Научная статья на тему 'Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения квалификации и самореализации преподавателей высшей школы'

Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения квалификации и самореализации преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
повышение квалификации / профессиональные конкурсы / высшая школа / педагог / педагогическое мастерство / профессиональная компетенция / professional development / professional contests / higher school / teacher / pedagogical skills / professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оксана Сергеевна Батова

Введение: статья посвящена теоретическому анализу правовых актов, регламентирующих проведение конкурсов профессионального мастерства преподавателей высшей школы, также рассмотрены конкретные управленческие и педагогические конкурсные практики. Определена классификация конкурсов профессионального мастерства в зависимости от содержания, способа проведения, охвата по территории и категории участников. Исследуется ценность конкурсного движения как для преподавателя, так и для системы высшего образования в целом, определяется значимость участия в конкурсе для подтверждения экспертности педагога, а также включения кандидатуры участника в резерв на вышестоящие должности. Автор, имея успешный опыт участия в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, а также в качестве эксперта в конкурсных комиссиях, предлагает рекомендации по организации конкурсных мероприятий и участию педагогов в целях повышения мотивации к дальнейшему профессиональному росту. Цель: на основе проведенного теоретического и эмпирического исследования определить участие преподавателя высшей школы в конкурсах профессионального мастерства как неформальный способ повышения квалификации. Методы: поставленная цель определила необходимость использования методов обобщения, анализа, в том числе сравнительного, систематизации, прогнозирования и моделирования. Выводы: выявлены достоинства профессиональных конкурсов в части осмысления педагогами собственного опыта, что необходимо для последующей самореализации; определено, что участие в конкурсах профессионального мастерства не только обеспечивает педагогу высшей школы выполнение обязательного требования о повышении квалификации, но и позволяет выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития с учетом полученного опыта проектной деятельности и приобретенных мягких навыков; современные конкурсы профессионального мастерства позволяют получить практический опыт работы, как правило командной, в условиях ограниченности ресурсов и времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оксана Сергеевна Батова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Skill Contests as a Means of Professional Development and Self-Realization of Higher School Teachers

Introduction, the article is devoted to the theoretical analysis of legal acts regulating the conduct of professional skill contests of higher school teachers, as well as specific managerial and pedagogical competitive practices. Professional skill contests are classified according to the content, method of conducting, coverage by territory and category of participants. Significance of the competitive movement for the teacher and for the higher education system as a whole is studied, the importance of participation in contests is determined to confirm the expertise of the teacher, as well as to include the participant in a personnel reserve to a higher position. The author, having successful experience of participating in professional skill contests of various levels, as well as being an expert in competition commissions, proposes recommendations on organization of competitive events and participation of teachers in order to increase motivation for further professional growth. Purpose: based on the theoretical and empirical research conducted, to determine participation of a higher school teacher in professional skill contests as an informal way of professional development. Methods: generalization, analysis, including comparative; systematization, forecasting and modeling. Conclusion: the advantages of professional competitions are revealed in terms of teachers’ understanding of their own experience, which is necessary for subsequent self-realization. It is determined that taking part in professional skill competitions helps a higher school teacher meet a mandatory requirement for advanced training, build an individual trajectory of professional development, taking into account the experience gained in project activities and acquire soft skills. Modern professional skill contests give a person an opportunity to gain practical experience, usually in a team and in conditions of limited resources and time.

Текст научной работы на тему «Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения квалификации и самореализации преподавателей высшей школы»

Научная статья

УДК 378.126

doi 10.46741/2686-9764.2024.65.1.013

Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения квалификации и самореализации преподавателей высшей школы

ОКСАНА СЕРГЕЕВНА БАТОВА

Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия, oksana.batova77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9458-6553

