Научная статья на тему 'Проблемы оценки стоимости зимних Олимпийских игр в Сочи (результаты одного криминологического анализа)'

Проблемы оценки стоимости зимних Олимпийских игр в Сочи (результаты одного криминологического анализа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ НА ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ЗАВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ ПРОЕКТНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / ХИЩЕНИЯ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ / ИНСАЙДЕРСКАЯ РЕНТА / КОНТРОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Песков А. Н.

Статья посвящена криминологическому анализу затрат на строительство спортивных сооружений и социальной инфраструктуры зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Проанализированы затраты, имевшие место при строительстве олимпийских объектов в других странах. Сделан вывод о явном завышении стоимости объектов олимпийского строительства в Сочи. Предложено усилить меры правового и общественного контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на проведение крупномасштабных международных соревнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки стоимости зимних Олимпийских игр в Сочи (результаты одного криминологического анализа)»

УГРОЗЫ ИБЕЗОПАСНОСТЬ

27 (216) - 2013

УДК 34.343

проблемы оценки стоимости

зимних олимпийских игр в сочи

(результаты одного криминологического анализа)

а. н. песков,

кандидат юридических наук, преподаватель

E-mail: apeskov@olympicuniversity. ru Российский международный олимпийский университет

Статья посвящена криминологическому анализу затрат на строительство спортивных сооружений и социальной инфраструктуры зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Проанализированы затраты, имевшие место при строительстве олимпийских объектов в других странах. Сделан вывод о явном завышении стоимости объектов олимпийского строительства в Сочи. Предложено усилить меры правового и общественного контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на проведение крупномасштабных международных соревнований.

Ключевые слова: расходы на Олимпийские игры, завышение стоимости проектных и строительных работ, хищения и злоупотребления, инсайдерская рента, контроль гражданского общества.

По данным Государственной комиссии по подготовке и проведению Олимпийских игр, общие затраты на Олимпийские игры в Сочи 2014г. составят 1 трлн 526млрд руб., или около 47 млрд долл. (на 1 января 2013 г. уже потрачено 1,1 трлн руб.). Это самые дорогие Олимпийские игры за всю историю современного Олимпийского движения. Например, последние Олимпийские зимние игры в Ванкувере (Канада, 2010 г.) стоили почти в 8 раз меньше, чем предстоящие в Сочи. В целом, как подсчитали специалисты, расходы на зимние Олимпийские игры в Сочи в 4 раза превышают средние расходы на все вместе взятые предыдущие зимние Олимпийские игры [21].

Абсолютные значения же потраченных Правительством РФ финансовых средств на зимние Олимпийские игры в Сочи поистине впечатляют. На 47 млрд долл., например, можно было бы построить целый флот из 18 современных атомных подводных лодок с глубиной погружения 400 м [22] и тем самым изменить существенным образом баланс военных сил в мире. Или возвести одновременно, как подсчитал один журналист, в каждом из 1 100 городов России по одному плавательному бассейну, ледовому дворцу, стадиону и физкультурно-оздоровительному комплексу и при этом подарить каждому горожанину множество полезных спортивных товаров [1].

И что еще больше удивляет, что эти расходы позволила себе Россия, где большинство населения не удовлетворено социально-экономическими условиями жизни, и в которой только по официальной статистике числится почти 18 млн бедных людей [10].

Расходы на эти игры даже выше тех, например, которые мог позволить себе один из лидеров мировой экономики Китай. Эта страна потратила на летние Олимпийские игры в 2008 г. около 44 млрд долл. [11]. Однако надо иметь в виду, что по масштабам летние и зимние Олимпийские игры не сопоставимы друг с другом по размаху проводимых соревнований (разница в 2 и более раза), также различаются они и по количеству приглашенных

зрителей, спортсменов и членов официальных делегаций.

