Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ'

ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / КОНКУРС / СОСТЯЗАНИЯ / ТВОРЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОСТ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕРЕС К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПОСОБНОСТЬ ОБУЧАТЬСЯ / ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Привалова Г. Ф., Ткаченко Л. А., Ткаченко А. В.

Введение. В статье проанализированы организация и проведение студенческих предметных олимпиад в вузе культуры. В ходе подготовки обучающихся к участию в олимпиаде выявляются определенные проблемы, которые поэтапно успешно решаются. Авторами представлено понятие «олимпиада», рассмотрены этапы (туры) подготовки и проведения олимпиад, предложен анализ результатов функционирования олимпиадной системы в России в период с 2013 по 2019 г. в вузах. Дается теоретическое обоснование значимости данного интеллектуального соревнования, описываются его составляющие, а также опыт проведения в вузе. Авторы статьи приглашают присоединиться к дискуссии. Методология. Исследования особенностей студенческих предметных олимпиад обусловлены значимостью данных мероприятий, в связи с чем возрастает актуальность научно-теоретических и прикладных разработок, анализа организации и проведения студенческих предметных олимпиад. Качество учебных материалов и методических разработок позволяет совершенствовать процесс подготовки и организации предметных олимпиад в вузе. Результаты. В российских вузах ежегодно проводится более 2 тыс. интеллектуальных соревнований, среди которых лидируют олимпиады. Одним из приоритетных направлений развития российского образования в последние годы является создание условий для выявления и поддержки талантливой, одаренной молодежи. Семь лет назад, в 2013 г., по инициативе Российского Союза ректоров при поддержке Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» было проведено исследование, в котором приняли участие 376 вузов. Особое внимание в данном исследовании было уделено олимпиадному движению в вузах России [4, с. 36]. Ученые, такие как В. И. Кошкин, А. И. Гордеев, А. Е. Белоцерковский, И. А. Каплунов, А. А. Мальцева, Е. Л. Пустовалова и другие, тщательно изучили процесс организации олимпиад различного уровня [3, c. 28] и проанализировали результаты функционирования олимпиадной системы с 2013 по 2019 г. в вузах. Данные показали ежегодное постепенное увеличение числа участников олимпиад, что свидетельствует о повышении интереса студентов к такого рода мероприятиям [8]. Заключение. Важнейшей задачей системы высшего образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышления, ориентированного на эффективное использование приобретенных навыков в будущей практической деятельности. Решение поставленной задачи частично достигается путем разработки качественных олимпиадных заданий. Подготовка к предметной олимпиаде и победа в ней позволяют студенту почувствовать свою не только интеллектуальную, но и экономическую значимость. Участие в олимпиадах помогает обучающимся совершенствовать полученные знания, пробуждает интерес к дисциплине, стимулирует желание изучать дополнительную тематическую литературу. Также это отличная возможность для студента сравнить свой уровень и выявить пробелы в знаниях, чтобы утвердиться в успехах. Профессорско-преподавательскому составу предоставляется возможность создать благоприятную обстановку для профессионального роста молодых сотрудников, «вырастить» собственными силами специалистов с высоким профессиональным потенциалом, привлечь талантливых выпускников к дальнейшей педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Привалова Г. Ф., Ткаченко Л. А., Ткаченко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT OLYMPIADS AS A WAY OF EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT OF STUDENTS OF UNIVERSITY OF CULTURE

