Научная статья на тему 'Сравнительный анализ российской и казахстанской многоуровневой системы образования'

Сравнительный анализ российской и казахстанской многоуровневой системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7968
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / MULTILEVEL EDUCATION SYSTEM / MASTER PREPARATION / CURRICULUM / MAIN EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конципко Наталья Владимировна

Представлен сравнительный анализ магистерской подготовки на примере многоуровневой системы образования в Республике Казахстан и Российской Федерации на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления. Рассмотрены достоинства и недостатки перехода на кредитную технологию обучения в рамках Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конципко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the Russian and Kazakhstan multilevel education system

In article the comparative analysis of master preparation on an example of a multilevel education system in the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation on an example of Novosibirsk state university of economy and management is presented. Merits and demerits of transition to credit technology of training within Bologna Process are presented.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ российской и казахстанской многоуровневой системы образования»

2012 Экономика №3(19)

УДК 378:33

Н.В. Конципко

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ И КАЗАХСТАНСКОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Представлен сравнительный анализ магистерской подготовки на примере многоуровневой системы образования в Республике Казахстан и Российской Федерации на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления. Рассмотрены достоинства и недостатки перехода на кредитную технологию обучения в рамках Болонского процесса.

Ключевые слова: многоуровневая система образования, магистерская подготовка, учебный план, основная образовательная программа.

Основной задачей перехода России на многоуровневую систему образования является создание новой системы образования, основанной на инновационных подходах, соответствующих современным требованиям и мировым стандартам. Достижение единых стандартов высшего образования в европейских странах стало возможным после принятия Декларации 29 странами Европы 19 июня 1999 г. в Болонье. Затем в сентябре 2003 г. в Берлине на встрече министров образования европейских государств Россия присоединилась к Болонскому процессу, который предполагает конвергенцию (сближение) систем высшего образования европейских стран и создание общего мирового пространства высшего образования.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском образовании» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.02.2012) основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по двум уровням. Бакалавриат - первый уровень высшего профессионального образования, со сроком обучения 4 года для очной формы обучения, с присвоением квалификации «Бакалавр». Магистр - второй уровень высшего профессионального образования, со сроком обучения 2 года для очной формы обучения, с присвоением степени «Магистр». Поступить в аспирантуру могут только лица, имеющие степень «Магистр» или полученную ранее квалификацию «Специалист» [1].

Основные стратегические цели России в сфере высшего профессионального образования, которые ставит перед собой переход на двухуровневую систему образования [2], включают:

1) обеспечение реализации конституционного права граждан на образование;

2) формирование условий для развития и повышения конкурентоспособности «человеческого капитала»;

3) обеспечение реализации полномочий в части образования, законодательно закрепленных за РФ;

4) создание условий для перехода российской экономики на постиндустриальный путь развития, повышения роли образования в социальном, культурном и экономической развитии РФ.

Цель обусловливает решение следующих задач [2]:

1) развитие современной системы непрерывного образования;

2) повышение качества профессионального образования;

3) повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

4) сохранение и развитие единого образовательного пространства;

5) научно-методическое обеспечение развития системы образования;

6) нормативно-правовое обеспечение деятельности системы образования;

7) стимулирование экспериментальной деятельности образования.

Переход на многоуровневую систему образования в России происходит

медленными темпами. Существует множество трудностей, связанных с непониманием, а порой и нежеланием перестроиться на новый этап развития многоуровневой системы образования. Студенты не готовы к новой системе образования, статус магистра не подкреплен стимулом у работодателей. Обучение в аспирантуре и докторантуре осуществляется по традиционной схеме, в отличие того, что бакалавр не имеет возможности поступления в аспирантуру. Поэтому степень магистра является приоритетной только для студентов, как правило, принявших решение связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с наукой либо боязнью остаться нетрудоустроенным по профилю полученной квалификации.