История знает убедительные примеры, когда руководство государств делало все возможное, чтобы удешевить проведение Олимпийских игр и сэкономить деньги налогоплательщиков, возместить понесенные в период проведения Олимпиад расходы. Например, Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (США, 1984 г.) принесли прибыль в размере 215 млн долл., в Сеуле (Южная Корея, 1998 г.) - 426 млн, в Барселоне (Испания, 1992 г.) - 3,5 млн, в Атланте (США, 1996 г.) - 900 млн, в Сиднее (Австралия, 2000 г.) - 230 млн, в Солт-Лейк-Сити (США, 2002 г.) - более 1 млрд долл. [4, 14].

При этом летние Олимпийские игры в Атланте (США, 1996 г.) и Лос-Анжелесе (США, 1984 г.) финансировались преимущественно частным капиталом. Организаторы этих прибыльных Олимпийских игр думали не о том, как удивить мир монументальностью и эксклюзивом, а об интересах налогоплательщиков. Так, в Атланте циклопические олимпийские постройки впервые были заменены временными сооружениями, которые впоследствии были демонтированы, олимпийская же деревня вообще не возводилась (спортсмены жили в студенческом общежитии). Свой вклад в экономию денег налогоплательщиков вносили и организаторы Олимпийских игр. Руководивший Оргкомитетом зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити (США, 2002 г.) будущий кандидат в президенты США 2012 г. мормон Митте Ромни проявлял, по словам его окружения, исключительную твердость, решительность и бережливость в любых вопросах, связанных с расходованием средств на Олимпийские игры, сократил даже свои личные поездки за рубеж (ввел практику видеоконференции), на такси, заставил жить членов так называемой «олимпийской семьи» в скромном отеле и ограничил их угощения «хот-догами» [8].

Достаточно скромно, несмотря на утверждения некоторых современных экспертов, проходили Олимпийские игры и в Москве в 1980 г., о чем свидетельствуют недавно рассекреченные документы ЦК КПСС. Общие затраты на подготовку и проведение этих Олимпийских игр составили всего 1 млрд 941,7 млн руб., в том числе 257,3 млн руб. - в иностранной валюте. На эти деньги были осуществлены серьезные капитальные вложения как в спортивные сооружения, так и в производственную инфраструктуру, включая возведение международного аэро-

порта «Шереметьево», телецентра «Останкино», суперсовременного велотрека в «Крылатском» и др. Причем более половины заработанных на Олимпиаде денег было выручено от лотерей «Спортлото», «Спринт», коммерческо-лицензионной деятельности и др. [15, с. 829-833]. Но даже остаточные расходы показались руководству такого большого и мощного государства, как СССР, чрезмерной тратой. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в этой связи написал в декабре 1975 г. членам Политбюро: «Как-то сложилось таким образом, что нами принято решение провести спортолимпиаду в СССР. Стоит это мероприятие колоссальных денег. Возможно, этот вопрос нам следует пересмотреть и отказаться от проведения олимпиады» [15, с. 31]. После проведенных консультаций другие члены Политбюро все же переубедили Л. И. Брежнева, и, как известно, Олимпийские игры были проведены в Москве в 1980 г.

Недавно было заявлено о том, что частные инвесторы, как это было на многих других Олимпийских играх, обеспечивают половину финансирования проекта проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. [5]. Исходя из этого заявления, можно бы было сделать оптимистичный вывод, что Россия идет по пути тех стран, которые смогли экономно и прибыльно провести Олимпийские игры.

Однако, к сожалению, приходится констатировать, что такого рода утверждения не совсем, мягко говоря, соответствуют действительности, поскольку основными инвесторами олимпийских строек в Сочи являются такие фактически принадлежащие государству структуры, как ОАО «Российские железные дороги», «Газпром», «Федеральная сетевая компания ЕАС», Сбербанк России, ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» [26].

Что же касается коммерческих структур, активно участвующих в строительстве олимпийских объектов (холдинговые компании «Базовый элемент», «Интеррос» и др.), то их расходы в основном покрываются за счет кредитов такой крупнейшей государственной корпорации, как «Внешэкономбанк» (в объеме более 4,3 млрд долл.).

Поэтому можно ответственно утверждать, что главное бремя расходов, связанных с проведением Олимпийских игр в Сочи 2014 г., лежит на государстве и прямо затрагивает интересы российских налогоплательщиков.

