7. Грушихина В. А. К вопросу об особенностях проведения психолого-лингвистических исследований материалов, содержащих признаки экстремизма // Сибирский юридический вестник. 2014. № 4. С. 113-117.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.06.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
9. Указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 (ред. от 17.02.2016) «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Минске 10.10.2014, ред. от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Ю. А. Максимов
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В статье проведен анализ механизма осуществления экспортного контроля при перемещении через таможенную границу продукции военно-технического назначения. Обоснована необходимость подготовки специалистов таможенных органов по контролю за перемещением через таможенную границу товаров военно-технического назначения.
Ключевые слова: товары военно-технического назначения; национальная безопасность; экономическая безопасность; внешнеторговая деятельность; финансы; объекты интеллектуальной деятельности; экспортный контроль.
Yu. A. Maksimov
IMPLEMENTATION OF EXPORT CONTROL OF MILITARY-TECHNICAL GOODS CONTAINING OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY
The analysis of the mechanism of implementation of export control when moving military-technical goods across the customs border is performed in the article. The need for training specialists of customs authorities to control the movement of military-technical goods across the customs border is justified.
Keywords: military-technical goods; national security; economic security; foreign economic activity; finance; objects of intellectual property; export control.
Интеллектуальная собственность в современном мире является одним из самых ценных экономических активов, участвующих в международном торговом обороте. В инновационной экономике, основанной на знаниях, вопросы охраны интеллектуальной собственности приобретают первостепенное значение.
Внешняя торговля связана с перемещением через таможенные границы различных объектов интеллектуальной собственности (ОИС), которые опосредованно присутствуют в абсолютном большинстве товаров, в том числе и в товарах военно-технического назначения.
Защита прав интеллектуальной собственности приобретает все большее значение в условиях глобализации мировой экономики и роста международной торговли. Через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) перемещается все больше товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которая иногда составляет большую часть стоимости товаров.
В соответствии со ст. 351 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза [1], в том числе путем создания и ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Данный реестр государств-членов ведется Евразийской экономической комиссией, в него включаются объекты интеллектуальной собственности на основании заявления правообладателя или лица, представляющего его интересы или интересы нескольких правообладателей.
В реестр включаются объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в каждом государстве - члене ЕАЭС. Это объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
Существенная доля высокотехнологичной продукции в экспорте Российской Федерации (РФ) содержится в основном в поставках товаров военно-технического назначения. Так, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира ^1РШ) [2], доля России в этом сегменте товарооборота в 2012-2016 гг. составила 23% от общего объема. Большая часть поставок (70%) приходится на «традиционных» российских партнеров - Индию, Вьетнам, Китай и Алжир, хотя доля России в этих странах постепенно уменьшается: в 2002-2006 гг. - 26,2%, а в последние годы она составляла 24,2%. При этом доля России в мировом импорте оружия выросла с 0,1% в 2007-2011 гг. до 0,5% в 2012-2016 гг.
Основным поставщиком продукции военно-технического назначения, содержащей ОИС, является государственная корпорация АО «Рособоронэкспорт», входящая в состав корпорации «Ростех», которая поставила в 2016 г. продукции военного назначения на сумму 13,1 млрд долл. США.
Кроме того, в соответствии с решениями Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) организации Корпорации по прямым контрактам поставили продукции военного назначения в государства -члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на сумму 2,6 млн долл. США. Поставки продукции военного назначения по линии АО «Рособоронэкспорт» и субъектов военно-технического сотрудничества Корпорации осуществлялись в 52 страны мира [3].
Военно-техническое сотрудничество со странами СНГ носит многосторонний характер и включает не только поставки продукции военного назначения в интересах национальных вооруженных сил, но и обеспечение функционирования и развития национальных предприятий оборонных отраслей промышленности на основе механизма производственной и научно-технической кооперации с общим использованием объектов интеллектуальной собственности в данной сфере.
Особая сложность государственного регулирования обеспечения экспортного контроля в сфере перемещения через таможенную границу товаров военно-технического назначения обусловлена, прежде всего, необходимостью координации действий различных ведомств, заинтересованных в результате такой деятельности.
Рассмотрим сложившийся порядок государственного регулирования оборота высокотехнологичной продукции военно-технического назначения, содержащей ОИС, через таможенную границу ЕАЭС.
В целях идентификации ввозимой и вывозимой продукции военного назначения при совершении таможенных операций ФТС России применяется «Классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству». Это, в свою очередь, ведет к включению в правоотношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров военно-технического назначения, ФСВТС России, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством контроль и надзор в области военно-технического сотрудничества [4]. ФСВТС России принимает решения о ввозе в Россию и вывозе из нее продукции военного назначения в порядке, установленном Президентом РФ, выдаче в установленном порядке субъектам военно-технического сотрудничества лицензий на ввоз в Россию и вывоз из нее продукции военного назначения, осуществляет учет, регистрацию и согласование контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, а также контролирует исполнение этих контрактов.
Активно участвует в процессе контроля и правового регулирования внешней торговли товарами военного назначения Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, которое выступает координатором деятельности органов военного управления по осуществлению военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения и организации деятельности заграничных аппаратов Министерства обороны РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Особое место в обеспечении безопасности занимает Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам осуществления экспортного контроля, в том числе при перемещении через таможенную границу продукции военно-технического назначения [5].
Общую схему регулирования перемещения через таможенную границу продукции военно-технического назначения можно представить в виде схемы (рис. 1).
