Научная статья на тему 'Технология итоговой государственной аттестации бакалавров (ФГОС третьего поколения)'

Технология итоговой государственной аттестации бакалавров (ФГОС третьего поколения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / КЕЙС / ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / COMPETENCE MODEL OF GRADUATE STUDENT / FINAL STATE CERTIFICATION / TESTING / PROFESSIONAL TASK / CASE / FINAL QUALIFYING PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дурнева Елена Евгеньевна

В статье предложена технология разработки и проведения итоговой аттестации выпускников образовательных программ бакалавриата, включающая три этапа: тестирование ключевых мировоззренческих и нормативных компетенций, решение комплексной профессиональной задачи / кейса, защита выпускного квалификационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дурнева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACHELOR’S FINAL STATE CERTIFICATION TECHNIQUE (FSES OF THIRD GENERATION)

The technology of development and conducting final certification of bachelor’s graduate students is proposed in the article. It includes three stages: testing of key world outlook and normative competencies, solving of integrated professional task / case and defense of final qualification project.

Текст научной работы на тему «Технология итоговой государственной аттестации бакалавров (ФГОС третьего поколения)»

педагогика высшей школы

)

Е.Е. Дурнева

технология итоговой государственной аттестации бакалавров (ФГос третьего поколения)

в статье предложена технология разработки и проведения итоговой аттестации выпускников образовательных программ бакалавриата, включающая три этапа: тестирование ключевых мировоззренческих и нормативных компетенций, решение комплексной профессиональной задачи / кейса, защита выпускного квалификационного проекта.

Ключевые слова: компетентностная модель выпускника, итоговая государственная аттестация, тестирование, профессиональная задача, кейс, выпускной квалификационный проект.

Основная функция образовательного учреждения - обеспечение качества подготовки выпускников. Существующие сегодня процедуры государственной итоговой аттестации не обеспечивают достаточного уровня объективности при оценке качества подготовки выпускников, следовательно, не способствуют своевременному принятию корректирующих мер по отношению к учебному процессу в рамках образовательной программы.

Используемые в университетах процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся имеют узкую направленность, связанную с конкретным учебным курсом, подчас носят достаточно формальный и субъективный характер и поэтому не позволяют получить полную и объективную картину качества подготовки студентов. Помимо прочих проблем, это влечет за собой невозможность соизмеримой оценки уровня сформированности компетенций студентов разных вузов, а значит, противостоит процессу межвузовской и межпрограммной мобильности студентов, индивидуализации образовательных программ.

объективная оценка качества подготовки выпускников бакалавриата имеет следующие преимущества для вуза.

1. Повышение качества подготовки бакалавров за счет создания независимой и объективной системы оценки и контроля.

2. Повышение академической мобильности студентов при поступлении в магистратуру.

3. Создание равных возможностей и обеспечение доступа ко второму уровню высшего профессионального образования (магистратура) для наиболее подготовленных выпускников программ бакалавриата в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

4. Создание справедливой конкурентной среды и условий для объективного ранжирования образовательных программ подготовки бакалавров.

5. Максимальное приближение правил и процедур приема в магистратуру к передовому международному опыту.

Система оценки качества подготовки выпускников вузов в рамках контекстно-компетентностного подхода и соответствующих механизмов и инструментов оценки должна стать звеном в формировании системы независимой оценки качества российского профессионального образования.

Предметом создаваемой централизованной оценки должны стать ключевые компетенции, прописанные в компетентностной модели по данному направлению подготовки. Направление развития этой системы должно быть связано с подготовкой апробированных, стандартизированных и сертифицированных инструментов и средств оценки сформированных компетенций, разрабатываемых с активным привлечением профессионального сообщества и работодателей. основа для разработки заданий итоговой государственной аттестации (ИГА) - банк контрольных и учебных заданий, включенный в компетентностную модель выпускника (КМВ) по каждому направлению подготовки.

педагогика и психология

педагогика высшей школы

Различия между компетенциями разных групп диктуют необходимость использования различных типов диагностических средств. Для выбора адекватных средств оценки ключевым методологическим принципом является принцип контекста.

