© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.3/.4:796.032(470.62) "2014"
БРАГИНА И.В.', КЛИНДУХОВ В.П.2, НИКОЛАЕВИЧП.Н.2, ГРЕЧАНАЯ Т.В.2, БАЛАЕВА М.И.2, БИРЮКОВ В.А.2, БОЖКО И.И.2, ТЕШЕВА С.Ч.2, КАРПУНИН О.Ю.2, ПОТЕМКИНА М.А.2, ВЕЧЕРНЯЯ Л.С.2, ЕГОРОВ В.А.2, | ДАРАГАН ЮГ.. 2, ПАРХОМЕНКО В.В.3, КУЛИЧЕНКО О. А.3, ОРОБЕЙ В. Г.4, ВАРАКСИН С.Б.4, ЕФИМЧУК В.Н.4, АМИНЕВ Р.Р.4, ПОГУДИНА О. А.4, КОМАРОВА Н.С.5,
КУЛИЧЕНКО А.Н.6, МАНИНЕ.А.6, МАЛЕЦКАЯ О.В.6
Организация, осуществление и итоги деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в Краснодарском крае в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 127994, Москва; 2Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, 350000, Краснодар; 3ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" Роспотребнадзора, 350001, Краснодар; 4Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Сочи, 354000, Сочи; 5Сочинский филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" Роспотребнадзора, 354000, Сочи; 6ФКУЗ Ставропольский противочумный институт
Роспотребнадзора, 355035, Ставрополь
Представлены результаты работы органов и учреждений Роспотребнадзора Краснодарского края в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе-курорте Сочи. Рассмотрены вопросы организации и осуществления деятельности по выявлению эпидемиологических рисков, профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний, мониторингу воды и пищевых продуктов, контролю санитарно-гигиенических и радиологических показателей объектов окружающей среды. На основании результатов проделанной работы сделан вывод, что задача обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия гостей и участников Олимпийских игр полностью выполнена.
Ключевые слова: Олимпийские игры; эпидемиологический надзор; санитарный надзор; профилактика инфекционных болезней; санитарно-эпидемиологическое благополучие; мониторинг инфекционных болезней; санитарно-гигиенический мониторинг; санитарно-карантинные пункты пропуска; защита прав потребителей.
Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (3): 10—15.
Bragina I.V.1, Klindukhov V.P.2, Nikolaevich P.N.2, Grechanaya T.V.2, Balaeva M.I.2, Birukov V.A.2, Bozhko I.I.2, Tesheva S.Ch.2, Karpunin O.Yu.2, Potemkina M.A.2, Vechernyaya L.S.2, Egorov V.A.2, \Daragan Yu.G. \2, Parkhomenko V.V.3, Kulichenko O.A.3, Orobey V.G.4, Varaksin S.B4, Efimchuk V.N.4, Aminev R.R.4, Pogudina O.A.4, Komarova N.S.5, Kulichenko A.N.6, Manin E.A.6, Maletskaya O.V6.
THE ORGANIZATION, IMPLEMENTATION AND SUMMING UP OF ACTIVITIES OF AGENCIES AND INSTITUTIONS OF ROSPOTREBNADZOR IN THE KRASNODARSKY REGION DURING PREPARATION AND CARRYING OUT OF THE 2014 XXII WINTER OLYMPIC GAMES AND XI WINTER PARALYMPIC GAMES IN SOCHI
1The Rospotrebnadzor of Russia, 127994, Moscow, Russia; 2The department of Rospotrebnadzor of Russia in the Krasnodarsky region, 350000, Krasnodar, Russia; 3The Center of hygiene and epidemiology in the Krasnodarsky region of Rospotrebnadzor of Russia, 350001, Krasnodar, Russia; 4The territorial department of Administration of Rospotrebnadzor in the Krasnodarsky region in Sochi, 354000, Sochi, Russia; 5The Sochi branch of the Center of hygiene and epidemiology in the Krasnodarsky region of Rospotrebnadzor of Russia, 350001, Krasnodar, Russia; 6The Stavropol anti-plague institute of Rospotrebnadzor of Russia, 355035, Stavropol, Russia
The article presents the results of activities of authorities and institutions of Rospotrebnadzor of the Krasnodarsky region during preparation and carrying out of 2014 XXII winter Olympic Games and XI winter Paralympic Games in town-resort Sochi. The issues of organization and implementation of activities related to identification of epidemiological risks, prevention of occurrence and propagation of infectious diseases, monitoring of water and foodstuff, control of sanitary hygienic and radiological indicators of objects of environment are considered. The results of implemented activities permitted to conclude that the purpose of supporting sanitary epidemiological well-being of guests and participants of the Olympic Games is completely implemented.