И самое главное, что в настоящее время никто не может дать четких гарантий окупа-

емости строящихся олимпийских сооружений, объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Например, суммарная стоимость проекта совмещенной автомобильной и железной дороги «Адлер - Красная Поляна» уже сейчас составляет фантастическую сумму в размере 9,4 млрд долл. Стоимость одного километра этой совмещенной трассы равняется 195,1 млн долл., в то время как, например, в США средняя стоимость одного километра четырехполосной дороги 5,9 млн долл., а во Франции, в Испании и Германии стоимость одного километра высокоскоростной железнодорожной магистрали - от 40 до 45 млн долл. [21].

Между тем журналисты уже успели сравнить затраты дороги «Адлер - Красная Поляна» и стоимость миссии НАСА по доставке на Марс космического аппарата Curiosity, которая обошлась США почти в четыре раза меньше (2,5 млрд долл.). А ведь эти результаты несопоставимы. Соединенные Штаты смогли осуществить научно-технический прорыв, отправить на Марс за сотни миллионов километров от Земли космический аппарат для активного исследования этой планеты в течение двух лет и тем самым подтвердить свой высокий авторитет передовой космической державы. В России же пока ни один специалист в настоящее время не может гарантировать, что дорога «Адлер - Красная Поляна» когда-либо окупится.

Такая же картина вырисовывается и по возводимым спортивным олимпийским объектам в Сочи. Например, стоимость центрального олимпийского стадиона «Фишт» составляет 779 млн долл., аналогичные же по вместительности центральные стадионы на зимних Олимпийских играх стоили в Солт-Лейк-Сити (США, 2002 г.) - 71,3 млн долл., Нагано (Япония, 1998 г.) - 114 млн долл. В целом, по оценке специалистов, стоимость одного места на хоккейном стадионе в Сочи превышает в 2,3 раза среднюю стоимость одного места на хоккейных стадионах на других зимних Олимпийских играх [21].

Интересно, что цены на строительство спортивных сооружений и инфраструктуры росли постоянно и часто неожиданно для самих властей, которые периодически вынуждены были проводить по этому поводу всевозможные совещания, оканчивавшиеся грозными заявлениями либо увольнениями нерадивых чиновников. В целом же стоимость зимних Олимпийских игр в Сочи с момента подачи заявки возросла с 12 до 47 млрд долл. (почти в 4раза!).

Справедливости ради надо признать, что практически все современные Олимпийские игры во всех странах мира проходили с превышением установленных расходов на их организацию и проведение. Значительный перерасход финансовых средств был допущен, в частности, при проведении летних Олимпийских игр в Барселоне (Испания, 1992 г.), зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере (Норвегия, 1994 г.), летних Олимпийских играх в Лондоне (Великобритания, 2012 г.) и других странах, выступивших в роли организаторов Олимпиады. Однако в то же время еще раз хочется подчеркнуть, что таких высоких расходов на Олимпийские игры, как в Сочи 2014 г., в абсолютных значениях не знала еще ни одна страна мира.

В чем же причины столь высокой стоимости строительства наших олимпийских объектов? Какую картину дает нам непредвзятый анализ?

Не совсем удачным, на взгляд автора, с точки зрения затрат на олимпийское строительство оказался выбор места проведения зимних Олимпийских игр в России. Россия представляет собой громадную страну с суровыми зимами и населенными пунктами, располагающими необходимыми объектами социальной и спортивной инфраструктуры для проведения международных спортивных соревнований по зимним видам спорта. И возможно, как считают некоторые специалисты, было бы целесообразным проведение Олимпийских игр в разных городах России, что, кстати, вполне соответствовало бы политике Международного олимпийского комитета, направленной на борьбу с «гигантизмом Олимпийских игр».

