Научная статья на тему 'Проблемы оценки стоимости зимних Олимпийских игр в Сочи (результаты одного криминологического анализа)'

Проблемы оценки стоимости зимних Олимпийских игр в Сочи (результаты одного криминологического анализа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАСХОДЫ НА ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ЗАВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ ПРОЕКТНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / ХИЩЕНИЯ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ / ИНСАЙДЕРСКАЯ РЕНТА / КОНТРОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Песков А. Н.

Статья посвящена криминологическому анализу затрат на строительство спортивных сооружений и социальной инфраструктуры зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Проанализированы затраты, имевшие место при строительстве олимпийских объектов в других странах. Сделан вывод о явном завышении стоимости объектов олимпийского строительства в Сочи. Предложено усилить меры правового и общественного контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на проведение крупномасштабных международных соревнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки стоимости зимних Олимпийских игр в Сочи (результаты одного криминологического анализа)»

УГРОЗЫ и БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 34.343

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ

ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В СОЧИ

(РЕЗУЛЬТАТЫ ОДНОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)*

А. Н. ПЕСКОВ,

кандидат юридических наук, преподаватель E-mail: apeskov@olympicuniversity.ru

По данным Государственной комиссии по подготовке и проведению Олимпийских игр, общие затраты на Олимпийские игры в Сочи 2014г. составят 1 трлн 526млрд руб., или около 47 млрд долл. (на 1 января 2013 г. уже потрачено 1,1 трлн руб.). Это самые дорогие Олимпийские игры за всю историю современного Олимпийского движения. Например, последние Олимпийские зимние игры в Ванкувере (Канада, 2010 г.) стоили почти в 8 раз меньше, чем предстоящие в Сочи. В целом, как подсчитали специалисты, расходы на зимние Олимпийские игры в Сочи в 4 раза превышают средние расходы на все вместе взятые предыдущие зимние Олимпийские игры [21].

Абсолютные значения же потраченных Правительством РФ финансовых средств на зимние Олимпийские игры в Сочи поистине впечатляют. На 47 млрд долл., например, можно было бы построить целый флот из 18 современных атомных подводных лодок с глубиной погружения 400 м [22] и тем самым изменить существенным образом баланс военных сил в мире. Или возвести одновременно, как подсчитал один журналист, в каждом из 1 100 городов России по одному плавательному бассейну, ледовому дворцу, стадиону и физкультурно-оздоровительному комплексу и при этом подарить каждо-

* Статья подготовлена по материалам журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2013. № 27 (216).

му горожанину множество полезных спортивных товаров [1].

И что еще больше удивляет, что эти расходы позволила себе Россия, где большинство населения не удовлетворено социально-экономическими условиями жизни, и в которой только по официальной статистике числится почти 18 млн бедных людей [10].

Расходы на эти игры даже выше тех, например, которые мог позволить себе один из лидеров мировой экономики Китай. Эта страна потратила на летние Олимпийские игры в 2008 г. около 44 млрд долл. [11]. Однако надо иметь в виду, что по масштабам летние и зимние Олимпийские игры не сопоставимы друг с другом по размаху проводимых соревнований (разница в 2 и более раза), также различаются они и по количеству приглашенных зрителей, спортсменов и членов официальных делегаций.

История знает убедительные примеры, когда руководство государств делало все возможное, чтобы удешевить проведение Олимпийских игр и сэкономить деньги налогоплательщиков, возместить понесенные в период проведения Олимпиад расходы. Например, Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (США, 1984 г.) принесли прибыль в размере 215 млн долл., в Сеуле (Южная Корея, 1998 г.) - 426 млн, в Барселоне (Испания, 1992 г.)

313101310131

- 3,5 млн, в Атланте (США, 1996 г.) - 900 млн, в Сиднее (Австралия, 2000 г.) - 230 млн, в Солт-Лейк-Сити (США, 2002 г.) - более 1 млрд долл. [4, 14].

