Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития академической аспирантуры за период 2006-2016 гг'

Состояние и тенденции развития академической аспирантуры за период 2006-2016 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ АСПИРАНТУРЫ / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / POSTGRADUATE STUDY / EFFICIENCY OF POSTGRADUATE STUDY / TRAINING OF HIDHLY QUALIFIED RESEARCHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щурок Э. М.

В данной статье представлена динамика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантурах научных организаций отделений наук НАН Беларуси за период 2006-2016 гг. Проведен анализ эффективности деятельности академической аспирантуры. Результаты анализа могут быть использованы для принятия мер, направленных на совершенствование системы послевузовского образования страны и кадровой политики в научной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and trends of the development of academic postgraduate study during 2006-2016

The article presents dynamics of researcher training of scientific shots of the top skills in postgraduate study of the scientific organizations of the National Academy of Sciences of Belarus during 2006-2016. Also the efficiency of the activities of academic postgraduate study is analyzed. Data of the carriedout analysis can be used for taking measures, which are directed to enhancement of system of postgraduate education of the country and personnel policy in the scientific sphere.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития академической аспирантуры за период 2006-2016 гг»

УДК 316.334.2(476)

Э. М. ЩУРОК,

Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: [email protected]

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АСПИРАНТУРЫ ЗА ПЕРИОД 2006-2016 гг.

В данной статье представлена динамика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантурах научных организаций отделений наук НАН Беларуси за период 2006-2016 гг. Проведен анализ эффективности деятельности академической аспирантуры. Результаты анализа могут быть использованы для принятия мер, направленных на совершенствование системы послевузовского образования страны и кадровой политики в научной сфере.

Ключевые слова: аспирантура, эффективность аспирантуры, подготовка научных кадров высшей квалификации.

E. M. SHCHUROK,

Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: [email protected]

STATUS AND TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF ACADEMIC POSTGRADUATE STUDY DURING 2006-2016

The article presents dynamics of researcher training of scientific shots of the top skills in postgraduate study of the scientific organizations of the National Academy of Sciences of Belarus during 2006-2016. Also the efficiency of the activities of academic postgraduate study is analyzed. Data of the carried-out analysis can be used for taking measures, which are directed to enhancement of system of postgraduate education of the country and personnel policy in the scientific sphere.

Keywords: postgraduate study, efficiency of postgraduate study, training of hidhly qualified researchers.

Для Беларуси инновационное развитие науки приобретает стратегическое значение, так как возможности современного экономического роста определяются степенью развития научного потенциала страны и ее человеческого капитала. Глава государства А. Г. Лукашенко не раз подчеркивал, что инновационный путь развития нашей страны невозможен «без научного сопровождения, без образованных, высококвалифицированных, подготовленных кадров» [1].

Создание конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях, экономики требует существенного изменения системы подготовки научных кадров. В настоящее время в Беларуси разработана и реализуется программа совершенствования научной сферы, в рамках которой предусматривается принятие комплекса мер по оптимизации структуры научных кадров и систе-

мы их подготовки с учетом реализации приоритетов инновационного развития национальной экономики. Эта задача стоит и перед Национальной академией наук Беларуси.

Аспирантура - важный элемент в системе воспроизводства высококвалифицированных научных кадров, и от ее эффективности зависит очень многое как в отношении развития НАН Беларуси, так и белорусской науки в целом. Основная задача академической аспирантуры - обеспечивать целевую и качественную подготовку научных кадров высшей квалификации для научных организаций НАН Беларуси и высокотехнологичных производств.

Основной вопрос, который связан с оценкой деятельности академической аспирантуры и ее эффективности, следующий: обеспечивает ли академическая аспирантура реальное воспроизводство высококвалифицированных научных кадров в соответствии с национальными научно-техническими приоритетами или только количественное восполнение молодыми кандидатами наук, молодыми учеными естественной убыли представителей старшего поколения исследователей.

На сегодняшний день мы не имеем обоснованных оценок реального участия академической аспирантуры в целевой подготовке кандидатов наук в соответствии с национальными научно-техническими приоритетами, не имеем видения ее оптимальной дисциплинарной структуры. Консервативность дисциплинарной структуры академической аспирантуры приводит к тому, что она в настоящее время не в полной мере соответствует ни структуре занятых в белорусском секторе высокотехнологичных производств, ни основным трендам развития мировой науки.

