Научная статья на тему 'Содержательные требования к подготовке магистров уголовно-правового профиля'

Содержательные требования к подготовке магистров уголовно-правового профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательные требования к подготовке магистров уголовно-правового профиля»

Стандарта, различие в требованиях, адаптационные курсы); д) перечень дисциплин из учебного плана СКАГС - с учетом уровня подготовки магистров в структуре высшего образования и компетенций по Стандарту (комментарий необходимости предметов, их согласования с компетенциями, формы их реализации); е) представление разработанных по программе и изданных в вузе учебно-методических комплексов (координирующее письмо руководителя программы другим кафедрам - назначение - структура - визуальная демонстрация изготовленных комплексов, целесообразность тестов); ж) программы НИР и практик (назначение и наполнение содержанием, комментарий); з) тематика магистерских диссертаций (требования к их содержанию и оформлению, объяснения тем, их соответствие увлечениям и возможностям профессорско-преподавательского состава, отличие от обычных кандидатских диссертаций); и) итоговые испытания (содержание, подгонка под индивидуальный характер обучения, согласование с требованиями по аспирантуре).

Организаторы отмечают особенно активное участие в дискуссии со стороны прибывших на семинар представителей Южного федерального университета (доценты А.М. Разогреева и Н.Г. Шим-барева) и Таганрогского института управления и экономики (Карягина А.В.).

Большинство положений, мыслей и предложений по улучшению качества подготовки магистров хозяева семинара представили в форме компьютерных презентаций, что оживляло их восприятие в аудитории и влекло значительное число вопросов. С особым интересом опытный преподавательский состав воспринял выступления магистров кафедры уголовно-правовых дисциплин - охватывающие различные аспекты обучения, содержательные по существу, искренние по форме. В соответствии с правилами южного гостеприимства гостям семинара была предложена экскурсионная поездка на теплоходе по Дону в древнюю столицу вольного казачества - станицу Старочеркасскую.

Ниже читателям предлагаются тексты выступлений участников семинара. Редакция журнала уверена, что столь обильный материал будет полезен юристам различных вузов, готовящих магистров по различным программам, ведь переход к двухуровневой подготовке кадров только начался и, как любое новое дело, вызывает множество вопросов и сомнений, часть из которых может быть разрешена либо развеяна посредством ознакомления с первым опытом, преданным огласке в форме семинара.

Бойко А.И.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОФИЛЯ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для подготовки магистров (в том числе по направлению подготовки 030900 - «Юриспруденция») особая ответственность возложена на руководителей магистерских программ (п. 7.17 Стандарта) в форме «общего руководства». Это значит, что руководитель: а) подбирает кадры; б) в первую очередь готовит и согласует учебный план; в) контролирует методическую составляющую процесса обучения; г) в первоочередном режиме ищет и поддерживает контакты с потенциальными работодателями окончивших обучение магистров; д) вырабатывает концепцию понимания и формирует содержательную часть НИР и практик; е) обеспечивает высокое

качество учебного процесса; ж) должен помнить о видах профессиональной деятельности, предписанных Стандартом (раздел IV); з) ориентирует преподавательский состав на общекультурные и профессиональные компетенции (раздел V Стандарта); и) обеспечивает органичное сочетание общенаучного и профессионального цикла при составлении и реализации основной образовательной программы магистров; к) не выпускает из поля внимания требования Стандарта к условиям реализации «своей» программы... И т.д., и т.п.

Понятно, что все эти и прочие направления руководства и влияния на процесс подготовки магистров сам руководитель программы не может выполнить, а потому он должен опираться на профильную кафедру, обладать координационными

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИИ СЕМИНАР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ОСОБЕННОСТЯМ 51

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОФИЛЯ

способностями и умением контактировать с ректо- 3. Но вначале поговорим о программах вступи-

ратом. Наш вуз только первый год ведет подготовку магистров, в том числе по программе «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право», которой я руковожу. Опыт небольшой, но весьма полезный для других вузов. Именно поэтому мы рискнули созвать семинар, на котором планируем рассказать о том, что у нас получается, а что

- не очень, а также надеемся получить дельные советы от коллег из других учебных заведений по тем участкам подготовки магистров, которые допускают «своеволие» руководителей программ и других преподавателей. Тезисно это выглядит следующим образом.

