УДК 338
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Борисова Елена Михайловна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, канд. экон. наук, e-mail: skorodumshik@ mail.ru
Касьянова Наталья Тихоновна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, e-mail: [email protected]
Матвеева Наталья Васильевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, канд. экон. наук, e-mail: [email protected]
Тумашева Екатерина Степановна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля
В статье исследованы статистические данные ФТС России за 2020 год по экспорту средств и технологий, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предназначенных для использования в военных целях, обозначенных в таможенной статистике под кодами SS или SSSS. Авторами приведены отличительные черты товаров, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, и вооружения, являющегося продукцией военного назначения. Выявлены ключевые особенности и проблемные вопросы этапов проведения таможенного контроля, в том числе идентификация продукции военного назначения при ввозе на территорию РФ и вывозе с этой территории
Ключевые слова: продукция военного назначения; государственное регулирование; внешнеэкономическая деятельность; классификатор; идентификация
FEATURES OF THE MOVEMENT OF MILITARY PRODUCTS
Borisova Elena M.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Customs Operations and Customs Control, Candidate of Economic Sciences, e-mail: [email protected]
Kasyanova Natalia T.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Operations and Customs Control, e-mail: [email protected]
Matveeva Natalia V.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Customs Operations and Customs Control, Candidate of Economic Sciences, e-mail: [email protected]
Tumasheva Ekaterina S.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Operations and Customs
The article examines the statistical data of the Federal Customs Service of Russia for 2020 on the export of funds and technologies, weapons, ammunition, explosives intended for military use, designated in customs statistics under the codes SS or SSSS. The authors present the distinctive features of goods that can be used in the creation of weapons of mass destruction, and weapons that are military products. The key features and problematic issues of the stages of customs control are identified, including the identification of military products when imported into and exported from the territory of the Russian Federation
Keywords: military products; state regulation; foreign economic activity; classifier; identification
О
А
x s
А
.с s to s
я
А
Е
hi X S hi
А
Е
hi X X О
S«
>
hi Я H
hi >
er X О
n
H er
5
Для цитирования: Борисова Е.М., Матвеева Н.В., Касьянова Н.Т., Тумашева Е.С. Особенности перемещения продукции военного назначения // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 3 (79). С. 21-28.
В 2021 г. Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (Б1РЫ) опубликовал отчет за 2016-2020 гг. о состоянии всемирной торговли военной техникой и аналогичной продукцией [1]. Основными поставщиками на мировой рынок оружия среди 65 стран
определены Соединенные Штаты Америки, Китай, Франция, Германия и Россия. В суммарном исчислении вышеперечисленные страны экспортируют около 77 % военной номенклатуры товаров.
Российская Федерация (РФ) поставляет за рубеж оружие, гражданские и военные летательные
аппараты группы 88 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), военные корабли и бронетехнику из группы 87 ТН ВЭД («Средства наземного транспорта») и группы 89 («Суда, лодки и плавучие конструкции»), оружие и боеприпасы (группа 93 ТН ВЭД), а также ядерные материалы неорганической химии радиоактивные элементы из группы 28 ТН ВЭД ЕАЭС.
В открытой статистике ФТС России выделить исключительно экспорт продукции военного назначения не представляется возможным. Российский экспорт скрыт в таможенной статистике под кодом SS или SSSS, который включает оружие, военную технику, самолеты и некоторые ядерные материалы. Контракты на поставку военной
номенклатуры товаров заключаются через исключительного посредника по обороту продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения [2] в РФ АО «Рособоронэкспорт», являющееся дочерней компанией «Российских технологий». Крупнейшими направлениями российского оружейного экспорта в 2020 г. являются Алжир, Китай, Индия, Египет и Объединенные Арабские Эмираты согласно данным ФТС России, представленным в таблице.
Ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) определено следующее понятие запретов и ограничений: к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС, в том числе товары военной номенклатуры, применяются запреты и ограничения в виде санитарного и радиационного
Таблица
Статистические данные ФТС России по экспорту военной номенклатуры товаров в 2020 году [3]
Код ТН ВЭД Страна Направление перемещения Стоимость, долл. Вес, кг
ЯЯ - СЕКРЕТНЫЙ КОД РЬ - ПОЛЬША Экспорт 11 936 446,4 42 903,62
СА- КАНАДА Экспорт 12 819 587,12 182 318,28
БЭ - БАНГЛАДЕШ Экспорт 12 941 355,33 6 886,2
ЯУ - СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА Экспорт 14 840 000 93 064,32
Ш - ИРАН (ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА) Экспорт 15 776 605,11 24 685,9
БУ - БЕЛАРУСЬ Экспорт 16 426 256,15 412 409,05
N0 - НИГЕРИЯ Экспорт 19 019 095 20 504,4
ЯЭ - СУДАН Экспорт 19 601 712,11 96 095,94
К - ИСЛАНДИЯ Экспорт 30 000 000 120 393,5
МЬ - МАЛИ Экспорт 37 028 516,62 30 919,3
Ж - НИГЕР Экспорт 46 266 517,16 46 437,4
А7 - АЗЕРБАЙДЖАН Экспорт 61 964 460,41 485 089,37
МУ - МАЛАЙЗИЯ Экспорт 67 489 344,3 58 589,73
ОБ - СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО Экспорт 75 886 828,69 456 552,28
СЕ - ФРАНЦУЗСКАЯ ГВИАНА Экспорт 76 051 267 63 839,27
17 - ТАДЖИКИСТАН Экспорт 84 036 211,57 144 629,7
С7- ЧЕХИЯ Экспорт 116 831 498,5 248 156,29
ЭЕ - ГЕРМАНИЯ Экспорт 118 874 095 320 127,48
ЕЯ - ФРАНЦИЯ Экспорт 138 730 577 1 035 399,81
АМ - АРМЕНИЯ Экспорт 147 918 599,4 325 580,11
ЯА - САУДОВСКАЯ АРАВИЯ Экспорт 156 059 544,7 211 096,94
ЯЯ - СЕРБИЯ Экспорт 223 122 342,3 357 896,38
Ж - УЗБЕКИСТАН Экспорт 259 014 964,4 664 936,2
Ш - СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ Экспорт 281 841 251,5 16 171 384,45
1Ь - ИЗРАИЛЬ Экспорт 331 391 357,9 624 366,27
1Я- ТУРЦИЯ Экспорт 372 129 269,4 1 241 765,98
ЕЕ - ЭСТОНИЯ Экспорт 377 043 577,1 566 509,07
Ш- ИНДИЯ Экспорт 495 797 390,6 1 581 733,41
АЕ - ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ Экспорт 551 609 296,1 1 641 250,62
НК- ГОНКОНГ Экспорт 570 038 045 995 041,79
ЕС - ЕГИПЕТ Экспорт 592 595 025,6 697 274,49
CN- КИТАЙ Экспорт 1 454 769 201 1 711 104,64
- АЛЖИР Экспорт 1 512 664 242 1 052 637,51
контроля, а также мер нетарифного, технического и экспортного контроля [5]. При прохождении таможенного контроля таможенным инспектором проверяется соблюдение вышеописанных запретов и ограничений. Если в отношении товаров установлены разные по своему содержанию запреты и ограничения, то представление документов и сведений, подтверждающих соблюдение одного вида, не исключает необходимости представления таких документов для подтверждения соблюдения иных видов запретов и ограничений.
Исходя из вышеизложенного, товары, имеющие отношение к мерам соблюдения экспортного контроля и попадающие под действие 101 ст. Договора могут быть разделены на две категории (рис. 1).
При очевидном первоначальном сходстве товары, подлежащие экспортному контролю, имеют несколько важных отличий в части правового регулирования, так и в части порядка принятия решений о проведении экспортного контроля.