Реферат

Введение: статья посвящена теоретическому анализу правовых актов, регламентирующих проведение конкурсов профессионального мастерства преподавателей высшей школы, также рассмотрены конкретные управленческие и педагогические конкурсные практики. Определена классификация конкурсов профессионального мастерства в зависимости от содержания, способа проведения, охвата по территории и категории участников. Исследуется ценность конкурсного движения как для преподавателя, так и для системы высшего образования в целом, определяется значимость участия в конкурсе для подтверждения экспертности педагога, а также включения кандидатуры участника в резерв на вышестоящие должности. Автор, имея успешный опыт участия в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, а также в качестве эксперта в конкурсных комиссиях, предлагает рекомендации по организации конкурсных мероприятий и участию педагогов в целях повышения мотивации к дальнейшему профессиональному росту. Цель: на основе проведенного теоретического и эмпирического исследования определить участие преподавателя высшей школы в конкурсах профессионального мастерства как неформальный способ повышения квалификации. Методы: поставленная цель определила необходимость использования методов обобщения, анализа, в том числе сравнительного, систематизации, прогнозирования и моделирования. Выводы: выявлены достоинства профессиональных конкурсов в части осмысления педагогами собственного опыта, что необходимо для последующей самореализации; определено, что участие в конкурсах профессионального мастерства не только обеспечивает педагогу высшей школы выполнение обязательного требования о повышении квалификации, но и позволяет выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития с учетом полученного опыта проектной деятельности и приобретенных мягких навыков; современные конкурсы профессионального мастерства позволяют получить практический опыт работы, как правило командной, в условиях ограниченности ресурсов и времени.

Ключевые слова: повышение квалификации; профессиональные конкурсы; высшая школа; педагог; педагогическое мастерство; профессиональная компетенция.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования.

Для цитирования: Батова О. С. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения квалификации и самореализации преподавателей высшей школы // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 1 (65). С. 108-114. сЮ110.46741/2686-9764.2024.65.1.013.

Original article

Professional Skill Contests as a Means of Professional Development and Self-Realization of Higher School Teachers

OKSANAS. BATOVA

VILE of the FPS of Russia, Vologda, Russia, oksana.batova77@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0002-9458-6553

© Батова O. C„ 2024

Abstract

Introduction: the article is devoted to the theoretical analysis of legal acts regulating the conduct of professional skill contests of higher school teachers, as well as specific managerial and pedagogical competitive practices. Professional skill contests are classified according to the content, method of conducting, coverage by territory and category of participants. Significance of the competitive movement for the teacher and for the higher education system as a whole is studied, the importance of participation in contests is determined to confirm the expertise of the teacher, as well as to include the participant in a personnel reserve to a higher position. The author, having successful experience of participating In professional skill contests of various levels, as well as being an expert in competition commissions, proposes recommendations on organization of competitive events and participation of teachers in order to increase motivation for further professional growth. Purpose: based on the theoretical and empirical research conducted, to determine participation of a higher school teacher in professional skill contests as an informal way of professional development. Methods: generalization, analysis, including comparative; systematization, forecasting and modeling. Conclusion: the advantages of professional competitions are revealed in terms of teachers' understanding of their own experience, which is necessary for subsequent self-realization. It is determined that taking part In professional skill competitions helps a higher school teacher meet a mandatory requirement for advanced training, build an individual trajectory of professional development, taking into account the experience gained in project activities and acquire soft skills. Modern professional skill contests give a person an opportunity to gain practical experience, usually in a team and in conditions of limited resources and time.

Keywords: professional development: professional contests; higher school; teacher; pedagogical skills; professional competence.

5.8.1. General pedagogy, history of pedagogy and education.

For citation: Batova O.S. Professional skill contests as a means of professional development and self-realization of higher school teachers. Penitentiary Science, 2024, vol. 18, no. 1 (65), pp. 108-114. doi 10.46741/2686-9764.2024.65.1.013.

Введение

В современных условиях меняется роль преподавателя высшей школы, который не только должен обладать соответствующим уровнем педагогической квалификации (иметь высокий уровень владения эффективнми технологиями, средствами обучения, контроля и диагностики [1, с. 222]), но и быть профессионалом по соответствующему направлению подготовки (специальности) квалифицированных кадров. От ресурса адаптивности педагога зависит его готовность трансформировать и обновлять пул собственных социально-профессиональных компетенций [2, с. 208].

В современной системе высшего образования акцент делается на развитии обучающихся как личностей, передача знаний осуществляется как сопровождающий элемент [3, с. 51], обязательным требованием к выпускникам вузов становится наличие широкого спектра навыков, аналитического мышления, творческих способностей, а главное, умения быть готовым к переменам в стремительно меняющемся мире.

Широкий спектр компетенций, необходимых выпускнику по окончании учебного заведения, может сформировать только профессорско-преподавательских состав, обладающий профессиональными компетенциями [4].