1. Вначале сообщу, что мы начали работу с первым набором магистров по «старому» (2000г.) Стандарту, а в этом году нам предстоит набор по новому (2010г.) федеральному магистерскому «Уставу». Между ними есть разница, и это обстоятельство налагает на нас дополнительные трудности. Основные различия Вы можете посмотреть на экране.

2. Надо сказать, что увязка двух Стандартов - не самая сложная вещь. Главную трудность мы видим в сочетании нескольких ступеней образования: уже работающего бакалавриата - пока существующего специалитета - только начинающей жизнь магистратуры - и давно функционирующей аспирантуры. Понятно, что проблема сочетания магистратуры со специалитетом - временная, она уйдет после завершения «советского»по духу обучения уже набранных на 5-летний срок студентов. Содержательное и дидактическое разграничение двух новых ступеней образования более-менее понятно, хотя для юристов бакалавриат выглядит авантюрой по причине перспективы массовой безработицы выпускников из-за «поголовного», хищнического обучения этой профессии всех желающих и имеющих деньги лиц в последние два десятилетия. Значительно сложнее представляется дифференциация старых представлений об аспирантуре с появившейся магистратурой. И дело не только в том, что выпускные работы на этих формах обучения именуются одинаково -«диссертациями». На наш взгляд, главное для вузов и преподавательского состава нужно состоит в том, чтобы соблюдать последовательность и принцип постепенного повышения глубины знаний (при движении от магистратуры к аспирантуре) плюс исключение повторов материала. Это я Вам покажу, в том числе на экране, при ознакомлении с нашим видением содержания и назначения основных фрагментов обучения магистров по нашей программе.

тельных испытаний для абитуриентов. Сложность здесь в том, что Стандарт допускает обучение магистров из состава лиц, уже имеющих базовое юридическое образование (так называемых «профильни-ков»), и так называемых непрофильников. Понятно, что юрист-бакалавр или юрист-специалист предпочтительнее для приема в магистратуру. Однако мы фиксируем устойчивый интерес к данной ступени образования преимущественно со стороны непро-фильников. Причина очевидна, она прагматична и естественна для рыночного общества: зачем физику, химику, строителю и т.д. поступать за деньги на второе высшее образование и получать его в течение 4-х лет, если Стандарт предоставляет им возможность за меньшую плату и в более короткий срок получить более значимое по статусу образование; кто там из работодателей будет разбираться с тем, что представитель естествознания получил степень магистра юриспруденции вприпрыжку, не зная азов правоведения?

Что делать? Полагаем, что в ближайшее время, пока на рынке труда для уже завершивших обучение юристов любой ступени [1] почти нет предложений, именно непрофильники будут осаждать приемные комиссии и кассы вузов с надеждой в экстренном режиме стать вожделенным магистром юриспруденции, а позже вступить в конкуренцию с бакалаврами [2] и специалистами. В этих условиях вузы как бы вынуждены будут принимать на обучение данный спецконтингент абитуриентов. Как отобрать лучших и что делать с поступившими магистрами, вообще не обучавшимися праву, в тех условиях, когда Стандарт требует изучения не азов юриспруденции, а углубленного постижения отдельных и преимущественно самых трудных проблем (спецдисциплин)?

Мы начали реагировать на данную неприятность двумя способами. Во-первых, поступление для лиц без юридического образования проводится по проводится по билетам из 3-х вопросов, которые последовательно представляют теорию государства и права (1), какую-то основную отрасль юриспруденции (2) и собственно уголовное право (3). Разумеется, вопросы общеобразовательные, в стиле советских «Основ государства и права». Например, один из билетов выглядит так: «1. Понятие и признаки государства. 2. Время труда и отдыха. 3. Наказание и его цели». С полным пакетом вопросов, включенных в программу вступительных экзаменов для поступающих на нашу магистерскую

программу абитуриентов, вы можете ознакомиться на кафедре или у моего помощника. Во-вторых, решением кафедры по моему настоянию небольшая часть учебного времени по каждой дисциплине отводится на представление общеправовых азов (понятие государства и права, системы законодательства, правоотношения, правопорядка и законности и т.д.).

