УДК 34:796 ББК 67:75
ОЛИМПИЙСКОЕ ПРАВО КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР
2014 ГОДА В ГОРОДЕ СОЧИ
Алексеев Сергей Викторович, доктор юридических наук, профессор Московский государственный юридический университет имени O.E. Кутафина (МГЮА)
г. Москва
Гостев Руслан Георгиевич, депутат, член Комитета Государственной Думы по делам национальностей, доктор исторических наук, профессор Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации E-mail: sportpravo@gmail.com, rus-1945@maii.ru
Аннотация. Изложены актуальные вопросы нормативного регулирования подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи. Ключевые слова: олимпийское право, Олимпийские игры, Паралимпийские игры.
THE OLYMPIC LAW AS A BASIS OF ORGANISATION AND STAGING OF THE XXII OLYMPIC WINTER GAMES AND THE XI PARALYMPIC WINTER
GAMES IN SOCHI IN 2014
Alekseev S.V. Doctor of historical science, professor of Moscow State University of Law
named after O.E. Kutafin Gostev R.G. Doctor of historical science, professor, deputy of the State Duma
of the Russian Federation
Abstract. Urgent issues of statutory regulation, organisation and staging of the XXII Winter Olympic Games and the XI Paralympic Winter Games in Sochi in 2014 are presented. Key words: Olympic Law, Olympic games, Paralympic games.
232
Международное олимпийское движение - наиболее мощная и популярнейшая в мире форма спортивного движения. Его вершиной является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх.
Олимпийские игры являются самым масштабным спортивным мероприятием в мире. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[1] (далее также - Федеральный закон о спорте) спортивные мероприятия - это спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.
Внешним проявлением неоднородного, комплексного характера регулирования спортивных мероприятий является наличие разных источников, его формирующих. Источник регулирования выступает как внешняя форма выражения и закрепления норм и правил нормативной субстанции.
Сердцевину российского спортивного законодательства составляет Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Это базовый отраслевой закон, направленный на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта. Он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.
Федеральными законами, непосредственно связанными с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи (далее также - Олимпийские и Паралимпийские игры), являются:
• Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2];
• Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»[3].
Некоторые вопросы, связанные с организацией и проведением Олимпийских и Паралимпийских игр, регулируются отдельными нормами, в частно-
сти, следующих кодифицированных федеральных законов:
• Гражданский кодекс Российской Федерации -часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 [4], часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-Ф3 [5], часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-Ф3 [6] и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 [7];
• Трудовой кодекс Российской Федерации [8], в частности глава 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров», введенная в ТК РФ Федеральным законом от 28 февраля 2008 г. № 13-
Ф3 [9];
• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-Ф3 [10];
• Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 [11];
• Налоговый кодекс Российской Федерации -часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-Ф3 [12] и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-Ф3 [13];
• Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-Ф3 [14];
• Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-Ф3 [15];
• 3емельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 [16];
• Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-Ф3 [17].
Существует достаточно широкий круг текущих федеральных законов, регулирующих отдельные отношения, связанные с организацией и проведением Олимпийских и Паралимпийских игр. В их числе:
• Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» [18];
• 3акон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» [19];
• Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-Ф3 «О техническом регулировании» [20];
• 3акон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [21];
• 3акон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [22];
• Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [23];
• Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-Ф3 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [24];
• Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-Ф3 «Об оружии» [25];
• Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-Ф3 «Об общественных объединениях» [26].
Пункт 7 ст. 3 Федерального закона о спорте в качестве одного из основных принципов законодательства о физической культуре и спорте закрепляет соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
С учетом этого, наряду с национальными законами источниками регулирования отдельных вопросов, связанных с организацией и проведением Олимпийских и Паралимпийских игр, являются международные договоры. Они являются результатом согласования воли различных государств, принимающих в них участие. Иными словами, договоры представляют собой соглашения государств относительно содержания договорных норм (т.е. текста договора) и признания таких норм в качестве юридически обязательных (или рекомендательных) для государств - участников договора. Международные договоры в области спортивного права направлены на регулирование отношений главным образом с участием юридических и физических лиц - субъектов внутреннего права (спортсменов, спортивных организаций и т.д.), но обязательства по договору возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствии со своими международными обязательствами.