Основные положения

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования профессиональная деятельность преподавателя вуза, независимо от специфики высшего учебного заведения, включает в себя следующие составляющие: учебно-педагогическую,

учебно-методическую, научную, воспитательную и организационно-управленческую.

Сегодня происходит изменение роли педагога, что напрямую связано с модернизацией образовательного процесса, применением цифровых технологий в обучении. Педагог превращается в наставника, консультанта, методиста [5, с. 124].

Участие преподавателя высшей школы в конкурсах профессионального мастерства позволяет решать ряд важных задач:

1) оперативно и эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям образовательного процесса [6, с. 29];

2) осуществлять обмен опытом между мотивированными участниками профессионального сообщества;

3) формировать способность к постоянным изменениям в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни с целью подготовки конкурентно способных кадров для рынка труда;

4) обеспечивать стремление к самообразованию, совершенствованию, формированию активной жизненной позиции [7, с. 7].

Участие профессорско-преподавательского состава в профессиональных испытаниях в первую очередь направлено на формирование компетентности в части гибких или мягких навыков (шэЙзкШ):

1. 4К (коммуникативность, умение работать в команде, критическое мышление).

2. Лидерские качества.

3. Эмоциональный интеллект.

4. Стрессоустойчивость.

5. Стратегическое мышление.

6. Адаптивность и гибкость мышления и др.

Опыт участия в конкурсах профмастерства позволяет преподавателям вузов, в том числе ведомственных, применять практико-ориентированный подход в обучении, который не только способствует качественной подготовке, формированию необходимых в служебной деятельности универсальных, профессиональных и специальных компетенций для самостоятельного несения службы в подразделениях учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, но и в последующем оптимизирует профессиональную адаптацию молодых сотрудников к службе в пенитенциарной системе [8, с. 581].

Все конкурсы профессионального мастерства, направленные на повышение квалификации преподавателя высшей школы, можно классифицировать по содержанию на две большие группы:

1) профессиональные конкурсы на определение лучшего по профессии;

2) профессиональные конкурсы педагогического мастерства.

Также конкурсы дифференцируются по территориальному признаку на муниципальные, региональные, всероссийские, международные; по способу проведения: очные, дистанционные, с применением онлайн-технологий, а также смешанные.

Рассмотрим конкурсы по отдельным категориям участников на примере ведомственных образовательных организаций высшего образования, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний. Например, в Вологодском институте права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний проводится конкурс «Лучший преподаватель вуза», где оценка деятельности преподавателя носит интегрированный характер и включает анализ:

1) конкурсного аудиторного занятия;

2)учебно-методического комплекса;

3) профессиональных и личностных качеств преподавателя.

Таким образом, данный конкурс по содержанию является комплексным, так как содержит как испытания для определения уровня профессионального мастерства, так и оценку учебных методических программ.

Победитель конкурса «Лучший преподаватель года» определяется по сумме полученных баллов за три показателя с учетом их весовых коэффициентов. В соответствии с заявленными критериями оценивания определяются победители в номинациях: «Лучшее аудиторное занятие», «Лучший учебно-методический комплекс» и «Лучший преподаватель глазами курсантов».

Аналогичные конкурсы проводятся и в других ведомственных вузах ФСИН России. Например, в Академии ФСИН России оценка конкурсанта также состоит из трех блоков, два из которых совпадают с ВИПЭ ФСИН России, - это конкурсное (аудиторное) занятие и общественная оценка профессиональных и личностных качеств, а третьим критерием выступает оценка деятельности преподавателя за прошедший учебный год [9, с. 112].

Ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства педагогических работников образова-

тельных организаций высшего образования ФСИН России, участники которого, как правило, формируются на основании внутривузовских конкурсов.

С позиции работодателя конкурсы профессионального мастерства позволяют выявлять наиболее подготовленные кадры, продемонстрировать их потенциал широкому профессиональному сообществу, использовать информацию, получаемую в рамках конкурсов, для оценки профессиональных достижений других, а также для прогноза профессионально-личностного роста [10, с. 228].