4. Разумеется, главное в магистратуре - ее наполнение отдельными дисциплинами. В этом вопросе, явно либо нет, сказываются такие обстоятельства, как кругозор и предпочтения руководителя программы, а также его коллег из числа профессорско-преподавательского состава, их понимание назначения и специфики магистратуры, их видение перспектив трудоустройства выпускников, переживаемого Россией этапа развития, их возможности лично (аудиторно, методически) реализовать задуманное. А еще нужно помнить о статусе вуза: мы готовим представителей власти, преимущественно представителей общей администрации; значит, в структуре обучения должны быть проблемы борьбы с коррупцией, должностные преступления и преступления против порядка управления. А еще нельзя упускать из виду федеральную комплектацию программы - уголовное право + криминология + пенитенциарное право и региональные (Юг России) особенности и проблемы.

Мы эту часть дистанции прошли, разумеется, с трудами и сомнениями. Вначале мы определились со списком базовых (основных) и элективных предметов. Назову их. Первый разряд: Социальные основания уголовного права, Нравственно-религиозные основы уголовного права, Язык уголовного закона и его понимание, Римское и современное уголовное право, Конституция и уголовный закон, Уголовная политика и принципы уголовного права, Научные основы квалификации преступлений, История уголовно-правовых воззрений в России, Просветительские идеи в уголовном праве, Актуальные проблемы пенологии, Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, Практика как источник уголовного права, Международные пенитенциарные стандарты, Служебные преступления, Теория эффективности уголовно-правовых средств, Теория криминализации и пенализации деяний, Стратегии борьбы с преступностью, Международное уголовное право, Зарубежный опыт борьбы с преступностью и т.д.

Второй разряд: Память и уголовное право, Имущественное неравенство и уголовное право,

Бюджетные и налоговые преступления, Глобализация и преступность, Коррупция и уголовное право, Аналогия и законность в уголовном праве, Межотраслевые связи уголовного права, Особенности уголовного права, Мировоззрение - идеология

- политика - методология уголовного права, Правоприменительные ошибки по уголовным делам, Отношение осужденных к наказанию, Аксиомы, презумпции и фикции в сфере борьбы с преступностью, Проблемные участки уголовно-правового регулирования, Национальная безопасность и уголовное право, Региональные особенности преступности, Прогрессивная система отбывания наказаний, Криминологические измерения и т.д.

Известно, что наука всегда развивается в соперничестве двух векторов - специализации и кооперации. Известны также успехи дисциплинарной организации знания. Однако данное направление дает и сбои, может привезти к снижению кругозора специалистов юриспруденции, к невозможности их карьерного роста и передвижения по ведомствам (проблема «социальных лифтов»). Исходя из этих опасений, мы заготовили курсы третьего разряда - на случай разумного обмена дисциплинами с кафедрой процессуального права: Потерпевший от преступлений, Классификация преступлений и ее межотраслевое значение, Назначение наказания по материальному и процессуальному праву, Межотраслевые аспекты освобождения от уголовной ответственности и наказания, «Острые углы» сочетания уголовного и уголовно-процессуального закона, Юридическая природа актов толкования закона Верховным Судом Российской Федерации, Конституционное правосудие по уголовным делам и т.д.

5. Магистратура только начинает свое развитие. Это - аксиома. Отсюда следует, что руководители программ и профильные кафедры выступают в данном деле первопроходцами, инициаторами, застрельщиками для других учебных подразделений, вовлеченных в подготовку магистров. Отсюда мы еще на старте заготовили и разослали в структурные подразделения СКАГС [3] «Образцы составления учебно-методического комплекса дисциплины для магистерской подготовки» - Вы его видите на экране в виде образца по моему предмету «Социальные основы уголовного права». Обратите внимание на разделы: Пояснительная записка

- учебно-тематический план - содержание лекций

- планы семинарских занятий - методические рекомендации по самостоятельной работе - глоссарий

- вопросы для подготовки к экзамену - и рекомендуемая литература ко всем темам курса. Наверняка вы удивитесь отсутствию в структуре комплекса тестов. Наша позиция по данному вопросу осмысленна и аргументируется двумя доводами: тем, что юридическая профессия разговорная, а не тестовая; тем, что уровень магистерской подготовки настолько высок, что обращение к помощи примитивного компьютерного опроса выглядит издевательством.

