УДК 378.14, ББК 74.023 (с) А. П. Гулов БО!: 10.24412/2225-8264-2022-4-40-44
А. П. Гулов
К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В данном исследовании мы анализируем уровень сложности олимпиадных заданий относительно их внутренней структуры, а также типичные ошибки конкурсантов на примере всероссийской олимпиады по английскому языку. Олимпиадные задания не являются однородными по степени сложности, так как при их создании учитывается принцип доступности для большинства участников. Тем не менее, для успешного ранжирования школьников и создания единого рейтинга победителей и призеров, определенная часть заданий имеют повышенный уровень, что вызывает трудность у абсолютного большинства олимпиадников. Нами были исследованы результаты участников по всем конкурсам олимпиады - чтение, аудирование, письмо, говорение, лексико-грамматический тест, - и выявлены определенные закономерности в допущенных ошибках, на основе чего и выработаны рекомендации для успешной подготовки.
Ключевые слова: олимпиада школьников, языковое тестирование, подготовка к олимпиаде, критерии оценивания, одарённые дети, универсальные компетенции
У
^ частие в школьных предметных
олимпиадах является одним из ведущих направлений учебной деятельности обучающихся в современной образовательной парадигме. Во всех учебных заведениях страны ведется подготовка к всероссийской олимпиаде школьников, участие в которой позволяет не только получать престижные дипломы и повышать академическую самооценку, но и пользоваться многочисленными льготами для победителей и призеров заключительного этапа при смене образовательного трека на ступень выше. Поступление в вуз становится упрощенной процедурой, если потенциальные абитуриенты могут доказать свой высокий научно -исследовательский потенциал через успешное участие в олимпиадах. Таким образом, целью нашего исследования становится изучение результатов предыдущих поколений
олимпиадников, анализ типичных ошибок и выявление разделов, которые вызывают многочисленные проблемы. Среди задач статьи -проанализировать задания олимпиады на примере английского языка, выявить лучшие результаты и
понять, в каких конкурсах учащиеся допускают наибольшее количество ошибок. Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами - повышенным интересом школьников к олимпиадам, непонимание учителей школ причин неудачного участия, а также запросом государства и общества на развитие творческих способностей учащейся молодежи, что может быть эффективно реализовано посредством участия в олимпиаде. Гипотеза исследования заключается в том, что задания лексико-грамматического теста являются наиболее сложными, что обусловлено как их творческим характером, так и непредсказуемостью форматов.
Наше исследование базируется как на многочисленных научных исследованиях по теме развития лингвистической одаренности [6,7], так и на анализе открытых источников с комплектами заданий и протоколов с результатами участников всероссийской олимпиады школьников по английскому языку [3,4,5].
Обратимся к анализу количественных характеристик комплектов олимпиадных заданий по английскому языку лексико-грамматического конкурса ретроспективно.
Таблица 1.
заданий
Год Количество заданий Количество вопросов Количество баллов Максимальный балл за все конкурсы
2021 4 40 20 100
2019 4 50 50 130
2018 3 30 40 120
2017 3 50 50 130
2016 4 50 50 130
2015 4 40 40 120
2014 4 30 30 110
2013 4 50 50 130
Отметим, что в 2021 году произошла унификация вторичной шкалы баллов по всем предметам, где максимальный балл - 100. На наш взгляд, это никак не влияет на важность баллов, полученный за данный раздел, так как, даже учитывая введенный коэффициент, в итоговой таблице результаты ранжируются с разницей в 0,5 балла.
Мы не рассматриваем в данной статье отдельно формулировки заданий регионального этапа, отметим лишь, что среди заданий были как классические языковые тесты (выбор правильного слова, поиск ошибок в предложении), так и задание, требующее проявить смекалку и творческое мышление (кроссворд); а также задание на социокультурную компетенцию (биографии и творчество англоязычных писателей).
Топ-
Проходной балл стал 90,5 из 100 возможных, что позволяло заявить на заключительный этап 106 участников по итогам отбора, однако, команда города Москва была представлена 113 участниками, так как в 2020 году финал не проводился, и учащиеся не 9 и 10 классов получили право принять участие в финале следующего года без прохождения предыдущих конкурсных туров. Однако, участники как правило пренебрегают данной льготой, и более 30 членов команды сборной Москвы результативно отметились в региональном протоколе 2021 года.
Проанализируем результаты участников с указанием баллов по конкурсам. Для начала ознакомимся с баллами самых сильных участников.
Таблица 2.
