Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)
e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066
УДК 378.14:378.342 |@ ®® iBL0is\nLc°ss^5
QQJ. J ( j 57145/27129780 2023 12 01 01 lfcäe^K^ehttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)
ВЛИЯНИЕ конкурснОйтворческой состязательности на повышение
КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© Автор(ы) 2023
АНИСЬКИН Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики
Самарский государственный социально-педагогический университет 443099, Россия, Самара, [email protected]
SPIN: 6520-5569 AuthorlD: 260583 ORCID: 0000-0002-6102-1214 ScopusID: 56184865800
БУСЫГИНА Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой «Педагогика и психология» Самарский государственный социально-педагогический университет 443099, Россия, Самара, [email protected]
SPIN: 4174-1519 AuthorlD: 283020 ORCID: 0000-0002-8766-6926
ДОБУДЬКО Татьяна Валерьяновна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информатика, прикладная математика и методика их преподавания» Самарский государственный социально-педагогический университет 443099, Россия, Самара, [email protected]
SPIN: 6720-4890 AuthorlD: 312858 ORCID: 0000-0001-9179-9636 ScopusID: 56712820600
КЕЧИНА Ольга Михайловна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Физика, математика и методика обучения» Самарский государственный социально-педагогический университет 443099, Россия, Самара, [email protected]
SPIN: 6236-9725 AuthorlD: 552793
ПОДЛЕСОВА Светлана Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета
Самарский государственный социально-педагогический университет 443099, Россия, Самара, [email protected]
SPIN: 8049-1487 AuthorlD: 410726
Аннотация. В статье рассматриваются традиционные и инновационные формы студенческих конкурсных мероприятий творческого характера, условия их организации и проведения, устанавливается связь творческих и интеллектуальных соревнований с вузовскими системами менеджмента качества и содержанием основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. На основании результатов исследований педагогов и социальных психологов характеризуются эффект соперничества и конкурсной творческой состязательности, стимулирующие деятельность преподавателей и обучающихся - участников конкурсов и олимпиад, и оказывающие позитивное и благотворное влияние на обновление форм, методов и технологий обучения, реализуемых с использованием мотивационного потенциала творческих соревнований. Определяется степень влияния конкурсной творческой состязательности на повышение эффективности и оптимизацию формирования и развития креативных, исследовательских, конструкторских, технологических и других качеств личности обучающегося в условиях компетентностно-ориентированной парадигмы подготовки будущих специалистов в период их обучения в вузе. С позиции холистичного подхода приводятся доводы, подтверждающие продуктивность конкурсной деятельности при объединении мотивационного потенциала преподавателя (руководителя конкурсной работы) с мотивационным усилием обучающегося (исполнителя конкурсной работы) и повышающие эффективность взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса. Делается вывод о том, что систематическое участие студентов и преподавателей вузов в конкурсных творческих мероприятиях и результаты, показанные на таких соревнованиях, являются мощным стимулом к более полной реализации личностного интеллектуального потенциала и креативных качеств обучающихся и педагогов в повседневной учебной и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: студенческие творческие конкурсы, конкурсная творческая состязательность, повышение качества профессиональной подготовки студентов вуза, мотивационный потенциал, мотивационные усилия, система мотивации, эффект соперничества, стимулы и стимулирование, холистичный подход.
THE INFLUENCE OF COMPETITIVE CREATIVE COMPETITION ON IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS
© The Author(s) 2023
ANISKIN Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Dean of the Faculty of mathematics, physics and computer science
Samara State University of Social Science and Education 443099, Russia, Samara, [email protected] BUSYGINA Alla Lvovna, doctor of pedagogical sciences, professor, Head of the Department
of pedagogy and psychology
Samara State University of Social Science and Education 443099, Russia, Samara, [email protected]
ANISKIN Vladimir Nikolaevich and others
THE INFLUENCE OF COMPETITIVE CREATIVE ..
