Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 96-101. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(3(39):96-101. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 377
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ФОРМА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сергей Александрович Романовский, [email protected], ORCID 0000-0002-2582-9822
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета; Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат, Новокузнецк, Россия
Аннотация. Рассматриваются конкурсы профессионального мастерства («Профессионалы» и «Абилимпикс») как форма проектной деятельности и анализируется их роль в формировании профессиональных компетенций конкурсантов. В статье указывается, что конкурсы профессионального мастерства позволяют получить практический опыт работы над проектами в условиях ограниченности ресурсов и времени. Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о положительном воздействии проектной деятельности и конкурсов профессионального мастерства на подготовку будущих специалистов. В заключение отмечается, что участие в конкурсах профессионального мастерства может стать важным фактором в трудоустройстве и выделить конкурсантов среди других соискателей вакансии.
Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональные компетенции, конкурсы профессионального мастерства, «Профессионалы», «Абилимпикс»
Для цитирования: Романовский С. А. Конкурсы профессионального мастерства как форма проектной деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 96-101.
Original article
COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILLS AS A FORM OF PROJECT ACTIVITY
Sergei A. Romanovsky, [email protected], ORCID 0000-0002-2582-9822
Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University; Novokuznetsk State Humanitarian and Technical Boarding College, Novokuznetsk, Russia
Abstract. The competitions of professional skills ("Professionals" and "Abilimpics") are considered as a form of project activity and their role in the formation of the professional competencies of the contestants is analyzed. The article points out that professional skills competitions allow you to gain practical experience in working on projects in conditions of limited resources and time. The conducted analysis of the scientific literature testifies to the positive impact of project activities and professional skill competitions on the training of future specialists. In conclusion, it is noted that participation in professional skills competitions can become an important factor in employment and distinguish contestants from other job seekers.
Keywords: project activity, professional competencies, professional skill competitions, Professionals, Abilympics
For citation: Romanovsky SA. Competitions of professional skills as a form of project activity. Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):96-101. (In Russ.)
© Романовский С. А., 2023
Введение
С. А. Перекальский в статье «Теоретические и практические аспекты использования проектной деятельности в подготовке учащихся профильных педагогических классов к инновационной деятельности» отмечает, что «социокультурные изменения последних десятилетий в значительной мере способствовали появлению запроса в обществе на активных и деятельных субъектов, способных быстро и адекватно приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, трудовым условиям, готовых к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию» [1]. В настоящее время образование должно отвечать требованиям быстро меняющегося мира, а значит обеспечивать готовность выпускников к выполнению задач, возникающих в профессиональной деятельности.
Материалы и методы исследования
В статье применялся аналитический метод исследования, который состоял в детальном анализе и интерпретации имеющихся данных с целью выявления закономерностей и тенденций. Также использовался метод компаративного анализа, позволивший сравнить и сопоставить данные из различных источников с целью выявления различий и сходств.
Результаты исследования и их обсуждение
Е. А. Челнокова и другие утверждают, что «в современных условиях специалист должен обладать не столько знаниями, сколько способностью их применения в профессиональной деятельности. В рамках данного подхода знания выступают основой компетентности. Компетентно стный подход акцентирует внимание на результате образования, рассматриваемом не в качестве суммы накопленных знаний, а в способности субъекта осуществлять деятельность при всем разнообразии жизненных ситуаций. При компетентностном подходе осуществляется возможность приведения в гармонию содержания, технологии профессионального образования и запросов общества на современного высококвалифицированного, компетентного специалиста» [2]. И. Л. Дульчаева и Н. Б.-Ц. Содномова отмечают, что «идеология компетентностного подхода предполагает формирование у студентов компетенций как фактически направленного на практику результата образования, отражающегося в способности субъекта образовательной деятельности успешно справляться с определенным кругом профессиональных задач» [3]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что при рыночной экономике главный критерий качества профессионального образования — компетентность [2].
