Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габидуллина Э.В., Халфин А.С., Хисамутдинова А.Ф.

Цифровая трансформация, происходящая во всем мире, оказывает влияние не только на развитие общества и экономики, но и, в особенности, на образовательные процессы. В связи с этим формирование и интеграция цифровых знаний, навыков и умений является необходимым элементом профессиональной подготовки будущих специалистов. В туризме, как одной из наиболее информационно развитых сфер экономики, цифровая трансформация является обязательным требованием для достижения высокой конкурентоспособности. По мере развития цифровизации в сфере туризма меняются не только процессы управления, но и также потребности туристов. Поэтому сегодня отрасли необходимы специалисты, способные удовлетворить потребности туристического рынка для достижения цифрового преимущества. Можно сказать, что образование в области туризма сегодня определяет направление развития отрасли, а выпускники вузов, владеющие востребованными цифровыми компетенциями, становятся стратегическим активом турпредприятий. В данной статье рассматривается стратегическая проблема современного образования - формирование цифровых компетенций у студентов вузов, осуществляющих профессиональную подготовку кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Изучены предпосылки необходимости формирования цифровых компетенций у будущих работников туристской индустрии, проанализирован вопрос об использовании цифровых технологий в системе образования, определены востребованные цифровые компетенции для индустрии туризма. Определены ключевые навыки цифровой грамотности, которые необходимо развивать студентам для того, чтобы лучше понимать меняющуюся, ориентированную на цифровые технологии среду туристской индустрии. В рамках федеральной программы «Приоритет 2030» одним из приоритетных направлений деятельности вуза определена цифровая трансформация, предусматривающая разработку и внедрение новых образовательных программ, цифровых технологий и платформ для эффективного управления образовательным процессом. В результате разработаны рекомендации по формированию цифровых компетенций у студентов с использованием новых образовательных технологий и предложена модель обучения, учитывающая необходимость навыков и знаний цифровизации у будущих работников индустрии туризма и гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETENCIES OF FUTURE TOURISM SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

He digital transformation taking place all over the world has an impact not only on the development of society and the economy, but also, in particular, on educational processes. In this regard, the formation and integration of digital knowledge, skills and abilities is a necessary element of the professional training of future specialists.In tourism, as one of the most informationally developed areas of the economy, digital transformation is a prerequisite for achieving high competitiveness. With the development of digitalization in the tourism sector, not only management processes are changing, but also the needs of tourists. Therefore, today the industry needs specialists who are able to meet the needs of the tourism market in order to achieve a digital advantage. It can be said that education in the field of tourism today determines the direction of development of the industry, and university graduates who possess in-demand digital competencies become a strategic asset of travel enterprises.This article discusses the strategic problem of modern education - the formation of digital competencies among university students engaged in professional training for the tourism industry. The prerequisites of the need for the formation of digital competencies among future employees of the tourism industry have been studied, the issue of the use of digital technologies in the education system has been analyzed, and the digital competencies in demand for the tourism industry have been identified. The key digital literacy skills that students need to develop in order to better understand the changing, digitally oriented environment of the tourism industry are identified.Within the framework of the federal program "Priority 2030", digital transformation has been identified as one of the priorities of the university, providing for the development and implementation of new educational programs, digital technologies and platforms for effective management of the educational process. As a result, recommendations have been developed for the formation of digital competencies among students using new educational technologies and a training model has been proposed that takes into account the need for digitalization skills and knowledge among future employees of the tourism and hospitality industry

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Regional development

Габидуллина Э.В. Gabidullina E.V.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Халфин А.С. Khalfin A.S.

кандидат исторических наук, доцент кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Хисамутдинова А.Ф.

Khisamutdinova Л.Е

старший преподаватель кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис»

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 378.016:004.9:338.48 DOI: 10.17122/2541-8904-2022-4-42-162-167

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цифровая трансформация, происходящая во всем мире, оказывает влияние не только на развитие общества и экономики, но и, в особенности, на образовательные процессы. В связи с этим формирование и интеграция цифровых знаний, навыков и умений является необходимым элементом профессиональной подготовки будущих специалистов.

