Научная статья на тему 'WORLDSKILLS-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

WORLDSKILLS-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / WORLDSKILLS-ТЕХНОЛОГИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тропникова Валерия Валерьевна

Технологизация образования способствует объективным процессам внедрения различных педагогических технологий и форм организации деятельности студентов при обеспечении оптимального функционирования образовательной системы в целях повышения ее эффективности. Цель исследования - изучение влияние Worldskills-технологии на формирование универсальных компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Научная новизна исследования заключаются в интеграции Worldskills-технологии в учебный процесс. На примере компетенций Worldskills Russia R11 "Предпринимательство" (Entrepreneurship) и R2 "Лабораторный медицинский анализ" (Medical Analysis Services) показано, что встраивание технологии конкурсного движения в образовательный процесс, с целью дальнейшего участия студентов в демонстрационном экзамене по стандартам WSR, является инструментом подготовки конкурентоспособного специалиста с учетом требований рынка труда. Результатом является формирование у студентов не только профессиональных, но и надпрофессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тропникова Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDSKILLS TECHNOLOGY AS A TOOL FOR THE FORMATION OF UNIVERSAL SKILLS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The technologization of education contributes to the objective processes of introducing various pedagogical technologies and forms of organizing student activities. It is necessary to ensure the optimal functioning of the educational system and its effectiveness. The purpose of the study is to study the influence of Worldskills technology on the formation of universal competencies of students. The scientific novelty of the research lies in the integration of Worldskills technology into the educational process. Using the competencies of Worldskills Russia R11 Entrepreneurship and R2 Medical Analysis Services as an example, the integration of the technology of the competitive movement into the educational process is shown, with the aim of further participation of students in the demo exam according to WS standards. Worldskills technology is a tool for training a competitive specialist. It takes into account the requirements of the labor market. Professional and supra-professional competencies are formed in students as a result.

Текст научной работы на тему «WORLDSKILLS-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ЪС >

<

LH

s

о

LU

< CI

LH

С

314

ника в жизни и в богатом мире художественных сюжетов и музыкальных образов.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Среди разных форм творческой деятельности школьников музыкальная деятельность занимает особое место, т. к. раскрывает совокупностью внутренних возможностей, потребностей, ценностей и средств, способствующих совершенствованию, личностных качеств детей.

2. Реализация собственной индивидуальности в музыкальном творчестве способствует формированию эстетических эмоциональных реакций, моральных понятий, представлений об окружающем мире и своем месте в нем как откликов на высокохудожественные музыкальные произведения.

3.8 ходе музыкального творчества развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер создает условия для переноса способов деятельности по преобразованию ситуации и формирования опыта творческой деятельности, в дальнейших поисковых действиях по творческому преобразованию действительности.

4, Творческие формы работы на уроках музыки являются аспектами творческого проявления школьника, помогают прибли-

зить музыку к ребенку, сделать ее предметом личного опыта, творческого спонтанного самовыражения.

Литература:

1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство/ Л.А. Баренбойм.-М., 2014. -318 с.

2. ВетлугШй H.A. Музыкальное развитие ребенка / H.A. Ветлугина. М.: Просвещение, 2005. - 327 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество s детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 2013. - 124 с.

4. ВыготскийЛ, С. Психология искусства /Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 2014. - 643 с.

5.1 олубеваЭ.А. Способности и индивидуальность /ЭЛ. Голубева,- М.: Прометей, 2005. - 227 с.

6. Готсдинер АЛ. Музыкальная психология/А.Л. Гот сдинер, - М.: Магистр, 2005, - 325 с.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] - Режимдоступа: http://www.consultantru -Дата обращения: 12.04.2021.

8. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Психология / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский, - М.: Academia, 2001 г.,-501 с.

9. Федерал ьн ый закон от 29.12,2012 №> 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в редак ции от 02.12.2019 года. - [.Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru - Дата обращения 14.04.2021.