При этом летние Олимпийские игры в Атланте (США, 1996 г.) и Лос-Анжелесе (США, 1984 г.) финансировались преимущественно частным капиталом. Организаторы этих прибыльных Олимпийских игр думали не о том, как удивить мир монументальностью и эксклюзивом, а об интересах налогоплательщиков. Так, в Атланте циклопические олимпийские постройки впервые были заменены временными сооружениями, которые впоследствии были демонтированы, олимпийская же деревня вообще не возводилась (спортсмены жили в студенческом общежитии). Свой вклад в экономию денег налогоплательщиков вносили и организаторы Олимпийских игр. Руководивший Оргкомитетом зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити (США, 2002 г.) будущий кандидат в президенты США 2012 г. мормон Митте Ромни проявлял, по словам его окружения, исключительную твердость, решительность и бережливость в любых вопросах, связанных с расходованием средств на Олимпийские игры, сократил даже свои личные поездки за рубеж (ввел практику видеоконференции), на такси, заставил жить членов так называемой «олимпийской семьи» в скромном отеле и ограничил их угощения «хот-догами» [8].

Достаточно скромно, несмотря на утверждения некоторых современных экспертов, проходили Олимпийские игры и в Москве в 1980 г., о чем свидетельствуют недавно рассекреченные документы ЦК КПСС. Общие затраты на подготовку и проведение этих Олимпийских игр составили всего 1 млрд 941,7 млн руб., в том числе 257,3 млн руб. - в иностранной валюте. На эти деньги были осуществлены серьезные капитальные вложения как в спортивные сооружения, так и в производственную инфраструктуру, включая возведение международного аэропорта «Шереметьево», телецентра «Останкино», суперсовременного велотрека в «Крылатском» и др. Причем более половины заработанных на Олимпиаде денег было выручено от лотерей «Спортлото», «Спринт», коммерческо-лицензионной деятельности и др. [15, с. 829-833]. Но даже остаточные расходы показались руководству такого большого и мощного государства, как СССР, чрезмерной тратой. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в этой связи написал в декабре 1975 г. членам Политбюро: «Как-то сложилось таким образом, что нами принято решение провести спортолимпиаду в СССР. Стоит это мероприятие колоссальных денег. Возможно, этот вопрос нам следует пересмотреть

и отказаться от проведения олимпиады» [15, с. 31]. После проведенных консультаций другие члены Политбюро все же переубедили Л. И. Брежнева, и, как известно, Олимпийские игры были проведены в Москве в 1980 г.

Недавно было заявлено о том, что частные инвесторы, как это было на многих других Олимпийских играх, обеспечивают половину финансирования проекта проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. [5]. Исходя из этого заявления, можно бы было сделать оптимистичный вывод, что Россия идет по пути тех стран, которые смогли экономно и прибыльно провести Олимпийские игры.

Однако, к сожалению, приходится констатировать, что такого рода утверждения не совсем, мягко говоря, соответствуют действительности, поскольку основными инвесторами олимпийских строек в Сочи являются такие фактически принадлежащие государству структуры, как ОАО «Российские железные дороги», «Газпром», «Федеральная сетевая компания ЕАС», Сбербанк России, ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» [26].

Что же касается коммерческих структур, активно участвующих в строительстве олимпийских объектов (холдинговые компании «Базовый элемент», «Интеррос» и др.), то их расходы в основном покрываются за счет кредитов такой крупнейшей государственной корпорации, как «Внешэкономбанк» (в объеме более 4,3 млрд долл.).

Поэтому можно ответственно утверждать, что главное бремя расходов, связанных с проведением Олимпийских игр в Сочи 2014 г., лежит на государстве и прямо затрагивает интересы российских налогоплательщиков.

И самое главное, что в настоящее время никто не может дать четких гарантий окупаемости строящихся олимпийских сооружений, объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Например, суммарная стоимость проекта совмещенной автомобильной и железной дороги «Адлер - Красная Поляна» уже сейчас составляет фантастическую сумму в размере 9,4 млрд долл. Стоимость одного километра этой совмещенной трассы равняется 195,1 млн долл., в то время как, например, в США средняя стоимость одного километра четырехполосной дороги 5,9 млн долл., а во Франции, в Испании и Германии стоимость одного километра высокоскоростной железнодорожной магистрали - от 40 до 45 млн долл. [21].