Конституция РФ предусматривает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. В развитии этой нормы Конституции в ст. 4 Федерального закона о спорте говорится, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом о спорте, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Это означает, что международные договоры России являются на ее территории документами прямого действия, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация. Разъяснение указанной конституционной нормы содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» [27], согласно которому «в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликован-
ных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора».
Международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров [28].
Российское законодательство восприняло многие положения международного права и международных договоров. Нормы международных документов применяются, в частности, к спортивным отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их правовой статус, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и многое другое.
В выполнение международных обязательств вовлекается широкий круг государственных органов, организаций, физических лиц, поскольку «подавляющее большинство международно-правовых норм реализуется через национальный организационно-правовой механизм» [29]. Эта деятельность регулируется внутригосударственным правом, в котором растет число актов, посвященных выполнению международных обязательств.
Отношения в сфере спортивного и олимпийского движений опосредуются нормами как международных документов общего характера, так и специальных, посвященных непосредственно спортивной сфере.
Основу регулирования международных отношений, возникающих в сфере спортивного и олимпийского движений, составляют нормы общего международного права, включая общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры общего характера.
Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они содержатся в уставах Организации Объединенных Наций, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда. Нормы общего международного права регламентируют сотрудничество государств в различных сферах международных отношений, и действие ряда таких норм распространяется в том числе на сферу
234
спортивного и олимпийского движений, в частности, подготовку и проведение Олимпийских и Паралимпийских игр.
Так, в Уставе Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) [30] провозглашается вера народов в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и утверждается их решимость содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни. В соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека [31], принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек может обладать всеми провозглашенными в ней правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) (Рим, 4 ноября 1950 г.) [32] провозглашает, в частности, права на свободу мирных собраний и на свободу объединений и т.д.
Вместе с тем, одних норм общего международного права недостаточно для регулирования взаимоотношений государств и других субъектов, возникающих в сфере спортивного движения. Этим целям служат специальные нормы, содержащиеся в договорах, посвященных непосредственно спортивной сфере, в частности олимпийскому движению.
В многосторонних договорах (конвенциях) участвуют несколько государств, принимающих взаимные обязательства. Чем шире круг государств-участников, тем выше эффективность применения заложенных в договоре норм и принципов. В их ряду, например:
• Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей ETS № 120 (Страсбург, 19 августа 1985 г.) [33];
• Международная конвенция против апартеида в спорте (Нью-Йорк, 16 мая 1986 г.) [34].
К региональным относятся договоры, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств. Примером регионального международного договора в сфере спортивного движения является конвенция против применения допинга ETS № 135 (Страсбург, 16 ноября 1989 г.) [35].
Универсальные договоры включают в состав государств-участников государства, принадлежащие к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. Признак универсальности позволяет резко расши-
рить круг субъектов, участвующих в таких договорах, поскольку не предполагает введения каких-либо ограничителей территориального или иного характера. Таким договором, например, является Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.) [36].
Особую группу источников, в той или иной степени связанных с регулированием Олимпийских и Паралимпийских игр составляют международные межведомственные соглашения-декларации в сфере спорта, документы межгосударственных конференций и т.п., положения которых носят главным образом рекомендательный характер и порождают морально-политические обязательства. Положения этих документов относятся к нормам lex sportiva. Среди них есть универсальные, например Международная хартия физического воспитания и спорта (Париж, 21 ноября 1978 г.) [37]; есть региональные, например Спортивная хартия Европы (Родос, 14-15 мая 1992 г.) [38], Европейский манифест «Молодые люди и спорт» (Лиссабон, 17-18 мая 1995 г.) [39]; рекомендация Европейского совета «Молодежь и спорт высших достижений» (№ 1292, 1996 г.) [40], декларация «Спорт, терпимость и чистая игра» (Амстердам, 11 апреля 1996 г.) [41]. С содержащимися в этих документах международными рекомендациями субъекты спортивного и олимпийского права при осуществлении своей деятельности должны считаться и должны исполнять их по доброй воле.
Международные акты по вопросам спортивного и олимпийского движений, имеющие рекомендательный характер, тем не менее могут содействовать большему единообразию практики в сферах спорта, не регламентируемых специальными международными договорными императивными нормами. Более того, такие акты-рекомендации готовят почву для последующей разработки международных договоров по функционированию и развитию спортивного и олимпийского движений, носящих обязательный характер, или содействуют постепенному признанию соответствующих правил поведения в качестве обязательных стандартов или обычаев.
