Научная статья на тему 'Итоговая государственная аттестация в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта'

Итоговая государственная аттестация в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / STATE FINAL CERTIFICATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елина Елена Генриховна, Чувакин Алексей Андреевич

В условиях модернизации высшего профессионального образования и введением федеральных государственных образовательных стандартов особое значение приобретает итоговая государственная аттестация. В статье предлагаются методы и формы проверки сформированности профессиональных и общекультурных компетенций у выпускников вузов на завершающем этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елина Елена Генриховна, Чувакин Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Final Certification in the Context of Realization of Federal State Educational Standard

State Final Certification acquires particular importance in the context of modernization of higher professional education and the introduction of federal state education standards. The article suggests some methods and forms of examination of the level of professional and general cultural competences among the graduates of higher education institutions at the final stage of education.

Текст научной работы на тему «Итоговая государственная аттестация в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК [378.091.2+378.2] (470+571)

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Е. Г. Елина, А. А. Чувакин*

Саратовский государственный университет *Алтайский государственный университет E-mail: elinaeg@info.sgu.ru E-mail: chuvakin@inbox.ru

В условиях модернизации высшего профессионального образования и введением федеральных государственных образовательных стандартов особое значение приобретает итоговая государственная аттестация. В статье предлагаются методы и формы проверки сформированности профессиональных и общекультурных компетенций у выпускников вузов на завершающем этапе обучения. Ключевые слова: итоговая государственная аттестация, Федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции.

State Final Certification in the Context of Realization of Federal State Educational Standard

E. G. Elina, A. A. Chuvakin

State Final Certification acquires particular importance in the context of modernization of higher professional education and the introduction of federal state education standards. The article suggests some methods and forms of examination of the level of professional and general cultural competences among the graduates of higher education institutions at the final stage of education.

Key words: State Final Certification, Federal State Educational Standard, competences.

В условиях модернизации высшего профессионального образования особое значение приобретает итоговая государственная аттестация (ИГА), призванная не только связать воедино весь предшествующий ей процесс обучения, но и выявить степень овладения выпускниками компетенциями, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте. Проблема ИГА связана еще и с тем, что разный уровень высшего образования - бакалавриат, специалитет, магистратура - требует разных видов итоговых аттестационных испытаний. Применение разных методов опроса студентов, подготовка принципиально разных экзаменационных материалов, разные типы тем и заданий для выпускных квалификационных работ - задача не из легких. Особенно она сложна применительно к магистратуре. Здесь возникает дополнительная необходимость различения выпускных квалификационных работ магистра, бакалавра и кандидатской диссертации. До сих пор не определены объем выпускной квалификационной работы (ВКР) магистра, уровень выполнения поставленных перед ним задач, степень разрабо-

© Елина Е. Г., Чувакин А. А., 2012

Е. Г. Елина, А. А. Чувакин. Итоговая государственная аттестация в условиях реализации

танности темы, да и сам тематический масштаб, соответствующий задачам его подготовки.

Будучи завершающим мероприятием образовательного процесса, ИГА обладает своего рода двунаправленностью: в прошлое - в сферу образования и в будущее - в сферу деятельности выпускника. Аттестация предназначена для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций бакалавра и магистра, позволяющих установить подготовленность выпускников к решению профессиональных задач, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и способствующих устойчивости специалиста на рынке труда и продолжению образования.

Очень важно понять, что при итоговой государственной аттестации должна осуществляться комплексная проверка формирования компетенций выпускников. При этом следует отметить, что она не ограничивается только процедурой государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы, поскольку за относительно короткий промежуток времени, отводимый на прием экзамена и защиту выпускной работы, сложно проверить сформированость у выпускника целого комплекса общекультурных и профессиональных компетенций. Поэтому важная роль отводится научному руководителю выпускника, который осуществляет длительную проверку формирования ряда компетенций в ходе выполнения выпускной квалификационной работы и отражает результаты этой проверки в своем отзыве о работе. При принятии решения о сформированности компетенций выпускника государственная аттестационная комиссия по ряду компетенций основывается на этом отзыве, а также на рецензии выпускной квалификационной работы, осуществленной независимым экспертом.

Необходимо рассмотреть некоторые базовые вопросы ИГА раздельно в бакалавриате и магистратуре, факторы, определяющие содержание и форму проведения выпускного экзамена, возможности для установления оценки уровня овладения выпускниками профессиональными компетенциями.

Хочется обратить внимание на то обстоятельство, что выпускная квалификационная работа в условиях реализации федерального образовательного стандарта становится обязательным элементом, выпускной экзамен устанавливается по решению Ученого совета вуза. В связи с этим очевидно, что комиссия по защите ВКР должна утверждаться Министерством образования и науки Российской Федерации и иметь статус государственной, а комиссия по приему выпускного экзамена может носить характер внутривузовской комиссии по приему итогового вузовского экзамена.

