Научная статья на тему 'Специфика контрольной функции субъектов, осуществляющих проверку строительства олимпийских объектов МВД России'

Специфика контрольной функции субъектов, осуществляющих проверку строительства олимпийских объектов МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ОЛИМПИЙСКИЕ ОБЪЕКТЫ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / THE STATE FINANCIAL CONTROL / OLYMPIC OBJECTS / CONTROL SUBJECTS / MANAGEMENT REPORTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жиляков А. П.

В статье определены субъекты, осуществляющие государственный финансовый контроль строительства олимпийских объектов и рассмотрены их функции, представлена вертикальная схема управленческой отчетности о ходе выполнения работ по строительству олимпийских объектов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE CONTROL FUNCTIONS OF THE SUBJECTS, CONDUCTING CHECKS OF CONSTRUCTION OF OLYMPIC OBJECTS MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIAN FEDERATION

The article identified the subjects carrying out the state financial control of the construction of Olympic objects and examined their function, represented by the vertical scheme of management reports on progress on construction of Olympic objects ministry of the interior of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Специфика контрольной функции субъектов, осуществляющих проверку строительства олимпийских объектов МВД России»

СПЕЦИФИКА КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОВЕРКУ СТРОИТЕЛЬСТВА ОЛИМПИЙСКИХ ОБЪЕКТОВ МВД РОССИИ

А.П. Жиляков,

соискатель кафедры «Экономического анализа, финансов и статистики»

Московского Университета МВД России Научная специальность 08.00.12 -бухгалтерский учет, статистика E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье определены субъекты, осуществляющие государственный финансовый контроль строительства олимпийских объектов и рассмотрены их функции, представлена вертикальная схема управленческой отчетности о ходе выполнения работ по строительству олимпийских объектов МВД России.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, олимпийские объекты, контролирующие субъекты, управленческая отчетность

SPECIFICITY OF THE CONTROL FUNCTIONS OF THE SUBJECTS, CONDUCTING CHECKS OF CONSTRUCTION OF OLYMPIC OBJECTS MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIAN FEDERATION

A.P. Zhiljakov,

the competitor of chair «the Economic analysis, the finance and statistics» the Moscow University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article identified the subjects carrying out the state financial control of the construction of Olympic objects and examined their function, represented by the vertical scheme of management reports on progress on construction of Olympic objects ministry of the interior of Russian Federation.

Keywords: the state financial control, Olympic objects, control subjects, management reporting

На организацию XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (далее — Олимпиада — 2014) направляются колоссальный объем финансовых ресурсов государства и инвесторов. Так, по данным Счетной палаты, с начала строительства по 2010 год ответственными исполнителями программы освоено 252 282,2 млн. рублей (Рис. 1) [1, с. 44].

Для подготовки и проведения Олимпиады-2014 постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 991 утверждена Программа строительства олимпийских объектов и

развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее — Программа), в которой установлен перечень олимпийских объектов, а также определен круг ответственных исполнителей, обязанных отчитываться об использовании средств. Министерство внутренних дел Российской Федерации определено Правительством Российской Федерации ответственным исполнителем по строительству олимпийских объектов безопасности.

Расходы на обеспечение безопасности и правопорядка в период подготовки и проведения Олим-пиады-2014 предусматриваются по подразделу

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

«Органы внутренних дел» раздела «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 2012 год в сумме 2 379,9 млн. рублей, что на 482,5 млн. рублей, или на 16,9 %, меньше аналогичного показателя 2011 года, установленного сводной бюджетной росписью с изменениями (2 862,4 млн. рублей), на 2013 год — 2 684,0 млн. рублей, на 2014 год — 4 328,0 млн. рублей; по подраз-

делу «Внутренние войска» раздела «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 2012 год в сумме 2 641,2 млн. рублей, что на 1 886,2 млн. рублей, или в 3,5 раза, больше аналогичного показателя 2011 года, установленного сводной бюджетной росписью с изменениями (755,0 млн. рублей), на 2014 год — 187,0 млн. рублей (Таблица 1) [2, с. 212].

Рис. 1. Структура освоенных средств по олимпийскому проекту с начала строительства (в разрезе исполнителей программы строительства), млн. рублей.

Таблица 1

Планируемые расходы на обеспечение безопасности и правопорядка в период проведения Олимпиады — 2014*

Наименование Код Министерства Раздел Подраздел Сумма (расчетно)

2012 г 2013 г 2014 г

МВД России 188 03 02 2379,9 2684,0 4328,0

03 03 2641,2 187,7

05 01 400,0

09 01 96,1

09 05 537,7 325,1

ВСЕГО по всем исполнителям 154 767,2 91 474,0 27 664,4

* установлены сводной бюджетной росписью на 2012 г и на плановый период 2013 и 2014 г.

Анализ расходов федерального бюджета на подготовку и проведение Олимпиады -2014 показал, что на долю МВД России в 2012 году приходится около 1,5 % от общего объема расходов Федерального бюджета на эту цель. Освоение выделенных бюджетных средств в размере 2379,9 млн. рублей, для МВД России, как ответственного исполнителя Программы является важной задачей текущего года. От эффективного использования этих средств, зави-

сит уровень обеспечения безопасности и правопорядка в период подготовки и проведения Олимпи-ады-2014.

Данная зависимость повышается актуальность контрольных функций проверяющих субъектов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усиление контроля за использованием государственных средств.

