ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.14.015.62
Е. Г. Замолоцких, Е. Е. Дурнева
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА В РАМКАХ КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В статье предложена технология проведения итоговой аттестации выпускников образовательных программ бакалавриата, включающая в себя три этапа: тестирование ключевых мировоззренческих и нормативных компетенций, решение комплексной профессиональной задачи/кейса, защита выпускного квалификационного проекта. Тестирование рекомендуется использовать в качестве оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в ком-петентностную модель выпускника. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции на 1-м и 2-м уровне. Решение профессиональной задачи/кейса используется для оценки уровня формирования ключевых профессиональных инструментальных компетенций, а также для оценки нормативных компетенций, если уровень их формирования в нормативном компетентностном профиле определен как наивысший.
The technology of conducting final certification of bachelor's graduate students is proposed in the article; it includes three stages: testing of key world outlook and normative competencies, solving of integrated professional task / case, protection of final qualification project. Testing is recommended to use as a tool for assessment of key world outlook competencies, which are included into competence model of graduate student. Also normative competencies at first and second level could be assessed using testing. Solving of professional task / case is used for assessment of the level of forming key profession al instrumental competencies, but also for assessment of the normative competencies, if their level of forming is determined in regulatory competence profile as the highest.
Ключевые слова: итоговая государственная аттестация, оценка качества образования, компетент-ностный подход, компетентностная модель выпускника, тестирование, профессиональная задача, кейс, выпускной квалификационный проект.
Keywords: final state certification, assessment of the quality of education, competence approach, competence model of graduate student, testing, professional task, case, final qualifying project.
© Замолоцких E. Г., Дурнева E. E., 2013 148
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения привело к необходимости переформатирования всего процесса освоения бакалаврами основных образовательных программ (ООП). Итоговая государственная аттестация (далее — ИГА) бакалавров также не является исключением. Постулирование перечня компетенций в качестве целевого компонента ООП приводит к тому, что диагностические средства также должны быть направлены на оценку компетенций, а не отдельных знаний, умений или предметных областей.
Обеспечение качества подготовки выпускников — базовая задача высшего учебного заведения. Существующие проблемы в этой области во многом обусловлены значительным разбросом уровня подготовки в разных вузах. Ситуация осложняется изменением требований к подготовке выпускников, связанным с введением новых ФГОС, опирающихся, в отличие от ГОС предыдущего поколения, на компетентностный подход.
Существующие сегодня процедуры государственной итоговой аттестации не обеспечивают достаточного уровня объективности при оценке качества подготовки выпускников, а следовательно, не способствуют своевременному принятию корректирующих мер по отношению к учебному процессу в рамках образовательной программы или вуза в целом.
Применяемые в университетах процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся имеют узкую направленность, связанную с конкретным учебным курсом, подчас носят достаточно формальный и субъективный характер и поэтому не позволяют получить полную и объективную картину качества подготовки студентов. Помимо прочих проблем, это влечет за собой невозможность соизмеримой оценки уровня сформированности компетенций студентов разных вузов, а значит, противостоит процессу межвузовской и межпрограммной мобильности студентов, индивидуализации образовательных программ.
Система оценки качества подготовки выпускников вузов в рамках контекстно-компетентнос-тного подхода и соответствующих механизмов и инструментов оценки должна стать звеном в формировании системы независимой оценки качества российского профессионального образования.
Е. Г. Замолоцких, Е. Е. Дурнева. Оценка результатов освоения основных образовательных программ.
Объектом централизованной оценки должны стать ключевые компетенции, прописанные в ком-петентностной модели по данному направлению подготовки. Направление развития создаваемой системы должно быть связано с разработкой апробированных, стандартизированных и сертифицированных инструментов и средств оценки сформированных компетенций, создаваемых с активным привлечением профессионального сообщества и работодателей. Основа для разработки заданий ИГА — банк контрольных и учебных заданий, включенный в компетентностную модель выпускника по каждому направлению подготовки.
Банк контрольных и учебных заданий (БКУЗ) — система ранжированных по уровню сложности и классифицированных на основании принадлежности к компетенциям в соответствии с компетентностной моделью выпускника (КМВ) заданий, требований к их выполнению и критериев оценки, которая в обязательном порядке составляется по каждому направлению подготовки и используется в качестве учебных и диагностических средств для определения и развития уровня сформированности компетенций студентов.
БКУЗ представляет собой систематизированный сборник (печатный и/ или электронный) контрольных и учебных заданий с решениями и методическими рекомендациями по их выполнению.
Критерии оценки должны быть сформированы на основе нормативного компетентностного профиля. Компетентностный профиль — это совокупность измеренных или требуемых значений по всем компетенциям, входящим в КМВ. Совокупность минимальных требований к уровню формирования компетенций выпускника в рамках определенной КМВ определяется как нормативный компетентностный профиль (НКП).