Key words: Olympic Games; epidemiological surveillance; sanitary surveillance; prevention;
infectious disease; sanitary epidemiological well-being; monitoring of infectious diseases; sanitary hygienic monitoring; sanitary quarantine check-point; defense of rights of consumers.
Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (3): 10—15. (in Russ.) For correspondence: Evgeniy Manin, MD, PhD; e-mail: [email protected]
Received 18.11.14
Для корреспонденции: Манин Евгений Анатольевич, канд. мед. наук; e-mail: [email protected] 10
Введение
XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпий-ские зимние игры (далее — Олимпийские игры) проходили в городе-курорте Сочи 7—23 февраля и 7—16 марта 2014 г. соответственно. В них приняли участие 2800 спортсменов-олимпийцев и членов команд из 88 стран и 555 спортсменов-паралимпийцев и членов команд из 45 стран.
По данным АНО "Оргкомитет Сочи 2014", общая численность участников и гостей Олимпийских игр составила около 1,2 млн человек, из них спортсмены и представители национальных Олимпийских комитетов — 7400 человек, официальные лица — 2000, представители международных федераций — 2600, члены Олимпийской и Паралимпийской семьи — 5500, пресса и телевещание — 13 900, маркетинговые партнеры — 19 000, обслуживающий персонал — 75 500 (в том числе представители оргкомитета, подрядчики, волонтеры — 25 000), зрители — 1 000 000.
Проведение такого крупного мероприятия, характеризующегося сосредоточением различных континген-тов лиц, организованных и неорганизованных групп гостей, в том числе из стран, неблагополучных по различным инфекционным болезням, влечет за собой увеличение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) эпидемиологического характера, что требует максимально высокого уровня готовности учреждений Рос-потребнадзора [1—4].
Результаты и обсуждение
Организационная работа в период подготовки к Олимпийским играм
Работа органов и учреждений Роспотребнадзора в Краснодарском крае (КК) по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в предолимпийский период была организована и проводилась в соответствии с руководящими документами, разработанными в 2010—2013 гг.:
• на федеральном уровне — планами мероприятий
(4 документа), приказами (9);
• на региональном уровне — документами, подготовленными администрацией КК (1), администрацией г.
Сочи (12), Управления Роспотребнадзора по КК (24).
Особое внимание было уделено разработке нормативно-методических документов по профилактике инфекционных болезней, обеспечению радиологической и биологической безопасности.
В соответствии с приказами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Олимпийских игр были задействованы специалисты органов и учреждений Рос-потребнадзора, в том числе 107 специалистов Управления Роспотребнадзора по КК, 282 — ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КК", 8 — ФБУН "Санкт-Петербургский НИИРГ им. проф. П.В. Рамзаева", 10 — Управления Роспотребнадзора по различным субъектам Российской Федерации (в целях усиления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ). С учетом имеющегося опыта обслуживания массовых и особо важных мероприятий [5] для усиления лабораторной базы в Сочи была привлечена специализированная противоэпидемическая бригада (СПЭБ) ФКУЗ "Ставропольский противочумный институт" Роспотребнадзора — 53 человека, уси-
ленная специалистами ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора — 6 человек, ФБУН ГНЦ ПМБ Роспотребнадзора — 6, ФКУЗ "Причерноморская противочумная станция" Роспотребнадзора — 32, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах СКФО" — 9. Всего было задействовано 526 специалистов.
