Творческие конкурсы на всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку
Аннотация. Введение. Предметные олимпиады школьников являются интеллектуальными конкурсами повышенной сложности, участие в которых позволяет как отбирать лучшие умы для обучения в высшей школе, так и развивать творческие способности у всех школьников, принимающих участие в конкурсных испытаниях. Цель статьи. В данном исследовании мы ставим цель выявить особенности творческих олимпиадных заданий и предложить их категоризацию.
Материалы и методы. Нами был использован метод контент-анализа нормативных документов Центральной предметно-методической комиссии, в том числе заданий прошлых лет, а также проанализирован наш собственный эмпирический опыт подготовки школьников к олимпиаде в качестве тренера сборной города Москвы. Результаты исследования. Мы рассмотрели особенности различных конкурсов, проводимых на олимпиаде по английскому языку, а также указали на типичные сложности, которые возникают у участников олимпиады в связи с творческим характером заданий.
Выводы. Всероссийская олимпиада школьников как национальный образовательный проект позволяет актуализировать усилия школы, общественности и специальных центров дополнительного образования, направленные на развитие одарённости и поддержку талантов.
Ключевые слова: олимпиада школьников, языковое тестирование, подготовка к олимпиаде, критерии оценивания, одарённые дети
Для цитирования: Гулов А. П. Творческие конкурсы на всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С.155-164.
Б01: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-155-164
© Гулов А. П., 2022
А. П. Гулов
Московский государственный институт международных отношений (университет), г. Москва [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7192-5316
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
155
Creative Contests at the All-Russian Olympiad of Schoolchildren in English
Artem P. Gulov
Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), Moscow [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7192-5316
Original article
Abstract. Introduction. Subject Olympiads for schoolchildren are intellectual contests of increased complexity, participation in which allows both selecting the best minds for studying at a higher school, and developing creative abilities in all schoolchildren participating in competitive trials.
Objective. The study aims to identify the features of creative Olympiad tasks and propose their categorization.
Materials and methods. The methods employed in the study include the method of content analysis of normative documents of the Central Subject-Methodological Commission, including tasks of previous years, and analysis of our empirical experience of preparing schoolchildren for the Olympiad from the perspective of a coach of the Moscow city team. Results of the study. The research has considered the specific features of various contests held at the English Olympiad, and indicated the typical difficulties that Olympiad participants encounter due to the creative nature of the tasks.
Conclusions. Being a national educational project, the All-Russian Olympiad of schoolchildren updates the efforts of schools, and public and special additional education centers aimed at developing giftedness and supporting talents.
Keywords: Olympiad, language assessment, preparation for the Olympiad, assessment criteria, gifted children
For citation: Gulov A. P. Creative Contests at the All-Russian Olympiad of Schoolchildren in English. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(2): 155-164. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-155-164
Введение
Предметные олимпиады школьников зарождались как ответ на вызовы советского общества, которое нуждалось в креативных технических специалистах. Школьники решали сложные, нестандартные задачи и готовились к вызовам большой науки. Мировая педагогическая наука оценила соревновательную среду, и на сегодня национальные олимпиады во всём мире проводятся как отбор для участия в международных состязаниях. Математики, программисты, физики защищают честь России на международных олимпиадах, и довольно успешно. Государственная политика в области поддержки талантливых школьников способствует интересу к данным конкурсам, так как призёрам и победителям гарантировано поступление без вступительных испытаний. Отметим, что в современной истории образования в России нашлось место интеллектуальным состязаниям по гуманитарным предметам, среди которых и иностранные языки. По английскому языку первая олимпиада состоялась в 1998 году, с тех пор многое изменилось как в процедуре проведения, так и в содержании олимпиады [1]. Первые годы количество победителей было ограниченным, однако постепенно Министерство просвещения увеличивало квоту. На сегодня количество призёров и победителей состав-
156 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 155-164
ляет не более 45 % от общего числа участников, которых со всех субъектов Федерации собирается, как правило, 200-250 человек. Все регионы могут выдвинуть своих кандидатов, так как в качестве меры интеллектуальной поддержки разработана система квот на число участников: каждый субъект может выдвинуть минимум 1 участника по предмету, даже если эти школьники не набирают проходные баллы. Данная система обеспечивает явку со всей страны и даёт шанс тем ребятам, которые не набрали всего 1-2 баллов до проходного.