В туризме, как одной из наиболее информационно развитых сфер экономики, цифровая трансформация является обязательным требованием для достижения высокой конкурентоспособности. По мере развития цифровизации в сфере туризма меняются не только процессы управления, но и также потребности туристов. Поэтому сегодня отрасли необходимы специалисты, способные удовлетворить потребности туристического рынка для достижения цифрового преимущества. Можно сказать, что образование в области туризма сегодня определяет направление развития отрасли, а выпускники вузов, владеющие востребованными цифровыми компетенциями, становятся стратегическим активом турпредприятий.

В данной статье рассматривается стратегическая проблема современного образования -формирование цифровых компетенций у студентов вузов, осуществляющих профессиональную подготовку кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Изучены предпосылки необходимости формирования цифровых компетенций у будущих работников туристской индустрии, проанализирован вопрос об использовании цифровых технологий в системе образования, определены востребованные цифровые компетенции для индустрии туризма. Определены ключевые навыки цифровой грамотности, которые необходимо развивать студентам для того, чтобы лучше понимать меняющуюся, ориентированную на цифровые технологии среду туристской индустрии.

В рамках федеральной программы «Приоритет 2030» одним из приоритетных направлений деятельности вуза определена цифровая трансформация, предусматривающая разработку и внедрение новых образовательных программ, цифровых технологий и платформ для эффективного управления образовательным процессом. В результате разработаны рекомен-

Региональное развитие

дации по формированию цифровых компетенций у студентов с использованием новых образовательных технологий и предложена модель обучения, учитывающая необходимость навыков и знаний цифровизации у будущих работников индустрии туризма и гостеприимства.

Ключевые слова: туризм, цифровые компетенции, цифровая экономика, профессиональное образование.

FORMATION OF COMPETENCIES OF FUTURE TOURISM SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The digital transformation taking place all over the world has an impact not only on the development of society and the economy, but also, in particular, on educational processes. In this regard, the formation and integration of digital knowledge, skills and abilities is a necessary element of the professional training of future specialists.

In tourism, as one of the most informationally developed areas of the economy, digital transformation is a prerequisite for achieving high competitiveness. With the development of digitalization in the tourism sector, not only management processes are changing, but also the needs of tourists. Therefore, today the industry needs specialists who are able to meet the needs of the tourism market in order to achieve a digital advantage. It can be said that education in the field of tourism today determines the direction of development of the industry, and university graduates who possess in-demand digital competencies become a strategic asset of travel enterprises.

This article discusses the strategic problem of modern education - the formation of digital competencies among university students engaged in professional training for the tourism industry. The prerequisites of the need for the formation of digital competencies among future employees of the tourism industry have been studied, the issue of the use of digital technologies in the education system has been analyzed, and the digital competencies in demand for the tourism industry have been identified. The key digital literacy skills that students need to develop in order to better understand the changing, digitally oriented environment of the tourism industry are identified.

Within the framework of the federal program "Priority 2030", digital transformation has been identified as one of the priorities of the university, providing for the development and implementation of new educational programs, digital technologies and platforms for effective management of the educational process. As a result, recommendations have been developed for the formation of digital competencies among students using new educational technologies and a training model has been proposed that takes into account the need for digitalization skills and knowledge among future employees of the tourism and hospitality industry.

Key words: tourism, digital competencies, digital economy, vocational training.

Компетенции цифровизации в сознании современного общества обычно ассоциируются с такими направлениями подготовки, как прикладная информатика, экономика, менеджмент и т.д. Совершенно очевидно, что в современных условиях цифровизация - это тренд в образовании и вектор его развития на ближайшие годы.

Современные тенденции, несомненно, повлияли и на необходимость пересмотра системы образования в индустрии туризма и гостеприимства. Очевидно, что сегодня в индустрию туризма и гостеприимства вовлечены напрямую или косвенно разные фор-

маты организаций и предприятий (учреждения культуры и отдыха, торговые точки, гостиницы и отели, кафе, рестораны и т.д.), которым необходимо постоянно взаимодействовать. Это вызывает необходимость рассматривать индустрию туризма и гостеприимства как одну из самых динамично развивающихся в сфере цифровизации. Поэтому применение цифровых технологий в организации и управлении предприятием индустрии туризма и гостеприимства требует информационно-коммуникационных знаний. Кроме того, специфические особенности предприятий туристского бизнеса сегодня предпола-

Regional development

гают непосредственное внедрение цифровых технологий, позволяющих дистанционно взаимодействовать с потребителями и контрагентами.

