Оригинальное исследование
УДК 378-057.875 (470.345-25)
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-2
Красильникова H.B. *, Сарайкина С.В._
Образовательные площадки как возможность личностно-профессиональной самореализации студентов
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва ул. Большевистская, д. 68, Саранск 430005, Республика Мордовия, Россия [email protected]*
Статья поступила 26 октября 2022; принята 15 сентября 2023; опубликована 30 сентября 2023
Аннотация. Введение. Формирование нового рынка труда в России требует подготовки специалистов, отвечающих современным профессиональным требованиям и компетенциям. Подготовка таких специалистов основана на внедрении проектного метода обучения, который реализуется посредством участия обучающихся в конкурсных образовательных площадках разного уровня. Они выступают связующим звеном между образовательными организациями, работодателями, студентами и молодыми специалистами. Участие в образовательных площадках способствует не только формированию профессиональных навыков и компетенций, но и возможности личностно-профессиональной самореализации студентов. Цель - изучение эффективности влияния образовательных площадок на личностную и профессиональную самореализацию студентов. Материалы и методы: сравнительный метод позволил выявить алгоритм правильного выбора проекта, платформы, конкурса, олимпиады, курса и т.д., а аналитический метод - сделать выводы о целесообразности подготовки обучающихся к участию в конкурсах разного уровня. Метод опроса позволил сделать выводы о влиянии участия студентов в образовательных площадках на их личностную и профессиональную самореализацию. В исследовании приняли участие студенты 2 и 3 курса факультета довузовской подготовки специальности «Туризм» и бакалавры 2-4 курсов направления подготовки «Туризм» института геоинформационных технологий и географии (всего 150 чел.) Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва. Результаты. Доказана необходимость внедрения в образовательный процесс, подготовку участия обучающихся в образовательных платформах разного уровня. Опыт участия студентов в конкурсных образовательных площадках на разных этапах обучения показал рост их профессионального становления и личностно-профессиональной самореализации. Ключевые слова: образовательные площадки; туризм; проект; конкурс; образовательные платформы; компетенции; личностно-профессиональная самореализация
Информация для цитирования: Красильникова Н.В., Сарайкина С.В. Образовательные площадки как возможность личностно-профессиональной самореализации студентов // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т.9. №3. С. 17-29. БОТ: 10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-2.
N.V. Krasilnikova *, S.V. Saraikina
Educational platforms as an opportunity for personal and professional self-realization of students
National Research Ogarev Mordovia State University, 68 Bolshevistskaya St., Saransk, 430005, Mordovia, Russia [email protected]*
Received on October 26, 2022; accepted on September 15, 2023; published on September30, 2023
Abstract. Introduction. The formation of a new labor market in Russia requires the training of specialists who meet modern professional requirements and competencies. The training of such specialists is based on the introduction of a project-based learning method, which is implemented through the participation of students in competitive educational platforms of different levels. They act as a link between educational organizations, employers, students and young professionals. Participation in educational platforms contributes not only to the formation of professional skills and competencies, but also to the possibility of personal and professional self-realization of students. The purpose is to study the effectiveness of the influence of educational platforms on the personal and professional self-realization of students. Materials and methods: the comparative method allowed us to identify the algorithm for the correct choice of a project, platform, competition, olympiad, course, etc., and the analytical method allowed us to draw conclusions about the expediency of preparing students to participate in competitions of different levels. The survey method allowed us to draw conclusions about the impact of students' participation in educational platforms on their personal and professional self-realization. The study involved 2nd and 3rd year students of the Faculty of Pre-university Training of the Specialty "Tourism" and 2nd-4th year bachelors of the Direction of training "Tourism" of the Institute of Geoinformation Technologies and Geography (total 150 people), N.P. Ogarev Mordovian State University. Results. The necessity of introduction into the educational process, preparation of students' participation in educational platforms of different levels was proved. The experience of students' participation in competitive educational platforms at different stages of training has shown the growth of their professional development and personal and professional self-realization.
Keywords: educational platforms; tourism; project; competition; educational platforms; competencies; personal and professional self-realization
Information for citation: Krasilnikova, N.V. and Saraikina, S.V. (2023), "Educational platforms as an opportunity for personal and professional self-realization of students", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 9 (3), 17-29 DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-2.
