тельности. Обсуждение данных вопросов будет способствовать повышению качества обслуживания населения.
Предполагается, что государственные организации оперативно реагируют на негативные публикации и комментарии в печатных, электронных средствах массовой информации и на популярных интернет-ресурсах в течение установленного времени. Целью является разъяснение обоснованной официальной позиции по возникшей проблеме, сглаживание и предотвращение конфликтной ситуации, которая неблагоприятно воздействует на нее.
Официальные пресс-релизы размещаются на различных доменах, а ответственный за связи с общественностью осуществляет мониторинг имиджа госорганизации с предоставлением ежемесячного отчета руководителю.
Активное информирование граждан об услугах единого информационного центра, а также иностранных туристов о возможности прямого обращения в государственный коллцентр в случае неудовлетворительного оказания сервиса организацией будет позитивно влиять на имидж государства. Этой же цели будет соответствовать предоставление электронной визы иностранным гражданам на основе интернет-заявки.
Кроме того, на международных и локальных электронных PR-площадках можно сообщать о различных возможностях, предоставляемых нашим государством иностранным предприятиям, о новых технологиях, разработанных белорусскими специалистами, и др., путем электронной рассылки отправлять пресс-релизы соответствующего контента в печатные и электронные СМИ, продвигать отечественные информационные порталы на международный и локальный уровень в зависимости от поставленных государством приоритетов. Использование государственными организациями программного обеспечения на основе экспертных методов будет способствовать более обоснованному принятию решений.
Применение информационных технологий в государственном управлении выявляет различные спорные проблемы и помогает их разрешить на основе автоматизированного контроля взаимоотношений гражданина и государственного служащего, позволяет существенно экономить время на решение задач и способствует динамичному развитию государства. СИ
See: http://innosfera.by/content_2015_8/it_concept
Литература
1. Голик В.С. Информационные технологии в государственном управлении // Наука и инновации. 2011, №9. С. 46-47.
2. Голик В. Информационный учет и контроль // Государственная служба. 2011, №6 (74). С. 20-21.
3. Голик В. Информационные технологии в государственном управлении // Экономическая политика. Электронный ресурс: http://www.ep.ane.ru/online/2011/.
Научные кадры высшей квалификации для инновационной экономики
Резюме. Развитие инновационной составляющей в социально-экономической сфере страны вызывает необходимость соответствующего кадрового обеспечения, подготовки высококвалифицированных научных кадров и специалистов в соответствии с приоритетами государственной научно-технической и инновационной политики. На основании результатов экспертного опроса авторы анализирую тенденции, сложившиеся в этой сфере. Ключевые слова: кадры высшей квалификации, аспирантура, высокотехнологичный сектор, демографические тенденции, приоритетные специальности.
Одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь является подготовка научных кадров высшей квалификации. Дополнительный импульс для развития эта система получила во второй половине 1990-х гг., когда были обеспечены высокие темпы роста численности аспирантов дневной формы обучения, сначала в сфере высшего образования, а затем и в науке. В 2002 г. в Беларуси было 6053 аспиранта, что почти в 2 раза больше, чем в 1990 г. Предпринятые государством меры по поддержке молодежи позволили преодолеть негативные тенденции в этой области, которые сложились в результате кризисных явлений в экономике начала 90-х гг. Если в 2000 г. в республике доля исследователей в возрасте до 29 лет была всего 16,8%, то в 2012-м она выросла
до 24%. Благодаря активизации госполитики в данной сфере удалось остановить сокращение численности кандидатов наук в возрасте до 39 лет, а в последующем обеспечить рост этой возрастной категории ученых.
Как известно, на современном этапе существенно возрастает роль инновационной составляющей в социально-экономической сфере страны. В соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. предусмотрено формирование высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств, согласующихся с V и VI технологическими укладами. Приоритетный характер упомянутой задачи сохранится и в следующей пятилетке. Поэтому особое значение для ее решения имеет кадровое обеспечение, подготов-
ка высококвалифицированных научных кадров и специалистов согласно приоритетам государственной научно-технической и инновационной политики. В программе отмечается, что послевузовское образование развивается в соответствии со стратегией перехода страны к инновационной экономике и является важнейшим источником обеспечения ее кадрового потенциала. В то же время сообразно с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь к числу серьезных внутренних угроз отнесены неблагоприятная возрастная структура и недостаточный уровень подготовки научных кадров. Такая же ситуация сложилась и в сфере образования [1].