Актуальность нашего исследования обусловлена противоречием между необходимостью разработки и внедрения олимпиадных курсов в современной школе и недостаточным количеством научных исследований, посвящённых развитию творческих способностей учащихся, готовящихся к олимпиаде по английскому языку. Нами обращается внимание на приоритетность формирования и развития творческой компетенции учащихся, что никак не отражено в программных документах Центральной предметно-методической комиссией [2; 3]. Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении списка необходимых компетенций для участия во ВСОШ по английскому языку на основе анализа заданий прошлых лет. На данном этапе ЦПМК указывает на необходимость формирования и развития речевых и языковых компетенций, не уделяя должного внимания творческим компетенциям. Соответственно, практическая значимость может состоять в пересмотре педагогических практик, внедряемых при подготовке к олимпиаде, в том числе при использовании опубликованных нами учебных пособий по теме исследования. Подготовка к олимпиаде не может быть только языковым курсом, игнорирующим формирование и развитие творческих компетенций. Несмотря на широкий интерес общественности к вопросам подготовки к олимпиаде, остаётся ряд вопросов, требующих прояснения и уточнения в методической науке, что и определяет проблему исследования. Для качественной подготовки необходимо чётко понимать вызовы современного образования, равно как и особенности олимпиады по английскому языку.
Таким образом, цель исследования - выявить особенности творческих заданий, которые появляются в комплектах олимпиады, разделить их на категории и указать на необходимость формирования творческих компетенций для успешного участия. Среди задач исследования - найти методические формы подготовки к олимпиадным заданиям повышенной сложности, что позволит улучшить качество образования в целом.
Научная новизна в статье заключается в уточнении списка компетенций, которыми необходимо владеть для успешного участия во всероссийской олимпиаде школьников. В нашем исследовании мы анализируем специфику творческих заданий по английскому языку, которые предлагались на конкурсах в последние годы.
Обзор литературы
Среди изученных нами современных исследований отдельное место занимают работы авторы заданий и методических рекомендаций, выполненные под руководством Ю. Б. Курасовской [4; 5; 6], которые публикуют сборники комплектов вместе с рекомендациями для педагогов. Некоторые исследователи на основе данных документов описывают свой опыт создания заданий, а также организации муниципального и регионального туров [3]. Ряд работ посвящён анализу педагогических практик, направленных на пропаганду олимпиадного движения в целом [7; 8]. Нами были изучены труды, посвящённые лингвистическим олимпиадам в России [9; 10], а также формированию творческих способностей в рамках проведения национальных олимпиад по различным предметам по всему миру [11; 12; 13; 14].
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
157
Материалы и методы
В рамках исследования нами были изучены нормативные документы [2; 3], регламентирующие организацию олимпиадных конкурсов. Нами был реализован контент-анализ содержания заданий по всем видам речевой деятельности заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников, в том числе за 2020-21 учебный год [15; 16]. Также мы опирались на собственный эмпирический опыт подготовки московских школьников в период с 2017 по 2021 гг. в рамках работы в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования г. Москвы «Центр педагогического мастерства», учреждённом Департаментом образования города Москвы, где нами велась подготовка олимпиадных групп для участия в региональном и заключительном этапах олимпиады. Нами была проведена категоризация и обобщение заданий. Так, наряду с «классическими» заданиями мы отдельно выделяем творческие задания, для решения которых необходимо задействование универсальных творческих компетенций.
