УДК 371.3 ББК 74.268.1Англ
DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-162-170
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДЛЯ СИСТЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ К ВСЕРОССИЙСКОЙ
ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
А. П. Гулов
Аннотация. В последние годы в школьном образовании в России все большее внимание уделяется развитию одаренности у старшеклассников, в том числе посредством участия во всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку. Однако уровень заданий олимпиады гораздо сложнее, чем в предлагаемых в школах учебно-методических комплексах, соответственно, у педагогов возникает потребность в разработанных учебных пособиях и программах, которые имеет смысл внедрять в образовательный процесс в средней школе. Цель исследования - определение базовых принципов разработки рабочей программы для успешного участия во ВСОШ по английскому языку. Нами были изучены программные документы Центральной предметно-методической комиссии, а также задания прошлых лет. Наше исследование базируется на собственных практических результатах, полученных во время подготовки к олимпиаде с 2017 по 2021 г. в рамках подготовки московских школьников. На основании успешной реализации предложенной нами системы при подготовке московских школьников мы разработали ряд учебных пособий, направленных на эффективное обучение английскому языку, с учетом специфики олимпиадных заданий. Также нами разработан образец рабочей программы, который может использоваться повсеместно в школах. Предложенные нами принципы олимпиадной подготовки легли в основу разработки как программы, так и учебных пособий.
Ключевые слова: подготовка к предметным олимпиадам, одарённые дети, олимпиада школьников, академические экзамены.
Для цитирования: Гулов А. П. Разработка рабочей программы для системной подготовки к всероссийской олимпиаде по английскому языку // Наука и школа. 2022. № 5. С. 162-170. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-5-162-170.
© Гулов А. П., 2022
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
DEVELOPMENT OF THE WORKING PROGRAM
FOR SYSTEM PREPARATION FOR THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD
IN THE ENGLISH LANGUAGE
A. P. Gulov
Abstract. In recent years in school education in Russia increasing attention is paid to the development of giftedness, also by participation in the All-Russian Olympiad of school students in the English language. However, the level of the tasks of the Olympiad is much more difficult than in the educational textbooks used at schools, respectively, teachers have a need for the developed manuals and programs which it makes sense to introduce in the educational process at high school. The goal of the research is defining the basic principles of the curriculum programs development for successful participation in the Olympiad in English. We studied program documents of the Central Subject and Methodological Commission, and the past papers of previous years as well. Besides, the research is based on our own practical results received during the preparation for the Olympiad from 2017 to 2021 while coaching Moscow school students. On the basis of successful system implementation offered by us when coaching Moscow school students we developed a number of the manuals aimed at the effective training of students taking into account the specifics of Olympiad tasks. Also we developed a sample of the working program which can be used everywhere at schools. The principles of Olympiad preparation offered by us formed the basis of developing both programs and manuals.
Keywords: preparation for subject Olympiads, gifted children, all-Russian Olympiad, academic exams.
Cite as: Gulov A. P. Development of the working program for system preparation for the All-Russian Olympiad in the English language. Nauka i shkola. 2022, No. 5, pp. 162-170. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-162-170.
Введение
Проведение олимпиады по английскому языку берет свое начало в 1998 г., и с тех пор подходы к разработке заданий и проведению конкурсных туров претерпели значительные изменения. Олимпиад-ные задания стали значительно сложнее, отвечая на повсеместное улучшение качества иноязычного образования в стране. Процедуры оценивания стали прозрачнее и понятнее, хотя критерии проверки также усложнились в процессе постепенной реформации. Число призеров и победителей заключительного этапа олимпиады постепенно было увеличено до 45% от общего числа участников
туров, что дает ежегодно около 100 дипломов. Учитывая политику государства в области развития одаренности в школах, высшие учебные заведения стали принимать дипломантов финала без вступительных испытаний, что значительно увеличило интерес школьников к олимпиаде. Школы были просто вынуждены ввести дополнительную подготовку для тех учащихся, которые проявили способности и потенциал. При этом школьная программа по английскому языку, ставящая задачей успешную сдачу государственных экзаменов на уровне владения языком В2, никак не может обеспечить успешное участие школьников в региональном и заключительном
этапах олимпиады, так как уровень их заданий составляет С1-С2. Таким образом, возникает противоречие между заявленным уровнем сложности и реальным уровнем подготовки учащихся. Безусловно, в углубленных классах может проходить профильная подготовка, тем не менее возникает вопрос об универсальной программе, освоение которой позволит добраться до продвинутого уровня владения английским языком, а также разобраться в специфических особенностях олимпиадных заданий.
