Научная статья на тему 'Итоговая государственная аттестация по направлению «Филология»: к проблеме модернизации высшего филологического образования'

Итоговая государственная аттестация по направлению «Филология»: к проблеме модернизации высшего филологического образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
533
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОЛОГИЯ / ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Елина Е. Г., Иванюшина И. Ю., Панченко Н. В., Прозоров В. В., Чувакин А. А.

Статья посвящена проблемам модернизации высшего профессионального образования, разработке моделей и форм проведения итоговой государственной аттестации по направлению «Филология» в бакалавриате и магистратуре. В основу аттестации положен компетентност-ный подход, предполагающий ориентацию на различные сферы профессиональной деятельности выпускников-филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Елина Е. Г., Иванюшина И. Ю., Панченко Н. В., Прозоров В. В., Чувакин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоговая государственная аттестация по направлению «Филология»: к проблеме модернизации высшего филологического образования»

Е.Г. Елина и др. Итоговая государственная аттестация по направлению «Филология»

Edited by Foxit PDF Editor

Copyright (c) by Foxit Software Company, 2004 - 2007 For Evaluation Only.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЛОЛОГИЯ»:

К ПРОБЛЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Е.Г. Елина, И.Ю. Иванюшина, Н.В. Панченко, В.В. Прозоров, А.А. Чувакин

Статья посвящена проблемам модернизации высшего профессионального образования, разработке моделей и форм проведения итоговой государственной аттестации по направлению «Филология» в бакалавриате и магистратуре. В основу аттестации положен компетентност-ный подход, предполагающий ориентацию на различные сферы профессиональной деятельности выпускников-филологов.

Ключевые слова: высшее образование, филология, итоговая государственная аттестация, бакалавриат, магистратура, компетенции.

State Final Assesment in the Field of Philology: on the Problem of Updating Higher Philological Education E.G. Elina, I.Yu. Ivanyushina, N.V. Panchenko, V.V. Prozorov, A.A. Chuvakin

The article is devoted to the problems of the updating of higher professional education and the development of the format of final state assessment in the field of philology for bachelor’s and master’s degrees. Professional competency is taken as the basic principle of the assessment of graduating students in philology.

Key words: higher education, philology, final state assessment, bachelor’s degree, master’s degree, competency.

Обсуждение проблем модернизации высшего профессионального образования в начале XXI в. совпадает с существенными изменениями в филологии как области знания и сфере деятельности. На рубеже XX-XXI в. расширяется и качественно меняется сфера деятельности филолога как специалиста: он перестает быть «только» учителем, преподавателем, научным работником. Профессиональные возможности филолога сегодня практически безграничны2, филолог работает сегодня во всех областях, где востребовано слово. Если учесть и основные направления модернизации высшего профессионального образования в нашей стране, сформулированные, например, в проектах государственных образовательных стандартов «третьего» поколения3, то станет ясным, что высшее филологическое образование, чтобы отвечать требованиям времени, в ближайшем будущем претерпит существенные изменения4.

Наша статья отражает поиск модели итоговой государственной аттестации (далее: ИГА) по направлению «Филология» для выпускников, обучающихся по профилю «Отечественная филология»5. Почему мы обратились именно к ИГА? Дело в том, что, будучи завершающим мероприятием образовательного процесса, ИГА обладает своего рода двунаправленностью: в прошлое - в сферу образования и в будущее - в сферу деятельности выпускника. ИГА предназначена для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций бакалавра и магистра филологии, позволяющих установить подготовленность выпускников к решению профессиональных задач, зафиксированных в федеральном государственном образовательном стандарте и способствующих устойчивости специалиста на рынке труда и про-