Введение (Introduction). В настоящее время получили развитие различные образовательные площадки, в рамках которых через защиту проектов у студентов формируются умения и навыки для будущей личностной и профессиональной самореализации. О том, что популярность образовательных площадок и конкурсов достаточно высока, свидетельствует их большое количество, разный уровень организации и проведения, хотя в научной и методической литературе пока не выработано четкого понятия «образовательные площадки». Данное понятие рассматривается в трудах некоторых российских ученых -Л.П. Лосева (Лосева, 2011), И. Милевски (Милевски, 2013), И.В. Иванченко (Иванченко, 2016), А.В. Хуторского (Хуторской, 2011) и др. Чаще всего встречаются определения понятий - «проекты», «платформы», «конкурсы», «олимпиады», которые можно объединить под единым понятием «образовательные площадки». Так, Е.Ю. Коротких рассматривает интернет-платформы, на основе которых в онлайн формате на конкурсной основе предлагается решение разработанных работодателями задач (Коротких, 2014). Согласно данным сайта «vc.ru - бизнес, технологии, идеи, модели роста, стартапы», «...образовательная платформа - это, по сути, сайт, на котором размещены образовательные материалы и где происходит коммуникация между преподавателем и учащимися. Это одновременно и канал связи, и хранилище данных, и инструмент для обучения, и способ проверки полученных знаний»1.
Стоит также отметить мнение ученых, которые в своих работах замечают, что обучающиеся любого уровня образования, будь то студенты СПО или ВУЗов (Ломшин, 2019), зачастую, в силу своей неуверенности или неосведомленности об образовательных площадках, не в состоянии самостоятельно принять решение, не только по причине от-
1 vc.ru - бизнес, технологии, идеи, модели роста, стартапы: Что такое образовательная платформа? сайт. URL:
сутствия опыта участия в таких мероприятиях, но и из-за отсутствия заинтересованности и даже возможности (физической, психологической, нравственной и т.д.) (Милевски, 2013). О решении вопросов данной проблематики мы можем найти в наставничестве и координации деятельности преподавателей и студентов (Яркова, 2016).
М.А. Ступницкая рассматривает образовательные площадки через характеристику особенностей и проблем, которые выявляются и решаются в ходе работы над проектом. Современный федеральный стандарт высшего образования требует от образовательных организаций реализации компетентност-ного подхода и использования в образовательном процессе интерактивных форм проведения занятий, а также участия студентов в конкурсах различного уровня, с целью разработки и продвижения своих проектов. Важным требованием к конкурсному проекту выступает его практическая значимость. Именно посредством работы образовательных площадок подобные проекты и возможно представить, и реализовать. В работах А.В. Хуторского образовательные проекты представлены как форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени (Хуторской, 2011).
Вместе с тем, нужно отметить, что несмотря на реализацию различных проектов в рамках образовательных площадок, которые закладывают основы самореализации обучающихся в будущей профессиональной деятельности, научная основа в организации и реализации образовательных площадок пока не сформирована. А любая деятельность должна быть основана на знании, поэтому своим исследованием мы вносим определенный вклад в решении данной проблемы.
https://vc.ru/education/373980-obrazovatelnaya-platforma-vne-dryat-ili-ne-vnedryat... (дата обращения: 14.09.2022)
Цель исследования. Объектом нашего исследования выступают образовательные площадки. Целью исследования является изучение эффективности влияния образовательных площадок на личностную и профессиональную самореализацию студентов.
Материалы и методы (Materials and methods). Исследование опиралось на теоретический потенциал различных ученых, которые изучали опыт участия студентов в проектной деятельности, которая позволяет не только реализовывать их творческий потенциал, но и мотивировать на учебную деятельность, что отражает научный подход Д.Ю. Воронова, Т.Н. Поповой, О.М. Сторо-женко, С.А. Коновалова, В.И. Буренина (Коновалова, 2020). Они показали влияние различных аспектов на взаимодействие преподавателей и студентов в рамках подготовки и участии в различных образовательных площадках, где предлагались к защите и реализации различные проекты.
Методической основой нашего исследования выступили общенаучные методы. С помощью эмпирических и теоретических методов исследования доказана эффективность влияния образовательных площадок на личностную и профессиональную самореализацию студентов и освоение профессиональных компетенций. Сравнительный метод позволил выявить алгоритм правильного выбора проекта, платформы, конкурса, олимпиады, курса и т.д., а аналитический метод - сделать выводы о целесообразности подготовки обучающихся к участию в конкурсах разного уровня. Метод опроса позволил сделать выводы о влиянии участия студентов в образовательных площадках на их личностную и профессиональную самореализацию.