Ю.Шиянов E.H., Котоеа И.Б, Развитие личности в обучении / E.H. Шиянов, И.Б. Котова. - М., 2009,

WORLDSKILLS TECHNOLOGY AS A TOOL FORTHE FORMATION OF UNIVERSAL SKILLS INTHE SYSTEM OF SECONDARY VOCA TIONAL EDUCA TION

Tropnikova Valeriya Valerievna, Postgraduate student, Novosibirsk State Pedagogical University, lecturer, Department of Special Pharmaceutical Disciplines, Novosibirsk Medical College, Lecturer, Depar tment of Innovation and Entrepreneurship, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk

The technologizatlon of education contributes to the objective processes of introducing various pedagogical technologies and forms of organizing student activities. It is necessary to ensure the optimal functioning of the educational system and its effectiveness. The purpose of the study is to study the influence of Worldskills technology on the formation of universal competencies of students. The scientific novelty of the research lies in the integration of Worldskills technology into the educational process. Using the competencies of Worldskills Russia Rll Entrepreneurship and R2 MedicalAnalysis Services as an example, the integration of the technology of the competitive movement into the educational process is shown, with the aim of further participation of students in the demo exam according to WS standards. Worldskills technology is a tool for training a competitive specialist. It takes into account the requirements of the labor market. Professional and supra professional competencies are formed in students as a result.

Keywords: secondary vocational education system; Worldskills technology; blended learning; motivation; garnification; universal skills.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 =40.59

УДК 377 WORLDSKILLS-ТЕХНОЮГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ

ВАК РФ 13.00.02 ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

& Тропникова В.В., 2021 Технологизация образования способствует объективным процессам внедре-

ния различных педагогических технологий и форм организации деятельное ги студентов при обеспечении оптимального функционирования образова-

тельной системы в целях повышения ее эффективности. Цель исследования -изучение влияние Worldskills-технологии на формирование, универсальных компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Научная новизна исследования заключаются в интеграции Worldskilti технологии в учебный Процесс, На примере компетенций Worldski/ls Russia R11 "Предпринимательство" (Entrepreneurship) и Й2 "Лабораторный медицинский анализ" (Medical Analysis Services) показано, что встраивание технологии конкурсного движения е образовательный процесс, с целью дальнейшего участия студентов в демонстрационном экзамене по стандартам WSR, является инструментом подготовки конкурентоспособного специалиста сучетом требований рынка труда. Результатом является формирование у студентов не только профессиональных, но и надпрофессиональных компетенций.

Ключевые слова: система среднего профессионального образования; Worldskills-технология; смешанное обучение; мотивация; геймификация; универсальные навыки.

Введение

Необходимость формирования профессиональных "жестких" (hard skills) и надпрофессиональных "мягких" (soft skills) навыков связано со стадией значительного технологического скачка, которое принято называть третьей промышленной революцией (Rifkin, j., 2011) или четвертой индустриальной революцией (Min Xu, Jeanne WS. David, Suk Hi Kim, 2018) |1; 2]. Национальные программы подготовки к новому промышленному укладу сформированы в таких arpa нах, как Китай (Made in China 2025), США {Advanced Manufacturing Partnership), Японии (Smart Society 5,0) и других [3; 4; 5]. В данных программах обозначены новые подходы к бизнесу, предусмотрены универсальные компетенции, связанные с развитием мышления для "Индустрии 4.0". "Холакрагия", или система управления организацией при распределении полномочий по сети самоорганизующихся команд с выявлением общих правил и индивидуальных ролей при общем взаимодействии малых команд, становится распространенным явлением [6].

Кроме того, объективные процессы на рынке труда, наличие молодежной безработицы, наблюдаются как в России, так и во многих странах мира. 8 России, безработная молодежь {в возрасте до 25 лет) составляет 22,7% [7]. Альтернативный способ снижения безработицы - развитие у молодежи предпринимательских компетенций для возможностей поиска места в бизнес-среде рыночной экономики, а также формирование критического мышления и универсальных навыков, что дает образовательная среда [8].

В этой связи актуальность данного исследования заключается в изучении дидактического потенциала Worldskiils-технологии на формирование профессиональных и нздпрофессиоальных компетенций студентов колледжей.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) изучение международного опыта движения Woridskills, 2) сравнение информированности студентов о целях конкурсного движения WSR и мотивации их дальнейшего участия в профессиональных конкурсах, 3} оценка сформированное™ необходимых "личностных характеристик" у студентов по компетенциям R11 (WSR) "Предпринимательство" (Entrepreneurship) и R2 (WSR) "Лабораторный медицинский анализ" (Medical Analysis Services). Для осмысления дидактического потенциала конкурсного движения Woridskills как наследия всемирных соревнований по умениям в статье применяются следующие методы исследования сравнительного и системного анализа; с целью получения первичных эмпирических сведений использован

ТРОПНЖОВА Валерия Валерьевна, аспирант. Новосибирский государственный педагогический университет, преподаватель, кафедра Специальных фармацевтических дисцип лин, Новосибирский медицинский колледж, преподаватель, кафедра Инноваций и Предпринимательства, Новосибирский государственный университет экономики И управления, Новосибирск

ЪС >

<

LH

s

о

LU

< CI

LH

С

316

индивидуальный формализованный опрос Google Form.

