Научная статья на тему 'Система обеспечения экономической безопасности проекта «Сочи-2014»'

Система обеспечения экономической безопасности проекта «Сочи-2014» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ПРОЕКТ "СОЧИ-2014" / THE PROJECT "SOCHI-2014" / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / THREATS TO SECURITY BUDGETS / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибулин А.Г.

В статье исследуется система обеспечения экономической безопасности проекта «Сочи-2014».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хабибулин А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System for ensuring the economic security of the project "Sochi-2014"

The article investigates the system for ensuring the economic security of the project "Sochi-2014".

Текст научной работы на тему «Система обеспечения экономической безопасности проекта «Сочи-2014»»

Система обеспечения экономической

безопасности проекта «Сочи-2014»

XaôuôynuH A.r.*

The given article is devoted to the system of maintenance of economic safety of the largest financial project of «Sochi-2014», which is an integral part of maintenance of national safety in Russian Federation.

Обеспечение экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью обеспечения национальной безопасности страны, рассматривается сегодня как один из приоритетов государственной политики, от которого напрямую зависит стабильность и устойчивость политического и экономического положения страны в целом. Это относится как к экономике страны в целом, так и к отдельным — в первую очередь наиболее крупным — приоритетным проектам, таким, как проект «Сочи-2014».

Концепцию развития мирового сообщества сегодня можно охарактеризовать возрастающим стремлением к интеграции. В политической сфере это влечет за собой создание новой модели межгосударственных отношений, основанной на объединении стран и тенденциях к интеграции в условиях глобализации, в экономической — постепенный переход к глобальной экономике, которая, в свою очередь, станет основой дальнейшего изменения политической системы.

В этих условиях особую актуальность имеет участие России в таких международных объединениях, как «Группа восьми», Шанхайская организация сотрудничества, БРИК, АТЭС и других, деятельность которых отражает переход большинства стран к действительно прагматичной многовекторной политике.

Данные идеи нашли отражение в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2009 год, который подчеркнул, что Россия будет продолжать процесс интеграции в мировую экономику, поскольку безопасность и устойчивость глобального развития определяется степенью общей взаимозависимости.

Между тем, за бесспорными положительными сторонами интеграции России в мировое сообщество, стимулирующими ее развитие, возникают и негативные

факторы, влияющие на государство. Так, интеграция в мировую финансовую систему повлекла за собой вовлечение России в мировой финансовый кризис.

Мировой финансовый кризис вносит свои коррективы как в сложившиеся экономические отношения между странами, оказывая влияние, в свою очередь, и на расстановку приоритетов в политике, так и в угрозы экономической безопасности. Среди последних сегодня следует выделить следующие:

• экономическая нестабильность;

• динамическое перемещение огромных финансовых ресурсов;

• обострение борьбы региональных валют с долларом США;

• развитие глобального монополизма ТНК и персонификация финансовых рисков;

• жесткая глобальная конкуренция за рынки сбыта и источники сырья и энергии;

• истощение природно-хозяйственных ресурсов;

• демографические кризисы, этнокон-фликты и гуманитарные катастрофы, голод и безработица;

• международная напряженность и региональные конфликты;

• развитие компьютерных противостояний (войн).

Предупреждение и нейтрализация подобных угроз является одной из основных задач государства, решение которой, в силу ее сложности и комплексности, возможно лишь при совместном усилии политики и правоохранительной системы с опорой на развитие отечественной экономики и надежное обеспечение ее безопасности.

Для обеспечения стратегической экономической безопасности и обеспечения национальной конкурентоспособности российской экономики должны быть решены следующие масштабные и разноплановые задачи:

Начальник Академии экономической безопасности МВД России, доктор юридических наук, профессор.

OI

О) О О CJ

О

о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

• обеспечение стабильности и преемственности государственной власти;

• обеспечение экономического роста, основанного на осуществлении структурных изменений в экономике;

• обеспечение военно-политической безопасности;

• ослабление зависимости от мировой конъюнктуры на сырьевые ресурсы;

• проведение активной внешней политики, особенно в экономической сфере;

• сохранение, защита и развитие различных отраслей экономики, в первую очередь инновационных и наукоемких;

• пресечение деятельности криминальных структур в экономической сфере (теневая экономика и криминальный бизнес).

