Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрахманова З.Р.

В статье представлен обзор новых требований законодательно-нормативной базы РФ к профессиональной подготовке персонала индустрии гостеприимства, связанных с развитием и изменением цифровой среды, использованием информационных технологий нового поколения и необходимостью повышения квалификации работающих специалистов предприятий. Проведен анализ последствий пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, повлекших необходимость внедрения ряда стратегических изменений сферы туризма и гостеприимства для увеличения производительности труда и использования технологий и инструментов электронной коммерции и искусственного интеллекта. Цифровая экономика ставит первоочередной задачу преодоления цифрового разрыва в организации деятельности предприятия и предоставления гостиничных услуг. Удовлетворение новых потребительских предпочтений должно привести к повышению конкурентоспособности предприятий. А это, в свою очередь, определяет необходимость развития цифровых компетенций сотрудников. В статье исследуются понятия «профессиональная компетентность», причины внедрения и основные этапы становления компетентностного подхода и классификация цифровых компетенций по направлениям и уровням развития. На основании данных исследований определены цифровые компетенции, навыки и технологии, необходимые для эффективной работы гостиничного сектора. Определена одна из основных проблем отельного бизнеса - для соответствия современным требованиям рынка туристической отрасли имеющихся знаний и компетенций работающих сотрудников гостиниц и средств размещения недостаточно и нет необходимого времени на подготовку и воспитание нового поколения. В связи с этим растет спрос на программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала. Для преодоления проблемы качества профессиональной подготовки кадров необходим новый комплексный подход, предполагающий новую взаимовыгодную модель сотрудничества профильных образовательных организаций и предприятий-работодателей сферы туризма и гостеприимства. Совместные действия в подготовке и переподготовке кадров с учетом стратегических целей предприятий в рамках предлагаемой партнерской деятельности поможет устранить разрыв между теорией и практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдрахманова З.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCES FOR HOSPITALITY INDUSTRY PERSONNEL

He article provides an overview of the new requirements of the Russian Federation’s legislative and regulatory framework for the professional training of personnel of the hospitality industry, connected with the development and change of the digital environment, The use of new information technologies and the need to improve the skills of working enterprise specialists. Analysis of the consequences of pandemic of new coronary virus infection COVID-19, which necessitated a number of strategic changes in tourism and hospitality to increase productivity and the use of e-commerce and artificial intelligence technologies and tools. The digital economy has made it a priority tobridge the digital divide in business and hotel services. Satisfying new consumer preferences should lead to more competitive enterprises. This, in turn, makes it necessary to develop the digital competence of staff. The article explores the concepts of «professional competence», the reasons for the introduction and the main stages of the development of the competency approach and the classification of digital competences by development directions and levels. The research has identified the digital competencies, skills and technologies necessary for an efficient hotel sector. One of the main problems of the hotel business has been identified: in order to meet the current requirements of the tourism market, the knowledge and skills of working hotel staff and facilities are insufficient and there is no time to prepare and raise a new one generations. Consequently, there is a growing demand for staff retraining and development programmes. In order to overcome the problem of the quality of professional training, a new integrated approach is needed, involving a new mutually beneficial model of cooperation between specialized educational organizations and employers in the field of tourism and hospitality. Joint action in training and retraining, taking into account the strategic objectives of enterprises, within the framework of the proposed partnership activities, will help to bridge the gap between theory and practice

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА»

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Абдрахманова З.Р. Abdrakhmanova