К началу нашего симпозиума кафедра подготовила учебно-методические комплексы по 11 дисциплинам, но отпечатаны в типографии только четыре: мои - «Социальные основы уголовного права», «Стратегии борьбы с преступностью», «Конституция и уголовный закон», а также пособие доцента

Н.Ю. Лазаревой «Коррупция». Участники семинара имеют возможность (при их желании, конечно) получить наши разработки в компьютерном варианте (на флешки на кафедре).

6. Самой творческой частью работы над программой подготовки магистров оказалось понимание и содержательное наполнение научноисследовательской работы обучающихся и различных практик. Мы проделали эту работу пока только по старому Стандарту. Вот как выглядит наше видение этих разделов обучения (смотрите на экранную трансляцию).

Научно-исследовательская работа в семестре (НИРМ-01) - 522 часа: 1. Подготовка и участие в кафедральных диспутах. 2. Аннотации периодики по криминологии, уголовному и уголовноисполнительному праву. 3. Критический анализ диссертаций (по указанию руководителя программы). 4. Отбор и анализ тематических ошибок правоприменителей. 5. «Рецензирование» постановлений Конституционного Суда РФ. 6. Обзор решений Европейского Суда по правам человека. 7. Участие в конкурсе на лучшую организацию научного исследования. 8. Эксперименты с составлением заявок на Гранты. 9. Пробелы в УК и УИК РФ: поиск и предложения по устранению. 10. Анализ бланкетных норм УК РФ. 11. Алгоритмы квалификации (подготовка программ по отдельным видам преступлений). 12. Юридическая аргументация в науке и практике (подготовка рефератов).

Научно-исследовательская практика (НИРМ-02) - 378 часов: 1. Проведение анкетирований, опросов, интервью (по заранее подготовленным и согласованным с научным руководителем программам). 2. Сбор и анализ типичных ошибок в практике (по теме магистерской диссертации). 3. Участие

в хоздоговорной работе по кафедре. 5. Тренинг по составлению программ научного исследования. 6. Составление проектов отзывов на авторефераты кандидатских диссертаций. 7. Подготовка проектов рецензий на готовящиеся решения Научноконсультативных советов при правоохранительных органах и заключений на уже состоявшиеся подобные решения. 8. Работа на учебном полигоне Юридического института СКАГС. 9. Подготовка библиографических списков для дипломников кафедры

- по соответствующим темам. 10. Аннотирование тематических сборников конференций в МГУ (Конгрессы уголовного права) и МГЮА (ежегодные симпозиумы).

Научно-педагогическая практика (НИРМ-03)

- 378 часов: 1. Разработка проекта индивидуального плана обучения. 2. Организация и проведение студенческих диспутов по дисциплинам кафедры. 3. Консультирование студентов - докладчиков на конференции. 4. Участие в научно-методических семинарах и конференциях для аспирантов и молодых преподавателей СКАГС. 5. Обзоры научных поступлений в библиотеку СКАГС - на заседаниях кафедры. 6. Подготовка отзывов на открытые лекции ППС кафедры. 7. Выступления с лекциями в школах и средних специальных учебных заведениях. 8. Подготовка текста лекций по отдельным темам с последующим обсуждением на кафедре. 9. Аннотации методических материалов по проблемам обучения магистров. 10. Участие в заседаниях кафедры по вопросам качества и методики преподавательского мастерства.

Предлагаем обсудить наше понимание научноисследовательской работы и практик магистров после моего доклада. Будем весьма признательны за критику и, особенно, за дельные поправки.