участников
Номер в рейтин ге на регион ально м этапе Класс Итогов ый балл (макси мум 100) Конкурс «Аудирование и чтение» (максимум 40, 1 вопрос=1 балл) Конкурс «Лексико-грамматический тест» (максимум 20, 1 вопрос=0,5 балла) Конкурс «Письмо» (максимум 20, оценивание по критериям) Конкурс «Говорение» (максимум 20, оценивание по критериям) Статус заключ ительн ого этапа
Балл Оши бки Балл Ошибк и Балл Снято Балл Снят о
1 11 98,5 40 0 18,5 3 20 0 20 0 призер
2 10 97,5 40 0 19,5 1 18 2 20 0 участн ик
3 10 96,5 39 1 17,5 5 20 0 20 0 участн ик
4 10 96 40 0 18 4 19 1 20 0 призер
5 9 96 38 2 18 4 20 0 20 0 победи тель
6 10 96 39 1 17 6 20 0 20 0 победи тель
7 11 95,5 40 0 19,5 1 16 4 20 0 победи тель
8 10 95,5 39 1 18,5 3 18 2 20 0 победи тель
9 11 95,5 39 1 19,5 1 17 3 20 0 призер
10 11 95,5 40 0 16,5 7 19 1 20 0 призер
Как становится понятным, среди участников, входящих в топ-10 рейтинга, никто не сумел набрать максимальный балл за лексико-грамматический тест, количество ошибок варьировалось от 1 до 7. При этом абсолютное большинство конкурсантов без ошибок решили
задания конкурса «Аудирование и чтение», теряя не больше 2 баллов из 40 возможных. За конкурс «Говорение» никто не потерял баллы, за конкурс «Письмо» отдельные конкурсанты потеряли от 1 до 4 баллов. Заметим, что положительный результат на региональном этапе никак не гарантирует
успешного участия в следующем этапе. Из 10 победителей регионального этапа с наивысшим рейтингом на следующем, заключительном этапе, только 4 стали победителями, еще 4 - призерами, и двое - участниками, не получив желаемого диплома. Примечательно, что абсолютные победители регионального этапа (1 место в рейтинге) в 2021, 2019 и 2018 на финале становились всего лишь призерами.
В региональном протоколе 24 участника набрали 90 баллов, 10 участников - 89,5 баллов, еще 15 участников набрали 89 баллов. Как мы видим, 49 человек были в 1 балле от прохода на заключительный этап.
Мы видим, что в абсолютном большинстве учащиеся теряют баллы по разным разделам олимпиады, больше всего потеряно на лексико-
грамматическом конкурсе - от 4 до 8. Отметим парадоксальность ситуации - 3 учащихся, не ставшими победителями регионального этапа, прошли на заключительный этап за счет «автопрохода» и смогли там успешно проявить себя, завоевав места призеров и победителей. На наш взгляд, подобные казусы лишь доказывают, что региональный и заключительный этапы являются серьезной проверкой не только знаний учащихся, но умения собраться в нужный момент, сконцентрироваться на задании. Разница всего в 0,5 балла может определить, смогут ли школьники принять участие в заключительном этапе, или нет.
Обратимся к результатам заключительного этапа 2021 года, рассмотрев баллы победителей и призеров.
Таблица 5.
в 11 классе
Класс Итоговый балл (максимум 100) Конкурс «Аудирование и чтение» (максимум 40, 1 вопрос=1 балл) Конкурс «Лексико-грамматический тест» (максимум 20, 1 вопрос=0,5 балла) Конкурс «Письмо» (максимум 20, оценивание по критериям) Конкурс «Говорение» (максимум 20, оценивание по критериям)
Балл Ошибки Балл Ошибк и Балл Снято Балл Снято
11 99 40 0 20 0 19 1 20 0
11 98 39 1 20 0 19 1 20 0
11 97,5 39 1 18,5 3 20 0 20 0
11 97 39 1 18 4 20 0 20 0
11 97 38 2 20 0 19 1 20 0
11 96 38 2 19 2 19 1 20 0
11 96 40 0 16 8 20 0 20 0
11 95 40 0 20 0 18 2 16 4
11 93,5 40 0 15,5 9 16 4 20 0
11 93 39 1 16 8 18 2 20 0
11 93 35 5 20 0 19 1 19 1
Как видно из таблицы, среди всех 11 победителей больше всего ошибок допущено по разделу «Лексико-грамматический тест», до 9 ошибок.