Но было, однако, принято решение провести зимние Олимпийские игры в 2014 г. именно в субтропическом регионе с теплым климатом (даже в горах зимой). Это в свою очередь потребовало существенных дополнительных расходов, обусловленных заготовкой снега и закупкой специальных снеговых пушек. Бесспорно то, что сложный горный рельеф местности, связанный с возведением множества тоннелей и мостов, строительных спортивных сооружений на пойменных, илистых и болотистых землях, повышенная сейсмичность региона, решение сложных экологических задач объективно способствовали удорожанию олимпийского проекта «Сочи-2014».

Попытки же в таких сложных природных условиях упростить задачу, построить «дешево» олимпийские объекты уже привели к тому, что штормом смыло строящийся грузовой порт, возводимые же тоннели затапливались и обрушивались

и др. К сожалению, сохраняются и более серьезные риски, связанные со строительством олимпийских объектов. «Принципиальный риск состоит в том, -пишет А. А. Соколов, - что спортивные сооружения строятся на Имеретинской низменности, где нет твердых грунтов на глубину 100 и более метров, и высоко стоит вода (всего на 1-1,5 метра ниже уровня моря) и категорически противопоказано строить сооружения капитального характера. Даже официальные лица не скрывают, что капитальные объекты на Имеретинской низменности будут сползать на несколько сантиметров в год, а при землетрясении в 4-5 баллов могут и вовсе уйти под землю» [21].

С другой стороны, такие оценки могут быть сильно преувеличены, поскольку прошедшее в декабре 2012 г. сильное землетрясение около Сочи (магнитудой 5,6 балла) подтвердило достаточную сейсмоустойчивость строящихся олимпийских объектов. Однако, как представляется, такого рода мнения специалистов требуют все же самого пристального и публичного изучения, проведения независимых градостроительных экспертиз.

Как показывал криминологический анализ, наряду с указанными и другими объективными факторами (например, рост инфляции) одной из главных причин высокой стоимости возводимых олимпийских сооружений являлись массовые хищения и корыстные злоупотребления.

Специалисты, занимающиеся оценкой расходов на возводимые олимпийские объекты и применяющие для этих целей существующие методологию и инструментарий [6, 7, 27, 28], были даже вынуждены использовать такое понятие, как «инсайдерская рента» - взятие под контроль доминирующей группой финансовых потоков и денежных средств в целях их выведения из оборота и последующего хищения. По мнению экспертов, эта «инсайдерская рента» при строительстве олимпийских объектов уже составляет 54,2 %. Попросту говоря, более половины выделенных средств на данное строительство похищается или присваивается тем или иным способом [21]. Действительно, факты свидетельствуют, что с олимпийских строек деньги выводятся масштабно с помощью так называемой системы «откатов», дополнительных фиктивных соглашений, путем искусственного завышения стоимости строительных материалов и работ.

Как показала, например, проверка Контрольного управления Президента РФ, при строительстве олимпийских объектов в Сочи стоимость песчано-

гравийной смеси и щебня выросла с 360 до 800 руб. за одну тонну, в то время как средняя цена по стране составляла всего 250-400 руб. [16].

Такая же ситуация, например, была и в 2010 г. с цементом, когда тонна этого строительного материала закупалась на олимпийские стройки по цене 4,6 тыс. руб. (позже завозился еще более дорогой турецкий цемент), а в самом Сочи тонна цемента стоила 2,3 тыс. руб. [29].

В 2010 г. было возбуждено уголовное дело по фактам взяточничества в размере 180 млн руб. в отношении весьма крупного чиновника Главного управления капитального строительства Управления делами Президента РФ, получавшего так называемые «откаты» за предоставление заказов на строительные работы (впоследствии дело было прекращено по неназванным в прессе основаниям) [9].

В августе 2012 г. МВД России возбудило уголовные дела по фактам совершения мошеннических действий и завышения сметной стоимости строительства санно-бобслейной трассы и центрального олимпийского стадиона «Фишт» на сумму 8,1 млрд руб. [3].

Наплыв «больших» денег в Сочи, сформировавшаяся в этой связи атмосфера наживы и коррупции породили горячее желание многих местных жителей и чиновников также «заработать» на олимпийском строительстве: куй железо, не отходя от кассы! В городе процветают спекулятивные сделки с недвижимостью, махинации с земельными участками. В 2012 г. следственными органами возбуждены уголовные дела в отношении главного архитектора города, выдававшего незаконные разрешения на строительство объектов недвижимости, и еще восьми чиновников в связи со служебным подлогом, мошенничеством и злоупотреблением служебным положением [2].