Между тем журналисты уже успели сравнить затраты дороги «Адлер - Красная Поляна» и стоимость миссии НАСА по доставке на Марс космического аппарата Curiosity, которая обошлась США

почти в четыре раза меньше (2,5 млрд долл.). А ведь эти результаты несопоставимы. Соединенные Штаты смогли осуществить научно-технический прорыв, отправить на Марс за сотни миллионов километров от Земли космический аппарат для активного исследования этой планеты в течение двух лет и тем самым подтвердить свой высокий авторитет передовой космической державы. В России же пока ни один специалист в настоящее время не может гарантировать, что дорога «Адлер - Красная Поляна» когда-либо окупится.

Такая же картина вырисовывается и по возводимым спортивным олимпийским объектам в Сочи. Например, стоимость центрального олимпийского стадиона «Фишт» составляет 779 млн долл., аналогичные же по вместительности центральные стадионы на зимних Олимпийских играх стоили в Солт-Лейк-Сити (США, 2002 г.) - 71,3 млн долл., Нагано (Япония, 1998 г.) - 114 млн долл. В целом, по оценке специалистов, стоимость одного места на хоккейном стадионе в Сочи превышает в 2,3 раза среднюю стоимость одного места на хоккейных стадионах на других зимних Олимпийских играх [21].

Интересно, что цены на строительство спортивных сооружений и инфраструктуры росли постоянно и часто неожиданно для самих властей, которые периодически вынуждены были проводить по этому поводу всевозможные совещания, оканчивавшиеся грозными заявлениями либо увольнениями нерадивых чиновников. В целом же стоимость зимних Олимпийских игр в Сочи с момента подачи заявки возросла с 12 до 47 млрд долл. (почти в 4раза!).

Справедливости ради надо признать, что практически все современные Олимпийские игры во всех странах мира проходили с превышением установленных расходов на их организацию и проведение. Значительный перерасход финансовых средств был допущен, в частности, при проведении летних Олимпийских игр в Барселоне (Испания, 1992 г.), зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере (Норвегия, 1994 г.), летних Олимпийских играх в Лондоне (Великобритания, 2012 г.) и других странах, выступивших в роли организаторов Олимпиады. Однако в то же время еще раз хочется подчеркнуть, что таких высоких расходов на Олимпийские игры, как в Сочи 2014 г., в абсолютных значениях не знала еще ни одна страна мира.

В чем же причины столь высокой стоимости строительства наших олимпийских объектов? Какую картину дает нам непредвзятый анализ?

Не совсем удачным, на взгляд автора, с точки зрения затрат на олимпийское строительство оказался выбор места проведения зимних Олимпийских игр в России. Россия представляет собой громадную страну с суровыми зимами и населенными пунктами, располагающими необходимыми объектами социальной и спортивной инфраструктуры для проведения международных спортивных соревнований по зимним видам спорта. И возможно, как считают некоторые специалисты, было бы целесообразным проведение Олимпийских игр в разных городах России, что, кстати, вполне соответствовало бы политике Международного олимпийского комитета, направленной на борьбу с «гигантизмом Олимпийских игр».

Но было, однако, принято решение провести зимние Олимпийские игры в 2014 г. именно в субтропическом регионе с теплым климатом (даже в горах зимой). Это в свою очередь потребовало существенных дополнительных расходов, обусловленных заготовкой снега и закупкой специальных снеговых пушек. Бесспорно то, что сложный горный рельеф местности, связанный с возведением множества тоннелей и мостов, строительных спортивных сооружений на пойменных, илистых и болотистых землях, повышенная сейсмичность региона, решение сложных экологических задач объективно способствовали удорожанию олимпийского проекта «Сочи-2014».

