Игорь Ганчеренок:
Готовим
интеллектуальную элиту
В декабре 2001 г. в составе Национальной академии наук был создан Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси, основными целями деятельности которого были определены интеграция высшего образования и науки, укрепление связи высшей школы с академическими научно-исследовательскими учреждениями, кадровое обеспечение научных организаций. За 15 лет ИПНК стал активно развивающимся уникальным национальным учреждением высшего образования, сохраняющим и приумножающим отечественный и зарубежный опыт в сфере подготовки научных кадров. О достижениях вуза рассказывает ректор института, доктор физико-математических наук, профессор Игорь ГАНЧЕРЕНОК.
Л Л позиционируем ИПНК
— I \ / I L^ I в качестве ведущего обра-I V I I зовательного и научно-педагогического центра Национальной академии наук Беларуси, ориентированного на осуществление полного цикла подготовки работников высшей научной квалификации в соответствии с потребностями экономики V и VI технологических укладов. Институт также обеспечивает возможность получения дополнительного образования для формирования инновационной восприимчивости и ответственной гражданской позиции у руководителей научных и образовательных учреждений.
- Как бы вы определили базовые принципы работы ИПНК?
- Сегодня Национальная академия наук преобразуется в крупную научно-производственную корпорацию. В стране идет активное формирование новых отраслей, которые будут определять экономику будущего. Эти ключевые моменты отметил на V Всебелорусском народном собрании Председатель Президиума НАН
академик Владимир Гусаков. В этом контексте проектируется и концепция развития нашего Института, включающая тесное взаимодействие с научными и общественными организациями, научно-практическими центрами, вузами, министерствами и ведомствами, нацеленное на социально-экономические и культурные преобразования в нашей стране; высокое опережающее качество услуг, включая экспорт; широкое публичное распространение результатов своей работы; управление кадровым развитием на основе направленных инвестиций и мотивации персонала. В числе наших приоритетов - интенсивное формирование инфраструктуры; информационная открытость и прозрачность, эффективная имиджевая деятельность, активная работа со школьниками, школьными педагогами, региональными институтами для обеспечения доступа к элитному образованию и научным исследованиям талантливой молодежи из всех районов республики, сотрудничество с ведущими международными научно-образовательными и другими организациями, ассоциациями, сетевыми объединениями.
Фото Сергея ДУБОВИКА
Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков вручаетдиплом выпускнице магистратуры ИПНК
НАН Беларуси, 2015 г.
В качестве прототипа модели развития ИПНК может рассматриваться Европейский институт инноваций и технологий, деятельность которого направлена на содействие устойчивому экономическому росту и конкурентоспособности объединенной Европы через интеграцию наиболее перспективных инновационных, научно-исследовательских и образовательных разработок. Подчеркнем, что Европейский институт пропагандируется как новая модель взаимодействия и синергии науки, образования и бизнеса и продвигается как символ формирования единого научного общеевропейского пространства и катализатор развития научно-образовательных и инновационных центров в ЕС. Мы активно изучаем и другие международные модели, включая Корейский институт науки и технологии, Институт подготовки научных кадров Китайской академии общественных наук. Лучший зарубежный опыт будет аккумулирован в нашем институте.
- Современная магистратура - это уникальная возможность формирования и развития научных школ. Как осуществляется ее работа в ИПНК?
- Институт обеспечивает подготовку магистрантов по следующим специальностям: биология, искусствоведение, машиностроение и машиноведение, прикладная математика и информатика, социология, физика, химия, экономика и управление народным хозяйством. Этот список непрерывно расширяется, будут появляться новые программы, прежде всего востребованные инновационной экономикой страны. Привлечение к учебному процессу ведущих зарубежных специалистов, подготовка кадров для иностранных государств актуализирует организацию учебного процесса и подготовку
учебных изданий на английском языке. Среди лиц, поступивших в магистратуру, выпускники вузов 2016 г. составили 83%, молодые специалисты и сотрудники со стажем - 17%. Программа обучения включает в себя общеобразовательные дисциплины, такие как «философия и методология науки», «иностранный язык», «основы информационных технологий» со сдачей кандидатских экзаменов и кандидатского дифференцированного зачета. Магистранты изучают специальные предметы, проходят практику, активно занимаются научно-исследовательской работой. В числе преподавателей и научных руководителей доктора и кандидаты наук, ведущие ученые и специалисты академических организаций, преподаватели белорусских вузов, а также действительные члены и члены-корреспонденты НАН Беларуси. Работает система обеспечения качества. Мы осуществляем постоянный мониторинг, нацеленный на непрерывное совершенствование образовательных процессов и поиск новых уникальных форм развития творческого потенциала магистрантов.