Е. А. Челнокова с соавторами утверждают, что «проектно-ориентированная деятельность в образовательном процессе обуславливает формирование основных компетенций будущего профессионала» [2]. С. А. Коновалова и В. И. Буренина считают, что проектная деятельность является важным компонентом формирования профессиональных компетенций обучающихся. «Понятие проектирование в научной литературе представлено многогранно, как комплекс целеустремленных, организованных действий, направленный на создание объекта и желаемого результата, как деятельность, которая направлена на изменение окружающей среды, как профессиональная область, в которой студент осознанно проявляет ответственность, формирует навыки самостоятельного овладения знаниями и умение ориентироваться в информационном пространстве, развивает творческое мышление, но не забывая использовать русский метод подготовки студентов, даже при использовании адаптивных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями» [4]. Основная задача проектной деятельности — достижение цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности времени и ресурсов, которая завершается практическим результатом в виде проекта. По мнению С. А. Перекальского, «в целом технология проектного обучения представляет собой определенный алгоритм действий, направленный на стимулирование интереса учащихся к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановку перед ними целей и задач, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений» [1]. Е. Г. Котова и Е. А. Лине-ва утверждают, «что в соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные» [5]. Конкурсы профессионального мастерства можно отнести к практико-ориентированному типу проектов. По мнению Е. Г. Котовой и Е. А. Ли-невой, «практико-ориентированные проекты — способ организации самостоятельной деятельности, позволяющий студентам максимально использовать свои возможности, проявить себя, свои знания и показать публично достигнутый результат, имеющий важное прикладное значение, значимый и интересный и для них самих. Практико-ориентированный обозначает „нацеленный на конкретные практические аспекты" деятельности» [5]. Л. В. Кожемякина отмечает, «что проектная деятельность предусматривает
получение конкретного результата — продукта, имеющего практическую значимость» [6]. О. А. Волкова считает, что «проектная деятельность студентов в подготовке к конкурсу профессионального мастерства является одним из эффективных средств самореализации и самосовершенствования» [7]. Также, по мнению исследователя, «в ходе подготовки и участия в конкурсе студент организовывает собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения: анализирует рабочую ситуацию, осуществляет оценку и коррекцию собственной деятельности и несет ответственность за результат своей работы, ищет информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, поставленных конкурсным заданием» [7].
И. Л. Дульчаева и Н. Б.-Ц. Содномова говорят о том, что «применение проектной деятельности в учебном процессе способствует совершенствованию теоретических знаний, практических умений и навыков, исследовательских умений, логического мышления, творчества и, как итог, формированию профессиональных компетенций выпускника» [3]. По утверждению Ч. Ш. Омурзаковой, «проектное обучение имеет четко выраженную профессиональную направленность, формирует у студентов интерес к своей будущей специальности» [8].
Конкурсы профессионального мастерства представляют собой форму проектной деятельности, которая позволяет конкурсантам не только повысить свои навыки и умения, но и получить доступ к новому практическому опыту, необходимому для успешной профессиональной деятельности. Тесное переплетение образовательного процесса и конкурсов профессионального мастерства позволяет формировать новые компетенции, совершенствовать уже имеющиеся образовательные стандарты [9].
Одним из важных аспектов конкурсов профессионального мастерства является формирование профессиональных компетенций через проектную деятельность. Эти мероприятия не только позволяют конкурсантам продемонстрировать свои навыки и умения, но и предоставляют возможность получить ценный практический опыт, применимый в будущей профессиональной деятельности.
Ключевым элементом конкурсов профессионального мастерства является проектная деятельность, где обучающиеся стремятся достичь поставленных целей, решая конкретные проблемы в условиях ограниченности времени
и ресурсов. Конкурсанты получают задания, требующие применения знаний, навыков, умений и уже сформированных профессиональных компетенций для успешного достижения цели.
Участие в конкурсах профессионального мастерства способствует развитию ряда компетенций у конкурсантов. Они учатся работать в условиях ограниченного времени и ресурсов, анализировать информацию и находить решения проблем. Более того, конкурсы профессионального мастерства, организованные в форме проектной деятельности, могут повысить мотивацию обучающихся, позволяя им проявить свой профессионализм и продемонстрировать лучшие качества.
Одним из примеров формы проектной деятельности является конкурс профессионального мастерства «Профессионалы». Согласно концепции Всероссийского чемпионатного движения, «чемпионат по профессиональному мастерству „Профессионалы" — соревновательные мероприятия, направленные на демонстрацию профессиональных навыков, по наиболее массовым и востребованным компетенциям» [10]. Также в концепции Всероссийского чемпионат-ного движения указывается, что «конкурсанты имеют возможность применять свои навыки и умения на практике, решая практические задания и соревнуясь с другими конкурсантами, создавая при этом „продукт — результат деятельности по компетенции и (или) профессии (специальности), где компетенция — направление для соревнования, коррелирующие с трудовыми функциями и видами трудовой деятельности (и их совокупностями), направлениями подготовки среднего профессионального образования, определенное на основании требований рынка труда к выполнению профессиональных задач"» [10]. В настоящий момент в чемпионате представлено 248 компетенций. Таким образом, конкурсанты получают не только ценный практический опыт, но и развивают свои профессиональные компетенции через проектную деятельность.