В этой связи следует особое внимание уделить созданию действенной системы стратегического управления, приоритетом которой должны стать механизмы системного анализа, планирования и прогнозирования экономического развития как комплексного объекта исследования, с выделением отдельных магистральных направлений, в том числе и обеспечения экономической безопасности.

Создание и применение данной системы крайне важно в ходе реализации крупнейших национальных проектов, инициированных государством и реализуемых в последние годы.

В числе таких проектов особо следует выделить наиболее важный финансовый, политический и имиджевый проект, от которого во многом зависит международный престиж страны — Олимпийские игры «Сочи-2014».

Организация Олимпийских игр происходит в сложных политических условиях. Выбор Сочи в качестве проведения Олимпийских игр был в значительной мере неожиданным.

Оценочной комиссей МОК предпочтение в борьбе за право принять Олимпиаду 2014 года отдавалось Пхеньяну, затем в неофициальном рейтинге шел Зальцбург, шансы же Сочи расценивались как весьма скромные. В Австрии были построены практически все необходимые для проведения Олимпиады спортивные объекты, Пхеньян также приступил к строительству, в то время, как в российском городе все стадионы и трассы были готовы лишь на бумаге.

К тому же негативное впечатление на МОК произвели энергетические аварии,

случившиеся на российском курорте в недавнем прошлом, неспокойная обстановка в приграничных Абхазии и Грузии, в северокавказских республиках.

В настоящее время Корея, Австрия и примкнувшая к ним Грузия не теряют надежд на перенос места проведения Олимпийских игр и непрерывно обращаются с требованиями в МОК.

Строительство олимпийских объектов и инфраструктуры в Сочи находятся на начальном этапе и сбой в их строительстве может переносом места проведения игр. Подобные прецеденты имеются — это случай с Играми 1976 года, когда место их проведения было перенесено за 4 года до их начала из американского Денвера в австрийский Инсбрук.

Подобное развитие событий скажется колоссальными финансовыми потерями для бюджета России, кроме того, будет нанесен существенный удар по престижу страны.

Объединившиеся негативные факторы в виде политического давления на международные организации со стороны заинтересованных государств, финансовый кризис, внутренние криминальные и коррупционные угрозы ставят перед государством сложную задачу обеспечения безопасности организации и проведения Олимпийских игр в г. Сочи. На МВД России ложится значительная часть ответственности за организацию проекта.

Министр внутренних дел России генерал армии Р.Г. Нургалиев в своем докладе на расширенном заседании коллегии МВД Российской Федерации отметил, что обеспечение экономической безопасности страны сегодня является важнейшим направлением деятельности Министерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2008 году правоохранительными органами было выявлено 448 800 преступлений в сфере экономики, из которых почти 40% относится к категории тяжких и особо тяжких. На 3,5% возросло число выявленных экономических преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размерах. Материальный ущерб от экономических преступлений только по оконченным уголовным делам составил 142,5 миллиардов рублей.

Руководство Министерства высказывает озабоченность тем, что значительная часть преступлений совершается организованными группами и преступными сообществами. В истекшем году выявлено 21,6 тысяч подобных фактов. Из-под

влияния преступных групп выведено 89 объектов экономики.

В январе — марте 2009 года зарегистрировано 790 тыс. преступлений, или на 6,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 21 субъекте Российской Федерации, снижение — в 62 субъектах.

По сравнению с 1 кварталом 2008 года на 3,0% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 156,7 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 19,8%. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 43,4%.

Выделяемые на реализацию приоритетных национальных проектов, крупных инвестиционных программ значительные бюджетные средства становятся объектом внимания криминальных структур. В числе первоочередных задач правоохранительных органов в таких условиях является контроль за распределением и расходованием выделяемых средств, за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках.

В условиях экономического кризиса отслеживание прохождения и использования выделенных государством денежных средств приобретает ещё большую важность.

Для рационализации расходования средств субъектом, принимающим непосредственное участие в организации Олимпийских игр, создана Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта. Иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр являются Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет.

Российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр являются Олимпийский комитет России, Па-ралимпийский комитет России, город Сочи, автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи» и организации, которые осуществляют управленческие и иные функции, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, с проектирова-

нием, со строительством и реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Проект «Сочи-2014» в настоящее время расценивается как одно из эксклюзивных мероприятий по обеспечению экономической безопасности на проектной основе, где реализуются новые методы государственного управления, мониторинга, антикоррупционные механизмы, принятия оперативных мер реагирования, а также выстраивается последующий опыт. Не случайно принят специальный документ «Концепция безопасности «Сочи-2014»», подписанный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым.

Для реализации проекта предусмотрены значительные бюджетные средства, которые направляются для строительства олимпийских объектов; на развитие г. Сочи и юга страны в целом; решение социальных проблем, связанных с изъятием земли, жилья и другой недвижимости в районах возведения олимпийских объектов; обеспечение безопасности в период строительства.

Организация проектирования и строительства 218-ти объектов и мероприятий, включенных в «Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» — основная функция «ГК Олимпстрой». Кроме того, одной из ключевых задач Корпорации является максимальное привлечение инвесторов с тем, чтобы сократить государственные вложения и увеличить участие в этом проекте частного капитала.

Бюджет корпорации составляет 199 млрд рублей. Наблюдательный совет принимает порядок и положения, регламентирующие основную деятельность Корпорации, утверждает отчеты и финансовые планы, графики строительства на предстоящий год. Председателем наблюдательного совета Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта является заместитель председателя Правительства Российской Федерации — Министр регионального развития Российской Федерации Д.Н. Козак.

«Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» состоит

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

из нескольких системных подпрограмм — по строительству олимпийских спортивных объектов (36 пунктов программы) и по строительству и реконструкции объектов для развития Сочи (182 пункта программы).

Определены ответственные исполнители — Государственная корпорация «Олимпстрой», в ведении которой находится 69 объектов, федеральные органы исполнительной власти (25 объектов), администрации Краснодарского края и города Сочи (45 объектов), а также частные инвесторы, на долю которых приходится 79 объектов.

В соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991) до начала Олимпиады должны быть построены 212 объектов на 6,5 тыс. гектаров площадей. Изъятие земель под олимпийское строительство завершилось 31 марта 2009 г.

По состоянию на 28 февраля 2009 года строительством олимпийских объектов занимаются 110 организаций с привлечением 50 тыс. строителей. Бюджет на проведение Олимпиады оценивается в 1,8 млрд долл. Их них 1,35 млрд (75%) планируется привлечь за счет восьми генеральных спонсоров. При этом 80% всех ресурсов планируется направить на развитие юга страны, города Сочи — шоссейные и железные дороги, экологические проблемы, энергоснабжение, связь, а 20% — непосредственно на олимпийские объекты.

Учитывая объемы проводимой работы, масштабы инвестиционных вложений государства, отечественных и зарубежных инвесторов, сохраняется высокая опасность совершения преступлений и финансовых злоупотреблений в ходе реализации данного проекта. В этом плане выделяются следующие направления, которые требуют особого внимания в плане обеспечения безопасности подготовки и проведения Олимпиады.

Противодействие общеуголовной преступности.

Несмотря на некоторые положительные тенденции, которых удалось добиться в последнее время, криминогенная ситуация в г. Сочи остается сложной. Возросло число преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Расширяется зона распространения наркотических средств, причем, если ранее в незаконном обороте доминировали такие виды наркотиков, как марихуана и опий, то в этом году уже задерживались сбытчики и курьеры, ввозившие в город большие партии героина, кокаина, мета-дона, амфетамина и других сильнодействующих веществ для налаживания рынка их сбыта среди многочисленных рабочих из ближнего и дальнего зарубежья, прибывающих для работы на строительных объектах.

Из общего числа иногородних граждан, задержанных за преступления, связанные с наркотиками, 80% приезжали в г. Сочи на заработки, совмещая легальную и преступную деятельность, а 60% впоследствии полностью переходили в наркобизнес.

