Научная статья на тему 'Опыт подготовки и анализ результатов участия студентов-педагогов во Всероссийском конкурсе «Учитель будущего. Студенты»'

Опыт подготовки и анализ результатов участия студентов-педагогов во Всероссийском конкурсе «Учитель будущего. Студенты» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конкурс педагогического мастерства / профессиональная позиция студента / инновационные технологии / способы организации обучения / потенциал / мотивация / компетенции.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Половникова А.В., Звонарева Н.А., Лапина В.А., Камнева А.С.

В статье рассматривается проблема подготовки студентов к конкурсам педагогического мастерства, их роль и место в системе профессиональной подготовки учителя. Обосновывается значимость подобных конкурсов в профессиональном становлении будущего специалиста на примере участия студентов ИПиУ МПГУ в первом всероссийском конкурсе «Учитель будущего. Студенты». В статье анализируются особенности организации процесса подготовки конкурсантов и достигнутые ими результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Половникова А.В., Звонарева Н.А., Лапина В.А., Камнева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки и анализ результатов участия студентов-педагогов во Всероссийском конкурсе «Учитель будущего. Студенты»»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-217-220 ПОЛОВНИКОВА Анастасия Владимировна,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания истории, обществознания и права МГПУ,

e-mail: PolovnikovaAV@MGPU.RU

ЗВОНАРЕВА Наталия Алексеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права МГПУ,

e-mail: ZvonarevaNA@MGPU.RU

ЛАПИНА Вера Алексеевна,

«Романовская школа» г. Москвы, учитель истории и обществознания, e-mail: lapinava@mgpu.ru

КАМНЕВА Александра Сергеевна,

ЧУ СОШ «Олимп-плюс» учитель обществознания,

e-mail: lapinava@mgpu.ru

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО. СТУДЕНТЫ»

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки студентов к конкурсам педагогического мастерства, их роль и место в системе профессиональной подготовки учителя. Обосновывается значимость подобных конкурсов в профессиональном становлении будущего специалиста на примере участия студентов ИПиУ МПГУ в первом всероссийском конкурсе «Учитель будущего. Студенты». В статье анализируются особенности организации процесса подготовки конкурсантов и достигнутые ими результаты.

Ключевые слова: конкурс педагогического мастерства, профессиональная позиция студента, инновационные технологии, способы организации обучения, потенциал, мотивация, компетенции.

POLOVNIKOVA Anastasia Vladimirovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Methods of Teaching History, Social Studies and Law of the Moscow State Pedagogical University

ZVONAREVA Natalia Alekseevna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of

Methods of Teaching History, Social Studies and Law of the Moscow State Pedagogical University

LAPINA Vera Alekseevna,

"Romanov school" of Moscow, teacher of history and social studies

KAMNEVA Alexandra Sergeevna,

"Olymp-plus" social studies teacher

EXPERIENCE OF PREPARATION AND ANALYSIS OF THE RESULTS OF PARTICIPATION OF STUDENTS-TEACHERS IN THE ALL-RUSSIAN COMPETITION "TEACHER OF THE FUTURE. STUDENTS"

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

Annotation. The article deals with the problem of preparation for competitions of pedagogical skills, their role and place in the system of professional training of teachers. The significance of such competitions in the professional development of a future specialist is substantiated by the example of the participation of students of IPiU MPSU in the first All-Russian competition " Teacher of the Future. Students". The article analyzes the features of the process of preparing contestants and summarizing the results of the competition.

Key words: the competition of pedagogical skills, the professional position of the student, innovative technologies, the way of organizing training, potential, motivation, competencies.

В современных условиях система образования в России находится в стадии трансформации, вызванной необходимостью давать адекватные ответы на вызовы меняющегося мира: цифровизацию, глобализацию, пандемию [1, с. 39]. Эти процессы затрагивают и сферу педагогического образования.

Сложные и динамичные процессы модернизации, происходящие в системе высшего педагогического образования России, направлены на подготовку специалиста с четко выраженной профессиональной позицией, готового легко адаптироваться на рынке труда, быстро приспосабливающегося к стремительно обновляющимся условиям осуществления педагогической деятельности [2, с. 41]. Добиться требуемых результатов можно, используя возможности как учебной, так и внеучебной деятельности студентов, в числе которой значительное место занимают конкурсы профессионального мастерства. На данном этапе сложилась практика широкого участия в уже зарекомендовавших себя конкурсах, но появляются новые, свидетельствующие о том, что это направление формирования профессиональных компетенций востребовано и приносит ощутимые результаты, как для студентов педагогических вузов, так и для педагогического коллектива, правильно организовавшего подготовку к конкурсу и использовавшего потенциал конкурсных заданий в практике преподавания дисциплин профессионального цикла.