Основными государственными органами, проводящими контроль строительства Олимпийских объектов на федеральном уровне являются:

1) государственные органы общей компетенции: Правительство РФ, Контрольное управление Президента Российской Федерации;

2) государственные органы финансового контроля: Счетная палата РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Комитет по финансовому мониторингу и т.д.;

3) государственные органы специальной компетенции: Федеральная налоговая служба, Таможенный комитет и т.д.;

4) специально созданные государственные организации, целью деятельности которых является осуществление контрольных функций за строительством олимпийских объектов: ГК «Олимпстрой».

5) уполномоченные агенты финансового контроля: например, банки, отслеживающие движение денежных средств, в том числе выраженных в иностранной валюте.

Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Контрольное управление Президента РФ (далее — Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Управления осуществляет свою деятельность на основании Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации утвержденного Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729.

Основными задачами Управления являются:

• контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;

• контроль за реализацией общенациональных проектов;

• контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;

• контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов Президента РФ;

• информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений [3].

Основными функциями Управления являются:

• организация и проведение проверок и иных мероприятий по контролю;

• рассмотрение докладов об исполнении поручений Президента РФ и подготовка предложений

о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений;

• осуществление контроля деятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента;

• осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ контроля за исполнением сметы Администрации Президента РФ;

• осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ;

• участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;

• участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации;

• изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран [3].

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации на основании ст. 101 Конституции РФ и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

• определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

• контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

• регулярное представление Совету Федера-

ции и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий [4].

В процессе реализации задач, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

• организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

• проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

• анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

• подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации [4].

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Председатель Счетной палаты С.В. Степашин включен в составы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению Олимпиады-2014 и президиума этого Совета.

В Счетной палате создана система контроля и мониторинга за эффективностью использования государственных ресурсов и ходом реализации Программы строительства олимпийских объектов в целях подготовки к Олимпиаде — 2014.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с положением, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осущест-

вляет контроль и надзор:

• за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

• за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

• за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре и др. [6].

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора также осуществляет:

• в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности и т.д. [6].

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ и действует на основании постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703.

Федеральное казначейство выполняет следующие функции:

• доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

• ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

• осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и др. [7].

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как

горноклиматического курорта — "ГК "Олимпстрой".

Целью деятельности Корпорации является осуществление контрольных функций, управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Корпорация для достижения цели своей деятельности осуществляет следующие основные функции:

• в соответствии с Программой строительства и требованиями Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета к олимпийским объектам организует работы и осуществляет иные мероприятия, направленные на строительство олимпийских объектов за счет собственных средств и (или) средств других инвесторов, включая: спортивные объекты; объекты транспортной, инженерной инфраструктуры, а также инфраструктуры связи; объекты электроэнергетики; объекты туристской индустрии и объекты здравоохранения; объекты природоохранного назначения; объекты обеспечения безопасности;

• организует эксплуатацию олимпийских объектов;

• проводит отбор: инвесторов; исполнителей работ (услуг), привлекаемых за счет собственных средств; оценщиков;

• осуществляет за счет собственных средств финансирование мероприятий по изъятию в соответствии с законодательством Российской Федерации в федеральную собственность объектов недвижимости в целях строительства олимпийских объектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• координирует деятельность по привлечению иностранных работников для строительства олимпийских объектов;

• проводит мониторинг строительства олимпийских объектов и реализации связанных с ним иных мероприятий [7].

Система государственного финансового контроля строительства предполагает следующие субъекты, осуществляющие контроль этапов инвестиционно-строительного цикла на олимпийских объектов МВД России (Рис. 2).

Системы государственного финансового контроля строительства олимпийских объектов безопасности использует информацию управленческой отчетности, представляемыми всеми участниками инвестиционно-строительного цикла.

Существующая схема представления управленческой отчетности о ходе выполнения работ по строительству олимпийских объектов МВД России изображена на (Рис. 3).

Анализ мировой практики доказал необходимость внедрения эффективной системы мониторинга за ходом работ, в соответствии с Программой олимпийского строительства.

Большое количество субъектов государственного контроля, несогласованность их действий и контрольных процедур часто приводит к неэффективности контрольных мероприятий, отвлечению контролируемых субъектов от выполнения своих непосредственных функциональных обязанностей, что в целом сказывается на процессе и сроках строительства. Необходима разработка комплекса мероприятий, направленных на уточнение схемы взаимодействия субъектов контроля, а также распределения выполняемых ими функций с целью исключения их дублирования и избыточности.

Литература

1. Итоги работы Счетной палаты Российской Федерации в 2010 году и основные направления деятельности в 2011 году http://www.ach.gov.ru/ru/ revisюn/reports-by-years/.

2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации от 07.10.2011 № ЗАМ-23/01 на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», http://www.ach.gov.ru/ru/expert/before/.

3. Указ Президента РФ от 08.06.2004 N 729 (ред. от 14.01.2011) "Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О Счетной палате Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2011).

5. Указ Президента РФ от 16.09.2008 N 1364 "О внесении изменений в составы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2008 г. N 1311".

6. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора".

7. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 26.12.2011) "О Федеральном казначействе".

8. Федеральный закон от 30.10.2007 N 238-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).

Рис. 2. Субъекты федерального уровня, осуществляющие государственный финансовый контроль за строительством олимпийских объектов МВД России

Рис. 3. Вертикальная схема представления управленческой отчетности о ходе выполнения работ по строительству олимпийских объектов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.