В первом случае основополагающим правовым актом является Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Федеральный закон устанавливает механизм проведения государственной политики и правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [3]. Федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющим реализацию государственной политики в области экспортного контроля, является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
Во втором случае экспортный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации
с иностранными государствами». ФОИВ, осуществляющим контроль в области военно-технического сотрудничества, является Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) [2].
Система экспортного контроля является основным методом государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества (ВТС) при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении военной номенклатуры товаров для обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности РФ, защиты ее внутреннего рынка, поддержания и укрепления ее политической и стратегической позиции, соответствия международным обязательствам по сокращению и ликвидации вооружения, а именно нераспространению оружия массового поражения. Однако если товар входит в состав военной номенклатуры товаров, то он не является объектом экспортного контроля.
Большое внимание уделяется регулированию внешней торговли военной номенклатурой товаров на уровне стран - членов ЕАЭС. В рамках ЕАЭС существуют двухсторонние соглашения в области экспорта военной номенклатуры товаров в третьи страны. Однако разработанное на уровне ЕАЭС «Соглашение о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами - членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза» [5] до сих пор сохраняет статус проекта. Порядок перемещения товаров военной номенклатуры определяется самостоятельно на национальном уровне каждого государства - члена ЕАЭС. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 05.07.2010 № 52 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза» закреплено, что в Республике Казахстан, Республике
Рис. 1. Категории товаров подлежащие экспортному контролю [2, 3]
Беларусь и в РФ применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе военной номенклатуры товаров.
Под военно-техническим сотрудничеством (далее - ВТС) понимается деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой и закупкой, разработкой и производством военной номенклатуры товаров. К такой продукции относится оружие, предназначенное для ведения боевых действий, технические средства, обеспечивающие боевые действия, а также соответствующая техническая документация, оказываемые работы, услуги, а также запасные части и комплектующие.
Однако не вся продукция, входящая в состав военной номенклатуры может быть предметом международных деловых контрактов. Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами» [8] утверждены списки военной номенклатуры товаров, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (рис. 2), а также список государств, в которые разрешается передача такой продукции.
Следует отметить, что на рис. 3 представлен ряд исключений, в соответствии с которыми товары не входят в состав продукции военного назначения товаров.
Не существует четкой и однозначной практики, регулирующей правила отнесения товаров к продукции военного назначения, в связи с этим на ФСВТС России возложена соответствующая задача об отнесении или неотнесении товаров к товарам военной номенклатуры. Экспорт из РФ и импорт в РФ продукции военного назначения осуществляется в соответствии с решениями Президента, Правительства или ФСВТС России по лицензиям, выдаваемым этой Службой. В сравнении с продукцией двойного назначения, нормативные
Рис. 2. Классификатор продукции военного назначения
детали, агрегаты, оборудование и материалы, применяемые для обеспечения производства, эксплуатации и ремонта продукции военного назначения, имеющие общепромышленное назначение или изготовленные для применения в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям:_
отдельные виды продукции, предназначенной для военного применения (в основном авиатехника), в комплектацию которых не входит вооружение и специальное оборудование [6].
Рис. 3. Товары, не относящиеся к продукции военного назначения |
акты в сфере ВТС обозначают деятельность по импорту и экспорту продукции военного назначения как исключительную монополию. Оружие и военная техника ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС и вывозятся с таможенной территории при наличии исключительной лицензии на осуществление ВЭД, предоставляющей право юридическому лицу импортировать или экспортировать товар. Президент РФ назначает государственные учреждения и агентства, отвечающие за контроль над стратегическими товарами, устанавливает их полномочия и порядок осуществления контроля, а также утверждает перечень организаций,
имеющих право на ВЭД в отношении товаров, входящих в военную номенклатуру. Прочим организациям и физическим лица осуществлять внешнеторговую деятельность в сфере ВТС запрещено.