Особое место занимает соглашение, заключенное Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Оно определяет условия подготовки и проведения в Российской Федерации Олимпийских и Па-ралимпийских соревнований и устанавливает статус, права и обязанности соответствующих оргкомитетов.
Нормы, регулирующие отношения, связанные с подготовкой и проведением Олимпийских и Пара-
лимпийских игр, содержатся в подзаконных актах, которые также играют важную роль в регулировании данных спортивных мероприятий, например:
• указ Президента РФ от 14 мая 2010 г. № 594 «Об обеспечении безопасности при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийс-ких зимних игр 2014 года в г. Сочи» (вместе с «Положением об оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи») [42];
• указ Президента РФ от 15 января 2013 г. № 29 «О Государственной комиссии по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» [43];
• указ Президента РФ от 19 августа 2013 г. № 686 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» [44];
• указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. № 1058 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта» [45];
• постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [46];
• распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [47];
• постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» [48];
• Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» (вместе с «Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта») [49];
• приказ Минспорттуризма России от 27 мая 2010 г. № 525 «Об утверждении Порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» [50];
• приказ Минспорттуризма России от 13 мая 2009 г. № 293 «Об утверждении Порядка проведения обязательного допингового контроля» [51];
• приказ Минспорта России от 16 апреля 2013 г. № 197 «Об утверждении Перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте» [52];
• приказ Минспорта России от 2 октября 2012 г. № 267 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» [53];
• приказ Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» [54].
Важная группа источников, на основе которых осуществляется подготовка и проведение Олимпийских и Паралимпийских игр, - это нормативные акты международных спортивных организаций. Это акты саморегулирования субъектов сферы спорта, которые относятся к системе внеправовой нормативной регламентации в области спорта -lex sportiva, при этом их нормы носят главным образом императивный характер.
Основные принципы, нормы и правила функционирования спортивного и олимпийского движений, деятельности Международного олимпийского комитета, международных федераций по видам спорта, национальных олимпийских комитетов, организации и проведения Олимпийских игр сконцентрированы в Олимпийской хартии Международного олимпийского комитета (МОК) [55] - кодекса организации и реализации олимпийского движения.
К нормативным актам международных спортивных организаций относятся также уставы и другие нормативные документы, устанавливающие юридический статус и регламентирующие деятельность МОК [56], Международного паралимпийско-го комитета (МПК) [57], международных федераций по видам спорта и многих других международных спортивных организаций.
Характерный пример источников рассматриваемой категории - нормативные документы международных спортивных федераций, регламентирующие порядок организации и проведения международных спортивных соревнований по виду спорта.
Нарушения норм, содержащихся в уставах, регламентах, правилах и других нормативных документах международных спортивных федераций, соответствующие наказания, организация и функционирование органов, отвечающих за вынесение решений, а также порядок рассмотрения дел в этих органах регламентируются дисциплинарными кодексами [58].
Основополагающими международными документами рассматриваемой категории, на которых строится борьба с допингом, выступают Медицинский кодекс МОК [59] и Всемирный антидопинговый кодекс ВАДА [60].
Нормативное регулирование организации и деятельности Международного спортивного арбитражного суда осуществляется Кодексом спортивно-
го арбитража [61], специальными регламентами разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр [62], и другими документами.
Важным регулятором отношений, связанных с организацией и проведением Олимпийских и Паралимпийских игр, являются этические нормы. Так, поведение участников спортивного и олимпийского движений, в том числе спортивных организаций, их руководителей, менеджеров, спортсменов, тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов, спортивных врачей, спортивных судей, спортивных болельщиков и зрителей, представителей спортивных властей, должно, помимо прочего, определяться социальными нормами и правилами профессиональной этики. Например, в соответствии с ч. 2. ст. 24 Федерального закона о спорте одна из обязанностей спортсменов - соблюдать этические нормы в области спорта.
В связи с этим, укрупненно говоря, названные лица должны придерживаться небезызвестного категорического императива, сформулированного немецким философом XVIII в. Иммануилом Кантом: «Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе», распространяющегося и на спортивную сферу [63].
Важным документом, регламентирующим международные спортивные соревнования, является Кодекс спортивной чести - «Fair Play».