Следует отметить, что само понятие «конкурс» (от лат. «сопсигэив») означает соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников [11]. Определение победителей осуществляется путем качественного (экспертизы) и (или) количественного исследования (голосования) [12, с. 296], Конкурсы профессионального мастерства являются наиболее востребованной и актуальной формой совершенствования профессиональной подготовки кадров и повышения эффективности их деятельности, а также выступают в роли действенного метода оценки уровня сформированных профессиональных компетенций.

Рассмотрим особенности организации профессиональных конкурсов и участия в них на примере преподавателя высшей школы по юридическим дисциплинам.

На сегодняшний день конкурсов профессионального мастерства с высоким индексом доверия для преподавателя-юриста немного. В качестве основных показателей, которые определяют уровень конкурсного мероприятия, выступают:

- профессиональный состав членов жюри;

- масштабы охвата по количеству участников и субъектов Российской Федерации;

- прозрачность оценивания;

- креативная, инновационная и логичная механика проведения конкурса.

Указанным выше требованиям полностью соответствует Всероссийский профессиональный конкурс «Правовая Россия», организатором которого выступает некоммерческая организация Российская ассоциация правовой информации ГАРАНТ [13]. В 2024 г. конкурс проводится уже в 19-й раз, традиционно старт объявляется в День Конституции - 12 декабря.

Механика проведения включает два этапа: отборочный и основной. Первый этап - это тестирование из 15 вопросов по всем сферам российского законодательства. В следующий этап проходят участники, которые набрали 80 % (12 и выше правильных ответов). Самое интересное в этом конкурсе - это основной тур, в котором предлагается решить два кейса по выбранной номинации, при этом практические ситуации не имеют заранее единственно правильного решения.

Так, в 2021 г. в номинации «Конституционное право» для рассмотрения конкурсантам были предложены задания на основании поправок к Конституции Российской Федеации, которые были внесены в 2020 г. Участие в данном конкурсе помогает оценить

свои силы как юриста-профессионала, так как участниками являются представители юридического сообщества России, а опыт решения кейсов впоследствии можно использовать при подготовке фондов оценочных средств по преподаваемым дисциплинам в рамках федеральных образовательных стандартов высшего образования 40.03.01 Юриспруденция, 40.04.01 Юриспруденция, 40.05.02 Правоохранительная деятельность.

А. А. Малютин предлагает классифицировать педагогические конкурсы по способам организации и видам педагогической деятельности:

1) на конкурсы предметно-развивающей среды;

2) конкурсы методических, учебно-методических материалов;

3) конкурсы педагогического мастерства [14].

Рассмотрим всероссийские конкурсы педагогического мастерства, которые учитывают такую категорию участников, как преподаватель высшей школы. Для этого полезно воспользоваться новым ресурсом - «Образовательный календарь» [15]. Единый календарь образовательных событий был создан в 2023 г., который был объявлен Указом Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 Годом педагога и наставника. Оператором Единого календаря педагога является Академия Минпросвещения России, формируется он ежеквартально и предназначен для информирования о проводимых в России образовательных мероприятиях разного уровня: международного, всероссийского, межрегионального, муниципального.

В 2023 г. проводилось большое количество профессиональных педагогических конкурсов всероссийского уровня. Среди них особое место занимают «Флагманы образования», организатором которого является AHO «Россия страна возможностей» [16].

В качестве главной цели конкурса заявлено формирование кадрового резерва для системы образования Российской Федерации. Конкурсные испытания определены для двух целевых аудиторий: педагоги и управленцы в сфере образования и студенты. Конкурсные испытания включали прохождение трех этапов для первой категории: дистанционный этап, очный региональный полуфинал и очный финал, а для студентов не был предусмотрен полуфинал, поэтому победители дистанционного этапа сразу выходили в финал.

Электронная регистрация на платформе «Россия -страна возможностей» стартовала в марте 2023 г. и продлилась до августа, сначала участники конкурса прошли входную комплексную оценку уровня сформированное™ надпрофессиональных и специальных (профессиональных) знаний. Итоговый отчет в расшифрованном виде был предоставлен каждому участнику в личном кабинете, с учетом этой информации конкурсанты строили личную траекторию при прохождении образовательного марафона.

Так, например, в ходе вебинара с М. В. Бывшевой, проректором по научно-методической работе и академическому взаимодействию Уральского государственного педагогического университета, по теме «Рецепты развития функциональной грамотности»

были озвучены не только задачи, которые позволяют измерять функциональную грамотность и ситуации, ее формирующие, но и дана возможность бесплатного доступа к образовательной платформе для прохождения заданий разной направленности для улучшения функциональной грамотности [17].

