JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
www.hjournal.ru
XXII ОЛИМПИЙСКИЕ ЗИМНИЕ ИГРЫ 2014 Г. В СОЧИ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ
НУРЕЕВ РУСТЕМ МАХМУТОВИЧ,
доктор экономических наук, ординарный профессор НИУ «ВШЭ», заслуженный работник Высшей школы РФ, заведующий кафедрой макроэкономики,
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва,
e-mail: [email protected]
МАРКИН ЕВГЕНИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры истории физической культуры,
спорта и олимпийского образования, Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодежи и туризма, г. Москва, e-mail: [email protected]
ГРЕЧКИН МАКСИМ АНДРЕЕВИЧ,
магистр кафедры истории физической культуры, спорта и олимпийского образования, Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодежи и туризма, г. Москва, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается история борьбы Сочи за право проведения Олимпийских зимних игр. Авторы приводят первые итоги XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи с точки зрения их влияния на развитие города-курорта и Краснодарского края в целом. Проведен детальный сравнительный анализ основных социально-экономических показателей Сочи и Краснодарского края со средними показателями Южного федерального округа и России в течение всего олимпийского делового цикла «Сочи 2014». XXII Олимпийские зимние игры 2014 года дали мощный импульс развитию г. Сочи и Краснодарского края и способствовали их ускоренному развитию.
Ключевые слова: Сочи 2014; Олимпийские зимние игры; олимпийский деловой цикл; инвестиции; региональная экономика.
XXII OLYMPIC WINTER GAMES OF 2014 IN SOCHI: FIRST RESULTS
NUREEV RUSTEM, M.,
Doctor of Economic Sciences (PhD), Tenured Professor of HSE, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, Head of the Department “Macroeconomics", Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,
e-mail: [email protected]
MARKIN EVGENY, V.,
Candidate of Economic Sciences (PhD), Lecturer of the Department of Physical Education, Sport and Olympic Education, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow,
e-mail: [email protected]
© Нуреев Р. М., Маркин Е. В., Гречкин М. А., 2014
GRECHKIN MAXIM, A.,
Master of the Department of Physical Education, Sport and Olympic Education, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow,
e-mail: [email protected]
The paper deals with history of Sochi Bid for Winter Olympics. The authors bring the first results of the XXII Olympic Winter Games in Sochi in 2014: what is the socio-economic impact on the development of the resort town and the Krasnodar region in general. A detailed comparative analysis of major socio-economic indicators of Sochi and the Krasnodar region done with the average indicators of the Southern Federal District and Russia throughout the Olympic business cycle "Sochi 2014". XXII Olympic Winter Games of 2014 gave impetus to the development of Sochi and the Krasnodar region and helped accelerate their development.
Keywords: Sochi 2014; Olympic Winter Games; Olympic Business' Cycle; investments; regional economy.
JEL: Е22, E32, L83, R11.
1. Сочи на пути к XXII Олимпийским зимним играм
Идея проведения Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, когда в августе 2005 года Олимпийский комитет России официально выдвинул российский курорт на получение права провести Олимпийские зимние игры в 2014 году, возникла не в первый раз. О Сочи, как о возможном месте проведения Олимпийских зимних игр, узнали ещё во времена СССР в далёком 1989 году. 28 апреля 1989 года на стол Председателя ЦК КПСС лёг документ «О предложениях по проведению Олимпийских зимних игр 1998 года в СССР». Документ был подготовлен в единственном экземпляре и имел гриф «секретно».
В соответствии с поручением номер «04117» Госкомспорт СССР, возглавляемый тогда М. В. Грамовым, совместно с заинтересованными организациями обстоятельно изучили в различных регионах СССР возможность организации и проведения Олимпийских зимних игр. Парадоксально, в 1989 году конкуренцию Сочи на «всесоюзном смотре» составляли все те же Алма-Ата и посёлок Бакуриани, города, которые были заявлены на право проведения Олимпийских зимних игр 2014 года от других государств.
Примерные расчёты показали, что на организацию Игр в Бакуриане потребуется около 1080 млн. рублей, в Алма-Ате — 845 млн. рублей, в Сочи — 664 млн. рублей. Эксплуатационные расходы представлялись примерно равными — 6,6 млн. рублей в год. В документе было также прошение о поручении НОК СССР рассмотреть указанные города для подачи заявки от СССР на право принять Игры 1998 года. Резолюция заведующего Идеологическим отделом ЦК КПСС была положительной, и 4 августа 1989 года на пленуме НОК СССР было принято постановление, подписанное М. В. Грамовым «О выдвижении города Сочи (Красная поляна) кандидатом на проведение Олимпийских зимних игр 1998 года». 24 января 1990 года Совет Министров РСФСР принял постановление в поддержку кандидатуры Сочи на проведение Олимпийских зимних игр 1998 года. Председателем подготовительного комитета «Сочи-98» был назначен Председатель Совета министров РСФСР А. Власов.
Но начались неспокойные 90-е годы. Это было трудное время как для страны в целом, так и для спорта в частности. В 1990 году после 9-летнего правления был отправлен в отставку главный идеолог Олимпийских зимних игр в Сочи 1998 года М. В. Грамов, а НОК СССР был выведен из состава Госкомспорта СССР. Руководителем НОК был назначен В. Смирнов.