Цель нашего исследования - определить особенности системной подготовки к ВСОШ по английскому языку и предложить определенные базовые принципы, на которых возможно построить школьную программу, направленную на развитие лингвистической одаренности учащихся и достижение положительного результата при участии в региональном и заключительном этапах. Мы фокусируемся именно на этих этапах, так как, начиная с регионального этапа, задания унифицируются для всей страны, и можно говорить об универсальной подготовительной системе, которая может работать в любом регионе. Мы делаем наши выводы об успешности и результативности предложенной системы, так как автор с 2017 г. является одним из тренеров сборной команды города Москва, участники которой ежегодно завоевывают не менее 50% от общего числа дипломов. Объектом исследования является система организации профильных семинаров, направленных на подготовку к олимпиаде.
Обзор литературы
Наше исследование опирается как на многочисленные научные труды, связанные с изучением общих вопросов одаренности учащихся [1-4], так и с исследованиями, посвященными уникальным чертам всероссийской олимпиады школьников [5-8]. Нами были изучены
нормативные документы и требования к проведению олимпиадных туров, а также задания прошлых лет [9-13].
Методология (материалы и методы)
Изученная литература позволила нам выработать определенные принципы, на которых строилась организация педагогического процесса при подготовке к олимпиаде. Прежде всего, коммуникативная методика обучения иностранным языкам, которая доминирует в современном иноязычном образовании, была взята нами за основу. Тем не менее мы также опирались на потребность развивать не только языковые навыки и умения, но и творческие способности школьников. Среди методов исследования - как анализ программных документов ВСОШ и заданий прошлых лет, так и собственный эмпирический опыт работы с московскими школьниками в рамках олимпиадной подготовки.
В период с 2017 по 2021 г. включительно нами проводились как интенсивные курсы по подготовке к олимпиадным интеллектуальным состязаниям на базе ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства» со сборной города Москва, так и занятия на базе школ на краткосрочной основе.
Результаты и их описание
Нами были выделены некоторые особенности олимпиадного курса:
1) ознакомление с форматом олимпиадных заданий, а также отработка различных стратегий успешного решения контрольно-измерительных материалов в режиме ограниченного времени;
2) развитие метапредметных навыков, умение справляться с интегрированными заданиями и решать нестандартные задачи, формат которых незнаком школьникам;
3) развитие критического мышления, навыков анализа и поиска информации;
4) развитие навыков самоконтроля и самокоррекции;
5) собственно языковое обучение и повышение уровня владения языком;
6) развитие социокультурной компетенции учащихся.
При этом мы убеждены, что организация таковых занятий имеет практический смысл только в том случае, если ребенок на этапе входного тестирования имеет уровень языка не ниже С1. В таком случае учащиеся безболезненно проходят школьный и муниципальный этапы и на региональном и заключительном этапах, при должной соответствующей подготовке, могут бороться за самые высокие места.
В документах Центральной предметно-методической комиссии указаны уровни корреляции между Европейской шкалой владения языком и этапами олимпиады по английскому языку в России [10]. Тем не менее глубокий анализ олимпиадных заданий позволяет утверждать, что в отдельных заданиях уровень повышается. Например, в ряде региональных и заключительных сетов используются задания по чтению, разработанные для подготовки к международному экзамену IELTS [14]. Напомним, что данный экзамен (The International English Language Testing System) служит для определения способности учащихся обучаться в европейских университетах и проверяет академические навыки и умения анализа и поиска информации, и при успешной сдаче экзамена выдается международный валидный сертификат, который определяет уровень владения языком вплоть до С2 по всем видам
речевой деятельности. Мы осознаем, что тренировочные задания не обязательно являются аналогом экзаменационных, тем не менее пособие, опубликованное в Издательстве Кембриджского университета, максимально близко к реалиям экзамена, так как Департамент оценивания (Cambridge Assessment English), являющийся одним из разработчиков тестовых материалов, также является структурным подразделением Кембриджа. На наш взгляд, использование подобных материалов в контрольно-измерительных комплектах олимпиады ставит под сомнения утверждения ЦПМК о том, что уровень заданий не превышает С1 (табл. 1).
