Научная статья на тему 'Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы'

Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1210
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ / ОЛИМПИАДНОЕ СООБЩЕСТВО / STUDENT OLYMPIAD / OLYMPIAD MOVEMENT / SUBJECT OLYMPIADS / OLYMPIAD COMMUNITY / OLYMPIAD MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоник Игорь Леонидович, Юрова Ольга Витальевна, Текин Александр Валерьевич, Фетисов Александр Викторович, Чесноков Олег Константинович

В основу статьи положен анализ особенностей развития олимпиадного движения в России, в частности студенческих предметных олимпиад в вузах. По мере расширения олимпиадного движения появляются новые проблемы как ответ на процессы, происходящие в настоящее время в сфере отечественного высшего образования. Авторы приглашают присоединиться к дискуссии на данную тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гоник Игорь Леонидович, Юрова Ольга Витальевна, Текин Александр Валерьевич, Фетисов Александр Викторович, Чесноков Олег Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT OLYMPIAD: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article focuses on the issues of development of the students’ Olympiad movement in Russia, in particular, the development of student research competitions in higher school. Concurrently the expansion of Olympiad movement, a list of issues occurring now in national higher education expands too. One of the main problems is the decay of ties of the Olympiad movement with the scientific community, predominance of “Olympiad management” with the corresponding subculture. The authors invite all interested parties to join the discussion about them the topical problems of students’ Olympiad movement.

Текст научной работы на тему «Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы»

Обсуждаем проблему

119

checking, self-control, self-management, constructive interaction. Thus, the adaptation training is an effective technology to overcome the barriers to development of educational professional activity, self-understanding and effective communication by first-year students.

Keywords: adaptation, adaptation training, adaptation barriers, first-year students, selfunderstanding, educational professional activity

References

1. Borisova S.E. (1999) [Business game as a method of socio-psychological training]. Voprosy psychologii

[Psychological Issues]. No. 4, pp. 5 2-5 7 (In Russ.)

2. Klimova E.K., Pomazina O.A., Bakurova O.N. (2013) Psikhologiya uspekha. Trening lichnostnogo i

professional’nogo razvitiya: uchebno-metodicheskoeposobie [Psychology of success. Training of personal and professional development: teaching aid]. St. Petersburg: Rech’ Publ., 160 p. (In Russ.)

3. Klimova E.K., Pomazina O.A., Bakurova O.N. (2013) Psikhologiya uspekha. Trening lichnostnogo i

professional’nogo razvitiya: rabochaya tetrad’ [Psychology of success. Training of personal and professional development: workbook]. St. Petersburg: Rech’ Publ., 128 p. (In Russ.)

The paper was submitted 24.03.2015.

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ГОНИК Игорь Леонидович - канд. техн. наук, доцент, проректор по учебной работе, Волгоградский государственный технический университет. E-mail: gonik@vstu.ru ЮРОВА Ольга Витальевна - канд. социол. наук, начальник учебно-методического отдела, Волгоградский государственный технический университет. E-mail: yurova@vstu.ru ТЕКИН Александр Валерьевич - ст. преподаватель, начальник отдела менеджмента качества образовательной деятельности, Волгоградский государственный технический университет. E-mail: omkod@vstu.ru

ФЕТИСОВ Александр Викторович - канд. техн. наук, доцент, начальник учебно-методического управления, Волгоградский государственный технический университет. E-mail: fetisov@vstu.ru

ЧЕСНОКОВ Олег Константинович - ст. преподаватель, Волгоградский государственный технический университет. E-mail: vmp@vstu.ru

Аннотация. В основу статьи положен анализ особенностей развития олимпиадного движения в России, в частности студенческих предметных олимпиад в вузах. По мере расширения олимпиадного движения появляются новые проблемы как ответ на процессы, происходящие в настоящее время в сфере отечественного высшего образования. Авторы приглашают присоединиться к дискуссии на данную тему.