Результаты
Традиционно олимпиады по всем предметам включают в себя творческие задания, основной принцип при разработке которых - удивить участников новым, неожиданным форматом, адаптируясь под который школьникам необходимо продемонстрировать навыки творческого и критического мышления. Специфика предмета «Английский язык» такова, что у разработчиков не так много инструментов для создания сложных творческих заданий. Рассмотрим основные подходы, которые применялись Центральной предметно-методической комиссией, на примере заданий заключительного этапа с 2011 г. по 2021 г. включительно.
1. Интеграция конкурсов. Так, начиная с 2011 года вводится на постоянной основе интегрированный конкурс аудирования и чтения, который стал настолько привычным заданием, что постепенно дошёл до Проекта ЕГЭ в 2022 году по английскому языку, изрядно удивив большую часть учительской общественности. В конечном счёте, такое задание было исключено из экзамена на данном этапе. Примечательно, что впервые в 2021 году на чтение текста даётся 10 минут, хотя традиционное время - 7 минут, что косвенно свидетельствует о признании повышенного уровня сложности данного задания со стороны разработчиков. Подобные конкурсы требуют повышенной концентрации и внимательности, поэтому резерв времени даже в 3 минуты может оказаться решающим для успешного выступления школьников.
В конкурсах продуктивных умений также происходит интеграция, но с использованием видео. В конкурсе говорения участникам необходимо синхронизировать свою речь с демонстрирующимся видеороликом, причём сюжет ролика достаточно быстро меняется. Учитывая, что презентация участника должна соответствовать информации, представленной в файле для подготовки, возникает сразу несколько задач, которые нужно решить во время говорения. В 2016 году в письме появилось задание, в рамках которого сюжет текста, предложенный для подготовки участниками, напрямую зависел от просмотренного визуального ряда.
В 2019 г. в конкурс чтения письменного текста добавился формат словообразования по тексту, который, по сути, является интеграцией чтения и лексико-грамматического теста, так как участникам необходимо не только преобразовать слова, но самостоятельно выбрать для них место в тексте, как правило, довольно большом.
158 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 155-164
Таблица 1
Примеры интегрированных заданий раздела Listening and Reading
Table 1
Examples of integrated tasks in the Listening and Reading section
Финал-2021
in each of the paragraphs (A-E) a word is missing. These words in a DIFFERENT WORD FORM are listed below: dismiss hundred imply learn pass DERIVE NEW WORDS from the given words to fill in the gaps 26-30 Read the text below, then listen to a part ot an interview on the same topic. You will notice that some ideas coincide and some differ in them. Answer questions 16-25 by choosing A if the idea is expressed in both materials, B if it can be found only in the reading text, C if it can be found only in the audio-recording, and D if neither of the materials expresses the idea
2. Модификация «классических» заданий, то есть усложнение типичных форматов за счёт включения в них неожиданных элементов. Например, в программу лекси-ко-грамматическом конкурса постоянно добавляются задания на проверку уровня развития социокультурной компетенции, тестирующие знания культурных особенностей англо-саксонского мира, включая в себя вопросы из истории, географии, политики, литературы и т. д. Так, участникам предлагается тест на множественный выбор, который традиционно используется для проверки знаний лексики и грамматики. Но вместе с вышеупомянутыми категориями в задание включены вопросы о жизни известных людей, даты важных исторических событий, названия политических партий и т. д. Другой пример: в задании на 'open cloze' нужно написать слова, связанные с биографиями известных людей, или выбрать названия реалий из таблицы и вставить в текст по смыслу.
В конкурс письма помимо точного следования канонам жанров вводятся многочисленные требования к тексту: внедрить определённые слова, учитывая их контекст, придумать неожиданный сюжетный ход, написать рассказ по картинке, использовать данные цитаты, вставив их в текст по смыслу. В говорении участникам ставится задача не просто представить определённую тему и раскрыть пункты карточки, но постараться войти в определённую социальную роль, например гида или представителя школьного клуба, и обязательно убедить слушающих в чём-то, например, посетить какое-то место, посмотреть фильм, прочитать книгу и т. д.
