конференция "Социально значимые и особо опасные инфекционные заболевания" (Краснодар, 2013).
Практические навыки в оказании медицинской помощи больным с подозрением на опасную инфекционную болезнь и межведомственное взаимодействие по организации противоэпидемических мероприятий отрабатывались в ходе 4 тактико-специальных учений федерального уровня.
В период Олимпийских игр (с 03.02.2014 по 16.03.2014) за медицинской помощью по поводу инфекционных заболеваний (или подозрения на них) обратились 2584 человека. Зарегистрировано 2335 случаев инфекционных болезней (подлежащих регистрации) и укусов животными, что соответствует среднемного-летним данным за указанный период. В стационары инфекционного профиля (с учетом приданного контингента МВД и др.) были госпитализированы 2200 человек. В структуре инфекционной заболеваемости преобладали воздушно-капельные (60%) и кишечные (27%) инфекции. В 8% случаев люди обращались по поводу укусов животными. Подтвержденных инфекционных заболеваний у спортсменов не было.
В госпитальной инфекционной патологии (по предварительным диагнозам) также преимущественно регистрировались воздушно-капельные (1398, 63,5%) и кишечные (658, 29,9%) инфекции. С заболеваниями органов дыхания на стационарном лечении находились 144 (6,6%) пациента. За период Олимпийских игр зарегистрировано 79 лабораторно подтвержденных случаев кори, в том числе 21 случай среди аккредитованных лиц. Летальных исходов инфекционных заболеваний не было.
По состоянию на 16.03.2014 в инфекционные отделения (стационары) был госпитализирован 241 человек из контингента аккредитованных лиц (в том числе 10 граждан иностранных государств), из них с диагнозом ОРВИ — 90 (37,3%), кори — 48 (19,9%), острых кишечных инфекций — 32 (13,3%), ветряной оспы — 20 (8,3%), пневмонии — 7 (2,9%), краснухи — 2 (0,8%), других инфекционных заболеваний — 42 (17,5%).
Из контингента клиентских групп с инфекционными заболеваниями были госпитализированы волонтеры
(36), обслуживающий персонал (123), журналисты и члены Олимпийской семьи (4), а также приданные силы МВД, МО, МЧС (78). У спортсменов подтвержденных случаев инфекционных заболеваний не было.
Масштабная длительная и планомерная подготовительная работа различных ведомств позволила избежать возникновения массовых инфекционных заболеваний во время проведения Олимпийских игр, в полном объеме и с надлежащим качеством оказать специализированную медицинскую помощь при инфекционных болезнях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Организация и порядок лабораторной диагностики инфекционных болезней в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи: Методическое пособие. Ставрополь; 2013.
2. Приказ Роспотребнадзора от 17.03.2008 г. № 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней". http://docs.cntd.ru/ document/902094985 (дата обращения 20.10.14).
3. Приказ Роспотребнадзора от 02.02.2009 г. № 230 "Обутверждении Примерного регламента взаимодействия противочумных учреждений Роспотребнадзора с учреждениями и территориальными органами Роспотребнадзора". http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP; n=450371 (дата обращения 20.10.14).