© Е.Г. Елина, И.Ю. Иванюшина, Н.В. Панченко, В.В. Прозоров, АА. Чувакин, 2009

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1

должению образования. В статье рассматриваются некоторые, на наш взгляд, базовые, вопросы ИГА раздельно в бакалавриате и магистратуре; факторы, обусловливающие содержание и форму проведения; возможности для установления оценки уровня овладения выпускниками профессиональными компетенциями. Мы обращаемся к таким характеристикам ИГА, которые, по нашему мнению, являются общезначимыми. Их наличие не отрицает высокой степени самостоятельности вуза (факультета), осуществляющего подготовку филологов, в решении вопросов планирования и проведения ИГА. Именно вуз утверждает тематику выпускных квалификационных работ, процедуру их подготовки и защиты; может принять решение о том, чтобы к магистерской диссертации прилагался автореферат, написанный на языке

- объекте профессиональной деятельности - алтайском, башкирском, татарском, якутском и др.; разрабатывает на основе Госстандарта и других нормативных документов программу выпускных экзаменов в бакалавриате и утверждает ее.

Бакалавриат

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. Итоговые аттестационные испытания предназначены для установления общих и специальных (профессиональных) компетенций бакалавра филологии, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, способствующих его устойчивости на рынке труда и продолжению образования в магистратуре.

Для проверки выполнения государственных требований к уровню и содержанию подготовки бакалавра может проводиться итоговый государственный экзамен по основному языку или литературе или междисциплинарный экзамен по направлению 031000 (520300) - Филология.

Схема государственного экзамена может иметь несколько вариантов:

• все студенты сдают междисциплинарный экзамен по основному языку и литературе;

• студенты, готовящие выпускную квалификационную работу по литературе, сдают экзамен по основному языку; студенты, готовящие выпускную квалификационную работу по основному языку, сдают экзамен по литературе;

• студенты, готовящие выпускную квалификационную работу по основному языку, сдают экзамен по основному языку; студенты, готовящие выпускную квалификационную работу по литературе, сдают экзамен по литературе.

Цель итогового государственного экзамена в бакалавриате - проверка теоретической и практической подготовленности выпускника к

осуществлению профессиональной деятельности и возможному продолжению обучения в магистратуре. Экзамен проводится Государственной аттестационной комиссией в сроки, предусмотренные рабочими учебными планами по направлению. Экзамен может проводиться в устной или смешанной (устно-письменной) форме.

Поскольку областью профессиональной деятельности для филолога - бакалавра является исследовательская и практическая деятельность в сфере филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной, деловой и межкультурной коммуникации, образования, культуры и управления, в процессе итогового экзамена проверяются как знания истории, теории и современного состояния основного языка, истории и теории литературы, основных источников и научной литературы по филологии, так и практические навыки, связанные с анализом разных видов текста. Экзамен, кроме того, проверяет коммуникативные навыки выпускника, его умение строить ответ, аргументированно и точно выражать свои мысли, а также владение навыками устного и письменного дискурса. В процессе экзамена проверяются такие профессиональные компетенции выпускника, как способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1); владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4).

Модель и форма проведения государственного экзамена определяется ученым советом структурного подразделения вуза, где проводится экзамен. Кроме традиционной формы экзамена

- беседы по экзаменационным билетам, может быть рекомендована такая форма, при которой студент, помимо общего списка вопросов, готовит к экзамену спецвопрос, связанный с одним из видов будущей профессиональной деятельности. Так, студенту, выбравшему научную или научно-педагогическую деятельность, может быть предложен спецвопрос, связанный с анализом той или иной научной лингвистической или литературоведческой школы, представлением научной биографии крупного филолога, комментарием к известным академическим трудам в области филологии.

Студенту, тяготеющему к производственно-прикладной деятельности (преподавательская, переводческая, редакторская, экспертная и т.п.), может быть предложен соответствующий спецвопрос, связанный, например, с методикой преподавания той или иной темы в школьных курсах русского (основного) языка или литературы, с анализом оригинального текста и его перевода, с представлением трудов в области

Е.Г. Елина и др. Итоговая государственная аттестация по направлению «Филология»

перевода или редактирования, с подготовкой литературно-критического отзыва или лингвистической экспертизы. В качестве спецвопроса может быть предложен самостоятельный проект, выполненный студентом для реализации в различных гуманитарных сферах.

