УДК 37.04
йО! 10.23951/2307-6127-2021-2-37-44
КОНКУРСНО-ОЛИМПИАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА
В. В. Куликова1, Е. А. Ковалёва2
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса в г. Находке
2 Дальневосточный федеральный университет в г. Находке
Освещена конкурсно-олимпиадная деятельность как один из инструментов образовательного процесса. Дан анализ участия студентов филиала Дальневосточного федерального университета в г. Находке в конкурсах и олимпиадах за период 2019 г. Представлены формы участия в такой деятельности, показана важность проведения данных мероприятий. Использование конкурсно-олимпиадной деятельности дает возможность педагогу раскрыть творческий потенциал и интеллектуальную активность обучающегося. В целом такая деятельность повышает интерес к учебе, мотивирует к участию в научно-исследовательской деятельности, при этом формируются умения применять методы творческой деятельности в дальнейшей учебе, развивается способность к самостоятельному поиску и решению практических задач, к рациональной деятельности. Участвуя в мероприятиях такого рода (особенно когда затрагиваются различные области знаний), можно повысить успеваемость обучающегося. Также повышается коммуникативная составляющая между обучающимися и преподавателем, который одновременно может быть преподавателем-предметником и руководителем конкурса или олимпиады. Отмечено, что в последнее время в филиале увеличивается число как конкурсов и олимпиад, так и самих участников. После участия в таких мероприятиях обучающиеся начинают осознавать, что им необходимо постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня своего мастерства. Выделены трудности, с которыми сталкиваются студенты при подготовке к конкурсно-олимпиадной деятельности, и показана роль руководителя (куратора, тьютора и пр.) в решении данных трудностей. При анализе кон -курсно-олимпиадной деятельности выявлено, что олимпиады имеют дисциплинарный характер, а конкурсы - творческий и исследовательский характер; некоторые имеют прямое отношение к выбранной специальности.
Ключевые слова: конкурс, олимпиада, конкурсно-олимпиадная деятельность, диплом, сертификат, обучающийся.
Любое учебное заведение ставит перед собой цель выпуска высококвалифицированного специалиста, который бы обладал набором как профессиональных, так и личностных качеств. Достигнуть в образовательном процессе такой цели невозможно без привлечения обучающихся к конкурсно-олимпиадной деятельности. Значимость участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах обусловливается вовлечением талантливой молодежи в такие виды деятельности, как научно-исследовательская, творческая и познавательная, при этом обеспечивается триединая учебная, научная и воспитательная цель.
Конкурсно-олимпиадная деятельность (участие в конкурсах и олимпиадах) является одним из путей повышения интереса к научно-исследовательской деятельности, что особенно проявляется в написании проекта по условию конкурса. В результате участия в такой деятельности приобретаются новые знания, умение использовать данные знания в учебе, организуются навыки сбора и анализа информации, принятия решений, развивается творчество, что способствует формированию необходимых компетенций.
Для формирования компетенций необходимо создание олимпиадной креативной среды, под которой, по мнению Н. П. Пучкова и А. И. Попова, понимается совокупность участников образовательного процесса, основывающих свою деятельность на интеграции командного и соревновательного обучения в условиях нацеленности на достижение творческих, созидательных результатов [1, с. 12].
Конкурсно-олимпиадная деятельность в настоящее время является фактором инновационного развития образования, так как знакомит обучающихся с разнообразными видами и формами творческой и научно-исследовательской деятельности. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами творческое развитие, направленное на самореализацию, способствует развитию и саморазвитию личности, познанию своих возможностей и пр. Данное обстоятельство в условиях современной экономики, требующей конкурентоспособных специалистов с творческими компетенциями, является актуальным.
В работе А. И. Попова олимпиадное движение понимается как форма организации обучения и нацелено на подготовку творчески саморазвивающейся личности [2, с. 10].
Представляя опыт конкурсно-олимпиадного движения за 12 лет, Н. Н. Сеничева, Д. В. Соколова описывают особенности участия школьников в конкурсах и олимпиадах как своеобразного вида развития, формирования и реализации творческой одаренности [3, с. 1-17]. В созданном центре действует специальная система, основанная на усилении подготовки к олимпиадам по экономике и реализации элективного курса по исследовательской деятельности.