REFERENCES
1. The Organization and Procedure for Laboratory Diagnosis of Infectious Diseases in the Period of Holding of the XXII Olympic Winter Olympic Games and XI Paralympic Winter Olympics 2014, Sochi: A Methodological guide. Stavropol'; 2013. (in Russian)
2. The Order of the Rospotrebnadzor from 17.03.2008, No. 88 "On Measures to Improve Monitoring of Infectious and Parasitic Diseases". http://docs.cntd.ru/document/902094985 (date of access 20.10.14). (in Russian)
3. The Order of the Rospotrebnadzor from 02.02.2009, No. 230 "Approving the Sample Reglament Interaction of Anti-plague Institutions of the Federal Institutions and Territorial Bodies of Rospotrebnadzor. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=450371 (date of access 20.10.14). (in Russian)
Поступила 10.12.14
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.3/.4:796.032"2014"
БРАГИНА И.В.1, ЕЖЛОВА Е.Б.1, ДЕМИНА Ю.В.1, ПАКСКИНА Н.Д.1, СКУДАРЕВА О.Н.1, ОРОБЕЙВ.Г.2, ПОГУДИНА О.А.2, КЛИНДУХОВ В.П.3, ГРЕЧАНАЯ Т.В.3, ТЕШЕВА С. Ч.3, \ ДАРАГАНЮГ..3, КУЛИЧЕНКО А.Н.4, МАЛЕЦКАЯ О.В.4, МЕЗЕНЦЕВ В.М.4
Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских
зимних игр 2014 г. в Сочи
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 127994, Москва; Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Сочи, 354000, Краснодарский край, Сочи; 3ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае", 350001, Краснодар; 4Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, 350000, Краснодар; 5ФКУЗ "Ставропольский противочумный институт" Роспотребнадзора, 355035, Ставрополь
Приводятся данные о мероприятиях по обеспечению функционирования санитарно-карантинных пунктов пропуска (СКП) в регионе города-курорта Сочи в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. СКП бъти приведены в соответствие нормативным требованиям обустройства и готовности к выявлению, локализации и купированию чрезвычайных ситуаций эпидемического характера, проведена их паспортизация, опреде-
Для корреспонденции: Малецкая Ольга Викторовна, д-р мед. наук, проф.; e-mail: [email protected]
лены порядок и процедура информационного взаимодействия, предоставления отчетов, перечень полномочных лиц. Рассматриваются особенности организации их работы. Всего с января по март были досмотрены 922 транспортных средства из стран ближнего и дальнего зарубежья. Сани-тарно-карантинному контролю подвергнуты 138 954 человека. Выявлены 3 человека с подозрением на инфекционные заболевания. Проведенные мероприятия выполнялись в комплексе мер по предупреждению заноса инфекции и осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе проведения Олимпийских игр.
Ключевые слова: Олимпийские игры; санитарная охрана территории; санитарно-карантин-ный пункт; эпидемиологический надзор. Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (3): 25—29.
Bragina I.V.1, Ezhlova E.B.1, Demina Yu.V.1, Pakskina N.D.1, Skudareva^O.N.1, Orobey V.G.2, Pogudina O.A.2, Klindukhov VP.3, Grechanaya T.V3, Tesheva S.Ch.3,[Daragan Yu.G. |3, KulichenkoA.N.4, Maletskaya O.V.4, Mezentsev V.M.4
THE SANITARY QUARANTINE CONTROL AT THE INTERNATIONAL LINE CHECK-POINTS DURING THE XXII WINTER OLYMPIC GAMES AND XI WINTER PARALYMPIC
GAMES IN SOCHI
1The Rospotrebnadzor of Russia, 127994, Moscow, Russia; 2The territorial department of Administration of Rospotrebnadzor in the Krasnodarsky region in Sochi, 354000, Sochi, Russia; 3The Center of hygiene and epidemiology in the Krasnodarsky region of Rospotrebnadzor of Russia, 350001, Krasnodar, Russia; 4The department of Rospotrebnadzor of Russia in the Krasnodarsky region, 350000, Krasnodar, Russia; 5The Stavropol anti-plague institute of Rospotrebnadzor of Russia, 355035, Stavropol, Russia
The article presents data concerning support of functioning sanitary epidemiological check-points in region of resort Sochi during period ofpreparation and implementation of the 2014 XXII winter Olympic Games and XI winter Paralympic Games. The check-points were adjusted according to standard requirements of provision of the necessary amenities and readiness to detection, localization and reduction of emergency situations of epidemic character. The passport system of check-points was implemented. The order and procedure of information interaction was determined, including reports providing and list ofplenipotentiary persons. The characteristics of organization of functioning of check-points are considered. Altogether, from January to March 922 transport vehicles from countries from the near and far abroad were surveyed. The sanitary quarantine control was applied to 138 954 persons. Three persons were discovered with suspicion to infectious diseases. The implemented activities were applied in combination with complex of measures related to prevention of carrying in infection and complication of sanitary epidemiological situation in the region of implementation of the Olympic Games.
Key words: Olympic Games; sanitary protection of territory; sanitary quarantine check-point; epidemiological surveillance.
Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (3): 25—29. (in Russ.) For correspondence: Olga Maletskaya, MD, PhD, DSc, ргс£; e-mail: [email protected]
Received 18.11.14
В соответствии с концепцией медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (далее — Олимпийские игры) и "Планом медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи", утвержденного поручением Д.Н. Козака 30 июля 2010 г. (ДК-П12-5205), одной из основных задач в области биологической безопасности региона была санитарная охраны территории. С этой целью в предолимпийский период большое внимание было уделено организации работ и оснащению санитар-но-карантинных пунктов пропуска (СКП) через государственную границу в регионе проведения Олимпийских игр. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 1724-р [1] и Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации [2] был определен их перечень на территории города-курорта Сочи:
• " Аэропорт Сочи";
• Международный автомобильно-пешеходный пункт пропуска (МАПП) "Адлер-Псоу";
• "Морской порт Сочи";
• "Грузовой район морского порта Сочи в устье реки Мзымта".