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций бакалавра, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, способствующую его устойчивости на рынке труда и продолжению образования в магистратуре.

Для проверки выполнения государственных требований к уровню и содержанию подготовки бакалавра может проводиться итоговый государственный экзамен либо по основной дисциплине, являющейся титульной для определения квалификации выпускника, либо междисциплинарный экзамен, включающий элементы нескольких дисциплин, основополагающих для данной квалификации. Цель такого экзамена в бакалавриате - проверка теоретической и практической подготовленности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности и возможному продолжению обучения в магистратуре. Экзамен проводится экзаменационной (вузовской) комиссией в сроки, предусмотренные рабочими, учебными планами по направлению подготовки, в устной или письменной форме.

Поскольку областью профессиональной деятельности для выпускника вуза является, как правило, исследовательская и практическая деятельность в сфере того или иного направления подготовки, в процессе итогового государственного экзамена проверяются как знание истории, теории и современного состояния изучаемой науки, основных источников и научной литературы, так и практические навыки. Экзамен, кроме того, проверяет коммуникативные навыки выпускника, его умение строить ответ, аргументированно и точно выражать свои мысли, а также владение навыками устного и письменного высказывания.

Модель и форма проведения государственного экзамена определяются ученым советом структурного подразделения вуза, где проводится экзамен. Кроме традиционной формы экзамена - беседы по экзаменационным билетам - может быть рекомендована такая форма, при которой студент, помимо общего списка вопросов, готовит к экзамену спецвопрос, связанный с одним из видов его будущей профессиональной деятельности. Студенту, тяготеющему к производственно-прикладной деятельности, может быть предложен соответствующий спецвопрос. В качестве спецвопроса может быть представлен самостоятельный проект, выполненный студентом для реализации в различных сферах производственной деятельности.

Список вопросов может варьироваться в зависимости от профиля бакалавриата, в соответствии с которым были составлены учебный план и рабочие программы дисциплин. На государственный экзамен выносятся следующие типы вопросов: актуальные проблемы изученной дисциплины

или группы дисциплин в случае сдачи междисциплинарного экзамена; актуальные проблемы теории и истории изученного предмета; базовые вопросы по теории дисциплины; история развития основных научных учений и теорий в рамках изученной дисциплины; основные научные труды по изученной дисциплине или группе дисциплин; основные понятия и термины изученной дисциплины; основные типы задач, экспериментов, лабораторной практики в рамках изученной дисциплины или группы дисциплин.

Для проверки практических навыков на экзамене могут быть использованы образцы материалов, задач, практикумов, текстов, предназначенных для проверки различных компетенций, которыми должны были овладеть студенты в процессе обучения. Очень важно включать в программу экзамена проверку общекультурных компетенций - таких, как способность к письменной и устной коммуникации на русском языке, навыки работы с компьютером, способность использовать в познавательной деятельности базовые знания из области гуманитарных и социальных наук - в зависимости от перечня общекультурных компетенций, обозначенных в соответствующем ФГОС.

Так, например, для направления 031900 «Международные отношения» разбор конкретной ситуации «Проанализируйте события на Ближнем Востоке в период 2008-2010 гг. последовательно с точки зрения правительств Великобритании, США, Германии, России, Франции» выявляет владение студентом следующими компетенциями: «умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации...»; «знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности». Для направления 100400 «Туризм» анализ спроса и предложения туристского продукта для среднего класса в конкретном регионе позволяет отследить сформированность таких компетенций, как «готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой»; «способность к эффективному общению с потребителем туристского продукта...» и др.

На государственном экзамене по направлению 030100 «Философия» проверка компетенции «владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями» осуществляется следующим образом. Экзаменуемому предлагается выявить эволюцию концепций социально-практической деятельности в таких философских течениях, как марксизм, прагматизм и постмодернизм. Свой ответ необходимо построить на анализе основополагающих идей, содержащихся в произведениях Маркса, Хабермаса, Бодрийяра. При подготовке ответа

студенту предоставляется возможность обращения к соответствующим текстам.

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен по направлению 021000 «География» включает в себя задания практической направленности. Например, компетенция «владеть знанием основы картографии, умением применять картографический метод в географических исследованиях» проверяется на экзамене с помощью вопросов: из каких элементов состоит данная карта; какие элементы математической основы карты можно определить; какую картографическую проекцию имеет карта; определить главный и частный масштаб данной карты; какие способы картографического изображения использованы при составлении карты; какой принцип положен в основу создания легенды карты.

