Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСНЫМ И ПРОЕКТНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСНЫМ И ПРОЕКТНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный конкурс / проект / психолого-педагогическая подготовка / личностные качества / групповые формы работы / professional competition / project / psychological and pedagogical training / personal qualities / group forms of work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н С. Аболина, О М. Устьянцева

В современной системе высшего образования особое внимание уделяется конкурсной активности и проектной деятельности студентов. Эти мероприятия, как показывает исследование, играют ключевую роль в формировании профессионального и личностного развития будущих специалистов. Конкурсы профессионального мастерства не только стимулируют студентов к повышению своего уровня знаний и умений, но и служат платформой для демонстрации их творческого потенциала. Участие в таких мероприятиях дает студентам возможность расширить свой опыт, развивать важные личностные качества и укреплять мотивацию к профессиональным достижениям. Однако для максимальной эффективности участия в конкурсах и проектной деятельности необходима соответствующая подготовка. В статье освещается важность подготовки, которая, в частности, включает в себя групповые формы работы с участниками. Такой подход позволяет обеспечить гармоничное сочетание теоретических знаний и практических навыков, что, в свою очередь, повышает шансы студентов на успешное участие в конкурсных и проектных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н С. Аболина, О М. Устьянцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARATION FOR COMPETITIVE AND PROJECT EVENTS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

In the modern higher education system, special attention is paid to competitive activity and project activities of students. These events, as the study shows, play a key role in shaping the professional and personal development of future specialists. Professional competitions not only encourage students to improve their knowledge and skills, but also serve as a platform to demonstrate their creative potential. Participation in such events provides students with the opportunity to expand their experience, develop important personal qualities and strengthen motivation for professional achievements. However, for maximum effectiveness of participation in competitions and project activities, appropriate preparation is necessary. The article highlights the importance of preparation, which, in particular, includes group forms of work with participants. This approach allows for a harmonious combination of theoretical knowledge and practical skills, which, in turn, increases students’ chances of successfully participating in competitive and project events.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСНЫМ И ПРОЕКТНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Естественно-гуманитарные исследования № S (49), 2023_363

Современные проблемы управления Modern management problems

EDN: JZDWGD

Н.С. Аболина - к.пед.н., доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, 1392na@ mail.ru,

N.S. Abolina - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of professional pedagogy and psychology, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia;

О.М. Устьянцева - старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],

O.M. Ustyantseva - senior lecturer of the department of professional pedagogy and psychology, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСНЫМ И ПРОЕКТНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ FEATURES OF PREPARATION FOR COMPETITIVE AND PROJECT EVENTS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Аннотация. В современной системе высшего образования особое внимание уделяется конкурсной активности и проектной деятельности студентов. Эти мероприятия, как показывает исследование, играют ключевую роль в формировании профессионального и личностного развития будущих специалистов. Конкурсы профессионального мастерства не только стимулируют студентов к повышению своего уровня знаний и умений, но и служат платформой для демонстрации их творческого потенциала. Участие в таких мероприятиях дает студентам возможность расширить свой опыт, развивать важные личностные качества и укреплять мотивацию к профессиональным достижениям. Однако для максимальной эффективности участия в конкурсах и проектной деятельности необходима соответствующая подготовка. В статье освещается важность подготовки, которая, в частности, включает в себя групповые формы работы с участниками. Такой подход позволяет обеспечить гармоничное сочетание теоретических знаний и практических навыков, что, в свою очередь, повышает шансы студентов на успешное участие в конкурсных и проектных мероприятиях.

Abstract. In the modern higher education system, special attention is paid to competitive activity and project activities of students. These events, as the study shows, play a key role in shaping the professional and personal development of future specialists. Professional competitions not only encourage students to improve their knowledge and skills, but also serve as a platform to demonstrate their creative potential. Participation in such events provides students with the opportunity to expand their experience, develop important personal qualities and strengthen motivation for professional achievements. However, for maximum effectiveness of participation in competitions and project activities, appropriate preparation is necessary. The article highlights the importance of preparation, which, in particular, includes group forms of work with participants. This approach allows for a harmonious combination of theoretical knowledge and practical skills, which, in turn, increases students' chances of successfully participating in competitive and project events.