Специалисты рейтинговой олимпиады, как перспективной формы совершенствования учебного процесса, выявили, что предметные олимпиады в условиях современной школы являются действенным средством формирования мотивации к учению, повышению познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции углубления и расширения знаний школьников по предмету [4, с. 11-13].
Зарождение олимпиад, которые имели соревновательный характер, произошло в Древней Греции, их история началась в 776 г. до н. э. Конкурсы, связанные с решением задач, были обозначены как олимпиады. Проведение таких конкурсов в России началось в конце XIX в. Ценность олимпиад сводится не только к самому процессу, а заключается в развитии воображения, духовной культуры, интеллекта [5].
Конкурсно-олимпиадная деятельность преследует следующие цели:
- повышается познавательный интерес студентов;
- формируется активная жизненная позиция;
- расширяются и закрепляются ключевые знания студентов в области изучаемых дисциплин, далее достигается успешность в учебе;
- формируются творческое мышление, интеллектуальные способности студентов, проявляется самовыражение;
- активизируется научно-практическая деятельность обучающихся;
- в целом повышается уровень культуры и грамотность студентов;
- происходит привлечение студентов к исследовательской работе.
Учитывая цель конкурса, выделяют следующие его виды: мотивационный, корпоративный (вузовский), целевой, инновационный, информационный, профессиональный, дисциплинарный [6, с. 141-145].
Цель данного исследования - представить результаты конкурсно-олимпиадной деятельности филиала Дальневосточного федерального университета в г. Находке за период 2019 г. Объектом исследования является конкурсно-олимпиадная деятельность обучаю-
щихся, предметом выступает исследование такой деятельности как инструмента образовательного процесса.
Конкурсно-олимпиадная деятельность в филиале представлена разнообразными видами: олимпиады, проектные и исследовательские работы, конкурсы творческих работ.
За 2019 г. было принято участие в 11 мероприятиях студентов среднего профессионального образования (СПО) разных курсов следующих специальностей: Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ, Переработка нефти и газа, Технология аналитического контроля химических соединений, а также студентов высшего образования (ВО) специальности Нефтегазовое дело. Студенты участвовали как индивидуально, так и коллективно.
Результатами участия стали: три диплома за 1-е место, три диплома за 2-е место, семь дипломов за 3-е место, четыре диплома лауреата, один диплом участника. Итого 18 дипломов и 17 сертификатов. Участниками конкурсно-олимпиадной деятельности стали 35 студентов.
Достижения студентов в конкурсах и олимпиадах различного уровня показывают высокий уровень научных работ. Например, научно-исследовательская работа в экологическом студенческом конкурсе «Экологические проблемы города и края: вчера, сегодня, завтра» заняла 1-е место на краевом уровне, а руководители были отмечены сертификатами. Авторов лучших работ, отмеченных дипломами лауреатов в заочном конкурсе креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА», и их научных руководителей пригласили в г. Москву для публичного представления на всероссийской конференции.
География участия не ограничивается краевой позицией (города Владивосток, Большой Камень, Находка, Спасск Дальний, Уссурийск, Арсеньев, пгт. Кавалерово), есть и всероссийское участие (г. Москва). Информация и результаты участия представлены в таблице.