Introduction. The article analyzes the organization and conduct of student subject Olympiads at the University of culture. During the preparation of students for participation in the Olympiad, certain problems are identified, which are successfully solved in stages. The authors present the concept of “Olympiad”, consider the stages (tours) of the preparation and conduct of the Olympiads, propose an analysis of the results of the functioning of the Olympiad system in Russia in the period from 2013 to 2019 in universities. The theoretical substantiation of the significance of this intellectual competition is given, its components are described, as well as the experience of conducting it at the university. The authors of the article invite you to join the discussion. Methodology. Research on the features of student subject Olympiads is conditioned by the significance of these events, which increases the relevance of scientific, theoretical and applied research, analysis of the organization and conduct of student subject Olympiads. The quality of educational materials and methodological developments allows us to improve the process of preparation and organization of subject Olympiads at the university. Results. More than 2000 intellectual competitions are held annually in Russian universities, among which the Olympiads are the leading ones. One of the priorities for the development of Russian education in recent years has been to create conditions for identifying and supporting talented, gifted young people. 7 years ago, in 2013, at the initiative of the Russian Union of rectors, with the support of the Higher school of Economics Research University, a study was conducted, in which 376 universities took part. Special attention in this study was paid to the Olympiad movement in Russian universities [4, p. 36]. Scientists such as V. I. Koshkin, A. I. Gordeev, A. E. Belotserkovsky, I. A. Kaplunov, A. A. Maltseva, E. L. Pustovalova and others have carefully studied the process of organizing Olympiads of various levels [3, p. 28] and analyzed the results of the functioning of the Olympiad system from 2013 to 2019 in universities. The data showed a year-by-year gradual increase in the number of participants in Olympiads, which indicates an increase in students ‘ interest in such events [8]. Conclusion. The most important task of the higher education system is to improve the training of specialists and improve the level of professional knowledge, to form a systemic thinking among students, focused on the effective use of acquired skills in future practical activities. The solution of the problem is partially achieved by developing high-quality Olympiad tasks. Preparing for the subject Olympiad and winning it allows the student to feel their not only intellectual, but also economic significance. Participation in Olympiads helps students improve their knowledge, arouses interest in the discipline, and encourages the desire to study additional thematic literature. It is also a great opportunity for students to compare their level and identify gaps in knowledge to become established in success. The faculty is given the opportunity to create a favorable environment for the professional growth of young employees, to “grow” on their own professionals with high professional potential, to attract talented graduates to further pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ»

analysis]. Modern High Technologies, 2014, no. 11, pp. 31-37. Available at: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id= 34769 (accessed 20.03.2020). (In Russian). 16. Upravlenie professional'ny'iTii obrazovatel'ny'mi uchrezh-deniyami: kratkijkurs lekczij[Management of vocational educational institutions: a short course of lectures]. Comp. A. I. Kapichnikov, O. B. Kapichnikova. Saratov, 2014, 98 p. (In Russian).

17. Khodusov A. N. Metodologiya proektirovaniya i modelirovaniya professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh ego modernizaczii [Methodology of designing and modeling vocational education in the context of its modernization]. Scientific Notes, 2018, no. 4 (48), pp. 141-146. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/metodologiya-proektirovaniya-i-modelirovaniya-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-ego-modernizatsii (accessed 20.03.2020). (In Russian).

УДК/UDC 378 Г. Ф. Привалова, Л. А. Ткаченко, А. В. Ткаченко

G. F. Privalova, L. A. Tkachenko, A. V. Tkachenko

ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ

SUBJECT OLYMPIADS AS A WAY OF EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT OF STUDENTS OF UNIVERSITY OF CULTURE

Введение. В статье проанализированы организация и проведение студенческих предметных олимпиад в вузе культуры. В ходе подготовки обучающихся к участию в олимпиаде выявляются определенные проблемы, которые поэтапно успешно решаются.

Авторами представлено понятие «олимпиада», рассмотрены этапы (туры) подготовки и проведения олимпиад, предложен анализ результатов функционирования олимпиадной системы в России в период с 2013 по 2019 г. в вузах. Дается теоретическое обоснование значимости данного интеллектуального соревнования, описываются его составляющие, а также опыт проведения в вузе. Авторы статьи приглашают присоединиться к дискуссии.

Методология. Исследования особенностей студенческих предметных олимпиад обусловлены значимостью данных мероприятий, в связи с чем возрастает актуальность научно-теоретических и прикладных разработок, анализа организации и проведения студенческих предметных олимпиад. Качество учебных материалов и методических разработок позволяет совершенствовать процесс подготовки и организации предметных олимпиад в вузе.

Результаты. В российских вузах ежегодно проводится более 2 тыс. интеллектуальных соревнований, среди которых лидируют олимпиады. Одним из приоритетных направлений развития российского образования в последние годы является создание условий для выявления и поддержки талантливой, одаренной молодежи. Семь лет назад, в 2013 г., по ини-

циативе Российского Союза ректоров при поддержке Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» было проведено исследование, в котором приняли участие 376 вузов. Особое внимание в данном исследовании было уделено олимпиад-ному движению в вузах России [4, с. 36].