Основные задачи Основными задачами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гостей и участников Олимпийских игр являлись:
• профилактика вспышек инфекционных болезней среди участников, гостей, персонала, местного населения;
• обеспечение санитарной охраны территории Сочи, предупреждение заноса инфекционных заболеваний, а также предупреждение ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических, радиоактивных веществ и грузов, представляющих опасность для человека;
• контроль за соблюдением санитарных норм и требований юридическими лицами и предпринимателями, принимающими участие в обеспечении питания участников Олимпийских игр;
• контроль за обеспечением медицинского освидетельствования персонала и волонтеров;
• осуществление эпидемиологического и санитарно-гигиенического мониторинга объектов окружающей среды на территории олимпийских объектов и г. Сочи;
• поддержание готовности сил и средств для немедленного реагирования при возникновении угрозы санитарно-эпидемиологического характера (инфекционные заболевания, отравления, биотерроризм);
• мониторинг уровня радиации на территории Олимпийских объектов и г. Сочи;
• сбор и анализ информации об обеспечении доступности объектов и услуг, уровне адаптации социальной, транспортной и инженерной инфраструктур курортов Черноморского побережья для лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.
Работа в период проведения Олимпийских игр С целью постоянного контроля санитарно-эпидемиологического состояния соревновательных и несоревновательных объектов, главного распределительного центра пищевых продуктов и сопутствующих товаров (ГРЦ), источников водоснабжения за каждым из перечисленных объектов были закреплены специалисты Ро-спотребнадзора и проведены следующие мероприятия:
• организованы круглосуточные дежурства специалистов в 3 деревнях (Прибрежная, Горная, Высокогорная), а в период открытия и закрытия Олимпийских игр — на стадионе "Фишт";
• с целью контроля деятельности специалистов и координации их работы на объектах были определены кураторы — звеньевые (по 2 звеньевых в Прибрежном и Горном кластерах);
• руководящим составом Управления Роспотребнадзора по КК и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КК" осуществлялись ежедневные ночные выезды на объекты для координации деятельности ответственных специалистов;
• с целью оперативного получения объективной информации о санитарном состоянии объектов питания применяли экспресс-методы — всего проведено 5698
исследований с использованием санитарно-пищевой мини-экспресс-лаборатории "СПЭЛ", люминометра "3M Clean-Trace", контактно-бесконтактных термометров;
• в соответствии с разработанными нормативно-методическими документами проводился лабораторный мониторинг объектов окружающей среды [6, 7];
• осуществлялся контроль за температурой подаваемой воды в системе горячего водоснабжения и остаточным хлором в разводящей сети;
• с целью выявления потенциальных источников инфекционных болезней работники точек общественного питания олимпийских объектов проходили ежесменное медицинское освидетельствование, дистанционную термометрию, а также лабораторное обследование на группу кишечных инфекций бактериальной и вирусной этиологии;
• осуществлялись проверки хозяйствующих субъектов, задействованных в церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр;
• по фактам подозрения на инфекционные заболевания среди клиентских групп, местного населения и гостей Сочи проводились эпидемиологические расследования;
• осуществлялись постоянный радиационный контроль продуктов питания, поступающих на ГРЦ, ежедневное измерение гамма-фона в Горном и Прибрежном кластерах;
• выполнялись мониторинговые обследования и проверки объектов размещения, в том числе круизных лайнеров, а также объектов общественного питания и водоснабжения;
• проводился постоянный контроль условий размещения и питания детей, участвовавших в церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр;
• осуществлялось круглосуточное дежурство в краевом оперативном штабе, главном операционном центре, инфекционной больнице.
Профилактика инфекционных болезней В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия местного населения и гостей Сочи контроль состояния инфекционной заболеваемости рассматривался как один из приоритетных направлений работы [8]. Несмотря на прибытие в Сочи большого количества гостей, удалось добиться снижения уровня суммарной инфекционной заболеваемости на 47 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., в том числе заболеваемости ветряной оспой и туберкулезом — в 2 раза, гриппом — в 8 раз, инфекционным мононукле-озом — в 2,5 раза, ОРВИ — на 66 %, внебольничными пневмониями — на 28 %, острыми кишечными инфекциями — в 5,7 раза.
