УДК 005.32 DOI 10.26425/1816-4277-2023-3-211-217
Основные психологические детерминанты готовности участников конкурсов по профессиональному мастерству к успешному выступлению
Пугачева Елена Викторовна 1
Канд. психол. наук, ст. науч. сотр., лаб. консультативной психологии и психотерапии ORCID: 0009-0005-5249-158X , e-mail: [email protected]
Тымчиков Алексей ^Юрьевич 2
Аспирант
ORCID: 0009-0002-9910-0476, e-mail: [email protected]
психологический институт Российской академии образования, г. Москва, Россия 2Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия
Аннотация
В статье предоставлены результаты проведенных психологических исследований и первичный анализ полученных результатов, которые позволяют сформулировать основные психологические детерминанты готовности конкурсантов к соревнованиям по профессиональному мастерству и возможному успеху. Исследование проводилось посредством методов анкетирования, первичной статистической обработки (процентное соотношение), сравнительного анализа полученных данных. Объектом изучения выступили участники конкурсов по профессиональному мастерству: победители, призеры и конкурсанты, выступившие неудачно. Было выявлено, что победители и призеры конкурсов по профессиональному мастерству, а также участники, которые выступили неудачно, активно используют в подготовке к соревнованиям психологические и профессиональные техники, приемы, творческий подход и так далее. Отмечены личностно-профессиональные качества конкурсантов, способствующие их успеху и возможные причины неудачных выступлений. Определены и сформулированы основные психологические детерминанты готовности конкурсантов к соревнованиям по профессиональному мастерству и возможному успеху — сила личности; уверенность; высокий уровень потребности в достижениях и победах; адекватный уровень самооценки; высокий уровень рефлексии; грамотное владение психологическими технологиями самовоздействия; высокий уровень развития личностно-про-фессиональных качеств; рациональная самостоятельность в подготовке.
Ключевые слова
Соревнование, конкурс, профессиональное мастерство, конкурсная деятельность, личностно-профессиональные качества, психологическая подготовка, психологические детерминанты готовности
Для цитирования: Пугачева Е.В., Тымчиков А.Ю. Основные психологические детерминанты готовности участников конкурсов по профессиональному мастерству к успешному выступлению // Вестник университета. 2023. № 3. С. 211-217.
© Пугачева Е.В., Тымчиков А.Ю., 2023.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
BecmnuK ynrnepcumema № 3, 2023
The main psychological determinants of the participants' readiness of professional skill competitions to perform successfully
Elena V. Pugacheva1
Cand. Sci. (Psy.), Senior Researcher, lab. of Counseling Psychology and Psychotherapy ORCID: 0009-0005-5249-158X , e-mail: [email protected]
Aleksei Yu. Tymchikov2
Postgraduate Student ORCID: 0009-0002-9910-0476, e-mail: [email protected]
Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia 2Sochi state university, Sochi, Russia
Abstract
The article presents the results of psychological research and the primary analysis of the results obtained, which allow us to formulate the main psychological determinants of the readiness of the contestants for competitions in professional skills and possible success. The study was conducted by means of questionnaire methods, primary statistical processing (percentage ratio), comparative analysis of the data obtained. The object of the study was the participants of professional skill competitions: winners, prize-winners and contestants who performed unsuccessfully. It was revealed that the winners and prize-winners of professional skill competitions, as well as participants who performed unsuccessfully, actively use psychological and professional techniques, techniques, creativity, and so on in preparation for competitions. The personal and professional qualities of the contestants contributing to their success and possible reasons for unsuccessful performances are noted. The main psychological determinants of the contestants' readiness for competitions in professional skills and possible success are identified and formulated — personality strength; confidence; a high level of need for achievements and victories; an adequate level of self-esteem; a high level of reflection; competent knowledge of psychological technologies of self-action; a high level of personal and professional qualities development; rational independence in preparation.
For citation: Pugacheva E.V., Tymchikov A.Yu. (2023) The main psychological determinants of the participants' readiness of professional skill competitions to perform successfully. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 211—217.
Keywords
Competition, competition, professional skills, competitive activity, personal and professional qualities, psychological preparation, psychological determinants of readiness
© Pugacheva E.V., Tymchikov A.Yu., 2023.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Изучение личности специалистов различных профессий, особенностей их деятельности, а также психологических детерминантов проявления личностно-профессиональных качеств и способностей в зависимости от ситуации является актуальным научно-исследовательским направлением в области психологии труда и организационной психологии.