Ученые, такие как В. И. Кошкин, А. И. Гордеев, А. Е. Белоцерковский, И. А. Каплунов, А. А. Мальцева, Е. Л. Пустовалова и другие, тщательно изучили процесс организации олимпиад различного уровня [3, с. 28] и проанализировали результаты функционирования олимпиадной системы с 2013 по 2019 г. в вузах. Данные показали ежегодное постепенное увеличение числа участников олимпиад, что свидетельствует о повышении интереса студентов к такого рода мероприятиям [8].

Заключение. Важнейшей задачей системы высшего образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышления, ориентированного на эффективное использование приобретенных навыков в будущей практической деятельности. Решение поставленной задачи частично достигается путем разработки качественных олимпиадных заданий.

Подготовка к предметной олимпиаде и победа в ней позволяют студенту почувствовать свою не только интеллектуальную, но и экономическую значимость. Участие в олимпиадах помогает обучающимся совершенствовать полученные знания, про-

буждает интерес к дисциплине, стимулирует желание изучать дополнительную тематическую литературу. Также это отличная возможность для студента сравнить свой уровень и выявить пробелы в знаниях, чтобы утвердиться в успехах.

Профессорско-преподавательскому составу предоставляется возможность создать благоприятную обстановку для профессионального роста молодых сотрудников, «вырастить» собственными силами специалистов с высоким профессиональным потенциалом, привлечь талантливых выпускников к дальнейшей педагогической деятельности.

Introduction. The article analyzes the organization and conduct of student subject Olympiads at the University of culture. During the preparation of students for participation in the Olympiad, certain problems are identified, which are successfully solved in stages.

The authors present the concept of "Olympiad", consider the stages (tours) of the preparation and conduct of the Olympiads, propose an analysis of the results of the functioning of the Olympiad system in Russia in the period from 2013 to 2019 in universities. The theoretical substantiation of the significance of this intellectual competition is given, its components are described, as well as the experience of conducting it at the university. The authors of the article invite you to join the discussion.

Methodology. Research on the features of student subject Olympiads is conditioned by the significance of these events, which increases the relevance of scientific, theoretical and applied research, analysis of the organization and conduct of student subject Olympiads. The quality of educational materials and methodological developments allows us to improve the process of preparation and organization of subject Olympiads at the university.

Results. More than 2000 intellectual competitions are held annually in Russian universities, among which the Olympiads are the leading ones. One of the priorities for the development of Russian education in recent years has been to create conditions for identifying and supporting talented, gifted young people. 7 years ago, in 2013, at the initiative of the Russian Union of rectors, with the support of the Higher school of Economics Research University, a study was conducted, in which 376 universities took part. Special attention in this study was paid to the Olympiad movement in Russian universities [4, p. 36].

Scientists such as V. I. Koshkin, A. I. Gordeev, A. E. Belo-tserkovsky, I. A. Kaplunov, A. A. Maltseva, E. L. Pustovalova and others have carefully studied the process of organizing Olympiads of various levels [3, p. 28] and analyzed the results of the functioning of the Olympiad system from 2013

to 2019 in universities. The data showed a year-by-year gradual increase in the number of participants in Olympiads, which indicates an increase in students ' interest in such events [8].

Conclusion. The most important task of the higher education system is to improve the training of specialists and improve the level of professional knowledge, to form a systemic thinking among students, focused on the effective use of acquired skills in future practical activities. The solution of the problem is partially achieved by developing high-quality Olympiad tasks.

Preparing for the subject Olympiad and winning it allows the student to feel their not only intellectual, but also economic significance. Participation in Olympiads helps students improve their knowledge, arouses interest in the discipline, and encourages the desire to study additional thematic literature. It is also a great opportunity for students to compare their level and identify gaps in knowledge to become established in success.

The faculty is given the opportunity to create a favorable environment for the professional growth of young employees, to "grow" on their own professionals with high professional potential, to attract talented graduates to further pedagogical activities.

Ключевые слова: олимпиада, конкурс, состязания, творчески активные обучающиеся, интеллектуальный рост, творческий потенциал, интерес к научной деятельности, способность обучаться, повышение интереса.

Keywords: Olympiad, competition, competitions, creatively active students, intellectual growth, creative potential, interest in scientific activity, ability to learn, increasing interest.

Введение

Олимпиады для студентов высшего профессионального образования - это соревнования, участники которых выполняют определенные задания, как теоретические, так и практические. Согласно положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, олимпиады направлены на выявление и развитие интеллектуальных, а также творческих способностей обучающихся, повышение интереса к научной деятельности, пропаганду научных знаний [7]. Вузовские олимпиады бывают разных уровней: вузовского, регионального, всероссийского, международного. В последние годы, с активным развитием технологий, олимпиады, особенно международного уровня, нередко стали устраивать в интернет-формате [6].