7. Венец обучения у магистров - диссертация. С учетом незначительного срока обучения (всего два года на стационаре) руководитель программы и кафедра были вынуждены определяться с данным образовательным разделом очень рано, буквально после зачисления первых студентов. Мы нашли, что выбор темы диссертации должен осуществляться магистрантом самостоятельно и, желательно, заблаговременно (начало 10 семестра). Студенты ориентируются на примерный объем в 100 страниц машинописного текста, включая список литературы и прочие приложения. В беседах с обучающимися преподаватели ориентируют их на творчество, подсказывают, что сами магистранты должны помнить о квалификационных требованиях к ним (образо-

вательная, научно-исследовательская, экспертноаналитическая и организационно-правовая работа) и подтверждать эти государственные ожидания в тексте своих магистерских диссертаций. Мы советуем им, чтобы в Заключении к диссертации наличествовали три типа выводного знания - теоретические постулаты, предложения de lege ferenda и практические рекомендации. Разумеется, процесс работы над магистерской диссертацией должен включать в себя в качестве органичной части, помимо специально выделенного на это времени по учебному плану (ТЗ6 часов), всю научно-исследовательскую работу (НИР в семестре, научно-исследовательскую и научно-педагогическую практику).

Представляю нашу тематику итоговых работ магистров по программе «уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право»: l. Проблемные участки уголовно-правового регулирования. 2. Просветительские идеи в уголовном праве.

3. Уголовное право Древнего Рима. 4. Oсобенности уголовного права. З. Имущественное неравенство и уголовное право. 6. Аналогия и законность в уголовном праве. Т. Прогрессивная система отбывания наказаний. 8. Межотраслевые связи и проблемы уголовного права. 9. Глобализация и преступность. 10. Уголовная политика и принципы уголовного права. ll. Мировоззрение, идеология и политика в уголовном праве. 12. Криминологические измерения. 13. Oтношение осужденных к наказанию. 14. Память и уголовное право. 1З. Темпоральные аспекты уголовного права. 16. Научные школы криминалистов на Юге России. 1Т. Менталитет, преступность, уголовный закон. l8. Проблема источников уголовного права. l9. Мониторинг уголовного закона. 20. Конституционные основы уголовного права. 21. Термины в УК РФ и пользование ими. 22. Идея компромисса в уголовном праве. 23. Бланкетные основы уголовного права. 24. Административная преюдиция: за и против. 2З. Преступление и состав преступления.

B заключение рассуждений по данному разделу доклада представляю Bам на экране «MЕTG1ДИЧЕ-СКИЕ УКАЗАНИЯ по написанию и оформлению магистерских диссертаций» общим объемом З1 страница, которые пока не отпечатаны и, возможно, будут откорректированы благодаря Bашим замечаниям и предложениям. Как видите, в структуру методического пособия для наших обучающихся мы включили советы по оформлению магистерской диссертации и сведения о процедуре защиты (с целью ее унификации и достижения максимума

результата) а также 12 приложений - этикетки обложки, титульного листа, содержания (оглавления), введения, основной части и заключения, списка использованных источников, справки о внедрении полученных результатов исследования, выступления на публичной защите и презентации (при необходимости), а также (даже) образцы отзывов и рецензий на работу.

8. Согласно Стандарту в структуру итоговой государственной аттестации магистров помимо выпускной квалификационной работы (диссертации) входит также государственный экзамен, причем оговорено, что его программа «разрабатывается вузами самостоятельно», а «для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции» (ст. 8.7 Стандарта 2010 г.). Признаться, мы еще не начали полнокровную работу на данном направлении, хотя видим ее параметры: а) структура

- все ли дисциплины, входящие в программу (уголовное и уголовно-исполнительное право, а также криминология), должны быть отражены в вопросах и каждом билете; б) допустимость творческих либо даже игровых заданий на выпускном экзамене; в) размер подгонки испытаний под индивидуальную в принципе систему обучения магистров; г) согласование (занижение - ?) вопросов итогового экзамена магистров с содержанием вступительных и кандидатских экзаменов аспирантов. Будем очень благодарны участникам семинара, если они помогут нам в отладке настоящего раздела образовательного процесса магистров.