Если мы посмотрим на результаты 10 последних призеров, замыкающих таблицу, все из которых набрали от 88 до 87 баллов, мы увидим, на фоне высоких баллов во всех других разделах, в лексико-грамматическом конкурсе учащиеся допускали от 7 до 16 ошибок.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о справедливости нашей гипотезы о том, что хуже всего участникам даются задания лексико-грамматического теста. В рамках нашей работы в ГАО ДПО «Центр педагогического мастерства» нами проводилась работа по подготовке московских школьников к
региональному и заключительному этапам ВСОШ с 2017 по 2021 гг., и нами предложена модель подготовки с особым упором именно на задания данного раздела. Нами опубликованы пособия по теме, которые могут использоваться в любой школе России [2].
На наш взгляд, для успешной подготовки к подобным заданиям необходимо развивать универсальные компетенции [8], о которых достаточно много говорят современные исследователи. Так, в докладе ЮНЕСКО [1] идет речь о данных компетенциях с перечнем навыков, важнейшими из которых являются - 1) готовность к непрерывному образованию (творческое мышление, критическое мышление,
любознательность), 2) самостоятельность (инициативность, мотивация, выносливость,
упорство, ответственность), 3) интерактивное использование инструментов и ресурсов (продуктивное и эффективное использование ресурсов, ответственное потребление), 4) взаимодействие с другими (командная работа, сотрудничество, ведение переговоров), 5) взаимодействие с собой и миром (мыслить локально и глобально, соблюдать баланс прав и привилегий, свободы и уважения), 6) междисциплинарность (естественные, социальные и гуманитарные науки), 7) мультиграмотность (чтение и письмо, математическая и информационная грамотность) [1].
Мы строим нашу подготовку к данному конкурсу с учетом вышеизложенных принципов, и предлагаем следующие практики, которые мы рекомендуем включать в образовательный процесс.
1. Ознакомление учащихся с типичными форматами прошлых лет, анализ работ предыдущих поколений, демонстрация допущенных ошибок.
2. Работа с новыми, не знакомыми учащимся форматами, постоянный эффект новизны, одновременно с закреплением уже изученных форматов заданий.
3. Работа на время, когда учащимся предлагается сконцентрироваться на 10-15 минут на решении одного задания, переходя к следующим заданиям по истечении времени.
4. Практика командного мозгового штурма, когда учащиеся вместе пытаются выработать решение задания, обсуждая его в команде.
5. Соблюдение конкурсного принципа, когда учащиеся не просто монотонно решают задания в спокойной атмосфере, а соревнуются между собой, в том числе в командах.
6. Практика работы с пробными тестами, когда учащимся предлагается комплект заданий (45), которые им необходимо выполнить на время (45-60 минут), то есть моделирование ситуации олимпиадного тура.
7. Использование технологии «перевернутого класса», когда учащиеся знакомятся с теоретическим материалом дома, а в классе происходит детальное обсуждение информации и практическое закрепление теории.
8. Смена социальной роли учащихся, когда сами школьники выступают в роли экспертов, проверяющих работы. Поиск ошибок и осознание их природы помогает на чужом опыте научиться перестать такие ошибки в собственных работах.
На наш взгляд, в данном исследовании мы сумели проанализировать особенности лексико-грамматических заданий в формате всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, и предложить определенные рекомендации для успешной подготовки. Также мы доказали нашу гипотезу о том, что подобные творческие задания представляют максимальную сложность для учащихся, поэтому при подготовке к данному конкурсу следует уделять повышенное внимание развитию лингвистической одаренности школьников наравне с универсальными компетенциями.
Библиографический список
1. Ансимова Н. П., Беляева О. А. Метапредметные образовательные результаты школьников как основа формирования универсальных компетенций студентов / Н. П. Ансимова, О. А. Беляева // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №5. - С. 57-70.
2. Гулов, А. П. Методические и нормативно-правовые основы подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку : учебно-методическое пособие / А. П. Гулов. — Обнинск: Титул, 2022 — 108 с.
3. Заключительный этап всероссийской олимпиады школьников в Калининградской области в 2021 году. Работы победителей и призеров, протоколы, ключи. Режим доступа: https://edu.gov39.ru/dlva-detev-i-roditelev/podderzhka-odarennvkh-detev/vserossivskava-olimpiada-shkolnikov/zaklvuchitelnw-etap-vserossivskov-olimpiadv-shkolnikov/ (Дата обращения: 07.11.2021)
4. Курасовская, Ю. Б. Примеры заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку на проверку социолингвистической и социокультурной компетенции учащихся / Ю. Б. Курасовская, Т. А. Симонян // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 3. - С. 72-78.