В российских вузах ежегодно проводится более 2 тыс. различных интеллектуальных соревнований, среди которых лидирующие позиции занимают олимпиады и конкурсы. Между тем выявлению особенностей студенческих предметных олимпиад до сих пор уделялось недостаточно внимания: большинство проведенных исследований относятся прежде всего к олимпиадам, проводящимся в общеобразовательных организациях. Однако в настоящее время отмечается повышение роли и значимости студенческих олимпиад в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов.

Олимпиадные задания, разрабатываемые профессорско-преподавательским составом вуза культуры, позволяют моделировать ситуации, развивающие готовность к проявлению творческих способностей в условиях жестких ограничений и ответственности за конечный результат. Участие студентов в олимпиадах существенно влияет на развитие знаний и умений, полученных студентами при изучении ими общепрофессиональных дисциплин и углубление достигнутого уровня при изучении профессиональных модулей.

Важно включать в олимпиадные задания не только творческие, но и те, которые построены на нестандартных ситуациях, при решении которых у студентов проявляются коммуникативно-лидерские качества, что способствует формированию такой компетенции, как «способность находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность» (ОПК 2). Именно это привлекает работодателей, присутствующих на защите выпускных квалификационных работ, что стало традицией в вузе культуры за последние 5 лет.

Немаловажную роль при принятии выпускников на определенную должность является наличие творческих способностей, умения быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, умения импровизировать во время экзамена или защиты, быть находчивым в различных ситуациях. Как правило, блестяще защищают свои работы именно участники олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций.

Отсюда возрастает актуальность содержания научно-теоретических и прикладных разработок, посвященных студенческим предметным олимпиадам, а также учебных материалов, позволяющих совершенствовать олимпиадные задания. Призовые места на студенческих олимпиадах разных уровней - это итог работы преподавателя со студентами не только в ходе учебных занятий, но и во внеаудиторной обстановке.

Методология

Рассмотрев понятие олимпиада (греч. Olympias -род. п. Olympiados), отметим, что под олимпиадой подразумевается: 1) промежуток времени в 4 года между двумя Олимпийскими играми (древнегреческими); единица летосчисления в Др. Греции (до 394 н. э.); годом 1-й Олимпиады считается 776 до н. э.; 2) крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности (см. Олимпийские игры); 3) соревнование, смотр, конкурс (напр., в математике) [2].

Современные олимпиады, проводимые образовательными организациями, в большей степени напоминают интеллектуальное соревнование, которое ежегодно не перестает видоизменяться, приобретать новые цели и задачи. Анализ нормативно-правового обеспечения, а также законодательных актов относительно студенческого олимпиадного движения в России сегодня показывает, что в настоящее время активизировалось общественное мнение о роли и целях политики государства в лице профильного ведомства (учредителя) в области поддержки талантливой молодежи. В ходе таких дискуссий эксперты, в частности В. И. Кошкин, А. И. Гордеев, А. Е. Бело-церковский, И. А. Каплунов, А. А. Мальцева, Е. Л. Пусто-валова [4, с. 28], отмечают системные ошибки процесса организации государственных олимпиад.

Анализ результатов функционирования данной системы показывает, что она успешно и эффективно решает эту задачу, а увеличение количества участников свидетельствует о повышении интереса студентов к такого рода мероприятиям.

Главная цель современных олимпиад: выявление талантливой, одаренной молодежи диктует выполнение определенных задач, таких, как:

- совершенствование профессиональных умений и улучшение качества подготовки специалистов;

- повышение интереса студентов к избранной профессии;

- пропаганда научных знаний и развитие у обучающихся интереса к научной деятельности;

- формирование и развитие имиджа социально успешных и творчески активных молодых исследователей;

- популяризация научной деятельности среди студентов вуза;

Закономерен вопрос: зачем и кому нужны олимпиады? В свете происходящих изменений в отношении общества к проблемам образования - это отнюдь не праздные вопросы. Проведя опрос среди студентов 1-2-го курса Кемеровского государственного

института культуры, мы выяснили, что первыми в списке «заинтересованных сторон» стоят, конечно, студенты. Поэтому к уже перечисленным выше задачам олимпиад можно добавить следующие:

- формирование интереса к изучаемому предмету;

- нацеленность на достижение поставленной цели и др.