DOBUDKO Tatyana Valerianovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department "Computer science, applied mathematics and methods of teaching them" Samara State University of Social Science and Education 443099, Russia, Samara, [email protected] KECHINA Olga Mikhailovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the Department "Physics, mathematics and teaching methods" Samara State University of Social Science and Education 443099, Russia, Samara, [email protected] PODLESOVA Svetlana Evgenievna, candidate of philological sciences, associate professor,
Dean of the Faculty of philology Samara State University of Social Science and Education 443099, Russia, Samara, [email protected] Abstract. The article examines traditional and innovative forms of student competitive events of a creative nature, the conditions for their organization and conduct, establishes a connection between creative and intellectual competitions with university quality management systems and the content of the main professional educational programs for bachelor's and master's degrees. Based on the results of studies of teachers and social psychologists, the effect of rivalry and competitive creative competition is characterized, stimulating the activities of teachers and students - participants in competitions and olympiads, and having a positive and beneficial effect on the renewal of forms, methods and technologies of teaching, implemented using the motivational potential of creative competitions. The degree of influence of competitive creative competition on improving the efficiency and optimization of the formation and development of creative, research, design, technological, and other qualities of a student's personality in the context of a competence-oriented paradigm of training future specialists during their studies at a university is determined. From the standpoint of a holistic approach, arguments are presented that confirm the productivity of the competitive activity when combining the motivational potential of the teacher (the head of the competitive work) with the motivational effort of the student (the executor of the competitive work) and increasing the efficiency of interaction between the subjects of the educational process. It is concluded that the systematic participation of students and university teachers in competitive creative events and the results shown at such competitions are a powerful incentive for a more complete realization of the personal intellectual potential and creative qualities of students and teachers in everyday educational and professional activities.
Keywords: student creative contests, competitive creative competition, improving the quality of professional training of university students, motivational potential, motivational efforts, motivation system, the effect of rivalry, incentives and incentives, a holistic approach.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что студенческие конкурсные мероприятия творческого содержания являются обязательным и привычным компонентом подготовки в вузах бакалавров и магистров всех направлений и профилей основных профессиональных образовательных программ высшего образования. Студенческие творческие конкурсы, как открытые личные (индивидуальные), так и командные (групповые), интеллектуальные соревнования обучающихся позволяют их участникам публично в состязательном формате продемонстрировать в какой-либо сфере образования, науки, экономики, искусства свои знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые и осваиваемые в процессе профессиональной подготовки в образовательном учреждении, с возможностью морального и материального стимулирования победителей, призеров и лауреатов. Поэтому можно считать, что такие творческие соревнования и их результаты могут повысить эффективность учебно-воспитательной и научно-исследовательской составляющих процесса подготовки выпускников вуза без каких-либо специальных дополнительных содержательных изменений основных образовательных программ, хотя, конечно, на организацию конкурсных мероприятий всегда уходит достаточно много времени и сил как преподавателей и студентов-участников, так и руководителей структурных подразделений - кафедр, факультета и вуза, в целом.
Подобные мероприятия, в которых принимают участие студенты Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ), включают в себя как традиционные формы и виды творческих состязаний, к которым относятся предметно-тематические, исследовательские, поисковые, предметно-методические, профессионально-педагогические, практи-ко-экспериментальные и иные конкурсы (олимпиады, проекты, конференции, выставки, фестивали, форумы, диктанты, викторины), так и инновационные: хакатоны, гранты, стартапы, квесты, акции, игры-бои, предметные праздники и т.п. Последние приобретают всё большую популярность у студентов и преподавателей по причине весьма достойных и привлекательных моральных и материальных стимулов для победителей и призеров со-
стязаний, проводимых как государственными, так и бизнес-структурами, а также различными общественными и именными фондами [1-5].