По окончании образовательного марафона состоялась оценка сформированности специальных (профессиональных) знаний. В сентябре конкурсная комиссия утвердила результаты дистанционной оценки профессионального конкурса «Флагманы образования» 2023 г. К дистанционному этапу были допущены 14 195 управленцев в сфере образования, 57 635 педагогов и 34 385 студентов. Только 2183 педагога и управленца в сфере образования, набравшие наибольшее количество баллов на дистанционном этапе, прошли в очные региональные полуфиналы. Среди педагогического сообщества, прошедшего первый этап, был небольшой процент преподавателей высших учебных заведений.

Полуфинал в каждом регионе проходил в очной форме и состоял из трех конкурсных испытаний:

1. Личное выступление конкурсанта с самопрезентацией по теме «Я - флагман образования», направленное на демонстрацию профессионального и личностного профиля - педагогического (управленческого) опыта, ключевых профессиональных достижений, а также уникальных авторских идей, технологий, методик. Самое сложное в этом конкурсном испытании было уложится в отведенное время - не более 3 минут.

2. «Чемпионат управленческих решений» - командное решение управленческих кейсов в сфере образования.

3. Стратегическая сессия, в ходе которой участники в малых группах разрабатывали и презентовали проекты развития системы образования, как правило, на примере конкретного региона с заданными параметрами.

По итогам всех этапов участник однозначно приобретает возможности для профессионального роста в части:

1) управленческого опыта работы в незнакомой команде при решении различных стратегических и практических задач в ограниченное количество времени;

2) новых знаний в сфере развития системы образования, воспитательной деятельности и др.;

3) новых подходов в реализации проектной деятельности;

4) возможности выйти из зоны комфорта для решения нетипичных кейсов;

5) публичной защиты командного решения и приобретение навыка коммуникаций с экспертным сообществом.

В качестве основного недостатка в части проведения всероссийского конкурса «Флагманы образования» хочется отметить, что конкурс позиционируется для всех, кто осуществляет педагогическую деятельность (для тех, кто учит) или работает в сфере управления образовательной организацией. Но более 80 % заданий при тестировании (дистанционный этап) и на

очном полуфинале были ориентированы на систему общего образования, около 20 % - на системы профессионального (только среднее) и дополнительного образования. В оценочных материалах практически отсутствовали вопросы и задания, которые бы касались системы высшего образования, регламентированной ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

Также выделим конкурсы педагогического мастерства всероссийского уровня, которые направлены исключительно на профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений. Самым значимым и масштабным здесь является Всероссийский конкурс «Золотые Имена Высшей Школы», который проводится Лигой преподавателей высшей школы при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Фонда Президентских грантов. В 2023 г. конкурс организовывался в шестой раз.

Конкурсанты представляют расширенное портфо-лио и эссе в соответствии с выбранной номинацией в электронном виде на платформе согласно положения о конкурсе [18].

В эссе по практико-ориентированному подходу в высшем образовании (одна из популярных номинаций) необходимо раскрыть технологии, которые использовались при обучении курсантов и студентов. Нами был представлен опыт практических занятияй по теме «Избирательное право и избирательная система» учебной дисциплины «Конституционном право России», где курсанты и студенты работают с цифровыми сервисами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и обучаются навыкам:

- поиска своего избирательного участка по адресу места жительства;

- получения информации о включении в список на избирательном участке, участке референдума:

- использования процедуры подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения и др.

Участие в таком масштабном мероприятии однозначно решает для преподавателя такие задачи личностного роста, как:

- возможность продемонстрировать преимущества инновационных технологий в решении практических образовательных задач;

- раскрытие творческого и профессионального потенциала через профессиональную оценку достижений;

- неформальное повышение уровня квалификации;

- повышение мотивации к профессиональному росту;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возможность стать частью экспертного сообщества преподавателей образовательных организаций высшего образования Российской Федерации.

Существуют профессиональные конкурсы для преподавателей высшей школы методической направленности. к которым можно отнести конкурс в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

В 2021 г. на базе АНО ВО «Иннополис» проходила масштабная программа повышения квалификации «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин» для педагогов высшей школы и среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Конечным результатом при обучении по программе являлась подготовка и защита актуализированной рабочей программы по преподаваемой дисциплине.

