педагогика высшей школы
)
Е.Е. Дурнева
технология итоговой государственной аттестации бакалавров (ФГос третьего поколения)
в статье предложена технология разработки и проведения итоговой аттестации выпускников образовательных программ бакалавриата, включающая три этапа: тестирование ключевых мировоззренческих и нормативных компетенций, решение комплексной профессиональной задачи / кейса, защита выпускного квалификационного проекта.
Ключевые слова: компетентностная модель выпускника, итоговая государственная аттестация, тестирование, профессиональная задача, кейс, выпускной квалификационный проект.
Основная функция образовательного учреждения - обеспечение качества подготовки выпускников. Существующие сегодня процедуры государственной итоговой аттестации не обеспечивают достаточного уровня объективности при оценке качества подготовки выпускников, следовательно, не способствуют своевременному принятию корректирующих мер по отношению к учебному процессу в рамках образовательной программы.
Используемые в университетах процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся имеют узкую направленность, связанную с конкретным учебным курсом, подчас носят достаточно формальный и субъективный характер и поэтому не позволяют получить полную и объективную картину качества подготовки студентов. Помимо прочих проблем, это влечет за собой невозможность соизмеримой оценки уровня сформированности компетенций студентов разных вузов, а значит, противостоит процессу межвузовской и межпрограммной мобильности студентов, индивидуализации образовательных программ.
объективная оценка качества подготовки выпускников бакалавриата имеет следующие преимущества для вуза.
1. Повышение качества подготовки бакалавров за счет создания независимой и объективной системы оценки и контроля.
2. Повышение академической мобильности студентов при поступлении в магистратуру.
3. Создание равных возможностей и обеспечение доступа ко второму уровню высшего профессионального образования (магистратура) для наиболее подготовленных выпускников программ бакалавриата в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
4. Создание справедливой конкурентной среды и условий для объективного ранжирования образовательных программ подготовки бакалавров.
5. Максимальное приближение правил и процедур приема в магистратуру к передовому международному опыту.
Система оценки качества подготовки выпускников вузов в рамках контекстно-компетентностного подхода и соответствующих механизмов и инструментов оценки должна стать звеном в формировании системы независимой оценки качества российского профессионального образования.
Предметом создаваемой централизованной оценки должны стать ключевые компетенции, прописанные в компетентностной модели по данному направлению подготовки. Направление развития этой системы должно быть связано с подготовкой апробированных, стандартизированных и сертифицированных инструментов и средств оценки сформированных компетенций, разрабатываемых с активным привлечением профессионального сообщества и работодателей. основа для разработки заданий итоговой государственной аттестации (ИГА) - банк контрольных и учебных заданий, включенный в компетентностную модель выпускника (КМВ) по каждому направлению подготовки.
педагогика и психология
педагогика высшей школы
Различия между компетенциями разных групп диктуют необходимость использования различных типов диагностических средств. Для выбора адекватных средств оценки ключевым методологическим принципом является принцип контекста.
Для того чтобы в рамках итоговой государственной аттестации определить уровень формирования компетенций различных групп, необходимо, по нашему мнению, разделить ее на три этапа: 1) тестирование, 2) решение профессиональной задачи / кейса, 3) подготовка и защита выпускного квалификационного проекта.
Таким образом, алгоритм разработки программы ИГ А будет включать следующие шаги:
1) определение ключевых компетенций;
2) разделение множества ключевых компетенций на три подмножества:
- компетенции, оцениваемые в процессе тестирования;
- компетенции, оцениваемые посредством решения профессиональной задачи / кейса;
- компетенции, оцениваемые в рамках защиты выпускной квалификационной работы (ВКР);
3) разработка тестовых заданий в соответствии с выделенными компетенциями и критериев оценки;
4) разработка базы кейсов / профессиональных задач, критериев оценки;
5) разработка тематики ВКР, критериев оценки ВКР;
6) формирование и утверждение программы ИГ А.
В программу ИГ А в обязательном порядке входят:
- пояснительная записка, в которой указываются компетенции, на определение уровня которых направлено каждое из итоговых испытаний (тестирование, кейс, ВКР);
- содержание заданий;
- критерии оценки каждого из заданий (тестирование, кейс, ВКР).
Приложением к программе ИГ А являются следующие документы:
- методические рекомендации для студентов по написанию ВКР;
- методические рекомендации для студентов по подготовке к государственным экзаменам: тестированию; к решению профессиональных задач / кейсов.
Тестирование рекомендуется использовать в качестве средства оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в компетентност-ную модель выпускника. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции.
Содержание тестовых заданий и выбор компетенций, оцениваемых в рамках данного этапа, должны соответствовать нормативному компе-
тентностному профилю направления подготовки, зафиксированному в паспорте компетентностной модели выпускника.
Этапы разработки теста.
1. Постановка цели задания - выбор компетенции, на выявление уровня сформированное™ которой направлено задание.
2. Выбор конкретного суждения (элементарной дидактической единицы), степень усвоения которой подлежит оценке в процессе тестирования обучающихся.
3. Выбор вида неизвестного, смысл и значение которого обеспечивают объективную диагностику формирования компетенции и усвоения конкретной дидактической единицы или их совокупности, включая связи и отношения между ними.
4. Выбор одной из стандартных конструктивных форм задания -открытой, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности и т.д. При этом необходимо руководствоваться следующими положениями:
- форма должна соответствовать назначению задания;
- форма должна соответствовать виду неизвестного/искомого;
- форма должна обеспечить получение однозначно интерпретируемого и объективного результата тестирования.