В основу своей работы мы также заложили опыт, который наработан в результате подготовки наших студентов к участию в образовательных конкурсных площадках на протяжении десяти лет. Эта работа проводилась со студентами как среднего профессионального образования (СПО), так и высшей школы по специальности и направлению подготовки «Туризм» в Мордовского государственном университете им. Н. П. Огарёва. Специфика нашей работы в этом направлении проявляется в реализации непрерывного образования (от студентов уровня подготовки СПО по специальности «Туризм» до уровня бакалавра высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в МГУ им. Н. П. Огарёва»). После окончания СПО студенты поступают на бакалавриат на очную и заочную форму обучения по направлению подготовки «Туризм». Начиная работу по подготовке к участию в проектной деятельности и ее реализации на СПО, затем мы продолжаем ее в рамках высшего образования.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Проведенный анализ теоретических источников и рассмотренных в них подходов к пониманию «образовательных площадок» позволяет говорить о том, что постепенно в отечественной науке закладываются теоретические основы к пониманию рассматриваемых нами дифини-ций. Стоит сказать, что понятие «образовательные площадки» расширяет свои границы, включая образовательные проекты, платформы, конкурсы и олимпиады, которые проводятся как в онлайн, так и в офлайн формате. На рис. 1 нами представлены основные мероприятия, которые можно отнести к реализации в рамках образовательных площадок.
Рис. 1 Мероприятия, проводимые в рамках образовательных площадок Fig.1 Events held within the framework of educational platforms
В частности, помимо обозначенных мероприятий, в настоящее время у студенчества появилась возможность для реализации своих творческих и профессиональных интересов через решение креативных и нестандартных задач посредством проектного метода обучения и участие в образовательных площадках различного уровня.
На наш взгляд, необходима предварительная проработка различных вопросов, связанных с подготовкой студентов для участия в образовательных площадках:
- кто может участвовать?
- как должна быть выстроена система отбора претендентов на участие?
- какие требования должны предъявляться к участнику?
- какими психологическими качествами должен обладать участник?
- как должна быть выстроена система подготовки к участию в такого рода мероприятиях?
- как должен быть выстроен подход к развитию soft skills навыков для возможности участия в мероприятиях?
Все поставленные вопросы должны решаться на этапе подготовки к участию в конкурсах. А руководителям при отборе и утверждении участников необходимо учитывать:
- добровольное желание обучающихся и понимание предъявляемых к конкурсантам требований;
- психологическую и мотивацион-ную готовность студентов к участию в образовательных площадках;
- наличие у студентов кроме лидерских качеств, ораторского мастерства, готовности к частой смене обстановки и умения быстро переключаться с одного рода деятельности на другой, брать на себя ответственность за других, заранее подтверждая освоенность компетенций по профилю получаемого образования;
- мотивированность участников на получение практико-ориентированного опыта через самостоятельный поиск необходимой информации, навыков самоорганизации, наличие навыков правильного и рационального распределения времени;
- на подготовительном этапе руководители должны акцентировать внимание на понимании студентов цели, функций и задач представляемых на конкурс проектов;
- наличие представлений и владение основами Waterfall и AGILE подходов, финансовых терминов типа EBITDA, ROL etc.
Алгоритм подготовки для участия в конкурсных образовательных площадках должен быть заранее продуманным, т. к. это позволит полностью погрузиться в решение подготовительных и организационных вопросов.
Важен и тот факт, что заранее необходимо ответственно подойти к выявлению
наличия навыков soft skills и планирования времени. Так, при отборе претендентов на участие в мероприятиях такого уровня, как президентские образовательные платформы, нами учитывался опыт и результаты участия студентов в других конкурсах или программах, с дальнейшей «работой над ошибками». Если у студента данный опыт отсутствовал, он привлекался к внутривузовским мероприятиям для проработки необходимых soft skills компетенций. В практике подготовки таких студентов нами прорабатывались навыки ораторского мастерства, путем привлечения к участию в научных конференциях Огаревских чтений и молодых ученых.
Наш опыт подготовки к участию в образовательных площадках показал, что результатом любого конкурса является защита проекта, где учитываются навыки пользования правилом 4П, и способности выстраивания доклада по схеме «проблема - предпринятые действия - рекомендации (предложения) - результаты».