Теоретической базой исследования послужили публикации специалистов, посвященные проблемам формирования инновационных образовательных моделей.

Практическая значимость заключается в обосновании возможности использования Worldskills-технологии, при адаптации содержания РП иФОС, с учетом спецификаций стандартов WorSdskilis для системы СПО, с целью наиболее эффективного формирования совокупности профессиональных и социально-лич-ностных качеств у будущих специалистов среднего звена в соответствии с мировыми стандартами.

Основная часть

Одним из инструментов в системе среднего профессионального образования является конкурсное движение WorSdskilis, интегрируемое в образовательным процесс и дающее возможность подготовки конкурентоспособного специалиста для Индустрии 4.0, имеющего внутреннюю мотивацию созидания и создания благ для общества в условиях неопределенности. Международный и российский опыт свидетельствует о "сформированном высоком уровне мировых профессиональных стандартов различных специальностей", о том, что практика WorSdskilis позволяет с помощью когнитивных инструментов формировать универсальные компетенции [9, С.19]. По мнению экспертов и руководителей фирм, на современном рынке труда востребованы специалисты, обладающие навыками критического мышления, возможностью работать в команде, коммуникативностью, умеющие и желающие повышать квалификацию, то есть "мягкими" (softskills) навыками [10). С 2001 г. по 2018 г., по данным исследования Всемирного банка, в Отчете о мировом развитии 2019 года, доля занятых в профессиях, с необходимостью наличия когнитивных навыков, в развивающихся странах увеличилась с 19 до 23 %, в развитых - с 33 до 41%, соответственно [11]. При анализе перспектив вакансий, 83% работодателей США акцентировали внимание на необходимости наличия навыков командной работы [12]. Акценты смещены, при наличии профессиональных, к социально-поведенческим универсальным навыкам. Wo rid skill s-тех-нология предполагают использование такой системы методов обучения, при которой как раз и происходит формирование не только профессиональных, "жестких" (hard skills) навыков, но и обучение "мягким" (soft skills}. Ис-

пользуется три основных критерия Worldskills-технологии при подготовке профессиональных кадров. Первый - актуализация содержания Рабочих программ и Фондов оценочных средств (ФОС) для подготовки студентов для участия в чемпионатах Woridskills. Второй -внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий. Третий - использование активных методов обучения [13]. Содержание РП и ФОС адаптируется с учетом спецификаций стандартов WorSdskilis и использованием ¡T-технологий. В системе СПО, Рабочие программы должны включать: тренинги на практических занятиях, деловые игры, проведение экскурсий, формирование навыков работы в команде и др. Отметим, что конкуренция на рынке образовательных услуг выделяет фактор успешности выпускника по его способности без адаптации включиться в трудовую деятельность. Внедрение стандартов WorSdskilis Russia и демонстрационного экзамена, как формы государственной итоговой аттестации выпускников, по итогам образовательной деятельности, стимулирует образовательное сообщество готовить качественных специалистов для рынка труда [14].

WorSdskílls-технология интегрируется в образовательный процесс вузов и систему СПО, что позволяет совершенствовать процессы преподавания. Рассмотрено формирование универсальных компетенций студентов для экономической и медицинской сфер экономики на примере двух колледжей, информированность о конкурсном движении WorSdskilis Russia (WSR) и их мотивация участия в WSR, В условиях колледжей, один из которых входил в структуру ФГБОУ ВО НГУЭУ, по направлениям программ подготовки специалистов среднего звена 38.02.07 "Банковское дело", 43.02.11 "Гостиничный сервис" и 38.02.06 "Финансы" и второго, ГАПОУ НСО "Новосибирский медицинский колледж", по квалификации "Медицинский лабораторный техник" специальности 31.02.03 "Лабораторная диагностика", формирование универсальных компетенций было отражено в Рабочих программах и Фонде оценочных средств, с учетом ФГОС и профессиональных стандартов. Учебные и внеучебные траектории при подготовке к демонстрационным экзаменам WorSdskilis Russia (WSR) включали формирование профессиональных и над-профессиональных компетенций. Сравнение осуществлено по компетенциям Rl 1 (WSR) "Предпринимательство" (Entrepreneurship) и R2 (WSR) "Лабораторный медицинский анализ" (Medical Analysis Services), по сути имеющим