Следующими заинтересованными являются сами вузы. Опыт обучения и воспитания собственных талантливых кадров существует во многих из них, и наш вуз (КемГИК) - не исключение. В настоящее время профессорско-преподавательский состав вузов культуры уделяет особое внимание способным студентам путем привлечения их к научной и педагогической работе. Бакалавры вырастают до уровня магистров, аспирантов, преподавателей. При создании благоприятной обстановки для профессионального роста молодых сотрудников увеличиваются шансы сохранить выращенный собственными силами состав с высоким профессиональным потенциалом, а также привлечь талантливых выпускников из внешней среды.

На молодых исследователей и преподавателей зачастую делается ставка в создании новых методик и технологий, в росте результативности научно-исследовательских работ, повышении педагогического мастерства, а в результате - улучшение имиджа вуза [5, с. 35-38].

И все-таки в организации и проведении олимпиад не все так просто и гладко. Исследователь А. Я. Белов отмечает имеющиеся факты ослабления связи олим-пиадного движения с научным сообществом. Он говорит, что совсем недавно у истоков олимпиадного движения стояли великие ученые, но постепенно уровень олимпиадных заданий стал снижаться в связи с тем, что организацией и проведением олимпиад стали заниматься некомпетентные в данном вопросе специалисты, иногда это менеджеры или организаторы, и члены жюри зачастую не являются предметными профессионалами. В итоге в олимпиадном мире может сложиться псевдонаучная ценностная ориентация, напоминающая «спортивную», доминирующими подходами которой является натаскивание, а также формальные требования и критерии. Главное - заставить студентов выложиться и получить победу [1].

В такой возможной ситуации олимпиада будет рассматриваться не как творческий процесс, а как соревнование, при котором выявляются победители с максимально быстрой реакцией, хорошей памятью и линейной логикой. Однако вузы культуры, как правило, ориентируются на творчество, науку, интеллект обучаю-

щихся. Таковыми являются всесоюзные олимпиады, на организацию которых можно и нужно равняться.

Отметим некоторые трудности, с которыми приходится сталкиваться студентам-олимпиадникам. Замечено, что при подготовке к олимпиаде некоторые обучающиеся как бы «отрываются» от реальности, привыкнув к особому отношению со стороны окружающих при необходимости делать упор только на один предмет. Часть студентов при подготовке к олимпиаде забрасывает все остальные предметы. Со стороны преподавательского состава наблюдается недостаточное количество заинтересованных преподавателей-энтузиастов; проверяют олимпи-адные работы зачастую некомпетентные в данных вопросах члены жюри т. д. [5].

У преподавателей-разработчиков заданий олимпиады по дисциплинам также имеются определенные затруднения в подготовке и проведении олимпиады. Это прежде всего - составление положения, критериев оценки, высвобождение времени для работы с олимпиадными заданиями, подбора нужного материала. Преподаватель вынужден углубленно изучить дисциплину, чтобы разработать интересные, познавательные задания и т. д. На все это уходит большое количество времени. Однако результат этого стоит, подобранный материал пригодится при следующем проведении олимпиады, а также в дальнейшем преподавании дисциплины.

Развивая мысль дальше, ответим на следующий вопрос: «Что дают олимпиады студентам вуза?» Нюансы, конечно, зависят от специфики олимпиады и от вуза, который ее проводит. В большинстве случаев призы и бонусы, которые может получить призер или победитель, указываются на сайтах учреждения.

Вот примерный список возможных бонусов, предназначенных победителям студенческих олимпиад:

1. Зачет «автоматом» по сдаваемой дисциплине.

2. Льготы при зачислении в магистратуру по профилю олимпиады.

3. Денежные премии.

4. Возможность приглашения для прохождения практики в желаемую организацию, т. к. зачастую соор-ганизаторами олимпиад являются компании-лидеры той отрасли, по которой проводятся состязания.

5. Благодарственные письма, дипломы, памятные подарки, медали.