В международном "Аэропорту Сочи" были предусмотрены санитарные стоянки воздушных судов на случай выявления больного, подозрительного на заболевание, в отношении которого мероприятия регламентируются Международными медико-санитарными правилами (2005 г.).
Организацию работы СКП осуществляло Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (КК). Под его контролем решались вопросы оснащения СКП, корректировки комплексного плана по санитарной охране территории Сочи. Основой разработанного комплексного плана послужили результаты анализа проведенных в 2011—2013 гг. мероприятий, включающих подготовку специалистов, строительство и ввод в эксплуатацию лечебно-профилактических организаций, диагностических лабораторий, реконструкцию СКП.
На тщательно разработанных тактических учениях в предолимпийский период была проверена реальность исполнения комплексного плана на случай выявления в СКП больного, подозрительного на заболевание, требующее мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации. На основании учений был разработан и согласован со всеми привлеченными органами и организациями алгоритм межведомственного взаимодействия, определены наиболее уязвимые места в организации и обеспечении первичных противоэпидемических мероприятий. Основное внимание было уде -лено вопросам реализации мероприятий в отношении
больного (источника инфекции), контактировавших с ним лиц и восприимчивых контингентов населения, контроля возможных путей передачи возбудителя инфекции. Были проверены действенность схем оповещения специалистов, готовность экстренных оперативных служб к работе, наличие у них средств индивидуальной защиты при проведении противоэпидемических мероприятий и умение ими пользоваться.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 03.06.2011 [3] определены специализированные пункты пропуска, предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий: "Морской порт Сочи" — по опасным грузам и пищевым продуктам, МАПП "Адлер-Псоу" — по пищевым продуктам.
Пропуск участников и гостей Олимпийских игр осуществлялся в трех пунктах пропуска: "Аэропорт Сочи", "Морской порт Сочи", открытый только на оформление круизных судов, планируемых к использованию в качестве плавучих гостиниц, МАПП "Адлер-Псоу".
Пассажирские поезда на станцию Адлер прибывали из Российской Федерации, Украины и Белоруссии через железнодорожный пункт пропуска "Успенская" (Ростовская область), из Республики Абхазия — через железнодорожный пункт пропуска "Адлер" (Веселое). Санитарно-карантинный контроль в железнодорожных пунктах пропуска осуществлялся в соответствии с законодательством Таможенного союза и действующими нормативно-методическими документами.
Правовой основой открытия пунктов пропуска через государственную границу было распоряжение Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. № 470 [4]. Для приведения их в соответствие нормативным требованиям обустройства и обеспечения готовности к выявлению, локализации и купированию чрезвычайных ситуаций эпидемического характера проведена их паспортизация. Установлено, что не все пункты пропуска через внешнюю границу государств — членов Таможенного союза обустроены в соответствии с Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного таможенного санитарно-каран-тинного, ветеринарно-карантинного, фитосанитарного и транспортного контроля.
В результате выполненной работы набор помещений СКП международного аэропорта Сочи приведен в соответствие типовым требованиям [5]. СКП оснащены стационарными тепловизорами, рациями, портативными переносными тепловизорами (8 ед.), использующимися при контроле прибывающих лиц непосредственно на борту воздушного судна. Изолятор для больных с подозрением на опасное инфекционное заболевание имел необходимый набор помещений, оснащен противоэпидемическими укладками, средствами контроля. Обеспечено ведение в электронном виде учетно-отчет-ных форм журналов, откорректирован "Оперативный план первичных противоэпидемических мероприятий на случай выявления больного с подозрением на инфекционные болезни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации" (от 08.08.2013), согласованный с руководителями контрольных служб.
Выход пассажиров с международных рейсов осуществлялся в семи пунктах с установленными и хорошо себя зарекомендовавшими на практике стационарными тепловизорами. У 3 пассажиров с международных рейсов Ереван — Сочи и Анталия — Сочи был заподозрен "температурный синдром". Они были госпитализированы в изолятор СКП. Подозрение на инфекционную болезнь, требующую мероприятий по санитарной охране территории, было снято во всех трех случаях.