В 2022 г. для всех педагогов, прошедших обучение по программам повышения квалификации на площадке университета «Иннополис», с целью выполнения отдельных показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» был объявлен и проведен конкурс на выявление лучших практик реализации актуализированных рабочих программ дисциплин или основных профессиональных образовательных программ высшего образования, ориентированных на формирование у выпускников актуальных для цифровой экономики компетенций.

На конкурс необходимо было представить целый комплект учебно-методических материалов, состоящих:

- из заявления на участие в конкурсе;

- актуализированной рабочей программы дисциплины в электронном виде в соответствии с выбранной отраслью и по направлению подготовки в рамках одной из одиннадцати отраслей экономики;

- мотивационного эссе;

- видеоролика, демонстрирующего факт проведения практического занятия по актуализированной рабочей программе дисциплины.

На конкурс было предложено большое количество практик по разным отраслям экономики, в качестве авторской методики по направлению «Городское хозяйство» было представлено практическое занятие по теме «Органы государственной власти Российской Федерации» с применением метода «case-study». Целью кейса являлось формирование представлений об элементах цифрового государства в России и информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Кейс-задание выполнялось в малых группах, каждая команда должна была оценить по заданным критериям открытость сайтов органов публичной власти в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (конкретный орган публичной власти определялся в порядке жребия). В конце практического занятия была осуществлена публичная защита оценки открытости сайтов органов государственной власти и местного самоуправления.

Победа в данном конкурсе обеспечивала преподавателям высшей школы возможность повышения квалификации в форме тренинга по теме «Практико-ориентированные подходы к цифровизации образовательного процесса» на базе одного из ведущих вузов страны в соответствии с выбранным профилем.

Выводы

Участие и победы в конкурсных мероприятиях -это еще и доказательство экспертное™ педагога. На сегодня у государства есть большой запрос и потребность именно в таких профессиональных кадрах, готовых делиться своими знаниями и опытом как волонтеры-эксперты для оценивания детских и молодежных проектных инициатив, грантовых конкурсов.

Конкурс профессионального мастерства - это не столько соревнование, сколько возможность включиться в активную инновационную деятельность, нетворкинг, возможность продемонстрировать свои результаты и достижения в профессиональной деятельности. Как правило, участие в конкурсе дает

импульс к последующему профессиональному развитию. Включившись в конкурсное движение, педагог переходит на новую стадию профессионального развития.

Механика современных конкурсных мероприятий устроена таким образом, что, проверяя свои компетенции и знания на актуальность, педагог осуществляет неформальное повышение квалификации, начиная еще со стадии подготовки.

Полагаем, что победа в конкурсах профессионального мастерства должна быть основанием для включения мотивированного преподавателя высшей школы в кадровый резерв образовательной организации на вышестоящие должности.

I СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ридель Р. А. Инновационные формы и методы работы по профессиональному развитию педагога высшей школы // Человек. Общество. Культура. Социализация : материалы XIX Междунар. молодежной науч.-практ. конф. (Уфа, 20 апреля 2023 г.). Уфа, 2023. С. 221-224.

2. Ефимова Г. 3., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 202-230.

3. Гварлиани Т. Е., Фролова Н. Е. Передовой российский опыт в современной системе образования // Лучшие практики победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей школы» : сб. науч. ст. VI Нац. науч.-практ. сессии. М.. 2023. С. 49-55.

4. Shlmada S. The mutual transmisslon of knowledge and competencies between generatlons: An enabler of dynamic capablllties // Proceedlngs of the 12th European Conference on Knowledge Management (ECKM 2011). URL: ECKM_2011-booklet.pdf (дата обращения: 19.01. 2024).

5. Танцура Т. А. Преобразование структуры профессиональных компетенций преподавателя вуза в аспекте требований современной эпохи //Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13, №2. С. 122-125.

6. Шафоростова Е. Н. Основные компоненты профессиональных компетенций педагогов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 20 апреля 2022 г.). Челябинск, 2022. С. 28-33.

7. Ковшова А. А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Концепт. 2021. №7. С. 1-12.

