ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 ГОДА В ГОРОДЕ СОЧИ КАК ОБЪЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В.М. БАЙРАМОВ, Департамент нормативного и правового обеспечения государственной политики Минспорттуризма России
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи как объекта обеспечения экономической безопасности и организационноправовой структуры проведения спортивных мероприятий. Особое внимание в статье уделяется вопросам идентификации криминальных угроз экономической безопасности и выработке мер по их предотвращению. По мнению автора, реализация этих условий является одной из первоочередных задач в области обеспечении экономической безопасности
государства.
Ключевые слова: экономическая безопасность, Олимпийские игры, олимпийские объекты, механизмы обеспечения экономической безопасности, преступность, криминальные угрозы.
Abstract
The article is devoted to the analysis of features of preparation for staging of XXII Olympic winter games and XI Paralympics winter games 2014 in Sochi as object of maintenance of economic security and organizational and law structure of staging sport events of XXII Olympic winter games 2014 in Sochi. Special attention is given to the questions of identification of criminal threats of economic security and development of the ways of its preventions. According to the authors view, realization of these conditions is one of the first aims in the sphere of economic security of the state.
Key words: economic security, Olympic games, the ways of maintenance of economic security, olympic objects, criminality, criminal threats.
Значительным успехом России на международной арене является решение Международного олимпийского комитета о проведении в г. Сочи Олимпийских зимних игр 2014 г. (проект «Сочи-2014»), имеющее большое значение для российской экономики и престижа России в целом. При этом нельзя недооценивать и уровень задач, которые ложатся на Российскую Федерацию в связи с реализацией данного проекта. Особого внимания требуют задачи, связанные с обеспечением экономической безопасности проекта «Сочи-2014», предотвращением ее угроз и вызовов.
Организация проведения и отношения, возникающие в процессе организации и проведения XXII Олимпийских
зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (далее - Игры-2014) и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта регулируются Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1. Периодом организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр является промежуток времени с 5 июля 2007 г. по 31 декабря
2016 г.
2
1 См. ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ» (далее - СЗ РФ), 03.12.2007, № 49, ст. 6071; «Российская газета», № 272, 05.12.2007; «Парламентская газета», № 174-176, 11.12.2007.
2 См. там же, ст. 2: Периодом проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр является промежуток времени, включающий в себя один месяц до дня начала церемонии открытия Олимпийских игр, время проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и один месяц после дня окончания церемонии закрытия Паралимпийских игр.
т
!
В соответствии с упомянутым Законом организация Олимпийских игр и Паралимпийских игр осуществляется Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, городом Сочи, а также российскими и иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр.
Российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр являются автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи» (далее - Оргкомитет «Сочи-2014») и организации, которые осуществляют управленческие и иные функции, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития г. Сочи как горноклиматического курорта (далее - олимпийские объекты).
Иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр являются Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет.
Правовое положение Оргкомитета «Сочи-2014»3.
Оргкомитет «Сочи-2014» является автономной некоммерческой организацией, учреждаемой Олимпийским комитетом России, Российской Федерацией и городом Сочи для целей организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с положениями Олимпийской хартии и соглашения, заключенного Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи
Оргкомитет «Сочи-2014» осуществляет следующие функции:
1) реализует мероприятия по организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр и связанных с ними программ;
2) обеспечивает защиту принадлежащих Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в судебном порядке;
3) обеспечивает финансирование мероприятий по организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр, включая образовательные, культурные и рекламные мероприятия, непосредственно связанные с проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также финансирование строительства временных и иных объектов, используемых при проведении Игр.
Президентом Российской Федерации на период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие :
1) установление контролируемых и (или) запретных зон;
2) ограничение на въезд и (или) временное пребывание и проживание граждан;
3) ограничение движения транспортных средств;
4) ограничение полетов летательных аппаратов;
5) ограничение судоходства;
6) усиление охраны общественного порядка и объектов;
7) ограничение на проведение публичных мероприятий, не связанных с Олимпийскими играми и Паралимпийскими играми;
8) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
9) проведение при проходе (проезде) на контролируемую территорию и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
10) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особенностей оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Следующим субъектом, принимающим непосредственное участие в организации Олимпийских игр, является Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта5 «Олимпстрой» (далее - ГК «Олимпстрой»).
Целью деятельности Корпорации является осуществление управленческих и иных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.