Каждый случай заболевания среди декретированного контингента и клиентских групп немедленно расследовался. В очагах острых кишечных инфекций проводилось лабораторное обследование контактных лиц [9]. Всего за период Олимпийских игр проведено 381 эпид-расследование, количество контактных лиц составило 9638. Повторных случаев заболеваний в очагах инфекций (кишечных, вирусного гепатита А, туберкулеза, ветряной оспы, ОРВИ, гриппа и др.) не зарегистрировано, за исключением 2 эпизодов кори. Своевременное проведение противоэпидемических мероприятий позволило не допустить распространения инфекций и возникновения групповых и вспышечных заболеваний.
Для обеспечения эпидемиологического благополучия были также приняты дополнительные меры:
• постоянная и объективная оценка масштабов, характера распространенности наблюдаемых инфекционных болезней;
• выявление тенденций и оценка темпов динамики эпидемического процесса — колебаний уровня заболеваемости (смертности), появления групповых инфекционных болезней;
• районирование территорий Сочи с учетом территориальной дифференциации по эпидемиологическим рискам;
• организация электронной системы учета и анализа эпидемиологических данных.
Для оперативной доступности, своевременного информирования, а также для принятия управленческих решений проводились следующие мероприятия:
• учет и регистрация инфекционной заболеваемости (с января 2014 г. организован ежедневный круглосуточный прием экстренных извещений, работа проводилась во взаимодействии с органами здравоохранения);
• определение графика работы специалистов в инфекционном стационаре (круглосуточное пребывание эпидемиолога Роспотребнадзора);
• формирование 6 эпидемиологических бригад (в том числе 2 резервных) общей численностью 28 человек. В рамках национального календаря профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям было вакцинировано 364 239 человек (против коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита и др.), в том числе 153 587 детей до 17 лет. Против инфекционных заболеваний было дополнительно привито 62 247 человек из числа декретированного контингента (против вирусного гепатита А, дизентерии Зонне, гриппа, кори, лептоспи-роза, брюшного тифа).
Санитарно-карантинные пункты пропуска (СКП) На территории г. Сочи расположены 4 пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации: "Аэропорт Сочи" — воздушный, Международный автомобильно-пешеходный пункт пропуска (МАПП) "Адлер-Псоу" — автомобильно-пешеходный, "Морской порт Сочи" — морской, "Грузовой район морского порта Сочи в устье реки Мзымта" — морской.
В части, касающейся организации деятельности СКП по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, Управлением Роспотребнадзора по КК выполнена следующая работа:
• разработан порядок действий специалистов Управления Роспотребнадзора по КК в СКП при возникновении ЧС радиационного характера, а также схемы оповещения и алгоритм действий;
• определены порядок и процедура информационного взаимодействия и предоставления еженедельных отчетов;
• создана группа, состоящая из специалистов, наделенных полномочиями осуществлять консультирование и подготовку разъяснений для должностных лиц, которые несут ответственность за принятие решений о ввозе на территорию Таможенного союза подконтрольных товаров;
• проведена паспортизация СКП;
• подготовлена технологическая схема взаимодействия в пункте пропуска "Аэропорт Сочи" на время подготовки и проведения Олимпийских игр;
• созданы рабочие группы по внесению соответствующих изменений в действующие технологические схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации. К началу Олимпийских игр все СКП были обеспечены необходимым современным оборудованием и противоэпидемическим имуществом (универсальными укладками, дозиметрами, дезинфицирующими средствами, форменной одеждой).
Таким образом, работа по обустройству пунктов пропуска через государственную границу, проводимые в них санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия способствовали сохранению эпидемического благополучия на территории Сочи.