доцент кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 005.963:004:338.48

DOI: 10.17122/2541-8904-2022-1-39-45-52

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

В статье представлен обзор новых требований законодательно-нормативной базы РФ к профессиональной подготовке персонала индустрии гостеприимства, связанных с развитием и изменением цифровой среды, использованием информационных технологий нового поколения и необходимостью повышения квалификации работающих специалистов предприятий. Проведен анализ последствий пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, повлекших необходимость внедрения ряда стратегических изменений сферы туризма и гостеприимства для увеличения производительности труда и использования технологий и инструментов электронной коммерции и искусственного интеллекта. Цифровая экономика ставит первоочередной задачу преодоления цифрового разрыва в организации деятельности предприятия и предоставления гостиничных услуг. Удовлетворение новых потребительских предпочтений должно привести к повышению конкурентоспособности предприятий. А это, в свою очередь, определяет необходимость развития цифровых компетенций сотрудников. В статье исследуются понятия «профессиональная компетентность», причины внедрения и основные этапы становления компетентностного подхода и классификация цифровых компетенций по направлениям и уровням развития. На основании данных исследований определены цифровые компетенции, навыки и технологии, необходимые для эффективной работы гостиничного сектора. Определена одна из основных проблем отельного бизнеса - для соответствия современным требованиям рынка туристической отрасли имеющихся знаний и компетенций работающих сотрудников гостиниц и средств размещения недостаточно и нет необходимого времени на подготовку и воспитание нового поколения. В связи с этим растет спрос на программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала. Для преодоления проблемы качества профессиональной подготовки кадров необходим новый комплексный подход, предполагающий новую взаимовыгодную модель сотрудничества профильных образовательных организаций и предприятий-работодателей сферы туризма и гостеприимства. Совместные действия в подготовке и переподготовке кадров с учетом стратегических целей предприятий в рамках предлагаемой партнерской деятельности поможет устранить разрыв между теорией и практикой.

Ключевые слова: компетентностный подход, цифровые компетенции, подготовка кадров, гостиничный бизнес, дополнительное профессиональное образование.

The article provides an overview of the new requirements of the Russian Federation's legislative and regulatory framework for the professional training of personnel of the hospitality industry, connected with the development and change of the digital environment, The use of new information technologies and the need to improve the skills of working enterprise specialists. Analysis of the consequences of pandemic of new coronary virus infection COVID-19, which necessitated a number of strategic changes in tourism and hospitality to increase productivity and the use of e-commerce and artificial intelligence technologies and tools. The digital economy has made it a priority to

DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCES FOR HOSPITALITY INDUSTRY PERSONNEL

EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY

bridge the digital divide in business and hotel services. Satisfying new consumer preferences should lead to more competitive enterprises. This, in turn, makes it necessary to develop the digital competence of staff. The article explores the concepts of «professional competence», the reasons for the introduction and the main stages of the development of the competency approach and the classification of digital competences by development directions and levels. The research has identified the digital competencies, skills and technologies necessary for an efficient hotel sector. One of the main problems of the hotel business has been identified: in order to meet the current requirements of the tourism market, the knowledge and skills of working hotel staff and facilities are insufficient and there is no time to prepare and raise a new one generations. Consequently, there is a growing demand for staff retraining and development programmes. In order to overcome the problem of the quality of professional training, a new integrated approach is needed, involving a new mutually beneficial model of cooperation between specialized educational organizations and employers in the field of tourism and hospitality. Joint action in training and retraining, taking into account the strategic objectives of enterprises, within the framework of the proposed partnership activities, will help to bridge the gap between theory and practice.

Key words: competence approach, digital competence, staff training, hotel business, additional vocational education.

В условиях современного социального, культурного и экономического развития общества вырабатываются новые требования к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала индустрии гостеприимства.

Изменения цифровой среды индустрии ставят первоочередной задачей развитие цифровых компетенций сотрудников, что, в свою очередь, должно привести к повышению конкурентоспособности предприятий и снизить финансовые и временные издержки.

Данные требования находят своё отражение в законодательно-нормативной базе РФ. Об использовании информационных технологий для обеспечения работоспособности предприятия говорится в профессиональном стандарте «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» [1]. «Положение о классификации гостиниц» определяет ряд критериев оценки квалификации персонала, одним из которых является умение использования компьютерных систем в работе различных служб гостиниц [2]. Раздел «Квалификационные характеристики работников, осуществляющих гостиничную деятельность» единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих содержит трудовые функции и требования к знаниям, связанные с использованием информационных технологий [3]. О необходимости обучения

работающих специалистов компетенциям и технологиям, востребованным в условиях цифровой экономики, упоминается в федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» в рамках программы «Цифровая экономика РФ» [4].