Участие студентов в проектной деятельности имеет большое значение для их профессиональной самореализации. К стандартным знаниям, умениям и навыкам сегодня добавляются освоенные профессиональные компетенции по профилю получаемого образования, что в-первую очередь предъявляется работодателями к претендентам на ту или иную должность. Свободное владение ораторским мастерством, умение коммуни-цировать, управлять своими эмоциями и быть психологически и профессионально готовыми к частой смене деятельности, наличие опыта слаженной работы в команде, готовность брать ответственность на себя - это далеко не весь перечень требований, который выставляют в настоящее время работодатели соискателям (Баринова, 2014). Именно эти качества формируются при составлении и реализации проектной деятельности, которая в полной мере раскрывается в рамках участия студентов в конкурсных образовательных площадках.
По нашему мнению, конкурентные преимущества в профессиональном станов-
лении и росте, получат те, кто не просто владеет необходимыми знаниями, а те, кто обладает soft skills, - креативными и неординарными видами мышления, выбирая более современный «маршрут» в получении профессионального образования и роста (Фомин, 2017).
Кроме того, на рынке образовательных услуг больше внимания уделяется подготовке высококвалифицированных специалистов по запросам организаций, предъявляющих вышеперечисленные требования как к работающим специалистам, так и к претендентам на вакантные места (Иванченко, 2016).
Важно, что навыки будущего, президентские и другие образовательные площадки, цифровизация, тренды, soft skills (Tran, 2020), появляются в жизни современной молодежи и задают новый ритм перестройки системы получения образования, а также повышении качества жизни (Сарай-кина, 2001). Наш опыт показывает, что необходимо сочетать классическую систему подготовки кадров с новыми формами подготовки специалистов, направленных на формирование трендовых компетенций. Такой подход достаточно наглядно проявляет себя в непрерывном образовании по туризму, когда студенты после получения среднего профессионального образования активно участвовавших в образовательных площадках, после поступления на высшую ступень обучения, продолжает свою личностную и профессиональную самореализацию, участвуя в образовательных проектах более высокого уровня, и показывая хорошие результаты.
Нужно сказать, что, выстраивая работу с обучающимися, отобранными для участия в образовательных конкурсных площадках руководителю важно понимать:
- при выборе конкурса необходимо рассматривать только ту отрасль, в которой в дальнейшем собирается работать студент, так как очень часто выбор осуществляется с учетом возможности работы на менеджерских позициях в разных отраслях и возможности расширения кругозора (не всегда дела-
ется четкий акцент на специфику определенной отрасли). Как показывает практика работы в системе СПО и высшей школы (Кра-сильникова, 2013), многие обучающие уже имеют четкое представление о своем профессиональном выборе. Однако, мало кто из наставников педагогов при отборе студентов для участия в образовательной площадке, учитывают данные сведения о претенденте;
- при выборе конкурса необходимо обращать внимание на проявление инициативы со стороны обучающихся, с учетом потребностей работодателей. Необходимо заранее вводить в курс дела участников не только в тонкости работы конкурсных площадок, но и заочно знакомить как с организаторами, так и с руководителями предприятий, потенциальными работодателями, выступающими спонсорами определенного мероприятия или входящими в члены жюри. Другими словами, на этапе подготовки к конкурсу необходимо «заочное знакомство» -предпочтение, круг интересов, специфика организации и т.д.
В нашем случае практика подготовки обучающихся к участию во Всероссийском профессиональном конкурсе «Мастера гостеприимства» проекта президентской платформы «Россия - страна возможностей» показала, что участники более уверенно себя чувствуют, если в жюри присутствуют люди, с кем они уже встречались в рамках других образовательных площадок, где состоялось их знакомство2. Так, являясь студенткой СПО Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, Кочеткова Наталья приняла участие на региональном, а затем во Всероссийском чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills Russia, где состоялось знакомство с экспертами и компатриотами данного мероприятия. Затем, являясь студенткой Института геоинформационных технологий и географии, Наталья стала участницей конкурса «Мастера гостеприимства», на котором представила свой проект виртуальной выставки
2 Россия - страна возможностей: сайт. URL: https://rsv.ru (дата обращения: 14.09.2022)
«Войтыр ёвкс» по мотивам финно-угорских сказок. Итогом участия в образовательной площадке стал выигранный грант на реализацию разработанного проекта (рис. 2). А затем работа волонтера «Мастеров гостеприимства», где Наталья представляла интересы Республики Мордовия на всероссийском уровне.
Студенткой было отмечено, что ее уверенность в победе была подпитана не только опытом участия, но и присутствием знакомых людей, с которыми ей довелось встречаться на площадках других конкурсов. Именно правильно выстроенная работа руководителя по подготовке к участию в образовательных площадках, способствовала добиться соискателю таких высоких результатов в личностной и профессиональной самореализации.