Есть, конечно, дополнительные, пусть и менее очевидные, бонусы:

1) шанс подтянуть свои знания и применить их на практике, а также проверить свои навыки и умения на соответствие требованиям работодателей;

2) полезное общение с единомышленниками и будущими коллегами;

3) повышение личного статуса в глазах других студентов и педагогического коллектива;

4) знакомство с выдающимися учеными и работниками выбранной сферы;

5) возможность для путешествий (многие олимпиады устраивают в вузах крупных городов) и др.

В КемГИК имеется определенный опыт проведения предметных олимпиад по иностранным языкам, общественным наукам, культурологии. Например, в 2018 году на базе ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» проходила V Всероссийская открытая олимпиада научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции». Основной целью олимпиады было выявление и активизация одаренной молодежи, способной к научной деятельности в области культуры и искусства.

Мероприятие прошло плодотворно, были награждены победители и их руководители. Однако усовершенствование системы проведения олимпиад различного уровня с учетом специфики преподавания дисциплин по разным направлениям подготовки на сегодняшний день остается актуальным.

Накопленный в настоящее время опыт проведения студенческих олимпиад в КемГИК позволяет систематизировать организационно методическую работу вуза в данном направлении. Обычно городская олимпиада проводится в два тура. Первый тур олимпиады проводится с октября по март данного учебного года. Для организации и проведения 1-го тура приказом ректора создается оргкомитет из числа ведущих ученых представителей ректората, Оргкомитет разрабатывает положения о проведении всех предстоящих туров олимпиады. Ответственным за проведение олимпиады по конкретному предмету в данном вузе является заведующий соответствующей кафедры. Обычно создается группа, отвечающая за агитационную работу по привлечению студентов к участию в олимпиаде.

После проведения данного мероприятия и определения состава команды для участия во 2-м туре заведующий кафедрой организует дополнительные занятия по подготовке к городскому туру олимпиады. Кафедра выделяет преподавателя, который курирует группу победителей и является лицом, отвечающим за своевременное оповещение студентов и их дальнейшие действия. Жюри конкурса состоит из трех преподавателей кафедры. Для обеспечения объективности оценки желательно, чтобы каждый член жюри проверял одну и ту же работу у всех участников.

Для проведения олимпиады должны быть создана торжественная и праздничная обстановка. Перед его началом к участникам с кратким приветствием должен обратится декан института или заведующий кафедрой. Для того чтобы облегчить проведение итогов олимпиады, необходимо назначить такую систему оценок олимпиадных задач, при которой наибольшее число баллов каждого участника равнялась бы 100 (например, 10 задач по 10 баллов или 5 задач по 20 баллов) Проверка решений и объявления результатов конкурса должны быть проведены в самые сжатые сроки. Олимпиаду можно рассматривать как одну из форм интеллектуального соревнования студентов и студенческих групп. В настоящее время к участию в конкурсах привлекаются все желающие студенты. В итоге конкурсы выявляют лучших студентов курса, факультета, вуза [6].

Результаты

Сегодня все чаще наши студенты принимают участие в дистанционных олимпиадах, предлагаемых различными вузами. При этом участники олимпиады должны находятся не у себя дома, а в компьютерном классе вуза, они не имеют права пользоваться телефонами, хотя использование методических материалов и калькулятора не возбраняется.

Отвечая на вопрос, прозвучавший на одном из заседаний кафедры социально-культурных технологий, -как повлияла олимпиада на качество образования студентов, - преподаватели оставили положительные отзывы. Увеличилось количество отличников. Так, из 10 выпускников группы СКАиР-151 трое являются отличниками, именно они на протяжении пяти лет принимали участие в олимпиадах различных уровней и получали призовые места. Следующая группа СКАиР-161 состоит из семи студентов, и шесть из них претендуют на диплом с отличием. Это студенты, которые также активно принимали участие во всех мероприятиях вуза: научно-практических конференциях, олимпиадах, форумах, проектах. Сами студенты и выпускники КемГИК считают, что олимпиадное движение - это яркая страница в их жизни. Участие в них не только престижно, но и способствует приобретению значимых привилегий в будущем, получению желаемого места работы.

Творческая атмосфера олимпиад наполнена талантливыми студентами, с которыми легко и интересно общаться. Участники олимпиад - это не зануды, вечно сидящие в книжках, а всегда веселые и активные ребята, известные преподаватели вузов, посещающие экскурсии, конкурсы, концерты, способствующие развитию их интеллекта.