Последствия пандемии COVID-19 отразились на сфере гостиничного бизнеса. Чтобы избежать дальнейшего падения туристической отрасли, необходимо увеличить производительность труда, а это невозможно без скачка в технологическом развитии. Многие потребители открыли для себя удобство электронной коммерции. Согласно опросам McKinsey Consumer Pulse, проведенным по всему миру, примерно три четверти людей, которые впервые воспользовались онлайн-каналами продаж во время пандемии, говорят, что они будут продолжать использовать их, когда все вернется в нормальное русло [5]. Туристы, которые хотят безопасно путешествовать, выбирают онлайн-возможности для организации своего путешествия. Когда туристу нужно будет зарегистрироваться, он будет рад обнаружить, что личная регистрация была заменена быстрым цифровым процессом, который даже позволяет выбрать приветственный коктейль [6]. Туристический рынок одним из первых почувствовал тенденцию к снижению числа посредников между туристом и интересующей его услугой. Ведущие компа-

нии розничной торговли, электронной коммерции и онлайн-путешествий используют все возможности для улучшения жизни клиента, отдавая приоритет прямым каналам и совершенствуя цифровую тактику, выполняемую специализированной межфункциональной командой мерчандайзеров [7].

Индустрия туризма и гостеприимства для преодоления цифрового разрыва и удовлетворения новых потребительских предпочтений туристов должна обеспечить цифровую трансформацию бизнеса. Уже давно происходят глубокие изменения в методах изучения и приобретения клиентами туристических продуктов и услуг в цифровом формате. Еще в 2019 году 40 % американских путешественников использовали свои смартфоны для бронирования поездок. Кроме того, на 90 % путешественников оказывают влияние онлайн-отзывы [8]. Развиваются современные технологии искусственного интеллекта, автоматизируются всё больше процессов и операций, таких как бронирование, регистрация, расчетные операции. Часть функций будет выполняться с помощью приложений и систем, для их обслуживания и эффективной работы потребуются сотрудники, имеющие определенные цифровые компетенции.

Необходимость введения новых образовательных конструктов (компетентность, компетенция и ключевые квалификации) в профессиональное образование еще в середине 80-х гг. ХХ в. научно обосновал ряд европейских ученых (Д. Мертенс, Б. Оскарсон, А. Шелтон, Р. Бадер и др.) [9].

Зимняя И.А., исследуя становление СВЕ-подхода (competence-based education) в образовании, выделяет три этапа. На первом этапе (1960-1970 гг.) Д. Хаймс ввёл понятие «коммуникативная компетентность». В этот же период разграничиваются понятия «компетенция» и «компетентность».

Период 1970-1990 гг. определяется как второй этап, на котором исследуются понятия «социальные компетенции / компетентности». Дж. Равен предлагает разрабатывать программы обучения, выделяя компетенцию как конечный результат процесса образования. Н.В. Кузьмина рассматривает компе-

Экономикл и УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тентность как «свойство личности» и определяет составляющие элементы профессионально-педагогической компетентности [10].

Третий этап характеризуется определением глобальных компетенций Жака Делора, обязательных в качестве результата обучения, что подтверждается материалами заседания международной комиссии по образованию ЮНЕСКО.

Следует заметить, что именно отечественные исследователи (Л.М. Митина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская и др.) на данном этапе внесли большой вклад [9] в изучение темы.

Вопросам определения профессиональных компетенций, их сущности и структуры посвящены исследования В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, Н.А. Гришановой, А.А. Деркача и др.