Изучению проблем стимулирования мотивации саморазвития и самореализации личностного потенциала обучающихся и педагогов посредством использования возможностей студенческих творческих конкурсов посвящены работы Э.Р. Гайнеева [3], А.В. Москвиной и Л.А. Кочемасовой [5], Е.Е. Горшковой [6], Л.Б. Шамшина [7] и др. Особенности формирования творческой активности, межэтнической толерантности, коммуникативной компетенции студентов посредством конкурсов-проектов, медиапроектов и олимпиад рассмотрены З.М. Ахмадовой [8], А.В. Шиловой [9], В.В. Зориной [10]. С позиции изучения преимуществ конкурсных мероприятий в формировании и развитии профессиональных качеств и компетенций у подготавливаемых вузами бакалавров и магистров для их последующей оперативной адаптации к требованиям работодателей и карьерного роста выполнены работы Л.В. Найденовой [2], Л.Ю. Теряевой [4], М.М. Степановой [11], А.К. Алексеевниной [12], Е.С. Васевой и Н.В. Бужинской [13], В.И. Уварова [14] и др.
Уровень и статус конкурсных творческих мероприятий, организуемых для студентов вузов и других категорий учащейся молодежи, самые разнообразные. Среди них: президентские и правительственные, международные и всероссийские, государственные и окружные, региональные и муниципальные, отраслевые и профессиональные, вузовские и межвузовские, факультетские, кафедральные и другие конкурсные состязания. Несомненно, что они оказывают весьма существенное и значимое влияние на процессы повышения эффективности и оптимизации формирования и развития креативных, исследовательских, конструкторских, технологических, других качеств личности обучающихся, которые неразрывно связаны с личностно-ориентированной компетентностной подготовкой будущих специалистов в период их обучения в вузе.
Результаты исследования условий и механизмов такого влияния, отраженные в публикациях ученых-педагогов и психологов, довольно часто имеют направлен-
Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)
в-^Ы: 2712-9780;р-ЖЗЫ: 2311-0066
ность прикладного характера относительно какого-либо конкретного направления подготовки специалистов или творческой области, а студенческие творческие конкурсы рассматриваются как средства совершенствования и развития креативных качеств обучающихся.
МЕТОДОЛОГИЯ
Ранее в работе [1] с позиции холистичного подхода нами анализировались возможности воспитательного и мотивационного потенциалов студенческих конкурсов и олимпиад в решении задач индивидуального и коллективного умственного, профессионального, правового и других видов воспитания обучающихся, включаемых в рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы, которые на основании изменений в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [15] стали обязательными документами вузовских основных профессиональных образовательных программ высшего образования. Целью же настоящей работы является попытка изучения влияния конкурсной творческой состязательности на повышение качества профессиональной подготовки студентов вуза.
Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов, методик и технологий педагогического исследования: планирования, информационного поиска и обработки данных, систематизации информации, контент-анализа, изучения и обобщения педагогического опыта и др.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Очевидно, что привлекательности и популярности конкурсных мероприятий у обучающихся и преподавателей вузов во многом способствуют психолого-педагогические основы конкурсной состязательности как стимулирующего фактора с ярко выраженными элементами соперничества их участников. Не случайно одним из нынешних слоганов студенческих творческих конкурсов, стимулирующим их участников не только к победам и новым достижениям в учебе, науке, практике, а и способствующим решению непростых задач воспитания, оказывающим заметное влияние на социализацию личности обучающегося и его адаптацию к условиям современной экономики, стало такое сильное, резкое и эмоциональное выражение, как: «Если хочешь быть умен - состязайся!». И оно сейчас применяется не только по отношению к интеллектуальным состязаниям, а и к другим творческим конкурсным соревнованиям различной направленности и содержания.