В 1990 году начала проявляться катастрофическая нехватка валютных
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
средств, из-за политической и экономической нестабильности с Сочи отказались сотрудничать многие зарубежные фирмы, члены МОК не посещали Сочи. Последними попытками спасти заявку в 1990 году были письмо Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина президенту МОК Самаранчу (17 июля) и выделение ссуды из бюджета РСФСР на покупку валюты для обеспечения заявки Сочи.
Однако 14 мая 1991 года Сочинский совет Народных депутатов Краснодарского края принял решение снять кандидатуру Сочи с голосования на право проведения Олимпийских зимних игр 1998 года. В официальном документе причины решения были указаны следующие: из 96 членов МОК с заявкой Сочи ознакомились лишь 12, мотивируя это внутриполитической нестабильностью в СССР и экономическим кризисом, а также необеспечение валютной части сметы расходов, из-за чего рекламная компания не была проведена на должном уровне. В результате этого, по мнению народных депутатов, Сочи не имеет шансов завоевать право проведения Олимпийских зимних игр 1998 года. Тем не менее, депутаты попросили НОК СССР считать Сочи претендентом на Игры 2002.
По решению НОК России в 2005 году был создан заявочный комитет «Сочи 2014» во главе с Дмитрием Чернышенко, который принял участие в борьбе за право проведения Олимпийских зимних игр 2014 года. Город победитель был выбран во время 119-й сессии МОК в Гватемале 4 июля 2007 года.
2. Влияние подготовки к Олимпийским зимним играм на улучшение делового климата и инвестиционной привлекательности региона
Олимпийские зимние игры в Сочи стали предметом широкой дискуссии в России. Справедливую критику вызвали огромные расходы, связанные с подготовкой и проведением Игр. Действительно, если мы сравним затраты, которые были осуществлены для подготовки Игр 1994-2010 гг., с затратами на Игры в Сочи, то разница будет как минимум в 4-5 раз больше.
Затраты на Олимпийские игры в Сочи стали самыми большими в истории Олимпийских зимних игр и одними из самых больших в истории проведения Игр в целом (см. рис. 1). Попытаемся разобраться, насколько они были оправданы.
Рис. 1. Общие расходы на организацию Олимпийских зимних игр (млрд $) Составлено автором на основе анализа литературы (Flyvbjerg and Stewart, 2012).
Если посмотреть узко с точки зрения проведения Олимпийских игр, то можно согласиться с критиками этих огромных затрат. Однако, если посмотреть на этот вопрос комплексно, то отрицательный ответ окажется не столь очевидным. Созданный в 1930-1950-е гг. всесоюзный курорт к началу XXI века заметно устарел и уже не соответствовал возросшим требованиям даже российских граждан. Поэтому, если раньше большинство населения старалось отдохнуть на Черном море, то в конце XX — начале XXI века массовые туристические потоки переместились в Турцию и Египет. Удорожанию отдыха способствовало и то обстоятельство, что курортный сезон длился лишь полгода — с конца апреля до начала октября. Тогда
как содержать санатории и дома отдыха необходимо было в течение всего года. В зимний период большинство мест отдыха пустовало. Поэтому перед организаторами Олимпийских игр в Сочи стояли более комплексные задачи: строительство современных гостиниц, обновление устаревшей туристической инфраструктуры, модернизация аэропорта и железнодорожного вокзала, строительство автомобильных дорог и прочее.
Приведем в качестве примера структуру инвестиций на первом этапе подготовки к Играм. Так, в 2009 году почти 4/5 инвестиций было направлено на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также на строительство, значительная часть которого была не связанна непосредственно с олимпийскими объектами (см. рис. 2).
Рис. 2. Отраслевая структура инвестиций в Сочи в 2009 г., тыс. руб.
Источник: Стратегия развития г. Сочи до 2020 г.
К тому же инвестиции были направлены не только в Сочи, но и на развитие всего Краснодарского края. В последние годы Краснодарский край в целом стал флагманом роста социально-экономических показателей, а Сочи в 2012 г. стал самым привлекательным городом России для ведения бизнеса. Столица края — Краснодар — в 2013 году занял почетное 3-е место (см. рис. 3).
Рис. 3. ТОП-30 городов России по удобству ведения бизнеса (2012 г.) Составлено автором по материалам журнала «Форбс» (http://www.forbes.ru).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
Таблица 1
Сравнительная характеристика рейтинга Сочи по степени привлекательности деловой активности в 2008-2012 гг.
Место
Год
Рейтинги
1
2012
2010
населения характеристики населения
1.3
340000
(24)
15,00
18
20,00
Деловой Богатство Инфраструктура Комфортность
климат региона ведения бизнеса
25 26 3 S
14,00 13,00 7,оо 3,оо
11
2008
Численность населения Социальные характеристики Деловой климат Инфраструктура Комфортность ведения бизнеса
16 12 29 13 1
ЗЗПОО 54,оо 10,00 29,00 9,оо
Составлено автором на основе анализа данных журнала «Форбс» (http://www.forbes.ru).