Ключевые слова: студенческие олимпиады, олимпиадное движение, предметные олимпиады, олимпиадное сообщество

По поводу проблем подготовки предметных олимпиад и организации их проведения накоплен значительный учебно-методический и научно-методологический опыт. Анализ данного опыта позволяет сделать ряд принципиальных выводов, кото-

рые послужили поводом для написания статьи на эту тему.

Прежде всего отметим, что олимпиадное движение набирает сегодня обороты, о чем свидетельствует статистика. В российских вузах ежегодно проводится около 10

120

Высшее образование в России • № 5, 2015

тысяч интеллектуальных соревнований, среди которых лидирующие позиции занимают олимпиады. При этом в подобного рода мероприятиях участвует до половины выпускников [1, с. 36]. Между тем исследованию особенностей студенческих предметных олимпиад до сих пор не уделялось достаточного внимания: большинство проведенных исследований относятся прежде всего к олимпиадам в общеобразовательной школе. Однако в настоящее время отмечается повышение роли и значимости студенческих олимпиад в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов. Отсюда возрастает актуальность научнотеоретических и прикладных разработок, посвящённых анализу целей и функций студенческих предметных олимпиад, их содержанию, а также вопросам создания учебных материалов и методических разработок, позволяющих совершенствовать процессы их подготовки и организации. В феврале-марте 2013 г. по инициативе Российского Союза ректоров при поддержке НИУ «Высшая школа экономики» было проведено исследование, в котором приняли участие 376 вузов (355 государственных и 21 негосударственный) [2]. По мнению ряда аналитиков, обсуждение проблем олимпиадного движения назрело давно.

Об изменении роли и значимости олимпиад. Прежде всего, подчеркнем роль студенческих олимпиад в формировании научных и научно-педагогических кадров. Поэтому естественно, что в качестве одного из приоритетных направлений развития российского образования в последние годы рассматривается создание условий для выявления и поддержки талантливых, одаренных людей. По данным социологических исследований, в современном российском обществе все еще сохраняется бережное отношение к одаренным детям: около 1

60% опрошенных считают, что они - это достояние нации. В свете задач построения инновационной экономики, модернизации российского общества проблема организации системной работы с одаренными детьми и молодежью становится особенно актуальной.

На заседании коллегии Минобрнауки России 24 января 2012 г. подчеркивалось, что в отечественной системе образования сложилась определенная инфраструктура, обеспечивающая поиск и поддержку одаренных детей. Однако выявлен и целый ряд недостатков, требующих исправления. Для этого рабочей группой по формированию общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи был запущен проект, предусматривающий разработку комплекса мер по выявлению и поддержке развития одаренности (таланта) у детей школьного возраста, студенческой молодежи и молодых профессионалов, независимо от их социального положения и имущественных возможностей h

Вместе с развитием нормативно-правового обеспечения и появлением законодательных инициатив относительно студенческого олимпиадного движения в России сегодня активизировалась общественная дискуссия о роли и целях политики государства в лице профильного ведомства (учредителя) в области поддержки талантливой молодежи. В ходе таких дискуссий эксперты, в частности В.И. Кошкин, А.И. Г ор-деев, А.Е. Белоцерковский, И.А. Каплунов, А.А. Мальцева, Е.Л. Пустовалова [1, с. 28], отмечают системные ошибки процесса организации государственных олимпиад. Понятно, что усиление внимания государства и общественности к поддержке одаренных детей не остается незамеченным и на уровне образовательных учреждений, тем более что данная цель закреплена в качестве первоочередной в положениях об олимпи-

1 «О проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему». URL: http://old.mon.gov.ru/files/ materials/9189/ 12.01.24-spravka.pdf

Обсуждаем проблему

121

адах, разработанных практически всеми вузами, занимающимися организацией и проведением олимпиад.

Не является исключением в этом плане и Волгоградский государственный технический университет, накопивший богатый опыт в данной сфере. В нашем вузе предпринята попытка создания университетской системы проведения предметных олимпиад с учетом специфики преподавания дисциплин по разным направлениям подготовки (специальностям). Главная задача - предоставить всем обучающимся возможность проявить свои способности. Анализ результатов функционирования данной системы показывает, что она успешно и эффективно решает эту задачу, а увеличение количества участников свидетельствует о повышении интереса студентов к такого рода мероприятиям.