Специальное программное обеспечение (автоматизированные системы управления предприятием; системы управления продажами в глобальных системах бронирования; системы взаимодействия с потребителями и др.) позволяет турпредприятиям более эффективно вести свой бизнес. Все эти программы необходимо создавать, адаптировать, поддерживать, что влечет необходимость пересмотра традиционной системы образования специалистов в сфере индустрии туризма и гостеприимства.

Цифровая трансформация, по определению Института статистики ЮНЕСКО (The UNESCO Institute for Statistics), «представляет собой процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых образовательных продуктов» [1].

С 2006 года цифровая компетенция считается в ЕС одной из восьми ключевых компетенций для обучения в течение всей жизни. Европейский центр развития профессиональной подготовки (CEDEFOP) дает следующее определение компетенции: «Способность использовать знания, умения, личные, социальные и (или) методологические способности в ситуациях работы или учёбы, а также в профессиональном и личностном развитии» [2].

По определению Европейского фонда образования, «Цифровая компетенция (цифровая грамотность), включает в себя ряд базовых цифровых навыков: способность использовать информационно-коммуникационные технологии для поиска, хранения и обмена информацией, онлайн-коммуника-цию и взаимодействие, создание цифрового контента, безопасность и решение проблем»

[3].

Однако цифровая компетентность выходит за рамки технического подтекста, она объединяет цифровые знания, навыки и спо-

собности в области технологий с когнитивными процессами более высокого порядка, способствующими непрерывному обучению. На самом деле использование преимуществ цифровых технологий важно для развития критического отношения и когнитивного поведения, а не только ради самой возможности использовать новейшие технологии.

Более точным определением цифровой компетентности, на наш взгляд, является следующее определение, предложенное Кальвани, Фини и Раньери: «Цифровая компетенция заключается в способности исследовать, анализировать, выбирать и критически оценивать данные и информацию, использовать технологический потенциал для представления и решения проблем и создания общих и совместных знаний при одновременном повышении осведомленности, личной ответственности и уважения взаимных прав/обязанностей» [4].

В России вопрос цифровых компетенций также рассматривается в более широком контексте. Так, разработанная при участии Сбербанка «Целевая модель компетенций 2025» предполагает три основных направления: когнитивные навыки, социально-поведенческие навыки и цифровые навыки [5].

Одним из ключевых направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является образование, которое становится доминирующим элементом системы образование - наука - производство. Именно образование обеспечивает формирование моделей компетенций, отвечающих современным требованиям цифровой экономики, тем самым способствуя развитию человеческого капитала. В связи с этим поставлена стратегическая задача кардинально изменить образовательные программы для формирования необходимых компетенций [6].

В 2021 году Уфимский государственный нефтяной технический университет вошел в федеральную программу «Приоритет 2030», целью которой является выработка и распространение лучших практик научно-исследовательской и образовательной деятельности, которые позволят сформировать у выпускни-

ков университетов навыки и умения, необходимые в условиях стремительного научно-технологического прогресса [7]. В рамках научно-исследовательского проекта «Туристско-информационная экосистема пользовательских сервисов <^а1», реализуемого кафедрой «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» Института креативных индустрий и экосистем бизнеса в стратегическом проекте «Новая среда жизни» программы стратегического развития ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» приоритетным направлением образовательной деятельности кафедры является цифровая трансформация, предусматривающая разработку и внедрение новых образовательных программ, цифровых технологий и платформ для эффективного управления образовательным процессом [8].

В рамках реализации данной программы кафедрой «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» УГНТУ осуществляется разработка новых образовательных программ, направленных на формирование цифровых компетенций, а также проектов, предусматривающих практическое применение данных навыков в рамках учебного процесса.

Анализ реализуемых в настоящее время образовательных программ по направлениям подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» показал, что их содержание, несмотря на объективные потребности развивающейся цифровой экономики, не всегда отвечает необходимым по части цифровизации требованиям предприятий индустрии туризма и гостеприимства [9].