Актуальной проблемой в деятельности аспирантуры НАН Беларуси последнего десятилетия все еще продолжает оставаться сокращение численности аспирантов, свидетельствующее о снижении привлекательности послевузовского образования среди талантливых молодых ученых и студентов. Так, за период с 2006 по 2016 г. численность аспирантов в научных организациях НАН Беларуси уменьшилась с 685 до 533 человек, или на 22,2 %. Следует обратить внимание, что, начиная с 2012 г., после вступления в силу Кодекса Республики Беларусь об образовании, в общую численность аспирантов стали включать лиц, осуществлявших подготовку кандидатских диссертаций в форме соискательства. Однако, принимая во внимание и это обстоятельство, с 2012 по 2016 г. численность аспирантов за рассматриваемый период сократилась на 23,0 % (или на 157 человек). Только последние три года позволяют говорить о некоторой стабилизации численности аспирантов в академических организациях (рис. 1).

При этом надо отметить, что сокращение численности происходит за счет уменьшения численности аспирантов, проходящих подготовку на очной и заочной формах обучения. За период 2012-2016 гг. почти на 27,0 % сократилась численность аспирантов-очников и на 30,0 % уменьшилось число аспирантов заочной формы обучения. Численность лиц, осуществлявших подготовку

Рис. 1. Основные показатели деятельности академической аспирантуры за период 2006-2016 гг. Источник: [2-4].

кандидатских диссертаций в форме соискательства, за рассматриваемый период оставалась стабильной.

Особого внимания заслуживает тот факт, что продолжается сокращение численности аспирантов по таким приоритетным научным направлениям и областям науки, как естественные и физико-технические науки (табл. 1). В частности, в 2012 г. численность аспирантов в научных организациях Отделения физики, математики и информатики (ОФМИ) составляла 47 человек, а в 2016 г. - всего 36 человек, включая соискателей, то есть уменьшилась почти на четверть. Еще более негативные тенденции наблюдаются в Отделении химии и наук о земле (ОХНЗ) - численность аспирантов в области естественных наук уменьшилась на 44,1 %. Значительное уменьшение численности аспирантов наблюдается и в отделении аграрных наук (ОАН) (-29,4 %). Схожая ситуация присутствует и в научных организациях Отделения гуманитарных наук и искусств (ОГНИ) - численность аспирантов за этот же период уменьшилась на 26,0 % и составила в 2016 г. 111 человек.

Незначительные изменения численности отмечаются и в Отделении физико-технических наук (ОФТН) и биологических наук (ОБН) (на 7,3 % и 9,7 % соответственно). К сожалению, только в одном отделении наук, Отделении медицинских наук (ОМН), отмечена положительная тенденция. Численность аспирантов медицинского профиля с 2012 по 2016 г. увеличилась в 2 раза.

Если рассматривать по формам подготовки, то сокращение численности в основном происходит за счет снижения численности аспирантов, проходящих подготовку на очной форме обучения (табл. 1). Наибольшее сокращение численности аспирантов-очников отмечено в Отделении аграрных наук (на

Таблица 1. Динамика численности аспирантов в разрезе отделений наук НАН Беларуси по формам подготовки за период 2012-2016 гг. [2-4]

Отделения наук Общая численность аспирантов (на конец отчетного года) Изменение общей численности аспирантов в 2016 г. по сравнению с 2012 г.

2012 г. 2016 г.

всего из них по форме подготовки всего из них по форме подготовки

очно заочно и в форме соискательства очно заочно соискательство человек %

ОФМИ 47 38 9 36 28 3 5 -11 -23,4

ОФТН 110 83 27 102 65 11 23 -8 -7,3

ОХНЗ 68 43 25 38 29 2 7 -30 -44,1

ОБН 72 58 14 65 38 12 15 -7 -9,7

ОМН 12 8 4 18 8 2 8 +6 +50,0

ОГНИ 150 84 66 111 70 23 18 -39 -26,0

ОАН 231 87 144 163 56 49 58 -68 -29,4

Всего по НАН Беларуси 690 401 289 533 294 105 134 -157 -22,8

35,6 %), в Отделении биологических наук (34,5 %), Отделении химии и наук о Земле (на 32,6 %). На 26,3 % сократилось число аспирантов очной формы обучения в Отделении физики, математики и информатики и на 21,7 % - в Отделении физико-технических наук.