«Fair Play» - это свод правил, которых должны придерживаться спортсмены, тренеры, врачи, судьи и другие лица, участвующие в системе соревнований. Основные правила честной игры: не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство; главное - не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление собственной слабости. Согласно кодексу необходимо строго соблюдать регламент и правила соревнований, не допускать мошенничества, запрещенных приемов, грубости, не использовать запрещенные препараты и т.д. [64]
Международное движение «Fair Play» существует 50 лет. Его координирует Международный комитет «Fair Play» (основан в 1964 г.) - общественное объединение, получившее признание МОК и ЮНЕСКО. Его основателем и первым президентом был выдающийся теннисист середины XX в. Жан Боротра (Франция). Комитет совместно с Международной ассоциацией борьбы за спорт без насилия и Международным фондом борьбы с насилием в спорте создали совместный консультативный орган под названием «Международное содружество борьбы с насилием в спорте и пропаганды честной игры».
Международный комитет «Fair Play» провозглашает в своем манифесте: концепция этой организации является неотъемлемой частью спорта. Без принципов честной игры спорт существовать не может. Принципы «Fair Play» являются необходимой частью олимпийской идеи Пьера де Кубертена -олимпизма.
Для поощрения рыцарского поведения спортсменов стали широко применяться различные награды. Присуждает их Международный комитет «Fair Play». Одна из наград называется «Трофей Пьера де Кубертена за благородный жест». Вторая награда Международного комитета - «Трофей Пьера де Кубертена за благородство на протяжении спортивной карьеры».
Олимпийский комитет России входит в Международный комитет «Fair Play» с 1992 г. В 1993 г. высшей награды комитета был удостоен трехкратный чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе Александр Медведь [65].
Европейское движение «Fair Play» существует уже почти 20 лет. Движение включает 32 члена, в том числе и Россию [66].
Международная олимпийская академия стремится «быть стражем олимпийского духа», который предполагает соблюдение в спорте правил честности, справедливости, благородства, взаимного уважения, стремится привлечь внимание участников сессий и семинаров к олимпийскому идеалу «Fair Play». Лекции и доклады на этих сессиях посвящены двум группам вопросов: теоретической концепции честной игры; средствам, формам и методам формирования поведения, соответствующего принципам «Fair Play» [67].
В 1985 г. министрами Европы, ответственными за спорт, принят Кодекс спортивной этики «Справедливая игра - путь к победе» [68]. В основные принципы Кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, которые являются неотъемлемой частью всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности. Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта - основу, построенную на справедливой игре, товариществе.
Положения этических кодексов и других аналогичных документов, как правило, не являются императивными и носят главным образом рекомендательный характер. Однако отказ следовать их нормам, помимо прочего, может нанести серьезный ущерб имиджу спортсмена, тренера, судьи, спортивной
организации, другого субъекта спортивной сферы, даже государства, и стать куда более болезненным, чем меры юридической ответственности.
Для качественного выступления олимпийцев, работы спортсменов на результат важна их эффективная социальная защита. В апреле 2012 г. Мин-спорттуризмом России одобрена Система мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру; осуществляется совместная с другими органами исполнительной и законодательной власти работа над ее реализацией. В рамках данной Системы мер предстоит разработать и принять комплекс федеральных законов, направленных, в частности, на создание дополнительных возможностей и преференций в области образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства, медицинского обслуживания и страхования, социально-бытового обеспечения, пенсионного обеспечения и др. [69]. Этот комплекс мер требует дополнительных средств, поэтому одной из составляющих Системы мер являются разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [70] в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный закон игр, в том числе в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в том числе предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений.
Необходимость законодательного урегулирования интеллектуально-коммерческих игр возникла в связи с выведением спортивного покера [71] из Всероссийского реестра видов спорта [72]. Однако из этого не следует, что турнирный покер, который официально признавался на протяжении 2 лет спортом, стал азартной игрой. Покер выведен из состава спортивных игр и только. В настоящее время в российском законодательстве существует пробел в нормативном правовом регулировании деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр, что с учетом передового опыта ведущих зарубежных стран (Италии, Ис-
пании, Франции, Дании, Австрии, Голландии, Германии, острова Мэн (Великобритания), Эстонии, Мальты и др.) требует ее цивилизованного законодательного урегулирования, предусматривающего государственный контроль указанной специфической и распространенной деятельности - в форме лицензирования [73].