Необходимо отметить, что еще в 2008 году Сочи занимал 11 место, а в 2010 году - 9 место в этом рейтинге. Важно отметить, что эти успехи произошли отнюдь не сразу. Несмотря на огромные капиталовложения, по уровню развития инфраструктуры Сочи за 4 года, с точки зрения экспертов, не продвинулся и остался на 13 месте. А вот в рейтинге комфортности ведения бизнеса и делового климата он стал одним из лидеров (см. табл. 1). Это легко объяснить высокими темпами развития Сочи и необходимостью привлечения инвесторов, для чего и создавались накануне Олимпийских игр специальные преференции и комфортные условия ведения бизнеса.
Рис. 4. Число предприятий, тыс. в г. Сочи Источник: Оргкомитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр «Краткий отчет о влиянии Игр». Январь 2013.
9
Деловая активность (измеряемая количеством предприятий, действующих в городе Сочи), показала устойчивый рост в 2005 — 2011 годах (см. рис. 4).
25000 20000 15000 10000 5000 0
ОДЦ «СОЧИ 2014» 21077 \
^*''1895818£3£ N. 16895 16892 18603 N.
_Z&&752 15114 Российская Федерация ^Ягїі423 12929 Южный федеральный округ
JfijQ') “7 “7 11906 / „ „ ҐЯПЯЯ ало? —й—Краснодарским край ~^Г< 7245 / S^$757 7193 У
228: 5545 / )2 /
1990 2000 2С 35 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 /
Рис. 5. Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц; рублей; 1990 г. - тыс. руб.) Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
Программы инвестирования в 2011 г. способствовали созданию новых и поддержке функционирования существующих 686 контрагентов Оргкомитета «Сочи 2014» (в том числе 400 — российские организации, 59 — иностранные контрагенты; 216 — индивидуальные предприниматели, частные лица и др.).
Поставщиками товаров и услуг ГК «Олимпстрой» выступили более 1000 организаций. В их составе самую крупную группу представляли поставщики материалов (25,4%), оборудования и механизмов (24,3%), а также исполняющие проектирование и строительно-монтажные работы (22,9%)1.
3. Влияние подготовки и проведения Олимпийских зимних игр на социально-экономическое развитие Сочи и Краснодарского края
Огромные капиталовложения, осуществленные в предолимпийский период, способствовали тому, что среднедушевые денежные доходы населения Краснодарского края росли в течение всего олимпийского делового цикла (с 2005 г.) (Нуреев и Маркин, 2008). Если до 2007 года они были примерно на уровне показателей Южного федерального округа (ЮФО), то после перехода подготовки Олимпийских игр в активную стадию (2007-2014), они стали превышать средний показатель ЮФО (см. рис. 5).
20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
17649 N. ОДЦ «СОЧИ 2014» 158^^^ 17069 N.
13969^^^^^64 15434 'Ч
^^^^10^^^^^ Российская Федерация4*^
8^гз^№"Уб37 Южный федеральный окруК
УУиГ —А—Краснодарский край / 7427 У
і /
1990 2000 2 С 35 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 /
Рис. 6. Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц; рублей; 1990 г. - тыс. руб.)
Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
1 См.: (http://www.sc-os.ru/en/).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
Выросли и потребительские расходы. Если в 2005 году они были ниже среднероссийских, то к 2012 году они превысили среднероссийские показатели. При этом регион на начало 2013 года занимал 15 место из всех регионов РФ по этому показателю и был лучшим в ЮФО (см. рис. 6).
Неудивительно, что рынок труда не испытал таких больших трудностей, с которыми столкнулись другие регионы России в ходе последнего экономического кризиса 2008-2009 гг. Хотя безработица и выросла в регионе в этот период, однако ее удалось заметно снизить в предолимпийский период и она была заметно ниже средних показателей по России и ЮФО (см. рис. 7).
Рис. 7. Уровень безработицы (%)
Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
Уровень безработицы в Краснодарском крае ниже, чем в целом по стране (к 2011 г. уровень безработицы, определенный по методологии МОТ, был ниже на 0,6%, чем в среднем по стране). Это объясняется существованием целого ряда программ по снижению напряженности на рынке труда. Данные программы осуществлялись через средства федерального бюджета в виде субвенций (целевых пособий) субъектам Российской Федерации, начиная с 2008 — 2009 гг. В частности, в Краснодарском крае действовали и действуют ведомственная целевая Программа «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Краснодарского края» (2009, 2011 гг.) и
долгосрочная краевая целевая Программа «Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011 — 2013 годы» (2010 г.). В 2012 г. регионы увеличили финансирование программ активной политики занятости2.
В процессе подготовки и проведения Олимпийских игр создаётся большое количество (от 50,000 до 300,000) новых рабочих мест. Однако большинство таких рабочих мест носит временный характер. Например, для Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году было создано около 48 000 новых рабочих мест, но только 10% из них были заполнены ранее безработными.
Превышение спроса на рынке труда над его предложением привело к тому, что среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в Краснодарском крае росла на протяжении всего олимпийского делового цикла (см. рис. 8).
С момента начала олимпийского делового цикла среднегодовая численность занятых в экономике начинает постепенно расти, опережая среднегодовые показатели как по ЮФО, так и по России в целом. При этом важно отметить, что основной рост численности занятых пришелся на 2007 — 2008 гг. — период, когда начался подэтап подготовки к Олимпийским зимним играм в Сочи (см. рис. 9).
См.: «Краткий отчет о влиянии Игр». Оргкомитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, Январь 2013.