Организация питания В сфере организации питания работа Управления Ро-спотребнадзора по КК проводилась в постоянном взаимодействии с АНО "Оргкомитет Сочи 2014". Осуществлялась оценка санитарно-гигиенического состояния объектов питания с лабораторно-инструментальным исследованием проб окружающей среды, в том числе воды, и пищевых продуктов по критериям безопасности. Всего за период Олимпийских игр выполнено свыше 5500 обследований и проверок. С начала функционирования объектов питания на соответствие гигиеническим нормативам исследовано 4096 проб пищевых продуктов, из них 59 не соответствовали требованиям по микробиологическим показателям.
С 10.02.2014 организациями Роспотребнадзора КК совместно с Министерством здравоохранения КК проводилось медицинское освидетельствование декретированного контингента. Дважды в день врачи лечебно-профилактических учреждений осматривали персонал на объектах питания. Всего проведено более 6900 осмотров, по их результатам отстранены от работы 27 (0,39%) лиц.
Организация контроля водоснабжения
В период Олимпийских игр осуществлялся контроль 11 водозаборных сооружений, в том числе в Горном кластере — 9, в Прибрежном кластере — 2. Все источники питьевого водоснабжения подземные. Обеззараживание воды проводилось химическим (гипохлорид натрия), физическим (УФО) и комбинированным методами.
С целью профилактики массовых инфекционных заболеваний был введен режим гиперхлорирования воды в водоразводящих сетях, обеспечивающих объекты проживания, питания и др. (в общей сложности снабжающих питьевой водой 120 тыс. человек).
Специалистами Роспотребнадзора КК за весь период выполнено 23 805 исследований питьевой воды на са-нитарно-химические, микробиологические показатели, в том числе 13 455 из разводящей сети и 10 350 из водозаборных сооружений.
В соответствии с порядком лабораторного обеспечения исследования проб из объектов окружающей среды [10] двукратно проведен анализ питьевой воды из всех водозаборных сооружений на наличие ДНК/РНК вирусов — все результаты были отрицательными.
Выполнялись обследования краснополянских и адлерских очистных сооружений канализации — отобраны пробы очищенной сточной воды в контрольных створах 500 м выше, 500 м ниже места сброса. Проб, не соответствующих требованиям гигиенических нормативов, не выявлено.
Исследование воздуха
Проведено исследование 905 проб атмосферного воздуха в Прибрежном и Горном кластерах на содержание КИ3, 802, К02, СО, РМ10, фракций пыли РМ2 5, а также 774 проб воздуха закрытых помещений на содержание этиленгликоля. В олимпийских объектах выполнено 1774 измерения микроклимата, 147 — освещенности. Все пробы соответствовали гигиеническим нормам.
Радиационная обстановка
С целью предотвращения ввоза радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения на олимпийские объекты, в том числе в составе пищевого сырья и готовой продукции, было предусмотрено двойное кольцо радиационного контроля:
• на внешнем периметре г. Сочи — на автодорогах,
морском, железнодорожном и авиационном транспорте;
• на въездах в Горный и Прибрежный кластеры.
На всех контрольных точках были установлены системы стационарного радиационного контроля типа "Янтарь" и радиационные мониторы.
Особое внимание было уделено ГРЦ, в котором на каждом разгрузочном портале дополнительно были смонтированы радиационные датчики сигнализаторно-го типа. Кроме того, ежедневно проводился дозиметрический контроль с помощью переносных дозиметров всех партий пищевой продукции, поступившей в течение дня.
За время Олимпийских игр проведено 1840 измерений мощности эквивалентной дозы (МЭД) гамма-фона в контрольных точках Горного и Прибрежного кластеров, 1380 — в помещениях для У1Р-персон и проведения специальных мероприятий, 9 исследований суммарной бета-активности атмосферного воздуха, 6 — атмосферных выпадений, 4 — морской воды, 4 — проб почвы, 71 — проб питьевой воды, 506 — проб пищевой продукции, 4168 дозиметрических исследований пищевой продукции в ГРЦ, 399 исследований при реагировании на ЧС.
Превышения допустимых значений и сложившихся фоновых характеристик в пробах пищевых продуктов, питьевой воде и объектах окружающей среды не зафиксировано.