На государственный экзамен выносятся следующие типы вопросов:

• актуальные проблемы основного языка в области фонетики, лексикологии, грамматики, стилистики;

• актуальные проблемы теории и истории основного языка;

• базовые вопросы по теории текста и речевой коммуникации;

• актуальные проблемы истории литературы ХУШ-ХХ вв. (отечественной или зарубежной), а также современного литературного процесса;

• история развития литературных жанров и направлений;

• литературная классика Х1Х-ХХ вв. в оценке литературной критики;

• основные понятия и термины лингвистики и литературоведения;

• актуальные проблемы истории и современного состояния языкознания / литературоведения.

Для проверки практических навыков используются материалы, представляющие собой фрагменты текста (художественного, публицистического, научного и т.п.), предназначенные для проведения различных видов лингвистического (фонетического, лексического, морфологического, синтаксического, стилистического и др.) и литературоведческого анализа.

На основе программы государственного экзамена составляются экзаменационные билеты. Билет содержит теоретические вопросы и практические задания. Вопросы экзаменационного билета должны принципиально отличаться от вопросов, предлагающихся на семестровых экзаменах. Они формулируются широко и включают в себя несколько научных аспектов. В качестве отдельных вопросов или частей вопросов могут быть предложены проблемы методики преподавания языка и литературы, методологии и методики научного исследования по филологии, методов решения прикладных задач в области теории и практики устной и письменной коммуникации, филологического обеспечения СМИ или PR.

Выпускная квалификационная работа бакалавра (ВКР), как правило, представляет собой итог работы студента в специальном семинаре. Выпускная квалификационная работа бакалавра определяет уровень профессиональной подготовки выпускника. Поскольку областью профессиональной деятельности для филолога-бакалавра является исследовательская и практическая деятельность в сфере филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной, деловой и межкультурной коммуникации, образования,

культуры и управления, в процессе подготовки ВКР студент может быть сориентирован на один из предложенных типов ВКР:

• самостоятельное научное исследование, содержащее анализ и систематизацию научных источников по избранной теме, фактического языкового / литературного / текстового материала, аргументированные обобщения и выводы. В ВКР должно проявиться знание автором основных филологических методов исследования, умение их применять, владение научным стилем речи. Такого рода работа служит заявкой на продолжение научного исследования в магистратуре научного профиля;

• работа прикладного характера: в области методики преподавания основного языка и литературы, в области перевода текстов различных типов, в области издательской, комментаторской, экспертной, литературно-творческой деятельности; разработка проекта в одной из прикладных областей гуманитарно-филологического знания: проект музейной экспозиции, филологических основ PR-акции, филологического проекта в области СМИ, литературного праздника, конкурса, фестиваля, олимпиады по языку, мероприятий по пропаганде культуры русской речи и др.

Эти два типа ВКР актуализируют соответствующие компетенции выпускника. В самостоятельном научном исследовании проверяются следующие компетенции: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5); способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6); владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7); владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).

Работа прикладного характера в большей степени проверяет сформированность у выпускника иных компетенций: владение базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т.п.) различных типов текстов (ПК-10); владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической,

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1

гуманитарно-организационнои, книгоиздательской, масс-медийной и коммуникативной сферах (ПК-13).

Более конкретно и полно набор компетенций обусловливается основной образовательной программой, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса, в зависимости от заявленных в программе результатов обучения и видов профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр.

Объем ВКР - 30-50 страниц текста, набранного через 1,5 интервала 14 шрифтом. Работа любого типа должна содержать титульный лист, введение с указанием актуальности темы, целей и задач, характеристикой основных источников и научной литературы, определением методик и материала, использованных в ВКР; основную часть (которая может члениться на параграфы и главы), заключение, содержащее выводы и указание на дальнейшие перспективы работы, библиографический список. Оформление ВКР должно соответствовать требованиям, устанавливаемым ГОСТ.