Вызывает удивление и тот факт, что все имевшие место завышения стоимости проектных и строительных работ, приобретаемых строительных материалов происходили на глазах многочисленной армии чиновников и представителей правоохранительных органов, призванных бороться с хищениями и всевозможными злоупотреблениям при строительстве олимпийских объектов.

Примером может служить деятельность такой государственной корпорации как «Олимпстрой», являющейся главной управленческой структурой в сфере строительства олимпийских объектов. О какой эффективности олимпийского строительства

можно говорить, если с 2007 по 2011 г. сменилось три президента этой государственной корпорации. В декабре же 2012 г. арестован помощник уже нового президента указанной компании за хищение почти миллиарда рублей, имевшее место в Чувашской Республике. Отдельные же руководители этой госкорпорации, как выяснилось, получали громадные зарплаты в сумме 23 млн руб., но при этом вообще не работали (по этим фактам было возбуждено шесть уголовных дел) [12].

Неудивительно, что при такой организации строительных работ отсутствовала система прозрачности заключаемых договоров на строительство олимпийских объектов, некоторые же подрядные организации вообще выбирались без тендеров и конкурсов.

Между тем имеется интересный и поучительный опыт других стран, решительно не допустивших такого размаха коррупции, злоупотреблений и хищений при строительстве олимпийских объектов. Так, при подготовке летних Олимпийских игр в Пекине (КНР, 2008 г.) была развернута компания по борьбе с коррупцией при строительстве объектов спортивной и социальной инфраструктуры по принципу «предупредить коррупцию посредством осуществления объективных и прозрачных контрольных операций».

В пекинском оргкомитете Олимпийских игр (BOCOG) в этих целях был создан Департамент аудита и надзора (Audit & Supervision Department), определена строгая ответственность чиновников на каждом уровне. Особое внимание уделялось проведению проверок тендеров и торгов по ключевым проектам. Была открыта «горячая линия» для получения жалоб от населения по фактам коррупции в сфере строительства олимпийских объектов. Кроме того, специальная Административная комиссия осуществляла контроль за ценой строительных материалов и работ [17].

Между тем можно смело прогнозировать, что проблема возможных хищений и злоупотреблений сохранится и после проведения зимних Олимпийских игр в Сочи. Уже подсчитано, что для дальнейшей эксплуатации олимпийских объектов только регионального и муниципального значения потребуется ежегодно около 10 млрд руб. Кроме того, еще 5 млрд руб. придется потратить на перепрофилирование построенных олимпийских объектов [24].

К сожалению, можно предположить, что хищения и злоупотребления будут иметь место

и при осуществлении других широкомасштабных международных спортивных проектов, осуществляемых в Российской Федерации.

Например, затраты на Универсиаду 2013 г. в Казани уже выросли с 15-25 до 110-120 млрд руб. [25]. Более 451 млрд руб. планируется потратить на строительство спортивных сооружений, горнорекреационных комплексов и объектов социальной инфраструктуры в туристическом кластере в Северо-Кавказском федеральном округе [22].

В Санкт-Петербурге, например, возводится за счет бюджета города без своевременно подготовленной разрешительной документации самый дорогой стадион в мире «Зенит-Арена». Его стоимость уже выросла с 6,7 до 43,8 млрд руб., при этом строительные работы по его возведению выполнены только на 34,4 %. По мнению Председателя Счетной палаты РФ С. В. Степашина, уже сейчас можно сократить финансовые средства на возведение этого «золотого» стадиона до 10 млрд руб. [20].

Аналогичная ситуация может сложиться и с возведением спортивных сооружений, объектов социальной и транспортной инфраструктуры в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г. Соответствующий законопроект в этой связи уже внесен в Государственную Думу. Однако, как ни странно, финансово-экономическое обоснование законопроекта отсутствует. И поэтому до настоящего времени не ясно, на какие же финансовые средства будет вестись подготовка к этому Чемпионату мира 2018 г., сколько вновь придется потратить средств налогоплательщиков на возведение спортивных сооружений, транспортную и социальную инфраструктуру, а сколько положат в карман коррупционеры.