Участие студентов в конкурсно-олимпиадной деятельности
Мероприятие Участник Курс, группа Заслуга
Краевая заочная олимпиада по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) В. Ю. Сыпко А. Д. Продедов 1-й, 15С-2121 1-й, 15С-2121 Диплом, 1-е место Диплом, 2-е место
Краевая дистанционная олимпиада по географии «Social and economic geography of the world. Социально-экономическая география мира» В. Д. Мусатов М. В. Чертов О. А. Кулик 2-й, 15С-1291 1-й, 15С-1121 1-й, 15С-1121 Диплом, 2-е место Сертификат Сертификат
Экологический краевой студенческий конкурс «Экологические проблемы города и края: вчера, сегодня, завтра». Тематика: Мониторинг несанкционированных свалок в городе Находка Д. О. Иванов А. О. Кригер 3-й, 15С-3321 3-й, 15С-3321 Диплом, 1-е место Диплом, 1-е место
Краевой студенческий заочный конкурс творческих работ «Я - гражданин России». Тематика: Я или мы: взаимодействие людей в обществе В. Д. Мусатов 2-й, 15С-1291 Диплом, 2-е место
Заочный конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА» О. Е. Верховых А. А. Хуснутдинов М. И. Полещук С. В. Довгань В. Д. Мусатов Б 20303 Б 20303 Б 20303 Б 20303 2-й, 15С-1291 Диплом, лауреат Диплом, лауреат Диплом, лауреат Диплом, лауреат Диплом участника
Продолжение таблицы
Мероприятие Участник Курс, группа Заслуга
Краевой заочный конкурс видеороликов «Приморье, мое ты Приморье, край милый, до боли родной!». Номинация: видеоролик В. Д. Мусатов О. А. Прокопенко Н. А. Степанова 3-й, 15С-3291 1-й, 15С-1331 1-й, 15С-1331 Сертификат Сертификат Сертификат
Краевая заочная олимпиада по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» Н. В. Синицкий А. С. Лисица К. А. Егорова В. С. Сабынина А. В. Мусабиров А. С. Ким А. Е. Шулепов М. А. Важанова П. Н. Буглак 1-й, 15С-1291 1-й, 15С-1291 1-й, 15С-1291 1-й, 15С-1291 1-й, 15С-1121 1-й, 15С-1121 1-й, 15С-1121 1-й, 15С-1331 1-й, 15С-1331 Сертификат Сертификат Диплом 3-е место, сертификат Диплом 3-е место, сертификат Диплом 3-е место, диплом 3-е место, сертификат
Краевая заочная викторина «Поколение энергоэффективности» В. Д. Мусатов В. Ю. Сыпко Ю. Ю. Зубриенко К. В. Песцова А. С. Чернышов 3-й, 15С-3291 2-й, 15С-2121 Диплом 3-е место, сертификат Сертификат Сертификат Сертификат
Краевой дистанционный конкурс «Юный исследователь» В. Д. Мусатов Н. А. Статуев 3-й, 15С-3291 2-й, 15С-2121 3-е место, диплом Сертификат
Краевой заочный конкурс видеороликов и презентаций «Экология и предупреждение загрязнения моря». Номинация: Морская экология. Тематика: Влияние транспортировки нефти и нефтепродуктов на окружающую среду Е. А. Стволовая 3-й, 15С-3321 3-е место, диплом
Краевая заочная олимпиада по физике А. В. Мусабиров К. А. Егорова 1-й, 15С-1121 1-й, 15С-1291 Сертификат Сертификат
Отметим, что формами участия в конкурсно-олимпиадном движении, продиктованными условиями участия самих учебных заведений, явились:
- тест в формате Word в олимпиаде по дисциплине ОБЖ;
- презентация в конкурсе «Экология и предупреждение загрязнения моря» и заочном конкурсе творческих работ «Я - гражданин России»;
- заполнение бланка ответов по представленным вопросам после просмотра видеоролика об исследуемом объекте в конкурсе «Юный исследователь», что отличает данный конкурс от других нестандартной предметной задачей;
- электронный тест на сайте колледжа в викторине «Поколение энергоэффективности» с творческим заданием: составить или нарисовать проект «Энергосбережение будущего»;
- электронный тест на сайте колледжа в олимпиаде по географии «Social and economic geography of the world»;
- конкурсная работа исследовательского характера в конкурсе «Экологические проблемы города и края: вчера, сегодня, завтра»;
- видеоролик в конкурсе «Приморье, мое ты Приморье, край милый, до боли родной!»;
- проект (презентация, тезисы и пояснительная записка) в конкурсе по развитию социальной инфраструктуры.
В ходе конкурсно-олимпиадной деятельности применяются различные методы исследования, как эмпирического (сравнение, наблюдение), так и теоретического характера (анализ, синтез, индукция, дедукция, логический и др.).
При анализе конкурсно-олимпиадной деятельности было выявлено, что олимпиадам свойствен дисциплинарный характер, например «Основы безопасности жизнедеятельности» и «География», конкурсы же имеют творческую направленность и исследовательский характер. А конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры, в котором участвовали студенты высшей школы специальности Нефтегазовое дело и студент СПО по специальности Переработка нефти и газа, имеет прямое отношение к будущей профессиональной деятельности и представлен широкой тематикой проектов: «Строительство автомобильной газозаправочной станции в г. Находка», «Перспективы газификации общественного транспорта на примере г. Находка», «Предложение по оптимизации энерго- и теплоснабжения».