Ключевые слова: профессиональный конкурс, проект, психолого-педагогическая подготовка, личностные качества, групповые формы работы

Keywords: professional competition, project, psychological and pedagogical training, personal qualities, group forms of work.

Введение

Качество профессионального образования проявляется не только в уровне и глубине усвоения знаний в предметной области, но и в освоении культуры профессиональной деятельности, навыках постоянного личностного саморазвития и самосовершенствования. От профессионала ждут мобильности, стремления к повышению уровня профессионализма, активности в общественных процессах, адаптации к меняющимся социокультурным условиям. Важным принципом современного образования становится непрерывное образование -учение, длинною в жизнь (lifelong learning), которое направлено на расширение и преобразование знаний, навыков и профессиональных компетенций [1].

В эпоху глобализации, когда мир стоит перед сложными и многогранными задачами, необходимость в высококвалифицированных специалистах, способных к креативному мышлению и инновациям, возрастает. Система высшего образования - это ключевая площадка для формирования будущего поколения профессионалов, которые будут решать проблемы XXI века.

В этом контексте актуальность проведения конкурсных и проектных мероприятий в учебных заведениях трудно переоценить. Они становятся не просто дополнительными мероприятиями в учебном процессе, но и неотъемлемой частью системы подготовки специалистов. Конкурсы и проекты мотивируют студентов к самостоятельной работе, развивают их критическое мышление, учат работать в команде и выходить за рамки традиционных учебных программ.

Однако успешное участие в таких мероприятиях требует от студентов не только глубоких профессиональных знаний, но и определенных личностных качеств. В связи с этим растет роль психолого-педагогической подготовки. Она помогает формировать у студентов умение работать в условиях конкуренции, учиться на своих ошибках, преодолевать сложности и находить нестандартные решения.

Следует учесть, что современное высшее образование претерпевает ряд изменений. Все большее внимание уделяется практической направленности обучения, взаимодействию со специалистами из различных отраслей, интеграции с мировой научной и профессиональной средой. В этих условиях конкурсные и проектные мероприятия становятся важнейшим инструментом вовлечения студентов в активную профессиональную деятельность уже на этапе обучения.

Дополнительно, конкурсы и проекты позволяют университетам занять свое место на международной арене, привлекая внимание потенциальных работодателей и партнеров из бизнеса. Студенты, успешно проявившие себя в таких мероприятиях, часто получают предложения о трудоустройстве или стажировке, что позволяет им начать карьеру с высоких стартовых позиций.

Осмысление особенностей подготовки к участию в конкурсах и проектах позволяет высшим учебным заведениям адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда, формировать актуальные программы обучения и предоставлять студентам необходимые ресурсы для развития.

В целом, актуальность рассматриваемой темы обусловлена рядом факторов: стремлением высшего образования к интеграции с профессиональной средой, необходимостью формирования у студентов комплекса профессиональных и личностных компетенций, а также желанием университетов улучшить свой рейтинг и привлекательность в глазах потенциальных студентов и работодателей.

Одной их форм профессионального совершенствования являются конкурсы профессионального мастерства и участие в разнообразных проектах, в которых выявляются: уровни профессионализма, перспективы дальнейшего совершенствования в конкретной профессии, повышения статуса профессии, ее привлекательности для будущих специалистов. Значимость участия в конкурсах и проектах повышается, т.к. в организации и проведении таких мероприятий используются современные технологии, новые идеи и оригинальные практические методики, а участники получают новый передовой опыт, расширяют круг профессиональных знакомств [3, 4].

Основой исследования являются положения деятельностного (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) и акмеологического (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.) подходов [7, 11].