3. Использование лингвистических загадок, среди которых кроссворды, анаграммы, задания на игру слов. Учащимся нужно не просто знать лексику по теме задания, но и догадаться о данных словах, решив такую языковую задачу. Нередко подобные логические головоломки связаны с определёнными категориями в языке, например, были представлены тесты на знание капитонимов, омонимов, идиом на определённую тематику.
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
159
Таблица 2
Примеры творческих заданий раздела Use of English
Table 2
Examples of creative tasks in the Use of English section
®HHaa-2021 ®HHaa-2019
Each text (11-20) contains ONE mistake where a word has an extra letter, or one letter in a word is missing, or one letter in a word is wrong. For items 11 - 20, correct the texts. On your answer sheet, write down the wrong word and the correct one. The first example (0) is done for you. Example: Commuters in Manchester faced a frustrating time getting to work yesterday. At one point traffic tailed back for five miles from the Salford junction where a bride is being re-painted. wrong - bride, correct - bridge For items 1-10, read the following informal note about starting a college Film Society and use the information to complete the gaps in the formal announcement. Then write the new words in the correct spaces on your answer sheet. Use one word for each gap. The words you need do not occur in the informal note. The words in the correct grammar form should also fit the crossword. (Crossword)
Как мы видим, творческие задания внедряются в конкурсы по всем видам речевой деятельности, что делает задания заключительного этапа особенно сложными для школьников. Как правило, проходные баллы призёра колеблются на границе 85-90 %, что свидетельствует об успешной дифференциации участников. В 2021 году таковой балл оказался 87/100.
Обсуждение и заключения
В программных документах [2; 3] олимпиады творческие компетенции не упоминаются напрямую, однако именно их наличие у школьников играет ключевую роль в успешности участия. Предлагаемая нами категоризация творческих заданий помогает школьникам структурировать в системе своих знаний основные подходы разработчиков, что позволит более эффективно готовиться к олимпиаде.
На наш взгляд, в современных образовательных программах, направленных на подготовку к олимпиаде, основное внимание должно уделяться развитию именно творческих способностей. Олимпиадные курсы являются, как правило, краткосрочными проектами, в рамках которых необходимо отобрать сильнейших в языковом плане детей и познакомить их с особенностями олимпиадного формата. Мы рекомендуем изначально ставить высокую планку в плане владения уровнем языка, не меньше С1, и большую часть подготовки проводить, оттачивая навыки решения творческих заданий. Так, в рамках подготовки команды города Москвы ежегодно проводится входное тестирование с целью отобрать сильнейших ребят из всех школ города на бюджетную подготовку, и уровень тестовых заданий как раз соответствует С1 [9]. Как правило, на этапе входного тестирования проверяются следующие компоненты коммуникативной компетенции - языковая, речевая, социальная и социокультурная компетенции. При их сформированности педагоги должны в рамках олимпиадного курса как повышать уровень владения языком до С2, так и формировать и развивать творческую компетенцию учащихся. Из нашего эмпирического опыта выявлено, что именно творческие задания вызывают максимальные проблемы у школьников. В результате нашего исследования были предложены творческие пособия по подготовке к олимпиаде, среди которых осо-
160 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 155-164
бенно выделяется Great Lengths [17], изданное нами в 2021 году в Великобритании, издательство Pearson. Данное комплексное пособие включает в себя творческие задания на все виды речевой деятельности. Большая часть данного учебно-методического пособия базируется на аутентичных текстах с социокультурной направленностью. Отметим, что в данном пособии возможно найти различные виды интегрированных заданий. Аудиозаписи подготовлены носителями языка, книга с ресурсами для учителя содержит ответы и комментарии к заданиям. В книге всего 300 заданий, которые равномерно распределены по 15 сетам. Само пособие можно найти в бесплатном открытом доступе в системе РИНЦ.