Завершается обучение в магистратуре защитой магистерской диссертации, нацеленной на решение конкретной значимой научной проблемы или задачи реализуемого в НАН инновационного производства, как правило, в рамках национального или международного проекта. Ежегодно государственные экзаменационные комиссии и заказчики научных кадров отмечают высокий уровень знаний наших выпускников по избранной специальности, глубокое понимание изученного материала, актуальность исследования, творческий подход в решении поставленных задач. Наивысшие баллы по итоговой аттестации получают более 80% студентов. Такой результат, а также победы в конкурсе «100 идей для Беларуси», участие в международных гран-товых программах, уникальные творческие находки, патенты и публикации в ведущих отечественных и международных изданиях демонстрируют сформированность у магистрантов ИПНК профессиональных аналитических и исследовательских компетенций, позволяющих успешно трудиться в научных организациях, органах государственного управления, на промышленных предприятиях. Почти 80% выпускников распределяются на работу в учреждения Академии наук, более 60%, а это самый высокий показатель в системе магистерской подготовки в республике, поступают в аспирантуру.
Особо отмечу общественную жизнь магистрантов, нацеленность на формирование
здорового образа жизни, активной и ответственной гражданской позиции. Это молодое и креативное поколение ученых - интеллектуальное будущее нашего государства.
- Как реализуются программы послевузовского образования?
- Отдел аспирантуры и докторантуры в Институте подготовки научных кадров НАН Беларуси был создан в мае 2002 г. Образовательная программа аспирантуры, обеспечивающая получение научной квалификации «исследователь» и подготовку кандидатов наук, реализуется в 50 академических организациях и в нашем институте по 146 специальностям, докторантуры - по 79. Для нашей страны такой спектр специальностей уникален. Следует отметить, что более 30 из них обеспечиваются научным руководством на английском языке, что привлекательно для иностранных соискателей ученой степени, и, следовательно, повышает экспортный потенциал образовательных услуг и расширяет международное признание отечественных научных школ. Мы будем увеличивать количество англоязычных аспирантских программ. Сегодня контакты ученых НАН установлены с партнерами из 80 государств мира.
Наш вуз активно взаимодействует с научными организациями: до вступления в силу Кодекса об образовании Республики Беларусь все аспиранты организаций Академии наук зачислялись в ИПНК для обучения на кафедрах по общеобразовательным дисциплинам сроком до 2 лет и сдавали кандидатские экзамены по иностранному языку, философии и методологии науки, дифференцированный кандидатский зачет по основам информационных технологий. Очень важно обеспечить творческий характер образовательного процесса для аспирантов, устойчивое формирование их исследовательских компетенций и профессиональной научной коммуникации на иностранном языке, активное и продуктивное использование современных информационно-коммука-ционных технологий в научной деятельности. В институте востребовано и успешно развивается соискательство для сдачи кандидатских экзаменов и зачета по общеобразовательным дисциплинам. Данную форму обучения за 15 лет прошли почти 4,5 тыс. человек.
Безусловно, интернациональный характер современных научных исследований должен быть обеспечен академической мобильностью молодых ученых. Взаимодействие
Фото Сергея ДУБОВИКА
с иностранными партнерами, посольствами аккредитованных в Беларуси государств для обеспечения зарубежных стажировок, участия в международных научных конкурсах, реализации совместных грантов - наш приоритет.
- Какие новые технологии обучения, образовательные программы используются в институте?
- На мой взгляд, успех современного образования базируется на таланте и опыте профессорско-преподавательского состава, а также на широкой информатизации учебного процесса. Все это у нас есть и развивается. Например, уже более 5 лет назад специалистами кафедры информационных технологий была создана и запущена в эксплуатацию компьютерная программа AlterDocII, способная отследить наличие заимствований в выпускных квалификационных работах аспирантов и магистрантов. Ежегодно
с ее помощью проверяется на плагиат более 100 исследований. Сравнение проводится с огромным массивом информации, накопленной за последние 10 лет. Все учебные аудитории нашего вуза оснащены мультимедийным оборудованием. Безусловно, очень важна эффективность образовательных программ, которая реализуется у нас через активное вовлечение обучающихся в конкретную научно-исследовательскую деятельность научных организаций и научно-практических центров НАН Беларуси, выполняемую в рамках национальных и международных проектов.