Попытки же в таких сложных природных условиях упростить задачу, построить «дешево» олимпийские объекты уже привели к тому, что штормом смыло строящийся грузовой порт, возводимые же тоннели затапливались и обрушивались и др. К сожалению, сохраняются и более серьезные риски, связанные со строительством олимпийских объектов. «Принципиальный риск состоит в том, -пишет А. А. Соколов, - что спортивные сооружения строятся на Имеретинской низменности, где нет твердых грунтов на глубину 100 и более метров, и высоко стоит вода (всего на 1-1,5 метра ниже уровня моря) и категорически противопоказано строить сооружения капитального характера. Даже официальные лица не скрывают, что капитальные объекты на Имеретинской низменности будут сползать на несколько сантиметров в год, а при землетрясении в 4-5 баллов могут и вовсе уйти под землю» [21].

С другой стороны, такие оценки могут быть сильно преувеличены, поскольку прошедшее в декабре 2012 г. сильное землетрясение около Сочи (магнитудой 5,6 балла) подтвердило достаточную сейсмоустойчивость строящихся олимпийских объектов. Однако, как представляется, такого

рода мнения специалистов требуют все же самого пристального и публичного изучения, проведения независимых градостроительных экспертиз.

Как показывал криминологический анализ, наряду с указанными и другими объективными факторами (например, рост инфляции) одной из главных причин высокой стоимости возводимых олимпийских сооружений являлись массовые хищения и корыстные злоупотребления.

Специалисты, занимающиеся оценкой расходов на возводимые олимпийские объекты и применяющие для этих целей существующие методологию и инструментарий [6, 7, 27, 28], были даже вынуждены использовать такое понятие, как «инсайдерская рента» - взятие под контроль доминирующей группой финансовых потоков и денежных средств в целях их выведения из оборота и последующего хищения. По мнению экспертов, эта «инсайдерская рента» при строительстве олимпийских объектов уже составляет 54,2 %. Попросту говоря, более половины выделенных средств на данное строительство похищается или присваивается тем или иным способом [21]. Действительно, факты свидетельствуют, что с олимпийских строек деньги выводятся масштабно с помощью так называемой системы «откатов», дополнительных фиктивных соглашений, путем искусственного завышения стоимости строительных материалов и работ.

Как показала, например, проверка Контрольного управления Президента РФ, при строительстве олимпийских объектов в Сочи стоимость песчано-гравийной смеси и щебня выросла с 360 до 800 руб. за одну тонну, в то время как средняя цена по стране составляла всего 250-400 руб. [16].

Такая же ситуация, например, была и в 2010 г. с цементом, когда тонна этого строительного материала закупалась на олимпийские стройки по цене 4,6 тыс. руб. (позже завозился еще более дорогой турецкий цемент), а в самом Сочи тонна цемента стоила 2,3 тыс. руб. [29].

В 2010 г. было возбуждено уголовное дело по фактам взяточничества в размере 180 млн руб. в отношении весьма крупного чиновника Главного управления капитального строительства Управления делами Президента РФ, получавшего так называемые «откаты» за предоставление заказов на строительные работы (впоследствии дело было прекращено по неназванным в прессе основаниям) [9].

В августе 2012 г. МВД России возбудило уголовные дела по фактам совершения мошеннических действий и завышения сметной стоимости строительства санно-бобслейной трассы и

центрального олимпийского стадиона «Фишт» на сумму 8,1 млрд руб. [3].

Наплыв «больших» денег в Сочи, сформировавшаяся в этой связи атмосфера наживы и коррупции породили горячее желание многих местных жителей и чиновников также «заработать» на олимпийском строительстве: куй железо, не отходя от кассы! В городе процветают спекулятивные сделки с недвижимостью, махинации с земельными участками. В 2012 г. следственными органами возбуждены уголовные дела в отношении главного архитектора города, выдававшего незаконные разрешения на строительство объектов недвижимости, и еще восьми чиновников в связи со служебным подлогом, мошенничеством и злоупотреблением служебным положением [2].