Современное дополнительное иноязычное образование должно отвечать на вызовы школы, в стенах которой затруднительно подготовить призёров и победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку без создания специальных курсов, направленных на развитие лингвистически одарённых учащихся. Убеждены, что при выстраивании правильных приоритетов система подготовки начнёт приносить свои плоды. Команда Москвы ежегодно получает около 50 % дипломов от общего числа, что говорит об успешности нашей методики. Система подготовки московских школьников может быть масштабирована в любых заинтересованных субъектах Федерации.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Список источников
1. Городецкая Л. А. Интегрированные задания по аудированию и чтению на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 51-61.
2. Заключительный этап всероссийской олимпиады школьников [Электронный ресурс] : сайт министерства образования Калининградской области. Работы победителей и призеров, протоколы, ключи (2021 г.). URL: https://edu.gov39.ru/dlya-detey-i-roditeley/ podderzhka-odarennykh-detey/vserossiyskaya-olimpiada-shkolnikov/zaklyuchitelnyy-etap-vserossiyskoy-olimpiady-shkolnikov/ (дата обращения: 07.04.2022).
3. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 уч. г. [Электронный ресурс]. Методический сайт всероссийской олимпиады школьников. URL: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/gb-sm-2020.pdf7ys-clid=l46qwqc2vf462949726 (дата обращения: 07.04.2022).
4. Шварц Е. Д. Как создаются конкурсные задания по говорению (всероссийские олимпиады для школьников по английскому языку) // Учитель. Ученик. Учебник : материалы IX Международ. науч.-практ. конф. Москва, 18-19 октября 2018 года. М. : КДУ, 2019. С. 482-487.
5. Максимчик О. А. Практические рекомендации по составлению заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (на примере муниципального этапа в Самарской области) // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2(31). С. 258265. DOI 10.17816/snv202308
6. Мамонтова А. К., Переверткина М. С. Всероссийская олимпиада по английскому языку как эффективный инструмент развития лингвистической одаренности учащихся // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспек-
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"
161
тивы исследования : Сб. науч. ст. / Ответств. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2018. С. 211-219.
7. Anwarudin M., Dafik & Ridlo Z. R. (2021). The analysis of olympiad student's metacognition skills in solving the national sciences olympiad problem on two-variables linear equation system material. Journal of Physics: Conference Series. 2020. 1832(1) doi:10.1088/1742-6596/1832/1/012042
8. Golubnichaya E. V., & Yanova, M. G. Features of pedagogical workers preparation for the organization and holding of all-russian school olympiads in municipal education system. Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences. 2022. 15(4). Pp. 546-553. doi:10.17516/1997-1370-0470
9. Зеленская Л. Л., Курасовская Ю. Б., Борисова А. Ю., Городецкая Л. А., Симкин В. Н., Симонян Т. А., Шварц Е. Д. Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып. 7. Задания школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов с ответами и комментариями / под общей редакцией Ю. Б. Курасовской и Т. А. Симонян. М. : Университетская книга, 2016. 212 c.
10. Погребная И. Ф., Гущина Л. В. Предметная олимпиада по английскому языку: теория и практика. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2020. 164 с.
11. Elgrably H., & Leikin R. (). Creativity as a function of problem-solving expertise: Posing new problems through investigations. ZDM - Mathematics Education. 2021. 53(4). Pp. 891-904. doi:10.1007/s11858-021-01228-3
12. Javadi Ya., & Kazemirad F. Worldwide shadow education epidemic and its move toward shadow curriculum. Journal of Language Teaching and Research. 2020. Vol. 11(2). Pp. 212-220. doi:10.17507/jltr.1102.09
13. Keldibekova A. O. The mathematical competence of olympiad participants as an indicator of the quality of mathematical training level. Perspectives of Science & Education. 2021. 51(3). Pp. 169-187. doi:10.32744/pse.2021.3.12
14. Абрамова Л. А. Повышение роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 47-51. DOI 10.25586/RNU.HET.19.10.P.47
15. Курасовская Ю. Б. Трансформация формата заданий ЕГЭ в заданиях Всероссийской олимпиады школьников // Педагогические измерения. 2021. № 1. С. 71-79.