Исследователи О.С. Авдонина, М.А. Войтикова, И.В. Гайдамашко, В.Г. Зазыкин, В.И. Моросанова, Н.Г. Кондратюк и другие изучают личностно-профессиональные качества эффективного руководителя, особенности конструктивной «Я-концепции» у юных профессионалов в области спорта, проблемы безопасности психосферы человека, особенности надежности осознанной саморегуляции специалистов, разрабатывают модели психологического сопровождения специалистов и комплексные методы психологической диагностики [1-5].
Все чаще предметом психологического изучения становится специфика проявления у специалистов определенных личностных качеств, а также особенностей выбора ими технологических приемов и способов действий в процессе выполнения профессиональных функций, влияющих как на общий профессиональный успех, так и на эпизодические неудачи [6-9].
КРАТКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ
Объектом нашего изучения выступают участники конкурсов по профессиональному мастерству: победители, призеры и конкурсанты, выступившие неудачно.
Исследование проводилось посредством методов анкетирования, первичной статистической обработки (процентное соотношение), сравнительного анализа полученных данных [10-12].
Всего было опрошено 102 респондента:
- 52 человека - победители и призеры конкурсов по профессиональному мастерству;
— 50 человек - выступившие в конкурсах неудачно.
Респондентам необходимо было ответить на вопросы, включающие в себя элементы самоанализа и рефлексии по следующим разделам.
1. Проявление самостоятельности в психологической подготовке к соревнованиям.
2. Использование технологий и методов психологического настроя на победу.
3. Использование психологических методов и технологий, направленных на преодоление тревоги и опасений возможной неудачи.
4. Использование образа «Я-победитель» как установку на уверенность в победе.
5. Умение адекватно анализировать способности и действия соперников по конкурсу.
6. Принятие помощи со стороны коллег и наставников в виде поддержки и одобрений.
7. Инструментальная готовность конкурсантов, использование ими профессиональных приемов и творческого подхода в соревновательной деятельности.
8. Самооценка своих личностно-профессиональных качеств с использованием шкалирования.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
По итогам проведенного нами исследования были получены следующие результаты (табл. 1).
Таблица 1
Результаты анкетирования участников конкурсов по профессиональному мастерству
Самоанализ и рефлексия по следующим разделам Призеры и победители (%) Участники конкурсов, выступившие неудачно (%)
Проявление самостоятельности в психологической подготовке к соревнованиям 61,5 88
Использование технологий и методов психологического настроя на победу 61,5 80
Окончание табл. 1
Самоанализ и рефлексия по следующим разделам Призеры и победители (%) Участники конкурсов, выступившие неудачно (%)
Использование психологических методов и технологий, направленных на преодоление тревоги и опасений возможной неудачи 17,3 — активное использование 23,1 — не тотально 56 — в значительной мере 12 - эпизодически
Использование образа «Я-победитель» как установку на уверенность в победе 21,2 — активное использование 36,5 — по мере необходимости 62 — активное использование 16 — от случая к случаю
Умение адекватно анализировать способности и действия соперников по конкурсу 40,4 — активное использование 26,9 — эпизодически 60 — активное использование 18 - эпизодически
Принятие помощи со стороны коллег и наставников в виде поддержки и одобрений 75,3 — положительный эффект 17,3 — ситуативность положительного эффекта 75 — положительный эффект 16 - ситуативность положительного эффекта
Инструментальная готовность конкурсантов и использование ими профессиональных приемов и творческого подхода в соревновательной деятельности 99,9 96
Самооценка своих личностно-профессиональ-ных качеств с использованием шкалирования 8,26 7,59
Составлено авторами по материалам источника [10]
Исходя из полученных данных, мы выявили, что победители и призеры конкурсов по профессиональному мастерству, а также участники, которые выступили неудачно, активно использовали психологические и профессиональные техники, приемы, творческий подход и т.д. в подготовке к соревнованиям, но результаты их выступлений оказались различны. Исходя из данных в табл. 1, конкурсанты, выступившие неудачно, проявили большую самостоятельность при подготовке к соревнованиям, чем победители и призеры. В связи с чем мы можем предположить, что излишняя самостоятельность при недостаточном опыте психологической подготовки и владении психотехнологиями самовоздействия оказали отрицательное влияние.
Также следует отметить, что конкурсанты с неудачными результатами, недостаточно хорошо владели психологическими технологиями «настроя на победу», возможно, не смогли точно сформулировать установки и самоприказы, транслировать их в соответствующей тональности. Не исключено, что у них был высокий уровень самовнушения.
У конкурсантов-победителей и призеров были достаточно высокие показатели силы личности, что, вероятно, повлияло на уровень тревожности, который у них был невысоким, вследствие чего психологические технологии настроя на преодоление тревоги и опасений относительно возможной неудачи применялись ограниченно. Конкурсанты, выступившие неудачно, данные психологические технологии настроя применяли намного чаще победителей, однако проиграли в соревнованиях. Причинами неудачи могли стать как пренебрежительное отношение к правилам использования данных технологий, так и чрезмерное увлечение количеством подходов, нежели их качеством.