Рис. 8. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (рублей; 1990 г. -тыс. руб.)
Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
103
102
101
100
99
98
97
96
Рис. 9. Изменение среднегодовой численности занятых в экономике (в процентах к
предыдущему году)
Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
Начало Олимпийского проекта в рассматриваемом контексте приурочено к 2008 г. Поэтому число рабочих мест в целом в 2009 г. выросло более чем в 60 раз по сравнению с 2008 г. и составило 33,8 тыс. Почти все они могут быть отнесены к категории «новые рабочие места», так как речь идет о новом строительстве. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. число рабочих мест выросло в 2 раза и составило 58,5 тыс., из них 24,7 тыс. являлись новыми. В 2011 г. на олимпийских стройках работало около 56 тыс. человек.
Поскольку в структуре капитальных расходов на олимпийские мероприятия (объекты) основную часть составили затраты на строительство (приобретение строительных материалов и строительно — монтажные работы), постольку преобладающая часть рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности, как и следовало ожидать, создана и поддержана в строительстве и в проектно — изыскательских организациях (более 90%). По данным «Краткого отчета о влиянии
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
Игр», подготовленного Оргкомитете XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в январе 2013 года 64,3% рабочих мест в 2011 году были заняты квалифицированными рабочими. Общее число рабочих мест в экономике Российской Федерации, созданных или поддержанных благодаря Олимпийскому проекту, с учетом действия мультипликатора (в комплексном строительстве его принято считать равным 10), можно считать равным 560,3 тыс.
По мнению экспертов, положительная динамика рынка труда Краснодарского края сохранится вплоть до 2017 г. Это особенно важно для такого края, где, в отличие от большинства регионов РФ, наблюдается значительный рост численности населения и, соответственно, рост спроса на рабочие места.
Инвестиции в экономику Краснодарского края в течение олимпийского делового цикла в расчете на душу населения заметно превышали среднероссийский показатель. В 2012 году разница составила более чем 1,7 раза: 150 312 в Краснодарском крае против 87 770 в среднем по России (см. рис. 10). По объемам инвестиций в основной капитал Сочи превосходил краевой показатель в 3,3 раза уже 2009 году (см. рис. 11).
Рис. 10. Инвестиции в основной капитал на душу населения (в фактически действовавших
ценах; рублей; 1990 г. - тыс. руб.)
Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
Рис. 11. Рейтинг муниципальных образований по инвестициям в основной капитал за январь-сентябрь 2009 года на душу населения, тыс. руб.
Источник: Оргкомитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр «Краткий отчет о влиянии Игр». Январь 2013.
По итогам 2005—2011 гг. Краснодарский край вошел в число регионов— лидеров по среднегодовым темпам роста инвестиций в основной капитал, а его доля в общем объеме инвестиций Южного федерального округа в 2011 г. составила около 66%. По объему поступивших прямых иностранных инвестиций Краснодарский край вошел в 15 регионов — лидеров России 2011 г. Таким образом, по объему инвестиций в основной капитал на душу населения регион переместился с 27-ого места в рейтинге регионов России в 2005 г. на 14-е — в 2011 г. Приток инвестиций определил опережающее развитие строительной отрасли, что во многом способствовало изменению в занятости населения.
Инвестиционный климат в крае характеризовался повышением показателей инвестиционной привлекательности. В течение 2010—2011 гг. прогноз «Стабильный», присвоенный Краснодарскому краю агентством Standard & Poor’s, был изменен на «Позитивный» (BB). Оценка инвестиционного риска национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА» показывает, что с 2006 г. по 2011 г. (за исключением 2010 г.) регион стабильно входил в тройку лучших территорий по этой категории (при практически неизменном пятом месте по инвестиционному потенциалу).
Доходы бюджета г. Сочи, ранее отстававшие от общероссийских показателей, росли ускоренными темпами и к 2011 году оказались на уровне общероссийских, а доходы Краснодарского края в 2011 году заметно превышали общероссийские показатели. Причем разрыв за последние годы заметно увеличился (см. рис. 12).
450
400
2006 2007 2008 2009 2010 2011
■ Сочи ■ Краснодарский край ■ Российская Федерация
Рис. 12. Динамика доходов бюджетов различных уровней, % (2005=100%) Источник: Оргкомитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр «Краткий отчет о влиянии Игр». Январь 2013.
Одним из важных показателей успешности Олимпийских игр является интерес со стороны туристов к месту проведения Игр. В период олимпийского делового цикла анализ динамики прибывающих в г. Сочи туристов показал очевидную смену тенденций в течение последних 10 лет.
В 2005-2009 гг. наблюдался рост количества отдыхающих (с 3 до 5 млн. чел.). Практически весь прирост получен за счет туристов, прибывающих из других регионов России, 90% из которых приезжали в г. Сочи ранее. В условиях экономического кризиса 2008-2009 гг. прирост был отчасти связан с реакцией части отдыхающих на экономический кризис и невозможностью для них воспользоваться услугами зарубежных курортов.
Далее (в 2010 году) началась стагнация - произошел незначительный спад туристического потока, что могло свидетельствовать как о возврате части отдыхающих на зарубежные курорты, так и о перераспределении их в сторону менее
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
«отягченных» строительным циклом курортов Черноморского побережья. Снижение количества отдыхающих в 2011 г. произошло до уровня 2006 г. (3,9 млн. чел.).