16. Мореева С. Н. Использование онлайн-технологий при подготовке школьников к олимпиадам и ЕГЭ // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения : Сб. науч. трудов XI Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Москва, 25 января 2019 года. М. : 5 за знания ; МПГУ, 2019. С. 499-503.
17. Gulov A. Great Lengths. The All-Russian School Olympiad: Preparation for Municipal, Regional and Final Stages. London : Pearson Education. 2021. 206 p.
References
1. Gorodetskaya L. A. Integrirovannye zadaniya po audirovaniyu i chteniyu na region-al'nom i zakljuchitel'nom etapakh vserossiyskoy olimpiady shkol'nikov po angliyskomu ya-zyku [Integrated tasks for auditing and reading at the regional and final stages of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikastiya [Bulletin of Moscow University. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication]. 2019, No.1. Pp. 51-61.
2. Zadaniya vserossiiskoy olimpiady shkol'nikov po angliyskomu yazyku [Tasks of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English]. Sayt ministerstva obrazovaniya Kalin-
162 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 155-164
ingradskoy oblasti. Raboty pobediteley i prizerov, protokoly, klyuchi (2021 g) [Website of the Ministry of Education of the Kaliningrad region. Works of winners and prize-winners, protocols, keys (2021]. Available at: https://edu.gov39.ru/dlya-detey-i-roditeley/podderzh-ka-odarennykh-detey/vserossiyskaya-olimpiada-shkolnikov/zaklyuchitelnyy-etap-vserossi-yskoy-olimpiady-shkolnikov/ (accessed: 07.04.2022)
3. Metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu shkol'nogo i munitsipal'nogo etapov vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po angliyskomu yazyku v 2019/2020 uch. g. [Methodological recommendations for the school and municipal stages of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English in 2019/2020] Available at: http://vserosolymp.rudn.ru/. (accessed: 07.04.2022)
4. Shvarts E. D. Kak sozdayutsya konkursnye zadaniya po govoreniyu (vserossiiskie olimpiady dlya shkol'nikov po angliyskomu yazyku) [How competitive tasks in speaking are created (All-Russian Olympiads for schoolchildren in English)]// Uchitel'. Uchenik. Ucheb-nik. [Teacher. Student. Student book] Materialy IX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsiyi, Moskva, 18-19 oktyabrya 2018 goda [Proceedings of IX International Science and Practice Conference, Moscow, October 18-19, 2018] Moscow: Knizhny Dom Universi-tet Publ., 2019. Pp. 482-487.
5. Maksimchik O. A. Prakticheskie rekomendatsii po sostavleniyu zadaniy Vserossiyskoy olimpiady shkol'nikov po angliyskomu yazyku (na primere municipal'nogo etapa v Samar-skoy oblasti). [Practical recommendations for compiling the tasks of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in English (on the example of the municipal stage in the Samara region)] Samarskij nauchnyj vestnik [Samara Scientific Bulletin]. 2020. Vol. 9, 2(31). Pp. 258-265. DOI 10.17816/snv202308
6. Mamontova A. K. Perevertkina M. S. Vserossiyskaya olimpiada po angliyskomu yazyku kak effektivnyy instrument razvitiya lingvisticheskoy odarennosti uchashchikhsya [All-Russian Olympiad in English as an effective tool for the development of linguistic gift-edness of students]. Lingvodidaktika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya: aktual'nye vo-prosy i perspektivy issledovaniya [Linguodidactic and intercultural communication: topical issues and research prospects]. Sbornik nauchnykh statey [Collected papers] / ed. by N.V Kormilina, N.Yu. Shugaeva. Cheboksary: Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, 2018. Pp. 211-219.