Таким образом, начинать именно олимпиадную подготовку имеет смысл в том случае, если учащиеся демонстрируют уровень С1 и подготовка имеет два вектора направления:
1) повышение уровня учащихся с С1 на С2;
2) знакомство с собственно олимпи-адными заданиями.
Из нашего практического опыта многие школы при подготовке к олимпиаде пренебрегают входным тестированием и формируют олимпиадные группы по принципу «собрать лучших детей из школы в одну группу». В итоге в этой группе могут оказаться и учащиеся с уверенным С2, и дети со слабым B2. Обучение таких групп является низкоэффективным, так как слабые учащиеся задают много базовых вопросов; работая в парах и группах, не могут внести равноценный вклад в общий проект, при этом внимание учителя не может быть
Таблица 1
Уровни владения языком
Школьный этап Муниципальный этап Региональный этап Заключительный этап
5-6-й классы А1-А2 - - -
7-8-й классы А2-В1 В1-В1+ - -
9-11-й классы В1-В2 В2-В2+ В2+-С1 В2+-С1
направлено только на нужды сильных детей, если в классе есть и более слабые ученики. Мы понимаем и принимаем тот факт, что в общеобразовательной школе могут быть учащиеся с совершенно разным языковым уровнем, и дети имеют право на образование, в том числе олимпиадные курсы, тем не менее олимпиадную подготовку следует начинать с входного тестирования. Мы не говорим про возраст школьников, так как одаренные учащиеся могут принимать участие и побеждать и в старших параллелях. Оговоримся, что все вышесказанное справедливо для подготовки к региональному и заключительному этапам, которые проводятся для учащихся 9-11-х классов. Для учащихся 5-6-го и 7-8-го классов предусмотрено участие в школьном и муниципальном этапах, тем не менее подготовка на данных уровнях скорей носит общеязыковой характер и может базироваться на УМК, направленных на сдачу международных экзаменов, таких как FCE, CAE, CPE, IELTS, TOEFL. Кроме того, нами разработаны и опубликованы определенные пособия по теме для младшей и средней школы [15].
Отметим, что участие со слабым уровнем языка в сильной группе также может нанести вред ребенку по следующим причинам:
1) демотивация и потеря веры в свои силы, так как учащиеся не могут решить задания;
2) невключенность в работу коллектива, как следствие, снижение самооценки и проблемы с социализацией в группе;
3) неэффективное прохождение олим-пиадной программы и потеря эффекта новизны для учащихся.
Предлагаемая нами программа курса может варьироваться и иметь большее количество часов, но должна базироваться на отработке всех видов речевой деятельности, а именно чтения и аудирования (рецептивные навыки), письма
и говорения (продуктивные навыки). Отметим, что на олимпиаде также существует конкурс «Лексико-грамматиче-ский тест» (Use of English), где совмещаются эти навыки. Впрочем, кембриджские экзамены объединяют этот раздел вместе с чтением. Также в данный раздел традиционно помещают задания, связанные со знанием страноведческого материала, что находит отражение в нашей программе. Вместе с программой нами было разработано авторское пособие Great Lengths [16], которое мы рекомендуем использовать в качестве основного на данном курсе. Данное пособие издано в 2021 г. в издательстве Pearson Education, Великобритания, и его бесплатная электронная версия доступна для скачивания на ресурсе tea4er.com/ lengths. В пособии представлено 300 заданий на все виды речевой деятельности, которые разбиты на 15 сетов. Безусловно, в программе курса также следует опираться и на задания прошлых лет, однако мы считаем нерациональным использовать только их, так как материалов в принципе существует ограниченное количество, часть из которых видится разумным оставить для контрольных точек в прохождении курса. Кроме того, наше пособие предлагает материалы для учителя с комментариями в особо сложных случаях в разделах «Чтение» и «Аудирование». Отметим, что для молодых педагогов такие комментарии могут оказаться полезными для лучшего понимания специфики олимпиадных заданий. Пособие апробировано на наших занятиях со сборной города Москва по английскому языку (табл. 2).