Однако численность отдыхающих из самого Краснодарского края и иностранных туристов продолжала расти на фоне резкого снижения (более чем на 1 млн. чел.) числа отдыхающих из других регионов России. В результате доля туристов из Краснодарского края достигла 16% против средней за предыдущий период наблюдений 9—12%.
Определенным феноменом является динамика пребывания иностранных туристов, количество которых за 2013 год возросло в 2,5 раза. Этот рост может быть связан с ростом интереса к Сочи как столице зимних Игр, а также ростом популярности Сочи как места проведения разнообразных международных мероприятий, событий и фестивалей. Например, после Игр Олимпиады 1992 года Барселона превратилась в один из самых посещаемых городов Европы. Олимпийские игры были использованы руководством Испании для создания второго крупного промышленного и культурного центра в стране (после Мадрида). В течение олимпийского делового цикла (в период между 1986 до 1993 гг.) Барселона демонстрировала наибольшие темпы роста городской инфраструктуры и развития в Европе (Ргвшв, 2000).
В 2008 году прогнозы, согласно Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года о развитии туриндустрии, были очень оптимистичными (см. табл. 2).
Таблица 2
Основные показатели туристического потока в Россию
Показатели Текущее значение 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Количество туристов в год, млн. чел. 4,7 5,1 5,5 5,9 6,3 6,6 6,9 7,2 7,4 7,7 8
Доля въездного туризма, % 0,4 1,5 3 4,5 6 7 8 8,5 9 9,5 10
Источник: Закон Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 16 апреля 2008 года.
Организация и проведение Олимпийских игр также неразрывно связаны с внешними эффектами и влиянием на жизнь населения города и региона, где проходят Олимпийские игры. Рассмотрим данный вопрос подробнее.
На рис. 13 приведены показатели ввода в действие жилых домов и социальных объектов в абсолютном выражении в расчете на численность среднегодового постоянного населения. Ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения во время олимпийского делового цикла в Краснодарском крае значительно опережает средний показатель как по ЮФО, так и по России и занимает 2-ое место среди регионов России, а ЮФО выходит на 1-ое место (см. рис. 13).
900 800 700 600 500 400 300 200 100 0 \
А 824 \
760
571 \
♦ 417 /7 -А 440* 459 " Г ** \ (110ф И Южный федеральный округ У
Краснодарский край /
/
ОДЦ «СОЧИ 2014» у'
1990 2000 2( 05 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 /
Рис. 13. Ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения (квадратных метров общей площади)
Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Краснодарском крае с начала олимпийского делового цикла выросла больше чем в 3 раза (см. рис. 14) и заняла 12-е место среди регионов России, а ЮФО - 4 место.
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0 у
і 419 >у
ОДЦ «СОЧИ 2014» / N.
/ \
ж. 296 >у
і і \ —и— Южный федеральный округл
/ —А—Краснодарский край /
( 13Jm іііШ і^Л Іі-И 144 /
1/5 /
► j>l » 3D ♦ 37 ♦ 37 » 30 ♦ у
Н* 0,231 1990 2000 2( 05 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 /
Рис. 14. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года; километров дорог на 1000 квадратных километров территории) Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
Важно отметить, что Краснодарский край и ЮФО и до олимпийского делового цикла обладали высокой плотностью дорог, однако с началом борьбы за право проведения Олимпийских зимних игр (2005 г.) и с началом активной фазы подготовки Игр (2007 г.) этот показатель заметно вырос и превзошел средние показатели по федеральному округу и России в целом (по километрам дорог на 1000 квадратных километров территории).
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0 0ДЦ «СОЧИ 2014»
5889,6 N. ^<♦"5582 \ ^>^253Л^А 5264,8 \
*^90,2 45^^4669,4 N
• зг эюо —♦—Российская Федерация X S J*3492.5 _ 1Л „ . „ N 32Яф285,7 И Южный федеральный округл
j ff} ^рЩ8.804,5 —А—Краснодарский край / F- И 2327.3 / ?34? 6 /
І у/
1990 2000 2С 05 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 /
Рис. 15. Объем услуг связи, оказанных населению, на одного жителя (в фактически действовавших ценах; рублей; 1990 г. - тыс. руб.)
Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
В течение олимпийского делового цикла вырос и объем услуг связи, оказанных населению, на одного жителя3. В 2005 году наблюдается резкий скачок предоставленных услуг связи в Краснодарском крае, он значительно превышает средний показатель как по ЮФО, так и по России, но уже в 2006 году данный показатель идет на спад, но при этом остается выше среднего показателя по ЮФО на протяжении всего олимпийского делового цикла (см. рис. 15). Число
3 Объем услуг связи, оказанных населению, - это стоимость оказанных операторами связи услуг почтовой связи, электросвязи, услуг по обеспечению регулирования использования радиочастотного спектра радиоэлектронных средств. В расчете на одного жителя исчисляется как отношение объема услуг связи, оказанных населению, к среднегодовой численности населения.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
подключенных абонентских устройств подвижной радиотелефонной связи с начала ОДЦ начинает стремительно расти и превышает средние показатели как по ЮФО, так и по России4 (см. рис. 16).
2500 2000 1500 1000 500 .
ОДЦ «С ОЧИ 2014» N. 2021,9 2017,7 N.