некие схожие признаки: обе компетенции связаны с рисковой профессиональной деятельностью;-ориентируются на эффективное использование ресурсов; - активный мыслительный процесс направлен на поиск верного решения; -значительна социальная значимость к требованиям обеих компетенций.

При использовании системнодеятельност-ного подхода как методологической основы исследования, оценка формирования общих компетенциями (OK), общих профессиональных компетенций (ОПК) профессиональных компетенций (ПК) и Трудовых функций по соответствующим направлениям в секторе СПО НГУЭУ и медицинском колледже свидетельствовала об их удовлетворительном формировании. Социально-поведен-ческие навыки студентов оценены с помощью опроса с использованием Google Form с удобным и понятным интерфейсом, Опрошено 6 групп, общее количество опрошенных составило 130 студентов.

Оказалось, что движение Worldskills Russia, как социальный заказ подготовки специалистов, и цели конкурсного движения многим студентам 1 курса не известны. Так, только 29,2% студентов программ подготовки специалистов среднего звена НГУЭУ и 49,2% студентов медицинского колледжа информированы о целях конкурсного движения Worldskills Russia (рис. 1).

тивацию и заинтересованность. Только 20% студентов программ подготовки специалистов среднего звена НГУЭУ проявили желание участвовать в чемпионате Worldskills Russia по компетенции R11 (WSR) "Предпринимательство" (Entrepreneurship), в медицинском колледже - 16, 9% студентов по компетенции R2 (WSR) "Лабораторный медицинский анализ" (Medical Analysis Services) (рис, 2),

Студенты колледжа НГУЭУ

Студенты медицинского колледжа

затрудняюсь ответить;

52.3%

Рисунок 2- Мотивация участия студентов СПО в конкурсном движении Worldskills Russia

При подготовке к конкурсным демонстрационным экзаменам по стандартам WSR, учебный процесс программ подготовки специалистов среднего звена, формирующий универсальные компетенции, в НГУЭУ и медицинском колледже, включал дидактические основы понятия "культурно-образовательная среда", учитывал проблему социокультурного развития при изменении технологий учебного процесса. Была использована "рефлексия

педагогического ди-

Студенты колледжа НГУЭУ

Студенты медицинского колледжа

нэт

51%

скорее нет,

чем да

Э%

скорее да, чем нет

11%

нет

24,6%

скорее

па; 9 2% ЛШ

■ СКОРАЯ да. чем -нет; 16,9%

да

4-9.2%

Рисунок 1 Информированность студентов

Бизнес-колледжа программ среднего специального образования НГУЭУ (слева) и медицинского колледжа (справа) о целях конкурсного движения Worldskills Russia

Вопрос о желании участия в конкурсном движении Worldskills Russia выявил низкую мо-

Ш О OJ

-О 0-ш

СС

ь-X ш

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

:Г СО

сл

S

317

дактического опыта на фоне противоречивых социально-куяь-турных условий" [15], В НГУЭУ при изучений экономических дисциплин, в течение учебного года форми-ровались "навыки предпринимательства у студентов с целью стимулирования роста развития бизнеса в экономике региона" для дальнейшего участия в конкурсном движении [16, С. 139]. На кафедре Инноваций и Предпринимательства НГУЭУ была осуществлена интеграция традиционных и инновационных методов обучения с целью достижения желаемых результатов, создан кампусный курс

"Основы предпринимательства", в содержании которого учтены компоненты WoridSkills-техно-логии по компетенции "Предпринимательство". Преподавателями получены Сертификаты в качестве экспертов Worldskiiis. Для развития ко-мандообразова тельных способностей и готовности студентов к сотрудничеству были расставлены акценты на инновационные методы обучения: дискуссия, ситуационный анализ, беседа, метод проектов, анкетирование, консультации, ролевые игры. Оценочные материалы и актуальные требования к компетенции "R11 - Предпринимательство" были сверены сединой системой электронного ресурса www.esat.worldskills.ru, включали умения формирования бизнес-плана, расчета издержек и другие задания. Данный опыт позволил кафедре ИиП в 2019 г. и 2020 г. подготовить команды гр. 11-Л703и гр. 11-БД702 в количестве 20 человек {10 команд) и 10 бизнес-планов к демонстрационным экзаменам.