Помимо названной цели (выявление талантливой, одаренной молодежи), из анализа вузовских положений об олимпиадах следует еще ряд формулировок:

• совершенствование профессиональных умений и улучшение качества подготовки специалистов;

• повышение интереса студентов к избранной профессии;

• пропаганда научных знаний и развитие у студентов интереса к научной деятельности;

• формирование и развитие имиджа социально успешного и творчески активного молодого исследователя;

• популяризация научной деятельности и т.д.

Зачем и кому нужны олимпиады? В

свете происходящих изменений в отношении общества к проблемам образования это отнюдь не праздные вопросы. Сфера интереса к олимпиадам сейчас заметно расширяется, а круг заинтересованных лиц уже не ограничивается студентами, желающими проявить себя [3].

Первыми в списке «заинтересованных сторон» стоят, конечно, студенты. Поэто-

му к уже перечисленным выше задачам олимпиад можно добавить следующие:

• формирование интереса к изучаемому предмету;

• поощрение нацеленности на достижения;

• становление характера;

• вхождение во взрослую социальную среду.

Следующие в списке - вузы, заинтересованные в формировании своего кадрового потенциала. Университеты уделяют особое внимание выявлению способных студентов, аспирантов и их мотивации к выбору академической карьеры путем привлечения их к научной и педагогической работе, к участию в различных конкурсах. Подобный опыт существует, к примеру, в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, в ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова и ряде других вузов. Они планируют вырастить своих бакалавров до уровня магистра, аспиранта и преподавателя, а также привлечь наиболее талантливую молодежь в магистратуру и аспирантуру из других вузов. Мероприятия и виды деятельности по формированию молодыхкадров предусмотрены в соответствующих стратегических документах. Создавая благоприятную обстановку для профессионального роста молодых сотрудников, университеты увеличивают шансы сохранить выращенный собственными силами состав с высоким профессиональным потенциалом, а также привлечь талантливых людей из внешней среды. На молодых исследователей и преподавателей делается ставка в создании новых методик и технологий, росте результативности научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, повышении педагогического мастерства [4, с. 35-38]. Основная цель конкурсов в данном случае - формирование новых инструментов, помогающих молодежи более активно включаться в исследовательскую и преподавательскую среду, развиваться самим и способствовать развитию университета.

122

Высшее образование в России • № 5, 2015

Немаловажна и имиджевая составляющая. Последствия демографического спада проявляются в снижении количества выпускников общеобразовательных школ. Конкурентная борьба между образовательными учреждениями за потенциальных абитуриентов приобретает с каждым годом все более острый характер. Причем необходимо отметить, что конкуренция давно уже приобрела межрегиональный характер. Крупные федеральные образовательные центры привлекают абитуриентов из других регионов, чем ослабляют региональную систему профессионального образования, а также лишают местную экономику квалифицированных кадров. Исследование, проведенное Е.А. Питухиным и А.А. Семеновым, посвященное межрегиональной мобильности выпускников школ, демонстрирует безрадостную картину: из 79 исследуемых регионов только 12 являются регионами-реципиентами (приток выпускников в эти регионы больше, чем отток из них), остальные регионы - это регионы-доноры, Волгоградская область - не исключение [5, с. 86]. Позиционирование вуза в информационном пространстве страны приобретает в этих условиях особую актуальность. Главными факторами привлекательности вуза для выпускников 11-х классов являются, по результатам указанного исследования, его известность и престиж, возможность последующего успешного трудоустройства, большой выбор направлений подготовки, наличие международных стажировок. Выявление и всемерная поддержка талантливых студентов дают вузу дополнительную возможность приобрести имидж образовательного центра, нацеленного на достижения.