Вызывает удивление и тот факт, что все имевшие место завышения стоимости проектных и строительных работ, приобретаемых строительных материалов происходили на глазах многочисленной армии чиновников и представителей правоохранительных органов, призванных бороться с хищениями и всевозможными злоупотреблениям при строительстве олимпийских объектов.

Примером может служить деятельность такой государственной корпорации как «Олимпстрой», являющейся главной управленческой структурой в сфере строительства олимпийских объектов. О какой эффективности олимпийского строительства можно говорить, если с 2007 по 2011 г. сменилось три президента этой государственной корпорации. В декабре же 2012 г. арестован помощник уже нового президента указанной компании за хищение почти миллиарда рублей, имевшее место в Чувашской Республике. Отдельные же руководители этой госкорпорации, как выяснилось, получали громадные зарплаты в сумме 23 млн руб., но при этом вообще не работали (по этим фактам было возбуждено шесть уголовных дел) [12].

Неудивительно, что при такой организации строительных работ отсутствовала система прозрачности заключаемых договоров на строительство олимпийских объектов, некоторые же подрядные организации вообще выбирались без тендеров и конкурсов.

Между тем имеется интересный и поучительный опыт других стран, решительно не допустивших такого размаха коррупции, злоупотреблений и хищений при строительстве олимпийских объектов. Так, при подготовке летних Олимпийских игр в Пекине (КНР, 2008 г.) была развернута компания по борьбе с коррупцией при строительстве объектов спортивной и социальной инфраструктуры по

принципу «предупредить коррупцию посредством осуществления объективных и прозрачных контрольных операций».

В пекинском оргкомитете Олимпийских игр (BOCOG) в этих целях был создан Департамент аудита и надзора (Audit & Supervision Department), определена строгая ответственность чиновников на каждом уровне. Особое внимание уделялось проведению проверок тендеров и торгов по ключевым проектам. Была открыта «горячая линия» для получения жалоб от населения по фактам коррупции в сфере строительства олимпийских объектов. Кроме того, специальная Административная комиссия осуществляла контроль за ценой строительных материалов и работ [17].

Между тем можно смело прогнозировать, что проблема возможных хищений и злоупотреблений сохранится и после проведения зимних Олимпийских игр в Сочи. Уже подсчитано, что для дальнейшей эксплуатации олимпийских объектов только регионального и муниципального значения потребуется ежегодно около 10 млрд руб. Кроме того, еще 5 млрд руб. придется потратить на перепрофилирование построенных олимпийских объектов [24].

К сожалению, можно предположить, что хищения и злоупотребления будут иметь место и при осуществлении других широкомасштабных международных спортивных проектов, осуществляемых в Российской Федерации.

Например, затраты на Универсиаду 2013 г. в Казани уже выросли с 15-25 до 110-120 млрд руб. [25]. Более 451 млрд руб. планируется потратить на строительство спортивных сооружений, горнорекреационных комплексов и объектов социальной инфраструктуры в туристическом кластере в Северо-Кавказском федеральном округе [22].

В Санкт-Петербурге, например, возводится за счет бюджета города без своевременно подготовленной разрешительной документации самый дорогой стадион в мире «Зенит-Арена». Его стоимость уже выросла с 6,7 до 43,8 млрд руб., при этом строительные работы по его возведению выполнены только на 34,4 %. По мнению Председателя Счетной палаты РФ С. В. Степашина, уже сейчас можно сократить финансовые средства на возведение этого «золотого» стадиона до 10 млрд руб. [20].

Аналогичная ситуация может сложиться и с возведением спортивных сооружений, объектов социальной и транспортной инфраструктуры в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г. Соот-

ветствующий законопроект в этой связи уже внесен в Государственную Думу. Однако, как ни странно, финансово-экономическое обоснование законопроекта отсутствует. И поэтому до настоящего времени не ясно, на какие же финансовые средства будет вестись подготовка к этому Чемпионату мира 2018 г., сколько вновь придется потратить средств налогоплательщиков на возведение спортивных сооружений, транспортную и социальную инфраструктуру, а сколько положат в карман коррупционеры.