Органами управления Корпорации являются наблюдательный совет, правление и президент. Органом внутреннего финансового контроля Корпорации является
3 Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 декабря 2007 г. N 310-Ф3 // «Российская газета», № 272, 05.12.2007.
4 Там же.
5 Федеральный закон от 30.10.2007 г. № 238-Ф3 (ред. от 29.12.2010 г.) «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (принят ГД ФС РФ 18.10.2007 г.) // «Российская газета», № 247, 03.11.2007; СЗ РФ, 05.11.2007, № 45, ст. 5415; «Парламентская газета», № 148, 07.11.2007.
ревизионная комиссия. В соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (утв. постановлением Правительства Российской Федераии от 29 декабря 2007 г. № 9916) до начала Игр-2014 должны быть построены 212 объектов.
Проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи - крупный национально-государственный проект, который предусматривает и мероприятия по обеспечениию его безопасности.
Система обеспечения безопасности подготовки и проведения Игр-2014 включает в себя следующие направления:
• экономическая безопасность и борьба с преступлениями экономической направленности в трех направлениях:
1) выявление и пресечение посягательств на бюджетные средства, выделяемые на строительство олимпийских объектов и объектов инфраструктуры г. Сочи (на стадиях отведения участков земли для строительства олимпийских объектов и инфраструктур, проектирования объектов, строительства объектов, эксплуатации объектов, постолимпийского распоряжения объектами, созданными на бюджетные средства);
2) защита и целевое расходование бюджетных средств, выделяемых на подготовку спортсменов и всех команд к Олимпийским играм;
3) выявление и пресечение фактов незаконного использования олимпийской и паралимпийской символики;
• безопасность олимпийских объектов и иных объектов проведения массовых спортивных мероприятий, в том числе на стадии строительства;
• защита от террористических и экстремистских угроз;
• обеспечение охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения Игр;
• миграционная безопасность и соблюдение паспортно-визового режима (как для участников строительства, так и для участников и гостей Игр-2014);
• безопасность дорожного движения.
Существует набор требований Международного
олимпийского комитета (МОК) по вопросам обеспечения безопасности проведения Олимпийских игр (своеобразный «аккредитационный показатель», требования которого должны быть безусловно соблюдены страной, принимающей Игры). Выполнение этих требований контролируется МОК, который регулярно присылает для этого своих представителей. Существует соответствующая международная и основанная на ней национальная система нормативного правового регулирования. Исходя из них разрабатывается ведомственная нормативная правовая база (в частности, правоохранительных
и контрольно-надзорных органов), в том числе в сфере обеспечения безопасности.
Проект «Сочи-2014» в настоящее время расценивается как одно из эксклюзивных мероприятий по обеспечению экономической безопасности, где реализуются новые методы государственного управления, мониторинга, антикоррупционные механизмы, принятие оперативных мер реагирования, выстраивание последующего опыта. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан специальный документ «Концепция безопасности “Сочи-2014”»7. В интервью газете «Дни. ру» министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев отметил, что «в настоящее время с целью выявления и прогнозирования основных рисков и угрозы безопасности при подготовке и проведении зимней Олимпиады «Сочи-2014» министерство постоянно проводит мониторинг общественно-политической, социально-экономической и оперативной обстановки в регионе»8.
Для полноценного решения всего спектра задач по обеспечению безопасности созданы Координационный центр и Центр оперативной информации, на которых возложена выработка мер по обеспечению общественного порядка и безопасности во время Игр при помощи оценки угроз и рисков на основании мониторинга поступающих данных. В Следственном комитете Краснодарского края создана постоянно действующая рабочая группа по обеспечению законности в период подготовки и Игр-2014 г. Главная ее цель - повышение эффективности работы по выявлению и расследованию возможных преступлений и правонарушений. Основными задачами рабочей группы являются: постоянный мониторинг состояния преступности в Сочи, обеспечение межведомственного взаимодействия, соблюдения законности в рамках полномочий, предоставленных Следственному комитету Российской Федерации уголовно-процессуальным законом, а также постоянный ведомственный контроль за законностью решений, принимаемых по уголовным делам и материалам.
Необходимость правильной идентификации угроз, выработка мер по их предотвращению и дальнейшее недопущение - одна из первоочередных задач в области обеспечения экономической безопасности государства. Знание возможных рисков и угроз, грозящих экономике, позволяет адекватно управлять государством. По отношению к проекту «Сочи-2014» действует такой же алгоритм: основная задача органов власти в области обеспечения экономической безопасности - своевременно идентифицировать угрозы экономической безопасности, возникающие в процессе организации и проведения Игр 2014 г., вырабатывать меры по их предотвращению и усиливать направление работы, связанное с предупреждением и дальнейшим недопущением угроз.