Обсуждение
В процесс прохождения олимпиадной программы педагогу необходимо знакомить учащихся с контрольно-измерительными материалами, показывая на их примере специфику заданий и
Таблица 2
Тематический план
№ Тема занятия
1 Входное тестирование. Анализ допущенных ошибок. Обсуждение особенностей формата олимпиадных заданий
2 Прослушивание текста научно-популярного характера. Задания на альтернативный выбор (установление истинности или ложности высказывания)
3 Прочтение текста культурологического характера. Отработка навыков поискового чтения с нахождением конкретной информации в тексте
4 Прочтение текста научно-популярного характера. Отработка навыков полного понимания прочитанного текста. Географические особенности США
5 Лексико-грамматический тест. Задания на множественный выбор (выбор правильного варианта ответа). Отработка грамматических навыков
6 Прочтение текста научно-популярного характера. Задания на множественный выбор (выбор правильного варианта ответа). Интегрированное аудирование и чтение, стратегия выполнения заданий
7 Продуцирование устной речи. Монолог. Оценивание высказываний учащихся по критериям. Работа с карточками регионального этапа. Экскурсия
8 Прочтение текста культурологического характера. Задание на упорядочение текста. Географические особенности Соединенного Королевства
9 Прослушивание текста научно-популярного характера. Задания на множественный выбор (выбор правильного варианта ответа). История США и Соединенного Королевства. Важные события, правители
10 Продуцирование устной речи. Диалог-расспрос. Оценивание высказываний учащихся по критериям. Работа с карточками регионального этапа. Презентация
11 Лексико-грамматический тест. Задания на заполнение пробелов в тексте. Фразовые глаголы
12 Продуцирование письменной речи. Блог. Проверка письменных работ по критериям
13 Прослушивание текста научно-популярного характера. Задания на заполнение пробелов в тексте. История США и Соединенного Королевства. Важные события, правители
14 Продуцирование устной речи. Диалог-расспрос. Оценивание высказываний учащихся по критериям. Работа с карточками регионального этапа. Комментирование видеоряда
15 Лексико-грамматический тест. Задания на заполнение таблиц. Пословицы и поговорки
16 Продуцирование устной речи. Монолог. Оценивание высказываний учащихся по критериям
17 Продуцирование письменной речи. Письмо. Проверка письменных работ по критериям
18 Продуцирование устной речи. Диалог-расспрос. Оценивание высказываний учащихся по критериям. Работа с карточками регионального этапа. Презентация
19 Лексико-грамматический тест. Перефразирование
20 Лексико-грамматический тест. Задания на множественное соответствие. Идиомы
21 Продуцирование письменной речи. Эссе
22 Прочтение текста культурологического характера. Задания на альтернативный выбор (установление истинности или ложности высказывания). Англоязычная литература, знакомство с персонажами англоязычных книг
23 Продуцирование письменной речи. Статья. Проверка письменных работ по критериям
24 Прослушивание текста научно-популярного характера. Задания на альтернативный выбор (установление истинности или ложности высказывания)
Окончание таблицы 2
25 Прочтение текста научно-популярного характера. Задания на множественное соответствие
26 Продуцирование устной речи. Монолог. Оценивание высказываний учащихся по критериям. Работа с карточками регионального этапа. Презентация
27 Продуцирование письменной речи. Обзор. Проверка письменных работ по критериям
28 Лексико-грамматический тест. Словообразование
29 Лексико-грамматический тест. Перефразирование
З0 Прослушивание текста научно-популярного характера. Задания на заполнение пробелов в тексте
З1 Лексико-грамматический тест. Задания на множественный выбор (выбор правильного варианта ответа). Отработка грамматических навыков
З2 Продуцирование письменной речи. Отчет. Проверка письменных работ по критериям
ЗЗ Лексико-грамматический тест. Перефразирование
З4 Прочтение текста научно-популярного характера. Задания на заполнение пробелов в тексте
З5 Лексико-грамматический тест. Задания на множественный выбор (выбор правильного варианта ответа). Отработка грамматических навыков
З6 Прочтение текста научно-популярного характера. Отработка навыков полного понимания прочитанного текста
обсуждая с учащимися возможные стратегии выполнения заданий. Важно также разбирать особенности процедуры олимпиадных туров, например, отличительной чертой регионального и заключительного тура является сдача бланков каждого раздела по истечении времени, а не в конце всего тура. Некоторые учащиеся привыкли работать не по порядку, и для них такая процедурная особенность может оказаться проблемой, если заранее не знать правила организации. Отметим, что важным фактором успешного выступления в конкурсах, связанных с продуктивными навыками (письмо и говорение), является понимание критериев оценивания, в особенности речевой коммуникативной задачи. Необходимо обращать внимание учащихся на то, что оценивается не только произношение и беглость речи, выбор лексики и грамматики, но и полнота раскрытия карточки задания. Нам видится важным анализировать индивидуальные ошибки, которые
допускают учащиеся, и также указывать на типичные недочеты, которые могут быть видны у нескольких участников группы.