При проведении государственных аттестационных испытаний выпускник направления подготовки бакалавров 080100 «Экономика» должен продемонстрировать умение и готовность к расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской деятельности. Так, на государственном экзамене предлагаются вопросы, в которых на основе описания экономических процессов и явлений студент должен построить теоретические и эконометрические модели по современным отечественным и зарубежным статистическим данным, содержательно анализировать и интерпретировать полученные результаты, сделать прогноз тенденций анализируемых социально-экономических показателей.

На основе программы государственного (итогового вузовского) экзамена составляются экзаменационные билеты. Билет включает в себя теоретические вопросы и практические задания. Вопросы экзаменационного билета должны принципиально отличаться от вопросов, предлагаемых на семестровых экзаменах: они формулируются широко и включают в себя несколько научных аспектов.

Итоговая экзаменационная оценка определяется принятым положением или иным нормативно-методическим документом, отражающим концепцию применения оценочных средств при реализации соответствующего ФГОС. Балльно-рейтинговая система будет диктовать свои методы оценки. При выставлении оценки экзаменационная комиссия руководствуется следующими критериями.

Выпускная квалификационная работа бакалавра (ВКР) определяет уровень профессиональной подготовки выпускника. Такая работа может быть ориентирована на один из предложенных типов:

самостоятельное научное исследование, содержащее анализ и систематизацию научных источников по избранной теме, фактического материала, аргументированные обобщения и выводы. В ВКР должны проявиться знание автором основных методов исследования, умение их при-

Е. Г. Елина, А. А. Чувакин. Итоговая государственная аттестация в условиях реализации

менять, владение научным стилем речи. Такого рода работа является заявкой на продолжение научного исследования в магистратуре научного профиля;

работа прикладного характера, готовящая выпускника к профессиональной деятельности в производственной или другой прикладной сфере. В качестве ВКР могут быть представлены разработки, выполненные студентом во время производственной практики, с необходимыми атрибутами ВКР, обобщением и выводами.

Эти два типа выпускных работ актуализируют соответствующие компетенции выпускника. В самостоятельном научном исследовании проверяются следующие компетенции: способность применять полученные знания в области теории и истории предмета, способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области научного знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований, знание основных библиографических источников и поисковых систем; владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований и др.

Работа прикладного характера в большей степени проверяет сформированность у выпускника иных компетенций - например, владение базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов, способность эксплуатировать современную физическую аппаратуру и оборудование, владение методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов, владение методикой психологической диагностики уровня развития в познавательной и мотивационно-волевой сферах - в зависимости от требований ФГОС.

Более конкретно и полно набор компетенций определяется основной образовательной программой, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса в зависимости от заявленных в программе результатов обучения и видов профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр.

Объем ВКР - 30-50 страниц текста, набранного через 1,5 интервала 14-м шрифтом. Работа любого типа должна содержать титульный лист, введение с указанием актуальности темы, целей и задач, характеристики основных источников и научной литературы, определением методик и материала, использованных в работе, основную часть (которая может члениться на параграфы и главы), заключение, содержащее выводы и опреде-

ляющее дальнейшие перспективы работы, библиографический список. Оформление ВКР должно соответствовать требованиям, устанавливаемым ГОСТ. Тема выпускной работы бакалавра должна быть связана с профилем подготовки в рамках избранного образовательного направления.

Рассмотрим проблемы итоговой аттестации в специалитете и магистратуре. Представляется, что в условиях уровневого образования, поскольку выпускники магистратуры и специалитета обладают одинаковыми правами на поступление в аспирантуру или на продолжение профессиональной деятельности, ВКР специалиста и магистра должны принадлежать к одному и тому же уровню сложности.

Цель ИГА в магистратуре и специалитете видится в итоговой оценке уровня сформирован-ности у выпускников компетенций, дополнительных к компетенциям бакалавра в соответствии с направлением и профилем подготовки. На этом уровне образования должны быть сформированы углубленные научные (системные), концептуальные (теоретические), а также практические, профильные компетенции по видам деятельности - научно-исследовательской, производственно-прикладной, проектной, организационно-управленческой - в соответствии с ФГОС.

Ученый совет вуза может ввести государственный экзамен в магистратуре. В этом случае ход экзамена и его программа должны определяться образовательными задачами. Думается, что в магистратуре экзамен должен носить принципиально иной характер, чем в бакалавриате. Магистрам должны предлагаться спецвопросы, предполагающие мини-исследования в той или иной области: например, это могут быть социологические исследования, проведенные по предварительному заданию преподавателя силами одного магистранта или малой группы в составе 2-3 человек, - презентация, позволяющая увидеть результаты такого исследования, обсуждается на выпускном экзамене.