Самостоятельное научное исследование (Теоретический аттестационный проект) предполагает определение уровня сформированности у бакалавра филологии, избравшего литературоведческую направленность, следующего ряда необходимых профессиональных навыков и компетенций. Бакалавр филологии (литературовед) должен: обнаруживать знание основных разделов истории отечественной литературы и литературной критики; уметь корректно оперировать основными теоретико-литературными терминами и понятиями, принятыми в современной филологической науке; владеть первичными навыками литературоведческого анализа художественного, публицистического, литературно-критического, научного текста; владеть основами библиографической грамотности; иметь вводные представления о литературоведческом источниковедении и литературоведческой текстологии; соотносить конкретные историко-литературные знания с соответствующими разделами истории культуры, истории искусств, истории журналистики, гражданской отечественной и мировой истории; уметь доказательно, с опорой на предшествующую научную традицию, отстаивать собственную точку зрения относительно избранного для ВКР предмета специального исследовательского рассмотрения.

Самостоятельное научное исследование (Теоретический аттестационный проект) предполагает определение уровня сформирован-ности у бакалавра филологии, избравшего лингвистическую направленность, следующего ряда необходимых профессиональных навыков и компетенций. Бакалавр филологии (языковед) должен: обнаруживать знание основных разделов науки о русском языке, речевой коммуникации и

тексте; уметь корректно оперировать основными теоретико-лингвистическими и коммуникато-логическими терминами и понятиями; владеть основными навыками лингвистического и ком-муникатологического анализа художественного и нехудожественного текста; иметь вводные представления о лингвистических источниках, разных сферах коммуникации и типах текста; соотносить конкретные лингвистические и коммуникатоло-гические знания с соответствующими разделами истории культуры, гражданской отечественной и мировой истории, социологии, психологии и других гуманитарных наук; уметь доказательно, с опорой на предшествующую научную традицию, отстаивать собственную точку зрения относительно избранного для ВКР предмета специального исследовательского рассмотрения.

Самостоятельное научное исследование (Теоретический аттестационный проект) представляет собой самостоятельное научное и научно-реферативное исследование, посвященное определенной руководителем темы из области языкознания, теории и практики речевой коммуникации, теории текста, либо историко-литературной, литературно-критической и/или теоретико-литературной темы. В любом случае тема должна иметь известную традицию освоения и осмысления в современных гуманитарных науках. Например: «Рассказ А.П. Чехова «Студент»: опыт историко-литературного прочтения»; «Литературно-критическая работа В.Я. Лакшина в журнале А.Т. Твардовского “Новый мир”»; «Обрядовая лексика русских говоров региона: по материалам региональных словарей (по материалам толкового словаря конца ХХ века»); «Стилистические пометы в толковом словаре как отражение оскорбительности лексем»; «Современный жаргон города №№>.

Работа прикладного характера (Прикладной аттестационный проект) предполагает определение уровня сформированности у бакалавра филологии, избравшего литературоведческую направленность, следующего ряда необходимых профессиональных навыков и компетенций. Бакалавр филологии (литературовед) должен: показать знание основных разделов истории отечественной литературы и литературной критики; уместно оперировать основными теоретико-литературными терминами и понятиями, принятыми в современной филологической науке; владеть первичными навыками литературоведческого анализа художественного, публицистического, литературнокритического, масс-медийного, научного текста; владеть основами библиографической грамотности; иметь представления о литературоведческом источниковедении и литературоведческой текстологии; соотносить конкретные литературноприкладные знания и умения с соответствующими разделами культуры, искусства, журналистики, педагогики, издательского, музейного, библиотечного, дела; уметь последовательно отстаивать

Е.Г. Елина и др. Итоговая государственная аттестация по направлению «Филология»

собственную точку зрения по поводу избранного для работы прикладного характера предмета специального конкретно-практического представления.