Для объективной оценки ситуации был проведен ряд исследований:

- организация деятельности по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства (174 российских университета);

- организация деятельности по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства зарубежных университетов;

- анкетирование подписчиков социальных сетей на предмет интереса к вопросам циф-ровизации отрасли туризма (694 респондентов);

Региональное развитие

- опросы представителей профессионального сообщества, в том числе руководителей предприятий индустрии туризма и гостеприимства.

Результаты анализа позволили сделать однозначный вывод о целесообразности актуализации, а также разработки новых профилей основных образовательных программ, реализуемых кафедрой «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» УГНТУ

С учетом вышесказанного, для направлений подготовки 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело» разработаны принципиально новые основные образовательные программы, где акцент сделан на такие модули, как проектное обучение и развитие навыков цифровых компетенций: «Цифровые технологии в туризме» и «Цифровые технологии в индустрии гостеприимства». Одной из основных целей данных образовательных программ является формирование у выпускников практических навыков применения цифровых технологий в реальной деятельности предприятий туриндустрии [10].

Универсальные компетенции формируются за счет блока обязательных дисциплин, а также за счет дисциплин и модулей, формирующих hard skills и soft skills. Для освоения цифровых компетенций здесь предусмотрен модуль «Информационные технологии и анализ данных (наука о данных)». В блоке дисциплин, формирующих общепрофессиональные компетенции для освоения цифровых компетенций, определена дисциплина «Анализ данных».

Далее для знакомства со спецификой сферы услуг, на которую в первую очередь ориентированы направления подготовки кафедры, разработаны два модуля, для которых сформулирована универсальная, общая для всех профессиональная компетенция (ПК-1: «Способность генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики в сфере профессиональных интересов»), полностью направленная на формирование цифровых компетенций:

- общепрофессиональный модуль «Современные тренды креативных инду-стрий»;

Regional development

- общепрофессиональный модуль «Формирование экосистем бизнеса».

Преподавательский состав, участвующий в реализации дисциплин данных модулей, проходит конкурсный отбор, где одним из основных критериев являются цифровые компетенции преподавателей.

С целью освоения навыков цифровой проектной деятельности реализуются модули «Проектные мастерские» на 1-м и 2-м курсах, для освоения цифровых компетенций на 3-м и 4-м курсах одним из направлений проектной деятельности студентов определен «Цифровой трек». При этом проекты формируются под проблемные задачи работодателя, ИЭС и УГНТУ.

Еще один модуль «Траектории осознанного обучения», где обучающимся будут показаны все возможные векторы их дальнейшего обучения, также направлен на развитие цифровых компетенций. В первую очередь, это профессиональный семинар «Игрофикация как инструмент осознанного построения индивидуальной траектории обучения». На данном интенсиве студентам предлагается осознанно выбрать один из восьми предлагаемых треков обучения -«Цифровизация», «Зеленые технологии», «Экономика и управление», «Медиа-дизайн», «Правовое обеспечение бизнеса», «Развитие мышления», «Лидерство и коммуникации», «Туризм и гостеприимство».

Трек обучения «Цифровизация» ООП, формирующий цифровые компетенции, включает следующие элементы:

- факультативы - проектная работа по модулям «Информационные технологии и анализ данных (наука о данных)», «Цифровой маркетинг и социальные сети»;

- элективы: суперкомпьютеры и параллельная обработка данных, тревел-блоггинг (журналистика путешествий, академия молодежного туризма и др.);

- майнор «Проектирование и управление разработкой smart-сервисов и мобильных приложений в креативных индустриях».

На старших курсах студенты с учетом имеющихся знаний, навыков и умений уже приступают к изучению таких профессиональных дисциплин, как «Программное обеспечение на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства», «Управление цифровизацией туризма», «Управление циф-ровизацией гостиничной деятельностью», «Управление цифровизацией на объектах общественного питания».

Таким образом, разработанные образовательные программы и проекты по подготовке специалистов для сферы туризма и гостеприимства предполагают повышенный уровень формирования цифровых компетенций -управление проектами, системное инженерное мышление, межпрофессиональное взаимодействие, искусственный интеллект, обеспечение информационной безопасности, навыки программирования и др.