Образ «Я-победитель» активно использовали как победители конкурсов, так и участники, выступившие неудачно. Данная психологическая технология достаточно действенна в том случае, если у человека хорошо развито воображение и сила его регуляторного влияния. Необходимо обладать не только способностью видеть образы ярко и реалистично, но и уметь их контролировать [10; 11].
Недостаточная продуктивность рефлексии и рефлекторного анализа вследствие психологических ошибок при учете сильных и слабых сторон соперников, вызванных как избыточной уверенностью в собственных силах, так и неуверенностью, могла послужить причиной неудачных выступлений конкурсантов. Возможно, не было необходимой информации, или участники не умели с ней работать. Нельзя исключать и низкий уровень рефлексивной культуры соревновательной деятельности у конкурсантов, выступивших неудачно.
Победители конкурсов по профессиональному мастерству и конкурсанты, выступившие неудачно, отмечали важность ободряющего, поддерживающего и воодушевляющего общения с коллегами и наставниками, которое способствовало повышению у них уверенности. В данном случае не выявлен значимый фактор, препятствовавший успеху в соревновании.
Практически все победители и призеры соревнований по профессиональному мастерству главное внимание уделяли своей инструментальной готовности и творческому подходу в процессе соревнований. Проигравшие конкурсов по профессиональному мастерству чуть меньше внимания уделяли данному подходу, то есть оттачивали свои профессиональные навыки и умения, стремились к профессиональному творчеству. Данная подготовка являлась главной в соревновательной стратегии, которая во многих случаях себя оправдывает, при условии высокого уровня развития личностно-профессиональ-ных качеств, психической устойчивости и продуктивной рефлексии.
Победители, призеры и другие участники соревнований по профессиональному мастерству осуществили самооценку своих личностных и профессиональных качеств, и свойств, которые способствовали их успеху. Полученные результаты исследования свидетельствуют, что одной из причин неудачного выступления мог стать недостаточный уровень развития личностных и профессиональных качеств.
По итогам проведенного нами исследования мы также отметили личностно-профессиональные качества конкурсантов (рис. 1), способствующие их успеху:
1) высокий уровень развития профессиональных способностей, включая когнитивную сферу;
2) волевые качества, такие как решительность, упорство, настойчивость и способность к концентрации;
3) способность к обучению, освоению опыта других;
4) высокий уровень потребности в достижениях и др.
Основными психологическими причинами неудачных выступлений были выявлены:
1) излишняя самостоятельность при недостаточном опыте психологической подготовки и владении психотехнологиями самовоздействия;
2) низкий уровень потребности в достижениях, нечеткий образ «Я-победитель»;
3) неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка;
4) недостаточная рефлексивная организация соревновательной деятельности;
5) непродуктивная рефлексия, низкий уровень рефлексивной культуры;
6) недостаточный уровень развития главных личностных и профессиональных качеств;
7) низкий уровень уверенности.
Высокий уровень развития проф. способностей
Уровень проф. мышления Способность к обучению
Высокий уровень потребности в достижениях
Сила личности Уверенность
0 2 4 6 8 10
Количество человек
| Призеры и победители Ц Участники конкурсов, выступившие неудачно
Составлено авторами по материалам источника [10]
Рис. 1. Сравнительный анализ личностно-профессиональных качеств победителей и проигравших в соревнованиях по профессиональному мастерству
Устранение данных психологических причин посредством улучшения качества психологической подготовки может способствовать более удачным выступлениям конкурсантов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное нами исследование и первичный анализ полученных результатов позволяют сформулировать основные психологические детерминанты готовности конкурсантов к соревнованиям по профессиональному мастерству и возможному успеху:
1) сила личности;
2) уверенность;
3) высокий уровень потребности в достижениях и победах;
4) адекватный уровень самооценки;
5) высокий уровень рефлексии;
6) грамотное владение психологическими технологиями самовоздействия;
7) высокий уровень развития личностно-профессиональных качеств;
8) рациональная самостоятельность в подготовке.
Библиографический список
1. Авдонина О.С., Чистоходова Л.И. Эффективный руководитель в сфере муниципального управления. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; 12(92): 157—162 с. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.23
2. Войтикова М.А., Гайдамашко И.В. Прикладная психологическая диагностика для специалистов кадровых служб: учебное пособие. Москва: ОнтоП; 2021. 272 с.