Работа прикладного характера (Прикладной аттестационный проект) предполагает определение уровня сформированности у бакалавра филологии, избравшего лингвистическую направленность, следующего ряда необходимых профессиональных навыков и компетенций. Бакалавр филологии (языковед) должен: показать знание основных разделов науки о языке, коммуникации и тексте; уместно оперировать основными теоретико-лингвистическими, коммуникатологическими терминами и понятиями, принятыми в современной филологической науке; владеть первичными навыками лингвистического и коммуникатологического анализа художественного и нехудожественного текста; владеть основами библиографической грамотности; иметь вводные представления о лингвистических источниках, разных сферах коммуникации и типах текста; соотносить конкретные лингвистические и коммуникатологи-ческие знания с соответствующими разделами истории культуры, гражданской отечественной и мировой истории, а также социологии, психологии и других гуманитарных наук; уметь последовательно отстаивать собственную точку зрения по поводу избранного для работы прикладного характера предмета.

Работа прикладного характера выполняется, как правило, в спецсеминаре, посвященном одному из разделов языкознания или литературоведения, а также смежным отраслям гуманитарного знания - семиотики, герменевтики, социальной теории коммуникации, управления, риторики, искусствознания, педагогики, музееведения, краеведения, библиотековедения, издательского дела, журналистики, связей с общественностью, филологического обеспечения социального-культурного сервиса и туризма, философии, психологии, социологии, культурологи.

Примерная тематика работ прикладного характера: «Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” в читательском восприятии современных старшеклассников»; «Сказки А.С. Пушкина: опыт изучения современного библиотечного спроса (на материале работы городской детской библиотеки)»; «Крылатые слова и выражения из романа в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” в современных журналистских текстах»; «Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор” в современной театральной интерпретации»; «Повесть Н.В. Гоголя “Вий” в школьной постановке»; «Рассказ А.П. Чехова “Студент”: опыт медленного и выразительного чтения»; «Телекритика на страницах газеты “Известия” (текущие годы)»; «Сценарий городского литературного праздника»; «Опыт литературно-критического и искусствоведческого анализа произведения современной прозы, поэзии, драматургии, телевидения,

театра, кинематографа»; «Обрядовая лексика русских говоров региона: лингвокультурологический аспект»; «Стилистические пометы в толковом словаре и возможности их использования в лингвистической экспертизе»; «Современный жаргон города NN как показатель развития городской культуры»; «Употребление личных местоимений в жанрах медиа-коммуникации»; «Развитие аналитических тенденций в современной русской речи как проблема изменения речевой культуры»; «Анонсирование кинофильма в телевизионной программе»; «Дезинтеграция в синтаксисе современной русской прозы как проблема редакторской правки»; «Культура речи и тип речевой культуры (по материалам федерального и регионального политиков)».

Магистратура

Цель ИГА в магистратуре видится в итоговой оценке уровня сформированности у выпускников компетенций, дополнительных к компетенциям бакалавра филологии, в соответствии с профилем подготовки, в том числе: универсальных

- углубленных научных и системных; и общепрофессиональных - углубленных концептуальных (теоретических), углубленных практических; углубленных профильных компетенций по видам деятельности - научно-исследовательской, производственно-прикладной, проектной, организационно-управленческой.

ИГА в магистратуре целесообразно проводить в виде защиты магистерской диссертации (далее: МД). В чем специфика МД по филологии? Думается, она представляет собой целостное концептуальное научное исследование, содержащее всесторонний критический анализ научных источников по теме исследования и самостоятельное решение актуальной научной проблемы, опирающееся на совокупность методологических представлений и методических навыков в области избранной профессиональной деятельности. В отличие от выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению «Филология» МД - это концептуальное научное исследование, предполагающее самостоятельное решение научной проблемы. В отличие от диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, являющейся, как это вытекает из требований существующих нормативных документов ВАК Минобрнауки России, научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для филологической отрасли знаний, МД - это род выпускной квалификационной работы, в которой решается актуальная для филологии задача, более частная, чем в кандидатской диссертации.