Интересно, что в законопроекте о Чемпионате мира по футболу в России в 2018 г. уделяется главное внимание выполнению правительственных гарантий, которые были ранее даны ФИФА, удовлетворению финансовых интересов чиновников ФИФА и их партнеров по бизнесу. И в то же время в этом законопроекте нет ни слова о развитии массового футбола в России, создании специализированных детско-юношеских футбольных школ, воспитательной работе с фанатскими объединениями, приобщении населения России, особенно молодежи и подростков, к здоровому образу жизни и массовому спорту [19].

Очевидно, что повторяется та же история, что и при подготовке к зимним Олимпийским играм в

Сочи-2014, где приоритет был отдан не указанным социальным ценностям, а главным образом созданию бизнес-проекта под названием «Сочи-2014» и материальному стимулированию спорта высших достижений для получения рекордного количества золотых медалей.

Заключение. Оправданы ли вышеприведенные громадные затраты на зимние Олимпийские игры 2014 г. или нет, вопрос дискуссионный. По-видимому, ответ на него дадут время и историки. Однако можно констатировать одно важное обстоятельство, что в российском обществе не было масштабной и открытой дискуссии о целесообразности расходования таких больших средств на Олимпийские игры в Сочи. Эта проблема не обсуждалась предварительно широко и максимально гласно в Федеральном Собрании, гражданском обществе, средствах массовой информации, по ней не проводился референдум.

Интересно, что в богатой Швейцарии, например, недавно провели референдум о целесообразности проведения зимних Олимпийских игр 2022 г. Однако, несмотря на решение правительства Швейцарии выделить крупные финансовые средства на эти цели, большинство зажиточных жителей крупнейшего кантона Граунбюнден посчитали Олимпийские игры затратными и решили их не проводить на своей территории [13].

Следует также констатировать, что государство оказалось неспособным эффективно контролировать финансовые потоки, направленные на строительство олимпийских объектов. В то же время к организации контроля за расходованием бюджетных средств на олимпийские стройки не были привлечены институты гражданского общества и широкая общественность. Усилий же одной только Счетной палаты РФ оказалось явно недостаточно. В результате создалась благоприятная почва для коррупции и злоупотреблений на олимпийских стройках.

Очевидно, что если государство не примет мер к повышению траспарентности, гласности и широкому обсуждению обществом всех затратных широкомасштабных спортивных международных проектов, не организует должного правового и общественного контроля за их реализацией, по итогам зимних Олимпийских игр в Сочи не разберется конкретно и предметно со всеми случаями коррупции и злоупотреблений, то мы и в будущем рискуем столкнуться с аналогичной ситуацией.

В то же время нет сомнений в том, что наше государство, безусловно, выполнит в полном объеме все взятые с проведением Олимпийских игр обязательства, проведет игры на высоком уровне, в соответствии с требованиями Олимпийской Хартии.

Очень хотелось бы надеяться на то, что при проведении будущих международных спортивных соревнований деньги российских налогоплательщиков будут тратиться более рационально и эффективно, что не будут забыты интересы развития массового спорта и здорового образа жизни населения Российской Федерации.

Список литературы

1. Бычков Е. Вместо Олимпиады в Сочи. URL: http://www. echo. msk. ru. (Дата обращения 02.02.2013).

2. В 2012 г. резко возросло число уголовных дел, связанных с подготовкой Олимпиады в Сочи // ИТАР-ТАСС Кубань. 27.02.2013.

3. Гришин А. На Олимпийских стройках пытались похитить 8 млрд рублей // Комсомольская правда. 11.08.2012.

4. Загородняя Е. Неосязаемая прибыль Олимпиад // РИА Новости. URL: http://ria. ru/analytics. (Дата обращения 20.05.2011).