Коммерческие и некоммерческие организации под эгидой Правительства РФ формируют новый рынок труда в России, внедряя и реализуя все больше образовательных площадок, которые оказывают влияние на личностное и профессиональное становление и самореализацию (Добрякова, 2020) и на внедрение новых стандартов для современных рабочих профессий. Тем самым, выступая связующим звеном между работодателями, студентами и молодыми специалистами.
При подготовке к участию в образовательных площадках немаловажная роль отводится проигрыванию сценария. Руководителям и наставникам необходимо не только вводить участников в курс дела о том, как будет проходить данное мероприятие, а прорабатывать этапы, заучивать «роли», обучать импровизации, проговаривать опыт участия прошлых лет, акцентируя внимание на том, что участие в конкурсе - это положительный опыт, не смотря на его результат. Студент должен понимать, что через участие он получает опыт (Parlamis, 2019), познает новое, расширяет кругозор, становится на шаг ближе к намеченным профессиональным целям и задачам.
Рис. 2 Проект «Войтыр ёвкс» (музей финно-угорских сказок) на конкурсе «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия - страна возможностей» Fig. 2 The Voityr Evks Project (Museum of Finno-Ugric fairy tales) at the Masters of Hospitality Competition of the presidential platform "Russia - the land of opportunities"
Так, примером успешного участия студентов направления подготовки туризм МГУ им. Н. П. Огарёва, в конкурсах федерального значения является туристско-спортивный лагерь «Туриада», проводимый в г. Хвалынске Саратовской области. Проект, направленный на выявление лучших участников и пропаганду туризма, как позитивной формы культурного досуга. Конкурс реализуется в целях формирования у молодежи ценностей здорового образа жизни и патриотизма посредством вовлечения к занятию спортивным и культурно-познавательным туризмом. Проект реализуется при поддержке полномочного представителя Президента РФ в ПФО.
На протяжении десяти лет наша команда студентов направления подготовки «Туризм» участвовала в конкурсных мероприятиях и занимала призовые места. Важно, что участниками и победителями конкурса становились и студенты, которые получили
навыки проектной деятельности еще на этапе обучения в рамках СПО в МГУ им. Н.П. Огарёва. В 2022 г. именно эти студенты на основе своего опыта разработали туристский маршрут, который высоко был оценен членами профессионального жюри конкурса. Итогом участия в работе лагеря в мае 2022 г. стал грант за разработку лучшего туристского маршрута «Этнический калейдоскоп Поволжья», который был реализован студентами и преподавателями кафедры туризма при поддержке Минэкономики РМ, Турист-ско-информационного центра РМ и турфирмы ООО «Студия нестандартных путешествий «Ветер странствий»». С 21 по 23 августа 2022 г. по маршруту проехали бло-геры из 14 регионов ПФО, посетив Мордовию, Марий Эл и Чувашию.
Еще одним примером личностно-про-фессиональной самореализации студентов является ежегодное участие нашей команды
в агроолимпиаде на образовательной площадке Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, организуемой кафедрой гостиничного и туристического менеджмента. В 2023 г. в III Всероссийской (с международным участием) межвузовской дистанционной кейс-олимпиаде «Развитие агротуризма в Российской Федерации: новый взгляд», проходившей с 13 февраля по 24 марта 2023 года наши студенты стали призерами, заняв второе место среди 30 команд участников, защитив проект туристского маршрута «Агро - это больше, чем корова и плуг». Обладая прекрасным ораторским мастерством, глубокими знаниями в проектировании турмаршрутов и умением позиционирования проектов, студентки 3 курса И. Батяркина и Н. Кочеткова, блестяще защитили свой проект и добились высокого конкурсного результата.
Подготовка к конкурсу потребовала много сил и времени, наставники, определив участников команды, поставили задачи на выполнение конкурсных мероприятий. Студентам пришлось отправиться в крестьян-ско-фермерское хозяйство в с. Гузынцы Б. Березниковского района Республики Мордовия, для того, чтобы взять интервью у его руководителя. На его основе было составлено и отправлено эссе по тематике конкурса. На следующем этапе организаторами было дано кейс-задание по разработке турмаршрута по сельскому туризму и его презентации. И заключительный этап конкурса - защита проекта. Грамотно организованная подготовка, опыт участников, глубокие профессиональные знания - вот что способствует успешному результату участия студентов периферийного вуза в конкурсе Всероссийского уровня.