Зеер Э.Ф. в своих исследованиях в трактовке понятия «компетенция» делает акцент на интегративную целостность знаний, умений и навыков, которые должны обеспечить профессиональную деятельность [11].

В рамках новой парадигмы результата образования И.А. Зимняя, исследуя процесс формирования ключевых компетенций, определила причины внедрения компетентност-ного подхода в российское образование:

1. Тенденция интеграции и глобализации мировой экономики.

2. Необходимость систематизации и настройки европейской системы высшего образования.

3. Смена образовательной парадигмы.

4. Предписания государства.

5. Разнообразие содержания термина «компетентностный подход» [12].

Пути повышения профессиональной компетентности и профессионализма специалистов описаны в работах А.К. Марковой [13] и Ю Г. Татура [14].

О.В. Шпырня в своих исследованиях поднимает вопрос о необходимости формирования профессиональных компетенций в области информационных технологий специалистов туристической индустрии и рассматривает педагогические условия в процессе разработки и реализации специализирован-

ECONOMIC SCIENCE_

EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY

ных программ повышения квалификации

[15].

А.А. Гаврилина выделяет четыре основные сферы цифрового пространства:

- создание, развитие, взаимодействие как область коммуникации;

- поиск, отбор и оценка как информационная область;

- безопасное владение техникой как техническая область;

- использование глобальной сети как потребительская область [16].

Европейская система цифровой компетенции для граждан, также известная как DigComp в докладе Объединённого исследовательского центра, научно-исследовательской службы Европейской комиссии, посвященном науке и знаниям, предлагает классификацию цифровых компетенций по направлениям и уровням развития [17]. Выделяются следующие направления:

1. Информация и грамотность работы с данными (Information and data literacy).

2. Коммуникация и сотрудничество (Communication and collaboration).

3. Создание цифрового контента (Digital content creation).

4. Безопасность (Safety).

5. Разрешение проблем (Problem solving).

В зависимости от сложности задач, возможности самостоятельного выполнения функций и степени познавательной деятельности каждое направление имеет 8 уровней квалификации.

Первый и второй уровни квалификации соответствуют базовому уровню сложности задач (Foundation) и предполагают выполнение простых задач под руководством и самостоятельно при минимально необходимом руководстве. Средний уровень (Intermediate) делится на третий (самостоятельное исполнение определённых и повседневных задач и решение простых проблем) и четвёртый (самостоятельное решение чётко определённых и нестандартных проблем в рамках своих потребностей) уровни квалификации. Расширенный уровень (Advanced) на пятом уровне квалификации предполагает руководство другими сотрудниками при решении

различных задач, а на шестом - способность помочь адаптироваться другим лицам при решении проблем в рамках своих функциональных обязанностей.

Высокоспециализированный уровень квалификации (Highly specialised; седьмой) позволяет решать сложные проблемы в условиях определенных ограничений и на восьмом уже разрабатывать инструменты для решения сложных проблем со многими взаимодействующими факторами.

Так, например, сотрудник на 2-м уровне квалификации способен запоминать и выполнять простую задачу с помощью кого-то, обладающего цифровыми знаниями, только тогда, когда он в этом нуждается. Сотрудник на 5-м уровне квалификации может применять знания, выполнять различные задачи и решать проблемы, а также помогает другим в этом.

Цифровыми компетенциями являются комплексы компетенций, необходимых для выполнения ряда операций цифровыми продуктами и инструментами в цифровой среде. Среди них можно выделить сбор необходимых данных и их обработку, анализ полученной информации, автоматизацию процессов с помощью компьютерных технологий. Цифровая компетенция является одной из ключевых и относится к умению использования цифровых технологий для работы, отдыха и общения.

Цифровые навыки - это устоявшиеся и доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях использования цифровых инструментов и устройств, программных продуктов и сетей для доступа к информации и управления ею. Для передачи цифрового контента и решения проблем также необходимы цифровые навыки. Современные реалии подтверждают, что для эффективной реализации личности в творчестве, обучении и социальной деятельности также необходимы цифровые навыки.