В письме ФТС России от 16.12.2015 № 01-11/62618 представлены Методические рекомендации по вопросам применения законодательства в области экспортного контроля и ВТС при помещении товаров под таможенные процедуры. Для отнесения товаров или неотнесения к продукции военного назначения при таможенном декларировании применяют классификаторы военного назначения, представленные на рис. 4,
Рис. 4. Классификатор военной номенклатуры товаров |
в соответствие с приложением №3 к Положению о порядке лицензирования в РФ ввоза и вывоза военной номенклатуры товаров, утвержденному Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062«Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».
Для данной категории товаров декларант предоставляет соответствующие документы, подтверждающие результаты идентификации, в таможенные органы, где товары помещаются под таможенные процедуры. В целях идентификации товаров, неотнесения их к продукции военного назначения товаров и подтверждения использования товаров в мирных целях декларантом представляются техническая документация, в том числе описания, технические паспорта, инструкции по эксплуатации и прочие документы, либо заключение ФСВТС России о неотнесении товаров к продукции военного назначения.
Функция ФСВТС России сводится к выдаче заключений об отнесении или неотнесении товарных партий к продукции военного назначения по требованию органов исполнительной власти или запросам физических и юридических лиц. Порядок выдачи соответствующих заключений утвержден приказом ФСВТС России от 13 марта 2015 г. № 20-од «Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к военной номенклатуре товаров и выдачи Феде-
ральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений». Согласно информации ФСВТС России срок действия заключений об отнесении/неотнесении товаров к военной номенклатуре товаров составляет три года с момента его подписания [10]. По истечении трехлетнего периода с даты выдачи заключения участник ВЭД, при необходимости, направляет в ФСВТС России запрос на получения нового заключения. Копия заключения с заявлением и прилагаемыми документами от декларанта товаров хранятся в ФСВТС России три года. На заключении ставится подпись должностного лица Управления экспортного контроля, заверенная печатью ФСВТС России. Заключению присваивается сформированный из 11 знаков номер по утвержденным правилам, представленным на рис. 5.
Проведение таможенного контроля соблюдения мер в отношении военной номенклатуры товаров направлен на идентификацию ввозимой и вывозимой военной номенклатуры товаров и осуществляется путем проверки документов и сведений (технической документации), представленных декларантом при совершении таможенных операций.
В случае выявления признаков несоблюдения несоблюдение актов в сфере таможенного регулирования таможенный орган осуществляет действия, указанные на рис. 6.
1
цифры из кода ФСВТС по Общероссийскому классификатору
органов государственной власти и управления ОК 006-2011
после дняя цифра года дачи заклю чения
номер печати уполномоченного должностного лица ФСВТС России
8
10
11
регистрационный номер заключения по учету ФСВТС России
Рис. 5. Правила присвоения заключению идентификационного номера (составлен авторами)
Рис. 6. Действия таможенного органа в случае выявления признаков несоблюдения несоблюдение актов в сфере таможенного регулирования при перемещении военной номенклатуры товаров
(составлен авторами)
При проверке документов и сведений таможенный орган запрашивает у декларанта документы и сведения (сканированные копии). В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» [3] идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из РФ без лицензий, является обязанностью российского участника ВЭД.
Если в графе 44 отсутствуют сведения о лицензии ФСВТС, декларантом указываются сведения о заключении ФСВТС об отнесении/неотнесении товаров к военной номенклатуре товаров.
При неотнесении по результатам идентификации товара к продукции военного назначения сведе-нияозаключенииФСВТСРоссииуказываютсявграфе 44декларациинатоварыскодомвидадокумента01163. В графе 31 декларации на товары указывается наименование товара, производитель, товарный знак, модели, технические и коммерческие характеристики. В графе 33 при наличие признаков экспортного контроля проставляется буква «С» (свободно от применения запретов и ограничений), если декларируемые товары по классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС и наименованию подпадают в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС или законодательством государства - члена ЕАЭС, под применение запретов и ограничений. На рис. 7 представлены документы, указываемые в графе 44 под кодами 01161 (лицензия ФСВТС),
01162 (разрешение на транзит военной номенклатуры товаров).