Проблема формирования достойного кадрового потенциала стоит не только перед вузами. В нем нуждаются научные, административные, предпринимательские организации регионов, пытающихся строить инновационную экономику. Кадры для такой экономики нужно выращивать самим.

В данном случае проблема состоит не только в межрегиональной мобильности - она приобретает общероссийский характер. Поэтому мы вполне понимаем озабоченность Минобрнауки России необходимостью формирования государственного и социального заказа на развитие одаренных детей, для чего и поручено разработать систему диагностических, организационных, стимулирующих процедур и методов.

Возрастающее внимание к олимпиадам как одному из инструментов достижения указанной цели приводит к усилению исследовательского интереса к этой проблематике как в прикладном, так и в теоретико-методологическом аспектах. Исследования фиксируют положительный опыт, но также высвечивают целый ряд проблем.

О внутренних проблемах олимпиад-ного движения. Ключевые проблемы, наблюдаемые в олимпиадно-педагогическом сообществе, поднимают в своих работах многие эксперты. По мнению А.Я. Белова, одна из них состоит в ослаблении связи олимпиад с научным сообществом. У истоков олимпиадного движения стояли великие ученые, позднее уровень олимпиадных деятелей постепенно стал снижаться. Сегодня на арену выходят «олимпиадные функционеры» - менеджеры по организации и проведению олимпиад, а во многих жюри почти не остается предметных профессионалов. Появляются олимпиадные «организаторы», порой открыто противопоставляющие себя научному сообществу. Возникает и соответствующая субкультура. В итоге в олимпиадном мире сегодня сложились две ценностные ориентации: научно-содержательная и «спортивная» [6] , проявляющиеся в характере заданий, критериях оценки, подборе членов жюри и т.д. Спортивная рассматривает олимпиаду как соревнование. Отсюда доминирующие подходы: тренерство, натаскивание, преобладание формальных требований и критериев. Главное - заставить выложиться и отточить технику. При этом олимпиадные

Обсуждаем проблему

123

деятели постепенно отстраняют ученых от участия в подготовке и проведении олимпиад, замещая их функционерами, накопившими практику быстрой организации подобных мероприятий.

Однако мы знаем примеры иной олим-пиадной идеологии, которая ориентируется на науку и творчество. Таковыми были прежние всесоюзные олимпиады. И сегодня есть люди как в педагогическом, так и в научном сообществе, на которых можно и нужно равняться. Если не будет живых примеров живого участия в живых мероприятиях, спортивные достижения в олим-пиадном движении окончательно вытеснят творчество и поиск талантов. Все сведется к выявлению людей с максимально быстрой реакцией, хорошей памятью и линейной логикой.

Литература

1. Кошкин В.И., Гордеев А.И., Белоцерковский А.Е., КаплуновИ.А., Мальцева А.А., Пустовалова Е.Л. О повышении эффективности всероссийских студенческих

олимпиад // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 25-30.

2. Исследование лучших практик работы с та-

лантливыми школьниками и студентами. Материалы по итогам съезда Российского Союза Ректоров. Москва, февраль-март, 2013. URL: http://rectors.stu. lipetsk.ru/best-practice.pdf

3. Оленикова Ю.К. Математические олимпи-

ады и образование // Межвузовский сборник научных трудов «Математика и математическое образование. Теория и практика». Вып. 9 - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2014. С. 138-154.

4. Назарова И.Б. Кадровые стратегии рос-

сийских вузов-лидеров: планы и реализация // Экономика высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО. Вып. 6. М., 2011. 80 с.

5. Питухин Е.А., Семёнов А.А. Анализ меж-

региональной мобильности выпускников школ при поступлении в высшие учебные заведения // Университетское управление. 2011. № 3. С. 82-89.

6. Белов А.Я. Олимпиады: дверь в математи-

ку или спорт? // Математическое просвещение. 2011. № 15. С. 182-186.