Нельзя обойти стороной и такой важный вопрос в деятельности любого вуза, как аналитические исследования, обзоры и научно-методические публикации. Преподаватели ИПНК готовят и совершенствуют учебно-методические издания, многие из которых востребованы в отечественных и зарубежных вузах. Например, учебное пособие профессора кафедры социально-гуманитарных дисциплин А. И. Осипова
Выпускники Института подготовки научных кадров, 2015 г.
«Философия и методология науки» имеет гриф Министерства образования Республики Беларусь и рекомендовано в качестве учебника для магистрантов отечественных вузов. В 2016 г. в научно-инженерном республиканском предприятии «Институт прикладных программных систем» зарегистрированы 2 электронных учебно-методических комплекса: «Компьютерное имитационное моделирование» (авторы - заведующая кафедрой информационных технологий И. Ф. Богданова и доцент кафедры информационных технологий Н. В. Батин) и «Геномика и биотехнологии» (автор - профессор кафедры естественнонаучных дисциплин С. Е. Дромашко). В текущем году совместно с корейскими специалистами подготовлено пособие «От электронного правительства к эффективному управлению» на русском и английском языках.
- Какие навыки и компетенции получают слушатели ИПНК, прошедшие повышение квалификации?
- В Институте функционирует Центр дополнительного образования, основной задачей которого является повышение квалификации руководящих работников и специалистов различных направлений по актуальным вопросам, связанным с изменениями в законодательстве, экономике, демографической, социальной и других сферах. Это более 20 актуальных и востребованных тем, среди которых «Современный руководитель - искусство управлять; «Технологии эффективного управления подразделением»; «Актуальные вопросы бухгалтерского учета
и налогообложения»; «Управление интеллектуальной собственностью»; «Инновационный менеджмент»; «Обеспечение деятельности кадровой службы» и др. Этот перечень формируется и ежегодно обновляется на основе анализа запросов потребителей, состояния рынка труда, тенденций развития системы дополнительного образования в стране и за рубежом, задач, стоящих перед НАН Беларуси. Так, например, новыми для центра в прошлом учебном году стали такие темы, как «Организация и проведение закупок», «Правовое регулирование хозяйственной деятельности научной организации», в нынешнем году - «Разработка электронного портфолио специалиста», «Технология организации и проведения вебинаров», «Школа публичной политики». Качество повышения квалификации руководящих работников и специалистов обеспечивается своевременной разработкой учебно-методических пособий и подбором преподавательского состава. Особо отмечу,
что непрерывное повышение квалификации - это современный стандарт эффективной и плодотворной профессиональной деятельности и гарантия успешности в личностном развитии.
- Привлекается ли к исследованиям молодая смена - студенты и аспиранты?
- Несомненно, самые творческие и инициативные исследователи - наши магистранты и аспиранты. Уникальность нашего Института в 100%-ной вовлеченности студентов в активную и серьезную научную деятельность. Мы плодотворно сотрудничаем с Советом молодых ученых Академии наук в различных проектах, поддерживаем традиционные и создаем новые проекты с участием талантливых школьников
и школьных педагогов. К 15-летию института на наших кафедрах пройдут круглые столы, по итогам которых будет опубликован сборник научных работ магистрантов.
- На основании чего формируется градиент актуальности научно-технического творчества?
- Оно неразрывно связано с приоритетными научными направлениями, определенными государством. Принципиальное значение для устойчивого и динамичного развития современного государства имеют и стратегические цели в соответствии с Концепцией комплексного прогноза научно-технического прогресса и приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на период до 2020 г., подготовленной в Национальной академии наук. К тому же не следует забывать, что современные наука и образование развиваются
в условиях глобальных вызовов, неустойчивости ценностей, масштабных и динамичных межгосударственных интеграционных процессов. Именно в этой связи мы оптимизировали научно-образовательный процесс, интенсифицировали международное сотрудничество, инициировали разработку уникальных магистерских программ с большим экспортным потенциалом, создаем систему дополнительного образования в области эффективной профессиональной научной и разговорной коммуникации на иностранном языке. И хотя 15 лет, безусловно, совсем небольшой период для становления вуза, но, на мой взгляд, вполне достаточный для уверенного развития и решения поставленных задач по подготовке интеллектуальной элиты страны для ее устойчивого и динамичного роста. СИ
ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