Подобные соревнования с давних пор широко применялись в педагогике для увеличения силы мотива обучения. Так, уже в Правилах поведения для юношества, собранных в 1653 году Яном Амосом Коменским, имелись рекомендации как учащимся, так и всем остальным молодым людям состязаться в прилежании, чаще вызывать на состязание тех, кого они хотят «превзойти в похвале за прилежание», прилагать «наибольшее старание к тому, чтобы не поддаться вызванному тобой на состязание, но одолеть его» [16].
Особого внимания в аспекте темы нашего исследования заслуживают такие меткие и емкие постулаты Я.А. Коменского, не утратившие и в наше время своей значимости относительно морально-мотивирующих факторов учебной, творческой и других видов состязательности между товарищами-соперниками (школьниками, учащимися лицеев, техникумов и колледжей, студентами институтов и университетов), как: «...Будучи побежденным, не гневайся на победителя, но пусть это послужит тебе побуждением для победы над ним на будущее время. На таких условиях прекрасно будет победить или быть побежденным; как то, так и другое будет служить точильным камнем доблести и прилежания. Кто сам не хочет решиться на подобного рода состязание в отличии, того пусть осмеивают и презирают, как ленивое животное.» и такое важное для каждого молодого человека заключительное резюме Правил поведения для юношества, собранных великим чешским педагогом-
гуманистом и «отцом современной педагогики» [17], -«Так поступай и будешь жить» [16].
Применимо к характеристике феномена конкурсной творческой состязательности стоит отметить также, что еще в начале прошлого века основоположниками социальной психологии (В.М. Бехтеревым, Н. Триплеттом, Ф.Г. Олпортом) отмечалось, что «нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стимулирует ее деятельность и даже воображаемая связь (заочный контакт) может стимулировать человека» [Цит. по 18, с. 300]. Мы предполагаем, что такой «дух состязательности» или «эффект соперничества» будет позитивно и благотворно влиять на обновление форм, методов и технологий обучения, реализуемых с использованием мотивационного потенциала, определяемого Е.П. Ильиным, как «сила воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул» [18, с. 301].
С позиции темы нашей статьи считаем, что именно этот стимул служит наиболее действенным фактором развития творческих, исследовательских и других личностных качеств участников творческих конкурсов (студентов и преподавателей вуза) во взаимодействии с их образовательной деятельностью (рисунок 1) и оказывает существенное влияние на повышение качества профессиональной подготовки обучающихся (рисунок 2).
Рисунок 1 - Взаимодействие конкурсной и образовательной деятельности студентов и преподавателей
вуза
ИНФОРМАЦИЯ О КОНКУРСЕ
(интерес; оценка возможности участия, конкуренции
и результатов; сравнение с имеющимся опытом; планирование, организация и решение об участии)
мотивы (значимость стимулов; репутация и самоутверждение в коллективе; проверка уровня подготовленности, личных способностей и личного потенциала) 1 СТИМУЛЫ (победа / призовое место, наполнение портфолио; грант, премия; повышенная стипендия; баллы в БРК; имидж; авторитет в группе, на курсе)
ПОТЕНЦИАЛ (обучение-самообучение; воспитание-самовоспитание; образование-самообразование; развитие исследовательских качеств, личного тезауруса; ^ пополнение личного банка информационных ресурсов), РЕЗУЛЬТАТ (повышение уровня личной профессионально-предметной и общекультурной грамотности / подготовленности; совершенствование ^ исследовательских и организаторских качеств)
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
(дополнительные ресурсы для формирования и развития УК / ОК, ОПК, ПК у обучающихся)
Рисунок 2 - Влияние конкурсной состязательности на повышение качества подготовки студентов вуза
При этом стоит особо отметить такое важное обстоятельство, которое является обязательным условием успешности конкурсных достижений студентов и преподавателей и заключается в обязательной интеграции или холизме совместных действий обучающихся и педагогов - участников творческих конкурсов. Результаты работ [1; 3; 5-7; 19-21] и другие исследования в области теории воспитания в проекции на проблему нашего исследования служат наглядным подтверждением того, что об эффективности и продуктивности образовательно-воспитательного процесса, направленного на качественную подготовку в вузе бакалавров и магистров
ANISKIN Vladimir Nikolaevich and others
THE INFLUENCE OF COMPETITIVE CREATIVE ..
