Научная статья на тему 'Актуальные проблемы подготовки специалистов социокультурной сферы в Республике Беларусь'

Актуальные проблемы подготовки специалистов социокультурной сферы в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы подготовки специалистов социокультурной сферы в Республике Беларусь»

Раздел III. Общекультурное развитие личности в сфере образования

Н.Н. Королев

Актуальные проблемы подготовки специалистов социокультурной сферы в Республике Беларусь

Высшая школа Республики Беларусь перешла на подготовку кадров по новым образовательным стандартам второго поколения. Особенности внедрения нового поколения стандартов заключается в том, что образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.

В настоящее время на факультете культурологии и социокультурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств разработаны, утверждены и внедрены образовательные стандарты высшего образования (первая ступень) по специальностям «Культурология», «Социально-культурная деятельность», «Искусствоведение». Стандарт «Культурология» включает направление «Культурология фундаментальная», квалификация «Культуролог-исследователь. Преподаватель» по следующим специализациям: «Теория и история культуры», «Мировая и отечественная художественная культура», и направления «Культурология прикладная», квалификация «Культуролог-менеджер», по специализациям «Менеджмент социальной и культурной сферы», «Менеджмент международных культурных связей», «Менеджмент рекламы и общественных связей», «Информационные системы в культуре».

Стандарт по специальности «Социально-культурная деятельность» включает следующие специализации: «Организация и методика социально-культурной деятельности в культурно-досуговых учреждениях», «Организация и методика социально-культурной деятельности в театральнозрелищных учреждениях», «Организация и методика социально-

культурной деятельности в санаторно-оздоровительных и туристско-спортивных учреждениях» с присвоением квалификации «Специалист социально-культурной деятельности, преподаватель».

Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 4 года; 240 зачетных единиц (кредитов).

Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обучения увеличивается соответственно на 1 год.

Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

- академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения учиться;

- социально-личностных компетенций, включающих культурноценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;

- профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

Требования к академическим компетенциям

Специалист должен обладать следующими академическими компетенциями:

• владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и применять их для решения теоретических и практических задач;

• владеть системным и сравнительным анализом;

• владеть исследовательскими навыками;

• уметь работать самостоятельно;

• быть способным порождать новые идеи (креативность);

• владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

• иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

• иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуникация);

• уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям

Специалист должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

• обладать качествами гражданственности;

• быть способным к социальному взаимодействию;

• обладать способностью к межличностным коммуникациям;

• владеть навыками здоровьесбережения;

• быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);

• уметь работать в команде.

Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, учебно-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 2436 часов.

В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам. Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 203 недели.

Отличительной особенностью образовательных стандартов является большой перечень курсов и дисциплин по выбору студентов, который пересматривается перед каждым учебным годом.

Система высшего учебного образования в Республике Беларусь не предусматривает бакалавриата. Подготовка специалистов для социальнокультурной сферы производится на уровне специалитета и магистратуры. Магистратура имеет как научно-педагогическую направленность, так и практико-ориентированную. Студенты второй ступени научно-

педагогической магистратуры сдают кандидатские экзамены по философии, иностранному языку, кандидатский зачет по информационным технологиям и после успешной защиты магистерской диссертации им присваивается степень магистра культурологии, искусств, педагогических наук. Студенты практико-ориентированной магистратуры по специальности «Арт-менеджмент» с присвоением степени «магистр-менеджмента» кандидатские экзамены и зачеты сдают по выбору (факультатив).

В качестве эксперимента абитуриенты, поступающие на творческие специальности в БГУКИ зачисляются по одной средней оценке, которая включает два централизованных теста (аналог ЕГЭ) по языку (русский или белорусский), истории и среднему баллу документа об образовании и три оценки по экзамену «Творчество».

Отличительной особенностью системы подготовки специалистов социально-культурной сферы в Республике Беларусь является обязательное распределение студентов очной формы обучения, обучающихся за счет бюджета. Сроки отработки 2 года, а обучающихся по целевому набору -5 лет. Итоги трудоустройства выпускников свидетельствуют о большой востребованности на специалистов. Выпускники БГУКИ затребованы самыми разнообразными учреждениями культуры, театрами и клубными учреждениями, центрами народного творчества, органами государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.