При оценке криминогенной ситуации в г. Сочи нужно учитывать и специфику Южного федерального округа. Несмотря на достигнутые успехи в обеспечении правопорядка на территории ЮФО — а на сегодня он по общему количеству зарегистрированных преступлений занимает 5-е место в России, а по количеству тяжких и особо тяжких — третье, и снижение уровня преступности (число преступлений в 2008 году сократилось по сравнению с предыдущим годом на 8,5% и составило 334 780 фактов), продолжает иметь место ряд серьезных проблем.

Особенностью криминогенной обстановки в округе является то, что растет количество преступлений, совершаемых участниками организованных группировок, совершаются преступления террористического и экстремистского характера. Наиболее криминогенным субъектом в округе является Ингушетия. Ситуация в Чеченской Республике год от года стабилизируется.

Международные аспекты противодействия преступным проявлениям.

Определенное влияние на состояние криминогенной обстановки в г. Сочи оказывает общая ситуация в Северо-Кавказском регионе, близость границ с Грузией. Подготовка к Олимпиаде проходит на фоне активизации экстремистских и террористических организаций в Абхазии и приграничных районах Краснодарского края, что напрямую связано с деятельностью грузинских спецслужб. О своих намерениях по дестабилизации обстановки и срыву подготовки Олимпиады высказывались лидеры организации «Имарат Кавказ».

Высокую активность проявляют также спецслужбы и оргпреступные формирования Турции. Такая ситуация складывается на фоне продолжающихся попыток политического руководства Австрии и Южной Кореи оспорить право проведения Олимпиады 2014 года в г. Сочи. Эти угрозы безопасности проекта при определенных условиях способны нарушить порядок зарубежного инвестирования.

Противодействие преступлениям экономической направленности.

Проведенный анализ свидетельствует об активизации вокруг реализации олимпийского проекта различных преступных групп.

В 2008 году на подготовку к Олимпиаде государство направило 113 млрд рублей. В 2009 году планировалось направить 127 млрд рублей, однако в связи с мировым экономическим кризисом сметная стоимость строительства объектов за счет Федерального бюджета сократится на 15% по сравнению с первоначальными проектами. Это связано как с общей оптимизацией расходов, вызванной удешевлением стоимости земли, строительных материалов и снижающей затраты на строительство конкретных объектов, так и в связи с имеющими место злоупотреблениями. В частности, с тем, что бюджет отдельных объектов был завышен, что выявилось в ходе проверок, проведенных правоохранительными и контролирующими органами.

Кризис оказал влияние и на темпы инвестирования средств в олимпийское строительство. Прежде всего, это касается госкорпорации «Олимпстрой», которая сегодня испытывает недостаток в частных инвесторах.

В то же время, ни одни из российских и иностранных инвесторов не отказался от первоначальных планов по возведению олимпийских объектов в Сочи. Один из крупнейших инвесторов, холдинг «Интеррос» начинает перевод $50 млн из $750 млн кредитной линии Внешэкономбанка в олимпийское строительство.

Это вполне отвечает позиции государства, которое, принимая во внимание возникающие в связи с кризисом сложности, обещает государственную поддержку инвесторам. Об этом говорилось на одном из последних заседаний президиума Совета по подготовке Олимпиады в выступлении премьер-министра Правительства Российской Федерации В.В. Путина, который заверил, что государство понимает возникшие у частных компа-

ний сложности и готово оказать помощь, но представители частного бизнеса должны своевременно принять решение об участии в спонсорстве.

В то же время ряд недобросовестных предпринимателей, выступающих в роли подрядчиков и субподрядчиков, с целью хищения инвестируемых средств, уклонения от уплаты налогов используют различные преступные комбинации, в том числе через так называемые «фирмы-однодневки», которые осуществляют дополнительные посреднические операции, осуществляют продажу товаров и услуг по завышенным ценам и т.д. Этот вопрос особенно актуален в связи с осуществлением систематического международного контроля за подготовкой к Олимпиаде.

С начала 2009 года увеличился интерес зарубежных строительных организаций к участию в строительстве олимпийских объектов. Сегодня активную заинтересованность проявили 12 компаний из Австрии, Сербии, Финляндии, Болгарии и Турции. Еще 37 компаний из Австрии, Германии, Швеции, Финляндии и Болгарии уже участвуют в конкурсах по строительству спортивных дворцов.

Социальные аспекты.