Заключение
Безусловно, внедрение олимпиадных курсов является сложным процессом, поэтому видится необходимым обсуждать данные вопросы в школьном коллективе, анализировать общие проблемы и трудности. Так как участие в олимпиадах является не только личным делом учащегося, но и важным критерием оценивания эффективности работы органа образования субъекта, видится возможным организация подобных курсов не только на базе школы, но и на площадках локальных центров развития одаренности. Опыт подготовки московской сборной может быть тиражирован и воспроизведен и в других субъектах Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Birdi K., Leach D., Magadley W. Evaluating the impact of TRIZ creativity training: An organizational field study // R&D Management. 2012. Vol. 42. P. 315-326.
2. Kaufman J. C., Plucker J. A., Baer J. Essentials of creativity assessment. Hoboken, NJ: JohnWiley & Sons Inc., 2008.
3. Fleer M. A Cultural-historical Critique of How Engineering Knowledge is Constructed Through Research in Play-based Settings: What Counts as Evidence and What is Invisible? // Res Sci Educ. 2022. Vol. 52. P. 1355-1373. DOI: https://doi.org/10.1007/s11165-021-10012-y.
4. Karp A., Shkolnyi O. Assessment during a time of change: secondary school final examinations in Russia and Ukraine // ZDM Mathematics Education. 2021. Vol. 53. P. 1529-1540. DOI: https://doi. org/10.1007/s11858-021-01267-w.
5. Келдибекова А. О., Авазова Э. Т. Дистанционные и эвристические олимпиады - современные формы проведения предметных олимпиад // Вопросы педагогики. 2018. № 9. С. 34-37.
6. Корышев М. В. Олимпиады школьников и их социализирующий потенциал: олимпиады и проблемы социального сиротства // Научное мнение. 2015. № 9-2. С. 97-100.
7. Вергасова Е. В. Особенности проведения дистанционных олимпиад по иностранному языку для младших школьников // Актуальные проблемы языкознания. 2015. Т. 1. С. 118-119.
8. Егоров А. Г., Савченкова Н. Н. Всероссийская олимпиада школьников 2017 года в Смоленском государственном университете // Изв. Смоленского гос. ун-та. 2017. № 2 (38). С. 327-329.
9. Курасовская Ю. Б., Махмурян К. С. Всероссийская олимпиада школьников как показатель качества обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2018. № 11. С. 32-47.
10. Методические рекомендации Центральной методической комиссии по английскому языку. АПКРО, 2018.
11. Всероссийская олимпиада. Английский язык: Задания школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов. С ответами и комментариями / Ю. Б. Курасовская, А. Ю. Борисова, Т. А. Симонян [и др.]. М.: Ун-тская книга, 2016. 212 с.
12. Симонян Т. А., Титова О. А. Готовимся к олимпиаде по английскому языку: задания раздела "Use of English" // Иностранные языки в школе. 2019. № 6. С. 68-74.
13. Кирдяева О. И., Коструб Е. В., Симонян Т. А. Олимпиада по английскому языку: примеры заданий // Иностранные языки в школе. 2019. № 1. С. 60-73.