В некоторых странах, в частности в Литве, Казахстане и др. турнирный покер уже не первый год продолжает быть официально признанным интеллектуальным видом спорта. В начале 2012 года Министерство спорта Бразилии официально признало покер спортивной игрой. Поспособствовала этому конфедерация техасского холдема Бразилии, которая теперь является главной по покеру в стране. В реестр видов спорта на официальном сайте министерства попали холдем, омаха, семикарточный стад, разз и другие покерные дисциплины. В 2016 году состоятся Олимпийские игры по интеллектуальным видам спорта, Бразилия является кандидатом на их проведение.
Усилия, определяющие комплекс мер социальной поддержки прежде всего спортсменов, направлены на создание дополнительного комплекса стимулов, создание дополнительной мотивации для спортсменов к достижению максимальных результатов на российской и международной спортивной арене, будут в значительной мере способствовать более качественным выступлениям, увеличению побед и рекордов российских спортсменов, прежде всего на Олимпийских, Паралимпийских и Сурд-лимпийских играх, и в целом будут способствовать России удержать и улучшить завоеванные позиции в мировом спорте, сохранить статус великой спортивной державы.
В ходе развития и совершенствования современной правовой теории, предопределяемых переходом России к рыночной системе хозяйствования и построением правового государства, объективно из недр научного правоведения вырастает новое направление российской юриспруденции - спортивное право, в котором должны выделяться наиболее важные аспекты, связанные именно с регулированием физической культуры и спорта, и которое наиболее полно и детально освещает нормативную базу, регламентирующую данную конкретную деятельность, специфику ее применения. Современное спортивное право состоит из трех основных направлений: спортивное право России, международное спортивное право и олимпийское право [74].
Олимпийское право представляет результат развития международного спортивного права и является его составной частью. Аналогично, из международного экономического права вырастают, в
238
частности, международное коммерческое [75] и международное банковское право [76], из международного морского - морское рыболовное право [77].
Олимпийский спорт связан с зарождением современного олимпийского движения (1894), с возросшей ролью Олимпийских игр в спортивной и политической жизни планеты. Удельный вес олимпийского спорта в структуре мирового спорта постоянно возрастает. Бурно развиваясь, олимпийский спорт занял видное место как в физической, так и в духовной культурах общества. При этом его общественное значение продолжает стремительно расти. Олимпийский спорт существует и развивается по собственным законам, имеет задачу достижения подлинно рекордных результатов и остается сферой максимального выявления человеческих возможностей [78]. В сфере олимпийского спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют мощнейшие стимулы как материального, так и духовного характера [79].
В самом общем виде олимпийское право (ОП) представляет собой систему взаимосвязанных норм и правил, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в международном олимпийском движении.
В свою очередь международное олимпийское движение охватывает такие основные направления, как:
1) участие международных организаций общей компетенции, например, Организации Объединенных Наций, Совета Европы и др., в международном олимпийском движении; организация и деятельность международных спортивных организаций, в том числе МОК, МПК, МСФ и др., включая их взаимодействие с национальными спортивными структурами;
2) деятельность государств, национальных спортивных организаций, спортсменов и других внутренних субъектов в международных олимпийских отношениях;
3) организация и проведение Олимпийских игр и других спортивных соревнований под патронажем Международного олимпийского комитета, в том числе комплексных региональных, континентальных и мировых [80]. Организация и проведение иных международных спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий, конференций и симпозиумов, связанных с функционированием олимпийского спорта и олимпийского движения;
4) международные спортивно-трудовые и связанные с ними отношения, в частности международное движение трудовых ресурсов в сфере олимпийского спорта, включая международный трансфер, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера)
из одного клуба (спортивного общества) в другой, а также международная деятельность спортивных агентов;
5) международная материальная поддержка и иностранные инвестиции в сфере олимпийского спорта;
6) международная коммерческая деятельность в сфере спортивной промышленности, в том числе организация совместных предприятий, производящих товары олимпийского назначения, международная торговля ими;
7) отношения, связанные с международной охраной прав интеллектуальной собственности в сфере олимпийского движения, в том числе прав на олимпийскую символику, товарные марки, радио- и телеправ на спортивные мероприятия в сфере олимпийского движения;
8) международные налоговые отношения в сфере олимпийского движения;
9) травматизм, спортивная медицина и страхование в олимпийском спорте;
10) всемирная антидопинговая политика и противодействие применению допинга в международном олимпийском движении;
11) международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере олимпийского спорта;
12) урегулирование международных спортивных споров в современном олимпийском движении;
13) другие сопутствующие и смежные с названными сферы деятельности.