Следует отметить, что распределение аспирантов различных форм подготовки внутри каждого отделения наук также неравнозначно (рис. 2). Так, наибольшая доля аспирантов очной формы обучения наблюдается в Отделении физики, математики и информатики (77,8 %) и в Отделении химии и наук

Рис. 2. Распределение аспирантов различной формы подготовки в разрезе отделений наук в 2016 г.

о Земле (76,3 %). В Отделении аграрных наук соотношение аспирантов различных форм подготовки приблизительно одинаково. В Отделении медицинских наук доли аспирантов-очников и соискателей равнозначны (по 44,4 %). В Отделении гуманитарных наук и искусств численность аспирантов формируется из того, что 63,1 % составляют аспиранты-очники, 20,7 % обучаются на заочной форме, а 16,2 % проходят подготовку в форме соискательства.

Имеющиеся недостатки в деятельности академической аспирантуры отчетливо прослеживаются, если сравнить динамику изменений по такому показателю, как соотношение численности исследователей и аспирантов за период 2012-2016 гг. (табл. 2).

Таблица 2. Соотношение численности исследователей и аспирантов в НАН Беларуси в разрезе отделений наук с 2012 по 2016 г. [2-4]

Отделения наук Исследователи, человек Аспиранты, человек* Соотношение численности аспирантов и исследователей

2012 г. 2015 г. 2016 г. 2012 г. 2015 г. 2016 г. 2012 г. 2015 г. 2016 г.

ОФМИ 795 719 743 47 36 36 1:16,9 1 20,0 1:20,6

ОФТН 1648 1505 1481 110 99 102 1:15,0 1 15,2 1:14,5

ОХНЗ 650 530 528 68 40 38 1:9,6 1 13,2 1:13,9

ОБН 652 628 633 72 60 65 1:9,1 1 10,5 1:9,7

ОМН 124 140 184 12 14 18 1:10,3 1 10,0 1:10,2

ОГНИ 473 495 508 150 127 111 1:3,2 1:3,9 1:4,6

ОАН 1501 1269 1240 231 151 163 1:6,5 1:8,4 1:7,6

Всего по НАН Беларуси 5868 5331 5357 690 527 533 1:8,5 1:10,1 1:10,1

В 2016 г. в Отделении физики, математики и информатики отмечен самый низкий показатель соотношения численности аспирантов и исследователей (1 : 20,6), причем в 2012 г. этот показатель был значительно выше - 1 : 16,9. Не лучшим образом обстоят дела и в отделениях химии и наук о Земле и физико-технических наук - 1 : 13,9 и 1 : 14,5 соответственно. Сложившаяся ситуация явилась следствием резкого уменьшения численности аспирантов в научных организациях этих отделений наук.

Наиболее высокий показатель соотношения численности аспирантов и исследователей отмечен в Отделении гуманитарных наук и искусств - 1 : 4,6. В Отделении аграрных наук (1 : 7,6), в Отделении биологических наук (1 : 9,7), в Отделении медицинских наук (1 : 10,2) данный показатель незначительно изменился за рассматриваемый период.

Как уже говорилось ранее, увеличение численности аспирантов в 2012 г. связано с изменением действующего законодательства, а именно вступления в силу Кодекса Республики Беларусь об образовании. Основные показатели деятельности аспирантуры в НАН Беларуси за период 2006-2016 гг. были представлены выше на рис. 1. Несмотря на сокращение численности аспирантов за рассматриваемый период, данные за последние 3 года позволяют говорить о некоторой стабилизации численности аспирантов в академических

организациях. Стабильной остается и число принятых на обучение в аспирантуру. В 2012 г. в аспирантуры научных организаций зачислено 141 человек, а в 2016 г. приступило к обучению 146 человек.

Однако негативная динамика наблюдается в показателях выпуска из аспирантуры НАН Беларуси (рис. 3).

Рис. 3. Основные показатели эффективности деятельности академической аспирантуры

за период 2006-2016 гг. [2-4]

Как видно из данных рис. 3, в 2016 г., по сравнению с 2012 г., такой показатель эффективности деятельности аспирантуры, как выпуск из аспирантуры с защитой диссертации, имеет положительную тенденцию. Если в 2012 г. с защитой диссертации закончили аспирантуру 3 человека (2,0 %), то в 2016 г. - 6 человек (5,6 %). Имеет положительную тенденцию и другой показатель результативности аспирантуры - выпуск аспирантов с проведением предварительной экспертизы диссертации: 7,3 % в 2012 г. и 12,1 % в 2016 г.