В международном пункте пропуска "Аэропорт Сочи" в постоянном режиме работали представители Федеральной пограничной службы, Федеральной таможенной службы, Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Деятельность указанных служб осуществлялась в соответствии с Технологической схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В соответствии с правилами функционирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации [2] для обеспечения согласованной работы в пунктах пропуска действовали координационные советы, в состав которых входили руководители подразделений государственных контрольных органов, администрации пунктов пропуска, руководители учреждений, на территории которых они развернуты.
С целью обеспечения радиационной безопасности в регионе проведения Олимпийских игр было разработано и утверждено Соглашение о взаимодействии Сочинской таможни и территориального отдела Управления Роспотребнадзора по КК в Сочи на случай выявления в ходе таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и товаров с повышенным радиационным фоном (19.07.2011). Разработаны порядок действий специалистов в пунктах пропуска при возникновении происшествий радиационного характера, схемы оповещения и взаимодействия привлеченных лиц, алгоритм действий.
В подготовительный период были определены порядок и процедура информационного взаимодействия, предоставления еженедельных отчетов, перечень лиц, наделенных полномочиями осуществлять консультирование и подготовку разъяснений для должностных лиц, ответственных за принятие решений о ввозе на территорию Таможенного союза подконтрольных товаров. Разработана технологическая схема (ТС) воздушного пункта пропуска "Аэропорт Сочи" на время подготовки и проведения Олимпийских игр. В связи с тем что ТС и документы постоянно корректировались и дополнялись, при координационных советах были созданы рабочие группы по внесению соответствующих изменений в действующие ТС организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, в состав которых вошли представители территориального отдела Управления Роспотребнадзора по КК в Сочи.
Международные пассажирские перевозки во время Олимпийских игр в основном осуществлялись через пункт пропуска "Аэропорт Сочи". В этом СКП в соответствии с графиком санитарно-карантинный контроль круглосуточно осуществляли 7 специалистов. За период с 01.01.2014 по 20.03.2014 на 915 прибывших воздушных судах осмотрены 2079 членов экипажей и 52 985 пассажиров, на 868 убывших воздушных судах осмотрены 1871 член экипажей и 65 680 пассажиров. Всего за I квартал 2014 г. в Сочи прибыло 915 и убыло 868 воздушных судов международных рейсов.
В период проведения Олимпийских игр в воздушном пункте пропуска через государственную границу пассажиропоток увеличился. Только за I квартал 2014 г. прибыло 55 064 человека и выбыло 67 551 (за весь 2013 г. — 140 494 и 153 421 соответственно).
В связи с увеличением количества прибывающих лиц для обеспечения круглосуточного дежурства в международных пунктах пропуска через государственную границу из различных субъектов Российской Федерации дополнительно были привлечены 14 специалистов Роспотребнадзора из других регионов и сформировано 5 бригад для осуществления санитарно-карантинного контроля. За этот период в воздушном пункте пропуска осмотрено 55 064 человека, в морском пункте пропуска — 2569 членов экипажа на круизных лайнерах.
Согласно официальным заявлениям организаторов Олимпийских игр и Международного олимпийского комитета, в соревнованиях приняли участие 2876 спортсменов из 88 стран мира, в том числе из 49 стран Европы, 19 стран Северной и Южной Америки, 10 стран Африки, 18 стран Азии. Перечень стран, имевших прямые транспортные связи с городом-курортом Сочи, представлен в таблице.
Всего с января по март (первая половина) 2014 г. на пунктах пропуска через границу Российской Федерации, расположенных на территории Сочи, были досмотрены 922 транспортных средства из стран ближнего и дальнего зарубежья. Всего санитарно-карантинному контролю подвергнуты 138 954 человека, в том числе 81 321 человек на МАПП "Адлер-Псоу". Зарегистрированы 3 человека с подозрением на инфекционные заболевания.
В период Олимпийских игр в пункте пропуска "Морской порт Сочи" был проведен санитарно-карантинный контроль 7 круизных лайнеров. В 2013 г. компания ООО "Свой ТТ" выиграла тендер ФГУП "Росморпорт" и разместила более 30 тыс. гостей и участников Олимпийских игр на международных круизных лайнерах, дислоцированных в морском порту Сочи. Всего на круизных судах проживало 7308 пассажиров. Сотрудниками СКП были осмотрены экипажи морских судов в количестве 2569 человек. Международные свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля на круизных судах имелись на период до апреля 2014 г. Организованные группы детей отсутствовали. Лиц с подозрением на инфекционную болезнь, требующую проведения мероприятий по санитарной охране территории, не было выявлено.
