранта, который отвечает за руководство научно-исследовательской работой студента. Назначаемый из числа преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, руко-

водитель должен помочь магистранту в выборе и формулировании темы магистерской диссертации, являющейся актуальной для науки уголовного права, криминологии или уголовно-исполнительного права, нормотворческой и (или) правоприменительной практики.

Не меньшее значение имеет план магистерской диссертации. До сознания магистранта следует донести, что добротно подготовленный план магистерской диссертации - это инструмент, который позволит ему более или менее точно определить направления исследования, подбор нормативных, литературных и иных источников, подлежащих изучению, а также области нормотворческой и правоприменительной деятельности, которые должны быть вовлечены им в сферу исследования.

План магистерской диссертации крайне важен и для достижения максимально высокого уровня систематизации и использования собираемого и изучаемого материала. Если получаемый магистрантом материал в результате исследования им нормативных, литературных и иных источников фиксируется на бумажном или электронном носителе в виде неких выписок, цитат без определенной систематизации, то последующее его использование потребует повторного анализа на предмет отношения его к той или иной части магистерской диссертации. Если магистрант имеет детальный план диссертации, то отработка любого источника, любого материала правоприменительной практики должна сопровождаться выпиской, цитированием с обязательным указанием, к какому элементу магистерской диссертации он относится.

Тот или иной элемент диссертации (глава, параграф, подпараграф) должен получить в плане соответствующую нумерацию. Сделав выписку, магистрант тут же определяет отношение этого материала к соответствующему элементу своей диссертации посредством указания на его цифровое обозначение (метку). Например, перед цитатой из работы того или иного автора магистрантом выставляются в скобке цифры «2.1.1» и «3.1.3», означающие, что этот материал относится к главе 2 параграфу 1 подразделу 1 и главе 3 параграфу 1 подразделу

3. При написании соответствующего элемента магистерской диссертации по проставленной метке анализируется только тот материал, который имеет отношение к этому структурному элементу диссертации, равно как и сопровождающие этот материал собственные суждения магистранта по поводу сделанных им выписок (цитат).

При большом обилии литературных источников по многим вопросам уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права задача руководителя научно-исследовательской работы магистранта сводится к тому, чтобы сориентировать его в этом безбрежном море источников на изучение заслуживающих внимания работ, как признанных специалистов, так и тех, кто провел новейшие исследования по теме исследования магистранта, представив их в виде монографий, статей в авторитетных журналах, авторефератах диссертаций и в ином виде.

Современные возможности получения информации в Интернете и справочно-поисковых базах (например, «КонсультантПлюс»), включая информацию по уголовно-правовой тематике, и такие же широкие возможности ее копирования порождают у некоторых магистрантов желание использовать чужие произведения или их части без указания авторства. На начальных этапах руководства научно-исследовательской работой магистранта его руководителю надлежит напомнить студенту соответствующие нормы законодательства об авторском праве и правила научной этики и пресекать малейшие попытки отступления от этих предписаний при отработке подготовленных магистрантом тезисов, статей и магистерской диссертации (ее частей).

Составной частью научно-исследовательской работы магистранта должен стать, пусть небольшой, опыт написания авторских работ, подготовка их к опубликованию, равно как и приобретение навыков выступления с сообщениями и докладами на заседаниях профильной кафедры и конференциях (семинарах). Подобная работа отражается в индивидуальном плане работы магистранта и требует соответствующего внимания со стороны руководителя научно-исследовательской работы магистранта.

Особое значение имеют международноправовые акты, как получившие статус норм международных договоров Республики Беларусь, так и не имплементированные в белорусское национальное законодательство. Закрепленный в Основном Законе белорусского государства принцип, согласно которому Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, обязывает магистранта производить анализ законодательства и правоприменительной практики через призму таких норм.

Бланкетный характер немалого числа уголовноправовых норм, доходящий в Особенной части УК почти до 70 % [6, с. 5; 7], обязывает руководителя научно-исследовательской работой магистранта обратить внимание студента на необходимость изучения соответствующих нормативных правовых актов иных отраслей законодательства и посвященных им работ специалистов неуголовно-правового профиля, равно как указать и на методику работы с таким законодательством.

Процессы конвергенции, взаимопроникновения норм различных правовых систем друг в друга, отличающие современное развитие права, требуют включить в исследование магистранта и блок вопросов сравнительного правоведения, относящихся к изучению законодательного опыта иностранных государств в сфере формулирования уголовноправовых и уголовно-исполнительных норм, а также опыта проведения криминологических исследований.