В ГАПОУ НСО "Новосибирский медицинский колледж"подготовка преподавателей и получение Сертификатов в качестве экспертов Woridskiiîs была осуществлена в 2018 - 2020 гг. Для подготовки студентов по компетенции "Лабораторный медицинский анализ" учебный процесс в течение учебного года осуществлен с использованием смешанного обучения, модели "перевернутый класс" с интеграцией ресурсов М00К, Использован "метод геймификации, цель которого состоит в мотивации и привлечении студентов" [17, С.90]. Практические задания учитывали стандарты WSR и профессиональные стандарты в области знаний, умений и практического опыта. По дисциплинам "Химия", "Аналитическая химия" с целью подготовки студентов, начиная с первого курса, к демонстрационным экзаменам WSR, были включены задания Модуля А по приготовлению растворов заданной концентрации, контроля концентрации полученного раствора потенци-ометрическим методом и т.д. Интеграция технологии WSR позволила подготовить в 2021 г. 20 конкурсантов по трем компетенциям WSR.

По результатам обучения был проведен опрос с целью сравнения сформированности необходимых "личностных характеристик" у студенческой аудитории. Данные опроса свидетельствует о том, что в нынешних условиях при желании быть успешным, студенты понимают, что необходимо адаптироваться к меняющимся условиям, знать свои сильные и слабые стороны, учиться планировать свою деятельность {табл. 1}. Студенты считают, что умение работать в команде является важным социальным навыком. Понимание рисков определило поведенческие навыки: 18,5% студентов экономических и 20,0% студентов медицинского направлений готовы рисковать карьерой в условиях неопределенности.

Таблица 1 - Сравнение результатов опроса студентов СПО экономического и медицинского направлений обучения по необходимым "личностным характеристикам" до начала профессиональной карьеры в условиях неопределенности

Наименование Студенты экономических направлений Студенты медицинского профиля

1. Наличие способностей, ведущих к успешности (множественный выбор) 67,7% - адаптация к меняющимся условиям рынка; 52,5% - необходимость планирования; 77,3% понимание своих сильных и слабых сторон 56,9% - адаптация к меняющимся условиям рынка; 47,7% необходимость планирования; 80% -профессиональные знания и опыт

2. Наличие лидерских качеств для осуществления профессиональной деятельности 41,5%-«Да» 47,7% ответили «Скорее да, чем нет» 30,8 % - «Да» 41,5% ответили «Скорее да, чем нет»

3. Умение работать в команде 90,8 % 69,3%

4. Готовность рисковать и ставить «на карту» карьеру в условиях неопределенности 18,5% 20,0 %

5. Вопрос о возрасте, с которого можно заниматься бизнесом 33,8% - с 14 лет 38, 5% - с 18 лет, 18,5% - в любом возрасте. 64,6% с 21 года (с получением образования)

6.Необходимость «умения сотрудничества» 58,5% 40%

7. Получение компетенций при «научении» 64,6% 89,2%

8. Желание приобретения навыков до начала профессиональной карьеры (множественный выбор) 58,5% - упорство, 46,2% -умение принимать решения самостоятельно; 38,5 % - преодоление страха 50% - упорство; 52,3% - умение принимать решения самостоятельно; 40% - преодоление страха

Студенты колледжей уверены, что необходимые универсальные компетенции возможно сформировать в учебном процессе. 58,5% экономических и 50% медицинского направ-

лении выделили важными поведенческим характеристиками упорство; 46,2% и 52,3% соответственно - умение принимать решения са-мостоятельно; 38,5%студентов экономических направлений и 40% студентов медицинского колледжа - преодоление страха.

Таким образом, "переосмысление образовательных стандартов и траекторий обучающихся, усилит инновационную составляющую в деятельности образовательных учреждений, определит необходимость большей интеграции как образовательных учреждений разного уровня между собой (школ, колледжей, вузов}, так и системы образования и общества в целом" [1В, С.94]. Worldskills-технология как один из инструментов подготовки конкурентного специалиста в педагогической практике, при использовании имеющихся возможностей и средств, формирует универсальные профессиональные навыки и готовность брать на себя ответственность, а дидактические возможности ИКТ, организация учебного процесса, управление учебно-познаватель-ной деятельностью студентов, способствует динамике развития будущих специалистов среднего звена.