Контроль за условиями пребывания детей, привлекаемых к проведению церемоний Олимпийских игр
Для участия в церемониях открытия и закрытия XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр было задействовано 5560 детей. Управлением Рос-потребнадзора по КК осуществлялись ежедневные, а в ряде случаев и круглосуточные контрольно-надзорные мероприятия за условиями их питания, размещения, режимом проведения репетиций. При выявлении заболевших детей выполнялись все необходимые противоэпидемические мероприятия: наблюдение за контактными лицами (134), вакцинация и фагирование (93), лабораторное обследование на группу кишечных бактериальных и вирусных инфекций.
Также осуществлялся жесткий контроль безопасности питания детей, соблюдения согласованных меню, состава ланч-боксов (крафт-пакетов) для приема пищи во время репетиционных мероприятий. На микробиологические показатели были исследованы 233 пробы готовых блюд и пищевых продуктов, на санитарные показатели — 835 смывов, 14 проб воды питьевой из кулеров,
12 проб дезинфицирующих средств, а также проведено 174 экспресс-исследования на степень чистоты посуды.
Защита прав потребителей Регулярно осуществлялись мониторинг и проверки хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги на территории Сочи по 20 стратегически-актуальным направлениям, имеющим отношение к благополучию участников и гостей Олимпийских игр: предоставлению услуг средств размещения, прокату автомобилей, продаже непродовольственной группы товаров с нанесением олимпийской символики и товарных знаков мировых брендов, оказанию банковских услуг, продаже и перепродаже билетов на соревнования и др.
Консультирование потребителей Во время Олимпийских игр функционировало 10 консультационных пунктов и 6 "горячих линий", что дало возможность потребителям разрешать вопросы непосредственно в зонах проведения соревнований и массовых развлекательных мероприятий. Всего выполнена 1091 консультация по различным вопросам, связанным с продажей товаров и оказанием услуг (из них консультационными пунктами — 834, "горячими линиями" — 257).
Было роздано 120 000 экземпляров памяток различной тематики. В 41 медицинском пункте горных деревень было реализовано около 103 000 памяток, касающихся профилактики инфекционных заболеваний. В период проведения XI Паралимпийских зимних игр через организованные дополнительные пункты участникам и гостям было выдано еще около 68 000 памяток по профилактике инфекционных заболеваний.
Общее количество ознакомившихся с буклетами, памятками для потребителей и информацией, размещенной на сайтах Управления Роспотребнадзора по КК, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КК", превысило 400 000 человек.
Заключение
Деятельность учреждений Роспотребнадзора КК, направленную на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия гостей и участников Олимпийских игр и включающую подготовительные мероприятия и оперативную работу, можно считать эффективной. Главными особенностями организации работы в этот период были:
• комплексный подход к решению проблем санитарно-эпидемиологического характера;
• использование современных схем и методов мониторинга инфекционных болезней;
• разработка специализированных нормативных баз, регламентирующих четкую и слаженную работу всех структур и ведомств;
• мобилизация дополнительных ресурсов (привлечение специалистов, лабораторного оборудования, автотранспорта и пр.).
Основные задачи выявления эпидемиологических рисков, недопущения возникновения и распространения инфекционной заболеваемости, мониторинга воды и пищевых продуктов, а также контроля санитарно-гигиенических и радиологических показателей были успешно выполнены.
Проведенные санитарно-эпидемиологической службой Краснодарского края профилактические и противоэпидемические мероприятия по локализации и ликвида-
ции возникших очагов инфекций позволили предотвратить массовые эпидемические осложнения.
Приобретенный опыт в результате проделанной масштабной и разноплановой работы будет использован в дальнейшем при планировании и организации других крупных международных массовых мероприятий на территории Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в Казани. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия / Под ред. Г.Г. Онищенко, В.В. Кутырева. Тверь: ООО "Издательство "Триада"; 2013.
2. Методические рекомендации МР 3.1.0079/2-13 "Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения массовых мероприятий с международным участием". М.; 2013.
3. Онищенко Г.Г., ред. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения саммита АТЭС-2012. Монография. Новосибирск; 2013.