В Казахстане переход на многоуровневая систему образования («Бакалавриат» - «Магистратура» - «Докторантура») начат с 2000-х гг. и завершен в 2010 г. Следует особо отметить, что именно благодаря реформам последних лет в Казахстане внедрена система единого национального тестирования (ЕНТ) и промежуточного государственного контроля (ПГК), которая в конечном счете стала государственной системой оценки качества образования. Основные задачи развития образования обозначены в долгосрочных приоритетах государства на период до 2030 г., поручениях Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, в Национальном докладе о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан, представляющем собой ежегодный информационно-аналитический обзор состояния образования и тенденций его развития в межрегиональном и международном сопоставительных аспектах, а также в Законе РК «Об образовании» (принятом в июле 2007 г. и введенном в действие с 1 января 2008 г.) [3].

ЕНТ объединяет в себе государственную аттестацию выпускников 11-х классов средней школы и вступительный экзамен в учебные заведения. Целями и задачами ЕНТ являются обеспечение государственного контроля и управления качеством среднего общего образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников, формирование более объективной и достоверной системы оценки знаний. Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования были разработаны технология проведения тестирования, тесты и программное обеспечение. Тестирование проводится по четырем предметам, три из которых являются обязательными: русский или казахский язык (в зависимости от языка обучения), математика, история Казахстана и профилирующая дисциплина по выбранной специаль-

ности абитуриента. Количество тестовых заданий 120 (по 30 на каждую дисциплину), время проведения - 3 часа. По окончании тестирования и подведения итогов выдается сертификат государственного образца с указанием количества баллов по каждому предмету. Кроме этого, рассчитан порог оценки знаний, при котором учащийся или абитуриент, не пройдя на бюджетное место, имеет право на поступление в вуз или колледж на платную форму обучения. Для этого необходимо набрать определенное количество баллов, соответствующее каждому учебному заведению. В то же время абитуриент, получив сертификат, может изменить выбранную специальность при поступлении в вуз, при обязательном условии соответствия четвертой профилирующей дисциплины тестирования.

Важное значение при формировании будущего квалифицированного специалиста имеет ПГК, который проводится у студентов вузов по окончании второго курса обучения. Он включает в себя профилирующие учебные дисциплины как первого, так и второго курса. ПГК проводится в виде комплексного тестирования в форме набора тестовых заданий, разработанных в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами высшего профессионального образования. Перечень дисциплин и тестовые задания для ПГК утверждаются Министерством образования и науки Республики Казахстан. Для ПГК, так же как и для ЕНТ, определена шкала оценочных знаний студентов, при которой студент, не набрав определенного количества баллов, может быть отчислен из высшей школы или остаться на повторное обучение на втором курсе. Промежуточный государственный контроль позволяет проанализировать и установить степень подготовленности студента к дальнейшему обучению по выбранной специальности.

Для проведения ЕНТ и ПГК в каждом городе Республики Казахстан на базе одного из ведущих государственных вузов организованы центры тестирования. Контроль возлагается на государственные комиссии и уполномоченных представителей Министерства образования и науки, прошедших специальную подготовку по технологии проведения тестирования, что позволяет наиболее объективно оценивать знания учащихся и студентов.

По окончании вуза и после получения степени «Бакалавр» выпускнику предоставляется возможность поступления в магистратуру по выбранной специальности. Обучение в магистратуре осуществляется в течение 2 лет в соответствии с основной образовательной программой и учебным планом соответствующей магистерской программы. Итогом окончания магистратуры является защита магистерской диссертации с присвоением степени «Магистр». Это дает возможность для поступления в докторантуру. Обучение в докторантуре осуществляется в соответствии с основной образовательной программой. Следует отметить, что нормативная продолжительность освоения образовательной программы докторантуры на базе высшего образовательного и высшего научно-педагогического образования (магистр) составляет не менее трех лет. В объем учебной работы (образовательную программу докторантуры), как и в план магистра, входит определенный перечень дисциплин (таблица):