5. Проектирование тестовых заданий.
6. Проектирование образцового решения.
Поскольку тестовые задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции, большая их часть может использоваться как для самообучения, самоконтроля, так и для контроля преподавателями и проверяющими органами, в связи с чем очень важно, чтобы образцовое решение сопровождалось указаниями к решению, точными и полными ответами.
7. Авторская экспертиза формы и содержания задания.
8. Авторская экспертиза образцового решения.
9. Присвоение заданию идентификационного имени с цифровым кодом, указывающим принадлежность разработанного тестового задания определенной структурной части базы тестовых заданий и порядковый номер задания, например, «ТЗ-ПК1.01», где «ТЗ» - условное имя, «ПК01» - номер компетенции, «01» - порядковый номер задания.
10. Разработка других тестовых заданий в соответствии с позициями 1-9.
11. Формирование базы тестовых заданий.
Решение профессиональной задачи / кейса используется для оценки уровня сформированности ключевых профессиональных инструментальных компетенций, а также для оценки нормативных компетенций, если
педагогика и психология
педагогика высшей школы
уровень их формирования в нормативном компетентностном профиле определен как наивысший.
Профессиональные задачи / кейсы, входящие в государственный экзамен, должны быть выбраны из банка контрольных и учебных заданий посредством матрицы согласования как задачи, в рамках решения которых проявляются ключевые профессиональные компетенции.
На направлениях, где есть такая необходимость (например, на творческих направлениях и профилях), профессиональное задание может быть выдано студенту и подготовлено им заранее.
В программу ИГ А должны входить образцы профессиональных задач / кейсов. Общий банк кейсов должен превышать количество студентов-выпускников в 1,5 раза и удовлетворять требованию конфиденциальности. Задания выбираются студентами случайным образом.
При разработке кейсов необходимо четко представлять себе ответы на следующие вопросы.
1. Какова Ваша целевая аудитория?
2. Какие компетенции необходимо оценить, и какие цели можно достичь с помощью данного кейса?!!
3. В чем заключается ключевая идея данного кейса?
4. Какие проблемы необходимо решить в кейсе?
5. Каковы обстоятельства, в которых развивается ситуация кейса?
6. Кто действующие лица, вовлеченные в данную ситуацию?
7. Какие процессы, оборудование и т.п. затрагивает ситуация?
8. Какова ее предыстория? Каков ход развития событий?
9. Какие вопросы преподаватель должен задать в ходе обсуждения кейса?
При составлении профессиональной задачи / кейса в программе ИГА прописываются компетенции, уровень сформированности которых будет выявлен в рамках данного задания.
ВКР бакалавра отражает итог теоретического и практического обучения студента и подтверждает его способность к самостоятельному исследованию по общетеоретическим проблемам одного из избранных им образовательных направлений. При подготовке ВКР бакалавром могут быть использованы материалы выполненной им курсовой работы, исследований в проблемных группах, студенческих научных кружках; доклады на научных конференциях и семинарах, а также материалы, собранные и экспериментально апробированные им в период педагогической практики в школе, археологических раскопок, фольклорных экспедиций, полевых практик и т.д.
Бакалаврская работа включает в себя специальные разделы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, подробное описание методов научного поиска в области избранной проблемы, хода и результатов экспериментальной работы, изложение полученных в нем материалов и выводов, их теоретический анализ. В ВКР бакалавра допускаются и поощряются оригинальные, нестандартные идеи, проведение междисциплинарного исследования.
ВКР бакалавра может быть выполнена в форме проекта, если работа носит прикладной характер, или в форме диссертации, если носит исследовательский характер, и является комплексной формой оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.
В силу специфики подготовки бакалавров приоритетной формой выполнения ВКР является проектная работа. В случае, если выпускающая кафедра принимает решение о том, что на данном направлении подготовки ВКР будет выполняться в форме научно-исследовательской работы, то программа ИГА составляется в двух вариантах под каждую форму работы. Это необходимо в силу того, что в рамках проектной и исследовательской работы оцениваются разные группы компетенций.
Если бакалавр осваивает основную образовательную программу по Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, ВКР бакалавра прикладного характера представляет собой результат проектной деятельности учащегося и оформляется в соответствии с требованиями к проекту.
Выпускной квалификационный проект может выполняться как индивидуально, так и в форме групповой работы. Г руппой проект может быть осуществлен в том случае, когда работа носит комплексный, сложный характер, требует участия нескольких человек. Факт группового выполнения проекта должен регистрировать на этапе инициации проекта и быть отражен в совместном решении кафедр (если проект носит междисциплинарный характер). В такой ситуации защита проекта осуществляется каждым из участников проекта, при этом каждый из них освещает свою часть и свой вклад в проектную деятельность. Защита может проходить при созыве общей междисциплинарной аттестационной комиссии, либо каждый участник защищает проект перед своей комиссией.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения привело к необходимости переформатирования всего процесса освоения бакалаврами основных образовательных программ (ООП).
педагогика и психология
педагогика высшей школы
Итоговая государственная аттестация бакалавров также не является исключением. Постулирование перечня компетенций в качестве целевого компонента ООП приводит к тому, что диагностические средства также должны быть направлены на оценку компетенций, а не отдельных знаний, умений или предметных областей.
Библиографический список
1. Дурнева Е.Е. Учебно-методические комплексы образовательных модулей контекстно-компетентностного формата // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012. № 2. С. 69-74.
2. Нечаев В.Д., Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: Методические рекомендации. М., 2010.