Также отметим, что некоторые конкурсы, особенно творческих проектов, имеют длительный временной характер (3-4 месяца подготовки), что дает возможность лучше подготовиться, подобрать обширный материал, предполагает более длительный контакт с руководителем. Конкурсы, в которых необходимо выполнить проект, отличаются сложностью заданий, так как обладают исследовательским характером, творческой направленностью и большими временными рамками. Олимпиады же имеют дисциплинарный характер, и, как правило, проходят в режиме онлайн в виде тестирования, на которое отводится примерно полтора часа.
Опыт участия в конкурсно-олимпиадной деятельности со студентами ВО показал, что имеются отличия от участия студентов СПО. Так, студенты ВО на разных этапах подготовки к конкурсу значительно легче производят выбор темы, в соответствии со своими интересами, которые обладают новизной; отличаются большей самостоятельностью, качественно предоставляют результаты своей деятельности, легко справляются с оформлением проекта или презентацией по требованиям конкурса, свободно ориентируются при поиске разных видов информации, проявляя умение интерпретировать ее. Студентам же СПО приходится предлагать несколько вариантов тем, имеются трудности в оформлении проекта, труднее ориентируются в поиске информации.
В настоящее время конкурсное и олимпиадное движение по различным предметам активно развивается и пользуется большой популярностью среди молодежи. Успешное выступление на таких мероприятиях стимулирует обучающихся и преподавателей к новым достижениям [7, с. 7]. Отметим, что ежегодно увеличивается рост числа как конкурсов и олимпиад, так и самих участников. Так, например, за весенний семестр (январь - апрель 2020 г.) 29 студентов филиала поучаствовали в семи мероприятиях. Есть студенты, которые в течение года участвуют в разных конкурсах, например студент 3-го курса В. Д. Мусатов участвовал в шести из 10 мероприятий. На всем протяжении учебы он проявлял заинтересованность, одаренность, личную мотивацию и собственную инициативу.
Обозначим, что в дальнейшем были опубликованы материалы в соавторстве со студентами, которые участвовали в конкурсно-олимпиадной деятельности. В научно-практических конференциях различного уровня участвовали 15 студентов, публикации которых размещены в различных изданиях (печатных, электронных) и сборниках материалов конференций (см. таблицу).
Публикация, как одна из форм научно-исследовательской деятельности, преследует цель сформировать и усилить творческие способности студентов, развить и совершенствовать формы привлечения молодежи к научной, творческой и исследовательской деятельности. Укажем, что научно-исследовательская работа студентов проявляется в продолжении и углублении учебного процесса. С этой точки зрения в филиале создавались и действовали научно-учебные группы (временные творческие коллективы) [8, с. 200-205].
В целом у многих студентов проявляется интерес к подобным мероприятиям и при личной встрече возникают вопросы о повторном участии в них. Особенно данный интерес возникает при успешном прохождении конкурса или олимпиады и получении диплома или грамоты. Подобным образом, считаем, формируется внутренняя мотивация, особенно у студентов второго и третьего курсов. Формирующаяся мотивация подтверждается и рядом других исследований [9, с. 272-277; 10, с. 229-230].
Однако существуют и некоторые трудности при вовлечении обучающихся к конкурсно-олимпиадной деятельности, например студенты в первый раз (особенно первокурсники) проявляют скованность, сложность адаптации к иной форме внеучебной деятельности, наблюдаются дефицит знаний, несамостоятельность, слабые навыки работы с поисковыми системами, проблемы с тайм-менеджментом, в коммуникации, особенно если участвуют студенты разных групп, и др.
Здесь особенную роль играет педагог, наставник, куратор, руководитель (тьютор), который может вовремя оказать педагогическую поддержку. Педагог проводит не только агитационную, консультационную работу, но и разъяснительную, как в личном порядке, так и коллективном. В данном случае выбор метода поддержки зависит от тех трудностей, с которыми столкнулись студенты.
В заключение отметим, что такая конкурсно-олимпиадная деятельность закладывает стимул для саморазвития личности студента, выявляет творческие и иные способности, развивая исследовательские компетенции и пр. Данная деятельность является одним из инструментов образовательного процесса. И в дальнейшем планируется стимулировать интерес к конкурсно-олимпиадной деятельности, открывая перспективные возможности как для обучающегося (например, в области расширения поля знания, кругозора, становления мировоззрения, самооценивания, «копилки» портфолио и др.), так и для преподавателя (например, в области привлечения к активной научно-исследовательской деятельности, совершенствования педагогики творчества, подведения результатов работы в конце учебного года и пр.).