Подавляющее большинство вопросов из области уголовного и уголовно-исполнительного права имеет составляющую, посвященную реализации норм этих отраслей права. Данный аспект научноисследовательской работы магистранта представляется значимым, и руководителем должна быть поставлена задача по его отработке, в том числе путем указания тех сфер деятельности судов, правоохранительных и иных органов, которые причастны к формированию этой практики, перечислить способы ее изучения. Методике проведения таких исследований, включая проведение криминологических исследований, следует посвятить один из коллоквиумов, которые руководитель научноисследовательской работы магистранта будет проводить со студентом.

Знания, умения и навыки научнопедагогической работы приобретаются магистрантами при изучении специальных курсов, в том числе по дисциплинам уголовно-правового профиля (например, специальный курс по теме «Проблемы уголовно-правовой охраны собственности», «Проблемы нормотворческой техники при формулировании уголовно-правовых запретов с бланкетной диспозицией», «Проблемы разграничения предмета правового регулирования уголовного и уголовноисполнительного права»). При чтении этих курсов внимание преподавателя должно быть акцентировано как на проблемных вопросах соответствующих правовых дисциплин, так и на методике их изучения и донесения до обучаемых в учебном процессе.

76

Е.О. Алауханов

Литература

1. Закон Республики Беларусь от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 37. 2/844.

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. № 13. 2/1795.

3. Положение о второй ступени высшего образования (магистратуре), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2008 № 68 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. № 30. 5/26697.

4. Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2004 № 560 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 180. 1/6013.

5. Указ Президента Республики Беларусь от 17.11.2009 № 556 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. № 560» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. № 277. 1/11118.

6. Барков А.В. Предисловие // Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф.Ахраменка, Н.А.Бабий, А.В.Барков и др. / Под общ. ред. А.В. Баркова. Минск: Тесей, 2003.

7. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. и предисл. В.Н. Кудрявцева. М.: Издательский Дом «Городец», 2007; Наумов А.В. Влияние норм и принципов международного права на сближение уголовного права различных систем // Уголовное право в XXI веке: Материалы международн. на-учн. конф. М., 2001.

УДК 378 (574)

Алауханов Е.О.

ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Объективный процесс формирования в Казахстане новой правовой системы и системы социально-политического и экономического управления обусловливает острую потребность в подготовке и переподготовке управленческих кадров на фундаментальной юридической основе с учетом как традиционного, так и инновационного казахстанского и зарубежного опыта.

За последние годы из вузов выпускается все большее число неквалифицированных юристов, при этом многие выпускники не работают по специальности. В Западной Европе в настоящее время проходят серьезные дискуссии по вопросам юридического образования. Многие страны Западной Европы его реформируют. Это, например, касается Германии, где уже несколько лет обсуждается данная проблема, Италии, где этот вопрос включен в рамки реформы высшего образования, и, наконец, Франции, которая регулярно реформирует рассматриваемую систему и вновь обсуждает возможность проведения новых реформ. Подобные дискуссии проводятся и в Бельгии и, частично, в Голландии. Таким образом, казахстанские юристы не являются единственными, кто испытывает трудности в этой области.

В развитых странах не менее трети работоспособного населения имеет высшее образование. Казахстан успешно движется к такому показателю. Так, число вузов в Казахстане на 2004 г. составляло 180, из них частных - 134. Численность студентов

- 658,1 тыс., в том числе на очном - 312 тыс., на вечернем - 2,1 тыс., на заочном - 344 тыс. человек. В частных вузах количество студентов - 297,9 тыс., в том числе на дневном отделении - 115,8, на заочном

- 180,1, на вечернем - 2,0 тыс. человек. При этом вузы расположены на огромной территории страны крайне неравномерно: 69 находятся в Алматы, 19

- в Южно-Казахстанской и 15 - в Карагандинской области.

Сегодня вузы нашей страны выпускают много юристов, как минимум вдвое больше, чем требуется. А вот высокопрофессиональных юристов, чья квалификация устраивала бы конкретную компанию, конкретный государственный орган, найти всегда непросто. Это могут подтвердить руководители министерств и ведомств, крупных корпораций и национальных компаний.

В Казахстане функционируют множество частных вузов, и многие из них открывают юридические кафедры и факультеты. Несмотря на очевидное перепроизводство, высшее юридическое образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.