1ИЬУ>^ 1757'5 1826,9 N. щ 1790’,3 1803,3 N. 1-103 1 1663'7 N.
1228 3 1219 /^_у^97,8 —*—Российская Федерация ч. h.' . 1263,5 \ 11Э973 Южный федеральный округХ
10^6,1 А Краснодарский край jr *862,6 ' /
/ /
2000 20 )5 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 /
Рис. 16. Число подключенных абонентских устройств подвижной радиотелефонной связи на 1000 человек населения (на конец года; штук)
Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
Более высокий уровень занятости и повышение доходов населения отразились и на обороте розничной торговли5. По этому показателю Краснодарский край значительно опережает темпы роста и ЮФО, и России в целом (см. рис. 17). Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров населению через собственные торговые заведения или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает стоимость товаров, проданных населению индивидуальными предпринимателями и физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.
500000 450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0 ОДЦ «СОЧИ 2014» N.
153806 N.
JC'139124 N.
123759 \
13813^^Краснодарский край
„ ^^^Южный федеральный округ р JC 73367 107030 S
Российская Федерация уГ Ж 149401
bba4" _-^-rS3?33143401 X ^■”50064 . |ф_тт«|ТГД15591 /
1990 2000 2( 05 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 /
Рис. 17. Оборот розничной торговли на душу населения (в фактически действовавших
ценах; рублей; 1990 г. - тыс. руб.)
Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
4 Под числом абонентских терминалов сотовой связи понимается число абонентских устройств подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования.
5 До 2009 г. приводятся данные об обороте розничной торговли продовольственными товарами, который, помимо
проданных населению продуктов питания, включает стоимость алкогольных напитков. С 2009 г. приводятся данные об
обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия.
Как видно из рис. 18, объем платных услуг на душу населения в Краснодарском крае в ходе олимпийского делового цикла начал расти и в 2009 году обогнал средний показатель по России.
50000 45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
а 45510 N.
0ДЦ «СОЧИ 2014» 40760 42156 N.
ЗБбЗе^^ЗВ^ 37641 N.
3154^
23982 '■''^653*'2б853 —♦—Российская Федерация^.
>лС^\^р'233б7 Южный федеральный OKpyiN. 19566 J
15829 —й—Краснодарский край / 1 s '116 х
Ґ12351 /
/
/
1990 2000 20 D5 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 /
Рис. 18. Объем платных услуг на душу населения (рублей; 1990 г. - тыс. руб.) Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
Особо следует отметить, что значительное количество средств выделяется на развитие спорта в Южном федеральном округе (см. рис. 19). При этом наибольшая часть выделяется на строительство объектов физической культуры и спорта, что создает предпосылки для развития детского и юношеского спорта, укрепления здоровья населения.
Строительство объектов физической культуры и спорта
Развитие профессионального футбола 733117 558562 - 150651 ■ 114216 10000
Реконструкция объктов физической культуры и спорта
Оснащение объектов физической культуры и спорта Популяризация спорта и пропоганда здорового образа жизни в г.Сочи Капитальный ремонт объектов физической культуры и спорта Разработка программ развития отдельных видов спорта
1000000 ТЫС2ДО0ООО 3000000
Рис. 19. Объемы финансирования спорта в ЮФУ до 2020 года Источник: Стратегия развития г. Сочи до 2020 года.
Первые результаты этих усилий стали заметны уже в начале олимпийского делового цикла «Сочи 2014». В 2010 году число детских оздоровительных учреждений увеличилось в 1,64 раза по сравнению с 2005 годом — с 832 до 1367 (см. рис. 20).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
Рис. 20. Число детских оздоровительных учреждений в субъектах ЮФО в 2000-2012 гг.
Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
Рост числа детских оздоровительных учреждений сопровождался сначала и ростом количества отдыхающих детей (см. рис. 21). Однако в 2010-2012 гг. эта величина стабилизировалась, продемонстрировав некоторый временный спад в 2011 году, почти достигнув уровня 2005 года. Поэтому достигнутые успехи пока не стоит абсолютизировать.
50
Jr'505,6 кГ?06Д А 223,9
157
146,5
132,6
110 103,4
,| „1. Y 79 2 74,6
72,3
-—aF3Sa— щв А 14.5
щ 12’° — ■ 8,3
2000 2005 2010 2011 2012
Численность детей, отдохнувших в них за лето, тыс. человек
Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область
Рис. 21. Численность детей, отдохнувших в субъектах ЮФО в 2000-2012 гг.
Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
Отмеченные выше изменения не могли не повлиять на валовый региональный продукт, прирост которого в Краснодарском крае в течение олимпийского делового цикла значительно превышал средний показатель по региону (см. рис. 22).
Динамика валового регионального продукта (ВРП) Краснодарского края с 2005 г. характеризовалась ускорением роста при некотором снижении в пик кризиса и последующим возвращением на линию восходящего тренда в 2010 г. При этом в указанный период рост ВРП (в текущих основных ценах) с 372,93 млрд. руб. (2005 г.) до 1008,15 млрд. руб. (2010 г.) обеспечивался в основном за счет увеличения объемов производства и занятости в строительном и транспортном секторах региональной экономики.