Список литературы
1. Пучков Н. П., Попов А. И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учеб.-метод. пособие. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та, 2009. 180 с.
2. Попов А. И. История становления и тенденции развития олимпиадного движения по теоретической механике. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та, 2010. 67 с.
3. Сеничева Н. Н., Соколова Д. В. Участие в конкурсах и олимпиадах как форма развития одаренности обучающихся // Вопросы территориального развития. 2015. Вып. 9 (29). С. 1-17.
4. Архипов В. П. Рейтинговые олимпиады как форма развития интеллектуальной деятельности школьников // Вестн. Белгородского ун-та потребительской кооперации. 2005. № 4. С. 11-13.
5. Цыганкова А. В. Олимпиада как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов / Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников. иЯЬ: http://www.rosolymp.ru/ айасЬтей8/10374_803_033.р^ (дата обращения: 21.12.2020).
6. Винокурова Н. В. Конкурсная деятельность как фактор развития студенческого самоуправления // Вестн. Вятского гос. ун-та. 2013. № 2 (1). С. 141-145.
7. Сеничева Н. Н. Школьные олимпиады по экономике в научной организации. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. 100 с.
8. Куликова В. В., Ковалёва Е. А. Анализ проведения конференций // Роль малых городов в территориях опережающего развития: материалы XIV регион. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., г. Большой Камень, 8-9 ноября 2019 г. / ДВФУ, Филиал в г. Большой Камень. Владивосток: Изд-во ДВФУ 2020. С. 200205.
9. Дурягина Н. Н. Конкурсно-олимпиадное движение ИСЭРТ РАН как форма реализации детского и молодежного творчества // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства: материалы науч. интернет-конф., г. Вологда, 26-30 июня 2017 г. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2017. С. 272-277.
10. Зинченко Е. А., Клышникова Л. П., Найденова В. П. От способностей к одаренности: практика конкурсно-олимпиадного движения в СПО // Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (20 июня 2019 г, г. Таганрог). Уфа: Аэтерна, 2019. С. 229-230.
Куликова Виктория Викторовна, кандидат географических наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса в г. Находке (ул. Озёрная, 2, Находка, Россия, 692900). E-mail: [email protected]
Ковалёва Елена Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет в г. Находке (ул. Спортивная, 6, Находка, Россия, 692930). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.02.2021
DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-37-44 COMPETITIVE AND OLYMPIAD ACTIVITY OF STUDENTS
V. V. Kulikova1, E. A. Kovaleva2
1 Vladivostok State University of Economics and Service, Nakhodka, Russian Federation
2 Far Eastern Federal University, Nakhodka, Russian Federation
This article highlights the competitive olympiad activity as one of the tools of the educational process. The authors analyzed the participation of students of the FEFU branch in Nakhodka in competitions and olympiads for the period of 2019. Forms of participation in such competitive olympiad activities are presented. The importance of such events is shown. The use of competitive olympiad activity enables the teacher to unleash the creative potential and intellectual activity of the student. It is shown that, on the whole, such activity will increase interest in learning, motivates to participate in research activities, the ability to apply methods of creative activity in further studies is being formed, the ability to independently search and solve practical problems, to rational activity is developing. By participating in various events of this kind (especially when different areas of knowledge are affected), you can increase student performance. We also note that during such events, the communicative component between the students and the teacher increases, which at the same time can be a subject teacher and the head of a competition or olympiad. It has been noted that recently, such activities in the branch are gaining momentum, and the number of competitions and contests and the participants themselves is increasing annually. After participating, in such external events, students begin to realize that they need to constantly strive for self-development and increase their skill level. The authors highlighted the difficulties that students encounter in preparing for competitive olympiad activities and shows the role of the leader (curator, tutor, etc.) in solving these difficulties. When analyzing the competition-olympiad activity, it was revealed that the olympiads are disciplinary in nature, and the competitions are creative and research in nature, some are directly related to the chosen specialty.
Keywords: competition, olympiad, competitive olympiad activity, diploma, certificate, student.
References
1. Puchkov N. P., Popov A. I. Olimpiadnoye dvizheniye kak forma organizatsii obucheniya v vuze: uchebno-metodicheskoyeposobiye [The Olympiad movement as a form of organization of study at a university: a teaching aid]. Tambov, Tambov State Technical University Publ., 2009. 180 p. (in Russian).