1 Н.В. Конципко

Содержание образовательной программы докторантуры

№ Наименование блока дисциплин Доля кредитов в учебном плане, %

1 Базовые дисциплины 23

1.1 Обязательные дисциплины1 13

1.2 Дисциплины по выбору 10

2 Профильные дисциплины2 10

3 Практика 3

4 Промежуточная аттестация

5 Научно-исследовательская работа 27

6 Итоговая государственная аттестация3

7 Комплексный экзамен

8 Выполнение и защита докторской диссертации 40

ИТОГО 100

Результаты проведенного научного исследования, так же как и в России, должны быть опубликованы в ведущих научных журналах, рекомендованных Комитетом по надзору и аттестации в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, также доложены на международных конференциях. При этом количество публикаций должно соответствовать следующим требованиям:

1) одна и более публикаций в зарубежных научных изданиях, имеющих высокий рейтинг;

2) не менее чем в восьми статьях в зарубежных и отечественных научных изданиях, рекомендованных Комитетом по надзору и аттестации в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (причем четыре в зарубежных изданиях, а четыре индивидуально авторские издания);

3) публичных индивидуальных выступлений, не менее чем на пяти международных научных конференциях, из них на двух, проведенных зарубежом;

4) по техническим специальностям не менее двух актов внедрения в производственную деятельность, патентов на изобретения.

Подготовка докторов философии осуществляется только по очной форме обучения, с отрывом от производства. Период обучения жестко регламентирован распределением дисциплин по семестрам, закреплением тем и баз исследования. Докторанту дается возможность поработать в зарубежной лаборатории, для этого его работу курирует, помимо отечественного, еще и зарубежный руководитель. Ученая степень доктора философии (РЬБ) присуждается на основании решения диссертационного совета, принятого после публичной защиты диссертации соискателем.

Таким образом, благодаря радикальным реформам в Республике Казахстан внедрена система независимой оценки учебных достижений (рис. 1). Эти события стали ключевыми для нового этапа образования - перехода высшей школы на многоуровневую систему подготовки специалистов: «Бакалавриат» - «Магистратура» - «Докторантура». Важнейшей новацией, по-

1 Базовые дисциплины отражают методологические и научно-теоретические аспекты научной деятельности.

2 Профильные дисциплины углубляют базовые.

3 Кредиты на практику не входят в общее количество кредитов по теоретическому обеспечению.

вышающей качество образования и упорядочивающей финансовое обеспечение высших учебных заведений, является переход высшей школы к кредитной системе образования, методы, средства и формы которой направлены на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний студентами на основании реализации возможности индивидуальной выборности учебной траектории в рамках строгой регламентации объема работы и учета успеваемости в виде кредита [4].

Единое национальное тестирование (ЕНТ)

Обучение в ВУЗе (1, 2 курсы)

-Ц-

Промежуточный государственный контроль (ПГК)

Продолжение обучения в ВУЗе (3 ,4 курсы)

И

Степень бакалавра Обучение в магистратуре (2 года)

Степень магистра Обучение в докторантуре (3 года)

и

Защита докторской диссертации в диссертационном совете

Ученая степень доктора философии (РЬО)

Рис. 1. Этапы многоуровневой системы образования в Казахстане

Важно отметить, что остается много неясностей с учеными степенями кандидата и доктора наук, полученными в традиционной форме. В связи с переходом на многоуровневую систему образования в Казахстане ученая степень доктора философии (РЬБ) равнозначна ученой степени кандидата наук в России. Степень доктора наук вообще выпадает из общего классификатора.

В России, так же как и в Казахстане, система образования подвержена ряду реформ. Обучение в высшей школе осуществляется по многоуровневой системе подготовки: «Бакалавриат» - «Магистратура» - «Аспирантура» -«Докторантура». Обучение в аспирантуре и докторантуре проходит по тра-

диционной классической схеме, а вот первая ступень высшего образования претерпела изменения.