Еще одним примером конкурса профессионального мастерства является «Абилимпикс», который проводится для людей с ограниченными возможностями здоровья и направлен на развитие их профессиональных компетенций. В концепции развития движения «Абилимпикс» в Российской Федерации на 2021-2030 годы указывается, что «конкурсное задание — серия задач, выполнение которых позволяет объективно оценить профессиональные навыки и умения по конкретной компетен-
ции, где компетенция „ Абилимпикс" — направление/вид профессиональной деятельности, по которому проводятся соревнования среди инвалидов и лиц с ОВЗ, позволяющие оценить уровень мастерства участников соревнований и их готовность к трудоустройству» [11]. В настоящий момент представлено 49 компетенций национального чемпионата «Абилим-пикс-2023». «Абилимпикс» включен в национальный проект «Образование» и федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» [9] и является участником автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей», созданной в 2018 г. по инициативе Президента РФ [12]. Конкурс профессионального мастерства «Аби -лимпикс» способствует повышению качества подготовки будущих выпускников, помогает формировать профессиональные компетенции, навыки и умения, развивает креативные подходы к решению нестандартных ситуаций в стрессовых условиях, максимально приближенных к работе на производстве [12]. Конкурсанты, выполняя серию задач в соответствии с конкурсным заданием, активно занимаются проектной деятельностью, создавая практически значимый готовый продукт. Особую роль играет конкурс «Абилимпикс» в формировании профессиональных компетенций через проектную деятельность и развитии профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья.
Конкурсы профессионального мастерства представляют собой не только важную платформу для формирования профессиональных компетенций у участников, но также эффективную форму проектной деятельности. Они способствуют развитию навыков самостоятельной работы, принятия решений и организации рабочего процесса в условиях ограниченных ресурсов и времени. В результате участники получают ценный практический опыт, который может быть применен ими в будущей профессиональной деятельности. По мнению А. Г. Кравченко и Ю. С. Мандрыки, «приобретенные в процессе проектирования умения, связанные с опытом
профессионального решения задач и их применения на практике, направлены на формирование профессиональных компетенций» [13].
Конкурсы профессионального мастерства позволяют конкурсантам быть в курсе последних тенденций и новых разработок в своей отрасли. Одновременно эти мероприятия предоставляют возможность для обмена опытом и знаниями между участниками, что способствует развитию и формированию их профессиональных компетенций.
Заключение
Конкурсы профессионального мастерства являются эффективной формой проектной деятельности, которая позволяет конкурсантам получить практический опыт работы над проектами в условиях ограниченных ресурсов и времени, а также узнать о новых разработках в своей отрасли.
Проектная деятельность играет важную роль в формировании профессиональных компетенций участников конкурсов. Она помогает им развить не только профессиональные навыки, но и умения принятия решений и организации рабочего процесса, что существенно в современном профессиональном окружении.
Участие в проектной деятельности посредством конкурсов профессионального мастерства способствует формированию профессиональных компетенций, которые могут значительно повлиять на успешное трудоустройство конкурсантов. Конкурсы профессионального мастерства, такие как «Профессионалы» и «Аби-лимпикс», являются примерами успешных мероприятий, способствующих развитию профессиональных компетенций участников и повышающих их перспективы на рынке труда.
Анализ научной литературы показал, что в современных российских исследованиях мало внимания уделяется конкурсам профессионального мастерства как форме проектной деятельности, но тем не менее в рассматриваемых источниках авторы отмечают положительные качества проектной деятельности и конкурсов профессионального мастерства в аспекте формирования профессиональных компетенций и подготовки будущих специалистов.
Список источников
1. Перекальский С. А. Теоретические и практические аспекты использования проектной деятельности в подготовке учащихся профильных педагогических классов к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2019. № 3. С. 54-59.
2. Челнокова Е. А., Фролова Н. В., Челноков А. С., Уткина Е. О. Проектная деятельность как фактор приобретения опыта деятельности студентами // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-1. С. 225-229.
3. Дульчаева И. Л., Содномова Н. Б.-Ц. Формирование профессиональных компетенций студентов средствами проектной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 82-87. DOI 10.24158/spp.2021.7.14.
4. Коновалова С. А., Буренина В. И. Проектная деятельность как инструмент творческой деятельности студентов в современном университете // Слагаемые качества современного гуманитарного образования: сборник материалов ХУ11 Междунар. науч.-метод. конф., Тольятти, 17-18 октября 2019 г. / Филиал ЧОУ ВО «Самарская гуманитарная академия» в г. Тольятти, ЧУ «Центрально-Казахстанская Академия». Тольятти : Самарская гуманитарная академия, 2020. С.179-183.
5. Котова Е. Г., Линева Е. А. Проектная деятельность как способ организации самостоятельной творческой деятельности студентов // Лингвистика и лингводидактика: сборник научных тезисов и статей по материалам Всерос. науч.-практ. оч.-заоч. конф., Орехово-Зуево, 28 февраля 2019 г. Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический университет, 2019. С. 72-74.
6. Кожемякина Л. В. Проектная и исследовательская деятельность в школе во внеурочной деятельности // Инновационная наука. 2022. № 6-2. С. 89-91.