В настоящее время существует множество условий, имеющих непосредственное отношение к угрозам, воз-
6 Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 991 (ред. от 20.01.2011 г.) «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» (вместе с «Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта») / СЗ РФ, 14.01.2008, № 2, ст. 113.
7 Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 г. № ВП-П4-4338.
8 Интервью министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиева газете «Дни.ру» // www.dni.ru
—(1як|= —
никающим в связи с проведением столь масштабного мероприятия. Прежде всего можно выделить такие, например, криминогенные факторы, негативно влияющие на реализацию проекта, как:
- противоречивость в государственной системе управления и контроля различных этапов реализации проекта (управление осуществляется на государственном уровне, уровне субъекта Федерации и муниципальном; кроме того, в создании проекта задействованы государственные и негосударственные предприятия, деятельность которых не всегда координируется и взаимно согласовывается);
- наличие потенциальной возможности криминальных структур через своих представителей в администрации Краснодарского края, городов Сочи, Туапсе, других прилегающих территорий, а также ГК «Олимпстрой» организовывать саботаж проекта. Это может выражаться, в частности, в навязывании управленческих решений, направленных на неэффективное распределение бюджетных средств, создание условий для их хищения и т.д.;
- завышение стоимости строительства олимпийских объектов, что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны государственных органов еще на начальных стадиях строительства (проектирования) объектов;
- вовлечение в криминальный оборот финансовых средств, выделяемых на строительство, что делает необходимым принятия мер по противодействию процессу криминализации проекта.
Подготовка к Играм 2014 г. в г. Сочи во многом основана на задачах, заложенных еще в Федеральную целевую программу «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)»9 (далее -Программа), которая была разработана с учетом значимости г. Сочи как курорта федерального значения. Она предусматривает комплексный подход к решению проблем дальнейшего развития города с учетом необходимости соблюдения сбалансированного соотношения между курортно-оздоровительным и спортивным использованием данной территории при условии обеспечения экологической безопасности территории.
С принятием решения о проведении Игр-2014 в Российской Федерации особую значимость приобретает развитие г. Сочи как региона, обладающего уникальными природно-климатическими и рекреационными ресурсами, значение которого особенно усилилось после распада Советского Союза и утраты значительной части туристско-рекреационных территорий. Создание современной спортивной инфраструктуры, соответствующей жестким требованиям (МОК) благодаря выдвижению г. Сочи кандидатом на право проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г., внесет несомненный вклад в успехи
российских спортсменов на международной арене, что, в свою очередь, скажется и на престиже России в мире, и на популярности спорта в стране.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и затрагивают почти все сферы экономики. Объекты и стройки находятся в ведении различных федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Предполагаются значительные внебюджетные инвестиции. Сложность и взаимозависимость мероприятий, сжатый график строительства сопряженных объектов государственного заказчика и частных инвесторов (транспортная инфраструктура и системы связи, инженерные сети и объекты энергоснабжения, спортивные и природоохранные объекты) обусловили необходимость объединения в рамках единой Программы всех стоящих задач по подготовке и проведению Игр-2014.
Целесообразность использование программноцелевого подхода и планирования при решении проблем развития города Сочи обусловлено потребностями создания необходимых условий для максимально эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, включая ресурсы федерального бюджета. Достижение цели проекта «Сочи-2014» в обозначенные сроки возможно только при условии создания центра, координирующего деятельность различных федеральных органов исполнительной власти, администрации Краснодарского края, администрации города Сочи и частных инвесторов, отслеживающего выполнение Программы в целом и корректирующего при необходимости эту работу. Таким центром стала сформированная на время подготовки к Олимпийским зимним играм Государственная корпорация «Олимпстрой».
В ходе проектирования и строительства спортивных объектов одним из основных приоритетов ГК «Олимпстрой» является охрана окружающей среды. Мероприятия, предусмотренные Программой мероприятий по экологическому сопровождению подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, будут способствовать не только сохранению уникальной природы Сочинского региона, но и улучшению экологической обстановки на его территории10. Кроме того, госкорпорация разрабатывает «зеленые» стандарты, с учетом которых будут приниматься проекты по строительству зданий для Игр-2014 в г. Сочи. Государственная корпорация «Олимпстрой» получила сертификат соответствия своих принципов управления требованиям международного стандарта КО 14001.