На МАПП "Адлер-Псоу", имеющем автомобильную и пешеходную составляющие, было обеспечено круглосуточное дежурство специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по КК Сочи. Количество автотранспорта, пересекающего границу в период проведения Олимпийских игр, было ограничено только в отношении личного транспорта, не имеющего аккредитации на въезд в Сочи. Поток пешеходов из Абхазии во время Олимпийских игр был значительно ниже, чем в предыдущий период, — до 2000 человек в сутки. Лиц с подозрением на заболевания, требующие мероприятий по санитарной охране территории, не выявлено. Санитарно-карантинный контроль лиц проводился с использованием 2 стационарных тепловизоров, установленных на пешеходном и автомобильном маршрутах пункта пропуска, и 2 портативных тепловизоров.
Таким образом, в период подготовки и проведения Олимпийских игр был разработан и реализован комплекс организационных мероприятий по санитарной охране территории Сочи. Мероприятия, осуществленные
Прямые транспортные связи с городом-курортом Сочи в период проведения Олимпийских игр
Рейсы в страны СНГ
Международные рейсы в другие страны
Армения, Азербайджан, Абхазия, Белоруссия, Грузия, Таджикистан, Латвия, Молдова, Украина, Узбекистан, Туркменистан
Турция, Сербия, Германия, Франция, Венгрия, Финляндия, Швейцария, Румыния, Греция, Италия, ОАЭ, Норвегия, Египет, Кипр, Катар, Болгария, Нидерланды, Швеция, Великобритания, Словения, Чехия, Австрия, Израиль, Австралия, Хорватия, США, Китай, Корея, Япония, Польша, Ирландия, Саудовская Аравия, Оман, Словакия, Марокко, Испания, Бельгия, Мальта, Дания, Ливан, Иран, Голландия
на объектах пропуска через государственную границу Российской Федерации на воздушном, водном, железнодорожном и автомобильном транспорте, позволили предупредить занос инфекции и осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки. Подготовительная и оперативная работа по обеспечению биологической и радиационной безопасности в городе-курорте Сочи стала одной из составляющих успешного проведения этого важного международного мероприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 г. № 1724-р "О перечне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации". http:// docs.cntd.ru/document/902131785 (дата обращения 20.10.14).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 482 "Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.05.2010 № 319, 12.10.2010 № 810, 18.05.2011 № 396, 27.09.2011 № 788, 04.09.2012 г. № 882). http://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=23639 (дата обращения 20.10.14).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 442 "Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий" с изменениями и дополнениями от 10 ноября 2012 г. Система ГАРАНТ: http://base.garant. ru/12186585/#ixzz3GgJX39u4 (дата обращения 20.10.14).
4. Распоряжение Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. № 470-р "Об открытии аэропортов Сочи, Ставрополь и Краснодар (Паш-ковская) для международных полетов". Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/6308177/#ixzz3GgKXaGW1 (дата обращения 20.10.14).
5. Приказ Роспотребнадзора от 27.08.2012 г. № 871 "О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и организаций, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации". http://docs.cntd.ru/document/902366523 (дата обращения 20.10.14).
REFERENCES
1. Order of the Government of the Russian Federation of 20.11.2008, № 1724-r "On the List of Checkpoints Across the State Border of the Russian Federation". http://docs.cntd.ru/ document/902131785 (accessed 20/10/14). (in Russian)
2. Russian Federation Government Resolution of June 26, 2008 № 482 "On Approval of the Establishment, Opening, Operation
(Operation), Reconstruction and Closure of Checkpoints Across the State Border of the Russian Federation" (as Amended by Decree of the Government of the Russian Federation of11.05.2010 № 319, 12.10.2010 № 810, 18.05.2011 № 396, 27.09.2011 № 788, 04.09.2012, № 882). http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=23639 (accessed 20/10/14). (in Russian) 3. Russian Federation Government Resolution of June 3, 2011 № 442 "On the Determination of Checkpoints Across the State Border of the Russian Federation Intended for Importation into the Territory of the Russian Federation of Goods, Chemical, Biological and Radioactive Substances, Waste and Other Goods that are Dangerous to Humans, and as Foodstuffs, Materials and Products" with Amendments of 10 November 2012. http://base.garant.