Это направление также находится в сфере повышенного внимания. Среди первоочередных проблем выделяются: существенное удорожание земли, рост стоимости жилья, что влечет за собой активизацию криминала на рынке недвижимости.

Наиболее острой проблемой остаются вопросы выкупа земель под строительство олимпийских объектов. Граждане активно высказывают недовольство повышением тарифов на услуги ЖКХ, работой транспорта. Только в текущем году было проведено 4 протестные акции с общей численностью участников около 1 тысячи человек.

Безусловно, все вышеуказанные аспекты необходимо учитывать при планировании и проведении мероприятий по обеспечению безопасности данного проекта. Кроме того, на период Олимпиады ожидается существенное увеличение численности населения. Прогнозируется до 50 тысяч человек увеличение временно проживающих лиц, привлекаемых на работу на время строительства олимпийских объектов.

Общее число прибывающих на игры в качестве участников, гостей, зрителей, обслуживающего персонала составит от

О!

О) О О

сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

400 до 500 тысяч человек. Кроме того, демографический прогноз населения г. Сочи на 2014 год — 420 тысяч человек. С учетом возможной ежедневной миграции из близлежащих регионов — Краснодарского края и Абхазии, количество проживающих в г. Сочи в частном жилом секторе на период проведения Олимпиады ожидается не менее 500 тысяч человек.

Для обеспечения безопасности при подготовке и проведении Олимпийских игр в системе МВД России создано специализированное подразделение — Центр «Олимпиада-2014», состоящее из опытных сотрудников по всем основным направлениям деятельности. Подготовка к Олимпиаде является одним из приоритетных направлений деятельности ОРБ № 8 Департамента экономической безопасности МВД России.

В соответствии с заявкой ДЭБ МВД России Академия экономической безопасности МВД России осуществляет научное исследование по теме «Особенности выявления и документирования преступлений, связанных с посягательствами на средства, выделенные на организацию и проведение зимних олимпийских игр 2014 года в г. Сочи». Проведенный анализ организации работы подразделений МВД России выявил ряд проблем обеспечения экономической безопасности проекта «Сочи-2014».

Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день вопрос о комплексной системе обеспечения экономической безопасности проекта «Сочи-2014» остается недостаточно проработанным.

Порядок организации отбора инвестиционных проектов, типовая документация базируются на действующей, недостаточно совершенной нормативной правовой базе по государственному заказу и госзакупкам. Он не предусматривает использование общепринятых в мировой практике методов инвестиционного проектирования и бизнес-планирования, которые создают надежные и объективные планово-аналитические и контрольные механизмы для экспертизы капитальных затрат и текущих издержек, рисков и доходности инвестиционных проектов.

Выявленные на данный момент резервы снижения стоимости проекта являются не столько результатом подобных инвестиционных экспертиз, сколько оценкой удешевления строительства в условиях кризисного падения цен и сокращения возможностей государственного бюджета.

Несовершенство экспертизы инвестиционных проектов уже на стадии технико-экономического обоснования проектов обусловливает возникновение криминогенных факторов, способствующих на последующей стадии их прохождения возникновению благоприятной среды для коррупции и экономической преступности.

На прошедшем 24 февраля 2009 г. заседании Президиума Совета при Президенте РФ по подготовке к Олимпиаде премьер-министр Правительства Российской Федерации В.В. Путин сообщил, что Правительством принимаются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, касающиеся земельных отношений, градостроительных вопросов, проведения строительных работ и других вопросов, имеющих непосредственное отношение к подготовке Олимпиады.

При проведении исследования можно выделить следующие криминогенные факторы, влияющие на реализацию проекта:

1. Противоречивость в государственной системе управления и контроля различных этапов реализации проекта. Управление осуществляется на государ -ственном уровне, уровне субъекта федерации и муниципальном. Кроме того, в создании проекта задействованы государственные и негосударственные предприятия, органы власти.

2. Потенциальная возможность криминальных структур через своих представителей в администрации Краснодарского края, г. Сочи, г. Туапсе, других прилежащих территорий, а также ГК «Олимп-строй» осуществлять саботаж проекта. Это выражается в навязывании управленческих решений, направленных на неэффективное распределение бюджетных средств, создание условий для их хищения.