STUDENT OLYMPIAD: PROBLEMS AND PROSPECTS

GONIKIgorL. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Vice-Rector for Academic Affairs, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. E-mail: gonik@vstu.ru

YUROVA Olga V. - Cand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., Head of educational - methodical department, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. E-mail: yurova@vstu.ru

TEKIN Alexander V. - Senior Lecturer, Head of educational activities quality management department, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. E-mail: omkod@vstu.ru

FETISOV Alexander V. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Head of educational -methodical Directorate, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. E-mail: fetisov@vstu.ru

CHESNOKOV Oleg K. - Senior Lecturer, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. E-mail: vmp@vstu.ru

Abstract. The article focuses on the issues of development of the students’ Olympiad movement in Russia, in particular, the development of student research competitions in higher school. Concurrently the expansion of Olympiad movement, a list of issues occurring now in national higher education expands too. One of the main problems is the decay of ties of the Olympiad movement with the scientific community, predominance of “Olympiad management” with the corresponding subculture. The authors invite all interested parties to join the discussion about them the topical problems of students’ Olympiad movement.

124

Высшее образование в России • № 5, 2015

Keywords: student Olympiad, Olympiad movement, subject Olympiads, Olympiad community, Olympiad management

References

1. Koshkin V.I., Gordeev A.I., Belotserkovsky A.V., Kaplunov I.A., Maltseva A.A., Pustovalova E.L.

(2014) [Improving the efficiency of national student competition]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 11, pp. 25-30. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Issledovanie luchshikh praktik raboty s talantlivymi shkol’nikami i studentami. Materialy po itogam s’ ezda Rossiiskogo Soyuza Rektorov [Study of the best practices of working with talented students. The outcomes of the congress of the Russian Union of Rectors]. Moscow, February-March, 2013. Available at: http:// rectors.stu.lipetsk.ru/best-practice.pdf (In Russ.)

3. Olenikova J.K. (2014) [Mathematical olympiads and education]. Mezhvuzovskiisbornik nauchnykh

trudov «Matematika i matematicheskoe obrazovanie. Teoriya ipraktika » [Interuniversity collection of scientific papers «Mathematics and mathematical education. Theory and Practice»]. Yaroslavl’: YaSTU Publ., vol. 9, pp. 138-154. (In Russ.)

4. Nazarova I.B. (2011) [Staffing strategies of leading Russian universities: plans and implementation of

higher school]. Ekonomika vyssheishkoly: Analiticheskie obzory po osnovnym napravleniyam razvitiya vysshego obrazovaniya [Economy of Higher School: Analytical reviews on the main directions of higher education development. Federal Institute of Education Development]. Moscow, vol. 6, 80 p. (In Russ.)

5. Pitukhin E.A., Semenov A.A. (2011) [Analysis of interregional mobility of higher school graduates

for admission to institutions of higher education]. Universitetskoe upravlenie [University Management]. No. 3, pp. 82-89 (In Russ.)

6. Belov A.Y. (2011) [Olympics: the door to math or sports?]. Mathematicheskoe prosveschenie [Mathematical Education]. No. 15, pp. 182-186. (In Russ.)

The paper was submitted 10.03.15.

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТСЕКУЛЯРНОМ ОБЩЕСТВЕ

ДЕМИДОВ Герман Васильевич - канд. теологии, дьякон, руководитель сектора основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. E-mail: demidov@otdelro.ru

Аннотация. Статья посвящена проблемам религиозного образования в современном российском обществе. Вопрос о религиозном образовании в государственных школах и вузах по сей день остается предметом напряженных дискуссий в обществе. Автор анализирует некоторые итоги таких дискуссий, а также предлагает свое видение того, как и кем религиозное образование должно быть организовано.

Ключевые слова: религиозное образование, секулярное общество, постсекулярное общество, традиционные религиозные конфессии, теология, светская школа, конфессиональная школа

Возвращение религии в общественную Однозначного одобрения активизации режизнь стало очевидным фактом истории лигиозныхорганизаций в сфере образова-современной России. На этом фоне вопрос ния нет ни в среде светской научной обще-о религиозном образовании в вузах и в шко- ственности, ни со стороны представителей ле вызывает много споров и кривотолков. традиционных религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.