Цифровые технологии уже меняют способ функционирования бизнеса в разных областях, от проектирования и продаж - до человеческих ресурсов, были автоматизированы различные процессы, люди заменены искус-

ственным интеллектом и машинным обучением. Это создало потребность в специалистах со специализированными навыками и опытом.

Для отельного бизнеса актуальны такие цифровые компетенции, как работа с базами данных, системами бронирования, компьютерами и мобильными устройствами, туристическими сайтами и социальными сетями, а также знание основ цифровой безопасности. В ближайшее время сотрудникам гостиниц потребуется использовать технологии дополненной и виртуальной реальности, чат-боты на веб-сайтах, системы распознавания лиц для регистрации и отпирания дверей номера, голосовое управление освещением и температурой в номерах и т.д. А от руководства гостиниц потребуется умение вести бизнес в цифровом формате (управление финансами и доходами, маркетинг, реклама, гибкое ценообразование и т.д.).

Работа специалистов гостиничной индустрии связана с большим потоком информации, поступающим от потребителей гостиничных услуг, коллег, партнеров через различные каналы информации. Эффективный менеджер должен уметь не только грамотно и мобильно обрабатывать информацию с помощью современных технологий, но и принимать оптимальные пути решения поставленных задач, осуществлять обратную связь с адресатом, налаживать эффективную коммуникацию взаимодействия.

Одной из ключевых причин так называемого кадрового разрыва является не физическое отсутствие работников, а несоответствие их знаний и компетенций выполняемому виду деятельности [18]. В литературе выделяются различные организационные решения, в которых компаниям рекомендуется принять во внимание личностную культуру, талант, мастерство, а также лидерство сотрудников. Компаниям следует проанализировать необходимость создания условий для совместной работы с высшими учебными заведениями и обеспечить надлежащее укомплектование кадрами для организационных изменений. Сотрудники часто оцениваются с точки зрения зрелости, в рамках которой их

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

роль, опыт и способности подвергаются тщательному анализу.

На воспитание нового поколения работников с необходимыми навыками потребуется много времени, поэтому необходимо уделить внимание действующему персоналу. Благодаря новым тенденциям растет спрос на регулярное переобучение сотрудников, необходимость формирования креативности, навыков командной работы, понимания правил и норм. Что в свою очередь предполагает существенные изменения в системе дополнительного профессионального образования. Современное обучение эволюционировало из традиционной аудиторной подготовки для больших коллективов, и технологии помогают становиться персонализированными и экспериментальными.

В отельном бизнесе на сегодняшний день существует большой разрыв в подходе к управлению персоналом, в том числе и к обучению сотрудников, между небольшими частными гостиницами и сетевыми крупными отелями.

Многие крупные компании, неудовлетворенные уровнем образования своих сотрудников, повышают профессионализм за счет корпоративного обучения, вкладывая значительные ресурсы. На собственной базе разворачивают корпоративные университеты, занимаются поиском и разработками эффективных методик для обучения своих сотрудников, привлекают к обучению ведущих специалистов предприятия, часто не имеющих педагогического опыта. Обладать развитыми необходимыми компетенциями и обучать этим компетенциям - разные вещи. С другой же стороны, многие высшие учебные заведения открывают структурные подразделения, занимающиеся вопросами дополнительного профессионального образования. Для проведения занятий приглашают высокого уровня преподавателей и практикующих специалистов, но в процессе обучения не могут показать всей специфики работы на конкретном предприятии, так как группы слушателей обычно собирают в открытом формате из разных гостиниц и средств размещения. Также программы курсов рассчитаны на усреднен-

EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY

ного работника без учета индивидуальной подготовки и темпа освоения материала.