Указанный перечень не является исчерпывающим, он может быть расширен и включать другие виды и направления спортивной деятельности, связанной с функционированием международного олимпийского движения.
Олимпийское право соотносится с международным спортивным правом как часть и целое. В этой связи общественные отношения, составляющие предмет, и круг методов олимпийского права охватываются предметом и методами международного спортивного права [81].
Уже сегодня олимпийское право целесообразно рассматривать как находящуюся на стадии становления комплексную правовую структуру и дать ей следующее определение.
Под олимпийским правом можно понимать подсистему международного спортивного права, состоящую из обязательных взаимосвязанных норм,регламентирующих отношения в области международного олимпийского движения, характеризующихся их общностью и специфичностью, а также обладающую определенной автономностью в системе международного спортивного права при условии, что выделение такой группы обусловлено заинтересован-
239
ностъю международного сообщества в более детальном и эффективном регулировании соответствующего комплекса международных отношений. Данное определение содержит необходимые атрибуты понятия олимпийского права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: олимпийское право есть подсистема специальных норм международного спортивного права, регулирующих отношения, складывающиеся в международном олимпийском движении.
Таким образом, современное международное право развивается, совершенствуется, разветвляется, специализируется и детализируется по отдельным направлениям, в частности, для того, чтобы эффективнее регулировать различные «участки» общественных отношений в международной сфере.
Примечания:
1. СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
2. СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6071.
3. СЗ РФ. 2007. № 45. Ст. 5415.
4. СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
5. СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
6. СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
7. СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.
8. СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
9. СЗ РФ. 2008. № 9. Ст. 812.
10. СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
11. СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
12. СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
13. СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
14. СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
15. СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.
16. СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
17. СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
18. СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
19. ВСНВ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
20. СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
21. СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
22. СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4.
23. СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.
24. СЗ РФ. 2013. № 8. Ст. 721.
25. СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
26. СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
27. Бюллетень ВС РФ. 1996. № 1.
28. См.: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
29. Гавердовский, А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980. С. 60.
30. Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 7-33.
31. Российская газета. 1995. 5 апреля.
32. Бюллетень международных договоров. 1998. № 7. С. 3-18, 20-35.
33. Там же. 2000. № 1.
34. Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
35. Бюллетень международных договоров. 2000. № 2.
36. Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже 19 октября 2005 г. Ратифицирована Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. № 240-ФЗ. См.: СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
37. См.: Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008, 2013. С. 233-237.
38. Там же. С. 238-242.
39. Там же. С. 243-246.
40. Там же. С. 247-248.
41. Там же. С. 249-251.
42. СЗ РФ. 2010. № 20. Ст. 2436.
43. СЗ РФ. 2013. № 3. Ст. 176.
44. СЗ РФ. 2013. № 34. Ст. 4430.
45. http://news.kremlin.ru/acts/16121
46. СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 304.
47. СЗ РФ. 2009. № 33. Ст. 4110.
48. СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3525.
49. СЗ РФ. 2008. № 2. Ст. 113.
50. БНА РФ. 2010. № 30.
51. БНА РФ. 2009. № 40.
52. Российская газета. 2013. № 157. 19 июля.
53. Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ. 2012. № 11.
54. См.: Радченко, Л., Матвеев, С., Когут, И. Проблема этики в современном олимпийском спорте // Наука в Олимпийском спорте. Украина. 2007.
55. См.: Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. М., 2001. С. 450.
56. См.: Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России / В.С. Родиченко и др. М., 2011. С. 151-154.
57. См. там же. С. 115-117.
58. См.: «Фэйр-плэй», или Приглашение к честной игре: Учеб.-метод. пособие для системы физкультурного и олимпийского образования. М., 2003.
59. См.: Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. С. 225-228.
60. См.: http://www.wada-ama.org
61. См.: Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. С. 638-656.
62. Там же. С. 657-673.
63. См.: Радченко, Л., Матвеев, С., Когут, И. Проблема этики в современном олимпийском спорте // Наука в Олимпийском спорте. Украина. 2007.
64. См.: Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. М., 2001. С. 450.
65. См.: Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России / В.С. Родиченко и др. М., 2011. С. 151-154.