Влияют на состояние трудовых ресурсов и другие факторы, среди которых первоочередное значение имеют негативные демографические тенденции. Из-за них в ближайшие годы положение с притоком молодежи в науку станет более проблематичным, в отличие от первого десятилетия XXI века, когда для этого были относительно неплохие возможности.
В 2013 г. на первые курсы отечественных вузов было зачислено 61,5 тыс. студентов, что на 30% меньше, чем в предыдущем году. С 2014 по 2018 г. количество выпускников школ будет минимальным, и в высшие учебные заведения республики смогут поступить 50-55 тыс. белорусов [2]. Соответственно, это
отрицательно скажется на показателях пополнения науки молодежью.
При стабилизации численности приема в аспирантуру возможностей для увеличения количества молодых кандидатов наук станет меньше, чем в предшествующее десятилетие. Ситуация может стать еще более сложной, если число поступающих на дневную форму обучения будет сокращаться.
Несмотря на то что развитие аспирантуры относится к приоритетам государственной политики в научной сфере, проблема повышения эффективности ее работы остается актуальной и требует усиленного внимания при обеспечении задач воспроизводства кадрового потенциала науки. В последние годы был принят комплекс мер по совершенствованию подготовки научных кадров высшей квалификации: введены государственный заказ, контрактная система обучения, планирование численности аспирантов, их господдержка, а также создан институт магистратуры. Однако эти шаги пока не привели к существенному улучшению работы аспирантуры. Это предполагает необходимость новых подходов при реализации политики в данной сфере, разработки системы мер, направленных на повышение эффективности воспроизводственных процессов в науке и образовании.
Одним из существенных показателей развития аспирантуры
является распределение численности аспирантов по организациям, в которых они обучаются, а также региональное местоположение последних. Такие данные представлены в табл. 1.
В соответствии с ними, в 2012 г. аспирантов было несколько больше, чем в 2000 г. При этом следует учитывать, что с 2011 г. в системе государственной статистики отражаются сведения и о количестве соискателей. За рассматриваемый период доля аспирантов вузов выросла с 73,8% до 81,8%, причем рост имел место как в регионах, так и в столице. В то же время в научных организациях доля обучающихся сократилась с 26,2% до 18,2%, в Минске -с 30,8% до 19,9%, в регионах -с 5,7% до 4,2%. На периферии подготовка аспирантов осуществляется в основном в учреждениях образования - почти 96% (2012 г.). Такая же тенденция наблюдалась и в столице: если в 2000 г. в вузах обучалось около 70% аспирантов, то в 2012 г. -уже почти 80%. Учитывая, что в научных организациях существенно выше доля аспирантов, проходящих подготовку по специальностям в области естественных и технических наук, отмеченные явления неблагоприятны для инновационного развития экономики.
Необходимо сделать упор на приоритетные специальности, определяющие развитие высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI укладам
2000 г. 2012 г.
Расположение учрежде- Число в том числе Число в том числе
ний образования и организаций аспирантов, всего учреждения образования научные организации аспирантов, всего учреждения образования научные организации
А % А % А % А % А % А %
Минск 3793 100 2624 69,2 1169 30,8 4049 100 3245 80,1 804 19,9
Минская область 120 100 - - 120 100 135 100 - - 135 100
Другие области республики 1290 100 1216 94,3 74 5,7 1272 100 1219 95,8 53 4,2
Всего в Беларуси 5203 100 3840 73,8 1363 26,2 5456 100 4464 81,8 992 18,2
Таблица 1.
Распределение
численности
аспирантов
учреждений
образования
и организаций,
реализующих
образовательную
программу
аспирантуры
(адъюнктуры)
в Минске
и областях
Таблица 2. Ответы аспирантов НАН Беларуси дневной формы обучения на вопрос «Какие основные мотивирующие факторы оказали влияние на то, что вы решили поступить в очную аспирантуру?», %
экономики. В 2013 г. среди поступивших в аспирантуру НАН Беларуси доля таких слушателей составляла 30,6%. Следует также уделить повышенное внимание академической магистратуре, в структуре которой превалируют специальности, имеющие важное значение для инновационного развития экономики.