7. Волкова О. А. Проектная деятельность студентов в подготовке к конкурсу профессионального мастерства компетенции «Парикмахерское искусство» // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф., Череповец, 29-30 марта 2018 г. Череповец : Череповецкий государственный университет, 2018. С. 283-285.
8. Омурзакова Ч. Ш. Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций у студентов-информатиков // Alatoo Academic Studies. 2022. № 1. С. 113-118. DOI 10.17015/aas.2022.221.13.
9. Романовский С. А. Абилимпикс как механизм профориентации // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (34). С. 137-143.
10. Концепция Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству: утверждена Организационным комитетом Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству (протокол от 06 февраля 2023 г. № 1/2023) // Информио. URL: https://www.informio.ru/update/wuz/58034?ysclid=llkoogvpa48772442.15.
11. Концепция развития движения «Абилимпикс» в Российской Федерации на 20212030 годы: утверждена Организационным комитетом Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (протокол от 18 августа 2021 г. № АБ-9/05пр). URL: https://suz.informio.ru/files/ directory/documents/2023/03/Koncepcija_dvizhenija_Abilimpiks.pdf.
12. Романовский С. А. Формирование инклюзии в системе СПО через конкурс «Абилимпикс» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74), № 4. С. 83-94.
13. Кравченко А. Г., Мандрыка Ю. С. Проектная деятельность в системе самообразовательной деятельности студентов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 2. С. 64-68.
References
1. Perekalsky SA. Theoretical and practical aspects of the use of project activities in the preparation of students of specialized pedagogical classes for innovative activities. Pedagogicheskoe obra-zovanie i nauka = Pedagogical education and science. 2019;(3):54-59. (In Russ.).
2. Chelnokova EA, Frolova NV, Chelnokov AS, Utkina EO. Project activity as a factor in acquiring work experience by students. Sovremennye naukoemkie tehnologii = Modern science-intensive technologies. 2019;(11-1):225-229. (In Russ.).
3. Dulchaeva IL, Sodnomova NB-Ts. Formation of professional competencies of students by means of project activities. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy. 2021;(7):82-87. DOI 10.24158/spp.2021.7.14. (In Russ.).
4. Konovalova SA, Burenina VI. Project activity as a tool for the creative activity of students in a modern university. In: Slagaemye kachestva sovremennogo gumanitarnogo obrazovanija = Components of the quality of modern humanitarian education. Tolyatti: Samara Academy for the Humanities; 2020. Pp. 179-183. (In Russ.).
5. Kotova EG, Lineva EA. Project activity as a way of organizing independent creative activity of students. In: Lingvistika i lingvodidaktika = Linguistics and linguodidactics. Orekhovo-Zuyevo: State University for the Humanities and Technology; 2019. Pp. 72-74. (In Russ.).
6. Kozhemyakina LV. Design and research activities at school in extracurricular activities. Inno-vacionnaja nauka = Innovative science. 2022;(6-2): 89-91. (In Russ.).
7. Volkova OA. Project activities of students in preparation for the competition of professional skills of the competence "Hairdressing". In: Informacionnye i pedagogicheskie tehnologii v sovremen-nom obrazovatel'nom uchrezhdenii = Information and pedagogical technologies in a modern educational institution. Cherepovets: Cherepovets State University; 2018. Pp. 283-285. (In Russ.).
8. Omurzakova ChSh. Project activity as a means of developing professional competencies among computer science students. Alatoo Academic Studies. 2022;(1):113-118. DOI 10.17015/ aas.2022.221.13. (In Russ.).
9. Romanovsky SA. Abilympiks as a career guidance mechanism. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(2(34):137-143. (In Russ.).
10. The concept of the All-Russian Championship Movement in Professional Excellence: approved by the Organizing Committee of the All-Russian Championship Movement in Professional Excellence. Informio. URL: https://www.informio.ru/update/wuz/58034?ysclid=llkoogvpa48772442.15. (In Russ.).
11. The concept of the development of the Abilympics movement in the Russian Federation for 2021-2030: approved by the Organizing Committee of the National Championship in professional skills among the disabled and people with disabilities "Abilimpics". URL: https://suz.informio.ru/files/ directory/documents/2023/03/Koncepcija_dvizhenija_Abilimpiks.pdf. (In Russ.).
12. Romanovsky SA. Formation of inclusion in the system of secondary vocational education through the competition "Abilimpics". Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sociologija. Pedagogika. Psihologija = Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Sociology. Pedagogy. Psychology. 2022;8(74(4):83-94. (In Russ.).
13. Kravchenko AG, Mandryka YuS. Project activity in the system of self-educational activity of students. Jekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regionov = Economic and humanitarian studies of regions. 2021;(2):64-68. (In Russ.).
Информация об авторе
С. А. Романовский — магистрант; преподаватель.
Information about the author
S. A. Romanovsky — undergraduate; teacher.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 11.04.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 02.06.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.09.2023