Возникает проблема выбора ключевых компетенций, которые в обязательном порядке должны быть оценены в рамках итоговой аттестации. Для решения данного вопроса могут быть использованы следующие подходы:
1) отбор ключевых компетенций посредством экспертной оценки. В таком случае в экспертную группу должны войти не только представители академического сообщества, но работодатели — представители профессионального сообщества в соответствии с направлением подготовки; также ключевые компетенции можно определить посредством анализа компетентностной модели выпускника: в таком случае в качестве ключевых принимают компетенции, которые были выявлены путем анализа более чем трех источников (ФГОС, справочник должностей, должностные инструкции, интервью с академическими экспертами, интервью с работодателями, интервью со специалистами). Такая информация ука-
зана в матрице согласования компетенций, профессиональных функций и задач;
2) укрупнение компетенций в блоки (блок — подуровень кластера мировоззренческого/нормативного/ инструментального) с дальнейшей оценкой уровня развития блока компетенций.
Базовым условием разработки программы ИГА является охват совокупностью итоговых испытаний всех ключевых компетенций бакалавра по данному направлению подготовки.
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня сформированнос-ти компетенций выпускника высшего учебного заведения и соответствия данного уровня нормативному компетентностному профилю, его готовности к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников университета относятся:
— защита выпускной квалификационной работы (проекта);
— государственный экзамен.
В МГГУ им. М. А. Шолохова принята следующая классификация компетенций — общекультурные и профессиональные компетенции разделены на три кластера: мировоззренческий, нормативный и инструментальный.
В мировоззренческий кластер входят компетенции, отражающие способность выпускника использовать научные знания о природе, человеке и обществе в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.
В нормативный кластер входят компетенции, позволяющие выпускнику давать оценку ситуации, личности, поступка, формировать собственное отношение с точки зрения определенных социальных норм (права, морали) и руководствоваться ими в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.
Инструментальный кластер составляют компетенции, отражающие способности использовать сложившиеся умения и навыки в процессе своей профессиональной деятельности, социального участия и личностного роста.
Различия между компетенциями разных кластеров диктуют необходимость использования различных типов диагностических средств.
Для выбора адекватных средств оценки ключевым методологическим принципом является принцип контекста.
Для заданий, оценивающих мировоззренческие компетенции, ведущим является контекст наук. Соответственно, и средства оценки будут
здесь ближе к традиционно используемым средствам оценки знаний, поскольку когнитивная составляющая деятельности в данном случае преобладает. Это, например: открытые вопросы; тесты знаний для репродуктивного уровня формирования компетентности; квалиметрические задачи; кейсы на практическое использование знаний — для прагматического уровня формирования компетенции; эссе — для творческого уровня.
Похожим является подход к формированию заданий для оценки нормативных компетенций: средства оценки знания нормы, средства оценки способности оценить ситуацию с точки зрения нормы, способность предлагать нормы и правила для регулирования тех или иных видов деятельности. Для оценки нормативных компетенций целесообразно также формирование заданий, способных оценить готовность выпускника действовать в соответствии с нормой (например, задания по принятию решения в сложной этической ситуации с последующей экспертной или групповой оценкой).
Для формирования банка заданий оценки инструментальных компетенций ведущим является контекст профессиональной деятельности. Соответственно, контрольные и учебные задания должны моделировать в учебной ситуации деятельность по решению данной задачи (полностью или в отдельных аспектах). Подходящими здесь будут имитационные задания, воспроизводство алгоритмов решения задачи, анализ кейсов, деловые и ролевые игры, проектные задания, выполнение задач на практике и т. д.
Для того чтобы в рамках государственного экзамена определить уровень формирования компетенций различных кластеров, необходимо разделить его на два этапа: 1) тестирование, 2) решение профессиональной задачи/кейса.
Тестирование рекомендуется использовать в качестве оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в КМВ. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции на 1-м и 2-м уровне.
Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других студентов этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т. д.
Решение профессиональной задачи/кейса используется для оценки уровня формирования ключевых профессиональных инструментальных компетенций, а также для оценки нормативных компетенций, если уровень их формирования в НКП определен как наивысший.
Профессиональные задачи/кейсы, входящие в государственный экзамен, должны быть выбраны из БКУЗ посредством матрицы согласования как задачи, в рамках которых проявляются ключевые профессиональные компетенции.
В программу ИГА должны входить образцы профессиональных задач/кейсов. Общий банк кейсов должен превышать количество студентов — выпускников в 1,5 раза и удовлетворять требованию конфеденциальности. Задания выбираются студентами случайным образом.
На направлениях, где есть такая необходимость (например, на творческих направлениях и профилях), профессиональное задание может быть выдано студенту и подготовлено заранее.
К программе ИГА должен быть приложен банк профессиональных задач/кейсов, превышающих количество студентов-выпускников в 1,5 раза.