Имеющиеся результаты реализации различных проектов в рамках платформ и мероприятий у студентов направления подготовки туризм под руководством преподавателей кафедры туризма МГУ им. Н.П. Огарёва, позволяют говорить о правильном построении образовательного процесса. Грамотно выстроенный тандем науки, образования и практики способствует качественной и
профессиональной подготовке студентов и формированию универсальных и профессиональных компетенций.
Стоит отметить, что полученный опыт участия в различных мероприятиях студентов довузовской подготовки и СПО и института геоинформационных технологий и географии кафедры туризма ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» позволил: осуществить комплексную оценку знаний и компетенций, через выполнение заданий (запись видеоприглашения, тестирование, оценочная конференция и др.); наработать индивидуальный рейтинг (баллы, как достижение, при выполнении различного рода заданий и выбор интересующего направления в конкурсах); более тесно познакомиться с рынком туруслуг и требованиями, предъявляемыми работодателями к своим специалистам и т.д.
Практика участия в чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkills Russia (5 лет), комплексном мероприятии «Туриада» (10 лет), проектах президентской платформы «Россия - страна возможностей», агроолимпиаде (3 года) и других образовательных площадках, способствовали формированию своего алгоритма отбора, подготовки и участия студентов. Кроме того, участие в образовательных конкурсных площадках позволило продемонстрировать студентам свое ораторское мастерство, умение правильно позиционировать и продвигать свой проект.
Благодаря участию в конкурсах приобретается опыт свободного общения в межличностном и в профессиональном пространстве (при общении со студентами отмечено преобладание делового стиля общения, раскрепощенность и гибкость при выстраивании отношений с разными людьми, уверенность в своих возможностях и не боязнь совершения ошибок и т. д.). Кроме того, студенты-участники показывают хорошие и отличные знания в процессе обучения не зависимо от профильности учебных предметов.
Стоит отметить, что благодаря образовательным площадкам происходит отход от стереотипов модного выбора специально-
стей и всего того, что говорит о неосознанности в выборе своей профессии. Так, проведенный нами опрос показал, что больше 60 % студентов получают подтверждение в плане правильности своего выбора, а остальные 40 % либо кардинально меняют свою направленность или выбирают смежные профессии, подчеркивая, что именно участие в образовательных проектах и конкурсах дало им возможность личностно и профессионально самореализовываться.
Проведенный опрос позволил выявить то, что многие студенты (более 70 %) по-новому начинают понимать свою будущую профессию, расширяя кругозор за счет возможности общения на образовательных площадках с потенциальными работодателями и получающими опыт работы со сверстниками или бывшими выпускниками. Так, опрос показал, что полученный опыт помог обучающимся выработать навыки самостоятельного определения конкурсов или программ, получив представление о необходимости детальной проработки всех индивидуальных возможностей и организационных вопросов, связанных с подготовкой к участию в профессиональных конкурсах.
Важно и то, что у участников, хорошо проявивших себя в проектной деятельности, возрастает возможность трудоустроиться по профилю специальности в известные компании и фирмы или получить рекомендации со стороны опытных профессионалов (более 60 % участников трудоустраиваются по профилю специальности или смежным направлениям, а более 20 % - выбирают дальнейшее обучение в магистратуре, аспирантуре и т.д.).
В подтверждении важности нашего исследования хочется привести пример опроса на выявление значимости и необходимости участия в проектной деятельности, а также раскрытия творческой самореализации в процессе проектной деятельности у студентов ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)». Проведенный учеными опрос показал, что,
из 240 опрошенных студентов в проектной деятельности принимали участие абсолютно все. Это были проекты разного уровня: всемирные проекты - 38 студентов, международные - 105 студентов, всероссийские -173, университетские и кафедральные 216, учебные - 240. Все студенты отмечали, что участие в проектной деятельности для них это: возможность самореализации, проявления творческого потенциала, возможность работы как в команде, так и индивидуально, возможность актуализировать все полученные знания и умения и применить их в конкретной деятельности и в решении проблемы (Коновалова, 2020).
Конечно, можно дискутировать о той роли, которую играет участие студентов в образовательных площадках, конкурсах и проектах, но очевиден тот факт, что это дает студентам опыт общения со сверстниками из разных регионов России и стран. Это помогает личностному и профессиональному самоопределению, приобретению опыта командной работы и формированию ответственности. По мнению многих ученых, участие в таких проектах позволяет студентам не только продемонстрировать знания и умения в профессиональном деятельности, но и способствует проявлению творческого потенциала и умения взаимодействовать друг с другом. Именно такой опыт и навыки способствуют формированию будущего профессионального потенциала российского общества.