В последние годы появилось достаточно большое количество различных профессиональных конкурсов, которые преследуют цель выявления и поддержания талантливой молодежи, повышения мотивации студентов к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности, развитию необходимых для успешной работы умений и навыков. Среди них выделяются такие как «World skills», «Я - профессионал». Особенно стоит отметить «универсальность» этих конкурсов: в них участвуют будущие парикмахеры и юристы, мастера ресторанного бизнеса и представители туристической отрасли. Свое место в этих конкурсах нашли и будущие педагоги. Условия проведения и критерии оценивания в данных конкурсах достаточно разработаны и позволяют проводить необходимую подготовку с обучающимися

для успешного прохождения всех этапов конкурса. Однако можно зафиксировать и появление «профильных» конкурсов. К таким конкурсам относится Всероссийский конкурс «Учитель будущего. Студенты» - это «конкурс по развитию и поддержке перспективных обучающихся (студентов) по педагогическим и иным программам высшего образования, которые планируют связать свою профессиональную деятельность с образовательными организациями, обладающих высоким уровнем предметных знаний, ключевых психолого-педагогических компетенций и надпрофессиональ-ных навыков»1.

В 2021 г. студенческий трек конкурса проводился впервые и был создан на базе ранее проводимого конкурса «Учитель будущего». Для участия в конкурсе необходимо было быть студентом бакалавриата/ специалитета (не младше 3 курса) или магистратуры очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Тем самым конкурс, заявленный как «профильный», не предполагал никаких ограничений для участников по возрасту и направлению обучения, что позволило всем желающим попробовать свои силы в сфере образования.

Конкурс «Учитель будущего. Студенты» сочетает форматы индивидуальной и командной работы. На начальном этапе участники дистанционно проходят онлайн-тестирование, состоящее из нескольких блоков, выполняемых в разное время: общекультурный, предметный и блок на функциональную грамотность. Успешное прохождение тестирования позволяет участвовать в региональном полуфинале - первом очном этапе, который проводится по регионам. На протяжении трехдневного полуфинала появляются сложности восприятия конкурса как индивидуального, т.к. все задания необходимо выполнять в командах. В разные конкурсные дни необходимо выполнить в среднем 2-3 задания, зачастую в разных командах. Соответственно, на данном этапе важно не терять свою индивидуальность, но при этом показать умения работать в команде, лидерские качества, умение адаптироваться и готовность к компромиссам. Лучшие участники каждого регионального полуфинала приглашаются на финал, где также необходимо выполнять командные задания. В финале так же, как и на полуфинале,

1 URL: https://studtrek.ru/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

за работой каждой команды наблюдают эксперты, оценивающие участников в процессе выполнения заданий. Однако не стоит забывать, что при работе в команде оценивается каждый отдельный участник - работа коллективная, оценка индивидуальная.

Конкурсные испытания охватывают разные сферы педагогической деятельности: решение педагогических кейсов и анализ ситуаций, создание образовательного проекта, решение проблем образовательной организации, разработка сценариев занятий/мероприятий, порой предполагающих их проведение.

Участие в данном конкурсе даёт студентам не только возможности для взаимодействия с коллегами из разных регионов, но и позволяет попробовать себя в новом формате, выявить свои сильные и слабые стороны в различных видах педагогической деятельности. В рамках конкурса у участников есть уникальная возможность применить свои знания и умения на практике при решении конкурсных заданий, а также испытать на себе новые командные форматы работы, которые могут быть адаптированы для работы в классе.

Конкурс выступает некой призмой, через которую участник пропускает свои умения и навыки, эта призма позволяет увидеть себя со стороны, проанализировать и выявить перспективные направления развития, как профессионального, так и личностного.