7. Anwarudin M., Dafik, & Ridlo Z. R. (2021). The analysis of olympiad student's meta-cognition skills in solving the national sciences olympiad problem on two-variables linear equation system material. Journal of Physics: Conference Series, 1832(1) doi:10.1088/1742-6596/1832/1/012042
8. Golubnichaya E. V., & Yanova M. G. (2021). Features of pedagogical workers preparation for the organization and holding of All-Russian school olympiads in municipal education system. Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 15(4), 546553. doi:10.17516/1997-1370-0470
9. Zelenskaya L. L., Kurasovskaya Yu. B., Borisova A. Yu., Gorodetskaya L. A., Sim-kin V. N., Simonyan T. A., Schwartz E. D.. Vserossiyskaya olimpiada. Angliyskiy yazyk. [All-Russian Olympiad. English.] Vyp. 7. Zadaniya shkol'nogo, munitsipal'nogo, region-al'nogo i zaklyuchitel'nogo etapov s otvetami i kommentariyami[Issue. 7. Tasks for school, municipal, regional and final stages with answers and comments]/ed. by Kurasovskaya, Ju. B, Simonyan M. M.: Universitetskaya Kniga Publ., 2016. 212 p.
10 Pogrebnaya I. F. Predmetnaya olimpiada po angliyskomu yazyku: teoriya i praktika [Subject Olympiad in English: theory and practice]. Rostov-on-Don: The Foundation of Sci-
SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES
163
ence and Education, 2020. P. 164.
11. Elgrably H., & Leikin R. (2021). Creativity as a function of problem-solving expertise: Posing new problems through investigations. ZDM - Mathematics Education, 53(4), 891-904. doi:10.1007/s11858-021-01228-3
12. Javadi Y., & Kazemirad F. (2020). Worldwide shadow education epidemic and its move toward shadow curriculum. Journal of Language Teaching and Research, 11(2), 212220. doi:10.17507/jltr.1102.09
13. Keldibekova A. O. (2021). The mathematical competence of olympiad participants as an indicator of the quality of mathematical training level. Perspectives of Science and Education, 51(3), 169-187. doi:10.32744/pse.2021.3.12
14. Abramova L. A. Povyshenie roli proforientatsiyi uchastnikov olimpiad shkol'nikov v ikh dalneyshem obrazovaniyi i professionalnom samoopredeleniyi [Increasing the role of career guidance for participants in Olympiads of schoolchildren in their further education and professional self-determination]. Vysshee obrazovanie segodnja [Higher Education Today]. 2019, 10. Pp. 47-51. DOI 10.25586/RNU.HET.19.10.P.47
15. Kurasovskaya Yu. B. Transformatsiya formata zadaniy EGE v zadaniyakh Vse-rossijskoj olimpiady shkol'nikov [Transformation of the format of assignments in the tasks of the All-Russian Olympiad of schoolchildren]. Pedagogicheskie izmerenija [Pedagogical Measurements]. 2021, 1. Pp. 71-79.
16. Moreeva S. N. Ispol'zovanie onlayn-tehnologiy pri podgotovke shkol'nikov k olim-piadam i EGE [The use of online technologies in preparing schoolchildren for the Olympiads and the National exam]. Sovremennye vektory razvitija obrazovanija: aktual'nye problemy i perspektivnye resheniya [Modern vectors of education development: current problems and promising solutions]. Sbornik nauchnyh trudov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-h chastjakh, 25 yanvaiya 2019 goda [Proceedings of the XI International Science and Practice Conference in 2 parts, January 25, 2019]. Moscow State Pedagogical University, 2019. Pp. 499-503.
17. Artem Gulov. Great Lengths. The All-Russian School Olympiad: Preparation for Municipal, Regional and Final Stages. Pearson Education. 2021. P. 206
Артем Петрович Гулов
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка № 6
Московский государственный институт международных отношений (университет)
119454, Россия, г Москва, проспект Вернадского, 76
тел.: +7 (495) 2294049
Artem P. Gulov
Candidate of Sciences (Pedagogy), Senior lecturer in the Department of the English language No. 6
Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University)
76 Vernadsky Ave (Prospect Vernadskogo) Moscow, Russia, ll9454
tel.: +7 (495) 2294049
Статья поступила в редакцию 18.03.2022, одобрена после рецензирования 28.05.2022, принята к публикации 29.05.2022.
164 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 155-164