8. Зауторова Э. В., Бодрова Е. В. Практико-ориентированное обучение в образовательных организациях высшего образования ФСИН России //Пенитенциарная наука. 2021. Т. 15, № 3 (55). С. 575-584.

9. Лунькова Н. В. Положительный педагогический опыт проведения аудиторных занятий профессорско-преподавательским составом Академии ФСИН России в рамках конкурса «Преподаватель года» // Подготовка кадров в системе ведомственного профессионального образования ФСИН России: от истории к современности (к 50-летию высшего учебного заведения): сб. материалов науч.-метод, конф. (Рязань, 19-20 марта 2020 г.). Рязань, 2020. С. 111-116.

10. Конкурс профессионального мастерства как средство оценки профессиональных достижений сотрудника / В. В. Морозов, А. А. Виноградов, Т. С. Купавцев, А. Д. Тяпков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. №7(197). С. 225-229.

11. Большая советская энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/bse/KoHKypc (дата обращения: 19.01.2024).

12. ПротасевичД. И., ТарасоваИ. В. Актуальные проблемы современного отечественного конкурсного проектирования // Новые идеи нового века : материалы междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. 2013. Т. 3. С. 295-301.

13. Положение о XIX Всероссийском профессиональном Конкурсе «Правовая Россия». URL: https://www.garant.ru/ konkurs/main_page/condition (дата обращения: 20.01.2024).

14. Малютин А. А. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников. URL: урок.рф/ library/konkursi_professionalnogo_masterstva_kak_sredstvo_073000 (дата обращения: 27.01.24).

15. Образовательный календарь. URL: https://kalendar.apkpro.ru/ (датаобращения: 19.01.2024).

16. Проект «Флагманы образования». URL: https://project.rsv.гиД1адтапу(дата обращения: 23.01.2024).

17. Бывшева М. В. Рецепты развития функциональной грамотности. URL: https://vk.com/wall-188741291_7454 (дата обращения: 23.01.2024).

18. Положение о Всероссийском конкурсе «Золотые Имена Высшей Школы». URL : https://www.spbume.ru/file/ news/5444/Polozhenie%20%282%29.pdf (дата обращения: 23.01.2024).

Щ REFERENCES

1. Ridel' R.A. Innovative forms and methods of work on the professional development of a higher school teacher. In: Chelovek. Obshchestvo, Kul'tura. Sotsializatsiya: materíaly XIX Mezhdunar. molodezhnoí nauch.-prakt. konf. (Ufa, 20 aprelya 2023 goda) [Man. Society. Culture. Socialization: proceedings of the XIX International youth scientific and practical conference (Ufa, April 20, 2023)]. Ufa, 2023. Pp. 221-224. (In Russ.).

2. Efimova G.Z., Sorokin A.N., Gribovskli M.V. Ideal teacher of higher school: personal qualities and soclo-professional competencies. Obrazovanie i nauka = Education and Science, 2021, vol. 23, no. 1, pp. 202-230. (In Russ.).

3. Gvarliani T.E., Frolova N.E. Advanced Russian experience in the modern education system. In: Lyapuntsova E.V., Belozerova Yu.M. (Eds.). Luchshie praktiki pobeditelei Vserossiiskogo konkursa "Zolotye Imena Vysshei shkoly": sb. nauch. st. VI Nats, nauch. -prakt, sessii [Best practices of the winners of the All-Russian contest "Golden Names of Higher Education": collection of scientific articles of the VI national scientific and practical session], Moscow, 2023. Pp. 49-55. (In Russ.).

4. Shlmada S. The mutual transmission of knowledge and competencies between generations: an enabler of dynamic capabilities. In: Proceedings of the 12th European Conference on Knowledge Management (ECKM 2011). Available at: ECKM_2011 -booklet.pdf (accessed January 19, 2024).

5. TantsuraT.A. Transformation of the university teachers' professional competencies structure in the aspect of the modern era requirements. Gumanitarnye Nauki, Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences, Bulletin of the Financial University, 2023, vol. 13, no. 1, pp. 122-125. (In Russ.).