3. Гайдамашко И.В., Зазыкин В.Г., Секач М.Ф. К проблеме безопасности психосферы человека. Человеческий капитал. 2016; 9-2(93): 41-44 с
4. Гайдамашко И.В., Кондратюк Н.Г., Моросанова В.И. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020; (1): 77-95 с. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.01.05
5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС; 2003. 156 с.
6. Авдонина О.С. Психологическое сопровождение руководителей органа муниципального образования, в рамках обучающего курса по формированию профессиональных компетенций. Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко дню психолога): Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с применением технологий дистанционного онлайн-участия, Москва, 18 ноября 2020 года / Отв. редактор Поляков А.С. Москва: Московский государственный областной университет; 2021. С. 60-63.
7. Бабичев И.В., Гайдамашко И.В. Модель психологического сопровождения подготовки юных спортсменов. Вестник Санкт-ПетербургскогоуниверситетаМВД России. 2022; 2(94): 203-209 с. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2022-2-203-209
8. Бабичев И.В., Гайдамашко И.В. Особенности конструктивной я-концепции и условия ее формирования у юных спортсменов. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021; 1(54): 6-13 с. https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2021.1.006
9. Гайдамашко И.В., Пугачева Е.В. Психологические закономерности проявления профессионализма руководителей.. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития,: монография. Ростов-на-Дону - Таганрог: Южный федеральный университет; 2020. 389-398 с.
10. Тымчиков А.Ю. Психологические факторы эффективности соревновательной деятельности по профессиональному мастерству. Вестникуниверситета. 2022;(8):220-226 с. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-220-226/
11. Пугачева Е.В., Тымчиков А.Ю. Психологические детерминанты готовности к соревновательной деятельности в конкурсах по профессиональному мастерству их победителей и призеров. Человеческий капитал. 2022; 8(164): 166-171 с. https://doi.org/10.25629/HC.2022.08.19
12. Тымчиков А.Ю. Психологические причины неудачных выступлений участников конкурсов по профессиональному мастерству. Материалы Ивановских чтений. 2022; 1(36): 79-82 с.
References
1. Avdonina O.S., Chistokhodova L.I. Effective head in the field of municipal administration. Society: sociology,psychology,pedagogy. 2021; 12(92): 157-162 pp. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.23
2. Voitikova M.A., Gaidamashko I.V Applied psychological diagnostics for personnel services specialists: textbook. Moscow: OntoP; 2021. (In Russian).
3. Gaidamashko I.V, Zazykin VG., Sekach M.F. On the problem of the security of the human psychosphere. Human capital. 2016; 9-2(93): 41-44 pp.
4. Gaidamashko I.V, Kondratyuk N.G., Morosanova V.I. Reliability of conscious self-regulation as a resource for achieving goals in high-risk professions. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya. 2020; (1): 77-95 pp. https://doi. org/10.11621/vsp.2020.01.05
5. Derkach A.A., Zazykin VG. Professionalism of activity in special and extreme conditions. Moscow: RAGS; 2003. (In Russian).
6. Avdonina O.S. Psychological support of the heads of the municipal education body, within the framework of a training course on the formation of professional competencies. Psychology and pedagogy: actual problems of theory and practice (by the day of the psychologist): Materials of the II All-Russian Scientific andpractical Conference with the use of remote online participation technologies, Moscow, November 18, 2020 / Editor-in-chief A.S. Polyakov.Moscow: Moscow State Regional University; 2021. 60-63 pp.
7. Babichev I.V., Gaidamashko I.V. Model of psychological support for the training of young athletes. Vestnik Sankt-Peterburg-skogo universitetaMVD Rossii. 2022; 2(94): 203-209 pp. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2022-2-203-209
8. Babichev I.V, Gaydamashko I.V Features of the constructive self-concept and conditions of its formation in young people athletes. Vestnik Tverskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2021; 1(54): 6-13 pp. https://doi. org/10.26456/vtpsyped/2021.1.006
9. Gaidamashko I.V, Pugacheva E.V. Psychological patterns of the manifestation of professionalism of managers. Pedagogical education in modern Russia: strategic development guidelines: monograph. Rostov-on-Don - Taganrog: Southern Federal University; 2020. 389-398 pp. (In Russian).
10. Tymchikov A. Yu. Psychological factors of the effectiveness of competitive activity in professional skills. Vestnik universiteta. 2022;(8):220-226 pp. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-220-226/
11. Pugacheva E.V, Tymchikov A.Yu. Psychological determinants of readiness for competitive activity in professional skill competitions of their winners and prize-winners. Human capital. 2022; 8(164): 166-171 pp. https://doi.org/10.25629/HC.2022.08.19
12. Tymchikov A.Yu. Psychological reasons for unsuccessful performances of participants in professional skill competitions. Materials of Ivanovo readings. 2022; 1(36): 79-82 pp.