Результаты исследования и обсуждение

Конкурсы, соревнования, олимпиады, деловые игры, мастер-классы, участие в проектах и т.п. в рамках любой профессиональной деятельности рассматриваются как обучение, способ самосовершенствования, развитие своих способностей, корректировка системы профессиональных установок, развитие коммуникативных, организаторских и лидерских способностей. Они являются пространствами для демонстрации опыта и реализации самых смелых, оригинальных и новаторских решений и идей.

Конкурсный опыт становится важным элементом профессионального и социокультурного развития личности. Желание быть лучшим, победителем формируется на ранних этапах обучения, в играх и сохраняется в профессиональной деятельности. Победа мотивирует на саморазвитие и совершенствование в выбранной профессиональной сфере.

Участники конкурсов и проектов разного уровня повышают возможности профессионального и карьерного роста, расширяют личное общение, развивают способности быстро реагировать на изменяющиеся условия, быть более восприимчивыми к новым ситуациям. Игровой аспект конкурса (соревнования) повышает учебную мотивацию, т.к. в игре можно ошибаться и есть возможность выбора разных вариантов действий, а комментарии и замечания экспертов нужны и важны для профессионального роста.

Профессиональные конкурсы, разного рода соревнования, участие в проектах имеют большую перспективу для формирования профессиональных знаний и умений студентов. Их можно разрабатывать и проводить как практические занятия по учебным дисциплинам. Организация конкурсной и проектной деятельности студентов должна учитывать разные аспекты: освоение нового, развитие навыков взаимодействия, рефлексии, активизация эмоциональных проявлений, творческих возможностей и др. Такие мероприятия являются эффективными инструментами воспитания и саморазвития студентов. Поэтому при их подготовке необходимо уделять внимание психолого-педагогической подготовке участников.

Настроиться на участие в конкурсах и проектах непросто, т.к. школьное и вузовское обучение в основном ориентировано на индивидуальное освоение профессиональных знаний и не предполагает обязательного участия студентов в конкурсной и проектной деятельности. Но для тех, кто пробует стать конкурсантом или участником нового проекта всегда открываются новые профессиональные возможности обучения, самовыражения и проявления творческого потенциала.

Психолого-педагогическая подготовка студентов должна включать развитие навыков: поиска информации, ее анализа и систематизации; работы в команде над совместным решением задачи; подготовкой презентации и аргументации выбранного решения. Актуальным становится определение потенциальных возможностей студентов в пространственно-временных координатах, конкретных учебных ситуациях применительно к будущей профессиональной деятельности. Одна из важных задач психологической подготовки студентов - выработка навыков самостоятельно преодолевать трудности на всех этапах обучения, ответственного отношения к своему профессиональному становлению.

Подготовка и участие в конкурсах и проектах ориентирует студентов на использование знаний из разных дисциплин, их структурирование, развивает умения принимать самостоятельные решения и работать в команде. Организованная групповая работа конкретизирует личностные смыслы будущей профессиональной деятельности и карьерные намерения студентов, повышает готовность к получению новых знаний и навыков, мотивирует к достижениям, выявлению и реализации своих способностей, толерантности к внешним обстоятельствам [2].

Любое соревнование, проект, конкурс - это риск сильных эмоциональных переживаний; опасений совершить ошибки; быть непонятым; подвергнуться критике и т.п. Поэтому для успешной деятельности в этой сфере важно развитие таких личностных характеристик как мотивация достижения, (высокий коэффициент), интернальный локус контроля, (внутренний контроль над значимыми событиями, ситуациями), склонность к риску (неопределенности событий или условий, которые могут повлиять на результаты деятельности).

В психолого-педагогической литературе отмечается взаимосвязь успешности деятельности с этими личностными качествами [5, 6, 8, 10]. Важность формирования этих качеств детерминирована быстрыми социально-экономическими и политическими изменениями, индивидуально-психологическими свойствами личности, а также непредвиденными обстоятельствами.