Подводя итоги, авторами сделаны выводы, что в рамках таможенного декларирования военной номенклатуры товаров или товаров, не подпадающих под военную номенклатуру, необходимо представить в таможенный орган разрешительный документ (лицензию или заключение о неотнесении товаров к товарам военного назначения, выданными ФСВТС). В случае если декларантом не представлен ни один из вышеперечисленных документов, таможенные органы самостоятельно делают запрос в ФСВТС для получения заключения, как представлено на рис. 8.
К проблемным вопросам можно отнести отсутствие между ФТС России и ФСВТС системы межведомственного электронного взаимодействия [7]. Оригинал лицензии выдается участнику ВЭД, перед поставкой товара лицензия передается в таможенные органы с ее обязательной постановкой на учет. Авторами также обращается внимание на срок действия заключений об отнесении/неотнесении товаров к продукции военного назначения, который составляет три года с момента его подписания, и на срок хранения копии заключения в ФСВТС, также составляющий три года. При осуществлении поставки в конце срока действия заключения невозможно провести сверку документов у участника ВЭД и ФСТВС, поскольку в государственно-контролирующем органе к моменту проведения таможенного контроля после выпуска, информации о выдаче заключения уже будет отсутствовать в архиве.
01161 Лицензия, перечень (приложение) к лицензии на ввоз (вывоз) продукции военного назначения, выданные уполномоченным государственным органом государств - членов Евразийского экономического союза
01162 Разрешение на транзит продукции военного назначения, выданное уполномоченным государственным органом государств - членов Евразийского экономического союза
Рис. 7. Документы, указываемые в графе 44 под кодами 01161 (лицензия ФСВТС), 01162 (разрешение на транзит военной номенклатуры товаров) (составлен авторами)
Наличие в Классификаторе продукции военного назначения ПВН ЛИЦЕНЗИЯ
Примечание к Классификатору ТОВАРЫ НЕ ВН ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не подтвержденные ТОВАРЫ НЕ ВН 8 шпетенчию 10 не входят юоросы'сшаше с
определением статуса товара на предает его отнесения/неэтнесения к ТВН. Информация, содержащаяся а Классификаторе и статье 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ. ориентирует должностных лиц таможенных органов на ютегорию товаров и субъектов, в отношении которых в рамках таможенного контроля принимается решение о необходимости требования дополнительны* документов.
Рис. 8. Перечень документов, представляемый участником ВЭД при вывозе с территории РФ или ввозе на территорию РФ ПВН (составлен авторами)
Библиографический список:
1. SIPRI releases Annual Review 2020. URL: https://www. sipri.org/news/2021/sipri-releases-annual-review-2020
2. Федеральный закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СПС КонсультантПлюс. URL: http:// www/consultаnt/ru/
3. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www/consultаnt/ru/
4. Таможенная статистика внешней торговли РФ. Официальный сайт ФТС России // URL: http://stat. customs.ru/analysis
5. Глава 22, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 г. (Приложение № 1 к Договору о Таможенном Кодексе Евразийского экономического союза) // СПС Консультант-Плюс. URL: http://www/consultаnt/ru/
6. Решение № 41 Коллегии Евразийской экономической комиссии «О проекте Соглашения о порядке перемещения продукции военного
назначения между государствами - членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза» (Принято в г. Москве 10.05.2012) // СПС Консультант-Плюс. URL: ЬИр:/М"^м7сомикап1:/ ru/
7. Олейник О.М. Лицензирование предпринимательской деятельности: проблемы теории и практики // Журнал Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012 г. // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/litsenzirovanie-predprinimatelskoy-deyatelnosti-problemy-teorii-i-praktiki
8. Положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062 (далее - Положение о порядке лицензирования) // СПС « Гарант».
9. Приказ ФСВТС России от 13 марта 2015 г. № 20-од «Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к военной номенклатуре товаров и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений» // СПС « Гарант».