Интересно, что в законопроекте о Чемпионате мира по футболу в России в 2018 г. уделяется главное внимание выполнению правительственных гарантий, которые были ранее даны ФИФА, удовлетворению финансовых интересов чиновников ФИФА и их партнеров по бизнесу. И в то же время в этом законопроекте нет ни слова о развитии массового футбола в России, создании специализированных детско-юношеских футбольных школ, воспитательной работе с фанатскими объединениями, приобщении населения России, особенно молодежи и подростков, к здоровому образу жизни и массовому спорту [19].

Очевидно, что повторяется та же история, что и при подготовке к зимним Олимпийским играм в Сочи-2014, где приоритет был отдан не указанным социальным ценностям, а главным образом созданию бизнес-проекта под названием «Сочи-2014» и материальному стимулированию спорта высших достижений для получения рекордного количества золотых медалей.

Заключение. Оправданы ли вышеприведенные громадные затраты на зимние Олимпийские игры 2014 г. или нет, вопрос дискуссионный. По-видимому, ответ на него дадут время и историки. Однако можно констатировать одно важное обстоятельство, что в российском обществе не было масштабной и открытой дискуссии о целесообразности расходования таких больших средств на Олимпийские игры в Сочи. Эта проблема не обсуждалась предварительно широко и максимально гласно в Федеральном Собрании, гражданском обществе, средствах массовой информации, по ней не проводился референдум.

Интересно, что в богатой Швейцарии, например, недавно провели референдум о целесообразности проведения зимних Олимпийских игр 2022 г. Однако, несмотря на решение правительства Швейцарии выделить крупные финансовые средства на эти цели, большинство зажиточных жителей крупнейшего кантона Граунбюнден посчитали Олимпийские игры затратными и решили их не проводить на своей территории [13].

Следует также констатировать, что государство оказалось неспособным эффективно контролировать финансовые потоки, направленные на строительство олимпийских объектов. В то же время к организации контроля за расходованием бюджетных средств на олимпийские стройки не были привлечены институты гражданского общества и широкая общественность. Усилий же одной только Счетной палаты РФ оказалось явно недостаточно. В результате создалась благоприятная почва для коррупции и злоупотреблений на олимпийских стройках.

Очевидно, что если государство не примет мер к повышению траспарентности, гласности и широкому обсуждению обществом всех затратных широкомасштабных спортивных международных проектов, не организует должного правового и общественного контроля за их реализацией, по итогам зимних Олимпийских игр в Сочи не разберется конкретно и предметно со всеми случаями коррупции и злоупотреблений, то мы и в будущем рискуем столкнуться с аналогичной ситуацией.

В то же время нет сомнений в том, что наше государство, безусловно, выполнит в полном объеме все взятые с проведением Олимпийских игр обязательства, проведет игры на высоком уровне, в соответствии с требованиями Олимпийской Хартии.

Очень хотелось бы надеяться на то, что при проведении будущих международных спортивных соревнований деньги российских налогоплательщиков будут тратиться более рационально и эффективно, что не будут забыты интересы развития массового спорта и здорового образа жизни населения Российской Федерации.

Список литературы

1. Бычков Е. Вместо Олимпиады в Сочи. URL: http://www. echo. msk. ru. (Дата обращения 02.02.2013).

2. В 2012 г. резко возросло число уголовных дел, связанных с подготовкой Олимпиады в Сочи // ИТАР-ТАСС Кубань. 27.02.2013.

3. Гришин А. На Олимпийских стройках пытались похитить 8 млрд рублей // Комсомольская правда. 11.08.2012.

4. Загородняя Е. Неосязаемая прибыль Олимпиад // РИА Новости. URL: http://ria. ru/analytics. (Дата обращения 20.05.2011).

5. Из 1,5 трлн, которые будут затрачены на Олимпиаду в Сочи, половина - частные инвестиции // Интерфакс. URL: http://www. interfax. ru/ print. asp?sec=1461&id=288625. (Дата обращения 04.02.2013).