Естественно-гуманитарные исследования № 5 (49), 2023_365

Любой конкурс, соревнование, проект требует также самоанализа имеющихся достижений и потенциальных возможностей, что позволит планировать перспективы дальнейших соревнований и результатов. Психолого-педагогическая подготовка направлена на развитие таких качеств у студентов:

- поиск возможностей в профессиональной деятельности;

- инициативность и целеустремленность;

- упорство и настойчивость;

- готовность к риску;

- вовлеченность в новые профессиональные контакты;

- систематическое планирование и самонаблюдение;

- независимость и уверенность.

Важным компонентом конкурса, соревнования, участия в проекте является развитая рефлексия. Рефлексия позволяет осознавать свое участие как процесс, оценивая свои успехи и ошибки. Дает возможность представить процесс решения задачи в коммуникации с другими участниками, отследить динамику взаимодействия и собственную активность. Важна рефлексия всего мероприятия от подготовки до завершения и степень личных достижений.

Современной тенденцией многих профессиональных конкурсов является этап решения задания командами участников, которые произвольно формируются организаторами конкурсов и фактически незнакомы друг с другом. Эксперты оценивают активность каждого в групповой работе, количество предложенных вариантов решения задания, умение организовать обсуждение, найти и аргументировать решение задания за определенное время и т.п.

Хотя информация об участниках открытая, есть возможность познакомиться и обменяться информацией в интернете, но реальных контактов и необходимого опыта совместной работы у студентов-конкурсантов недостаточно. Поэтому командный этап часто вызывает затруднения: участники долго налаживают контакты, не все успевают участвовать, предлагать и аргументировать варианты решения. Каждый конкурсант нацелен на максимально эффективное индивидуальное выступление и не всегда внимателен к тому, что придется взаимодействовать в группе.

Мы предлагаем групповые формы подготовки студентов к конкурсам разного рода для эффективного прохождения командного этапа. Такие занятия также расширят практический опыт студентов, желающих включиться в активное участие в общественных и профессиональных проектах. Подготовка включает совместное решение версий конкурсных заданий сначала в микрогруппах - 2-4 человека за определенное время. Каждый студент может проверить и оценить свои ресурсы. Затем группа постепенно увеличивается до 7-10 человек. Важно, чтобы каждый раз в группе были новые участники. Занятия проводятся в течение 1 -2 месяцев в зависимости от уровня конкурса и опыта участия в подобных мероприятиях студентов.

На начальном этапе работы в новой группе участники могут проявлять напряженность, тревожность, скованность, поэтому мы используем упражнения, направленные на преодоление этих явлений. Такие эффекты групповой работы как принадлежность к группе, эмоциональная поддержка, обратная связь и активное участие приводят к ослаблению механизмов психологической защиты, стабилизируют самооценку студентов, повышают степень самоуважения.

Программа практических занятий содержит 3 раздела.

Раздел 1. Диагностика. Осознание привычных способов поведения в коммуникации, выявление некоторых личностных особенностей. Основная задача - активизация деятельности каждого студента и группы в целом.

Раздел 2. Обучение. Мы используем методики и упражнения социально-психологических тренингов: дискуссии, ролевые игры, психодраматические техники, психогимнастику [8, 9, 10]. Выбор указанных методов определяется возможностью эмоционального стимулирования студентов в процессе подготовки к конкурсам. Основные задачи - развитие рефлексивных и коммуникативных навыков; повышение уровня самооценки, обучение совместному решению конкурсных и проектных заданий, анализ достижений и ошибок.

Раздел 3. Закрепление и контроль достижений. Систематизация знаний и отработка навыков. Организация групповой рефлексии для осознания новых поведенческих способов, приемов самоанализа и способов саморазвития [2].