В другом случае спецвопрос может предполагать освоение круга научных источников, результатом которого должен явиться реферат на предложенную тему. В третьем случае магистрант готовит доклад о результатах проведенного анализа той или иной политической, культурологической, экономической и т. п. ситуации. На экзамене могут обсуждаться результаты проведенных вычислений, предложения производству, проект мероприятия или издания, интерпретация известных событий и др.

Все эти задания направлены на выявление сформированных компетенций, среди которых «способность осваивать новые теории, модели, методы исследования», «способность накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста», «умение работать самостоятельно в коллективе, обладание навыками руководства коллективом».

И все же ИГА в магистратуре целесообразно проводить в виде защиты магистерской диссертации (МД), а в специалитете - в виде защиты дипломной работы (проекта).

Дипломная работа является традиционной, исторически сложившейся и хорошо известной вузовским педагогам формой деятельности. В условиях реализации ФГОС дипломная работа должна приобрести новый формат и новые черты, связанные прежде всего с компетентностной моделью подготовки специалиста. Что касается требований, предъявляемых к дипломной работе, они вполне согласуются с требованиями, предъявляемыми к магистерской диссертации. Поскольку МД является принципиально новым типом выпускной работы, рассмотрим именно её.

Такая диссертация представляет собой целостное концептуальное научное исследование, содержащее всесторонний критический анализ научных источников по теме исследования и самостоятельное решение актуальной научной проблемы, опирающееся на совокупность методологических представлений и методических навыков в области избранной профессиональной деятельности. В отличие от выпускной квалификационной работы бакалавра МД - это концептуальное научное исследование, предполагающее самостоятельное решение научной проблемы. В отличие от диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, являющейся, как это вытекает из требований существующих нормативных документов ВАК Минобрнауки России, научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для определенной отрасли знаний, магистерская диссертация - это род выпускной квалификационной работы, в которой решается актуальная задача, более частная, чем в кандидатской.

Содержание МД определяется рядом факторов - прежде всего это область и объекты профессиональной деятельности выпускников. Это означает, что диссертация может быть теоретической и прикладной, находиться в содержательном поле одного из объектов профессиональной деятельности или на пересечении содержательных полей разных объектов. Важно подчеркнуть значимость МД, выполненных на стыке областей профессиональной деятельности выпускников, например биологии и химии, математики и физики, истории и культурологии, экономики и инноватики, филологии и журналистики и др.

Следующим фактором являются виды профессиональной деятельности выпускников. Его влияние определяется расширением числа «профессий» выпускников вузов. Теперь они находятся в области научно-исследовательской, производственно-прикладной, проектной, организационно-управленческой деятельности. Темы ВКР могут быть (должны быть) связаны с одним или несколькими видами деятельности.

Наконец, укажем еще один фактор - содержание специализированной программы подготовки магистра. Темы работы должны быть согласованы с руководителем магистерской программы, а потому они, как правило, соответствуют научным или научно-производственным интересам руководителя магистерской программы и научного руководителя ВКР.

Подготовка МД и процедура ее защиты проверяют степень владения выпускником всем набором компетенций, установленных федеральным стандартом по соответствующему направлению для выпускников магистратуры. Если общекультурными компетенциями должен владеть каждый магистрант, то профессиональные компетенции в рассматриваемом отношении неоднородны. Выделяется несколько групп последних: одну группу составляют профессиональные компетенции, владеть которыми должен каждый выпускник магистратуры; другая группа оказывается востребованной при подготовке МД, ориентированной на производственно-прикладную сферу деятельности бакалавра. И, наконец, третья группа компетенций актуальна в работе, представляющей собой некий гуманитарный, социальный, производственный проект.

Объем ВКР магистранта, специалиста -50-90 страниц текста, набранного через 1,5 интервала 14-м шрифтом. Работа любого типа должна содержать титульный лист, введение с указанием актуальности темы, целей и задач, характеристики основных источников и научной литературы, определением методик и материала, использованных в ВКР; основную часть (которая может члениться на параграфы и главы), заключение, содержащее выводы и определяющее дальнейшие перспективы работы, библиографический список. Оформление работы должно соответствовать требованиям, установленным ГОСТ.

Современная модель итоговой государственной аттестации, безусловно, учитывает опыт ИГА, сложившийся в вузах России при подготовке специалистов. Вместе с тем мы не можем оставить привычную форму аттестации и использовать ее в новых условиях бакалавриата и магистратуры. Задачи современного высшего образования в связи с радикальным реформированием российской высшей школы связаны с усилением практической составляющей образования, его универсализацией и вариативностью. Очевидно, что в новых условиях центром образовательного процесса становится студент. Схема представляется следующей: работодатель диктует вузу, какими компетенциями должен обладать студент на выходе из вуза, студент выбирает преподавателя, дисциплину, кафедру, которые наилучшим образом эти компетенции ему обеспечат. Итоговая государственная аттестация должна связывать воедино всех без исключения участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.