5. Из 1,5 трлн, которые будут затрачены на Олимпиаду в Сочи, половина - частные инвестиции // Интерфакс. URL: http://www. interfax. ru/ print. asp?sec=1461&id=288625. (Дата обращения 04.02.2013).

6. Калмыков Л. Б., Хрусталёв Е. Ю. Инструментарий оценки инвестиционной стоимости объектов недвижимости и эффективности их использования в строительных проектах // Экономика и математические методы. 2013. Т. 49. № 1.

7. Калмыков Л. Б., Хрусталёв Е. Ю. Оценка эффективности участия в инвестиционных проектах по строительству объектов недвижимости // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 1.

8. Кимбалл Д. Что говорят о Митте Ромни Олимпийские игры 2002 г. URL: http://mittromney. ru/1516/what-the-2002-olympic-games-say-about-mitt-romney. (Дата обращения 01.10.2012).

9. Кузнецова Н. Глядя из Лондона. Как борец с коррупцией в Сочи В. Морозов стал политэмигрантом // Компания. 28.01.2013.

10. Левыкин Ю. В России насчитали 18 миллионов нищих. URL: http://www. utro. ru/articles. (Дата обращения 11.28.2012).

11. Летние Олимпийские игры в Пекине. URL: http://www. Wikipedia. org/wiki. (Дата обращения 15.02.2013)

12. Миронова И. Пять главных проблем Олимпиады в Сочи. URL: http://www. sports. ru. (Дата обращения 20.02.2012).

13. Матяш А. Швейцарцы проголосовали против Олимпиады. URL: http://www. utro. ru/articles/ sport. (Дата обращения 04.03.2013).

14. Олимпиада - прибыль или убыток. URL: hhtp://infobank. by. (Дата обращения 28.07.2008).

15. Пять колец под кремлевскими звездами: документальная хроника Олимпиады-80 в Москве // МЖ МФД. М., 2011.

16. Письменная Е., ТовкайлоМ., Корня А. Узнал о воровстве // Ведомости. 16.03.2011.

17. Песков А. Н. Международный опыт обеспечения безопасности Олимпийских игр (анализ правоохранительной деятельности) // Первый ежегодный международный форум по спортивному праву. М.: Российский университет дружбы народов, 2013. C. 132-145.

18. Пушкарская А. Трансстрой и Мостоотряд-19 меряются крышей // Коммерсант. 25.02.2013.

19. Песков А. Н. О проекте федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г., Кубка конфедераций ФИФА 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 4. C. 35-39.

20. Степашин С. У «Зенита» будет «золотой» стадион. Дороже только «Уэмбли». URL: http://news. sport-express. ru. (Дата обращения 15.01.2013).

21. Соколов А. А. Затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпийских игр. URL: http://igpr. ru/articles/zatraty_na_olimpiady_v_sochi. (Дата обращения 16.08.2012).

22. Сколько стоит подводная лодка // FinPravda. ru. URL: http://www. finpravda. (Дата обращения 03.03.2013).

23. Самедова Е. Свои. Дорогие. Опасные // Профиль. 28.01.2013.

24. Ткачев А. Для эксплуатации олимпийских объектов ежегодно потребуется 10 млрд руб. // ИТАР-ТАСС. 08.02.2013.

25. ТовкайлоМ. Такой дорогой Олимпиады еще не было // Ведомости. 13.02.2013.

26. Финансирование олимпийских объектов в Сочи и основные инвесторы // Агентство экономической информации «ПРАЙМ». URL: http://riarealty. ru/analysis_info/20130226/399764764.html. (Дата обращения 26.02.2013).

27. Хрусталёв Е. Ю., Елизарова М. И. Методология оценки стоимости недвижимости как инвестиционного ресурса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 15.

28. Хрусталёв Е. Ю., Калмыков Л. Б. Методические основы оценки инвестиционной стоимости объектов недвижимости // Финансы и кредит. 2008. № 13.

29. Чеберко И. ФАС завела в Сочи цементное дело // Известия. 09.02.2012.

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы

формата А4.

Тел./факс (495) 721-8575, e-mail:post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.