Заключение

Современная система высшего образования постоянно адаптируется к изменяющимся требованиям времени, стремясь обеспечить выпускников навыками и компетенциями, актуальными для рынка труда. В этом контексте конкурсы и проектные мероприятия играют решающую роль в формировании профессионального и личностного потенциала студентов. Исследование, представленное в данной статье, подчеркивает значимость таких мероприятий и особенности подготовки к ним.

Через участие в конкурсных и проектных мероприятиях студенты получают уникальную возможность демонстрировать свои профессиональные компетенции, развивать критическое и аналитическое мышление, учиться работать в команде и применять знания на практике. Эти мероприятия не просто стимулируют активное участие студентов в учебном процессе, но и формируют в них умение решать реальные проблемы и задачи, сталкиваясь с реальными вызовами профессиональной деятельности.

Однако, чтобы студенты могли в полной мере раскрыть свой потенциал в рамках таких мероприятий, необходима грамотная и всесторонняя подготовка. В этом плане психолого-педагогическая подготовка оказывается на переднем плане, обеспечивая формирование не только теоретических знаний, но и практических навыков, а также развитие важных личностных качеств, таких как устойчивость к стрессам, способность к саморефлексии и креативному подходу к решению задач.

Активное конкурсное и проектное движение в системе ВПО позволяет реализовать интересы студентов в профессиональной среде, повышает учебную мотивацию, способствует формированию личностных ценностей и интереса к достижению высоких результатов в будущей профессиональной деятельности, а потенциальным работодателям найти перспективные кадры.

Психолого-педагогическая подготовка к конкурсам и проектной деятельности стимулирует намерения к саморазвитию и самостоятельному обучению. Она непосредственно влияет на достижения студентов в учебной деятельности и жизненной практике, развивает умения решать нестандартные задачи, способствует повышению качества профессионального образования и успешному трудоустройству выпускников.

Таким образом, акцент на конкурсной и проектной деятельности в системе высшего образования - это не просто модный тренд, а обдуманный шаг в сторону формирования устойчивого профессионального сообщества, готового к постоянному обучению и развитию. Эти мероприятия позволяют университетам стать конкурентоспособными на международном уровне, привлекая внимание потенциальных работодателей и формируя имидж учебного заведения как центра профессионального развития.

В заключение следует подчеркнуть, что рассматриваемая в статье тема требует дальнейшего исследования и расширения. Важно разработать системные рекомендации для учебных заведений по организации и проведению конкурсных и проектных мероприятий, учитывая специфику различных направлений и специальностей. Также необходимо исследовать влияние участия в таких мероприятиях на карьерное развитие выпускников, чтобы определить их реальную ценность в контексте долгосрочной профессиональной траектории.

В целом, данная статья является важным вкладом в исследование методов и подходов к подготовке студентов к конкурсной и проектной деятельности, подчеркивая роль высшего образования в формировании компетентного и креативного поколения профессионалов.

Источники:

1. Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г. // Общество «Знание России». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.znanie.org/docs/memorandum.

2. Аболина Н.С., Акимова О.Б. О факторах саморазвитя личности студента Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3 (66) 2019. С.39-42.

3. Вершина Н.А., Пискунова Е.В. Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения // Человек и образование. - 2012. - № 2.

4. Гайнеев Э. Р. Конкурс профессионального мастерства как средство индивидуализации обучения // Методист, 2017. № 5. С. 47-50.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2019. - 400с.

6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы /пер. с англ. - М.: Смысл. 1999. - 425с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: АСТ, 2020, - 960с.

8. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию - М,: АСТ, 2017 -382с.

9. Сулимин, В. В. Цифровая экономика и онлайн-образование: проблемы и перспективы / В. В. Сулимин, В. В. Шведов // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № б(87). - С. 40-41. - EDN UZCWVN.

10. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 794с.

11. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. - 592с.

12. Чупина В. А. Акмеология профессионального образования: учебное пособие / В. А. Чупина. Екатеринбург: - Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. 97 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.