Заключение

По результатам исследования сформулированы следующие выводы.

Т, Международный опыт развитых стран свидетельствует, что механизм конкурсного движения WorldSkiils способствует развитию системы профессионального образования, прежде всего в части объективной оценки результатов образования экспертами по различным компетенциям в различных отраслях экономики. Основными факторами, влияющими на развитие WoddSkilSs Internation и WoridSkills Russia, являются факторы спроса работодателей на качественно подготовленных специалистов инновационной экономики и стандарты по профессиям, как востребованным, так и прогнозируемым.

2. Методические аспекты разработки дидактических основ построения учебного процесса с учетом влияния Worldskills-технологий на формирование профессиональной компетентности студентов колледжей основаны на адаптации содержания РП и ФОС, учитывающих спецификации стандартов WoridskilSs. Для студентов, обучающихся по экономическим направлениям программ среднего профессионального образования в НГУЭУ, встраивание Worldsktiis-технологии в образовательный процесс, наряду с кампусными курсами и проект-

ной деятельностью помогает выправить сознание" и является объективным средством формирования предпринимательской мышления в среде университета предпринимательского типа. Для медицинского колледжа последовательность процедур формирования композитного умения студентов связана со смешанным обучением в модели "перевернутый класс", использованием ресурсов МООК, геймифицированного контента, проектной деятельностью. Общей проблемой является низкая информированность студентов о целях конкурсного движения и отсутствие мотивации участия в конкурсах. Формирование универсальных навыков требует процесса "освещения" преимуществ подготовки и участия в профессиональных конкурсах Worldskilis и "глубокого погружения" студента в траектории, дорожная карта которых направлена на выявление творческих способностей и возможностей командной работы.

3. Решение педагогических и дидактических проблем конкурсного движения связано со сменой образовательного дизайна, обменом передовым опытом в области профессионального образования. Образовательные учреждения, меняя образовательный ландшафт, при включении новых методов обучения по стандартам Woridskilís-технологий, реформируют экзаменационную практику и создают дополнительный инструмент проверки уровня подготовки специалистов.

4. Движение Worldskilis по любой компетенции как управленческая инновация создает институциональную опору практико-ориен-тированного профессионального обучения, предполагает значительный социальный и экономический эффекты, связанные с повышением конкурентоспособности специалистов для инновационной экономики РФ.

Литература:

1. Rifkin, J, (2011). The Third industria! Revolutionr How Lateral Power !s Transforming Energy, the Economy, and (he World Hardcovér - September 27,2011.

2. Min Xu, Jeanne M. David, Suk Hi Kim. The Fourth. Industria! Revo! ut ion Gpportunities and Cha] le riges //Internationa! Journal of Financial Research 9(2);90. - February 2018. DOI; ]0.5430/ijfr.v9n2p90. fЭлектронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/ pubikation/3236389] 4_Th e_F o u rt h_l Revoluti on_Opportunitíes_and_Challenges.

3. Made in China 2025 [Электронный ресурс] URi: http://chinanew.tech/made_in_cliina_2025_news.

4. Highlightirig Manufacturing USA [Электронный ресурс] URL: https://www.manufacturing.gov/.

5. Japans Super Smart Society 5.0. [Электронный ресурс] URL: h ttps://s marte i ty hub.com/govern a nce-econonny/japan-smart-society/.

OJ O OJ

-0 0-LQ CC b-X

OJ

o

o :r

CD

СЛ

s

319

> <

UJ

S SÉ О ш

<

CI UJ

6. Holacracy [Электронный ресурс] URL: https:// www.hoiacracy.org/.

7. Госкомстат РФ. Занятость и безработица в Рос сийской Федерации в сентябре 2019 года (по итогам обследования рабочей силы) [Электронный ресурс] URL: https://gks.ru/bgd/free/804_03/ I s s WW W. exe/Stg/d04/205.htm.

8. Рудеi-iко Л.Г. формирование системы поддержки развития малого молодежного предпринимательства // Вестник университета. - 2019. - № $ -С. 107-114.