можно говорить тогда, когда мотивационный потенциал преподавателя (руководителя конкурсной работы) объединяется с мотивационным усилием обучающегося (непосредственного исполнителя этой работы - конкурсанта, разработчика, исследователя), т.е. когда субъекты образования, обучения и воспитания имеют одну цель и направленность деятельности. Очевидно, что холистич-ность подобного мотивационного потенциала педагога и мотивационных усилий его ученика может всемерно способствовать определению последним своих потребностей и способностей к самодетерминации [21].
Мы убеждены в том, что в современных социально-экономических условиях именно такая мотиваци-онная (моральная и, в первую очередь, материальная) составляющая творческих конкурсов, обеспечивающая не только эффективность интеграционных комбинаций «обучение-самообучение», «воспитание-самовоспитание», «образование-самообразование» для качественной подготовки будущего специалиста, а и позволяющая студенту вуза создавать особо значимые для него личностные ценности на основе сочетания функций, свойств и качеств субъекта и объекта учебно-воспитательного процесса, в который включаются конкурсные и олимпиадные мероприятия соревновательного характера, будет оказывать необходимое и значимое влияние на повышение качества профессиональной подготовки обучающихся [1].
Организацию студенческих творческих конкурсов для повышения качества подготовки будущих профессионалов мы рассматриваем под ракурсом двух основных аспектов: проведение, собственно, вузовских (межфакультетских, факультетских, кафедральных) внутренних конкурсов и участие студентов во внешних (международных, всероссийских, региональных, городских, районных) конкурсных мероприятиях различного уровня и статуса, имеющих научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную, предметно-тематическую, предметно-методическую, профессионально-производственную, другую направленность и соответствующие цели и задачи этих творческих соревнований.
Опыт нашей работы показывает, что на протяжении всего учебного года студенты и преподаватели Самарского государственного социально-педагогического университета систематически принимают активное участие в подобных конкурсных мероприятиях, мотивирующих их участников к обретению новых личных и коллективных ценностей в виде профессионально-педагогических, учебно-воспитательных, научно-исследовательских, предметно-методических, творческих и иных достижений. В целом, количество конкурсов и олимпиад, участниками которых становятся представители университета, выражается трехзначным числом.
Так, например, авторы настоящей статьи не только по научным интересам, а и в силу своих должностных обязанностей, ежегодно выступают в качестве организаторов и соорганизаторов таких внутривузовских, межвузовских, городских и областных конкурсных состязаний, как: студенческие научные конференции «День науки»; предметные олимпиады по педагогике, психологии, русскому языку, литературе, математике, информатике, физике, астрономии, естественнонаучной картине мира; творческие конкурсы по проблемам воспитания, методологии научных исследований, современных и перспективных образовательных технологий, компьютерного моделирования, журналистики, риторики, декламации, методического обеспечения учебного процесса и др. Заслуживает внимания практика проведения и организации участия преподавателей и студентов вуза в международных и всероссийских тематических и профессиональных юбилейных [22] и памятных конкурсных мероприятиях, среди которых: Литературный марафон к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского, Поэтический марафон ко дню рождения А.С. Пушкина, профессиональный конкурс «Учитель нового поколе-
ния», олимпиада в сфере информационных технологий «IT-Планета» и многие другие творческие соревнования обучающихся и педагогов.