Роль аспирантуры особенно важна для воспроизводства кадрового состава науки, поэтому в 2013 г. сотрудники Института социологии НАН Беларуси провели анкетный опрос, касающийся проблем повышения ее эффективности в академическом секторе, среди слушателей дневной формы обучения. Получены ответы 262 аспирантов научных организаций Национальной академии наук, расположенных в Минске. Как показало исследование, почти 70% из них -выпускники магистратуры, 86,6% обучались в вузе за счет бюджетных средств. В целом, как показал анализ, все они имели достаточно высокий уровень подготовки: почти треть окончили университет с отличием, 74% занимались научно-исследовательской работой, 78,6% имели научные публикации в период обучения. Необходимо отметить, что доля лиц, получивших
красный диплом вуза, среди аспирантов дневной формы обучения НАН Беларуси в 2013 г. (почти 30%) существенно меньше, чем в 2008-м (41,3%). Эти данные могут свидетельствовать о том, что успешные выпускники в последние годы в большей мере ориентируются на другие сферы профессиональной деятельности.
В рамках проведенного анкетного опроса аспирантов рассматривались особенности мотивации поступления в аспирантуру (табл. 2).
Как следует из полученных данных, оценки основных мотивирующих факторов поступления в аспирантуру практически совпадают. Основными из них являются возможность повышения квалификации и защиты кандидатской диссертации, а также вероятность реализации своего творческого потенциала.
В то же время процесс профессиональной адаптации респондентов проходит достаточно сложно. Как показал анализ, только 42% из числа опрошенных отметили, что полностью реализуют свой творческий потенциал, работая над диссертацией, несколько больше -43,1% - считают, что используют его наполовину, а 13,3% думают,
Варианты ответов 2008 г. 2013 г.
Потребность реализовать свой творческий потенциал в сфере науки 50,6 46,8
Желание стать преподавателем вуза 16,4 17,3
Возможность повысить свою квалификацию -
защитить кандидатскую диссертацию, 75,9 77,1
получить ученую степень кандидата наук
Решил, что лучше поступить в очную аспирантуру, чем работать по распределению после окончания вуза 16,0 9,3
Привлекает образ жизни научного работника,
круг общения в интеллектуальной среде, 32,4 31,6
возможность заниматься творческой деятельностью
Решил не отказываться от поступившего мне предложения поступить в очную аспирантуру 16,4 25,6
Возможность выезжать за рубеж для участия в научных конференциях, симпозиумах и т.д. 8,6 9,3
Возможность получить отсрочку от призыва в армию 6,8 6,0
Неопределенность трудоустройства после окончания вуза 9,3 9,6
что задействуют его в минимальной степени.
В ответах на вопрос о престижности научной деятельности в Беларуси доминируют пессимистические оценки - всего 12,2% респондентов отвечают на него утвердительно, тогда как доля тех, у кого мнение противоположное, в 5 раз больше -66,4%. Причем подавляющее большинство из них считает, что профессия ученого престижна в странах дальнего зарубежья (80,2%).
Для оценки особенностей процесса воспроизводства научных кадров важными представляются ответы на вопрос «Считаете ли вы науку своим окончательным профессиональным выбором в жизни?». Почти каждый второй из числа опрошенных не уверен в этом (ответы «скорее нет», «пока не определился», «нет»). Ответили «да» только 12,2% респондентов, «скорее да» - почти 36%.
Только 26,7% информантов на вопрос «Где бы вы предпочли работать после окончания аспирантуры, если бы у вас был выбор?» ответили, что хотели бы остаться в системе НАН Беларуси, 17,9% - открыть свое дело, 13,4% выразили желание трудиться в вузе, 6,9% - в органах государственного управления. Кроме этого 10,3% желали бы уехать за границу по контракту, 6,5% - навсегда. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что стремление повысить свою квалификацию и защитить кандидатскую диссертацию, на что указало большинство респондентов (75%), еще не означает, что все они ориентированы (мотивированы) на научную карьеру. И это составляет существенную проблему для обеспечения процесса воспроизводства научного персонала.