5. Никитина, Г. А. Анализ результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку / Г. А. Никитина // Вестник Саратовского областного института развития образования. -2021. - № 2(26). - С. 72-76.
6. Николаева В. В., Соколова Е. И. Роль предметных олимпиад школьников в совершенствовании МСОКО // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2(5). С. 45-53.
7. Румянцева М. В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 188 с. 6.
8. Keldibekova, A. O. (2021). The mathematical competence of otympiad participants as an indicator of the quality of mathematical training level. Perspektivv Nauki i Obrazovania, 51(3), 169-187. doi:10.32744/pse.2021.3.12
References
1. Ansimova N. P., Belyaeva O. A. [Metapedmet educational results of schoolchildren as the basis for the formation of universal competencies of students] Metapredmetnye obrazovatel'nye rezul'taty shkol'nikov kak osnova
formirovaniya universal'nykh kompetentsii studentov / N. P. Ansimova, O. A. Belyaeva // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. - 2018. - №5. - S. 57-70.
2. Gulov A. P. [Methodological and regulatory basis of preparation for the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English]. -Titul, 2022. 108 p.
3. Zaklyuchitel'nyi etap vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov v Kaliningradskoi oblasti v 2021 godu. Raboty pobeditelei i prizerov, protokoly, klyuchi. Rezhim dostupa: https://edu.gov39.ru/dlya-detey-i-roditeley/podderzhka-odarennykh-detey/vserossiyskaya-olimpiada-shkolnikov/zaklyuchitelnyy-etap-vserossiyskoy-olimpiady-shkolnikov/ (Data obrashcheniya: 07.11.2021)
4. Kurasovskaya, Yu. B. [Examples of tasks of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English to test the sociolinguistic and sociocultural competence of students] Primery zadanii Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov po an-gliiskomu yazyku na proverku sotsiolingvisticheskoi i sotsiokul'turnoi kompetentsii uchashchikhsya / Yu. B. Ku-rasovskaya, T. A. Simonyan // Inostrannye yazyki v shkole. - 2016. - № 3. - S. 72-78.
5. Nikitina, G. A. [Analysis of the results of the regional stage of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English] Analiz rezul'tatov regional'nogo etapa Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov po angliiskomu yazyku / G. A. Nikitina // Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. - 2021. - № 2(26). - S. 72-76.
6. Nikolaeva V. V., Sokolova E. I. [The role of subject olympiads of schoolchildren in improving MSOCO] Rol' predmetnykh olimpiad shkol'nikov v sovershenstvovanii MSOKO // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. 2018. № 2(5). S. 45-53.
7. Rumyantseva M. V. [Training of linguistically gifted students in a foreign language in conditions of additional education] Obuchenie lingvisticheski odarennykh shkol'nikov inostrannomu yazyku v usloviyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2006. 188 s. 6.
8. Keldibekova, A. O. (2021). The mathematical competence of olympiad participants as an indicator of the quality of mathematical training level. Perspektivy Nauki i Obrazovania, 51(3), 169-187. doi:10.32744/pse.2021.3.12
TO THE QUESTION OF PREDICTION OF TYPICAL ERRORS AT THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD
OF SCHOOLCHILDREN IN ENGLISH Artem P. Gulov
Ph.D., assistant professor in the Department of the English language №6, [email protected], Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia
Abstract. In this study, we analyze the level of complexity of Olympiad tasks regarding their internal structure using the example of the All-Russian Olympiad in English. Olympiad tasks are not homogeneous in terms of complexity, since their creation takes into account the principle of accessibility for most participants. Nevertheless, for the successful ranking of schoolchildren and the creation of a single rating of winners and prize-winners, a certain part of the higher-level tasks cause difficulty for the absolute majority of Olympiads. We examined the results of the participants in all competitions of the Olympiad - reading, listening, writing, speaking, lexical and grammatical test - and identified certain patterns on the basis of which recommendations were developed for successful preparation.
Key words: Olympiad exam, language assessment, Olympiad preparation, assessment criteria, gifted children, key competences
Сведения об авторе:
Гулов Артем Петрович, кандидат педагогических наук, доцент, [email protected], кафедра английского языка, Московский государственный институт международных отношений (университет), (119454, Российская Федерация, г. Москва, пр-кт Вернадского, д.76 №6, ORCID 0000-0001-7192-5316
Статья поступила в редакцию 08.11.2022 г.