На первый взгляд опыт участия в данном конкурсе показал, что заранее подготовиться к нему нельзя, потому что отсутствует единственно правильный путь решения или верный ответ, многое зависит и от каждого участника, и от проявления индивидуальности каждого в работе группы, от восприятия предъявленных выступлений судьями. Однако совершенно очевидно, что свободное владение базовыми педагогическими знаниями значительно упростит участие, т.к. позволит наравне взаимодействовать в команде со студентами-педагогами и верно трактовать задание. Пожалуй, именно данному аспекту подготовки следует отвести особое внимание. Помимо профессиональных умений, важны еще и мягкие навыки: такие как лидерство, эмоциональный интеллект, навыки эффективной коммуникации, креативность и новаторство, целеустремленность, взаимоуважение и толерантность, тайм-менеджмент, адаптивность и др. Данные психологические аспекты готовности к участию в конкурсе так же требуют серьезного анализа. Диагностика и тренинговые занятия на этапе подготовки позволили бы существенно укрепить позиции будущих конкурсантов. От педагогов-наставников в данном случае требуется выстраивание индивидуальной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

и групповой траектории подготовки участников, включающие проработку сложных (вызвавших затруднение большинства конкурсантов) заданий, пояснение критериев оценки судей, предложения эффективных стратегий в подходе к реализации возможных решений. В данной работе заложен значительный потенциал индивидуального становления и роста будущих участников конкурса. При очевидном стремлении к победе, в процессе подготовки актуализируется потребность студентов выйти за рамки обыденного восприятия теории, часто оторванной от практики и осознать необходимость методической подготовки как в традиционном, так и в инновационном формате.

Еще один важный вывод, который можно сделать, заключается в том, что опыт участия в различных конкурсах, профессиональный и опыт педагогического взаимодействия, опыт решения организационно-управленческих задач могут помочь в развитии личности, и непосредственно в участии в конкурсе, а постсопровождение победителей и отличившихся участников позволит развиваться им в новых направлениях. Именно дальнейшее сопровождение победителей часто исключается из системы подготовки будущих участников, а в этот момент, когда живы воспоминания обо всех особенностях, успехах и просчетах, недопониманиях в ходе конкурсной программы, целесообразно выделить время и провести групповую и индивидуальную рефлексию возникших затруднений. На этом этапе возможно активное педагогическое моделирование дальнейших стратегий поведения как в конкурсе, так и в профессиональной деятельности в целом. И как логическое завершение подготовительных мероприятий инкорпорация конкурсных заданий в программу учебных занятий или создание и проведение мастер-классов по заявленным проблемам, выявленным в ходе обсуждений.

Одним из важных аспектов, на котором хотелось бы остановиться в завершении анализа, -это то, что информацию о критериях оценивания стоило предоставить заранее участникам конкурса - это во многом способствует более осознанному участию, позволяет чётче формировать определенные компетенции в процессе подготовки к испытаниям и позволяет самому конкурсанту понять свои дефициты и наметить пути их устранения. В целом, каким бы ни был результат для каждого из участников, его нужно уметь принимать. Все же цель данного конкурса не столько в победе, сколько в саморазвитии, а любому учителю известно, что работа над ошибками - это один из ключевых компонентов роста и успеха. Ошибки и поражения, переживаемые в рамках конкурсных ситуаций, позволяют быть готовыми к

ним в реальной деятельности, будут побуждать стараться предотвращать или более рационально их прорабатывать. Это будет полезно не только педагогу, но и любому человеку в его личной и профессиональной сфере.

В итоге, следует остановиться на следующем важном результате подготовки к любому конкурсу педагогического мастерства. Грамотная её организация влияет на профессиональное развитие не только студентов, но и преподавателей высшей школы - зачастую направляя на пересмотр используемых методов и средств обучения. А также дает возможность презентовать деятельность всего коллектива вуза в лице качественно подготовленных конкурсантов. Для самих студентов участие в конкурсах - это важный этап вступления в профессиональную педагогическую деятельность, способствующий развитию креативности и критического мышления, коммуникативных навыков и способов коллаборации, опыта самопрезентации.

Список литературы:

[1] Звонарев А.В., Ладнушкина Н.М., Пашен-цев Д.А. Система источников образовательного права Российской Федерации // Право и образование. - 2017. - № 10. - С. 39 - 45.

[2] Корчагина Т.В. Российское законодательство об образовании: этапы развития // Российское и международное право: общее и особенное: материалы Всеросс. конф. памяти проф. Ф.М. Рудинского. - М., 2019. - С. 39 - 42.

Spisok literatury:

[1] Zvonarev A.V., Ladnushkina N.M., Pashencev D.A. Sistema istochnikov obrazova-tel'nogo prava Rossijskoj Federacii // Pravo i obra-zovanie. - 2017. - № 10. - S. 39 - 45.

[2] Korchagina T.V. Rossijskoe zakonodatel'stvo ob obrazovanii: etapy razvitiya // Rossijskoe i mezh-dunarodnoe pravo: obshchee i osobennoe: materialy Vseross. konf. pamyati prof. F.M. Rudinskogo. - M., 2019. - S. 39 - 42.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.