66. См. там же. С. 115-117.
67. См.: «Фэйр-плэй», или Приглашение к честной игре: Учеб.-метод. пособие для системы физкультурного и олимпийского образования. М., 2003.
240
68. См.: Алексеев, C.B. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. С. 225-228.
69. См.: Брусникина, O.A., Алексеев, C.B. Проблемы социальной защиты спортсменов в Российской Федерации: законодательные пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 3. С. 3-8; Брусникина, O.A. Социальная адаптация спортсменов после окончания спортивной деятельности // Бариев М.М., Степанов И.А., Алексеев С.В. и др. Социальная адаптация спортсменов на современном этапе. Сборник материалов круглого стола «Проблемы социальной адаптации спортсменов» в рамках III Международного спортивного форума «Россия - спортивная держава». М.: Олимпийский комитет России, 2011. С. 1417; Сихарулидзе, А.Т., Алексеев, C.B. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе: пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 2. С. 3-10; Алексеев, C.B. Спортивное право и спортивное законодательство России на современном этапе: проблемы и перспективы // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 2. С. 4-8; Брусникина, O.A., Гостев, Р.Г., Алексеев, C.B. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров как одно из приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта: современные проблемы и пути их решения // Культура физическая и здоровье. 2012. № 2(38). С. 3-13; Брусникина, О.А., Гостев, Р.Г. , Алексеев, C.B. Социальные гарантии и социальная защита спортсменов, тренеров и других участников физической культуры и спорта // Спортивная отрасль России. Ежегодник 2012. М.: Минспорт-туризм России, Ассоциация спортивного инжиниринга, 2012. С. 197-226.
70. СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 7.
71. См.: Алексеев, C.B. Правовой статус спортивного покера в России // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 2; Его же. Покер как интеллектуальная спортивная игра: становление и развитие в России // ПолитЭкономика. 2009. № 2-3.
72. В Российской Федерации некоторые карточные игры продолжают иметь статус вида спорта, например, бридж. На основании приказа Федерального агентства по физической культуре и спорту от 8 августа 2005 г. № 475 Лига спортивного бриджа имеет государственную аккредитацию по виду спорта «спортивный бридж» // СПС «КонсультантПлюс».
73. См.: Алексеев, C.B. Проблемы правового статуса турнирного покера: пути решения. Сборник материалов I Всерос. Науч.-практ. конференции «Актуальные проблемы спортивных правоотношений: законодательное регулирование, перспективы развития». Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, 2010; Его же. Правовые и законодательные проблемы интеллектуально-коммерческих игр в России // Спорт и право. 2010. № 6; 2011. № 1-5; Его же. Интеллектуально-коммерческие игры: предпосылки и путь к легализации в России //
Юридический мир. 2010. № 11; Его же. Чем покер хуже шашек? Перспективы развития интеллектуально-коммерческих игр в России // Спорт Бизнес Консалтинг. 2012. № 2.
74. См.:Алексеев, C.B. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. (Сер. «Золотой фонд российских учебников»). С. 131-202. См. также: Алексеев, C.B. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. 1-е, 2-е и 3-е издания. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2005, 2007, 2012; Алексеев, C.B. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008, 2013; Алексеев, C.B. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013;Алексеев, C.B. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013, 2014; Алексеев, C.B. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 034300 «Физическая культура». М.: Советский спорт, 2013.
75. Бушуев, А.Ю. и др. Международное коммерческое право: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Ф. Попондо-пуло. М., 2006.
76. Ерпылева, НЮ. Международное банковское право: Учеб. пособие. М., 2004.
77. Бекяшев, К.А. Морское рыболовное право: Учебник. М., 2002.
78. См.: Матвеев, Л.П. Чужд ли спортивный профессионализм олимпийскому спорту? // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5-6. С. 9-11.
79. Будучи сложным и многогранным общественным явлением, олимпийский спорт обладает рядом существенных особенностей. О сущности и специфике международного олимпийского движения см.: Алексеев, C.B. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013 С. 14-114. Это может способствовать более глубокому пониманию содержания олимпийского права.
80. Область олимпийского спорта составляют далеко не только Олимпийские игры, но, например, и соревнования, на которых происходит отбор на Олимпийские игры, проводимые под эгидой международных спортивных федераций, входящих в олимпийское движение.
81. См.: Алексеев, C.B. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013. С. 162-205.