9. Тропникова В.В., Штейнгольц Б.И. Мировой опыт реализации конкурсного движения Woridskiiîs: сущность, формы, факторы : сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие" (Санкт 11етербург, Май 2019). - СПб. : ГНИИ "Hацразвитие" 2019, - 524 с, - С. 14-21.

10. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кун гурова И М., Слиз-кова Е.В, Со в ременные детерминанты развития soft skills // Концепт. - 2018, -№>-=1 (Апрель). - С. 198-208.

11. World Bank (2019) World Development Report 2019: The Changing Nature of Work Washington, DC World Bank, [Электронный ресурс] URL: https;/ /www.worldbank.org/en/puhlication/wd r2019).

12. Job Outlook 2019. National Association of Colleges and Employers (NACE). (2019) pp.48, [Электронный ресурс] URL:https://www.odu.edи/ content/dam/odu/offices/cmc/docs/nace/2019-nace job-outlook survey.pdf.

13. Vinokurova I.V., Makeeva A.V. (2018). Worldskills as a means of improving the quality of preparation of pedagogical staff. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] - 4(6). Available at: https:// mir nauki.com/PDF/17PDMN418.pdf (in Russian) [Электронный ресурс] URL: https://mirnauki.com/ PDF/17PDMN418.pdf.

14. Семенова Л.В., Ушанов Ю.В. Интеграция технологий Ворлдскиллс в образовательный процесс вуза//Наука и туризм: стратегии взаимодействия. Выпуск8,-2018.-С.40-47.

15. Гагарин А. В., Соловьева Н.В, Трансформация и преемственность дидактических идей в меняющейся социокультурной среде России // Образовательные тех нолог и и. - 2018. - № 4. - С. 9-20.

16. Коява Л. В., Разомасова Е. А, Формирование н а е ы ко в студе нческого предпринимательства для стимулирования развития бизнеса в регионе // Kant. - 2020. - №4 (37). - С, 138 - 143.

17. Тропникова В. В. Применение технологий гей-мификации в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования // Концепт. - 2021. ■ № 3 (март). - С. 86-96. [Электронный ресурс] URL: http://e--koncept.ru/2021/ 211016.htm.

18. Кояеа Л.В., Новгородов П.А., Смирнов С,А. Предпринимательский университет. Концепт// Journal of Modern Competition/2018.-Vol. 12.- No. 4(70} -5(71)-C. 93-105.

320

HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL APPROACH TO STUDYING THE PHENOMENON OF RUSSIAN PATRIOTISM Tufanov EvgenyVasilievich, DSc ofHistoricalsciences, Professor Kravchenko lima Nlkolaevna, PhD of Historical sciences, Associate Professor Department of Philosophy and History, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The purpose of the study is to reveal the primary origins of the populist and liberal review of Russian patriotism in the educational process of students. The article discusses how, based on archival reprint sources, one's own professional experience, it is possible to apply methodological techniques and experiments in pedagogical practice. The scientific novelty lies in the fact that an adapted methodology is proposed for the implementation of the process of patriotic education among multi-ethnic students. As a result, the diagnostics and levels of patriotic education of students in a multiethnic and confessional environment are revealed with the help of a historical and philosophical approach, understanding the significance of Russian patriotism on examples from history and philosophy emphasis is placed on the use of professional competencies in the process of teaching philosophy and history in higher school.

Keywords; philosophy; historical process; socio humanitarian knowledge; culture; state; patriotism; mentality; values; methodology; cognition; ideology; everyday life; ethnic groups.

DOI 10.24923/2222-243X.2021-40.60

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ФЕНОМЕНА РОССИЙСКОГО ПА ТРИОТИЗМА

Цель исследования - раскрыть первичные истоки начетнического и либе рального обзора российского патриотизма в учебно-образовательном процессе обучающихся студентов. В статье рассматриваются как на основе архивных репринтных источников, собственного профессионального опыта, возможно применение в педагогической практике методических приемов и экспериментов. Научная новизна заключается в том, что предлагается адаптированная методика для реализации процесса патриотического воспитания в среде полиэтнической студенческой молодежи. В результате выявлены диагностика и уровни патриотического воспитания студенческой молодежи в по лиэтноконфессиональной среде при помощи историко-философского подхода, осмысления значимости российского патриотизма на примерах из истории

УДК 37:101.1 ВАК РФ 13.00.08

©ТуфановЕВ.,2021 О Кравченко ИМ, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.