Список литературы

1. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator [Электронный ресурс] // United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018. - URL: https://uis.unesco.org/sites/default/files/ documents/ip51-global-framework-reference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (дата обращения 01.09.2022).

2. Terminology of European education and training policy. [Электронный ресурс] // CEDEFOP. URL: https://www.cedefop.europa.

eu/en/publications/4117 (дата обращения 01.09.2022).

3. Брольпитто А. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн обучение [Электронный ресурс] // Европейский фонд образования, 2019. URL: https://www.etf. europa.eu/ sites/default/files/2019-08/dsc_and_ dol_ru_0.pdf (дата обращения 01.09.2022).

4. Calvani, A., Fini, A., & Ranieri, M. Assessing digital competence in secondary education. Issues, models and instruments. In M. Leaning (Ed.), Issues in information and media literacy: Education, practice and pedagogy -

Santa Rosa, CA: Informing Science Press, 2009. - P. 153-172.

5. Digital Russia «Россия 2025: от кадров к талантам», 2017. [Электронный ресурс] // URL: https://d-russia.ru/wp-content/ uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения 01.09.2022).

6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://static.government.ru/ media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4b vR7M0.pdf (дата обращения 01.09.2022).

7. Приоритет 2030 [Электронный ресурс] // URL: https://priority2030.ru (дата обращения 01.09.2022).

8. Политика в области цифровой трансформации УГНТУ [Электронный ресурс] // URL: https://rusoil.net/ru/page/politika-v-oblasti-cifrovoy-transformacii (дата обращения 01.09.2022).

9. Маркелова Е.С., Абдрахманова З.Р. Анализ данных по университетам, осуществляющих подготовку кадров для индустрии туризма // Наука сегодня: теория и практика: Сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции. - Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2020. - С. 119-122.

10. Маркелова Е.С., Хайретдинова О.А. Цифровизация экскурсионных услуг: об актуальности разработки мобильных гидов // Сервису и туризму - инновационное развитие: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2022. - С. 142-145. - EDN KYSMZS.

References

1. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator [Electronic Resource] // United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018. - URL: https://uis.unesco. org/sites/default/files/documents/ip51-global-framework-reference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (date of application 01.09.2022).

2. Terminology of European education and training policy. [Electronic Resource] // CEDEFOP. - URL: https://www.cedefop.

Региональное развитие

europa.eu/en/publications/4117 (date of application 01.09.2022).

3. Brolpitto A. Digital skills and competence, digital and online learning [Electronic Resource] // European Foundation for Education, 2019. URL: https://www. etf.europa. eu/sites/default/ files/2019-08/dsc_and_dol_ru_0.pdf (date of application 01.09.2022).

4. Calvani, A., Fini, A., & Ranieri, M. Assessing digital competence in secondary education. Issues, models and instruments. In M. Leaning (Ed.), Issues in information and media literacy: Education, practice and pedagogy. -Santa Rosa, CA: Informing Science Press, 2009. - P. 153-172.

5. Digital Russia «Russia 2025: from cadres to talents», 2017. [Electronic Resource] // URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/ Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (date of application 01.09.2022).

6. Program «Digital Economy of the Russian Federation». [Electronic Resource] // URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4F Hj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (date of application 01.09.2022).

7. Priority 2030 [Electronic Resource] // URL: https://priority2030.ru (date of application 01.09.2022).

8. Policy in the field of digital transformation of USPTU [Electronic Resource] // URL: https:// rusoil.net/ru/page/politika-v-oblasti-cifrovoy-transformacii (date of application 01.09.2022).

9. Markelova E.S., Abdrakhmanova Z.R. Analysis of data on universities that train personnel for the tourism industry // Science today: theory and practice: Collection of scientific articles of the VIII International Scientific and Practical Conference. - Ufa: Ufa State Petroleum Technical University, 2020. - P. 119-122.

10. Markelova E.S. Khayretdinova O.A. Digitalization of excursion services: on the relevance of the development of mobile guides // Service and tourism - innovative development: Materials of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference. - St. Petersburg: Leningrad State University named after A.S. Pushkin, 2022. - P. 142-145. - EDN KYSMZS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.