4. Онищенко Г.Г., Куличенко А.Н., Зайцева О.А., Ефременко Д.В. Опыт стран-организаторов Олимпиад по обеспечению защиты от биологической угрозы. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2014; 1: 70—5.
5. Куличенко А.Н., Ефременко Д.В., Кузнецова И.В., Зайцева О.А. Обеспечение готовности специализированных противоэпидемических бригад к работе при проведении массовых мероприятий. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2014; 1: 76—80.
6. Методические рекомендации МР 4.2.0070/1-13 "Организация лабораторной диагностики инфекционных болезней, лабораторного контроля объектов окружающей среды при проведении массовых мероприятий". М.; 2013.
7. Порядок лабораторного обеспечения диагностики инфекционных болезней в период проведения ХХП Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. Утвержден Руководителем Роспотребнадзора 08.09.2013 г. URL: http://www.snipchi.ru (дата обращения 12.09.14).
8. Онищенко Г.Г., Куличенко А.Н., Клиндухов В.П., Смоленский В.Ю. Эпидемиологическая обстановка в районе проведения зимних Олимпийских игр 2014 года и меры по ее стабилизации. В кн.: Актуальные проблемы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств-участников СНГ: Материалы Х Межгосударственной науч.-практ. конф. государств — участников СНГ/ Под ред. Г.Г. Онищенко, В.В. Кутырева, А.Н. Куличенко. Ставрополь: Издательство ООО "Экспо-Медиа"; 2010: 12—3.
9. Организация и порядок проведения лабораторной диагностики инфекционных болезней в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XIПаралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи: Методическое пособие. Ставрополь; 2014.
10. Порядок лабораторного обеспечения исследований проб окружающей среды в период проведения ХХП Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Утвержден Руководителем Роспотребнадзора 08.09.2013 г. URL: http://www.snipchi.ru (дата обращения 12.09.14).
REFERENCES
1. XXVII World Summer Universiade 2013 in Kazan. Providing sanitary and epidemiological welfare [XXVII Vsemirnaya let-nyaya universiada 2013 goda v Kazani. Obespechenie sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya]. Eds G.G. Onishchenko, V.V. Kutyrev. Tver': OOO «Izdatel'stvo "Triada"»; 2013. (in Russian)
2. Methodical Recommendations MR 3.1.0079/2-13 "Organization Antiepidemic Provide Events with International Participation". Moscow; 2013. (in Russian)
3. Onishchenko G.G., ed. Provision of sanitary and epidemiological well-being before and during the 2012 APEC summit. Monograph. [Obespechenie sanitarno-epidemiologicheskogo blagop-oluchiya vperiodpodgotovki iprovedeniya sammita ATES-2012. Monografiya]. Novosibirsk; 2013. (in Russian)
4. Onishchenko G.G., Kulichenko A.N., Zaitseva O.A. Efremenko D.V. The experience of organizing the Olympics to ensure protection against biological threats. Zhurnal mikrobiologii, epide-miologii i immunobiologii. 2014; 1: 70—5. (in Russian)
5. Kulichenko A.N., Efremenko D.V., Kuznetsova I.V., Zaitseva O.A.. Preparedness specialized anti crews to work during public events. Zhurnal mikrobiologii, epidemiologii i immunobiologii. 2014; 1: 76—80. (in Russian)
6. Methodical Recommendations MR 4.2.0070/1-13. Organization of Laboratory Diagnosis of Infectious Diseases, Laboratory Monitoring of Environmental Objects During Mass Events. Moscow; 2013. (in Russian)
7. Procedure for laboratory investigations of environmental samples during the XXII Olympic Winter Games and XI Paralym-pic Winter Games of 2014 in Sochi. Approved by the head of Rospotrebnadzor 08.09.2013. URL: http://www.snipchi.ru (Accessed 12 September 2014). (in Russian)
8. Onishchenko G.G., Kulichenko A.N., Klindukhov V.P., Smolens-kiy V. Yu. The epidemiological situation in the area of the Winter Olympic Games of 2014 and measures for its stabilization. In:
Actual Problems of Prevention and Liquidation of Emergency Situations in the Area of Sanitary and Epidemiological Welfare of the Population of the CIS Member States: Materials X Interstate Scientific and Practical Conference CIS States [Aktual'nye prob-lemy preduprezhdeniya i likvidatsii posledstviy chrezvychaynykh situatsiy v oblasti sanitarno-epidemiologicheskogo blago-poluchiya naseleniya gosudarstv-uchastnikov SNG: Materialy Mezhgosudarstvennoy nauchno-prakticheskoy konferentsii gosu-darstv-uchastnikov SNG / Eds G.G. Onishchenko, V.V. Kutyrev, A.N. Kulichenko. Stavropol': Izdatel'stvo OOO "Ekspo-Media"; 2010: 12 —3. (in Russian) 9. The Organization and Procedure of the Laboratory Diagnosis of Infectious Diseases During the XXII Olympic Winter Games and XIParalympic Winter Games of 2014 in Sochi: Methodical Tool. Stavropol'; 2014. (in Russian) 10. Procedure for providing laboratory diagnosis of infectious diseases during the XXII Olympic Winter Games and XI Para-lympic Winter Games of 2014 in Sochi. Approved by the head of Rospotrebnadzor 08.09.2013 (in Russian). URL: http://www. snipchi.ru (Accessed 12 September 2014).
Поступила 18.11.14
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.2:796.032 «2014»
ФИЛИППОВЕ.Ф., РЖЕВСКАЯЕ.В., ГОРОДИНВ.Н., БУРЛУЦКАЯА.В., СОЛОНЕНКО Т.А., КОРОВАШКИН С.А., СТРИХАНОВ С.Н.
Медицинское обеспечение участников и гостей XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских
зимних игр 2014 г. в Сочи
Министерство здравоохранения Краснодарского края, 350000, Краснодар
Рассматриваются вопросы организации различных направлений оказания медицинской помощи при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. Приводятся данные об усилении инфраструктуры стационаров и других лечебных учреждений, подготовке медицинских кадров города. Отмечено, что всего с 25 января по 17 марта 2014 г. за медицинской помощью обратились 11 626 человек более чем из 50 стран. В структуре обращений за амбулаторной помощью 22% составили обращения по поводу различных травм и 78% — по поводу заболеваний и профилактических осмотров. Основной причиной госпитализаций были обострившиеся хронические заболевания — около 88%, на долю травм пришлось 12%. За время игр проведено порядка 400 оперативных вмешательств.
Ключевые слова: Олимпийские игры; медицинское обеспечение; скорая медицинская помощь;
заболеваемость; амбулаторно-поликлиническая помощь; госпитализация.
Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (3): 15—18.
Filippov E.F., Rzhevskaya E.V., Gorodin V.N., Burlutskaya A.V., Solonenko T.A., Korovashkin S.A., Strikhanov S.N. THE MEDICAL SUPPORT OF PARTICIPANTS AND GUESTS OF THE XXII WINTER OLYMPIC GAMES AND XI WINTER PARALYMPIC GAMES IN SOCHI
The health ministry of the Krasnodarsky region, 350000, Krasnodar, Russia
The article considers issues of organization of different directions of medical care support during 2014XXII winter Olympic Games and XI winter Paralympic Games in Sochi. The data concerning reenforcement of infrastructure of hospitals and other medical institutions and training of municipal personnel is presented. It is noted that from January 25 to March 17 of2014 11 626persons from more than 50 countries applied for medical care. The structure of application for medical care the visits because of various traumas consisted 22% and because of diseases and medical check-ups - 78%. The main cause of hospitalizations included exacerbated chronic diseases (about 88%) and traumas (about 12%). During Olympic Games 400 surgical interventions were implemented.
Key words: Olympic Games; medical support; emergency medical care; morbidity; ambulatory poly-clinic care; hospitalization.
Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (3): 15—18. (in Russ.) For correspondence: Vladimir Gorodin, MD, PhD, DSc; e-mail: [email protected]
Received 10.12.14
Для корреспонденции: Городин Владимир Николаевич, д-р мед. наук; e-mail: [email protected]