Одним из позитивных изменений в системе отечествен-
ного образования было введение магистратуры. В последние годы численность аспирантов, которые в прошлом окончили ее, росла. Если среди поступивших в аспирантуру НАН Беларуси в 2005 г. их было всего 16%, то в 2012 г. - уже 97%.
В 2013 г. был проведен анкетный опрос 152 экспертов, возглавлявших академические учреждения и одновременно являвшихся руководителями хотя бы одного аспиранта дневной формы обучения. На вопрос «Испытывает ли ваше структурное подразделение в настоящее время дополнительную потребность в кадрах?» 82% респондентов ответили утвердительно. Экспертам, которые отметили необходимость в дополнительном кадровом обеспечении, был задан вопрос «Какие специалисты вам больше всего требуются?». Из полученных ответов следует, что в наибольшей мере подразделения нуждаются в молодых ученых (57,9%), кандидатах наук (41,1%) и вспомогательном персонале (21,1%). Существенно меньше запрос на руководителей проектов (16,8%), докторов наук (10,5%) и инновационных менеджеров (5,3%). Анализ показывает, что высокая потребность в притоке научной молодежи связана с деформацией возрастной структуры научных кадров, которая сложилась в исследовательских организациях.
Важность проблемы омоложения науки становится более понятной при анализе ответов на вопрос о тенденциях изменения численности аспирантов дневной формы обучения в ближайшие 2-3 года. Почти каждый второй эксперт отметил, что их будет все меньше, 6,1% высказали мнение о том, что их количество будет увеличиваться, а 34,4% уверены, что ситуация в ближайшие три года останется прежней.
Интересно мнение экспертов о динамике защиты кандидатских диссертаций в краткосрочной перспективе (2-3 года). Только 10% опрошенных отметили, что их количество будет увеличиваться, 37,7% считают, что это число останется таким же, и 38,5% - что будет сокращаться. Это свидетельствует о неблагоприятной ситуации в сфере воспроизводства кандидатов наук. Преодоление сложившейся деформации в их возрастной структуре («провал» в возрасте 40-49 лет) оказывается проблематичным. Более того, можно ожидать дальнейшего сокращения численности кандидатов наук в возрастной категории 30-39 лет.
Результаты экспертного опроса показывают, что негативных тенденций в развитии кадрового потенциала науки не удастся избежать в ближайшей перспективе. Если до последнего времени эта проблема носила относительно латентный характер из-за стабилизации общей численности исследователей, то в ближайшие годы она обострится и станет более явной на фоне сокращения научных кадров. Учитывая, что в научных учреждениях существенно выше доля аспирантов, которые проходят подготовку по специальностям в области естественных и технических наук, отмеченная ситуация неблагоприятна для обеспечения инновационного развития экономики. Сложившаяся в последние десятилетия тенденция роста доли аспирантов, которые проходят обучение в организациях высшего образования, и, соответственно, уменьшения количества аспирантов в научных учреждениях, требует корректировки.
Необходимо существенно повысить статус академической аспирантуры, в которой высока доля обучающихся по приоритетным специаль-
ностям научных работников высшей квалификации в области естественных и технических наук. Соответственно, повышается значимость академической магистратуры, играющей роль предаспирантуры, в структуре которой превалируют специальности, имеющие важное значение для инновационного развития экономики. В этой связи необходимы дополнительные меры по государственной поддержке именно академической аспирантуры и магистратуры, направленные на повышение заинтересованности молодежи в научной карьере, особенно по перспективным направлениям исследований. СИ
Владимир Шкурко,
проректор Института подготовки научных кадров НАН Беларуси, кандидат физико-математических наук, доцент
Игорь Шарый,
завсектором социологии науки и научных кадров Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси, кандидат социологических наук
Валерий Ермаков,
декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров ИПНК НАН Беларуси, кандидат биологических наук
Галина Рябова,
завотделом аспирантуры и докторантуры ИПНК НАН Беларуси
See: http://innosfera.by/ content_2015_8/scientific_training
Литература
1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь №575 от 09.10.2010 г. - Мн., 2011.
2. В Беларуси число поступающих в вузы в 2014-2018 годах снизится примерно на 5-10 тыс. Электронный ресурс: http:// news.mail.ru/inworld/belorussia/society/15943616/ ?frommail=1.