Эффективность реализации Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 991 «О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ, 14.01.2008, № 2, ст. 113. (Изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 20.01.2011 г., № 14, вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования).
10 Программа мероприятий по экологическому сопровождению подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 1485-р) / СЗ РФ, 20.10.2008, № 42, ст. 4855; Программа мероприятий по экологическому сопровождению подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 1485-р) / СЗ РФ, 20.10.2008, № 42, ст. 4855.
как горноклиматического курорта и Программы мероприятий по экологическому сопровождению подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи определяется степенью достижения ее показателей, в качестве которых выбраны создание первого горноклиматического курорта мирового уровня в России, проведение Игр 2014 г. и других международных и национальных соревнований. Реализация Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта в 2006-2014 гг. обеспечит прирост валового регионального продукта Краснодарского края в размере 341 млрд руб. (в ценах 2005 г.).
Выводы
Северо-Кавказский и Южный федеральные округа представляют собой территориально-административные образования, в которых существует множество острых противоречивых факторов российской действительности и условий жизнедеятельности входящих в него субъектов Федерации, которые обусловлены прежде всего культурно-историческими, этнонациональными и конфессиональными особенностями республик Кавказа и регионов Юга России: многообразие национальных культур и традиций, обычаев, религий, хозяйственных занятий населения, языковых групп и пр.
Переплетение таких факторов создает при определенных условиях дополнительные предпосылки социальной напряженности и конфликтности, образует новый блок угроз и опасностей, существенно влияющих на развитие социально-экономической и оперативной обстановки в регионе и, как следствие, обеспечение экономической безопасности подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.
В результате глобальной геостратегической революции, завершившейся упразднением на мировой арене социалистического лагеря во главе с Советским Союзом, центр мировых геополитических и геоэкономических противоречий постепенно стал смещаться к востоку. В условиях указанных глобальных изменений США активно использовали сложившуюся в связи с анти-террористической операцией в Афганистане, в арабских странах и странах Ближнего Востока международную конъюнктуру для расширения своего прямого и косвенного (через структуры НАТО) присутствия на постсоветском пространстве. Вашингтон сумел достаточно прочно закрепиться в Узбекистане и Киргизии, получив тем самым ключ к Центральной Азии. Интервенция в Ираке, в Ливии и др. странах Ближнего Востока, «революция роз в Грузии», «апельсинов в Украине» закрепили и усилили эту тенденцию расширения зоны политического, экономического и военного влияния США.
Сложные и нестабильные комбинации межгосударственных отношений в современном мире затрагивают в первую очередь Центрально-Азиатский и Южно-Кавказский регионы, отличающиеся высоким уровнем внутренней конфликтности и внешней уязвимости. В этих условиях обстановка на российском Юге
становится все в большей степени зависимой от развития событий в Центральной Азии и Среднем Востоке, где сегодня стремятся укрепить свои позиции США. Зона Большого Кавказа, включающая российский Северный Кавказ, Грузию, Азербайджан и Армению, превращается в арену глобальной геополитической игры и в более широкой перспективе - межцивилизационной конфронтации, в которой немаловажную роль играют различные крайние идеологические и конфессиональные движения, использующие для достижения своих целей тактику и методы экстремизма и терроризма.
Для субъектов Федерации Южного региона характерно одновременное наличие таких общественно опасных деяний, как экономическая и налоговая преступность, организованная преступность, коррупция и терроризм, преступность экономической направленности в составе организованной, транснациональной преступности и международного терроризма. Эти виды преступности на фоне большой бедности населения сопровождаются и подпитываются нерегулируемой и нелегальной миграцией, которая является источником интенсивного формирования этнических организованных преступных группировок.
Сложность и напряженность оперативной обстановки на территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов обусловлена прежде всего усиливающейся организованной преступностью, которая интегрирована со всеми другими видами преступности и по сравнению с другими федеральными округами России в большей степени производна от внешней и внутренней политики. Организованная преступность здесь сложилась и прогрессирует в рамках сложных региональных процессов и на этом криминогенном фоне ускоренными темпами проникает во все области экономики.