Литература

1. В Ростове-на-Дону несколько кандидатов юридических наук работают в должности секретаря судебных заседаний (клерка, письмоводителя, подъячего) в надежде хоть когда-то стать судьей. Зачем было переходить на двухуровневую систему подготовки юридических кадров и плодить безработных с зачаточными знаниями?

2. Перспектива абсолютной безработицы (по юридической профессии) автоматически приговаривает всех выпускников юридического бакалавриата к поступлению в магистратуру. Но данная ступень предполагает прием не всех, а только самых лучших и их последующую штучную подготовку. Впереди человеческие драмы и вузовские проблемы.

3. В ближайшее время в соответствии с Указом ской академии народного хозяйства и государственной Президента РФ Д.А. Медведева наш вуз будет имено- службы при Президенте Российской Федерации». ваться по-новому: «Южно-Российский институт Россий-

УДК 378

Разогреева А.М.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ

Цикл образовательной программы: этапы жизненного пути.

Любая образовательная программа, идет ли речь о подготовке специалиста, бакалавра, магистра, о программе дополнительного образования или повышения квалификации, обладает сходным жизненным циклом. Все начинается с разработки концепции и анализа ресурсов: о чем, для кого, в чем особенности данной программы, какие компетенции должны быть освоены на выходе, какой набор курсов должен обеспечивать программу, каким может быть персональный состав исполнителей и, соответственно, как можно в зависимости от этого обстоятельства варьировать набор образовательных опций. Далее включается вторая фаза -организационно-методический запуск программы: разработка рабочего учебного плана, распределение дисциплин по курсам и семестрам (определение внутренней последовательности программы), распределение зачетных единиц между дисциплинами, определения вида и времени проведения практик, требования к выпускным испытаниям, подготовка рабочих программ дисциплин, определение учебного графика. И, наконец, третий этап: собственно жизнь программы - время ее практической реализации.

Базовый вопрос первых двух этапов - вопрос наполнения: что, кто, для кого. Ключевым для третьего этапа становится вопрос технологий - как. И если алгоритм действия для первых двух на текущий момент уже хотя бы отчасти сложился (все вузы, чувствующие в себе силы и формально обладающие требуемым третьим ФГОСом потенциалов, активно разрабатывают разнообразные магистерские программы по направлению «Юриспруденция»), то ответ на вопрос третьего этапа - перспектива ближайшего будущего. Ключевая проблема, которая видится из сегодняшнего дня, - экспорт образовательных технологий: каким образом работать с магистрантами - нужно ли что-то существенным образом менять в их подготовке в отличие от много-

летней (сложившейся и удобной) практики подготовки специалистов или от пришедших им на смену бакалавров.

Образовательная среда: что меняется?

Представляется, что существенное изменение самой образовательной среды не позволяет без каких-либо подвижек использовать наличный образовательный инструментарий: он требует расширения и значительной модификации. Что меняется? Несколько факторов, каждый из которых требует учета при определении/выборе/комплектации линейки образовательных инструментов.

Итак, первое, с чем мы имеем дело, - измененная наполняемость группы. Программа магистерской подготовки запускается при условии набора на нее 7-10 студентов (в зависимости от решения вуза). Понятно, что в некоторых случаях на популярных программах набор вполне сопоставим с традиционными академическими потоками - 50-70 человек. Но: сама концепция высшего образования второй ступени (магистратуры) предполагает штучную подготовку, что, даже в условиях высокой наполняемости групп, потребует гибких и дифференцированных подходов. Тем более невозможными (неэффективными) становятся традиционные формы аудиторной работы (монологовая лекция, например) при изначальной низкой наполняемости группы.

Второе. Государственный стандарт третьего поколения в духе и русле Болонской декларации существенным образом меняет соотношение аудиторной и самостоятельной работы в пользу последней. Причем речь в этом случае также идет о предельно индивидуализированных видах самостоятельных работ с прозрачными критериями оценивания и возможностью обратной связи.

Третье. При подготовке магистров значительно возрастает статус научно-исследовательской работы. Соответственно, тренинг исследовательских компетенций становится ключевым при реализации магистерских программ. Как соответствующим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.