6. Shaforostova E.N. The main components of professional competencies of teachers. In: Integratsiya metodicheskoi (nauchno-metodicheskoi) raboty i sistemy povysheniya k^/alifikatsii kadrov: materialy XXIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Chelyabinsk, 20 aprelya 2022 goda) [Integration of methodological (scientific and methodological) work and the personnel training system: materials of the XXIII International scientific and practical conference (Chelyabinsk, April 20, 2022)]. Chelyabinsk, 2022. Pp. 28-33. (In Russ.).

7. Kovshova A. A. Pedagogical competitions as a tool for the professional development of a teacher. Nauchno-metodicheskii elektronnyizhurnal "Kontsept" = Scientific-Methodological Electronic Journal "Concept", 2021, no. 7, pp. 1 -12 (In Russ.).

8. Zautorova E.V., Bodrova E,V. Practice-oriented training in higher education Institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Penitentsiarnaya nauka = Penitentiary Science, 2021, vol. 15, no. 3 (55), pp. 575-584. (In Russ.).

9. Lun'kova N.V. Positive pedagogical experience of classroom teaching by the teaching staff of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia within the framework of the Teacher of the Year competition. In: Podgotovka kadrov v sisteme vedomstvennogo professional'nogo obrazovaniya FSIN Rossii: ot istorii ksovremennosti (k 50-letiyu vysshego uchebnogo zavedeniya): sb. materialov nauch.-metod. konf. (Ryazan', 19-20 marta 2020 goda) [Personnel training in the system of departmental professional education of the Federal Penitentiary Service of Russia: from history to the present (to the 50th anniversary of the higher educational institution): collection of materials of the scientific and methodological conference, (Ryazan, March 19-20, 2020)]. Ryazan, 2020. Pp. 111-116. (In Russ.).

10. Morozov V.V., Vinogradov A.A., Kupavtsev T.S. et al. Competition of professional skills as a means of evaluating the professional achievements of employee. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific Notes of the Lesgaft National State University, 2021, no. 7 (197), pp. 225-229. (In Russ.).

11. Bol'shaya sovetskaya ehntsiklopediya: ofits. sait [The Great Soviet Encyclopedia: official website]. Available at: https:// gufo.me/dict/bse/ (accessed January 19, 2024).

12. Protasevich D.I., Tarasova I.V. Current problems of contemporary russian design competition. In: Novye idei novogo veka: materialy mezhdunar. nauch. konf. FAD TOGU. T. 3 [New Ideas of the new century: materials of the international scientific conference of the Pacific State University. Vol. 3]. 2013. Pp. 295-301. (In Russ.).

13. Polozhenie o XIX Vserossiiskom professional'nom Konkurse "Pravovaya Rossiya" [Regulations on the XIX All-Russian professional contest "Legal Russia"]. Available at: https://www.garant.ru/konkurs/main_page/conditlon (accessed January 20, 2024).

14. Malyutln A.A. Konkursy professional'nogo masterstva kak sredstvo tvorcheskoi samorealizatsii pedagogicheskikh rabotnikov [Professional skill contests as a means of creative self-realization of teaching staff]. Available at: urok.rf/llbrary/ konkursi_professlonalnogo_masterstva_kak_sredstvo_073000 (accessed January 27, 2024).

15. Obrazovatel'nyi kalendar' [Educational calendar]. Available at: https://kalendar.apkpro.ru/ (In Russ.). (Accessed January 19, 2024).

16. Proekt "Flagmany obrazovaniya" [Project "Flagships of Education], Available at: https://project.rsv.ru/flagmany (accessed January 23, 2024).

17. Byvsheva M.V Retsepty razvitiya funktsional'noi gramotnosti [Recipes for the development of functional literacy]. Available at: https://vk.com/wall-188741291_7454 (accessed January 23, 2024).

18. Polozhenie o Vserossiiskom konkurse "Zolotye imena vysshei shkoly" [Regulations on the All-Russian contest "Golden Names of Higher Education"]. Available at: https://www.spbume.ru/file/news/5444/Polozhenie%20%282%29.pdf (accessed January 23, 2024).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ОКСАНА СЕРГЕЕВНА БАТОВА - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия, oksana.batova77@mail.ru, ЬПрв://огс1с1. огд/0000-0002-9458-6553

OKSANA S. BATOVA - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, associate professor at the Department of State and Legal Disciplines of the Law Faculty of the VILE of the FPS of Russia, Vologda, Russia, oksana.batova77@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9458-6553

Статья поступила 01.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.