14. Cullen P., Jakeman V., French A. The Official Cambridge Guide to IELTS Student's Book with Answers. Cambrige, 2014.
15. Гулов А. П. Олимпиады по английскому языку для 5-6 классов. Обнинск: Титул, 2020.
16. Гулов А. П. Great Lengths. The All-Russian School Olympiad: Preparation for Municipal, Regional and Final Stages. London: Pearson Education, 2021. 206 p.
REFERENCES
1. Birdi K., Leach D., Magadley W. Evaluating the impact of TRIZ creativity training: An organizational field study. R&D Management. 2012, Vol. 42, pp. 315-326.
2. Kaufman J. C., Plucker J. A., Baer J. Essentials of creativity assessment. Hoboken, NJ: JohnWiley & Sons Inc., 2008.
3. Fleer M. A Cultural-historical Critique of How Engineering Knowledge is Constructed Through Research in Play-based Settings: What Counts as Evidence and What is Invisible? Res Sci Educ. 2022. Vol. 52. P. 1355-1373. DOI: https://doi.org/10.1007/s11165-021-10012-y.
4. Karp A., Shkolnyi O. Assessment during a time of change: secondary school final examinations in Russia and Ukraine. ZDM Mathematics Education. 2021, Vol. 53, pp. 1529-1540. DOI: https://doi. org/10.1007/s11858-021-01267-w.
5. Keldibekova A. O., Avazova E. T. Distantsionnye i evristicheskie olimpiady - sovremennye formy provedeniya predmetnykh olimpiad. Voprosy pedagogiki. 2018, No. 9, pp. 34-37.
6. Koryshev M. V. Olimpiady shkolnikov i ikh sotsializiruyushchiy potentsial: olimpiady i problemy sotsialnogo sirotstva. Nauchnoe mnenie. 2015, No. 9-2, pp. 97-100.
7. Vergasova E. V. Osobennosti provedeniya distantsionnykh olimpiad po inostrannomu yazyku dlya mladshikh Shkolnikov. Aktualnye problemy yazykoznaniya. 2015, Vol. 1, pp. 118-119.
8. Egorov A. G., Savchenkova N. N. Vserossiyskaya olimpiada shkolnikov 2017 goda v Smolenskom gosudarstvennom universitete. Izv. Smolenskogo gos. un-ta. 2017, No. 2 (38), pp. 327-329.
9. Kurasovskaya Yu. B., Makhmuryan K. S. Vserossiyskaya olimpiada shkolnikov kak pokazatel kachestva obucheniya inostrannomu yazyku. Inostrannye yazyki v shkole. 2018, No. 11, pp. 32-47.
10. Metodicheskie rekomendatsii Tsentralnoy metodicheskoy komissii po angliyskomu yazyku. APKRO, 2018.
11. Kurasovskaya Yu. B., Borisova A. Yu., Simonyan T. A. et al. Vserossiyskaya olimpiada. Angliyskiy yazyk: Zadaniya shkolnogo, munitsipalnogo, regionalnogo i zaklyuchitelnogo etapov. S otvetami i kommentariyami. Moscow: Un-tskaya kniga, 2016. 212 p.
12. Simonyan T. A., O. A. Titova Gotovimsya k olimpiade po angliyskomu yazyku: zadaniya razdela "Use of English". Inostrannye yazyki v shkole. 2019, No. 6, pp. 68-74.
13. Kirdyaeva O. I., Kostrub E. V., Simonyan T. A. Olimpiada po angliyskomu yazyku: primery zadaniy. Inostrannye yazyki v shkole. 2019, No. 1, pp. 60-73.
14. Cullen P., Jakeman V., French A. The Official Cambridge Guide to IELTS Student's Book with Answers. Cambrige, 2014.
15. Gulov A. P. Olimpiady po angliyskomu yazyku dlya 5-6 klassov. Obninsk: Titul, 2020.
16. Gulov A. P. Great Lengths. The All-Russian School Olympiad: Preparation for Municipal, Regional and Final Stages. London: Pearson Education, 2021. 206 p.
Гулов Артем Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации e-mail: [email protected]
Gulov Artem P., PhD in Education, Associate Professor, English language Department No. 6, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2022 The article was received on 20.03.2022