Заключение (Сonclusions). Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что участие студентов в различных образовательных площадках имеет важное значение для подготовки квалифицированных кадров. Для студентов, принимающих участие в таких мероприятиях, - это возможность проявить себя и осознать специфику своей будущей профессиональной деятельности. Участники образовательных площадок имеют больше шансов для выбора профессионального пути и самореализации в выбранной профессии.
Широкая проблематика образовательных площадок, охватывающая различные
сферы профессионального мастерства, способствует углублению и расширению познавательных интересов, помогает студентам определить свои способности и уровень личностных характеристик, повышая готовность к личностной и профессиональной самореализации в сфере туризма, который является одним из приоритетных направлений развития российской экономики.
Совместная подготовка и участие наставников и студентов в образовательных площадках, направлена на личностную, творческую и профессиональную самореализацию студентов. Такая совместная работа достигает результата в процессе включение студентов высших учебных заведений и среднего профессионального образования в проектную деятельность и реализацию проектов. Наше исследование помогло сформировать понимание того, что проектная деятельность и участие в различных конкурсных образовательных площадках является средством комплексной самореализации студентов. Для дальнейшего исследования в области личностной и профессиональной самореализации студентов посредством участия в различных конкурсных площадках, необходимо изучить влияние приобретенного опыта в становлении их профессионального роста и самореализации в выбранной профессии.
Список литературы
Баринова О.В. Понятие и сущность компетенции // Novainfo.ru. 2014. №19. С. 121-123. URL: http://novainfo.ru/article/1935 (дата обращения: 20.11.2022).
Иванченко И.В. Проблема повышения качества образования в вузе // Молодой ученый. 2016. № 5.1 (109.1). С. 18-21. URL: https://moluch.ru/archive/109/26315/ (дата обращения: 25.10.2022).
Коновалова С.А., Буренина В.И. Проектная деятельность как самореализация студентов в условиях высшего образования // В сборнике: Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения Сборник трудов Международного форума. Москва, 2020. С. 401-404.
Коротких Е.Ю. Краудсорсинг как эффек-
тивный метод повышения конкурентоспособности организации // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014003909 (дата обращения: 21.03.2023).
Красильникова Н.В. Актуальные проблемы совершенствования довузовской подготовки старшеклассников на современном этапе развития системы высшего профессионального образования // В сборнике XLI Огаревские чтения: материалы науч. конф.: в 3 ч. Саранск. 2013. Ч.: Гуманитарные науки. С. 313-316.
Ломшин М.И., Красильникова Н.В. Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования: монография. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та. 2019. 124 с.
Лосева Л.П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления // Молодой ученый. 2011. № 6 (29). Т. 2. С. 152-155. URL: https://moluch.ru/archive/29/3377/ (дата обращения: 25.10.2022).
Милевски И. Личностное развитие успешного человека. Принципы soft skills - гибких навыков человека. 2013. Экономический портал. URL: https://ecouniver.com/economik-
rasdel/men/6641 -lichnostnoe-razvitie-uspeshnogo-cheloveka.html (дата обращения: 20.11.2022).
Сарайкина С.В. Качество жизни населения стран Тропической Африки: социально-географический анализ: Дис. ...канд. геогр. наук. Саранск, 2001. 196 с.
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина, К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2020. 472 c.
Фомин М.С. Философия, педагогика, театр как силы и средства противостояния посредственности современника. SOCIOLOGIE CLOVËKA. 2017. №4. С. 26-37.
Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека: электронный журнал, 2011. №1. URL: http://eidos-insti-tute.ru/journal/2011/103/ (дата обращения: 19.03.2023).
Bessant J., Webber R., Policy and the youth sector: youth peaks and why we need them // Youth Studies Australia. 2001. 20 (1), P. 43-47. (In Australia).
Krems J.A. Individual Perceptions of Self-Actualization: What Functional Motives Are Linked to Fulfilling One's Full Potential. Neel // Personality and Social Psychology Bulletin, 20179 (43), 1337-1352.
Parlamis J., Monnot M.J. Getting to the CORE: putting an end to the term "soft skills" // Journal of management inquiry. 2019. 28(2). P. 225-227.
Reinwald N.I. On the question of the basic properties of the personality of students" // Psychological and pedagogical problems of personality formation in educational activity: Collection of scientific tr. Publishing House of the Peoples' Friendship University. 1988. P. 85-95.