В 2016 г. на первом месте по эффективности деятельности аспирантуры по показателю выпуск с защитой диссертации стоит Отделение физико-технических наук (выпуск 17 человек, из них 2 человека с защитой диссертации -11,8 %). При этом еще 23,5 % от выпуска завершили обучение в аспирантуре с проведением предварительной экспертизы диссертации.

В научных организациях Отделения аграрных наук из 21 выпускника 4 человека (19,0 %) завершили обучение в аспирантуре с проведением предварительной экспертизы диссертации и 1 человек (или 4,8 %) закончил аспирантуру с защитой диссертации. Такие же численные показатели эффективности деятельности аспирантуры были в 2016 г. и в Отделении гуманитарных наук и искусств. В Отделении физики, математики и информатики результативность деятельности аспирантуры составила 20,0 % - по 1 человеку заверши-

ли обучение с защитой диссертации в срок и с проведением предварительной экспертизы диссертации. В Отделении биологических наук из выпуска 13 человек только 1 человек завершил обучение с защитой диссертации.

Наиболее остро с результативностью аспирантуры обстоят дела в Отделении химии и наук о Земле и Отделении медицинских наук, где в 2016 г. нет лиц, закончивших обучение в аспирантуре с предварительной экспертизой или с защитой диссертации. К сожалению, такая же ситуация в этих отделениях наблюдалась и в 2012 г.

Сложившаяся в НАН Беларуси ситуация с подготовкой научных кадров высшей квалификации показывает, что для решения вышерассмотренных проблем нужна реализация комплекса мер, направленных на формирование оптимальной системы воспроизводства научных кадров высшей квалификации в НАН Беларуси. И здесь большую роль должна сыграть академическая магистратура, которая открыта в системе НАН Беларуси в 2007 г. За период деятельности магистратуры с 2008 по 2016 г. в аспирантуру НАН Беларуси поступило 330 человек. В частности, в 2016 г. в аспирантуру НАН Беларуси было зачислено 42 человека (60,0 %) молодых специалистов, окончивших академическую магистратуру.

Именно магистратура постепенно становится основным механизмом приобщения перспективных выпускников вузов к науке и основным источником пополнения высококвалифицированных кадров научных организаций НАН Беларуси. Это особенно важно для повышения эффективности целевой подготовки ученых в области физики, математики и физико-технических наук. У магистрантов, поступивших в аспирантуру по данным научным специальностям, появляется возможность увеличить срок аспирантуры до четырех лет, повысить уровень научных исследований на всех этапах подготовки диссертационной работы.

К сожалению, академическая статистика не позволяет говорить о высокой эффективности академической магистратуры. Одной из главных проблем деятельности академической системы подготовки кадров высшей квалификации является отсутствие преемственности между магистратурой и аспирантурой НАН Беларуси. Невысокий процент выпускников академической магистратуры, поступивших впоследствии в аспирантуру научных организаций НАН Беларуси, является тому примером. По нашему мнению, именно академическая магистратура должна стать основным механизмом приобщения перспективных выпускников вузов к науке и основным источником пополнения высококвалифицированных кадров в системе научно-исследовательских учреждений Академии наук.

Следует также отметить, что многие причины сложившейся ситуации в академической системе подготовки кадров высшей квалификации выходят за рамки собственно научно-образовательной сферы. Среди внешних факторов, определяющих положение дел в академической аспирантуре и магистратуре, следует выделить низкую престижность профессии исследователя

среди талантливой студенческой молодежи. Главной причиной падения престижности научной деятельности у молодежи и соответственно обучения в академической магистратуре и аспирантуре является недостаточный по мировым стандартам уровень оплаты труда ученых, а также низкий уровень социальной защищенности научных работников.

Список использованных источников

1. Лукашенко, А. Г. Без высококвалифицированных кадров невозможно двигаться вперед [Электронный ресурс] / А. Г. Лукашенко. - Режим доступа : https://news.tut.by/society/506508. html. - Дата доступа : 06.08.2016.

2. Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2006 г. / НАН Беларуси. - Минск : Беларус. навука, 2007. - С. 229-249.

3. Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2012 г. / НАН Беларуси. - Минск : Беларус. навука, 2013. - С. 241-254.

4. Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2016 г. / НАН Беларуси. - Минск : Беларус. навука, 2017. - С. 213-226.

Поступила 30.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.