Для того чтобы в рамках итоговой государственной аттестации определить уровень формирования компетенций различных групп, необходимо, по нашему мнению, разделить ее на три этапа: 1) тестирование, 2) решение профессиональной задачи / кейса, 3) подготовка и защита выпускного квалификационного проекта.

Таким образом, алгоритм разработки программы ИГ А будет включать следующие шаги:

1) определение ключевых компетенций;

2) разделение множества ключевых компетенций на три подмножества:

- компетенции, оцениваемые в процессе тестирования;

- компетенции, оцениваемые посредством решения профессиональной задачи / кейса;

- компетенции, оцениваемые в рамках защиты выпускной квалификационной работы (ВКР);

3) разработка тестовых заданий в соответствии с выделенными компетенциями и критериев оценки;

4) разработка базы кейсов / профессиональных задач, критериев оценки;

5) разработка тематики ВКР, критериев оценки ВКР;

6) формирование и утверждение программы ИГ А.

В программу ИГ А в обязательном порядке входят:

- пояснительная записка, в которой указываются компетенции, на определение уровня которых направлено каждое из итоговых испытаний (тестирование, кейс, ВКР);

- содержание заданий;

- критерии оценки каждого из заданий (тестирование, кейс, ВКР).

Приложением к программе ИГ А являются следующие документы:

- методические рекомендации для студентов по написанию ВКР;

- методические рекомендации для студентов по подготовке к государственным экзаменам: тестированию; к решению профессиональных задач / кейсов.

Тестирование рекомендуется использовать в качестве средства оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в компетентност-ную модель выпускника. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции.

Содержание тестовых заданий и выбор компетенций, оцениваемых в рамках данного этапа, должны соответствовать нормативному компе-

тентностному профилю направления подготовки, зафиксированному в паспорте компетентностной модели выпускника.

Этапы разработки теста.

1. Постановка цели задания - выбор компетенции, на выявление уровня сформированное™ которой направлено задание.

2. Выбор конкретного суждения (элементарной дидактической единицы), степень усвоения которой подлежит оценке в процессе тестирования обучающихся.

3. Выбор вида неизвестного, смысл и значение которого обеспечивают объективную диагностику формирования компетенции и усвоения конкретной дидактической единицы или их совокупности, включая связи и отношения между ними.

4. Выбор одной из стандартных конструктивных форм задания -открытой, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности и т.д. При этом необходимо руководствоваться следующими положениями:

- форма должна соответствовать назначению задания;

- форма должна соответствовать виду неизвестного/искомого;

- форма должна обеспечить получение однозначно интерпретируемого и объективного результата тестирования.

5. Проектирование тестовых заданий.

6. Проектирование образцового решения.

Поскольку тестовые задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции, большая их часть может использоваться как для самообучения, самоконтроля, так и для контроля преподавателями и проверяющими органами, в связи с чем очень важно, чтобы образцовое решение сопровождалось указаниями к решению, точными и полными ответами.

7. Авторская экспертиза формы и содержания задания.

8. Авторская экспертиза образцового решения.

9. Присвоение заданию идентификационного имени с цифровым кодом, указывающим принадлежность разработанного тестового задания определенной структурной части базы тестовых заданий и порядковый номер задания, например, «ТЗ-ПК1.01», где «ТЗ» - условное имя, «ПК01» - номер компетенции, «01» - порядковый номер задания.

10. Разработка других тестовых заданий в соответствии с позициями 1-9.

11. Формирование базы тестовых заданий.

Решение профессиональной задачи / кейса используется для оценки уровня сформированности ключевых профессиональных инструментальных компетенций, а также для оценки нормативных компетенций, если

педагогика и психология

педагогика высшей школы

уровень их формирования в нормативном компетентностном профиле определен как наивысший.

Профессиональные задачи / кейсы, входящие в государственный экзамен, должны быть выбраны из банка контрольных и учебных заданий посредством матрицы согласования как задачи, в рамках решения которых проявляются ключевые профессиональные компетенции.