Бакалаврская работа является выпускной квалификационной работой, отражающей итог теоретического обучения студента и подтверждающая его способность к самостоятельному исследованию по общетеоретическим проблемам одного из образовательных направлений, избранного обучающимся. Для подготовки бакалаврской работы могут быть привлечены курсовые работы, исследования в проблемных группах, студенческих научных кружках; доклады на научных конференциях и семинарах, а также материалы, собранные и экспериментально апробированные в период педпрактики в школе, археологических раскопок, фольклорных экспедиций, полевых практик и т. д.
Выпускная квалификационная работа бакалавра может быть выполнена в форме проекта, если работа носит прикладной характер, или в форме бакалаврской диссертации, если носит исследовательский характер и является комплексной формой оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.
Выпускная квалификационная работа прикладного характера бакалавра, осваивающего основную образовательную программу по Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, представляет собой результат проектной деятельности учащегося и оформляется в соответствии с требованиями к проекту.
Бакалаврская выпускная квалификационная работа в форме проекта — это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов.
Результат проекта должен быть оформлен в виде бакалаврской выпускной работы. Процедура защиты является обязательной частью сдачи проекта.
В. Б. Помелов. Сердце, отданное детям: К 95-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского
Тематику выпускных квалификационных проектов разрабатывают кафедры соответствующего факультета (института) университета и предлагают для выбора студентам третьего года обучения (во втором полугодии учебного года). Целесообразно, чтобы темы квалификационных проектов были связаны с общим направлением научно-исследовательской работы кафедры (если таковое имеется) или с исследовательскими интересами научного руководителя. Однако это положение не исключает возможность для студента предложить собственную тему, если она актуальна и реально выполнима.
Бакалаврская выпускная работа включает в себя:
1) комплексный план проекта;
5) презентацию проекта;
6) результаты проекта и их значимость;
7) выводы и заключение.
Бакалаврская выпускная квалификационная работа исследовательского характера является комплексной формой оценки уровня сформиро-ванности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.
Бакалаврская работа включает в себя специальные разделы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, описание экспериментальной работы, подробное описание методов научного поиска в области избранной проблемы, а также изложение материалов и выводов собственного научного исследования, её общетеоретический анализ. В выпускной квалификационной работе бакалавра допускаются и поощряются оригинальные, нестандартные идеи, в том числе междисциплинарные исследования.
Бакалаврская выпускная работа включает в себя:
1) самостоятельно разработанный план исследования;
2) грамотно сформулированную проблему и выбранный автором метод исследования;
3) анализ первоисточников и обзор основных новейших научных исследований по теме бакалаврской работы;
4) анализ различных точек зрения по проблеме исследования, имеющихся в литературе;
5) аргументированный выбор основных позиций и наличие предлагаемого видения проблемы;
6) предполагаемые результаты исследования и их значимость;
7) выводы и заключение.
Тематика бакалаврских проектов должна учитывать реальные потребности производства, науки и техники и перспективы их развития. Тематика ВКР должна быть составлена в соответствии с компетентностной моделью выпускника по данному направлению подготовки, т. е. каждая выпускная квалификационная работа бакалавра
должна служить средством развития и оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра, указанных в КМВ.
Примечания
1. Вербицкий А. А., Ааринова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2011.
2. Дурнева Е. Е, Нечаев В. Д. Построение компе-тентностной модели выпускника МГГУ имени М. А. Шолохова: учеб. пособие. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010.
3. Нечаев В. Д., Замолоцких Е. Г., Дурнева Е. Е. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: метод. рек. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010.
УДК 37(470)(091)
В. Б. Помелов
СЕРДЦЕ, ОТДАННОЕ ДЕТЯМ: К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. А. СУХОМЛИНСКОГО
В статье раскрываются основные факты биографии выдающегося отечественного педагога В. А. Сухомлинского, а также говорится о ценности вклада педагога в научную педагогику и педагогическую практику.
The article reveals the main facts of the biography of an outstanding native teacher V. A. Sukhomlinsky. It also depicts his valuable contribution to the science of pedagogics and to the pedagogical practice.
Ключевые слова: выдающийся отечественный педагог В. А. Сухомлинский, советская школа, школьное образование, гуманизм, В. А. Сухомлин-ский как ученый в сфере педагогики.
Keywords: an outstanding native teacher V. A. Sukhomlinsky, the Soviet school, the school education, humanity, V. A. Sukhomlinsky as a scientist in the sphere of pedagogics.
Великий отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 г. в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, ныне Кировоградской области, в бедняцкой семье. До Октябрьской революции его отец Александр Емельянович работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно — в крестьянских хозяйствах. В советское время он стал общественником-активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией, был активистом колхозного движения, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лаборато-
© Помелов В. Б., 2013