При выполнении Федеральной таможенной службой (ФТС России) своих функций по охране интеллектуальной собственности одной из основных задач является контроль за перемещением через таможенную границу продукции военно-технического назначения, содержащей ОИС.
К функциям ФТС России в области экспортного контроля относятся обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством запретов и ограничений в отношении контролируемых товаров военно-технического
назначения, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, и осуществление таможенного оформления и таможенного контроля товаров этой категории [6].
Межгосударственные органы экспортно-импортного контроля Таможенного союза и ЕАЭС
31
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
31
Федеральная таможенная служба
Субъекты экспортной деятельности
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Субъекты импортной деятельности
Главное управление по международному военному сотрудничеству Министерства обороны РФ
Рис. 1. Государственное регулирование экспортно-импортных операций с товарами военно-технического назначения
Порядок подготовки внешнеторговой сделки с продукцией военно-технического назначения, а также ее перемещения через таможенную границу можно представить в виде схемы (рис. 2).
В целях упорядочения таможенного контроля различными федеральными органами, например Министерством обороны РФ, Федеральным Собранием РФ, различными промышленными и научными организациями составляются контрольные списки товаров, которые утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.
Однако, несмотря на сравнительно четко сформулированные перечни товаров, осуществление экспортного контроля за перемещением товаров, содержащих ОИС, через таможенную границу ЕАЭС остается важной проблемой.
Для товаров военно-технического назначения, перемещаемых через таможенную границу, проведение экспортного контроля со стороны таможенных органов обязательно. Для регламентации проведения экспортного контроля в ФТС России действуют «Методические рекомендации по вопросам применения законодательства в области экспортного контроля и военно-технического сотрудничества при помещении товаров под таможенные процедуры», являющиеся приложением к письму ФТС России от 16.12.2015 № 01-11/62618.
В целях идентификации ввозимой и вывозимой продукции военного назначения, в том числе содержащей ОИС, при совершении таможенных операций применяется «Классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству» [7]. По результатам проведенной идентификации в таможенный орган представляются соответствующие заключения и другие документы для совершения дальнейших действий помещения товара под
таможенные процедуры. Порядок выдачи соответствующих заключений определен в источнике [8].
Рис. 2. Схема подготовки внешнеторговой сделки и перемещения через таможенную границу продукции военно-технического назначения
При перемещении товаров военно-технического назначения через таможенную границу актуальным является вопрос их идентификации со стороны ФТС России на предмет соответствия перемещаемых товаров указанным в заключении и иных документах и использования в данных товарах объектов интеллектуальной собственности, подлежащих правовой охране. Идентификация предполагает установление соответствия конкретных товаров, материалов, оборудования, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий.
В существующей системе экспортного контроля ФТС России рассматривается как последняя инстанция обеспечения экономической и национальной безопасности при осуществлении ввоза-вывоза товара, который может представлять угрозу российским интересам. увеличение объемов таких товаров,
перемещаемых через таможенную границу, повышает угрозу безопасности нашей страны.
Таможенные органы осуществляют контроль не только предъявленных документов, но и самой перемещаемой через таможенную границу продукции на предмет соответствия лицензии, идентификационным показателям и содержанию объектов интеллектуальной собственности в товарах, указанных в решении на поставку. Идентификация товаров военно-технического назначения, содержащих ОИС, выявила проблему отсутствия специалистов в таможенных органах, обладающих необходимой квалификацией в сфере идентификации и определения тактико-технических характеристик военно-технической продукции.
При этом проблема отсутствия в таможенных органах РФ квалифицированных специалистов в соответствующих областях знаний актуальна как для государственных контрольных органов, так и для участников внешнеторговой деятельности, осуществляющих перемещение через таможенную границу товаров военно-технического назначения.
В связи с переходом на «электронную таможню» сокращается объем проводимого фактического таможенного контроля, так как выбор основывается на теории рисков. Тенденции мирового развития определяют новые задачи по упрощению таможенных процедур и процедур логистики при ввозе и вывозе товаров с территории страны, уменьшению рисков нарушения законодательства стран - участниц ЕАЭС. Упрощение таможенных формальностей, сокращение времени таможенного контроля и оформления должны, в свою очередь, сопровождаться комплексом мер по повышению эффективности деятельности таможенной службы РФ, особенно в сфере обеспечения безопасности при перемещении военно-технической продукции через таможенную границу.
Таким образом, при экспортном контроле товаров деятельность ФТС России должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны с учетом интересов российских военно-промышленных предприятий и иных экспортеров, защиту объектов интеллектуальной собственности и полноту осуществления таможенных платежей, обусловленных использованием ОИС в товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Для решения таможенными органами этих задач должна осуществляться в необходимом объеме и подготовка специалистов, проводящих экспортный контроль товаров военно-технического назначения, которые способны идентифицировать такие товары, в том числе и содержащие объекты интеллектуальной собственности.
Использованные источники
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Официальный сайт компании РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/02/2017/ 58aad8b59a794756977f5617 (дата обращения: 20.04.2018).
3. Отчет корпорации «Ростех» за 2016 год «В авангарде цифровой экономики» [Электронный ресурс]. URL: http://rostec.ru/upload/iblock/e01/e01a8d9bc243180bfe4174f14fbfb6ff. pdf (дата обращения: 20.04.2018).
4. Положение о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (утверждено Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1083) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Положение о Федеральной таможенной службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, ред. от 12.06.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения (утверждено указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Приказ ФСВТС России от 13.03.2015 № 20-од «Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
24 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2018