Результаты участия студентов и преподавателей в творческих конкурсных мероприятиях отражаются на официальном сайте университета и в личных электронных портфолио [23], определяющих возможности получения повышенной академической стипендии обучающимися и дополнительного материального стимулирования преподавателей за счёт механизма эффективного контракта научно-педагогического работника. Также для поощрения и стимулирования победителей, призеров и лауреатов конкурсов и олимпиад применяется система мотивации посредством простановки дополнительных баллов учащимся в балльно-рейтинговые карты учебных дисциплин при промежуточной аттестации. Нет сомнений в том, что такие конкурсные мероприятия позволяют их участникам в соревновательном формате не только оценить свои общепрофессиональные, культурно-творческие, предметно-методические, информационно-технологические и др. компетенции и внести в них при необходимости соответствующие коррективы для уточнения векторов дальнейшего профессионального развития и личностного становления в период подготовки в вузе, а и обладают большим воспитатель-но-мотивационным потенциалом для решения задач умственного, профессионального, общекультурного, политехнического самосовершенствования и самовоспитания [1].
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнивая результаты нашего исследования механизмов влияния конкурсной творческой состязательности на повышение качества подготовки бакалавров и магистров, независимо от направлений и профилей их подготовки, с аналогичными разработками авторов работ, научные интересы которых лежат в данной области научного знания, можно отметить, что проведенный нами анализ и предлагаемое утверждение о высокой степени значимости интеграции (холистичности) мотивационно-го потенциала и мотивационных усилий преподавателей и обучающихся (участников творческих конкурсных мероприятий) с оптимальным и гарантированным стимулированием их личных достижений, играет роль одного из дополнительных способов решения проблем формирования и развития профессиональных компетенций будущих специалистов в период их подготовки в вузе.
Дополнительным аргументом в пользу нашего утверждения служит мнение Е.П. Ильина [18, с. 300-302] об усилении или ослаблении силы личного или коллективного мотива определенными стимулами в зависимости от рутинности или креативности характера деятельности индивида. Применимо к исследуемой нами конкурсной творческой (креативной) состязательности можно сказать, что в этом случае сила мотива будет во многом зависеть от проблемности заданий, привлекательности объектов состязаний для студента-конкурсанта, степени удовлетворенности обучающихся своими достижениями и некоторых других факторов, которые холистично генерируют устойчивость мотива и определяют интерес личности к участию в конкурсном мероприятии, являющимся, в свою очередь, достаточно мощным средством развития уровня общекультурной, исследовательской и профессиональной подготовленности будущего специалиста.
ВЫВОДЫ
Подводя итог нашим рассуждениям по проблеме, вынесенной в заголовок статьи, можно сделать вывод о том, что систематическое участие студентов и преподавателей вузов в конкурсных творческих мероприятиях, их личные и командные результаты, показанные на таких соревнованиях, являются достаточно мощным и эффективным стимулом к более полной реализации личностного интеллектуального потенциала и креативных качеств обучающихся и педагогов в своей повсед-
Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)
e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066
невной учебной и профессиональной деятельности. В свою очередь, высокий рейтинг этой деятельности субъектов образовательно-воспитательного процесса вуза, в формировании которого одну из ведущих ролей играют психолого-педагогические возможности и особенности конкурсной творческой состязательности, оказывает существенное влияние на интенсификацию процессов формирования и развития мотивации будущих специалистов к овладению профессиональными умениями, навыками и компетенциями, наряду с общекультурными и универсальными, и во многом определяет эффективность вузовской системы менеджмента качества. Поэтому продолжение дальнейших изысканий в данном направлении будет весьма актуальным и востребованным в сфере профессиональной педагогики и практики работы вузов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аниськин В.Н., Галиева Е.В., Добудько Т.В., Кислова Н.Н. К вопросу о холизме воспитательно-мотивационного потенциала студенческих конкурсов и олимпиад // Поволжский педагогический вестник. 2020. Том 8. № 4 (29). С. 158-168.
2. Найденова Л.В. Студенческий конкурс бизнес идей в помощь трудоустройству выпускников творческих специальностей // Евразийский союз ученых. 2019. № 4-5 (61). С. 40-42.