Проводя сравнения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, можно отметить, что в России в настоящее время существует государственная система оценки качества среднего образования, тождественная ЕНТ в Казахстане. Так, начиная с 2001 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 119) по инициативе Министерства образования Российской Федерации начат широкомасштабный эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Реализация ЕГЭ на практике имеет довольно неадекватную реакцию как преподавателей выпускных классов средних школ, так и самих учащихся.

Вводится ЕГЭ по многим причинам и имеет сразу несколько целей. Это поможет обеспечить равные условия при поступлении в вуз и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории РФ действуют однотипные задания и единая шкала оценки знаний, позволяющая более объективно сравнивать уровень подготовки. Кроме этого, проводиться ЕГЭ будет в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяться результаты будут на компьютерах (ответы на задания типа «А» (выбор из вариантов) и типа «В» (краткие свободные ответы), ответы на задания типа «С» (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Немаловажное значение имеет то, что выпускники-абитуриенты, сократив число экзаменов, вместо выпускных и вступительных экзаменов будут сдавать государственные экзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в вузы.

Единый экзамен проводится по решению Государственной региональной (областной, республиканской) экзаменационной комиссии в назначенных региональными органами управления образования учреждениях, которые могут располагаться в вузах и базовых школах. К проведению экзамена допускаются предварительно назначенные преподаватели. Должно быть исключено присутствие на ЕГЭ преподавателей-предметников по соответствующему или родственному предмету (математика-физика, история-обществознание). В состав организаторов тестирования не включаются преподаватели тех общеобразовательных учреждений, выпускники которых сдают ЕГЭ в данном учреждении. В отличие от Казахстана, в России ЕГЭ проводится отдельно по каждой дисциплине. Сроки проведения экзамена -май-июнь, время проведения - 10-11 часов местного времени, продолжительность ЕГЭ 3-4 часа. Результаты ЕГЭ поступают в школу в среднем через 5-7 дней после проведения экзамена. По результатам ЕГЭ происходит зачисление в вузы по выбранной специальности. После завершения обучения первого уровня высшего профессионального образования и получения степени «Бакалавр» выпускнику предоставляется право выбора: трудоустройство по специальности или обучение в магистратуре с целью повышения уровня профессиональной, педагогической и научной подготовки.

Остановимся подробнее на магистерской подготовке на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления («НИНХ»). Обучение по магистерским программам в данном вузе осуществ-

ляется более 15 лет. 20 декабря 2012 г. для повышения уровня магистерской подготовки было создано новое структурное подразделение - институт магистратуры. В настоящее время по очной форме обучение осуществляется по 20 программам в рамках 13 направлений.

Переход на кредитную технологию обучения потребовал от Министерства образования и науки разработки и внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 3-го поколения. В этой связи вузом был проделан большой объем научно-методической работы по разработке и внедрению новых учебных планов и основных образовательных программ, причем не только с корректировкой названия дисциплин в соответствии с образовательными системами зарубежных стран, но и с разработкой новой формы контроля и оценки знаний обучающихся, а также определением научно-методических требований к учебно-методическому комплексу каждой специальности.

Каждая основная образовательная программа разрабатывается профилирующей кафедрой под руководством научного руководителя из числа ведущих профессоров, докторов наук [5]. Реализация основной образовательной магистерской программы опирается на активную самостоятельную работу магистрантов, в этой связи максимальная аудиторная нагрузка при очной форме обучения не должна превышать в среднем за весь период обучения от 14 до 24 часов в неделю. На обучение магистранта без учета зачетов, экзаменационных сессий, работы государственной аттестационной комиссии (ГАК) предусматривается не менее 130 часов аудиторной учебной нагрузки в год.