Для преодоления проблемы качества под- з готовки профессиональных кадров необхо- п димо по-новому подойти к организации вза- н имодействия между образовательными орга- ц низациями и предприятиями. Данная пар- к тнерская деятельность поможет устранить разрыв между теорией и практикой, как один п из основных недостатков традиционных ц форм и методов обучения. Организация совместной деятельности в области подго- к товки кадров возможна не только в статич- п ных элементах системы образования (классическое получение профессии), но и в дина- у мичных (краткосрочные курсы переподго- т товки, корпоративные обучающие с программы, тренинги).

Вывод

Совместные усилия предприятий и образовательной системы помогут найти решения проблемы дефицита высококвалифицированных кадров и развития цифровых компетенций. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

1. Соответствие стратегических целей предприятия целям образовательного процесса.

2. Перечень и требования к цифровым компетенциям закреплены в нормативно-правовых документах предприятия.

3. Программы обучения разработаны с учетом требований законодательно-нормативной базы Российской Федерации и согласованы с руководством предприятия.

Список литературы

1. Профессиональный стандарт «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» [Электронный ресурс] // Справочная система Профессиональные стандарты. URL: https://profstandart. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ index.php?ELEMENT_ID=50842 (дата обращения 12.09.2021).

2. Постановление Правительства РФ от 18.11.202 № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_368948/ (дата обращения 12.09.2021).

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 № 220н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_128025/ (дата обращения 12.09.2021).

4. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https:// digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf (дата обращения 12.09.2021).

5. Constantin M., Saxon S., Yu J. Reimagining the $9 trillion tourism economy -what will it take? [Электронный ресурс] // URL: https://www. mckinsey. com/industries/ travel-logistics-and-infrastructure/our-insights/ reimagining-the-9-trillion-tourism-economy-what-will-it-take (дата обращения: 23.05.2021).

6. Borko S., Geerts W., Wang H. The travel industry turned upside down: Insights, analysis, and actions for travel executives. [Электронный ресурс] // URL: https://www.mckinsey.com/ industries/travel-logistics-and-infrastructure/ our-insights/the-travel-industry-turned-upside-down-insights-analysis-and-actions-for-travel-executives (дата обращения: 23.05.2021).

7. Ismail M. H., Khater M., Zaki M. Digital Business Transformation and Strategy: What Do We Know So Far? [Электронный ресурс] // URL: https://cambridgeservicealliance.eng.cam. ac.uk/resources/Downloads/Monthly%20 Papers/2017NovPaper_Mariam.pdf (дата обращения: 23.05.2021).

В. Kumar K. 4 learning trends emerging in the digital economy age [Электронный ресурс] // URL: https://www.simplilearn.com/emerging-digital-learning-trends-article (дата обращения: 24.05.2021).

9. Зимняя ИА. Ключевые компетенции

- новая парадигма результата образования.

- M.: Эксперимент и инновации в школе. -2009. - № 2. - С. 7-14.

10. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - M.: Высшая школа, 1990. - 119 с.

11. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

12. Зимняя ИА. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. - M.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 3В с.

13. Mаркова A.K Психология профессионализма. - M.: Mеждународный гуманитарный фонд «Знание», 199б. - 30В с.

14. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. - M.: Высшее образование сегодня. -2004. - № 3. - С. 21-2б.

15. Шпырня О.В. Формирование профессиональной компетентности в области информационных технологий в процессе повышения квалификации специалистов туристической индустрии: Дис. ... канд. пед. наук. - Mайкоп, 2007. - 1б7 с.

16. Гаврилина A.A. Aнализ понятий «цифровая среда», «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция» в образовательном процессе // Цифровые технологии на службе педагогики и психологии: Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Mосковской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2021. -С. 45-48.

17. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. The Digital Competence Framework for Citizens, Brussels Belgium: Joint Research Centre, 2021.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

1В. Теоретические аспекты подготовки специалистов в изменяющихся условиях: Коллективная монография / В.Г. Иванов [и др.]. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. M. Aкмуллы, 2017. - 1б9 с.