6. Калмыков Л. Б., Хрусталёв Е. Ю. Инструментарий оценки инвестиционной стоимости объектов недвижимости и эффективности их использования в строительных проектах // Экономика и математические методы. 2013. Т. 49. № 1.

7. Калмыков Л. Б., Хрусталёв Е. Ю. Оценка эффективности участия в инвестиционных проектах по строительству объектов недвижимости // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 1.

8. Кимбалл Д. Что говорят о Митте Ромни Олимпийские игры 2002 г. URL: http://mittromney. ru/1516/what-the-2002-olympic-games-say-about-mitt-romney. (Дата обращения 01.10.2012).

9. Кузнецова Н. Глядя из Лондона. Как борец с коррупцией в Сочи В. Морозов стал политэмигрантом // Компания. 28.01.2013.

10. Левыкин Ю. В России насчитали 18 миллионов нищих. URL: http://www. utro. ru/articles. (Дата обращения 11.28.2012).

11. Летние Олимпийские игры в Пекине. URL: http://www. Wikipedia. org/wiki. (Дата обращения 15.02.2013)

12. Миронова И. Пять главных проблем Олимпиады в Сочи. URL: http://www. sports. ru. (Дата обращения 20.02.2012).

13. Матяш А. Швейцарцы проголосовали против Олимпиады. URL: http://www. utro. ru/articles/ sport. (Дата обращения 04.03.2013).

14. Олимпиада - прибыль или убыток. URL: hhtp://infobank. by. (Дата обращения 28.07.2008).

15. Пять колец под кремлевскими звездами: документальная хроника Олимпиады-80 в Москве // МЖ МФД. М., 2011.

16. Письменная Е., Товкайло М., Корня А. Узнал о воровстве // Ведомости. 16.03.2011.

17. Песков А. Н. Международный опыт обеспечения безопасности Олимпийских игр (анализ правоохранительной деятельности) // Первый ежегодный международный форум по спортивному праву. М.: Российский университет дружбы народов, 2013. C. 132-145.

18. Пушкарская А. Трансстрой и Мостоотряд-19 меряются крышей // Коммерсант. 25.02.2013.

19. Песков А. Н. О проекте федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г., Кубка конфедераций ФИФА 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 4. C. 35-39.

20. Степашин С. У «Зенита» будет «золотой» стадион. Дороже только «Уэмбли». URL: http://news. sport-express. ru. (Дата обращения 15.01.2013).

21. Соколов А. А. Затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпийских игр. URL: http://igpr. ru/artides/zatraty_na_oHmpiady_v_sochi. (Дата обращения 16.08.2012).

22. Сколько стоит подводная лодка // FinPravda. ru. URL: http://www. finpravda. (Дата обращения 03.03.2013).

23. Самедова Е. Свои. Дорогие. Опасные // Профиль. 28.01.2013.

24. Ткачев А. Для эксплуатации олимпийских объектов ежегодно потребуется 10 млрд руб. // ИТАР-ТАСС. 08.02.2013.

25. Товкайло М. Такой дорогой Олимпиады еще не было // Ведомости. 13.02.2013.

26. Финансирование олимпийских объектов в Сочи и основные инвесторы // Агентство экономической информации «ПРАЙМ». URL: http://riarealty. ru/analysis_info/20130226/399764764.html. (Дата обращения 26.02.2013).

27. Хрусталёв Е. Ю., Елизарова М. И. Методология оценки стоимости недвижимости как инвестиционного ресурса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 15.

28. Хрусталёв Е. Ю., Калмыков Л. Б. Методические основы оценки инвестиционной стоимости объектов недвижимости // Финансы и кредит. 2008. № 13.

29. Чеберко И. ФАС завела в Сочи цементное дело // Известия. 09.02.2012.

Вниманию менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей высших и средних учебных заведений, аспирантов и студентов!

Журнал «Дайджест-Финансы»

ISSN 2073-8005

Выпускается с 1996 года. Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 76 - 84 с. Периодичность - 1 раз в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

33384 71221 40787

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.