Учебный план магистерской программы

I блок (25 %) дисциплины направления: базовые общеобразовательные и профессиональные дисциплины, обязатель-

ные для всех обучающихся на конкретных магистерских программах соот-

ветствующего направления

II блок (25%) дисциплины программы: обязательные фундаментальные дисциплины каждой программы

III блок (50 %) дисциплины программы: а) обязательные,

б) по выбору

Рис. 2. Структура учебного плана магистерской программы

Учебный план магистерской программы состоит из трех основных блоков дисциплин (соответственно 25, 25, 50% учебного времени) (рис. 2). Обучение в институте магистратуры осуществляется не по семестрам, а по триместрам. Исключение составляет магистерская программа «Международные отношения» (в соответствии с ГОС). На данной магистерской программе семестр равен восемнадцати неделям, в отличие от других маги-

стерских программ, в которых триместр равен двенадцати неделям. За два года обучения в магистратуре обучающие четыре триместра изучают дисциплины учебного плана и два триместра отводятся на практику, подготовку магистерской диссертации. Важно отметить, что к чтению лекций и проведению практических занятий допускаются только преподаватели, имеющие ученую степень. Также широко применяется практика привлечения специалистов-практиков (руководителей высшего звена), имеющих богатый практический опыт.

Обучение в магистратуре осуществляется под руководством научного руководителя, который должен иметь ученую степень и ученое звание. Содержание учебной и научно-исследовательской работы магистранта определяется индивидуальным планом работы магистранта, утвержденным в установленном порядке. Для контроля выполнения индивидуального плана работы магистранта предусмотрена текущая аттестация по всем дисциплинам рабочего учебного плана. Также по окончании первого курса проводится аттестация на кафедре, которая включает не только учебную, но и научноисследовательскую и научно-педагогическую работу. Аналогичная аттестация предусмотрена на втором курсе обучения магистратуры. Итогом завершения магистерской подготовки является государственный экзамен и защита магистерской диссертации. При успешной защите диссертации обучающему присваивается степень «Магистр».

Анализ наработанного опыта реализации магистерской подготовки в российских вузах, а также зарубежный опыт свидетельствуют о том, что магистратура - это вполне самостоятельная ступень в системе высшего профессионального образования, которая позволяет, во-первых, подготовить высококвалифицированные кадры в конкретных областях науки и практики, во-вторых, более эффективно удовлетворять потребности бизнеса в сочетании с индивидуальными потребностями личности, предоставляя возможность получать образование на стыке направлений и специальностей.

Обучение в магистратуре - это системная подготовка профессионалов высшей квалификации для аналитической, консультационной, научноисследовательской и педагогической деятельности в международных и российских корпорациях, органах различных уровней управления, высших учебных заведениях, которая всегда сопутствует успешной деловой карьере, насыщенной и продуктивной жизни в интересах всего общества.

Литература

1. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском образовании» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.02.2012).

2. Фадейкина Н.В, Мальцева Г.И. Трансформация и реструктуризация системы высшего профессионального образования в условиях бюджетных реформ и модернизации российской образовательной системы // Непрерывное профессиональное образование: Международный сборник научных статей / Науч. ред. д-р экон. наук, профессор Н.В. Фадейкина. Новосибирск: САФБД, 2009. С. 298-312.

3. Конципко Н.В. Из практики реформирования высшей школы Казахстана (на примере Казахской финансово-экономической академии) // Непрерывное профессиональное образование: Международный сборник научных статей / Науч. ред. д-р экон. наук, профессор Н.В. Фадейкина. Новосибирск: САФБД, 2009. С.73-76.

4. Байдильданова Л.Б. Основные направления реформирования системы образования в Республике Казахстан // Непрерывное профессиональное образование: Международный сборник научных статей / Науч. ред. д-р экон. наук, профессор Н.В. Фадейкина. Новосибирск: САФБД, 2009. С. 99-102.

5. Положение о магистерской подготовке в Новосибирском государственном университете экономики и управления «НИНХ». Новосибирск: НГУЭУ, 2011. 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.