На направлениях, где есть такая необходимость (например, на творческих направлениях и профилях), профессиональное задание может быть выдано студенту и подготовлено им заранее.

В программу ИГ А должны входить образцы профессиональных задач / кейсов. Общий банк кейсов должен превышать количество студентов-выпускников в 1,5 раза и удовлетворять требованию конфиденциальности. Задания выбираются студентами случайным образом.

При разработке кейсов необходимо четко представлять себе ответы на следующие вопросы.

1. Какова Ваша целевая аудитория?

2. Какие компетенции необходимо оценить, и какие цели можно достичь с помощью данного кейса?!!

3. В чем заключается ключевая идея данного кейса?

4. Какие проблемы необходимо решить в кейсе?

5. Каковы обстоятельства, в которых развивается ситуация кейса?

6. Кто действующие лица, вовлеченные в данную ситуацию?

7. Какие процессы, оборудование и т.п. затрагивает ситуация?

8. Какова ее предыстория? Каков ход развития событий?

9. Какие вопросы преподаватель должен задать в ходе обсуждения кейса?

При составлении профессиональной задачи / кейса в программе ИГА прописываются компетенции, уровень сформированности которых будет выявлен в рамках данного задания.

ВКР бакалавра отражает итог теоретического и практического обучения студента и подтверждает его способность к самостоятельному исследованию по общетеоретическим проблемам одного из избранных им образовательных направлений. При подготовке ВКР бакалавром могут быть использованы материалы выполненной им курсовой работы, исследований в проблемных группах, студенческих научных кружках; доклады на научных конференциях и семинарах, а также материалы, собранные и экспериментально апробированные им в период педагогической практики в школе, археологических раскопок, фольклорных экспедиций, полевых практик и т.д.

Бакалаврская работа включает в себя специальные разделы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, подробное описание методов научного поиска в области избранной проблемы, хода и результатов экспериментальной работы, изложение полученных в нем материалов и выводов, их теоретический анализ. В ВКР бакалавра допускаются и поощряются оригинальные, нестандартные идеи, проведение междисциплинарного исследования.

ВКР бакалавра может быть выполнена в форме проекта, если работа носит прикладной характер, или в форме диссертации, если носит исследовательский характер, и является комплексной формой оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.

В силу специфики подготовки бакалавров приоритетной формой выполнения ВКР является проектная работа. В случае, если выпускающая кафедра принимает решение о том, что на данном направлении подготовки ВКР будет выполняться в форме научно-исследовательской работы, то программа ИГА составляется в двух вариантах под каждую форму работы. Это необходимо в силу того, что в рамках проектной и исследовательской работы оцениваются разные группы компетенций.

Если бакалавр осваивает основную образовательную программу по Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, ВКР бакалавра прикладного характера представляет собой результат проектной деятельности учащегося и оформляется в соответствии с требованиями к проекту.

Выпускной квалификационный проект может выполняться как индивидуально, так и в форме групповой работы. Г руппой проект может быть осуществлен в том случае, когда работа носит комплексный, сложный характер, требует участия нескольких человек. Факт группового выполнения проекта должен регистрировать на этапе инициации проекта и быть отражен в совместном решении кафедр (если проект носит междисциплинарный характер). В такой ситуации защита проекта осуществляется каждым из участников проекта, при этом каждый из них освещает свою часть и свой вклад в проектную деятельность. Защита может проходить при созыве общей междисциплинарной аттестационной комиссии, либо каждый участник защищает проект перед своей комиссией.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения привело к необходимости переформатирования всего процесса освоения бакалаврами основных образовательных программ (ООП).

педагогика и психология

педагогика высшей школы

Итоговая государственная аттестация бакалавров также не является исключением. Постулирование перечня компетенций в качестве целевого компонента ООП приводит к тому, что диагностические средства также должны быть направлены на оценку компетенций, а не отдельных знаний, умений или предметных областей.

Библиографический список

1. Дурнева Е.Е. Учебно-методические комплексы образовательных модулей контекстно-компетентностного формата // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012. № 2. С. 69-74.

2. Нечаев В.Д., Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: Методические рекомендации. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.