3. По опубликованным в СМИ данным выявлены факты завышения стоимости объектов (по данным СМИ — около 300 млрд рублей). Это свидетельствует о недостаточном контроле со стороны государственных органов за процедурами проектирования объектов.

4. По оперативной информации ОРБ № 8 МВД России финансовые средства, выделяемые на строительство, уже вовлечены в криминальный оборот, что делает необходимым противодействие процессу криминализации проекта.

5. Силы и средства органов внутренних дел, осуществляющих выявление экономических и налоговых преступлений

в ходе реализации проекта, недостаточны. На уровне МВД России обеспечением экономической безопасности проекта занимается группа в составе ОРБ № 8.

Существует ряд серьезных недоработок и недостатков в организационно-правовой составляющей организации Олимпиады, которые в дальнейшем могут стать основой для совершения преступлений и злоупотреблений и поставить под угрозу реализацию всего проекта. Обозначим недостатки, требующие незамедлительного устранения:

1. В Федеральном законе «О государственной службе» не определен статус руководителей ГК «Олимпстрой» и АНО «Сочи-2014» как государственных должностных лиц. Таким образом, данные лица не могут быть субъектами преступлений, предусмотренных главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Не определен полный перечень субъектов — получателей бюджетных средств, выделяемых на проведение Олимпиады. Не ясен полный перечень государственных субъектов (министерств, ведомств, предприятий), которые осуществляют выделение бюджетных средств по данной статье расходов (Минтранс, Минспорт, РЖД, МВД даже создало Центр).

Порядок выделения денег (сколько всего выделено), основания и порядок перечисления этих средств получателям. Не ясен статус этих денег. Как только они попадают на счет ГК «Олимпстрой», продолжают ли они оставаться бюджетными или являются собственными средствами компании, полученными на проведение мероприятий.

Деньги расходуются не только на строительство, но и на подготовку спортсменов, отбор кандидатов, строительство тренировочной инфраструктуры (обычные ежегодные траты). Можно ли их относить к расходам на подготовку Олимпиады.

3. Нормы расходования бюджетных средств, выделенных на Олимпиаду, на организацию управления и собственные расходы субъектов. Завышенные зарплаты, премии, создание филиалов.

4. Опыт проведения олимпиады в Китае, Канаде, Корее. Требует сравнения организация бюджетного финансирования.

5. Требуют изучения используемые ГК «Олимпстрой» методики проведения

государственных конкурсов, оценки земель. Имеются ли финансово-экономические обоснования именно таких методик. По информации ДЭБ МВД России, порядок оценки земель и объектов строительства отсутствует, регламент проведения конкурсов, разработанный ГК, противоречит Федеральному закону от 21 июня 2005 года № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

6. Требуется создание единой системы учета и систематизации проверок, проводимых контролирующими органами в отношении ГК «Олимпстрой» и иных получателей бюджетных средств. Поскольку проверки носят разрозненный характер, различные органы акцентируют внимание на различных сферах, но все итоговые акты дублируют друг друга.

Основой вывод: состояние экономической защищенности проекта во многом не соответствует масштабам проекта. Это выражается в том, что бюджетное финансирование осуществляется в условиях серьезной криминогенной обстановки в регионе, а также мирового финансового кризиса.

Учитывая международный характер проекта, полагаем возможным провести мероприятия, направленные на повышение эффективности системы обеспечения экономической безопасности проекта.

В настоящее время затраты коммерческих структур на обеспечение безопасности составляют 20—30% средств, поскольку в противном случае потери будут существенно большими. Если не будет предпринято экстраординарных мер по защите проекта «Сочи-2014», то при стоимости проекта ориентировочно в 30 млрд долларов ущерб может составить не менее 10 млрд долларов.

Обеспечение эффективной администрации и экономической безопасности проекта, системы эффективного контроля, подготовки кадров и т.д. может быть установлено на уровне, по крайней мере, 5—7%, то есть 1,5—2 млрд долларов. Эта сумма необходима для организации системы управления и содержания аппарата, организации системы контроля, осуществления подготовки и переподготовки кадров, обеспечения системы их личной безопасности и других нужд.

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.