Заключение

Предметные олимпиады и конкурсы - это путь к повышению качества образования студентов вузов культуры, а само мероприятие может стать традицией на кафедре, значимым событием на факультете. Сегодня, благодаря развитию образовательного пространства во всемирной сети Интернет, даже самые неактивные студенты смогут принять участие в интеллектуальных соревнованиях. Олимпиады - это отличная возможность для обучающегося раскрыть свой потенциал и обрести уверенность. К тому же в них можно принимать участие вне зависимости от места проживания, в удобное время, совмещать их с учебой.

Регулярно участвуя в таких состязаниях, студенты преодолевают страх перед экзаменами, что в будущем поможет справиться с волнением в ходе защиты дипломной работы. Кроме того, олимпиадные достижения являются отличным дополнением к портфо-лио. Участие в интеллектуальных соревнованиях - это повышение самооценки и, что немаловажно, новые знакомства с учеными, педагогами, студентами, которые имеют сходные интересы.

Литература

1. Белов А. Я. Олимпиады: дверь в математику или спорт? // Математическое просвещение. 2011. № 15. С. 182-186.

2. Большой Российский энциклопедический словарь. М., 2009. 1887 с.

3. Исследование лучших практик работы с талантливыми школьниками и студентами [Электронный ресурс]. URL: http://rectors.stu.lipetsk.ru/bestpractice.pdf.

4. О повышении эффективности всероссийских студенческих олимпиад / В. И. Кошкин, А. И. Гордеев, А. Е. Белоцерковский и др. // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 25-30.

5. Назарова И. Б. Кадровые стратегии российских вузов-лидеров: планы и реализация. М., 2011. 80 с. (Экономика высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования ; Вып. 6).

6. Организация олимпиад по основным дисциплинам, изучаемым на младших курсах высших учебных заведений // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1413-1415. URL: https://moluch. ru/archive/115/31279/ (дата обращения: 15.02.2020).

7. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.

References

1. Belov A. Y. Olimpiady: dver' v matematiku ili sport? [Olympics: the door to mathematics or sport?]. Mathematical education, 2011, no. 15, pp. 182-186. (In Russian).

2. Bol'shoj Rossijskij enciklopedicheskijslovar' [Great Russian Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 2009, 1887 p. (In Russian).

3. Issledovanie luchshih praktik raboty s talantlivymi shkol'nikami i studentami [A study of the best practices of working with talented schoolchildren and students]. Available at: http://rectors.stu. lipetsk.ru/bestpractice.pdf. (In Russian).

4. Koshkin V. I., Gordeev A. I., Belocherkovsky A. E., Kaplunov I. A., Maltseva A. A., Pustovalova E. L. O povyshenii effektivnosti vserossijskih studencheskih olimpiad [Improving the efficiency of national student competition]. Higher Education in Russia, 2014, no. 11, pp. 25-30. (In Russian).

5. Nazarova I. B. Kadrovye strategii rossijskih vuzov-liderov: plany i realizaciya [Staff strategies of Russian universities-leaders: plans and implementation]. Moscow, 2011, 80 p. (Higher school economics: Analytical reviews on the main areas of higher education, Vol. 6). (In Russian).

6. Organizaciya olimpiad po osnovnym disciplinam, izuchaemym na mladshih kursah vysshih uchebnyh zavedenij [The organization of the Olympics in the main disciplines studied in junior courses of higher education institutions]. Young Scientist, 2016, no. 11, pp. 1413-1415. Available at: https://moluch.ru/ archive/115/31279/ (accessed 15.02.2020). (In Russian).

7. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii [On Education in the Russian Federation]. Federal law of 29.12.2012 no. 273-Fz. Russian Newspaper, 2012, December 31. (In Russian).

УДК/UDC 377 Е. В. Рогалева, Л. Р. Третьякова

E. V. Rogaleva, L. R. Tretyakova

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ЧЕРЕЗ НЕЗАВИСИМУЮ ОЦЕНКУ КВАЛИФИКАЦИИ

FEATURES OF CONDUCTING A DEMONSTRATION EXAM THROUGH AN INDEPENDENT ASSESSMENT OF QUALIFICATIONS

Введение. В статье рассматриваются особенности организации и проведения итоговой государственной аттестации в организациях среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена по модели совмещения с независимой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оценкой квалификации. Представлена сравнительная характеристика различных моделей проведения демонстрационного экзамена. Описан опыт реализации пилотного проекта по проведению независимой оценки квалификации в Иркутской области, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.