ru/12186585/#ixzz3GgJX39u4 (accessed 20/10/14). (in Russian)
4. Regulation of the Council of Ministers — the Government of the Russian Federation of March 25, 1993 № 470-p "On the Opening of the Airport of Sochi, Krasnodar and Stavropol (Pashkov-skaya) for International Flights". http://base.garant.ru/6308177/ #ixzz3GgKXaGW1 (accessed 20/10/14). (in Russian)
5. OrderRospotrebnadzora from 27.08.2012, № 871 "On the Typical Requirements for Facilities and Equipment Sanitary and Quarantine Stations and Organizations to Ensure the Activity of Sanitary-Quarantine Control at Checkpoints Across the State Border of the Russian Federation". http://docs.cntd.ru/docu-ment/902366523 (accessed 10/20/14). (in Russian)
Поступила 18.11.14
© БИДАРОВА Ф.Н., БИДАРОВ Б.С., 2015 УДК 614.35:615.2/.3
БИДАРОВА Ф.Н.1■2■3, БИДАРОВ Б. С.4
Организация контроля соответствия лекарственных препаратов, находящихся в обращении, установленным обязательным требованиям к их качеству
1ГБОУ ВПО "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Минздрава России, 362019, Владикавказ, РСО — Алания; 2ГБУЗ "Республиканский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств МЗ РСО — Алания", 362020, Владикавказ, РСО — Алания; 'Региональный центр мониторинга безопасности лекарственных средств, 362020, Владикавказ, РСО — Алания; 4ГБОУ ВПО "Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова", 362025, РСО — Алания, Владикавказ
В статье раскрываются отдельные особенности и недостатки функционирования российской системы государственного контроля (надзора) противодействия обороту недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных препаратов (ЛП). Показано, что в ряде случаев контрольно-надзорные мероприятия недостаточно эффективны при выявлении таких препаратов, что связано с недостаточно развитой методической составляющей практики правового регулирования данного вопроса. Проведен анализ вопросов понятийного аппарата, связанных с терминологией, характеризующей деятельность субъектов сферы обращения ЛП.
Ключевые слова: Федеральный контроль (надзор); Росздравнадзор; органы лицензирования;
эффективность системы государственного контроля и надзора; оборот фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных препаратов; эксперт; экспертные организации; качество лекарственных препаратов; контрольно-надзорные мероприятия; обращение лекарственных препаратов.
Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (3): 29—34.
Bidarova F.N.1,2,3, Bidarov B.S.4
THE ORGANIZATION OF CORRESPONDENCE PROVING OF PHARMACEUTICALS IN CIRCULATION TO ESTABLISHED MANDATORY QUALITY REQUIREMENTS
1The Northern Osetia state medical academy of Ministry of Health of the Russian Federation, 362019, Vladikavkaz, Russia; 2The Republican center of quality control and certification of pharmaceuticals of the Ministry of Health of the Republic of Northern Osetia — Alania, 362020, Vladikavkaz, Russia; 3The Regional center of monitoring of safety of pharmaceuticals, 362020, Vladikavkaz, Russia; 4 The K.L. Hetagurov Northern Osetia state university, 362025, Vladikavkaz, Russia The article demonstrates particular characteristics and shortcomings offunctioning of the Russian system of public control (surveillance) of counteraction to turn-over of defective falsified and illegal pharmaceuticals. It is demonstrated that in certain cases the control surveillance activities are insufficiently effective in the process of identification of such kind of pharmaceuticals. The cause is related to insufficiently developed methodological component of practice of legal regulation of this issue. The analysis was implemented concerning issues of conceptual notions related to terminology characterizing activity of subjects of sphere of turn-over ofpharmaceuticals.
Key words: Federal control (surveillance); Roszdravnadzor; agencies of licensing; effectiveness;
system of public control and surveillance; turn-over; defective; falsified; illegal; expert; expertise organization; quality of preparation; control surveillance activities; turn-over of pharmaceuticals.
Citation: Zdravookhranenye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (3): 29—34. (in Russ.) For correspondence: Fatima Bidarova, Candidate of Pharmaceutical Sciences; e-mail: [email protected]
Received 25.11.14
Для корреспонденции: Бидарова Фатима Николаевна, канд. фарм. наук, e-mail: [email protected]