Направления теневой и криминальной деятельности, получившие распространение и развитие в субъектах Федерации Южного региона, с одной стороны, достаточно самостоятельны в видовом и автономны в функциональном отношении; в то же время отдельные угрозы стабильности обстановки и экономической безопасности этих субъектов интегрируются, переплетаются, становятся структурными элементами международного терроризма, образуя единый работающий механизм, представляющий глобальную угрозу экономической безопасности подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.
Теневая экономика, проникая во все сферы экономической деятельности в этом регионе, приобретает черты системной, многосторонней угрозы безопасности социально-экономического развития субъектов Федерации и, как следствие экономической безопасности Игр-2014.
Среди факторов, которые благоприятствуют проникновению организованной преступности во все отрасли экономики и терроризма, главным остается высокий уровень коррупции в регионе. Коррупция является основным способом сокрытия фактов теневой экономической деятельности, обеспечения функционирования в том числе криминальной экономики в сфере реализа-
(Ш)
ции программ развития г. Сочи и подготовки к проведению в нем Олимпийских зимних игр. Наиболее важной и тревожной тенденцией становится формирование криминального кругооборота капиталов, расширение в количественном измерении масштабов теневой экономики за счет ее способности к воспроизводству, проникновение криминальных структур в легальный бизнес, что в первую очередь связано с развитием и использованием многообразных форм и способов отмывания доходов, полученных преступным путем.
Внутренние субъективные факторы, присущие Южному региону, в контексте вопросов обеспечения экономической безопасности подготовки к проведению
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, на фоне неоднозначных мировых процессов глобализации усиливают влияние внешних угроз.
Таким образом, существует проблема обеспечения экономической безопасности организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, которая является актуальной и новой проблемой современности, требующей своего научного и практического решения, имеет большое значение для обеспечения устойчивого и планомерного развития Российской Федерации в целом, укрепления ее позиций на мировой арене.
Литература
Законодательные и нормативные документы
1. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» / «Российская газета», № 295, 29.12.2010; «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 2; «Парламентская газета», № 1-2, 14-20.01.2011.
2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, № 49, ст. 6071; «Российская газета», № 272, 05.12.2007; «Парламентская газета», № 174-176, 11.12.2007.
3. Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи / «Российская газета», № 247, 03.11.2007; «Собрание законодательства РФ», 05.11.2007, № 45, ст. 5415; «Парламентская газета», № 148, 07.11.2007.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 991 «О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» / «Собрание законодательства РФ», 14.01.2008, № 2, ст. 113.
5. Программа мероприятий по экологическому сопровождению подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 1485-р) / «Собрание законодательства РФ», 20.10.2008, № 42, ст. 4855.
Научные издания
1. Анищенко В.Н., Илюхина Р.В. Институциональные основы мониторинга экономической безопасности. - М.: АЭБ МВД России, 2008. - 112 с.
2. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. - 1994. - № 12.
3. Богданов И. Факторы, влияющие на экономическую безопасность России / РАН. Ин-т социальнополитических исслед.; Центр социологии экономики. -М., 2005.
4. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2006. - 303 с.
5. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). - М.: Научный эксперт, 2007.
6. Купрещенко Н.П. Криминализация экономики и экономическая безопасность государства // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - № 4. - С. 16.
7. Ларин П. Специфика налоговых преступлений в сфере строительства // Экономические преступления. -2009. - № 7.
8. Противодействие коррупции на муниципальном уровне. - М.: Волтерс Клувер, 2008.
9. Противодействие коррупции: проблемы и перспективы реализации региональной антикоррупционной политики: материалы межвузовского научнопрактического семинара, 7 декабря 2007 г. / [под общ. ред. П.А. Кабанова. - Казань: Новое знание, 2008. - 135 с.
10. Савенко И.А. Коррупционные преступления и меры их предупреждения: на материалах Краснодарского края: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / СПб. ун-т МВД РФ. - СПб., 2006. - 22 с.
11. Скобликов П.А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России. - М.: Норма, 2007.
12. Хабибулин А.Г. Правоохранительные институты и механизмы обеспечения экономической безопасности / под ред. А.Г. Хабибулина. - М.: АЭБ МВД России, 2006.
Электронные средства массовой информации
1. www.angi.ru
2. www.gks.ru
3. www.kommersant.ru
4. www.minenergo.gov.ru
5. www.minfin.ru
6. www.mvdinform.ru
7. www.nalog.ru
8. www.oilcapital.ru
9. www.omt-consult.ru
10. www.rbc.ru
11. www.taxpravo.ru
ШШ)