2. Popov A. I. Istoriya stanovleniya i tendentsii razvitiya olimpiadnogo dvizheniyapo teoreticheskoy mekhanike [The history of formation and development trends of the olympiad movement in theoretical mechanics]. Tambov, TSTU Publ., 2010. 67 p. (in Russian).
3. Senicheva N. N., Sokolova D. V Uchastiye v konkursakh i olimpiadakh kak forma razvitiya odarennosti obuchayushchihsya [Participation in contests and olympiads as a form of development of students' giftedness]. Voprosy territorial'nogo razvitiya - Territorial Development Issues, 2015, vol. 9 (29), pp. 1-17 (in Russian).
4. Arkhipov V. P. Reytingovye olimpiady kak forma razvitiya intellektual'noy deyatel'nosti shkol'nikov [Rating olympiads as a form of development of intellectual activity of schoolchildren]. VestnikBelgorodskogo universiteta potrebitel 'skoy kooperatsii - Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2005, vol. 4, pp. 11-13 (in Russian).
5. Tsygankova A. V. Olimpiada kak forma aktivizatsii uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti studentov [Olympiad as a form of enhancing educational and cognitive activity of students]. Informatsionnyy portal Vserossiyskoy olimpiady shkol'nikov [Information portal of the Russian national Olympiad for schoolchildren] (in Russian). URL: http://www.rosolymp.ru/attachments/10374_s03_033.pdf (accessed 21 December 2020).
6. Vinokurova N. V Konkursnaya deyatel'nost' kak faktor razvitiya studencheskogo samoupravleniya [Competitive activity as a factor in the development of student self-government]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Vyatka State University Herald of Vyatka State University, 2013, no. 2 (1), pp. 141-145 (in Russian).
7. Senicheva N. N. Shkol'nye olimpiady po ekonomike v nauchnoy organizatsii [School olympiads in Economics in a scientific organization]. Vologda, ISEDT RAS Publ., 2016. 100 p. (in Russian).
8. Kulikova V V., Kovaleva E. A. Analiz provedeniya konferentsiy [Analysis of conferences]. Rol'malykh gorodov v territoriyakh operezhayushchego razvitiya: materialy XIV regional 'naya (s mezhdunarodnym uchastiyem) nauchno-prakticheskaya konferentsiya, g. Bol'shoy Kamen', 8-9 noyabrya 2019 g. DVFU, Filial v g. Bol'shoy Kamen' [The role of small cities in the territories of priority development: materials of the XIV Regional (with international participation) scientific and practical conference, Bolshoy Kamen, November 8-9, 2019. FEFU, Branch in Bolshoi Kamen]. Vladivostok, FEFU Publ., 2020. Pp. 200-205 (in Russian).
9. Duryagina N. N. Konkursno-olimpiadnoye dvizheniye ISERT RAN kak forma realizatsii detskogo i molodezhnogo tvorchestva [ISEDT RAS Competition and Olympiad Movement as a Form of the Implementation of Children and Youth Creativity]. Problemy i perspektivy razvitiya nauchno-tekhnicheskogo prostranstva: materialy nauchnoy internet-konferentsii, g. Vologda, 26-30 iyunya 2017g. [Problems and Prospects for the Development of Scientific and Technological Space: Materials of a Scientific Internet Conference, Vologda, June 26-30, 2017]. Vologda, FSBI VolNTs RAS Publ., 2017. Pp. 272-277 (in Russian).
10. Zinchenko E. A., Klyshnikova L. P., Naydenova V. P. Ot sposobnostey k odarennosti: praktika konkursno -olimpiadnogo dvizheniya v SPO [From abilities to giftedness: the practice of competitive - olympiad movement in the STR]. Aktual'nye voprosy teorii i praktiki razvitiya nauchnykh issledovaniy: zbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (20 iyunya 2019, Taganrog) [Actual problems of the theory and practice of the development of scientific research: a collection of articles of the International scientific and practical conference (June 20, 2019, Taganrog)]. Ufa, Aeterna Publ., 2019. Pp. 229-230 (in Russian).
Kulikova V. V., Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor, Vladivostok State
University of Economics and Service (VGUES) (ul. Ozernaya, 2, Nakhodka, Russian Federation,
692900).
E-mail: [email protected]
Kovaleva E. A., Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Far Eastern Federal
University (ul. Sportivnaya, 6, Nakhodka, Russian Federation, 692900).
E-mail: [email protected]