Рис. 22. Индекс прироста регионального валового продукта (2006=100%) Составлено авторами на основе анализа данных Росстата за 2013 г. (http://www.gks.ru).
Основным источником инвестиционных средств является краевая целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горно-климатического и бальнеологического курорта». В течение рассматриваемого периода 2005 — 2011 гг. эффект притока олимпийских инвестиций наиболее отчетливо проявился на краевом бюджетном уровне, выступая в качестве одного из факторов стабильного ежегодного прироста (в среднем за период — примерно на 10 — 15%) бюджетных доходов Краснодарского края, что позволило сгладить снижение доходов в период кризиса.
Хотя воздействие любого отдельного спортивного мероприятия на экономику большой страны, такой как Россия (или Британия, Китай или Бразилия), в конечном счете, может быть довольно ограниченным, Олимпийские игры и другие крупные мероприятия имеют большое влияние на региональную экономику. Олимпийские игры 2012 года повлияли на Восточный Лондон, а также помогли повысить надежность сети общественного транспорта Лондона.
Существует некая основа для сравнения. Например, в России подготовка к саммиту АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) во Владивостоке в сентябре 2012 году оказала большое влияние на экономику Приморского края.
Контрастируя с результатами опроса 2008-2009, итоги последнего раунда деловой среды и деятельности предприятий, проведенного ЕБРР и Всемирным банком, показывают, что инфраструктура уже не числится среди основных препятствий для ведения бизнеса в регионе, в то время как менеджеры в соседнем Хабаровском крае считают иначе.
Аналогично, из 235 олимпийских проектов, осуществляемых в преддверии Игр в Сочи, 37 являются дорожными проектами в районе Сочи, наряду с другими инфраструктурными проектами, такими как модернизация аэропорта и железных дорог, а также новыми гостиницами, ресторанами и так далее. По подсчетам аналитического бюро Канады, Олимпиада в Ванкувере подняла рост местной экономики на 0,8%. В Краснодарском крае рост, вероятно, будет выше. С 2007 года, начала подготовки к Олимпийским играм в Сочи, Краснодарский край начал расти гораздо быстрее, чем в 1998-2007 гг., когда темпы были равны средним показателям (см. рис. 18).
Более сложной задачей является эффектное использование наследия Игр, например, спортивных центров, Олимпийской деревни, гостиниц и конференццентров для повышения перспективы долгосрочного развития региона. Во многих
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
случаях эти объекты остаются неиспользованными, но есть города, успешно использующие их. Например, многие города преобразовали Олимпийские деревни в доступное жилье. С помощью улучшения инфраструктуры бизнеса Атланте, деловому центру и дому для самого загруженного аэропорта в США, уже удалось привлечь дополнительные 280 международные компании в течение 10 лет после Олимпийских игр 1996 года. Сочи может быть в состоянии в дальнейшем усилить свое положение в качестве ведущего как морского, так и зимнего курорта России и, возможно, попробует стать региональным деловым центром на юге России.
Реализация программы подготовки к проведению Игр в г. Сочи, включающая развитие спортивной и туристической инфраструктуры, способствовала резкому повышению привлекательности г. Сочи и Краснодарского края в целом как спортивных центров мирового уровня. В 2010 г. на сессии ФИФА была одобрена российская заявка на организацию Чемпионата мира по футболу 2018, Сочи вошел в число городов проведения турнира. Помимо этого, в 2010 г. было одобрено включение сочинского этапа («Гран — при России») в программу престижнейших автоспортивных соревнований «Формула — 1», начиная с сезона 2014 г. Сочи будет участвовать в проведении чемпионата мира по хоккею 2016 года.
Подведем итоги. Проведение XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в городе -курорте Сочи дало мощный импульс развитию не только города, но и всего черноморского побережья России и вписало Сочи в летопись Олимпийских столиц и список мировых спортивных центров. Все это не могло не отразиться также на развитии социально-экономической сферы г. Сочи и всего Краснодарского края.
В начале XXI века в России сохранилась экспортно-сырьевая направленность экономики, доминирующая роль сырьевых ресурсов в развитии экономики и исключительная зависимость от конъюнктуры мировых цен на топливноэнергетические ресурсы, практически исчерпала свой потенциал. Имеющиеся в экономике и социальной сфере проблемы приобрели особую остроту в связи с развитием мирового финансового кризиса 2009 г.
Отмеченные обстоятельства определяют необходимость активного использования альтернативных возможностей для стимулирования кластеров экономического роста. В связи с этим использование влияния международного Олимпийского движения, современных Олимпийских игр в контексте влияния экономических и макроэкономических факторов (занятости, объёма инвестиций, применения новых технологий и др.) на рост экономики в процессе организации и проведения Олимпийских игр является особенно актуальным. Организация Игр может способствовать диверсификации источников роста, качественному улучшению макроэкономических показателей и успешному решению имеющихся острых экономических и социальных проблем в регионе их проведения.
Олимпийские игры создают положительные внешние эффекты в социально -экономической сфере, дают мощный импульс развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни граждан в стране проведения и странах участницах Олимпийских игр, способствуют развитию международного сотрудничества, укреплению мира и взаимопонимания между народами и странами.
Не подлежит сомнению тот факт, что глобальные массовые события, такие как Олимпийские игры, приводят к значительным изменениям во всей социально— экономической сфере региона.