Содержание МД определяется рядом факторов, выступающих проекцией тех изменений в

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1

филологической науке и практике и соответствующих главным направлениям модернизации высшего профессионального образования в целом, о которых говорилось в начале статьи.

Назовем основные из этих факторов.

Прежде всего, это область и объекты профессиональной деятельности выпускников.

Это означает, что МД может быть теоретической («Нравственно-философские искания в военной прозе К.Н. Батюшкова»)6 и прикладной («Литературные пристрастия современного школьного учителя»); может находиться в содержательном поле одного из объектов профессиональной деятельности: языка, художественной литературы, устного народного творчества, различных типов текстов - как письменных, так и устных и виртуальных, устной и письменной коммуникации («Топонимия одного села»; «Литературные группы и объединения в современном региональном литературном процессе»; «Классический текст в современной газете») или на пересечении содержательных полей разных объектов профессиональной деятельности, например, языка и художественной литературы, языка и коммуникации, устного народного творчества и коммуникации, художественной литературы и текста, текста и коммуникации и др. («Национальная специфика юмора: иностранцы в русских анекдотах»; «Тексты политического плаката: лингвориторическое исследование»).

Важно подчеркнуть значимость МД на стыке областей профессиональной деятельности выпускников, например, филологии и философии, филологии и социологии, филологии и психологии, филологии и биологии, филологии и журналистики и др. («Функция социального управления в текстах массовой культуры»; «Символика автомобиля в культуре и литературе ХХ в.»; «Рекламный дискурс в зеркале принципов рекламного творчества»), роль МД междисциплинарного содержания («Фольклорные мотивы в творчестве В.М. Шукшина»; «Рекламный текст в составе романов В. Пелевина «Generation “P”»: риторический аспект»; «Аргументирование как способ моделирования художественного мира произведения»).

Следующий фактор: виды профессиональной деятельности выпускников. Влиятельность этого фактора определяется расширением числа «профессий» филолога. Теперь они находятся в области научно-исследовательской, производственно-прикладной, проектной, организационно-управленческой деятельности. Приведем примеры тем МД (по русскому языку и русской литературе) в их проекции на виды профессиональной деятельности: «Концепт “хаос” как компонент русской языковой картины мира»; «Мотив самозванства в драматургии А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя» - научно-исследовательский вид; «Способы передачи интертекстуальных элементов при переводе текстов Дж. Джойса на другие языки»; «Лирика С.А. Есенина в школьном

изучении» - производственно-прикладной; «Развитие коммуникативной компетенции учащихся старших классов: программа учебной дисциплины “Речевая коммуникация”»; «Сценарий городского пушкинского фестиваля» - проектный; «Управление деловыми переговорами как коммуникативная проблема» - организационно-управленческий.

Укажем еще один фактор: содержание специализированной программы подготовки магистра. Так, МД, выполняемые в рамках специализированной программы «Речевая коммуникация как объект филологии», могут быть посвящены следующей проблематике: филологические основы теории коммуникации; основные концепты теории и практики речевой коммуникации (говорящий, слушающий, сообщение, языковой и неязыковой код, коммуникативная ситуация, дискурс и др.); коммуникация как процесс и ее структура; модели коммуникации; функции коммуникации; уровни коммуникации, в том числе интернет-коммуникация; сферы коммуникации; современные концепции и история коммуникатологии (как теоретической дисциплины) и коммуникативистики (как прикладной дисциплины); теория коммуникации и другие науки (риторика, когнитивистика, теория аргументации, психология и др.); современные проблемы коммуникативно-речевой практики; эффективность речевой коммуникации и методика оптимизации коммуникативной деятельности; методика преподавания коммуникатологических и коммуникативистских дисциплин; компьютерные технологии в речевой коммуникации и ее исследовании и др.