Tran L.H.N. Soft-skills implementation in Higher Education: A literature review. Building soft skills for employability: challenges and practices in Vietnam. 2020. P. 18-40. Routledge. Oxford. UK.
References
Barinova, O.V. (2014), "The concept and essence of competence", Novainfo.ru, 19, 121-123. URL: http://novainfo.ru/article/1935 (Aaccessed: 20 November 2022) (In Russian).
Ivanchenko, I. V. (2016), "The problem of improving the quality of education in higher education", Young scientist, 5.1 (109.1), 18-21. (In Russian).
Dobryakovoj, M.S., Frumina, I.D., Baranni-kova, K.A., Ziila, N., Moss, Dzh., Remorenko, I.M., Hautamyaki, YA. (2020), Universalnye kompetent-nosti i novaya gramotnost: ot lozungov k realnosti [Universal competencies and new literacy: from slogans to reality, Publishing House of the Higher School of Economics], Moscow, Russia.
Fomin, M.S. (2017), "Philosophy, pedagogy, theater as forces and means of opposing the mediocrity of a contemporary", SOCIOLOGIE CLOVEKA, 4, 26-37. (In Russian).
Khutorskoy, A.V. (2011), "Definition of general subject content and key competencies as a characteristic of a new approach to the construction of educational standards", Bulletin of the Institute of Human Education: Electronic Journal, 2011 (1), available at: http://eidos-institute.ru/jour-nal/2011/103/. (In Russian).
Konovalova, S.A. (2020), "Project activity as self-realization of students in conditions of higher
education", In the collection: Digital technologies in engineering education: new trends and experience of implementation Proceedings of the International Forum, Moscow, 401-404. (In Russian).
Korotkov, E.Y. (2014), "Crowdsourcing as an effective method of increasing the competitiveness of an organization", available at: https://sciencefo-rum.ru/2014/article/2014003909. (In Russian).
Krasilnikova, NV. (2013), "Current problems of improving pre-university training of high school students at the present stage of development of the system of higher professional education", In the collection XLI Ogarev readings: materials of the scientific conference, Saransk, 313-316. (In Russian).
Lomshin, M.I. and Krasilnikova, NV. (2019), Dovuzovskaya podgotovka uchashchihsya kak sredstvo razvitiya regionalnoj sistemy nepreryvnogo obrazovaniya [Pre-university training of students as a means of developing a regional system of continuing education], Saransk, Russia.
Loseva, L.P. (2011), "The quality of specialist training in the system of higher professional education as an object of management", Young scientist, 6 (29), 2, 152-155. (In Russian).
Milevsky, I. (2013), "Personal development of a successful person. Principles of soft skills - flexible human skills", available at: https://ecouni-ver.com/economik-rasdel/men/6641 -lichnostnoe-razvitie-uspeshnogo-cheloveka.html (Aaccessed: 20 November 2022).
Saraikina, S.V. (2001), "The quality of life of the population of the countries of Tropical Africa: socio-geographical analysis", Dissertation candidate of Geographical Sciences, Saransk, Russia.
Bessant, J. and Webber, R. (2001), "Policy and the youth sector: youth peaks and why we need them", Youth Studies Australia, 20 (1), 43-47. (In Australia).
Krems, J.A. (2017), "Individual Perceptions of Self-Actualization: What Functional Motives Are Linked to Fulfilling One's Full Potential. Neel // Personality and Social Psychology Bulletin, 9 (43), 1337-1352. (In UK).
Parlamis, J. and Monnot, M.J. (2019), "Getting to the CORE: putting an end to the term "soft skills"", Journal of management inquiry, 28(2), 225-227. (In UK).
Reinwald, N.I. (1988), "On the question of the basic properties of the personality of students", Psychological and pedagogical problems of personality formation in educational activity: Collection of scientific tr. Publishing House of the Peoples' Friendship University, 85-95. (In UK).
Tran, L.H.N. (2020), "Soft-skills implementation in Higher Education: A literature review. Building soft skills for employability: challenges and practices in Vietnam", 18-40. Routledge. Oxford, UK.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Данные авторов:
Красильникова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма, Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева.
Сарайкина Светлана Васильевна, кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры туризма, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. About the authors:
Natalia V. Krasilnikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Tourism, National Research Ogarev Mordovia State University.
Svetlana V. Saraikina, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Tourism, National Research Ogarev Mordovia State University.