XXII Олимпийские зимние игры 2014 года дали мощный импульс развитию г. Сочи и Краснодарского края и способствовали их ускоренному развитию.
Подготовка к Играм дала толчок не только развитию инфраструктуры города Сочи, трансформации его в круглогодичный курорт мирового уровня с развитой спортивной инфраструктурой, но и оказыла заметное положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в Краснодарском крае и городе Сочи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года». Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 16 апреля 2008 года.
«Краткий отчет о влиянии Игр». Оргкомитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, Январь 2013.
Нуреев Р. М. и Маркин Е. В. (2010). Издержки и выгоды Олимпийских игр // Общественные науки и современность, М.: НАУКА, № 1.
Нуреев Р. М. и Маркин Е. В. (2008). Олимпийский деловой цикл // Экономический вестник Ростовского государственного университета, Т. 6, № 3, с. 50-65.
Нуреев Р. М. и Маркин Е. В. (2009). Эти разные Олимпийские игры // TERRA ECONIMICUS, Т. 7, № 3.
Олимпийский комитет России. (http://www.olympic.ru — Дата обращения:
07.04.2014).
Олимпийская хартия: 2007.
Организационный комитет Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. (http://www.sochi2014.com - Дата обращения: 04.04.2014).
Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горно-климатического курорта, утверждена Постановление Правительства РФ от
29.12.2007 № 991.
Российский статистический ежегодник. (http://www.gks.ru — Дата обращения:
20.04.2014).
Российское издание Международного журнала «Форбс». (http://www.forbes.ru — Дата обращения: 13.04.2014).
Стратегия развития г. Сочи до 2020 года.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как
горноклиматического курорта» № 238-Ф3 от 30.10.2007 года.
Федеральный закон Российской Федерации «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 310-Ф3 от
01.12.2007 года.
Федеральная Целевая Программа «Развитие города Сочи, как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)», утверждена Постановление Правительства РФ от 08.06.2006 № 357.
Around The Rings. (http://www.aroundtherings.com — Access Date: 21.03.2014). Flyvbjerg В. and Stewart A. (2012). Olympic proportions: Cost and cost overrun at the Olympics 1960—2012 - Working Paper // Said Business School, University of Oxford. 06.2012.
International sporting analytical agency (http://www.gamesbids.com — Access Date: 01.04.2014).
Official website of the Olympic Movement. (http://www.olympic.org — Access Date: 21.03.2014).
Preuss, Holger. (2000). Economics of the Olympic Games. Hosting the Games 1972-2000. Sydney, Walla Walla Press in conjunction with the Centre for Olympic Studies, The University of New South Wales, 291 p.
REFERENCES
Regional Law of Krasnodar region “About the Strategy of Krasnodar region development until 2020”. Approved April 16th, 2008 by Krasnodar region Administration. (In Russian).
“A short summary about Games influence”, Sochi 2014. Organizing Committee, January 2013. (In Russian).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
Nureev R. M. and Markin E. V. (2010). Costs and benefits of Olympic Games. Social Sciences and Modernity, Moscow, NAUKA Publ., no. 1. (In Russian).
Nureev R. M. and Markin E. V. (2008). Olympic business cycle. Economic Herald of Rostov State University, vol. 6, no. 3, pp. 50-65. (In Russian).
Nureev R. M. and Markin E. V. (2009). These different Olympic Games. TERRA ECONIMICUS, vol. 7, no. 3. (In Russian).
The Russian Olympic Committee. (http://www.olympic.ru — Access Date:
07.04.2014). (In Russian).
Olympic Charter, 2007. (In Russian).
The Organizing Committee of the Olympic Winter Games of 2014 in Sochi. (http://www.sochi2014.com - Access Date: 04.04.2014). (In Russian).
State Program of Olympic Infrastructure and Sochi Development as Recreation Resort approved by Federal Government decision December 12th, 2007 № 991. (In Russian).
Russian Statistical Yearbookro (http://www.gks.ru - Access Date: 20.04.2014). (In Russian).
Russian edition of the International Journal "Forbes"ro (http://www.forbes.ru — Access Date: 13.04.2014). (In Russian).
The Strategy of Sochi Development until 2020. (In Russian).
Federal Law №238-FZ of 30.10.2007 “About State Corporation for Olympic Infrastructure and Sochi Development as Recreation Resort”. (In Russian).
Federal Law № 310-FZ of 01.12.2007 “On Organization of XXII Olympic Winter and XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi and Sochi Development as Recreation Resort”. (In Russian).
Federal Program “Sochi Development as Recreation Resort”, approved by Federal Government Decision June 8th, 2006 № 357. (In Russian).
Around The Rings. (http://www.aroundtherings.com — Access Date: 21.03.2014).
Flyvbjerg В. and Stewart A. (2012). Olympic proportions: Cost and cost overrun at the Olympics 1960—2012 - Working Paper // Said Business School, University of Oxford. 06.2012.
International sporting analytical agency (http://www.gamesbids.com — Access Date: 01.04.2014).
Official website of the Olympic Movement. (http://www.olympic.org — Access Date: 21.03.2014).
Preuss, Holger. (2000). Economics of the Olympic Games. Hosting the Games 1972-2000. Sydney, Walla Walla Press in conjunction with the Centre for Olympic Studies, The University of New South Wales, 291 p.