3. Гайнеев Э.Р. Конкурсы в системе профессионального образования как средство стимулирования мотивации саморазвития обучающихся и педагогов //Методист. № 3. С. 48-51.
4. Теряева Л.Ю. Профессионально-педагогические конкурсы как средство поддержки статуса педагога и повышения престижности профессии // Образование в Орловской области. 2019. № 1. С. 119-123.
5. Москвина А.В., Кочемасова Л.А. Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Психолого-педагогические науки. 2019. № 2 (42). С. 119-133.
6. Горшкова Е.Е. Творческие конкурсы как способы повышения мотивации к обучению английскому языку в формате дистанционного обучения //Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2021. № 3. С. 83-85.
7. Шамшин Л.Б. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования в культурологическом контексте // Человеческий капитал. 2020. № 1 (133). С 64-71.
8. Ахмадова З.М. Формирование творческой активности студенческой молодежи средствами проектирования социально-культурной деятельности в условиях вуза //Проблемы современного педагогического образования // 2019. № 65-1. С. 23-26.
9. Шилова А.В. Студенческие СМИ как средство формирования межэтнической толерантности (на примере студенческого медиа-проекта «Рупор») // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17. № 1-2. С. 234-236.
10. Зорина В.В. Конкурсы и олимпиады по русскому языку как средство формирования коммуникативной компетенции иностранных обучающихся. // Современные гуманитарные исследования. 2020. № 1 (92). С. 34-38.
11. Степанова М.М. Межвузовские конкурсы устного перевода как эффективное средство профессиональной подготовки переводчика //Иностранные языки в высшей школе. 2019. № 3 (50). С. 111-119.
12. Алексеевнина А.К. Конкурс профессионального мастерства как средство оценки сформированности профессиональной компетентности. Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2019. № 8. С. 2758.
13. Васева Е.С., Бужинская Н.В. Конкурс компьютерной графики как способ развития творческих способностей // Вестник Шадринского гос. педагогического университета. 2021. № 2 (50). С. 42-47.
14. Уваров В.И. Межфакультетские студенческие командные мероприятия как залог эффективной профессиональной подготовки студентов (на примере конкурса студенческих проектов) // Архивариус. 2019. № 11 (44). С. 37-41.
15. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». URL: http://publication.pmvo. gov.ru/Document/View/0001202007310075?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 17.07.2021).
16. Коменский Я.А. Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogic.ru/books/ item/f00/s00/z0000054/st010.shtml (дата обращения: 18.07.2021).
17. Коменский Ян Амос (1592-1670). Учитель учителей: педагогические статьи (избранное). Леонович Е.Н., Серебренникова Ю.А. Составление, вступительная статья, примечания. М.: Карапуз, 2008. 285 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=268230&p=1 (дата обращения: 18.07.2021).
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2002. 512 с.: ил. (Серия «Мастера психологии).
19. Апиш Ф.Н. Педагогическая рефлексия как средство формирования учебной мотивации студентов в образовательной среде вуза // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). С. 237-239.
20. Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога: дис ... канд. пед. наук: Екатеринбург, 2008. 221 с.
21. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л., Добудько Т.В. Использование потенциала холистичной информационно-образовательной среды вуза на этапе перехода к цифровому обучению // Региональная информатика (РИ-2020): материалы XVII Санкт-Петербургской международной конференции (28-30 октября 2020 года). Часть 2. СПб.: СПОИСУ, 2020. С. 35-37.
22. Буранок О.М., Подлесова С.Е., Радаева Э.А. Юбилей великого писателя Земли Русской: 150-летие Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. № 2. С. 5-6.
23. Аниськин В.Н., Кислова Н.Н., Королев А.И., Шалифова О.Н. Моделирование и конструирование комплексного портфолио педагогических работников вуза для оценки эффективности их работы // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 11-14.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests
Received date: 30.01.2023
Revised date: 18.02.2023
Accepted date: 29.03.2023