References

1. Professional Standard «Manager/Manager of Hotel Complex/Hotel Network» [Electronic Resource] // Reference System Professional Standards. URL: https://profstandart.rosmintrud. ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ index.php?ELEMENT_ID=50842 (date of application 12.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 18.11.202 1Вб0 «On approval of the Regulation on Hotel Classification» [Electronic Resource] // Legal Reference System «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_368948/ (date of application 12.09.2021).

3. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 12.03.2012 220h «On approval of the Unified Directory of Managerial Positions, Specialists and Employees, Section «Qualifications of Employees of Organizations in the Field of Tourism» [Electronic Resource] // Legal reference system Consultant PlusURL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_128025/ (date of application 12.09.2021).

4. Passport of the federal project «Personnel for Digital Economy» [Electronic Resource] // Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation. URL: https://digital.gov. ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf (date of application 12.09.2021).

5. Constantin M., Saxon S., Yu J. Reimagining the $9 trillion tourism economy -what will it take? [Electronic Resource] // URL: https://www.mckinsey.com/industries/travel-logistics-and-infrastructure/our-insights/ reimagining-the-9-trillion-tourism-economy-

EcONOMicS AND MANAGEMENT iN THE iNDuSTRiES AND AREAS OF AcTiViTY

what-will-it-take (date of application: e

23.05.2021). T

6. Borko S., Geerts W., Wang H. The travel industry turned upside down: Insights, analysis, P and actions for travel executives. [Electronic F Resource] // URL: https://www.mckinsey.com/ industries/travel-logistics-and-infrastructure/ o our-insights/the-travel-industry-turned-upside- H down-insights-analysis-and-actions-for-travel-executives (date of application: 23.05.2021). p

7. Ismail M. H., Khater M., Zaki M. Digital ii Business Transformation and Strategy: What Do u We Know So Far? [Electronic Resource] // URL: t< https://cambridgeservicealliance.eng.cam.ac.uk/ M resources/Downloads/Monthly%20Papers/ 2017NovPaper_Mariam.pdf (date of application: « 23.05.2021). «

8. Kumar K. 4 learning trends emerging in // the digital economy age [Electronic Resource] // a URL: https://www.simplilearn.com/emerging- X digital-learning-trends-article (date of C application: 24.05.2021). K

9. Zimnyaya I.A. Key competencies - a H new paradigm of educational outcomes. - M.: S Experiment and innovation in school, 2009, P № 2. - P. 7-14.

10. Kuzmina N.V. Professionalism of the E teacher and master of industrial education. - M.: E High school, 1990. - 119 p.

11. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Competence c approach to modernizing vocational education / V Higher education in Russia. - 2005. - № 4. - P P. 23-30. 1

12. Zimnyaya I.A. Key competencies as a result-oriented basis for competence in

education. - M.: Centre for Research in Quality Training, 2004. - 38 p.

13. Markova A.K. Psychology of Professionalism. M.: International Humanitarian Foundation «Knowledge», 1996. - 308 p.

14. Tator Y.G. Competence in the structure of the quality model of specialist training. - M.: Higher education today, 2004, № 3. - P. 21-26.

15. Shinshinya O.V. Development of professional competence in the field of information technologies in the process of upgrading the qualification of specialists of the tourism industry: Dis. ... kand. ped. sciences. -Mykop, 2007. - 167 p.

16. Gavrilina A.A. Analysis of the concepts «digital environment», «digital literacy» and «digital competence» in the educational process // Digital technologies in the service of pedagogy and psychology: Collection of articles of the XVII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. -Kolomna: State Educational Institution of Higher Education of Moscow Oblast «State Social-Humanities University», 2021. -P. 45-48.

17. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. The Digital Competence Framework for Citizens, Brussels Belgium: Joint Research Centre, 2021.

18. Theoretical aspects of training in a changing environment: Collective monograph / V.G. Ivanov [etc.]. - Ufa: Bashkir State Pedagogical University. - M. Akmulli, 2017. -169 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.