Подготовка МД и процедура ее защиты проверяет степень владения выпускником всем набором компетенций, установленным Госстандартом по направлению «Филология» для выпускников магистратуры. Если общекультурными компетенциями должен владеть каждый магистрант, то профессиональные компетенции в рассматриваемом отношении неоднородны компетенции, владеть которыми должен каждый выпускник магистратуры. Например: демонстрация знаний современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1); демонстрация углубленных знаний в избранной конкретной области филологии (ПК-2); владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

Другая группа компетенций оказывается востребованной при подготовке МД, ориентированной на производственно-прикладную сферу деятельности бакалавра: владение навыками проведения учебных занятий в учреждениях общего, среднего специального и высшего образования, подготовки учебно-методических материалов

Е.Г. Елина и др. Итоговая государственная аттестация по направлению «Филология»

по отдельным филологическим дисциплинам (ПК-8); способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов деловой документации; публицистических текстов, аналитических обзоров и т.п. (ПК-9); владение навыками квалифицированного синхронного или последовательного сопровождения международных форумов и переговоров (ПК-10).

И, наконец, третья группа компетенций актуальна в работе, представляющей собой некий филологический проект: умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-11); знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-12); способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и т.п. проектов (ПК-13).

Современная модель итоговой государственной аттестации, безусловно, учитывает опыт ИГА, сложившийся в вузах России при подготовке филологов-специалистов. Вместе с тем мы не можем оставить привычную форму аттестации и использовать ее в новых условиях бакалавриата и магистратуры. Задачи современного высшего образования в связи с радикальным реформированием российской высшей школы связаны с усилением практической составляющей образования, его универсализацией и вариативностью.

Очевидно, что в новых условиях центром образовательного процесса становится студент. Схема представляется следующей: работодатель диктует студенту, какими компетенциями он должен обладать на выходе из вуза, студент выбирает преподавателя, дисциплину, кафедру, которые наилучшим образом эти компетенции ему обеспечат. Итоговая государственная аттестация связывает воедино всех без исключения участников образовательного процесса.

Примечания

1 В статье представлены результаты исследования коллектива в составе Е.Г. Елиной, И.Ю. Иванюшиной, Н.В. Панченко, В.В. Прозорова, А.А. Чувакина, учтен опыт Алтайского, Саратовского государственных университетов и других вузов России.

2 См.: Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Зачем быть филологом сегодня? Тверь, 2006; Чувакин А.А. Homo Lo-quens как исходная реальность и объект филологии: к постановке проблемы // Филология и человек. 2006. № 1; Прозоров В.В., Елина Е.Г. Филология и журналистика: степень родства // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. 2007. Т. 7. Сер. Филология. Журналистика. Вып. 1. С. 51-56; Чувакин А.А. Заметки об объекте современной филологии // Человек - Коммуникация - Текст. Барнаул, 1999. Вып. 3; Чувакин А.А. Курс основ филологии: к проблеме модернизации высшего филологического образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2006. № 2; Чувакин А.А. Язык как объект современной филологии // Вестн. Бурят. ун-та. Сер. 6. Филология. Улан-Удэ, 2007. Вып. 11.

3 Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. М., 2005.

4 См. об этом: Елина Е.Г. Инновации в условиях новой образовательной парадигмы // Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы. Саратов, 2008. С. 13-17; Инновационные подходы к проектированию Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной программы по направлению высшего профессионального образования «Филология». М., 2007.

5 Наши рассуждения сориентированы на проекты Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 031000 (520300) - Филология и проекты примерных основных образовательных программ бакалавра и магистра, представленные на сайте: http:// www.philol.msu.ru/~umo/.

6 Здесь и далее в скобках приводятся примерные темы МД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.